Меню

А. Некрасов о назначении поэта и поэзии

Швеллеры и двутавры

Сочинения по литературе: Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении "Поэт и Гражданин".

Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится "поплатиться головой".

Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения. В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях. Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - "Кому на Руси жить хорошо", "Мороз, Красный нос", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда" - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах.

"Мужицкое счастье" - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: "Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал". И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего.

За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом. Много Н. А.

Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это "Муза мести и печали". Ее голова украшена "терновым венцом". Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной.

Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу. Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме "Мороз, Красный нос". Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива.

Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный "тип величавой славянки", который так дорог Некрасову. Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова.

Кто вдохновляет его на борьбу? "Муза мести и печали". В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет... Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания.

Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна ("Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе"). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. “Поэт и Гражданин”.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению Отечеству. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не льется из-под некогда острого пера пламенных речей. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении видно стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов замолвить слово за угнетенного, униженного русского мужика. Все самые известные его произведения – “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” – посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, па стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” – понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов спрашивает: “Назови мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал?” И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение – неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев. За эти крамольные идеи цензура постоянно запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это не прекрасная фея, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей.
Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных пи в работе, пи в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта – не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Творчество Некрасова, таким образом, имеет три основных направления: предназначение поэта, размышления о Музе и огромная любовь к пароду. Тем не менее эти направления тесно переплетаются и ведут к одной цели. Эта цель – борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.
Сам Некрасов в одном из последних стихотворений очень ясно говорило своем назначении, которому и посвятил всю жизнь:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий парод!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет…
Поэт мечтал посеять хоть редкие семена просвещения па народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда па то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить.
Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, – неустанно писать об этом, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Сочинение по литературе на тему: Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии

Другие сочинения:

  1. Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И Read More ......
  2. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Кюхельбекер первым, до Пушкина и Лермонтова, назвал поэта пророком. Положение пророка обязывало поэта находиться над толпой в борьбе Read More ......
  3. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Read More ......
  4. Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является Read More ......
  5. Одним из величайших поэтов XIX века мы можем смело назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихи многие учат наизусть, для кого-то он – любимый поэт. Казалось бы, мы все о нем знаем: жизнь, творчество, идеалы, принципы. А так ли это на Read More ......
  6. Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа. Поэзия – Та же Read More ......
  7. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! В. В. Маяковский Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и Н. А. Некрасову Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил Read More ......
  8. И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живет по законам другим, И кому умирать молодым. Он не помнит слова “да” и слова “нет” Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Read More ......
Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести

Людям «любви и правды чистые учения».

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных

Чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья. Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».

Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Сочинения по темам:

  1. XX век — это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы боль...
  2. В его стихах есть то, чтодолжен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества — это лирика, главными темами которой являются...
  3. В. Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровожда­лись улюлюканьем и свистом....
  4. Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Еще...

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской ли-тературы. Она прослеживается в твор-честве Державина, Кюхельбекера, Ры-леева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов также уделил этой теме большое вни-мание. Кюхельбекер первым, до Пуш-кина и Лермонтова, назвал поэта «про-роком». И это звание обязывало поэта посвятить жизнь борьбе за идеалы сво-боды, добра и справедливости. Пуш-кин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с кюхельбекеровским. Глас Бога взывает к поэту: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Пророк М. Ю. Лермонтова уже дру-гой. Он также наделен даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтов-ский бежит от людей в пустыню. Его от-вергают, и он не находит в себе сил для борьбы.

Поэт в понимании Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, пото-му что он идет с «карающей лирой», не-годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об-разом невозможно:

Его преследуют хулы :

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы ,

А в диких криках озлобленья .

Но его позиция: «Не может сын гля-деть спокойно на горе матери род-ной», — есть позиция поэта-гражда-нина.

Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856). Написанное в фор-ме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространен-ной в то время теорией «чистого ис-кусства»:

Мы рождены для вдохновенья ,

Для звуков сладких и молитв .

Главная мысль, которая утверждает-ся Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом мо-жешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта идея звучит и в стихотворении «Эле-гия», которое начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода ,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна .

Не верьте , юноши , не стареет она .

В стихотворении «Сеятелям» Некра-сов призывает молодежь сеять «разум-ное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно да-дут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ».

Идеал поэта — борца за свободу Не-красов представил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба гото-вила путь славный, имя громкое народ-ного заступника, чахотку и Сибирь». Прототипом Гриши Доброскпонова яв-ляется, безусловно, Добролюбов, о ко-тором Некрасов в стихотворении, по-священном третьей годовщине его смерти, сказал:

Какой светильник разума угас !

Какое сердце биться перестало !

В произведениях Некрасова очень ча-сто встречаются обращения к Музе, ко-торая вдохновляла его творчество и ко-торой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом», «Угомонись, моя Муза задорная!», «О, Муза! Я у двери гроба» и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщи-ны, богини, а образ страдающей крес-тьянки:

Вчерашний день часу в шестом

Зашел я на Сенную .

Там били женщину кнутом ,

Крестьянку молодую .

Ни звука из ее груди ,

Лишь бич свистал , играя ,

И Музе я сказал : «Гпяди !

Сестра твоя родная ! »

«Кнутом иссеченная Муза», «Муза мести и печали» — такова поэзия Не-красова.

Поэтическим завещанием поэта можно назвать стихотворение «Эле-гия», близкое по теме «Памятнику» А. С. Пушкина. Но Некрасов утвержда-ет совершенно иное понимание роли поэта:

Я лиру посвятил народу своему .

Быть может , я умру , неведомый ему ,

Но я ему служил и сердцем я спокоен .

И сам Некрасов твердо следовал из-бранным принципам: был поэтом-три-буном, поэтом-гражданином, патрио-том — певцом своей родины.

Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для на­рода. Поэтому тема назначения поэта - централь­ная тема не только поэзии XIX века, она прони­зывает все творчество и современных поэтов, для которых судьба родины и народа - их судьба.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Не­красов как представители передовых кругов рус­ского общества XIX века возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее по­следующее развитие.

Русская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова - к револю­ционерам-демократам были той школой, в кото­рой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили в разное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них о своей поэтической музе.

Так, А. С. Пушкину она иногда казалась «по­другой ветреной», «вакханочкой», «барышней уездной, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», а чаще всего музой, призван­ной «глаголом жечь сердца людей».

М. Ю. Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, а затем - страстно желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры и надежд.

Образ некрасовской музы оставался неизмен­ным на протяжении всего творчества поэта. Он был верен своей музе, борьбой и страданиями кровно связанной с народом.

Однако такое индивидуальное представление о поэтической музе не умаляет основного - ис­тинного назначения поэта и поэзии, назначения, которое поэты видели в служении своему народу, отечеству. Во всем, о чем бы ни писали поэты, ска­зывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что тес­нило, подавляло, калечило народ и жизнь лич­ности.

Так, стихотворения А. С. Пушкина «Воль­ность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали сво­бодолюбивые идеи, передовое общественное созна­ние. В стихотворении «Кинжал» Пушкин осужда­ет массовый террор якобинцев и одновременно славит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судии позора и обиды». Многими декабристами это стихотворе­ние было воспринято как призыв к свержению самодержавия.

После разгрома восстания декабристов в лири­ке Пушкина начинают все сильнее звучать фило­софские мотивы - раздумья о смысле и цели жизни, о поэте и его назначении, об отношении между поэтом и обществом, он продолжал живо интересоваться общественной жизнью, полити­кой. В это время Пушкин пишет послание декаб­ристам «В Сибирь» (1827 г.), «Арион» (1827 г.) и др. Поэт не только пытается найти выход из последекабристского «тупика», но и в известной степени указывает такой выход. В послании в Си­бирь, вдохновленный подвигом жен декабристов, Пушкин стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих братьев, друзей не только надеж­дой на то, что «темницы рухнут», но и утвержде­нием великого значения их дела:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

В стихотворении «Арион», написанном в связи с годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником - певцом де­кабристов («Пловцам я пел»), но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны прежние пою»). Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому видит истинное назначение поэзии в служении на­роду:

Восстань, пророк, и вяждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое от­кликается на всякий призывный звук жизни.

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов. «Нет двух поэтов столь существенно различных, - писал В. Г. Белинский, - как Пушкин и Лермонтов. Пушкин - поэт внутреннего чувства души; Лер­монтов - поэт беспощадной мысли, истины.

Пафос Пушкина заключается в сфере самого ис­кусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности». Благородная и светлая поэзия Пушкина развивалась на почве на­дежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И напряжение на­родных сил в Отечественной войне 1812 года, и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.

На смену светлому и непосредственному, от­крытому взгляду на мир, на смену упоению жиз­нью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декаб­ристов. И в поэзии Лермонтова с первых же строк звучит тема одиночества.

Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пуш­кина и «Пророка» Лермонтова. Лермонтов под­хватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворе­ние звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко от­крытом перед ним, ждущем его:

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе - печали и разочарования. Мир, куда вы­ходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том остров­ке жизни («в пустыне»), куда его изгоняют «они», - те, кому пророк пытался проповедовать «любви и правды чистые ученья». Эти «они», ис­полненные бешеной злобы, самодовольной гордос­ти и неверия, «жадною толпой стоящие у трона», - палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они» - пестрая толпа «приличьем стянутых масок», это рабы и господа, населяющие «немы­тую Россию», это и «наше поколенье», постыдно равнодушное к добру и злу.

Ощущение потерянности, одиночества знакомо людям 30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бес­плодности молодого поколения, ничего не приоб­ретшего и преждевременно одряхлевшего. Но никто в то время в искусстве с такой силой и пол­нотой, с такой болью и страстью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительнос­ти. Протест заглушает в поэте настроение безыс­ходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня», - в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Муза Н. А. Некрасова - муза «мести и печа­ли», «сестра народа» - так называл ее поэт.

Поэзия Некрасова продолжала развивать луч­шие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение на­бирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения рево­люционеров-демократов 50-70-х годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назна­чении поэта и его месте в общественной борьбе.

В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:

Не будет гражданин достойный

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Устами Гражданина Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России.

Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по мнению Некрасова, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихо­творении «Элегия» (1874 г.), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написан­ных в последние годы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна -

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Некрасов выступает против тех, кто из «моды» проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества.

Таким образом, у каждого из поэтов по-разно­му сложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия питалась одной и той же идеей - слу­жить народу, защищать угнетенный народ. В раз­ных внешне образах музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы находим и близкие настроения и схожие художественные искания, ибо все они были сынами своего отечества, тонко чувствовали и понимали все противоречия общественной жизни.


Теги: Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) Сочинение