Меню

Психологические комплексы, психология, самооздоровление организма, определитель болезней. Психологическое упражнение «мои недостатки

Швеллеры и двутавры

Вопрос от Марины: Здравствуйте, я понимаю, что у меня есть недостатки, которые мне очень мешаю общаться и вообще жить. Хотя и больно иногда признавать, что ты где-то ленивая, где-то эгоистичная и т.п. Я понимаю, что со своими с недостатками нужно что-то делать, как то над ними работать, но я не представляю с чего мне начать. Могли бы вы написать может быть какой-то план, как правильно работать со своими недостатками. Спасибо!

Недостатки есть у каждого человека, но не у всех хватает искренности перед собой и мужества, чтобы их признавать. Ещё меньшее количество людей даже делают попытки избавиться от своих недостатков. А получается это сделать у единиц, только у тех, у кого достаточно правильных знаний, мотивации, силы воли и дисциплины для достижения конечного результата.

Какой результат можно назвать конечным и позитивным, когда вы работаете над недостатком?

1. Когда тот или иной недостаток – полностью убран.

2. И когда на его месте сформировано необходимое достоинство.

Это и есть работа со своими недостатками – убрать разрушающий или угнетающий негатив (обиду, лень, гордыню, неуверенность, т.д.) и раскрыть дающий силу позитив (чувство любви, активность, уважение, уверенность, др.).

То есть, по сути дела, процесс избавления от какого-либо недостатка – это процесс изменения человека, его качественного развития и личностного роста.

Что такое Недостатки Человека?

Недостатки человека – это те или иные слабости его характера ( , др.), ( , зависимости), негативные эмоции ( , несдержанность, т.д.) и негативные качества (лживость, подлость, мстительность, мнительность, безответственность, др.).

Недостатки – это всё то, что делает человека слабым, не достойным, не эффективным, несчастным, не успешным, то, что толкает человека на преступления и приводит к соответствующим негативным последствиям. В итоге, недостатки, если их не устранять – приводят к разрушению личности и судьбы человека.

Недостатки – необходимо заменять на Достоинства. Достоинства человека – это сильные позитивные качества, способности, эмоции и привычки человека, которые делают его сильным, достойным, счастливым и успешным. Достоинства – помогают человеку эффективно решать возникающие проблемы, преодолевать преграды и достигать желаемые .

Заблуждения о работе с Недостатками: многие т.н. духовно продвинутые люди, пытаются не избавляться от своих недостатков, а уживаться с ними или договариваться. Это невероятная глупость! Нужно понимать, что если, например в сердце живёт обида, то любовь и доброта вместе с обидой там ужиться не сможет. Обида всегда будет точить, разъедать и разрушать светлые чувства души.

Почему? Место просто одно на двоих, как говориться. В сознании есть определённое место для каждого качества, принципа, таланта, способности, эмоции и привычки. Поэтому, если в определённом месте, в сознании или подсознании, живёт трусость и страх, это будет гасить бесстрашие и смелость, которые, в идеале должны занимать это место. Соответственно, чтобы стать смелым, в начале нужно очистить своё сознание от страха (от программ страха), а затем уже воспитывать в себе смелость.

Как избавиться от своих недостатков? Алгоритм работы над собой

Шаг 1. Честно признаться себе, что соответствующий недостаток у вас есть , что он вам мешает и является проблемой. Признание греха, порока, недостатка – это половина победы над ним.

Шаг 2. Правильно понять конкретный недостаток , изучить соответствующее определение, а так же осознать последствия работы данного недостатка, как он работает и к чему в итоге приводит. Это должно дать мощную мотивацию побыстрее от него избавиться.

Шаг 3. Понять на что заменяется тот или иной недостаток , то есть, определиться на какое достоинство вы будете его менять.

Шаг 5. В идеале, необходимо найти первопричину недостатка. Первопричина – это ошибочная (негативная) программа в сознании, которая была человеком принята на веру или скопирована у кого-то (у родителей, через TV, др.): мама не владеет собой и срывается на папу, соответственно дочка бездумно копирует такую линию поведения и начинает бросаться на своего молодого мужа, разрушая чувства и отношения, т.д.

Во многих случаях с каждым конкретным недостатком есть свои особые методы работы. В этих статьях есть эффективные практики, которые вы сможете применить:

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Причины психологических комплексов (комплекса неполноценности у женщин и мужчин и распространенного сегодня комплекса жертвы), неуверенности в себе, имеют подсознательные корни. Для того чтобы избавиться от неуверенности, психологических комплексов, а также освободиться от ненужного ментального груза понадобится эффективная психотехника, которая поможет выявить подсознательные причины проблем человека и стать свободным и от причин и от самих проблем, порожденных ими.

Чтобы понять, насколько современное общество поглощено психологическими комплексами, стоит для начала взглянуть на себя со стороны. Мало кто из нас безоговорочно принимает себя таким, каков он есть. При отсутствии внутренней гармонии и наличии спутанных представлений об "идеалах" и "смыслах" - в людях формируются тотальная неуверенность в себе, комплекс неполноценности (по-своему у женщин и мужчин), если им не удается соответствовать этим ценностям, а также комплекс жертвы, не имеющей возможности строить свою жизнь по собственным правилам.

Если присмотреться повнимательнее к тому, как большинство из нас привыкло жить, можно заметить совсем нелицеприятную картину: современный человек имеет много ложных целей, навязанных моделей поведения и ценностей, им легко манипулируют через цели и потребности общества: куда-то бежать, стремиться, достигать, бороться, тянуться к различного рода "идеалам", как правило навязанным кем-то и т.п. Человек социальный практически растворился в этом самом обществе и уже не отделяет себя от него, утрачивая в этом всеобщем порыве возможность быть самим собой и жить по своим правилам , а не "общественным нормам" и догмам. И обязательно втайне мечтает быть "лучше", склонить других к своим правилам игры и также манипулировать до потери пульса. Потому что "такова жизнь"...

В обществе давно превалируют лживые ценности: отовсюду нам говорят о важности неограниченного потребления, различных форм "достигаторства" в борьбе за общественное признание:

  • стандарты моды, красоты, физической привлекательности,
  • мерила достатка, важность атрибутов богатства (недвижимость, техника, драгоценности), - все как можно ярче и вызывающе,
  • стремление обладать властью, положением в обществе,
  • различные цели и достижения, которые принимаются безоговорочно как руководство к действию.

Люди, поглощенные этой суетой, даже не задумываются, откуда зарождаются их психологические комплексы, неврозы, отчего в мире все большее количество мужчин и женщин страдает от комплексов неполноценности, почему внешне благополучного человека раздирают внутренние противоречия.

Чувство соперничества, желание превосходства над другими людьми, стремление к различного рода идеалам на фоне большого числа психологических комплексов, - все это показывает, насколько люди запутались в вопросах того, что считать для себя важным. А также насколько они изнуряют себя бесконечной борьбой, в результате чего многие ощущают постоянную неуверенность в себе, свое бессилие и никчемность соответствовать эталонам общественных идеалов, бессилие, чтобы перевести собственную жизнь на другие рельсы.

Проявляются психологические комплексы у людей:

  • кто стремится во что бы то стало обладать перечисленными атрибутами богатства, статуса, стандартов красоты,
  • кто замкнулся в себе, потерпев неудачу в попытке "достигаторства",
  • кто обладает какими-либо вредными привычками (например, алкоголь), что говорит о желании человека спрятаться от жизни,
  • у кого есть заикание, скованная речь, страх публичных выступлений, которые говорят о большой неуверенности человека в своих силах, страх действовать,
  • а также те, кто окончательно сложил с себя ответственность за свою жизнь и занят бесконечным поиском виновников личных неудач вокруг себя (комплекс жертвы ).

Зарождаются психологические комплексы по многим причинам. Прежде всего от того, что человек не принимает самого себя, каким он есть. Как правило, травмы детства и недостаток любви родителей накладывают на человека этот отпечаток. Это делает человека слабым, беспомощным перед внешним миром.

А также зарождение комплексов связано с тем, что представление людей в корне неверно,

  • во-первых, относительно представлений об истинных целях своего существования и об окружающей реальности,
  • во-вторых, об истинных причинах своих проблем, внутренних противоречий, комплексов, неуверенности в себе.

Вследствие этого люди попадают в замкнутый круг: не имея возможности различать истинные ценности, не принимая себя в своем естественном проявлении, не веря в свои собственные силы, они участвуют во всеобщей гонке за достижением разных идеалов, являющихся, по сути, пустышкой. Навязанные ценности, манипулятивные кнопки, ограничивающие убеждения, лживые идеалы не имеют под собой реальной значимости. Но люди чувствуют, в основном, свою никчемность, бессилие в достижение этих ценностей при страстном желании обладать ими. Эти внутренние противоречия вызывают комплекс неполноценности, питают огромную неуверенность человека в себе, а также комплекс жертвы - беспомощной и не способной изменить ситуацию в лучшую сторону.

Сегодня те методики, которые предлагают различные виды психологических терапий для работы с психикой человека имеют один существенный недостаток - они в большинстве своем работают с сознательной частью человеческого я. А большая часть материала, с которым необходимо работать, чтобы избавить человека от комплекса неполноценности, неуверенности в себе, имеет подсознательные корни .

Из чего ясно, что для того, чтобы человеку избавиться от психологических проблем, найти корни своих внутренних противоречий, нужно проработать ассоциируемый с этими проблемами ментальный материал, скрытый в подсознании. Поэтому надеяться на обретение настоящей свободы со старым ментальным багажом - невозможно. И любая работа с сознательной частью психики может дать не долгосрочный положительный эффект, но источники проблем, как были, так и останутся не проработанными. Сколько стену ни крась - все равно со временем будет проступать на поверхность грибок и осыпаться штукатурка. Поэтому для обретения человеку настоящей свободы от своих комплексов, избавления от неуверенности, лишающего воли комплекса жертвы, нужно обратиться к подсознанию, разрядить находящийся в нем ментальный материал, убрать изнутри все внутренние противоречия, что эту свободу мешают почувствовать, ощутить.

Как раз для такой цели - служит психотехника под названием Турбо-суслик .

Эта техника дает работающие инструменты, которые могут быть полезны тем людям, кому действительно важно стать свободным, жить не придуманными правилами, идеями, установками, манипулированием и другими играми, а осознать о жизни что-то гораздо более глобальное и лежащее за гранью ума и горизонтов "можно"-"нельзя", "хорошо"-"плохо", а также кто хочет узнать, какие тайны хранит его подсознание и как это влияет на его жизнь.

В общем, подходит система всем, кто готов на все ради получения реальной свободы и готов действовать, кто не держится за свои убеждения, лживые идеалы, не хочет жить в постоянной гонке за ними и страдать от невозможности реализоваться . В общем, если вы готовы к глобальным переменам , хотите разобраться во внутренних причинах, вызывающих ваши психологические комплексы, а не жить в погоне за придуманными целями и идеалами.

Информация на этом статье - результат личного опыта его автора, все статьи написаны исходя из собственных результатов пользования системой и не имеют целью убедить кого-нибудь в чем-то.

Данный сайт является личной инициативой его автора и не имеет никакого отношения к автору техники Турбо-Суслик Дмитрию Леушкину.

Все мы ошибаемся, даже когда делаем хорошо знакомые вещи. Существует несколько распространенных закономерностей, которые происходят, когда мы ошибаемся, хорошо известных когнитивных лежачих полицейских, о которых всегда спотыкается наш мозг. Вот 5 из них:

#5. Ты видишь меньше, чем думаешь

Ты знаешь, как работает твой глаз? Ты, наверное, думаешь, что он работает, как камера, верно? Свет попадает внутрь, отскакивает от линз и зеркал, а затем алле-оп – в твоей голове появляется изображение, точно как на камере безопасности.

На самом деле все происходит совсем не так. Или так, если твой глаз – самая скверная видеокамера в мире. В то время как видеокамера может держать в фокусе довольно широкое поле, твой глаз – нет. Только малая часть того, что ты видишь, находится в фокусе в любой точке времени – свет, который отражается на крохотную часть сетчатки под названием ямка. Все остальное остается расплывчатым пятном, в котором трудно отличить медведя от уродливого дивана.

Но несмотря на это в любой момент у нас есть довольно подробный мысленный образ того, что происходит перед нами. Откуда? В общих чертах, глаз фокусируется на том, что ему нужно, а мозг тем временем заполняет оставшиеся пробелы. Чаще всего основываясь на том, что мы видели совсем недавно.

Но это не всегда так. Иногда наш мозг допускает серьезные ошибки и создает оптические иллюзии. Он пытается выстроить свою собственную картинку, основываясь не на увиденном, а на своих представлениях о том, как устроен мир, тем самым проваливая задачу показать нам точное изображение. И это на самом простом уровне. На более сложном уровне мы допускаем еще более странные ошибки.

В 1998 году ученые провели эксперимент, чтобы продемонстрировать данный эффект. Исследователь подходил к людям на улице и спрашивал, как пройти в библиотеку. Пока человек объяснял ему маршрут, мимо проходило еще два человека, которые несли дверь. Когда они проходили между исследователем и человеком, исследователь менялся местами с одним из людей, которые несли дверь. Люди продолжали объяснять дорогу новому человеку, даже не заметив подмены. Результаты исследования показали, что 50 процентов людей, которые приняли участие в эксперименте, абсолютно ничего не заметили. Посмотрите сами!

Как это произошло?

Одна из теорий утверждает, что когда человек понимает, что имеет дело с собеседником, которого больше никогда не увидит, он перестает обращать внимание на его лицо. Мы мысленно одеваем на голову собеседнику ведро, на котором написано «Парень, который ищет библиотеку». Такому ведру не нужно лицо, потому что мы больше никогда его не увидим.

Наши глаза все видят, но наш мозг это не запоминает, потому что думает, что данная информация ему уже не пригодится. Именно этот феномен, помимо всего прочего, объясняет, почему мы так редко замечаем новые прически наших близких.

#4. Ты полон скрытых предубеждений

Под предубеждениями подразумевается не то, что все женщины любят жареную курицу, а все азиаты ходят в туалет группами. Я имею в виду когнитивные искажения – хорошо известные и изученные ошибки, которые мы допускаем в ходе мыслительного процесса.

Существует несколько сотен изученных когнитивных искажений. К примеру, ошибка игрока – склонность думать, что прошлые события могут влиять на будущие (независимые) события. Мы думаем, что если монетка пять раз выпала орлом, на шестой раз она обязательно выпадет решкой. Или склонность к запоздалым суждениям, когда нам кажется, что мы могли предугадать прошлые (абсолютно произвольные) события.

Врач-гомеопат вместо укола просто ущипнул пациента за попу.

Или эффект опознаваемой жертвы, из-за которого мы сильнее реагируем на преступление, если в нем пострадал конкретный человек, а не безликая группа людей. Какую бы работу ты не поручил своему мозгу, как только ты отвернешься, этот засранец тут же попытается воспользоваться кратчайшей дорогой.

#3. Ты строишь слишком упрощенные модели

Ты “знаешь” как устроен мир. У каждого над головой крутится его личная маленькая модель вселенной. Конечно, она не полная, потому что мы еще не видели всю вселенную, но то, что мы видели, для нас вполне очевидно. Верно? Давай изучим маленькую часть вселенной и углубимся в зловонное болото форумов видео-игр.

Практически на каждом форуме или блоге о видео-играх ты найдешь человека, который будет утверждать что-то подобное: «Cудя по последним действиям с PlayStation/Xbox, на этот раз Sony/Microsoft действительно наложили в штаны. Посмотрите! Цена их акций упала на XX пунктов!»

Ты поймешь, о чем речь, если хоть немного знаешь о фондовом рынке. К примеру, что существует такое понятие, как фондовый рынок, и что там работают люди в костюмах. Цены на акции успешных компаний повышаются и наоборот. Все просто, правда? Но если ты знаешь хоть немного больше о фондовом рынке, ты поймешь, что это абсолютно бессмысленное утверждение. Sony и Microsoft - огромные компании, чьи подразделения компьютерных игр составляют лишь крошечную часть их доходов. Фондовому рынку плевать на то, что случится с Xbox, пока продажи Microsoft Office остаются стабильны.

Давай вернемся к нашей маленькой модели вселенной. Проблема в том, что в тех частях вселенной, о которых мы еще ничего не знаем, нет пробела или маленькой записки “прочти книжку, придурок”. Нет, все намного хуже. На этом месте оказывается ЧТО-ТО, и это что-то основывается на сумасшедших догадках нашего мозга.

Мы упрощаем наши отношения с людьми, когда делаем вывод, что чье-то поведение объясняется их индивидуальностью, а не внешними факторами. Конечно, твой сотрудник не отвечает на звонки не потому, что у него много работы, а потому, что он тебя ненавидит! Кассир в магазине работает медленно не потому, что это ее первый день на работе, а потому что она идиотка.

#2. Ты не учишься на ошибках

Иногда мы ошибаемся. И в этом нет ничего страшного. В конце концов, нужно облажаться, чтобы стать лучше, верно? Любой сможет вспомнить момент в жизни, когда что-то было ему в новинку, и он постоянно ошибался, пока со временем не становился лучше. Где-то вдалеке играла вдохновляющая музыка, и мир приобретал новые краски. Какой бы ни была твоя личная история успеха, урок в том, что падения делают нас лучше.

Только это неправда. Мы узнаем намного больше от успехов, чем от падений. Ученые из MIT подключились к мозгу обезьяны, и наблюдали за тем, как она успешно и безуспешно выполняла разные задания. Они обнаружили, что в отличии от неудач, каждый успех соответствовал активизации мозга, которая влияла на ее дальнейшие попытки. При неудачах не происходило ничего, а вот благодаря успехам обезьяне было намного проще не ошибиться в будущем. Какие выводы можно сделать из этой истории? Я бы сказал, лучше говорить «Мы учимся через новые попытки » (если, конечно, у тебя достаточно здравого смысла, чтобы не наступать дважды на те же грабли).

На более сложном уровне мы можем рассмотреть еще одно досадное когнитивное искажение – ситуативное предубеждение. Это случается, когда ты делаешь выбор, а затем тут же начинаешь искать подтверждения тому, что он правильный. Ты отдаешь предпочтения свидетельствам, которые поддерживают твой выбор, и игнорируешь те, что утверждают обратное (если ты когда-нибудь видел человека, который купил себе Mac, ты поймешь, о чем я). Это очень коварная штука. Даже если твой выбор объективно был ошибкой, тебе будет очень сложно это понять, потому что твой мозг будет бороться до последнего, чтобы ты этого не увидел.

#1. Чрезмерная самоуверенность

Несмотря на все нелепые пути, которые без предупреждения выбирает наш мозг, он вовсе не страдает от недостатка самоуверенности. Чаще всего у нас ее больше, чем нужно. Например, когда люди говорят, что уверены в чем-то на 100 процентов, существует где-то 80 процентов вероятности, что они действительно правы. 93 процента людей считают, что водят машину лучше других. 84 процента французов считают, что они выше среднего в постели.

Все мы думаем, что мы выше среднего во всем, что делаем, и чем меньше мы о чем-то знаем, тем больше уверены в своих способностях. Как сказал когда-то Чарльз Дарвин, человек, который был широко известен своей уверенностью: Невежество порождает уверенность чаще, чем знания.

Даже самые большие специалисты могут страдать от завышенной уверенности. Вспомним о хирургах, которые по всем параметрам выше среднего во всем, что они делают. Хирурги – тоже люди, и они тоже допускают ошибки. Инструменты забывают внутри пациентов, операции начинают без нужных приборов, кости ноги прикрепляют к костям шеи. Это серьезная проблема, из-за которой случилась не одна смерть.

Самый простой способ минимизировать ошибки - это использовать списки. Пациент здесь? Галочка. У нас достаточно пиявок? Галочка. Другими словами, множество страниц нудной бухгалтерии и списков того, что и так знает любой специалист. Авиакомпании всегда используют списки – и это объясняет, почему у них такие хорошие показатели безопасности.

Несмотря на это, когда один врач попытался ввести в практику использование списков в госпиталях, ему пришлось столкнуться с немалым сопротивлением со стороны других хирургов. Они посчитали списки педантизмом и оскорблением, пустой тратой времени на то, что они и так умеют. Идея того, что они могут забыть 18–й шаг в 57-шаговой операции, что может случиться с каждым, была для них немыслима. Вот такая история.

Не важно, умный ты или глупый – что бы ты ни делал, ты обречен ошибаться. Единственное решение – использовать списки, хотя это нудно, оскорбительно, и никто все равно не захочет это делать.

Еще больше о мышлении ты сможешь узнать на 9-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича « ».

Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы.

Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.
Комплекс представляет собой весьма стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого практически невозможно даже тогда, когда его существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них.
Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости и живучести комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.
К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (творчество).
О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:
- частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей;
- неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей;
- чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
- чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми.

Комплексы могут быть следующих видов:
Комплекс неполноценности - необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
Комплекс неполноценности возникает по поводу:
- внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела;
- внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.
Комплекс превосходства - не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, "лучшему" роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.
Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.
Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.