Меню

Инкерманский свято-климентовский пещерный монастырь - легкость и тяжесть. Свято-Климентовский Инкерманский пещерный монастырь: описание, история, расположение и интересные факты

Дополнительные элементы крыши

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского .

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии .

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий - создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым - часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827-1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма .

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой .

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу .

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм - это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе - маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом - постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше...

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку - товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху – на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.

До новых встреч на страницах блога www.сайт

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь - уникальная христианская святыня, сохранившая дух времени и передающая таинство служения в пещерных церквях и поныне.

Монастырь спрятан в развалинах средневековой крепости. С первого взгляда христианская святыня поражает величием белоснежных построек на фоне хмурых скал, которые обосновались на берегу речки Черной.

Климент - Папа Римский и раб в каменоломнях

Знаменитый камень Инкермана добывается с начала 1 века н.э, в его каменоломнях возник пещерный мужской монастырь, основателем и покровителем которого является Святой Климент.

Читайте о других православных святых:

В начале новой эры, в 20-30 годах в семье богатого римлянина родился сын Климент. Будучи еще малолетним, мальчик потерял мать и братьев, которые пропали во время путешествия в Афины, а затем исчез и отец, поехавший на поиски жены и детей. Климент возрастал в роскоши, изучал философию, религию, пытаясь найти ответ, куда исчезают людские души после смерти.

В возрасте 24 лет юноша слушал проповеди ученика Иисуса Варнавы, а затем был представлен апостолу Петру, который и крестил Климента.

Дивным образом новообращенный христианин среди учеников и последователей Иисуса Христа встречает мать, потом братьев и отца.

Ставши сподвижником Петра, Климент рукополагается в епископы и назначается Папой Римским во время жесточайших гонений на христиан.

Священномученик Климент, папа Римский

Это время наполнено благодеяниями и чудесами исцелений, дарованных Богом, которые были как бельмо для римского императора Траяна.

По велению гонителя христиан Папе Римскому Клименту был выдвинут ультиматум - либо он поклоняется римским богам, либо становится рабом на каменоломнях Херсонеса. Верный Богу епископ отправляется в изгнание в крымские каменоломни, где силой духа и исповеданием жертвы Христа завоевывает для Господа все больше учеников.

Во время особенного зноя по молитве праведника Климента из скалы потек источник свежей воды. Весть о чуде быстро разнеслась по округе, привлекая паломников, среди которых были и язычники.

Интересно! За время жизни в пещерах вблизи Херсонеса римский епископ крестил более полутысячи язычников , которые впоследствии основали около 75 церквей. При этом христиане разбивали языческих идолов, разрушали капища.

Среди пещер и скал вырос маленький храм, в котором совершались Литургии.

Взбешенный император Траян отправляет к Клименту посланника с новым ультиматумом - отказ от веры или смерть через утопление. Выбравшего второй вариант Климента привязали к якорю корабля и утопили.

Смерть священномученика Климента

По легенде в девятом веке русские святые Кирилл и Мефодий прибыли на берег моря и усердно молились. По молитве святых море отошло почти на 500 м, и в одном из гротов было обнаружено тело Климента. Часть останков была оставлена в пещерном храме, а часть перевезена в Рим.

Высоко оценив подарок, Папа Римский дает разрешение русским святым перевести Библию на русский язык, ибо прежде она переписывалась на греческом, римском и еврейском языках.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем , который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Восстановление в XIX−XX веках

После присоединения Крыма к Российской империи началось восстановление монастыря, но без особых денежных вложений.

В 1852 году была открыта церковь св. Климента, за ней в 1867 - храм св. Мартиниана, которые очень пострадали во время Крымской войны. Как птица феникс возрождался каждый раз Климентовский монастырь, привлекая все больше паломников.

Открываются новые храмы, монастырь посещают великие князья, среди которых был и Алексей Михайлович. В 1910 году мужской монастырь состоял их двух зданий для проживания монахов, в одном из них была обустроена домовая церковь, открыта церковно-приходская школа.

Инкерманский Климентовский монастырь, начало XX века

Гражданская война, революция привели к тому, что в 1929 года монастырь был закрыт, но в пещерах около него остались верные четыре монаха.

В память о битвах вокруг Инкермана во время Великой Отечественной войны свидетельствует памятник воинам 25 Чапаевской дивизии, расположенный в монастырском дворе.

Современный мужской монастырь св. Климента

Своим современным видом мужской Климентовский монастырь обязан ныне покойному архимандриту Августину, при жизни которого были восстановлены обители.

Вход в пещерный монастырь осуществляется через закопченные двери, с обеих сторон оберегаемые образами архангелов Михаила и Гавриила.

Каменная лестница выводит к общему коридору, пройдя по которому можно посетить пещерные храмы:

  • Мартиновский;
  • Андреевский;
  • Климентовский.

Вырубленные в стенах окна и двери некогда выходили на балконы. Из их окон видны маленькие часовенки, украшенные крестами, как ласточкины гнезда, прилепившиеся к пещерным скалам.

Стена Инкерманского монастыря

С левой стороны видны склепы с черепами почивших монахов, они напоминают живущим, что ничего нет ценного в мире, кроме веры.

«Из праха взят, в прах обратишься, и не спасут богатство, статус или власть».

«Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы».

По преданию церковь св. Андрея вырублена хранителем монастыря, св. Климентом. Низкие потолки, алтарь, отделенный скальной перегородкой, маленькие окошки для исповеди - все это является ожившей легендой о жизни христиан в катакомбах.

Пещерный храм Андрея Первозванного

В форме базилики встречает посетителей главный храм, церковь св. Климента. Отличительной чертой его являются византийские рельефы креста.

Восстанавливаемый наземный храм Святой Троицы хранит мощи святого основателя монастыря, ангела-хранителя христианской святыни.

Святые места на крымской земле:

Как добраться, расписание богослужений

От общей остановки, известной как «Пятый километр», куда можно добраться из Севастополя троллейбусами, до Инкерманской святыни ходит автобус или маршрутка номер 104, которые за полчаса доставят туристов к месту поклонения.

Другим, более интересным в теплое время года, будет вариант - катер, который отправляется с Графской пристани Севастополя, который доставит вас к монастырю за 40 - 50 минут.

Посетить Климентовские храмы можно ежедневно с 9.00 до 18.00

Богослужения проводятся каждую пятницу, в выходные и праздничные дни. В 7.00 начинается утреннее служение, в 17.00 - вечернее.

Пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане

Настоятель: ? Адрес: г. Инкерман (пригород Севастополя), на правом берегу р. Чёрной Телефон: ? Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя - Инкермане. История Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV-XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков. Св.Климент I , четвёртый епископ (папа) Римский, апостол от 70-ти, рукоположен ап.Петром. Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь.Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес. Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы. Церковь св. Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России. В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь св. Климента. В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина). C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. Местонахождение Монастырь находится в городе Инкерман (пригород Севастополя) на правом берегу р. Чёрной. Проезд: катером от Графской пристани; электричкой до платформы "Инкерман"; авт.117,103 от остановки «5-й километр»; автобусом 106 от площади Захарова на Северной стороне или любым междугородним автобусом проходящим через Инкерман до остановки "Втормет"(возле автомобильного моста через Чёрную Речку). Примечания Данный объект расположен на территории полуострова Крым, бо́льшая часть которого является предметом территориального спора между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно административно-территориальному делению России, на полуострове располагаются субъекты РФ Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма располагаются входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь. НПЦ «ЭКОСИТИ-Гидрофизика». По другим сведениям, Николаевская церковь разрушена во время Великой Отечественной войны, см. По материалам