Меню

Игумен Киприан (Ященко) о воспитании детей. Православное воспитание

Швеллеры и двутавры

С отцом Кириллом мы знакомы более 30 лет. По многим спорным вопросам, раздирающим церковное общество, люди притекали к батюшке, для них его слова были настолько авторитетны, что не требовалось дожидаться соборных церковных постановлений. Однако отец Кирилл никогда не противопоставлял свое мнение общецерковному. Ум старца, как у многих святых отцов, плавает в Евангелии. Практически все его ответы на наши вопросы были не его собственными измышлениями, а прямыми цитатами из Евангелия. Слово Божие в жизни тех, кто следовал советам старца с доверием и послушанием, всегда приносило плод. В этом и совершалась сила Божия: всегда исполняя заповеди сам, он мог показать другим, как исполнить Евангелие в каждом конкретном случае.

Архимандрит Кирилл (Павлов) до сего дня является духовником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сам батюшка очень любит Священное Писание. После обеденной трапезы к нему в келию каждый раз набивалось множество монахов. Он открывал Евангелие, читал главу, закрывал и - без всяких трактовок и наставлений говорил свои знаменательные слова: «А теперь все на заслуженный отдых!» Известно, что монахи собираются на братский молебен к 5-ти утра, и днем перед вечерним Богослужением могут немного отдохнуть. Батюшка вообще часто говорил Евангельскими словами. Например, мог идти по братскому корпусу и, увидев одного из монахов, обратиться к нему: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» - и так до трех раз (Ин. 21:15-17).

«Ловушка» для духовных чад

Лет 20 отец Кирилл принимал в так называемой «посылочной». Это две малюсенькие комнатки под Трапезным храмом Преподобного Сергия: в одной сидел ожидавший народ, а во второй - батюшка исповедовал и беседовал. Иногда ждать в проходной комнатке приходилось долго: с раннего утра до самого вечера, но если вы попали в нее, батюшку вы уже точно увидите. Отец Кирилл сам выходил в эту комнатку, оглядывал всех, кого-то выбирал, кому пораньше надо было поисповедоваться. Иногда батюшке было тяжело, у него прихватывало сердце, и он виновато улыбался и разводил руками: «Перетрудился, не рассчитал...», - и ему помогали дойти до келии.

Старец Кирилл (Павлов) и монах Киприан (Ященко)

У батюшки была своеобразная «ловушка» для духовных чад. Когда мы спрашивали его благословения на выбор того или иного решения, он всегда спрашивал: «А ты сам, как думаешь?» И когда человек излагал свое желание, батюшка, как правило, благословлял: «Так и поступай». Подобно Амвросию Оптинскому, говорившему своим чадам: «Я человек слабый: если вы меня начнете уговаривать, я соглашусь», - отец Кирилл также никогда не ломал свободной воли человека. Я, признаться, не сразу разгадал эту «ловушку», но потом всегда сразу спрашивал: «Батюшка, как вы благословите». Он задумывался и давал свой совет. Часто на сложные вопросы батюшка отвечал не сразу: «Надо помолиться», - говорил он. Или предлагал: «Давай подождем до такого-то срока, а потом решим».

Сам кроткий облик отца Кирилла, тихий голос, согревающая любовь оказывают на людей сильнейшее воздействие. Перед нашей встречей я обыкновенно готовил целый список вопросов, но рядом с ним многие вопросы сами по себе разрешались, и необходимости что-либо спрашивать уже не было. На все праздники батюшка раздавал сладости, шоколадки, конфеты. Многие его духовные чада растягивали угощение на долгое время, употребляя утром после святой воды и просфоры как вещественное благословение отца Кирилла.

Скрепляющая печать

Мы знаем, что молитва батюшки обладает огромной действенной силой. Однажды я привел к нему одного высокопоставленного чиновника. Будучи яркой масштабной личностью, тот имел слабость к выпивке. Когда мы зашли в келию, батюшка нас радостно встретил, надел свою келейную полумантию, епитрахиль, поручи и сказал: «Давайте помолимся». Молитвы перед исповедью батюшка читал по множеству раз в день - всякий раз, когда кто-нибудь приходил, и его надо было поисповедовать. Когда старец начал молиться, повернувшись к нам спиной, этот респектабельный человек вдруг вздрогнул, его прошибла дрожь, и он впервые в жизни испытал глубочайшее раскаяние и великий стыд. Исповедовавшись со слезами на коленях, он с неожиданным смирением принял от батюшки епитимью: «Больше не пить ни капли». К своему великому удивлению он эту епитимью исполнил: и больше ни соблазны, ни собственная многолетняя тяга к спиртному не могли пересилить запрет старца. Батюшка сказал прямо: «Если ты вернешься к своей привычке, то сопьешься, и никакой пользы ни Отечеству, ни семье, ни себе самому не принесешь. Столь многим одаренный ты станешь мерзостью пред Богом». Для многих его слова и молитва были скрепляющей печатью, и жизнь менялась.

По вере вашей

Батюшка избегал встреч с теми, кто ему не до конца доверял. Если чувствовал, что человек сомневается, - не принимал. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы старец на кого-нибудь повысил голос. Когда ему пытались что-то навязать, с чем он был не согласен, он просто замолкал и сидел молча или под каким-нибудь предлогом удалялся. Отец Кирилл обычно отказывал в духовном руководстве тем, кто испрашивая совета, брал благословение, но поступал по-своему. Ничего хорошего в жизни таких людей и не случалось. У батюшки были любимые чада - самые послушные, испытавшие силу батюшкиных молитв на себе.

«По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).

Как я стал редактором

Однажды я был на одной образовательной выставке и меня поразила газета «1 сентября», в дополнение к которой еженедельно выходит несколько десятков специализированных приложений. Тут же ко мне подошел некий представительный человек, который оказался генеральным директором Издательского дома. Мы разговорились. Он внимательно выслушал мою искреннюю похвалу и удивленно с большим энтузиазмом отнесся к критике. Я ему сказал, что у него не хватает одного приложения. Он не мог мне поверить, но на всякий случай уточнил: «Какого?» «Что делают школьник и учитель в воскресный день?» - спросил я. - «Отдыхают» - «На самом деле Господь заповедал человеку отдать седьмой день Богу. И надо еще знать, как это сделать». Так возникла идея издания приложения «Воскресная школа». И директор издательства тут же предложил мне быть ее главным редактором. С этим человеком мы виделись впервые в жизни. Журналистикой я никогда не занимался. Я сказал, что мне надо подумать. И поехал к отцу Кириллу с полной уверенностью, что мне этим заниматься не полезно. Когда я ему изложил историю этого фантастического предложения от человека, которого я не знаю и который меня не знает, отец Кирилл тем не менее твердо благословил меня быть главным редактором, а на возражения, что это не моя специальность, заметил: «Ты был учителем и директором школы, у тебя получится, осталось только собрать команду пишущих людей». И вот уже более 19-ти лет, несмотря на все искушения и перипетии, выходит в свет это издание, которое из газеты превратилось в журнал «Покров». И сколько я ни пытался уйти в сторону, уступив место главного редактора кому-то другому, мне ни разу это не удалось. Долгие годы у этого издания не было ни одного благотворителя. К моему удивлению, всякий раз из совершенно невероятных источников появлялись средства, и ровно столько, сколько было необходимо и достаточно для печати. Это всегда воспринималось как чудо, и иначе объяснить его как силой батюшкиного благословения невозможно.

Отец Кирилл внимательно читал наше издание и раздавал его своим многочисленным чадам. По великим праздникам мы ездили к старцу всем составом редакции. Он нам постоянно рекомендовал писать про святых и обязательно публиковать молитвы. Надо сказать, что на все множество церковных дел, которые мне пришлось начинать и вести, благословил отец Кирилл. Это создание Международных образовательных Рождественских чтений, Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» и Высших Богословских Курсов при МДА; это и деканство на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и преподавание в МПДА. Значение, которое эти дела со временем приобрели, также объясняю только силой батюшкиных благословения и молитвы.


Непреклонная келейница

Когда отец Кирилл жил в резиденции Патриарха в Переделкино, он много болел, попасть к нему было практически невозможно. Надо было договариваться с келейницами, с которыми у отца Кирилла были очень трогательные отношения. Как-то батюшка благословил приехать к нему с одним очень важным человеком, которому нужен был совет, но по каким-то причинам в дороге этому человеку пришлось задержаться. Я прошел к отцу Кириллу один, поисповедовался, и как раз подъехал этот человек. Надо было испросить разрешения келейницы, которая одна могла сказать охране на воротах, чтобы его пропустили. Но она наотрез отказалась: «Батюшку утомили, сегодня он уже никого принимать не будет». У отца Кирилла потрясающая память: он на неделю вперед помнил, во сколько и кто к нему должен приехать. И я ни разу не видел, чтобы он что-то записывал. Зная, что встреча назначена на сегодня, батюшка стал упрашивать свою келейницу. Она только и твердила: «Вы устали». «Это последний посетитель», - продолжал он. Но она была непреклонна. Батюшка понимал, что человек ехал издалека и нуждается в помощи, но никак не мог уговорить келейницу пропустить. В конечном счете, батюшка развел руками: «Видишь, ничего у нас не получается», - сказал он мне. С ним невозможно было создать какой-либо конфликт. Как только ситуация становилась неразрешимой, он уступал. Может быть, дело страдало, но мир сохранялся.

Один на один с Богом

В последние годы богослужений отца Кирилла в Патриаршей резиденции в Переделкино мне посчастливилось сослужить ему за каждой воскресной литургией. На литургии батюшка всегда был сосредоточен, не любил отвлекаться ни на какие разговоры. Сколько бы ни было сослужащих в алтаре, отец Кирилл один на один предстоял пред Богом, беседовал с Ним словами литургии. Многие из проповедей отца Кирилла записаны и изданы, они отличаются простотой, точностью формулировок, исходят из его огромного молитвенного и духовного опыта. У батюшки было одно исключительное правило, еще во время служб в Лавре, когда в Троицком соборе проповедь за литургией говорил отец Исайа или кто-нибудь другой из монахов, отец Кирилл всегда выходил из алтаря, стоял и вместе с паствой смиренно слушал слова с амвона. Это удивительное проявление смирения я не встречал больше нигде.

Прошу молитв о болящем архимандрите Кирилле.

Материал подготовила Ольга Орлова

Из архива газеты «Воскресная школа», 1997 г.


Беседа монаха Киприана (Ященко) с духовником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом (Павловым)

Сегодня сняты запреты для посещения храмов, можно свободно созидать в своих семьях малые церкви, детки, не имеющие груза атеистической пропаганды, могли бы с раннего детства жить святой жизнью. Но удивительные возможности, которые перед нами открылись, большей частью остаются неиспользованными. Батюшка, так что же мешает сегодня современным людям прийти к Богу?

По моему мнению, 70-летнее вавилонское пленение привело к безбожности. Люди как жили, так и продолжают жить без Бога. Сейчас хоть и появилась отдушина - восстанавливаются храмы и монастыри, открываются православные учебные заведения, но государство как было, так и остается - безбожным. Для того чтобы поднять духовный ландшафт, надо ввести Закон Божий везде, во всех учебных заведениях. Слово о Боге надо везде распространять, довести до сердца каждого человека слово в слово. Надо изменить нравственный дух в государстве. Сейчас царит дух нехристианский, дух растления. Введение Закона Божия поможет посеять добрые семена в душах всех людей, ведь сейчас сеются плевелы. Свободно ввести Закон Божий не удастся: идет борьба, противников много, отсюда - несвобода и те печальные последствия, которые мы имеем.

- Батюшка, может быть, недостаточно одного введения Закона Божия?

Закон Божий хотя бы какие-то добрые семена сеет. Без веры в Бога не может начаться перерождение души человека, его перевоспитание. Вопрос этот очень глубокий и очень важный - нам всем над ним нужно серьезно задуматься.

- Спаси Господи, батюшка!

Тема третьей лекции игумена Киприана (Ященко), декана педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, первого проректора Высших Богословских Курсов при МПДА, главного редактора журнала «Покров» – об эффективной форме передачи опыта, традиций, знаний, которая называется уроком. Первая лекция была опубликована в №12, 2010 г. журнала «Покров», вторая – в №1, 2011 г.
– Отец Киприан, на прошлой лекции вы загадали нам загадку о священнике из Сербии, который организовал воскресную школу, но неудачно: дети почти все разбежались. Тогда его друг дал ему некий совет, после чего ребята вернулись, и у этого батюшки стало учиться почти 400 человек. Какой совет дал ему друг? Мы сдаемся…
– Друг его был директором автобазы и он выделил воскресной школе сначала один автобус, потом второй, а когда мы приехали, там было уже шесть автобусов. Они начали ездить в паломничества, в путешествия, на пикники. Дети устают от школы, от сидения за партами, им нужен простор – поиграть, побегать. Им интересно – они едут, знакомятся, сами готовят себе еду, в поездках им тоже что-то новое рассказывают.
Перемена мест как метод, может быть, и не решающий. Но для детей такая экзотика оказалась привлекательной, и при всех тех же качествах школа удалась. Здесь разгадка даже не в перемене мест, а в том, что батюшка сумел организовать деятельность, к которой дети расположены, которая соответствует их возрастным и духовным интересам. Было соприкосновение со святынями, с природой, создано свободное общение между педагогом и детьми. Из чисто созерцательной познавательной деятельности он ввел их в активную, можно сказать игровую среду.
Подростков, как известно, смывает из воскресных школ, они из них улетучиваются. А если сделать военно-патриотический клуб, ребята наоборот сбегаются со всех сторон, для них это интересно. Потому что деятельная основа должна быть основополагающей для воскресных школ, любых просветительных и образовательных занятий. И духовно-просветительные центры, за которые мы сегодня ратуем, основаны на интересной для детей деятельности. Духовная составляющая в них – всего лишь производная, зависящая от личности педагога, который возглавляет процесс, руководит. Но если личность безбожная, интересная деятельность ведет не туда.
С точки зрения педагогики вообще не важно, на каком виде деятельности воспитывать детей, спорт это, ремесло или труд. Например, у отца Андрея Воронина из села Ковалево Нерехтинского района Костромской области собрались подростки-бандиты со всего района, и он смог с помощью бокса, экстремальных занятий – восхождения на Эльбрус, опускания в самую глубокую пещеру – всех объединить, сплотить вокруг храма. Он назвал это экстремальной педагогикой. Потому что дети, вышедшие из криминала, сложных жизненных ситуаций, по другому не понимают. Их нужно перед «употреблением» встряхнуть, взболтнуть…
Сегодняшняя наша лекция посвящена классической форме передачи опыта и знаний – уроку.
Урок начинается с некоего момента, обычно через несколько секунд после того, как в класс вошел педагог. У опытного учителя этот временной разрыв практически отсутствует, само появление педагога – уже тот самый момент. Если он остановился у доски – все замерли, действует рефлекс – попробуй шелохнись! А у неопытного это некая борьба, может быть, какое то представление.
Если вы оказались в незнакомом классе, скажите, пожалуйста, какими будут ваши первые слова детям?
– Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие мои! Давайте познакомимся.
– Встаньте, давайте познакомимся. Здравствуйте, дети, рад вас видеть, мир вам!
Вы сами почувствовали, как велика здесь цена каждого слова. Предположим, вы попали в смешную тональность (веселая – это нормально), но если дети начали смеяться, бывает очень трудно это остановить, смех покатится через весь урок. Что ни скажешь – все будет смешно. И вы сами заложили эту бомбу, своим первым словом, своим поведением. Или наоборот, можно привести детей к великой печали и раздражительности, когда они отвернутся, полезут под парты и не будут вас слушать – станут смотреть в окно, скучать.
Поэтому важно сказать необходимые, нейтральные слова, включить детей в процесс обучения. Это большое искусство и наука, в которой существует много теорий. Реально же каждый должен интуитивно ощущать: где я оказался, с кем? Что я здесь должен сказать? Как должен представиться? Как, кстати, детям следует представляться? По имени или по имени-отчеству?
– По имени-отчеству.
– Да, всегда немножко диковато звучит, если педагог приходит и говорит: «Называйте меня просто Ваня». Это нарушает традицию. Существуют определенные, я бы сказал, стереотипы восприятия учителя, которые лучше не нарушать, а наоборот, следовать им, и тогда все будет безболезненно, спокойно и привычно.
Следующий момент: мы договорились, что от нескольких секунд до получаса можно бороться за то, чтобы дети пришли в рабочее состояние. «До получаса» – я шучу, конечно, но порой действительно приходится вести некую борьбу, проявлять изобретательность, чтобы обстановка пришла в норму.
Второй элемент урока, вообще всякого образовательного действия в педагогической терминологии называется опросом. Опрос выполняет сразу несколько функций. Первая – диагностическая. На каком уровне находятся дети, что они вообще знают на заданную тему, а что для них терра инкогнита? Аудитории должны быть заданы зондирующие вопросы, немножко даже провокационные, но очень корректно составленные. Как только мы определили границу между знанием и незнанием, можем двигаться дальше: излагать тот материал, который мы приготовили, ради которого вообще затевается учебное действие.
Вторая функция опроса – актуализация знаний, которые дремлют, рассказать о них, если попросят, не всегда возможно. Эта своего рода немота, такой уровень освоения знаний, который не вербализуется. И даже в случае успешного изложения материала через некоторое время он опять порой уходит в подсознание, в подкорку. Причем интуитивно мы можем по-прежнему знать что -то, даже этим знанием пользоваться, но объяснить, артикулировать бывает очень сложно. Высокий уровень знаний – это когда человек внятно может о чем-то рассказать, сформулировать.
Чтобы привести знания в активное состояние, для того чтобы дети вспомнили, что они об этом предмете знают, вы должны задать им вопросы. Вообще, прежде чем двигаться в машине, ее надо прогреть, особенно зимой, иначе испортится мотор. Так и здесь, существует как бы гностический закон: для того чтобы что-то познать, ты должен разогреться, потренироваться, у тебя должна быть какая-то интеллектуальная пища, проблема. Человек, решая простые задачи, разогревается; его мозг, ум, познание приходят в деятельное состояние.
Бывает, когда внезапно задают вопрос, человек, даже если знает ответ, никак не может сориентироваться. А для детей это вообще тяжкая мука, когда как снег на голову сыплются требования каких-то знаний, размышлений.
В качестве образа идеального опроса я рекомендовал бы вам нарисовать воронку. Первый вопрос в воронке – самый широкий. Хорошо, если он эмоциональный, если ответ на него все знают и отвечать приятно, сам вопрос вызывает радость. Тогда у опроса появляется еще и третья функция – он эмоционально всех объединяет, устанавливает хороший рабочий контакт, взаимодействие между педагогом и учениками, снимает препятствия, настороженность, предубеждения. Потому что у детишек тоже тараканы в голове бегают, бывает, им в вас что то не нравится. И они начинают личностно осмысливать познавательную проблему, связывая ее с вами. Всем никогда невозможно угодить, а такие широкие вопросы снимают барьеры, которые обязательно возникают между аудиторией и педагогом. Появляется хорошее эмоциональное поле для познавательной деятельности.
Вообще урок – это управление познанием, познавательной стихией. Вот сидят люди, у них есть множество знаний. Как эти знания соединить, начать ими двигать, лить воду на мельницу всеобщего познания, продвижения? На эти вопросы отвечает наука дидактика, которая описана у Яна Амоса Коменского. Принципы, законы дидактики многие чувствуют интуитивно, не зная даже, как они формулируются. Как, допустим, закон гравитации: мы интуитивно понимаем, что, если свалимся с 10 этажа, ничего хорошего не получится.
Есть золотое правило дидактики: всякое положение должно иметь изобразительное подтверждение. Каждая словесная позиция связывается с неким образом. Тогда и память, и внимание, и мышление работают интенсивней.
Допустим, вы пришли беседовать с детьми по поводу Рождества Христова. Какой наиболее широкий вопрос можно задать детям – радостный для всех, объединяющий и в то же время личностный на эту тему?
– Какой самый главный праздник у детей? О дне рождения поговорить…
– Действительно, эта тема для них очень сенситивная. Попробуйте спросить: «Ребята, кто из вас любит праздновать день рождения?» Едва ли найдется нелюбитель отмечать свой или чужой день рождения. И от своего личного праздника мы можем перейти к теме Рождения Спасителя.
Далее мы спрашиваем: «А сколько лет прошло с этого события – Рождества Христова?» Здесь половина уже не знает, для них это загадка, но довольно легкая. Идем дальше, смотрите – вороночка сужается, сначала весь класс отвечает, потом полкласса или пол-аудитории, и наконец, мы приходим к некоему вопросу икс (он, кстати, может быть в разной аудитории разным), когда никто не может ответить. Наступает гробовое молчание. И вы торжественно объявляете: «Вот это и является темой нашего сегодняшнего урока, об этом мы как раз и поговорим». Как апостол Павел в ареопаге. Кстати, в Афинах до сих пор сохранилось это место, постамент «неведомому Богу», у которого проповедовал апостол Павел. Причем заговорив на их языке, он как бы встал на их территорию: «Они же почитают этого Бога? Почитают. И я Его почитаю, мы нашли общую тему, на которую и будем сегодня говорить». В теории дидактики это называется созданием проблемной ситуации.
Хотя в действительности проблемная ситуация – субъективная вещь. Почему учитель, у которого три 8-х класса, пишет три разных конспекта урока? Бывает, что один и тот же фокус в разных аудиториях не проходит. Встречаются сильные, мощные классы, где можно развернуться. А есть такие, что предложенной темы не тянут, там надо рассказывать совершенно по-другому, более эмоционально, тащить все на своих плечах. Поэтому создание проблемной ситуации – это всегда загадка, великое искусство педагога – прийти, поставить в хороший такой тупик всю аудиторию, а потом от этого тупика развернуться к знаниям. Тогда действительно возникает интерес: я этого не знаю – что это такое? Если эти вопросы возникли, значит, мы с вами на правильном пути, мы находимся в русле законов дидактики.
Очень важен опыт нахождения правильной тональности с аудиторией, верного построения логики опросов. Если один раз это произошло, то дальше появляется смелость и легкость.
Третий структурный элемент всякого урока, познания – это изложение нового материала. На разогретую душу слушателей, у которых актуализирована вся их познавательная мощь и все знания (причем уже точно поставлен диагноз, что представляет собой эта аудитория), мы должны изложить нечто новое. Это главная драматургия.
Рекомендую – есть такой закон «от трех до пяти»: три, максимум пять каких-то познавательных единиц человек может нормально усвоить за один раз, на одном уроке. Это могут быть крупные серьезные тезисы. Не нужно их дробить, мельчить, гнаться за большим объемом знаний, человек просто физически не может все это воспринять и уложить. Фактически что от вас требуется в изложении нового материала? Один, второй, третий тезис, но на самом деле их в запасе должно быть с десяток. Это всегда загадка, о чем придется рассказывать в аудитории. Конечно, есть некий стандарт образования, программа. Но преподаватель чаще всего пользуется этой программой, как гармошкой: то шире дает, то уже. Если он чувствует, что какие-то вещи классу известны, он это сокращает. А не известные может даже больше раскрыть, чем это необходимо по программе.
Поэтому хорошо бы иметь три тезиса, новых положения, новеллы, новости, которые никто (или большинство) не знает. И дальше надо внятно о них рассказать, причем кратко. Как вы думаете, сколько по времени длится опрос?
– Десять минут.
– Оптимально – 10–12, потолок 15, это уже если на чем-то забуксовали. Сколько длится изложение нового материала?
– Не более 20 минут.
– Да, 20 минут. Бывает даже 15, сильно то не разбежишься. За 15 минут можно три вещи рассказать (максимум четыре).
Еще самое тяжелое в изложении нового материала – это примеры. По каждому из этих положений должен быть пример, а лучше не один.
И должен быть какой-то зрительный образ, картинка, которая соединяется с этим знанием, отпечатывается в сознании человека.
Например, в прошлом году мы делали ежемесячник «Покров» на тему Великого поста. На первую страницу обложки нужно было поместить какую-то внятную красивую фотографию, взглянув на которую, можно сказать: это Великий пост. Кстати, это загадка и для вас – какую фотографию опубликовать?
– Чтение канона Андрея Критского.
– А как фотографически изобразить, что это канон Андрея Критского?
– Черное облачение молящихся, свеча, темный храм
– Можно опубликовать фотографию тернового венца.
– А что, терновый венец – символ поста?
– Вывеска на Макдоналдсе: «Закрыто. Пост».
– Дарю вам эту творческую задачу до следующего раза – решение принимаю в любом виде.
Таким образом, когда излагаешь новый материал, требуются зрительные образы, нужно что-то показать. В крайнем случае, педагог изворачивается и рисует словами, создает словесный образ. Но тогда надо владеть словом так, чтобы слушатели живо представляли себе некую картину со всеми подробностями.
Но на этом история не заканчивается. Дальше идет четвертая часть урока, которая называется закреплением. Как в фотографии – сначала проявка, потом закрепление. Вот вы дали новые понятия, знания, а дальше их надо применить, закрепить. Необходимо привести примеры, как этим пользоваться в реальной жизни, в типичных ситуациях. Здесь уместно творческое задание, в котором нужно что-то доделать, дописать, дочитать, доосмыслить. То есть новую информацию вы включаете в некий контекст других знаний или в контекст реальной жизни.
Я вам про интеллектуального мальчика на пароходе не рассказывал? Как-то наши благоворители взяли в Москве пароходик и поплыли на Валаам. Они путешествовали семьями, дети бегали, шалили, пара из них чуть не свалилась за перила, и родители решили их чем-то занять. Обратились ко мне: «Отец Киприан, давай, позанимайся с детьми, а то они здесь друг друга поубивают от безделья».
И я с ними начал проводить уроки в каюткомпании: до обеда, после обеда. Обычно мы с детишками работаем в диалоговом режиме. Я им предлагаю различные ситуации, вопросы задаю, они отвечают. И вот один мальчик, лет двенадцати, просто срывал все занятия. Какой вопрос я ни задам – он отвечает словами Священного Писания, причем точно. Такого познания я не встречал ни у одного семинариста, ни у одного слушателя Высших Богословских Курсов. Может быть, только у старцев. Вот, отец Кирилл (Павлов), великий старец, и у него ум лежит в Евангелии. А здесь 12-летний малец: что ни спросишь – он руку тянет. «Ты, хоть, – говорю, – не кричи. Руку поднимай, но не кричи». Потому что, если он еще и выкрикивает, все рушится, вся познавательная интрига исчезает.
Я на следующее занятие еще сложнее приготовил вопросы. Бесполезно – отвечает легко, играючи. Я после урока его оставил.
– Саша, – говорю, – ты откуда так Священное Писание знаешь?
– А я – победитель Международного библейского конкурса в Швеции. Первое место занял.
– Ничего себе! А как тебя угораздило?
– Ну как, – говорит, – папа пообещал мотоцикл купить. Я в прошлом году 3 место занял, подучил немножко, и в этом году – 1 место.
– И как мотоцикл?
– Сейчас выбираем, «хонду».
Дальше спрашиваю:
– Саша, а как ты свои знания применяешь?
Ходишь в воскресную школу?
– Нет, я в храм не хожу.
– А почему ты не ходишь?
– А я не крещеный.
– Как некрещеный? Почему же ты не крестишься?
– А я неверующий.
Мальчик в 12 лет – и неверующий человек.
Это, конечно, крайний случай. Но я множество раз убеждался: есть дети, которые бойко отвечают на уроках, участвуют в познавательных, интеллектуальных играх. Взрослые умиляются: «Какие умные, как хорошо отвечают!» Но не это критерий познания! А как они эти знания применяют? В реальной духовной жизни они эти знания используют или нет? Вот главный вопрос.
Если они знают Священное Писание, а в жизни руководствуются совершенно иными мотивами, никак не связанными с евангельскими, то мы не туда едем. Действительно, сделали приманку: хочешь мотоцикл? За подарок можно и Библию выучить. Ум пластичный, в этом возрасте дети легко заучивают стихи, тексты. Ребенок информацию воспринял и мог целыми кусками совершенно свободно выдавать Священное Писание. Но никакого отношения к духовной жизни это не имело. У него, оказалось, и родители неверующие.
– А почему они выбрали именно такую тематику? Почему не математику, не физику?
– Есть такой феномен у современных родителей – делегирование детей в Царство Небесное. Видимо, и у них был примерно такой же мотив: мы – бизнесмены, люди крутые, нам трудно уже выпутаться из этого водоворота, а здесь будет делегат. В принципе неплохой мотив, раньше в семьях одного из детей стремились отдать в монастырь, чтобы был молитвенник за весь род. Наверное, так можно объяснить. Хуже, если бы они к чему-то другому приклоняли ребенка.
У родителей, возможно, была надежда, что, изучая Священное Писание, мальчик расположится к духовной жизни. Вообще, такое действительно часто случается: человек начинает что-то изучать, проникаться, его сердце что-то трогает. Но этот мальчик либо слишком быстро все делал, либо был зациклен исключительно на награду.
Такое происходит, когда человек работает только за деньги – ему вообще все остальное безразлично, он через что угодно может перешагнуть. Это самые циничные люди – сосредоточенные исключительно на результате, не находящиеся в плоскости самого процесса.
Похожее, кстати, случается, когда ребенок замотивирован на оценку. Для него главный вопрос – что будет: «пятерка» или «четверка». Если его уровень понизили, поставили «тройку» – все, трагедия, плач, рев. Или «двойку», не дай Бог, влепили – оскорбили на всю жизнь. Сам процесс познавательный уходит в сторону.
Встречается, правда, и другая крайность: человек настолько увлечен процессом, что ему безразличен всякий результат, и процесс, бывает, ничем не заканчивается. Такой феномен тоже существует.
– Батюшка, а вы крестили того мальчика?
– Нет, такой задачи не было. Просто больше я не приглашал его на занятия. Занимался с другими детьми. Зачем, если ему это вообще не нужно? Свой мотоцикл он получил, а я ему ничего подобного предложить не могу. А учебный, познавательный процесс он просто срывал. Это редкий случай, когда один парализует всю аудиторию…
Вообще урок некоторые педагоги сравнивают по драматургии с театром. А учителя – с неким сценаристом, режиссером, хотя он же – и актер: сам придумывает, расписывает, прорабатывает драматургию, сам же исполняет роль…
В конце урока, в закреплении должны быть подведены итоги. Дети могут здесь немножко помогать, хотя на этом этапе их знания еще очень рыхлые, поэтому сильно на них надеяться не стоит. От них требуются, может быть, некие подсказки. Как правило, педагог должен точно сформулировать, чем дело закончилось, чем душа успокоилась, каков итог.
…И пятый, последний элемент всякого урока – это домашнее задание. Что такое домашнее задание? Это ведь очень специфическая образовательная деятельность. В чем она заключается?
– Может быть, это попытка побудить аудиторию к самообучению, когда следует пойти немножко вперед.
– Задача: научить учиться.
– А кто бы рискнул дать определение, что такое домашнее задание? Домашнее задание – это…
– Самостоятельное закрепление материала.
– Задание на самоподготовку – это просто попытка преподавателя переложить ответственность с себя на родителей. Что сейчас, кстати, все учителя в школах и делают.
– Домашнее задание – это подвижничество, покаяние перед глубиной знаний, которую необходимо постичь…
– Это, конечно, очень сложно. Действительно, это непростой вид деятельности. Вам же тоже не нравится, когда дают домашнее задание, да?
Надо найти время, погрузиться в тему… Для ребенка жертва – отложить игрушки и проявить интерес к тому, о чем говорил преподаватель в школе. В жертву приносится время, которое используется для того, чтобы углубить или расширить знания по теме. Но какое определение?
– Я знаю смысл…
– Давайте смысл, мы же свободное определение даем.
– А смысл очень простой. С помощью домашнего задания, по результатам его выполнения можно приблизительно понять уровень человека: во-первых, получить информацию о его способностях, а во-вторых, о работоспособности, как он может трудиться самостоятельно. По результатам домашнего задания легче планировать следующий урок. Но определения я, к сожалению, не дам.
– Так, еще одна идея.
– Есть такое правило – спрашивать только то, что ты на самом деле дал человеку. В некотором смысле домашнее задание и ответ – это проверка того, как учитель отработал этот урок, что нужно делать дальше. Это явление обратной связи, оценка преподавательской деятельности.
– Приговор учителю, да? Возможно, все эти аспекты существуют. Но мне хотелось бы отметить еще один момент, очень важный, о котором никто сейчас не сказал.
Все, что мы делали на уроке (опрос, изложение, закрепление, подведение итогов), все наши манипуляции со знаниями, умениями, навыками – это виртуальная действительность, некие интеллектуальные упражнения. Мы поговорили и разошлись. Конечно, в голове, в сердце может что-то повернуться, появятся какие-то желания, переживания. Может быть, мы по-другому начнем смотреть на мир. Но в нашей реальной деятельности еще ничего не произошло.
Вообще, всякие знания – это всегда модель, научная или практическая, некое обобщение духовного или, например, технического опыта людей. Это некая рафинированная абстракция. А домашнее задание как раз и разрывает эту абстракцию, ведет к реальной жизни, к практике. Главный момент домашнего задания – попробуй-ка реализуй это в своей реальной жизни!
Мне посчастливилось общаться, дружить с таким, я бы сказал, гениальным педагогом – Софьей Сергеевной Куломзиной. Она опубликовала несколько десятков книг, с десяток переведены на русский язык. Софья Сергеевна – эмигрантка, скончалась в пригороде Нью-Йорка. В последние годы ее жизни мы переписывались. Был даже такой счастливый период, когда больше месяца, дней 40, мы были с ней вместе в Париже, практически ежедневно прогуливались по аллее. И вот в этих прогулках она высказала много своих интересных идей, которые надолго отпечатались у меня в памяти.
А суть ее позиции состояла в том, что главная наша задача, если мы общаемся с детьми, – переложить духовные знания в реальные мотивы деятельности ребят. Чтобы дети в своей повседневной жизни смогли хоть немножко измениться, чтобы знания стали неким приводом с моторчиком, который движет человеком. Это была сверхзадача ее жизни. На это были направлены все ее учебники, разработки, все ее творчество. И она, можно сказать, зарядила меня этой идеей. Я начал придумывать задания, уроки в этом ключе. Чаще всего они были связаны как раз с домашним заданием.
Я вам тоже рекомендую развивать в себе чутье в этом направлении. Для беседы с детьми в Священном Писании хорошо бы выделять места, которые имеют непосредственно нравственный заряд, на котором можно выстроить образовательную деятельность. Например, притча о Закхее. Что там происходит?
«…Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:1–5).
Закхей – мытарь, всеми ненавидимый, маленького роста, ему ничего не видно из-за людей. Но любопытство побеждает, и он лезет на дерево (которое, кстати, до сих пор там стоит).
И вот Господь обращается к нему. Тот, наверное, чуть не свалился от изумления: его по имени называют. К человеку, всеми ненавидимому, Сам Господь, Сам Бог захотел прийти в гости. Он побежал, накрыл на стол и, действительно, уверовал в Бога, дал обязательство: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).
Я, например, цепляюсь за эти слова, делаю на них акцент. Мы с детьми можем читать этот эпизод по очереди, пересказывать (они, кстати, пересказывать совершенно не умеют), потом рисуем дерево, а затем на этом эпизоде можем выстроить целое домашнее задание: если кого чем обидел, то воздай вчетверо.
Я говорю:
– Ребята, у нас до следующего воскресенья объявляется безобидная неделя. Никого нельзя обижать.
– Так не бывает: нечаянно, да обидишь.
– Тем не менее попробуйте. Давайте сделаем такое упражнение: неделю никого не будем обижать.
– А если не получится?
– Тогда воздай вчетверо.
– А как это «вчетверо»?
– Ну, какой ты урон нанес человеку – верни ему в четыре раза больше.
И вот начинается духовная работа. Попробуйте неделю не пообижать никого. Почти не возможно, да? Сейчас все такие обидчивые.
Следующий урок начинается у нас с проверки домашнего задания. О нем мы говорим еще перед опросом, который «разогревает» детей к новому материалу. Тянет руку мальчик Богдан. Выходит и рассказывает такую историю. Это – не исповедь, а жизненный опыт применения Евангелия.
«Батюшка, у меня есть сосед Ванька. Он принес такую жвачку, она прямо благоухает. Сидит жует: одну, вторую. Я у него попросил, он не дает. Третью съел, четвертую, уже одна пластинка осталась. Ушел он на перемену, а я, уж и не помню как, – эту пластинку сжевал. А фантик положил в парту. Ванька приходит, спрашивает: «Богдан, а где у меня здесь жвачка-то лежала?» Я ему говорю: «А почем я знаю? Не видел». Он лазил, лазил, у меня в парте нашел фантик. Говорит: «Дыхни». Я дыхнул. «Ну все, – говорит, – все сходится». В общем, расплакался, со мной не разговаривает, ушел, даже не попрощался.
Я иду домой, вроде ничего, портфелем машу, а потом вспомнил: отец Киприан сказал всю неделю никого не обижать, а я своего лучшего друга Ваньку обидел. И из за чего? Жвачку не поделили! Стал я думать, как это исправить. Пришел, у мамы попросил денег, много ларьков обошел, еле нашел такую же жвачку. Купил, принес на следующий урок, даже пораньше пришел в школу. Одну пластинку вытащил, а там еще четыре остались. Вы же сказали, вчетверо воздать. Я ему это положил, он пришел, спрашивает: «Что это такое?» Я обо всем рассказал, покаялся, мы с ним примирились, расцеловались, обнялись и опять стали друзьями».
…У меня, честно говоря, елей по сердцу, если детишки на своем бытовом уровне начинают мыслить по-евангельски. Пусть примитивно, но закваска идет. И если в этом постоянно упражняться, если постоянно давать такие домашние задания, то они начинают не просто мыслить, а уже действовать согласно евангельским притчам. Однако тут бывает всякое. Например, читаем притчу о милосердном самарянине, рассказываю о человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и которого разбойники ограбили, избили, бросили едва живого.
«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:31–35).
Объявляю: «Ребята, неделя милосердия!»
Через неделю прибегает мама: «Батюшка, прекратите эксперимент! Четыре бомжа за неделю. И всех отмой, одень, накорми!»
Начинаем другую работу. Если бы ребенок сам это делал, а то ж приходит: «Мама, давай!» Это не по-самарянски, тот-то свои деньги на гостиницу тратил...
Тем не менее все эти домашние задания, которые направлены на реализацию действия, очень ценны. Они вообще совершенно перековывают сердце человека. И тогда наши детки из интеллектуальных раздутых шаров, голов, действительно становятся настоящими православными людьми.

Юность, как правило, мечтательна. Молодость, напротив, прагматична и нацелена на обустройство земной жизни. Продолжаем публикацию цикла бесед «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета Московской духовной академии игумена Киприана (Ященко).

Посадить дерево, построить дом, родить ребенка

Бог благословил земную жизнь человека. Следовательно, должно быть время, преимущественно посвященное обустройству земной жизни, мирским заботам – устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Молодость – это время основного благоустроения земной жизни.

В следующий возрастной период – зрелости – после 30 лет, когда земная жизнь обустроена, все упомянутые проблемы в основном решены, у человека появляются духовные потребности. Но пока этого нет – человек как будто заряжен материальным – ему надо посадить дерево, построить дом, создать семью, родить ребенка. В этом земном поле, в этих проблемах он и вращается. Исключение составляют люди, выбравшие монашеский путь, – они уже живут для вечности, имеют другие приоритеты. Считается, что 25 лет – наиболее подходящий возраст для принятия решения о постриге, – такой общецерковный опыт есть и у нас, и в других церквях. До 25 лет подобные решения, как правило, не благословляются – у человека еще слишком много энергии, кровь играет, ему нужно решить все свои житейские проблемы, просто созреть.

Ведущая деятельность в молодости – профессиональная. Происходит выбор профессии, идет совершенствование. Человек уже может достигнуть достаточно высокого уровня мастерства и объективного признания.

Создать семью. Посадить дерево. Построить дом

Надо отметить, что люди, прошедшие в молодости через банковские, коммерческие структуры, часто носят в себе болезни и духовные и физические. Точно так же все бывшие великие спортсмены после своей карьеры изувечены, искалечены, у них множество травм – физических и психических, как у солдат после войны. Если человек был на войне, то четыре года он не должен был причащаться. Он прошел страшное испытание, искалечен, ему нужна реабилитация – четыре года.

И сегодня мы имеем дело с такой молодежью, которая играет в эти игры – спортивные, коммерческие. Люди живут сумасшедшей жизнью, по четыре часа спят, у них нет ни субботы, ни воскресенья, времени на восстановление. Эти системы пользуются энергетикой молодости.

Как бы то ни было, постепенно, вместе с мастерством появляется чувство профессиональной компетентности. Чрезвычайно важно для личностного развития в молодости, чтобы выбранная профессия соответствовала призванию. Да, бывают трагедии – попробовал одно, другое, третье – тридцати еще нет, а он уже пять мест сменил, причем в разных профессиональных сферах. Это своего рода профессиональный блуд, человек заблудился – что очень опасно в молодом возрасте.

Это в юности можно поблуждать, а в тридцать пора определиться и идти по определенным рельсам, не сворачивая. А если уж стукнулся лбом о стенку, попробовать переквалифицироваться.

Мечтать вредно

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению. В выборе профессии, в карьере вырабатывается индивидуальный жизненный стиль. Происходит выстраивание системы личных, нравственных, культурных и духовных ценностей, то есть формируется зрелая, полноценная личность. К концу периода молодости возникает устойчивое отношение к самому себе, к своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Молодой человек или девушка определяют для себя, на что способны, а что, вероятно, никогда не сумеют сделать.

Это фаза жизни, в которой человек – в зависимости от индивидуальных свойств личности – более всего является материалистом. Юность, мы говорили, мечтательна. А молодость – прагматична. Если молодой человек продолжает мечтать – а кем я буду? – и это занимает довольно много времени в его жизни, он серьезно к этому относится – то он пребывает не в молодости, а в юности. Психологически он еще не созрел.

Основными возрастными задачами молодости называют включения во все виды социальной и профессиональной жизни, освоение многообразия социальных межличностных ролей. Молодость проявляется во всех жизненных сферах. Очень скоро эти люди будут представлять народ. Если они станут болтать, спиваться, развратничать, не возникнет евангельского смысла в их жизни, то это будет потерянное поколение.

Для представителей этого поколения очень важен результат, позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Кто я в этом мире? Какова моя ниша? С одним из руководителей нашей страны мне приходилось несколько раз общаться, и самое поразительное, что он сам себя ощущает еще молодым человеком. Вообще молодость, как мы уже говорили, – это не возраст, это такой дух. Дух молодости, энергичности присущ и духовным старцам.

В молодости могут возникнуть и некоторые перекосы: гипертрофированное честолюбие, стремление к престижу, смещение акцента с содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Возрастная особенность – это такая зацикленность на результате – все сразу и сейчас. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Евангельская свобода в семье

Семейная линия наряду с профессиональной – главная, ведущая в становлении личности в этом возрасте. В идеале: человек – профессионал, у него есть семья.


Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач традиционного иерархического уклада домашней церкви. Формируется соборное мировоззренческое пространство, которое вместе с тем не должно разрушать индивидуальную сферу жизни человека. Задача каждой семьи – жить вместе и в то же время сохранять свободу личности супруга, супруги, не давить. Какая типичная ошибка мужей? Только молодых повенчали, а он заявляет супруге: «Ты кто такая? Я глава семьи, епископ малой церкви, давай слушайся!» Но таких послушниц, которые безропотно бы все выполняли, как в монастыре, сейчас днем с огнем не сыщешь. Их и в монастыре не найдешь. Нарушается свобода воли, и начинаются конфликты. Отношения надо выстраивать бережно, аккуратно, к семейной иерархии надо идти постепенно, без тяжелых волевых действий, полюбовно.

В церковном плане создание семьи является рождением новой духовной общины, которая учитывает свободное отречение от греха атеизма ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи – родительских и общественных – уводит человека от решения личных задач. Действительно, идет создание малой церкви как ячейки общества, некое обособление. Каждая семья, как говорят, несчастна по-своему, у каждой семейное общины свой неповторимый путь в Царство Небесное.

В физиологическом плане супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого. Для христианских браков определяющими являются слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). В этом плане у супругов могут быть разные совершенно потребности, и часто это является источником конфликтов, измен и разводов. Здесь, конечно, особая деликатность нужна – верующие, церковные люди должны жить по Евангелию, а не по своему удовольствию, не так, как хочется.

Энергию молодости – в мирное русло

Что касается духовного развития – в Церкви принято считать, что возраст 21 год означает уже некую ступень зрелости. До революции в этом возрасте молодых супругов могли венчать без благословения родителей. В этом возрасте возможно также рукоположение. Можно быть уже не просто служителем, а духовным служителем.

Пасторская работа с молодежью заключается в том, чтобы не ждать, когда они придут в храм, а идти навстречу, за ограду храма, предложить интересные программы и проекты. Можно использовать неутомимость молодых людей в реализации программ социального служения – посещении больниц, детских домов, домов престарелых.


Есть такая общественная организация «Отказники», которая работает с брошенными детьми. Началась она с того, что одна женщина лежала с ребенком в больнице и услышала, что в соседней палате все время плачет маленький мальчик. Оказалось, что младенец – ничей, он никому не нужен. Она его пожалела, потом в другом отделении нашла такую же девочку. Кроме больницы их поместить было некуда – потому что дети были больные. Она одному ребенку помогла, к другому малышу соседа своего привлекла, и возникло мощное общественное движение «Отказники», появился одноименный сайт (Отказники.ру).

За четыре года к ним пришло работать около 10 тысяч молодых ребят, все трудятся добровольно – от руководителя до программиста. Это огромная команда, которая работает круглосуточно по всей стране, в основном в движении молодежь. Я узнал это через свою прихожанку – молодую девушку, которая все время была занята, оказалось, что она входит в эту организацию.

С молодыми людьми необходимо вести систематическую духовно-просветительную работу, беседы о семье, целомудрии. Мне один молодой человек как-то рассказал: «На Преображенке выхожу, ко мне подходят люди, приглашают в храм: «Заходи к нам, у нас молодежный клуб, будет весело». Зашел – на гармошке играют, пляшут, поют. У них – посиделки в русских традициях молодежных сходок. Действительно, было весело, интересно!»

Для молодежи важно, чтобы все было «по-молодежному». Мы как-то были на Кипре, нас принимали банкиры, у них – дочка, молодая девушка. Она говорит: «Что мне с вами, стариками, за столом сидеть? Мне неинтересно. Если бы компания была молодежная, мы бы пообщались».

Поэтому молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и в основе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь важно, главное – чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любо¬честие, тронул их своей простотой».

Помните, я рассказывал о молодежном клубе «Самовар»? Молодые люди ставят самовар, заваривают чай, предварительно приглашают какого-нибудь интересного человека. И идет беседа, неспешный разговор может затягиваться до полуночи. Создана благоприятная среда, куда попадает молодежь, оторванная от родителей, порой побывавшая в криминале, под наркотиками. Эти люди приходят, и у них возникает некая связь с храмом.

Найти общий язык

В 2010 г. в свет вышел фильм «Настоятель» режиссера Армена Назикяна. Я познакомился с исполнителем главной роли Егором Пазенко, мы с ним даже подружились. (Фильм «Настоятель» рассказывает о зверском убийстве священника – отца Михаила из некоего провинциального городка. На его место назначают другого батюшку – отца Андрея, при этом оказывается, что в недавнем прошлом он – криминальный авторитет Петербурга. Трагические события жизни, помощь убитого отца Михаила направляют его на путь к Богу. Теперь же отцу Андрею предстоит противостоять богатому бизнесмену и наркоторговцу Агафонову, который держит в страхе весь город. – Ред.) Так вот Егор рассказал, что ему пишут письма бандиты, которые посмотрели этот фильм, и что-то у них в сердце екнуло, перевернулось, и они оставили свою страшную преступную жизнь.

С молодежью надо говорить на том языке, который она воспринимает.

Помню, мы были на Кипре в одном очень строгом, древнем монастыре Махерас, где когда-то явилась Матерь Божия. В этой обители я познакомился с отшельниками, которые живут довольно аскетично. Игумен у них епископ – молодой, энергичный. Мы с ним оказались коллегами, он когда-то был педагогом, как и я, окончил пединститут, пять лет преподавал в школе, потом ушел в монастырь. И он тоже увидел, что разные поколения говорят на разных языках и что мы с детьми, с молодежью пытаемся беседовать на языке церковном.

Насельники монастыря – человек 30 – пишут, рисуют для детей разного возраста комиксы. В этом жанре рассказывают, что такое монашество, обитель, духовная жизнь, молитва. В одной из книжек, например, представлена простенькая история: в монастырь приехали папа и мама с дочкой и сыночком, увидели дедушку – монаха – и обратились к нему: «Что ты здесь делаешь?» – «Я здесь молюсь. Пойдемте, я вам покажу все».

А наместник этого монастыря – митрополит Лимассольский Афанасий. И все эти комиксы, рисунки делаются по благословению митрополита. Это пример миссионерского движения, учитывающий возрастные особенности.

Как апостол Павел – для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.

Игумен Киприан (Ященко)

Бог благословил земную жизнь человека. Следовательно, должно быть время, преимущественно посвященное обустройству земной жизни, мирским заботам – устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Молодость – это время основного благоустроения земной жизни.

В следующий возрастной период – зрелости – после 30 лет, когда земная жизнь обустроена, все упомянутые проблемы в основном решены, у человека появляются духовные потребности. Но пока этого нет – человек как будто заряжен материальным – ему надо посадить дерево, построить дом, создать семью, родить ребенка. В этом земном поле, в этих проблемах он и вращается. Исключение составляют люди, выбравшие монашеский путь, – они уже живут для вечности, имеют другие приоритеты. Считается, что 25 лет – наиболее подходящий возраст для принятия решения о постриге, – такой общецерковный опыт есть и у нас, и в других церквях. До 25 лет подобные решения, как правило, не благословляются – у человека еще слишком много энергии, кровь играет, ему нужно решить все свои житейские проблемы, просто созреть.

Ведущая деятельность в молодости – профессиональная. Происходит выбор профессии, идет совершенствование. Человек уже может достигнуть достаточно высокого уровня мастерства и объективного признания.

Надо отметить, что люди, прошедшие в молодости через банковские, коммерческие структуры, часто носят в себе болезни и духовные и физические. Точно так же все бывшие великие спортсмены после своей карьеры изувечены, искалечены, у них множество травм – физических и психических, как у солдат после войны. Если человек был на войне, то четыре года он не должен был причащаться. Он прошел страшное испытание, искалечен, ему нужна реабилитация – четыре года.

И сегодня мы имеем дело с такой молодежью, которая играет в эти игры – спортивные, коммерческие. Люди живут сумасшедшей жизнью, по четыре часа спят, у них нет ни субботы, ни воскресенья, времени на восстановление. Эти системы пользуются энергетикой молодости.

Как бы то ни было, постепенно, вместе с мастерством появляется чувство профессиональной компетентности. Чрезвычайно важно для личностного развития в молодости, чтобы выбранная профессия соответствовала призванию. Да, бывают трагедии – попробовал одно, другое, третье – тридцати еще нет, а он уже пять мест сменил, причем в разных профессиональных сферах. Это своего рода профессиональный блуд, человек заблудился – что очень опасно в молодом возрасте.

Мечтать вредно

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению. В выборе профессии, в карьере вырабатывается индивидуальный жизненный стиль. Происходит выстраивание системы личных, нравственных, культурных и духовных ценностей, то есть формируется зрелая, полноценная личность. К концу периода молодости возникает устойчивое отношение к самому себе, к своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Молодой человек или девушка определяют для себя, на что способны, а что, вероятно, никогда не сумеют сделать.

Это фаза жизни, в которой человек – в зависимости от индивидуальных свойств личности – более всего является материалистом. Юность, мы говорили, мечтательна. А молодость – прагматична. Если молодой человек продолжает мечтать – а кем я буду? – и это занимает довольно много времени в его жизни, он серьезно к этому относится – то он пребывает не в молодости, а в юности. Психологически он еще не созрел.

Основными возрастными задачами молодости называют включения во все виды социальной и профессиональной жизни, освоение многообразия социальных межличностных ролей. Молодость проявляется во всех жизненных сферах. Очень скоро эти люди будут представлять народ. Если они станут болтать, спиваться, развратничать, не возникнет евангельского смысла в их жизни, то это будет потерянное поколение.

Для представителей этого поколения очень важен результат, позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Кто я в этом мире? Какова моя ниша? С одним из руководителей нашей страны мне приходилось несколько раз общаться, и самое поразительное, что он сам себя ощущает еще молодым человеком. Вообще молодость, как мы уже говорили, – это не возраст, это такой дух. Дух молодости, энергичности присущ и духовным старцам.

В молодости могут возникнуть и некоторые перекосы: гипертрофированное честолюбие, стремление к престижу, смещение акцента с содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Возрастная особенность – это такая зацикленность на результате – все сразу и сейчас. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Евангельская свобода в семье

Семейная линия наряду с профессиональной – главная, ведущая в становлении личности в этом возрасте. В идеале: человек – профессионал, у него есть семья.

Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач традиционного иерархического уклада домашней церкви. Формируется соборное мировоззренческое пространство, которое вместе с тем не должно разрушать индивидуальную сферу жизни человека. Задача каждой семьи – жить вместе и в то же время сохранять свободу личности супруга, супруги, не давить. Какая типичная ошибка мужей? Только молодых повенчали, а он заявляет супруге: «Ты кто такая? Я глава семьи, епископ малой церкви, давай слушайся!» Но таких послушниц, которые безропотно бы все выполняли, как в монастыре, сейчас днем с огнем не сыщешь. Их и в монастыре не найдешь. Нарушается свобода воли, и начинаются конфликты. Отношения надо выстраивать бережно, аккуратно, к семейной иерархии надо идти постепенно, без тяжелых волевых действий, полюбовно.

В церковном плане создание семьи является рождением новой духовной общины, которая учитывает свободное отречение от греха атеизма ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи – родительских и общественных – уводит человека от решения личных задач. Действительно, идет создание малой церкви как ячейки общества, некое обособление. Каждая семья, как говорят, несчастна по-своему, у каждой семейное общины свой неповторимый путь в Царство Небесное.

В физиологическом плане супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого. Для христианских браков определяющими являются слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). В этом плане у супругов могут быть разные совершенно потребности, и часто это является источником конфликтов, измен и разводов. Здесь, конечно, особая деликатность нужна – верующие, церковные люди должны жить по Евангелию, а не по своему удовольствию, не так, как хочется.

Энергию молодости – в мирное русло

Что касается духовного развития – в Церкви принято считать, что возраст 21 год означает уже некую ступень зрелости. До революции в этом возрасте молодых супругов могли венчать без благословения родителей. В этом возрасте возможно также рукоположение. Можно быть уже не просто служителем, а духовным служителем.

Пасторская работа с молодежью заключается в том, чтобы не ждать, когда они придут в храм, а идти навстречу, за ограду храма, предложить интересные программы и проекты. Можно использовать неутомимость молодых людей в реализации программ социального служения – посещении больниц, детских домов, домов престарелых.

Есть такая общественная организация «Отказники», которая работает с брошенными детьми. Началась она с того, что одна женщина лежала с ребенком в больнице и услышала, что в соседней палате все время плачет маленький мальчик. Оказалось, что младенец – ничей, он никому не нужен. Она его пожалела, потом в другом отделении нашла такую же девочку. Кроме больницы их поместить было некуда – потому что дети были больные. Она одному ребенку помогла, к другому малышу соседа своего привлекла, и возникло мощное общественное движение «Отказники», появился одноименный сайт (Отказники.ру).

За четыре года к ним пришло работать около 10 тысяч молодых ребят, все трудятся добровольно – от руководителя до программиста. Это огромная команда, которая работает круглосуточно по всей стране, в основном в движении молодежь. Я узнал это через свою прихожанку – молодую девушку, которая все время была занята, оказалось, что она входит в эту организацию.

С молодыми людьми необходимо вести систематическую духовно-просветительную работу, беседы о семье, целомудрии. Мне один молодой человек как-то рассказал: «На Преображенке выхожу, ко мне подходят люди, приглашают в храм: «Заходи к нам, у нас молодежный клуб, будет весело». Зашел – на гармошке играют, пляшут, поют. У них – посиделки в русских традициях молодежных сходок. Действительно, было весело, интересно!»

Для молодежи важно, чтобы все было «по-молодежному». Мы как-то были на Кипре, нас принимали банкиры, у них – дочка, молодая девушка. Она говорит: «Что мне с вами, стариками, за столом сидеть? Мне неинтересно. Если бы компания была молодежная, мы бы пообщались».

Поэтому молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и в основе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь важно, главное – чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любо¬честие, тронул их своей простотой».

Помните, я рассказывал о молодежном клубе «Самовар»? Молодые люди ставят самовар, заваривают чай, предварительно приглашают какого-нибудь интересного человека. И идет беседа, неспешный разговор может затягиваться до полуночи. Создана благоприятная среда, куда попадает молодежь, оторванная от родителей, порой побывавшая в криминале, под наркотиками. Эти люди приходят, и у них возникает некая связь с храмом.

Найти общий язык

В 2010 г. в свет вышел фильм «Настоятель» режиссера Армена Назикяна. Я познакомился с исполнителем главной роли Егором Пазенко, мы с ним даже подружились. (Фильм «Настоятель» рассказывает о зверском убийстве священника – отца Михаила из некоего провинциального городка. На его место назначают другого батюшку – отца Андрея, при этом оказывается, что в недавнем прошлом он – криминальный авторитет Петербурга. Трагические события жизни, помощь убитого отца Михаила направляют его на путь к Богу. Теперь же отцу Андрею предстоит противостоять богатому бизнесмену и наркоторговцу Агафонову, который держит в страхе весь город. – Ред.) Так вот Егор рассказал, что ему пишут письма бандиты, которые посмотрели этот фильм, и что-то у них в сердце екнуло, перевернулось, и они оставили свою страшную преступную жизнь.

С молодежью надо говорить на том языке, который она воспринимает.

Помню, мы были на Кипре в одном очень строгом, древнем монастыре Махерас, где когда-то явилась Матерь Божия. В этой обители я познакомился с отшельниками, которые живут довольно аскетично. Игумен у них епископ – молодой, энергичный. Мы с ним оказались коллегами, он когда-то был педагогом, как и я, окончил пединститут, пять лет преподавал в школе, потом ушел в монастырь. И он тоже увидел, что разные поколения говорят на разных языках и что мы с детьми, с молодежью пытаемся беседовать на языке церковном.

Насельники монастыря – человек 30 – пишут, рисуют для детей разного возраста комиксы. В этом жанре рассказывают, что такое монашество, обитель, духовная жизнь, молитва. В одной из книжек, например, представлена простенькая история: в монастырь приехали папа и мама с дочкой и сыночком, увидели дедушку – монаха – и обратились к нему: «Что ты здесь делаешь?» – «Я здесь молюсь. Пойдемте, я вам покажу все».

А наместник этого монастыря – митрополит Лимассольский Афанасий. И все эти комиксы, рисунки делаются по благословению митрополита. Это пример миссионерского движения, учитывающий возрастные особенности.

Как апостол Павел – для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.

По мнению схиархимандрита Илия (Ноздрина), в настоящее время «духовно-нравственное становление подрастающего поколения должно стать важнейшим общенациональным делом. Это, по словам батюшки, ― может сплотить народ и позволит России занять достойное место в современном мире. Православие предполагает уважительное отношение к духовным традициям и особенностям других народов и культур. На этой основе веками строилось Российское государство, воспитательный опыт которого был нацелен на возрастание нравственной личности ― человека совести, способного к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, служению Богу и Отечеству и различающего добро и зло». Подобный воспитательный опыт предлагает нам игумен Киприан (Ященко) в книге «Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания». Эта книга выпущена в свет Благотворительным фондом «Покровъ» в серии «Добрая книга России». Издатели данной книги предлагают читателям уникальную возможность стать заочными слушателями Высших Богословских Курсов при Московской Православной Духовной Академии. Лекции о воспитании читает игумен Киприан (Ященко) — главный редактор журнала «Покров», кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом академии, директор комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», в недавнем прошлом ― декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Помимо лекций, в книге собраны воспоминания и интервью отца Киприана, в которых он рассказывает о своей педагогической деятельности. Эта книга состоит из трех частей. Первая из них содержит 17 лекции на различные темы, касающиеся православного воспитания. Так, к примеру, первая беседа отца Киприана посвящена педагогической системе, элементами которой являемся мы все ― родители, преподаватели и служители Церкви. Каждому из нас предстоит отвечать на Страшном суде за то, как мы воспитывали детей в духе православия, сумели или нет привести их к Богу. Тема второй беседы ― «Райская педагогика». В ходе этой лекции читатели познакомятся с теми уроками, которые Сам Господь преподал человечеству в лице Адама и Евы. Тема еще одной беседы — возрастные особенности, этапы духовного становления личности. Отец Киприан вместе со своими слушателями рассматривает, что такое родовой грех, обсуждает, каким образом можно избавить ребенка от дурной наследственности.

Можно предположить, что все эти и другие темы, затрагиваемые на лекциях отцом Киприаном и опубликованные на страницах книги, будут интересны читателям. На Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии зачастую приходят люди, ищущие не только знаний. Приходят те, кто не имеет такого общения ни с супругой, ни с супругом, ни с родственниками, ни с друзьями. А оказывается, самые близкие люди — здесь, где их понимают. Когда курсы заканчиваются, слушатели разъезжаются, но многие потом возвращаются обратно, потому что появляются духовные связи, которые важно сохранить. Как говорит отец Киприан, «довольно трудно найти человека, который бы тебя понимал и духовно поддерживал. Потому что все мы по отдельности ― прутики, которые легко сломать. А когда такой веник, такая связка ― несколько сот человек ― их сломать невозможно». Во второй части данного издания собраны воспоминания игумена Киприана о духовных наставниках, родителях и о тех жизненных обстоятельствах, которые, как части искусной мозаики, постепенно складываются в удивительную картину премудрого промысла Божиего о каждом из нас. В третьей части книги автор говорит о современной системе образования, что важно знать и запомнить и педагогам, и родителям. В частности, отец Киприан напоминает, что «отличие русской нации, святой Руси от других стран заключается в том, что ее идеалом, национальной идеей было стремление к святости. Необязательно все люди жили свято, но они стремились к этому, хотели вести добродетельную праведную жизнь, у них было понимание добра и зла. И у нас, по словам автора, ― всегда были люди, которые стремятся так жить». В предисловии к читателям со вступительным словом обращается схиархимандрит Илий (Ноздрин). Он говорит: «Задачи образования и воспитания молодежи являются первостепенными в любом обществе: от сознания человека, его духа и душевного настроения зависят здоровье и будущее нации. Поэтому настоящее образование всегда было духовным. Но сегодня российскому обществу пытаются навязать идеалы, диаметрально противоположные вечным евангельским истинам. Во главу жизни поставили не Бога и духовные ценности, а маммону, устремившись к обретению земного богатства, к страстным угождениям плоти. Но ведь Господь говорил, что не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Настоящее издание, по словам отца Илия, возвращает нас к православному наследию, которое под воспитательным идеалом понимает восстановление образа Божия в человеке, его стремление уподобиться Христу. Главными источниками духовности и нравственности православных людей всегда были Священное Предание и Писание, святоотеческое наследие, Таинства Церкви. Дети должны впитывать благочестие с молоком матери. Если с ранних лет они получают духовное воспитание и душа их полна Христом, то они остаются близ Него. Самое лучшее наследство и самая большая помощь, какую родители могут оказать своим чалам, ― передать им все доброе, что у них есть. Далее отец Илий приводит слова афонского старца Паисия Святогорца, который говорил, что «очень хорошо, если родители считают, что причина всех плохих поступков детей — их собственная жизнь, потому что она совсем не такова, какой должна быть близ Христа, и что дети унаследовали их неправильное устроение. Если родители имеют такой покаянный взгляд, с искренним смирением признают свою ответственность и глубоко каются, тогда и Христос, всевидящий и всесильный, Который имеет все средства и возможности для спасения людей, протягивает им руку помощи». «Любой человек, ― отмечает отец Илий, ― если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, станет благословенным, красивым душой. Для взращивания добродетелей важно подражать примеру святых отцов, основу подвига которых составляла молитва. Православное воспитание в современной России также невозможно без молитвенного подвига родителей, учителей, всех, кому небезразлично будущее страны». По словам схиархимандрита Илия, «нравственное возрождение и православная вера уже преобразили многих людей нашей страны. Нынешнее время нельзя назвать легким для России, но вполне очевидно, что жизнь наша шаг за шагом становится стабильней, благополучней, по всей России люди доброй воли возрождают храмы и монастыри и строят новые. Мы видим все больше молодежи в церкви, большое внимание в храмах стали уделять воспитанию детей, множатся многодетные православные семьи». Поэтому и данная книга, предназначенная не только педагогам, но и родителям, может быть полезна каждой семье, в которой во главу жизни поставлен Господь и духовные ценности, где образование воспринимают как восстановление образа Божия в человеке и его стремление уподобиться Христу.