Меню

Маленький человек в русской литературе шинель. Сочинение «Тема 'маленького человека в повести 'Шинель

Швеллеры и двутавры

Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.

Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”.

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства.

Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, - пишет Гоголь. - В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...”
Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, - пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник из департамента – бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: герой высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими никакого значения. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Башмачкина окружают молодые чиновники, которые подсмеиваются над ним. Сослуживцы относятся к нему без уважения.

Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышится что-то вызывающее жалость.Я думаю, что Акакий Акакиевич Башмачкин из комического героя превращается в драматического.

Не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека. Подчеркивая типичность «маленького человека» Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, его место просто занял другой чиновник.Таким образом, Гоголь одним из первых обратил внимание на судьбу «маленького человека». Он наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию. И все же писатель показал в развязке, что и «маленький человек», доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего. И хотя человек жалкий, ничтожный, с узким кругозором, мне все же жаль его.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.Ф. ДостоевскийРусская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении...

  2. Загрузка... Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него,...

  3. Загрузка... В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника»....

  4. Загрузка... Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А. С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н. В.Гоголя ("Шинель"),М. Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей...

  5. Загрузка... Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчествеА. С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н. В.Гоголя ("Шинель"),М. Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей -...

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни и редко им сострадают. А ведь Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители повсюду. Они живые. Образ маленького человека в повести «Шинель» - не сатирический персонаж и не сказочный призрак. Это герой поучительной истории о глупой бессердечности и злом равнодушии.

Гоголь: «отец» Башмачкина

Великая цель истинной литературы - создание образов и сюжетов, не теряющих актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми литераторами, способными эту миссию выполнить. Одним из них был и Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, - яркое тому подтверждение.

Почти в каждом человеческом обществе присутствует личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в собственном, непонятном и закрытом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они - другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, всячески оскорбляют и унижают отщепенца. Причина непохожести этого человека, ставшего изгоем среди ему подобных, может быть какой угодно. Но чаще всего она кроется в невысоком Впервые эту проблему осветил Гоголь, использовав образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Акакий Акакиевич

Невезение преследует его всю жизнь. Оно началось сразу же после рождения, когда Башмачкину досталось самое что ни на есть неблагозвучное имя. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значительным. И Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Чиновники над ним потешаются и дразнят его, как малые дети, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен лишь жалостливо вскрикнуть: «Оставьте меня!»

Гоголь создал почти случайно образ маленького человека. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанной где-то анекдотической истории. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который отомстить своим обидчикам смог лишь после смерти.

Все в его жизни маленькое и жалкое. И внешний облик, и должность. Работа его монотонна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Жизнь его пуста, но размеренна. И пусть насмехаются над ним сослуживцы. Ему до них нет никакого дела. Он обитает в мире, где, кроме бумаг и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там пребывает давно и уже боится выбраться наружу. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.

Шинель

В жизни Акакия Акакиевича появляется сладостное стремление. Старая шинель совсем уж обтрепалась. Он решает заказать новую. К тому же морозы начались, и ожидается награждение к празднику. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней и днем и ночью, а иногда наведывается к портному, чтобы обсудить предстоящую обновку. И однажды, получая премию, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудной вещи. Для главного героя стала «приятной подругой дней» (как выразился Гоголь) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость еще и от осознания того, насколько ничтожной является причина его безграничной радости.

Великая утрата

В департаменте шинелью восхищаются. Башмачкина поздравляют с приобретением. Счастье его рискует быть омраченным предложением сослуживцев устроить по такому важному событию праздничный вечер. Но взоры вдруг обращаются к теме предстоящего званого ужина.

Никогда он не был столь преисполнен счастьем, как в то недолгое время, когда его согревала новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители сорвали с него дорогую сердцу вещь.

Напрасно пытался он ее вернуть. Все попытки были тщетны. Вдобавок злобный чиновник унизил его жестоко, дабы покрасоваться в глазах своего приятеля. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и внезапно умер. Образ маленького человека в повести «Шинель» приобретает сильный эффект оттого, что после смерти главный персонаж не исчезает. Душа Башмачкина еще долго бродит где-то по пустырю в поисках своей пропажи. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, пропадает навсегда.

Мистика

В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может стать хотя бы ненадолго сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех оскорбленных. Событие, которое произошло с хамом-чиновником, неслучайно. Автор делает акцент на том, что после встречи с привидением этот стал смиреннее и тише.

Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, до глубины души оскорблен. Пушкинский станционный смотритель - человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая преобладает в каждом обществе.