Меню

С чем связан праздник сретение господне. Сретение

Дополнительные элементы крыши

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.

По Закону Моисееву

Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.

По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку. Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские. Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.

Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.

Встреча небесного и земного

Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.

Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим. В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца. Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.

Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.

Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира. Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.

Праведный Симеон

Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм. На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль. Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.

Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.

Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.

Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы. И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень. После этого чуда все сомнения его оставили.

Исполнение пророчества

Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения.

Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира. Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

Когда же он был установлен?

На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление. В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла. Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.

Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках. В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.

Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью. Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху. Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.

Месточтимый религиозный праздник

Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их комментариями и пояснениями. Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне. Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.

На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.

Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.

Праздник, спасший Византию

Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.

В "Четьих-Минеях" ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках. В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение. Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.

И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.

Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения. И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия. Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.

Исторические свидетельства легендарных событий

Несмотря на то что события, изложенные в "Четьях-Минеях", более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.

Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней. Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.

Праздник христиан всего мира

Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному. Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось. В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.

Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.

Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.

Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.

Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним. Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше). Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним

Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы. Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми. Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.

Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.

Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.

Узнав в общих чертах, что за праздник - Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Сретение Господне - одно из завершающих православных событий уходящей зимы. В этот период природа часто намекает нам на скорое наступление весны и смену погоды. Не удивительно, что с этим праздником связано немало народных примет и суеверий.

Сретение Господне - одно из двенадцати великих православных событий. Данный праздник посвящен земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери.

В этот день необходимо следовать традициям, чтобы защитить себя и своих близких от неприятностей. Многие православные праздники посвящены святым, а также их заслугам в оказании помощи нуждающимся людям.

Можно сказать, что Сретение Господне - уникальный праздник. В этот день мы вспоминаем о земной жизни нашего Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Сретение Господне входит в число двунадесятых непреходящих праздников, и его дата, как обычно, приходится на 15 февраля. С церковнославянского языка название события переводится как «встреча».

Этот день посвящен первой встрече Иисуса Христа и Богоматери с праведником Симеоном Богоприимцем.

В этот день верующие вспоминают о важном событии, произошедшем в земной жизни нашего Спасителя. Исходя из законов Ветхого Завета, женщина после родов не должна была посещать в церковь в течение 40 дней. По окончании срока мать приходила в храм, чтобы совершить обряд очищения и принести благодарственную жертву Царю Небесному.

Пресвятая Богородица была чистой, верующей и непорочной Девой, поэтому в дополнительном очищении она не нуждалась, но, несмотря на это, она подчинилась предписаниям закона. Когда Божья Матерь с младенцем на руках переступила порог храма, навстречу ей вышел праведный старец Симеон с целью провести церковный обряд.

Когда Симеон увидел праведную Деву Марию с ребенком на руках, он понял, что это есть Мессия, появления которого он ждал в течение многих лет. После этого старец понял, что теперь он может спокойно умереть.

Симеон взял на руки Иисуса Христа, благословил его, а затем произнес предсказание о Спасителе. После этого православные верующие стали называть старца Богоприимцем. Одним из свидетелей события была старая вдова Анна.

Смысл праздника

Основной смысл праздника заключается в долгожданном пересечении двух эпох, которые стали называть Старым и Новым Заветом. Симеон Богоприимец сумел достойно завершить старую эпоху, а главным представителем нового времени стал долгожданный Мессия. Более ста лет человечество ожидало встречи со Спасителем. С этого момента вера и то, что люди исповедовали в течение многих лет, наконец-то обрело своего Создателя.

Сретение Господне - праздник, посвященный не только Богоматери и Младенцу Иисусу Христу, но и Господу Богу.

Говоря о религиозных обычаях, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом:

«Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас!».

Что же касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником.

Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника - «Сретение» - объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны.

Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет:

«На Сретеньев день снежок - весною дожжок»,

Говорили они, гадая о будущих дождях.

Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами».

Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги.

В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.

Истоки

В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.

Что означает Сретение Господне

По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.

Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.

Важность встречи

Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.

Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена

Более подробно о Симеоне Богоприимце

Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.

Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.

День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.

Анна-пророчица

В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.

Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.

Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня

Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.

А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.

Актуальные приметы

Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.

Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.

Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.

В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.

Сретение Господне: традиции

Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.

В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.

Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.

Особенности празднования

Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.

Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).

Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.

Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.

Иконография Сретения

Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.

Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.

Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).

Значение иконы «Умягчение злых сердец»

Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.

В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.

15 февраля Церковь отмечает Сретение Господне. Слово «сретение» означает встречу, лицезрение чего-то или кого-то значительного. В данном случае – встречу человечества в лице святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с Господом Иисусом Христом.

Значение и события праздника

В День Сретения Господня праведники ветхого завета, такие как Симеон Богоприимец или Анна Пророчица наконец увидели обещанного им Спасителя, который примирит с Богом томящееся падшее человечество. В этот день Ветхий Завет в лице закона также встречается с Новым Заветом и его благодатью, привносящей в закон жизненную силу и делающей его тем самым «лёгким игом» о котором позднее будет говорить Господь.

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения. Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. При нём также воспитывались до определённого возраста посвящённые Богу дети (как сама Пресвятая Богородица). Также туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Из Предания нам известно о том, что Симеон был в числе 72 переводчиков Септуагинты – версии Ветхого Завета на греческом языке, которая была создана в III веке до Рождества Христова по желание египетского царя Птолемея II Филадельфа для пополнения знаменитой Александрийской Библиотеки.

Птолемей попросил еврейских старейшин отрядить для перевода самых грамотных и опытных переписчиков, знающих греческий. Каждому досталась определённая часть работы. Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до места, где говорилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой предыдущего переписчика и решил исправить слово на: «жена» (женщина).

В эту минуту к Симеону явился ангел Господень. Он удержал его руку и уверил в правильности пророчества, в которой он сможет убедиться сам, так как по воле Божией доживёт до рождения Спасителя. Учитывая то, что Симеон уже был опытным переводчиком на момент приглашения царя Птолемея, ко времени встречи со Спасителем ему могло быть 300-350 лет.

О праведной Анне нам известно из Евангелия от Луки: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Проповедовала о появлении Мессии и праведная Анна, рассказывая о Нём жителям Иерусалима.

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Становление и особенности праздника

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Воскресения Христова (Пасхи). В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечается 2 февраля (15 февраля по григорианскому календарю).

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (редко) праздничное богослужение, переносится на предыдущий день – 1 февраля, Неделю Адамова изгнания (прощёное воскресенье).

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Древнейшим свидетельством о чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам» западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его «сороковым днем от Богоявления», а также кратко и эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, уже литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века, где Сретение определено, как: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века, в противовес осуждённому на Халкидонском соборе 451 года монофизитству, утверждавшему, что Иисус Христос является только Богом в человеческом теле, а не Богочеловеком.

В богослужении Сретения сочетаются особенности господских и богородичных двунадесятых праздников. Праздничные стихиры и канон, повествующие о событиях праздника и его великом значении, написаны известными церковными гимнографами – Анатолием, патриархом Константинопольским (V век); преподобным Андреем Критским (VII век); преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (VII-VIII века), Германом, патриархом Константинопольским (VIII век) и преподобным Иосифом Студитом (IX век).

Иконография Сретения носит глубокий символический смысл: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя представляет собой как бы ветхий мир, наполняющийся и оживотворяемый Божеством, а Матерь Божия, отдающая сына как бы отпускает его на крестный путь и спасение мира.

Интересно, что также существует и икона, символизирующая собой пророчество Симеона Богоприимца, сделанное Деве Марии. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Традиции праздника

В праздник Сретения Господня в конце шестого часа принято освящать церковные свечи и раздавать верующим.

Традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришла в Русскую Православную Церковь от католиков через требник митрополита Петра (Могилы) в 1646 году.

Католики освящали свечи и пускались с ними в крестный ход, которым пытались отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня (Имболк, Луперкалии, Громницы и т.п. в зависимости от местности и народности). В Православии к сретенским свечам относились проще и благоговейнее – их хранили в течение года, зажигая во время домашней молитвы.

Также Сретение Господне является Днём православной молодёжи с 1953 года. Идея праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос», объединяющему уже более 100 молодёжных организаций из 40 государств.

В этот день во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры и другие интересные мероприятия.

В России с 2002 года молодёжная активность дополнилась традицией проведения красивейших Сретенских балов.

В народе принято говорить, что в день Сретения «зима с весной встречаются», то есть основные холода уже позади, день заметно удлинился и совсем скоро наступит весенний сезон. После праздника крестьяне начинали белить плодовые деревья, готовить к посеву семена и высаживать рассаду (дома).

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Сретения Господня! Пусть Ваша встреча с Богом будет столь же радостна, как и для праведного Симеона Богоприимца!

Андрей Сегеда

Вконтакте