Меню

Выставка перегородчатой эмали «Отражение» Людмилы Анненковой и ее учеников. Эмалевые миры людмилы анненковой Почему ваш выбор остановился именно на эмали

Швеллеры и двутавры

В Культурном центре «Дом Озерова» города Коломны в рамках проекта «Учитель и ученики» в сентябре этого года проходила выставка «Искусство эмали», на которой были представлены станковые эмали художника - монументалиста Людмилы Анненковой и её учеников, учащихся художественной студии города Зеленограда. Все фотографии данного поста, кроме портрета художницы, сделаны мной на этой выставке.


В современном художественном процессе ее творчество представляет особый путь и поиск. Уникальность этого пути заключена в избрании редкой в наши дни, хотя некогда и традиционной техники. А творческий поиск направлен на переосмысление и обновление традиции - техника эмали, служившая прежде языком декоративно-прикладного искусства, то есть, техникой малых форм, переработана и воплощена в масштабе станковых и монументальных произведений.


Произведения искусства, выполненные в технике эмали, известны со времен раннего средневековья. Эта техника - нанесение стекловидной эмалевой массы на металл и закрепление ее при обжиге - имеет несколько разновидностей. По технологии изготовления различаются выемчатые, перегородчатые эмали, эмали по скани, прозрачные эмали и расписные.


В контексте древнерусской художественной культуры заметную роль играли перегородчатые эмали, воспринятые из обширного наследия византийского искусства. Византийские перегородчатые эмали относятся к числу высших достижений средневековой культуры, в этой технике выполнялись как произведения, играющие чисто декоративную роль, так и самостоятельные фигурные композиции на религиозные сюжеты с развитой иконографией. Художественный стиль лучших образцов византийской эмали всегда отвечал общей культурной ситуации эпохи.
"Шар над городом"

В эпоху средневековья извечная коллизия духовного и материального легла в основу сакрального искусства и нашла формальное выражение в технологиях, сочетающих твердые и непрозрачные материалы с прозрачными и светящимися (мозаики, витражи, эмали). Перевод на новый художественный язык формальных и эстетических основ древней техники и внедрение его в новую архитектурно-пространственную и культурную среду является несомненным творческим достижением Людмилы Анненковой, ее уникальным опытом.
Серия"Золотой век пиратов"


«… Вообще-то эмали нигде не учили, - говорит Людмила Юрьевна. - Древнейшая традиция перегородчатой эмали была некогда прервана. Осваивала перегородчатую эмаль сама и вышла из Строгановки, готовая делать большую самостоятельную работу. Прелесть занятия эмалью в том, что художник делает произведение своими руками - от начала до конца. У меня есть несколько миниатюр, но если я скреплю их обычным фабричным гвоздиком, вся работа испортится. Я должна выковать этот гвоздик сама...»
Из серии "Стрекозы и бабочки"

«…В технике "горячая эмаль" работаю с 1977 года» - продолжает Людмила Юрьевна. «В одних работах эта техника является доминирующей и подчиняет себе металл, в других - она присутствует драгоценными вкраплениями. Много лет экспериментировала, пытаясь найти сопутствующие материалы, которые бы позволили выявить оригинальность этой древней ювелирной техники в современных монументальных работах. Часто терпела неудачи, но не отчаивалась, потому что считала и до сих пор считаю свои работы поиском. Поэтому выполнение их занимает не один год…».
Серия "Моя Москва" "Серебряный бор"

Серия "Моя Москва" "Сретенский бульвар"

Серия "Моя Москва" "Чистопрудный бульвар"

Широкую известность Анненкова получила, прежде всего, как автор монументальных декоративных композиций, оформляющих интерьеры разнородных с точки зрения архитектуры пространств. Первой крупной работой по оформлению внутреннего пространства здания стали эмалевые панно «Мельница», «Часы» и «Кораблик», созданные в 1984-85гг., вскоре после окончания Строгановского училища, для детского сада в Челябинске. Изображений этих и последующих монументальных работ у меня нет, поэтому я продолжаю иллюстрировать свой рассказ о художнице фотографиями, сделанными на выставке в Коломне.
Триптих "Игра в кубик" - "Мельница"


Триптих "Игра в кубик" - "Домик"


Затем последовало участие во всесоюзном симпозиуме монументалистов, прошедшем в Доме творчества в Сенеже в 1987г. На этом симпозиуме Анненковой была разработана методика комплексного оформления интерьеров эмалевыми композициями. Новизна предложенного метода заключалась в использовании техники эмали (традиционно считавшейся техникой малых, «ювелирных» форм) в монументальных объемно-пространственных композициях. Более того, были предложены сочетания эмалей с другими техниками и материалами: с зеркальными поверхностями, кирпичной кладкой, с источниками искусственного освещения и проч. Данному проекту было присуждено 1-е место, а художница получила заказ на оформление композициями с включением эмалей (в том числе подвесной потолок с эмалевыми светильниками) вестибюля завода «Манометр» в Москве (1986-87гг.).

Серия "Земля Скандии"

В 1988г. Анненкова принимала участие в работе I Международного симпозиума художников по эмали в Сочи. На семинарах, проводившихся в рамках этого симпозиума новая идея о введении эмалер! в оформление архитектурного пространства была обоснована не только с эстетической, но и с технологической стороны. Разработанные технологии были впоследствии применены в оформлении студенческого клуба при Московском институте электронных технологий в Зеленограде (1986-95гг.).
Из серии "Путешествие во времени"


В ряду интерьеров, оформленных Анненковой, последним по времени создания является комплекс внутренних помещений Дворца творчества в Зеленограде (1996г.). Этот комплекс включает фойе, зал театра и прилегающие к ним помещения. Декорация интерьера выполнена в разных техниках: это и роспись, и мозаическое панно, и объемно-пространственная композиция «Синяя птица» с включением цветного стекла, металлических конструкций и эмалевых панно.
Серия "Память"


Эксперимент в этой области продолжался. Очередным этапом явилось оформление станции метро «Отрадное» в 1994г. Две двухсторонние объемно-пространственные композиции, выполненные в технике монументальной эмали отвечают специфике зального пространства станции. Это многофигурные композиции «1812 год» и «Декабристы», «Деятели культуры, науки и искусства 19-го века» и «Жены декабристов». Я представляю здесь изображения двух панно, найденых в интернете.



На выставке в Коломне освещалась иная грань творчества Людмилы Анненковой - произведения станковых форм, представляющие все периоды развития стиля, основные циклы и серии.
Триптих "Каравеллы" и диптих "Материки"




Одна из интереснейших особенностей художественного мира Анненковой - это обостренное восприятие цикличности времени. Утро «знает» о вечере, лето - о зиме, твердь земли - о тверди неба, солнечная сторона древа - о той, которая во тьме. Все связано со всем, все парно или двойственно, множественно и бесконечно. Всякое создание в этом мире имеет свое подобие, часто - череду подобий, но всегда - уникально.


Блюда "Египет"



В творчестве художницы такое миросозерцание проявляется на разных уровнях - от приемов, которыми строится форма, до образной системы в целом. Отсюда проистекает и использование многочастных композиций - диптиха, триптиха, полиптиха. Тяготение к многосоставности художественного произведения сказывается и в том, что самостоятельная композиция со временем становится парной, а затем - частью цикла или серии, которые развиваются до тех пор, пока не замкнется круг избранной темы.

Из серии "Исчезнувшие цивилизации"


Блюда "Египет"




Сюжеты своих произведений Л. Анненкова часто находит в путешествиях. Этому доказательство большинство ее работ. Все, что художник видит, читает, слышит, она пропускает через свою душу и воплощает образы в эмали.




Работы художника находятся в российских и иностранных музеях, а также в частных коллекциях.Персональные выставки проходили в Германии (1993), Нидерландах (1999), Австралии и Японии (2001), Италии и Испании (2002), Чехии (2003), московском Музее изобразительных искусств на Кузнецком мосту и в Центральном доме художника на Крымском валу. В Коломне - это уже вторая выставка художницы, первая персональная выставка Людмилы Анненковой состоялась в 2009г.

Из серии "Земля Скандии"



Из серии "Исчезнувшие цивилизации"


Напоследок - работы учеников Людмилы Анненковой




Людмила Анненкова «Отражение». Эмаль

Выставка знакомит с творчеством московского художника-монументалиста Людмилы Анненковой. Член Союза художников России, выпускница Московского высшего художественно-промышленного училище (Строгановского), Л. Анненкова более четверти века работает в горячей эмали. Ювелирная техника, применявшаяся прежде для создания предметов декоративно-прикладного искусства, успешно используется художником в масштабе монументальных и станковых произведений. В 1980-е годы широкую известность Людмиле Анненковой принесли выполненные в эмали монументальные декоративные композиции для просторных пространств общественных интерьеров. В настоящее время ее станковые композиции экспонируются на выставках, находятся в собраниях российских и зарубежных музеев.

В Рязани в год своего юбилея автор представила произведения разных лет, в том числе такие сложившиеся циклы и серии, как «Города и годы», «Мое Подмосковье», «Путешествие во времени», дополнив экспозицию работами своих учеников из детской студии г. Зеленограда.

2008

  1. Театрального искусства «Твой Шанс» (г. Москва, театральный центр на Страстном),
  2. «Летние этюды» (г. Жуковский, галерея «8 р»),
  3. «Кино на бумаге» (г. Москва, театральный центр на Страстном 2009
  4. «Художники театра, кино и ТВ» (г. Москва, Кузнецкий мост, 20),
  5. «Молодежная XXIX» МОСХ России (г. Москва, выставочный зал МОСХ),
  6. Региональная «Союз художников России» – МОСХ России (г. Москва, Новый манеж),
  7. Фестиваль театрального искусства «Твой Шанс» (г. Москва, театральный центр на Страстном) , персональная выставка«Золотой горшок» (г. Жуковский, галерея «8 р»)
  8. Персональная выставка «Жуковский» (г. Жуковский, галерея «8 р»),П
  9. Персональная выставка «Жуковский» в мэрии г. Жуковского

2010

  1. Коллективная выставка « Киноэскизы на темы детских сказок»,г.Москва,»Государственный выставочный зал на «На Каширке» с 27 января по 7 февраля 2010г.
  2. Коллективная выставка «Твой шанс»,г. Москва,ТЦ «На Страстном» 10-30мая 2010г.
  3. «Александр Дудин и ученики» (Москва, ДШИ им. Балакирева),
  4. «Встреча с фантастической реальностью» (Москва, ДШИ им. «Молодые художники России» (г. Москва, ЦДХ),
  5. «Наспех» (г. Москва, Библиотека Искусств),
  6. «Наброски обнаженной модели» (г. Жуковский, галерея «8р»,)

2011

  1. Коллективная выставка « Бесконечная история» г. Москва, ДК «Зодчие», с 5 февраля по 5 марта
  2. Коллективная выставка « Традиции и современность»,г. Коломна,3-27 марта
  3. «Молодежная-ХХХI»,г. Москва, выставочный центр МОСХ, ул. Беговая д. 7
  4. Коллективная выставка «Твой шанс»,г. Москва,ТЦ «На Страстном» 10-24мая
  5. «Дом бомжа №1» 9 холстов деталей, выставлен и расписан в заповеднике Инжир, в Крыму
  6. Персональная выставка « Море»(г. Жуковский кафе «Гренки»)
  7. Персональная выставка « Балаклава»(г. Жуковский кафе «Гренки»),
  8. Персональная выставка « Испанская народная сказка»Замок пойдешь и невернешься»»(г.Жуковский кафе «Гренки») ,
  9. Персональная выставка « Под Рязанью»(г.Жуковский кафе «Гренки»)
  10. Международная выставка-конкурс «Бесконечная история» (г. Москва, ДК «Зодчие»),
  11. Коллективная выставка в г. Коломне,
  12. «Молодежная МОСХ-XXI» (выставочный зал МОСХ на Беговой, г. Москва),
  13. Персональная выставка «Живопись Павла Суслова»(галерея «На Лацкова»),
  14. Персональная выставка «Всякое» (Ромин бар на станции «Фабричная»)

2012

  1. «Дом бомжа №2», 10 холстов-деталей, выставлен и расписан в заповеднике Мангуп кале, в Крыму.
  2. Коллективная выставка «Традиции и современность»,г. Коломна, Центральный выставочный зал,с 20 января по 26 февраля 2012 года
  3. «Дом бомжа №3», 6 холстов-деталей, выставлен и расписан в лесу ЦАГИ, в городе Жуковский московской области
  4. «Дом бомжа №4», 8 холстов деталей, Тульская область, неподалёку от деревни Борисово.
  5. «Дом бомжа №5», бухта Ласпи в Крыму
  6. Коллективная выставка посвященная 835 –летию г. Коломны,в выставочном зале «Лига» с 6 июня по 5 июля 2012 г.
  7. «Дом бомжа №6» выставлен и расписан на озере ММР, в посёлке городского типа Кратово.
  8. «Дом бомжа №7»,37 деталей холстов, выставлен и расписан неподалёку от деревни Звизжи (Калужская область)
  9. В галерее «На Лацкова» Коллективная выставка «Цветное лето» 2012г.
  10. Ярмарка молодых художников «Артпарк» 2012, г. Москва, дизайн-завод «Флакон» 2012г. выставлен и расписан «Дом бомжа №8», а так же выставлены Дома бомжа с №1го по №7.
  11. Коллективная рождественская выставка в АРТ-салоне «5-й дом» с 24 декабря по 19 января

2013

  1. В галерее «На Лацкова» персональная выставка «Смешанная техника» 2013г.
  2. Коллективная выставка «Традиции и современность», г. Коломна, в Центральном выставочном зале с 15 февраля по 17 марта.
  3. Коллективная тематическая выставка« Игра красного цвета» С 8 по 27 апреля 2013г.в галерее «5 Дом»
  4. Совместный арт-проект с Геннадием Рудник в галерея «На Лацкова»«Пустота и движение».
  5. Коллективная выставка « Весенние обострение», г. Москва галерея А3 .
  6. В рамках фестиваля Парк инсталляций выставлен и расписан на берегу Генеральского озера в посёлке городского типа Новое село и на территории ДК на площади Ленина в городе Жуковском (московская область) «Космический корабль бомжа».
  7. «Усечённый октаэдр бомжа выставлен и расписан на пляже «Шайтан» неподалёку от города Балаклава в Крыму.
  8. «Яйцо бомжа» выставлено и расписано на Софийской поляне неподалёку от аула Архыз в Карачаево Черкессии
  9. Международный проект «Графические эксперименты» в Центральном Доме художника на Крымском валу с 26 июня по 3 июля. От галереи «5дом»
  10. Коллективная выставка «20 лет вместе» г. Коломна,в культурном центре «Дом Озерова» с 14 ноября по 8 декабря 2013 г.
  11. Персональная выставка «На линии горизонта»,г. Жуковский, в Артбуфете ДК и выставочном зале театра Стрела,с 16 ноября по 16 декабря 2013 г.
  12. Коллективная выставка « Рождественская», в выставочном зале «ПЖМСХ»,г. Москва,ул. 1-я Тверская- Ямская д. 20,экспонировалась работа «Трактор» 2013г.,х.м. 70смна 70см.

2014

  1. Коллективная выставка Casus Pacis, г. Санкт Петербург, музей стрит арта
  2. Коллективная выставка « Рождественская», г. Жуковский, Галерея 5дом
  3. Фестиваль уличного искусства «Артмосфера», Граффити из картин «Петродворец бомжа». Часть проекта было сделано на лесном озере в посёлке городского типа Кратово, часть на Артплее.
  4. В Галерее на Солянке выставлен «Петродворец бомжа» в рамках выставки уличного художника Jr.
  5. Коллективная выставка в администрации г. Жуковского
  6. Персональная выставка в галерее «Пятый дом», выставлена серия состоящая из 39 холстов «Алфабыт».
  7. Персональная выставка в Центральном выставочном зале города Коломна.

2015

  1. Коллективная выставка от коломенского отделения СХР в доме Озерова «Война и мир».
  2. «Танк бомжа»(108 холстов) выставлен и расписывался на берегу Иваньковского водохранилища (Тверская область) с 23 апреля по 22 июня
  3. «Клетка бомжа»(203 холста) выставлена и расписывалась на берегу озера ММР
  4. «Танк бомжа» выставлен на МАКСе
  5. Вестибюль галереи «5дом», портреты современников войны из серии «Сто лет одиночества»
  6. Коллективная выставка от коломенского отделения СХР в центральном выставочном зале города Коломна. 14 полотен из проекта «Клетка дом бомжа».

2016

  1. Персональная выставка «Ню» в музее чемодан им. Тульса Люпера, открытие в галерее «Ирида» 24 декабря, представлены работы с набросков проходящих в той же галерее 2016 года.
  2. Коллективная выставка «Друзья» в галерее «Ирида», открытие 19 февраля, представлены работы с летней практики 3 курса 2008 года
  3. Персональная выставка «Про снег» в Супер галерее (квартирник в г. Жуковский, МО), представлено 28 работ написанных зимами с 2008 г. по 2015 г., открытие 28 февраля.
  4. Коллективная выставка в Выставочном зале LEONARDO в г. Жуковский. Выставлен картина «Чайка», х.м., 36,5 см. на 23 см., 2016 г. с., открытие 1 марта
  5. Персональная выставка «Про снег» в библиотеке посёлка городского типа Кратово.
  6. Персональная выставка «Формальный формат» в Центральном выставочном зале города Коломна С 24 марта по 24 апреля. Выставлены проекты: «Танк бомжа», «Клетка бомжа», «360 градусов», «Исчезновение» и «Музей чемодан имени Тульса Люпера».
  7. Персональная выставка «Беспредметное» в Музее чемодан имени Тульса Люпера.
  8. Совместная выставка с Игорем Козловым «Искусство спорт» в Супер галерее.
  9. Коллективная выставка «Мелодия белого цвета» в галерее «5 дом».
  10. Коллективная выставка в Музее Чемодан «Слоны и Верблюды».
  11. Фестиваль Архстояние, тема «Убежище», выставлен объект «Голова дом бомжа».
  12. Коллективная выставка « Дух места» в артцентре Солнцево г. Москва.
  13. Персональная выставка «Диаграмма Вороного» в кафетерриуме «Хоббит». Выставленны 19 холстов из проекта «Клетка бомжа»
  14. Коллективная выставка посвящённая 70 летию победы под Москвой в ДК Тепловозостроитель, города Коломна. Выставлены два портета из серии «Сто лет одиночества».
  15. Коллективная выставка в галереи «Леонардо». Выставлена картина « Снегири» из серии «Метры».
  16. Коллективная выставка «Рождественская» в галерее «5 дом». Выставлена картина «1 января» из серии «город Жуковский».
  17. Танк бомжа выставлен в новом корпусе Вгика на третьем этаже.

2017

  1. Персональная выставка в музее «Чемодан» им. Тульса Люпера «9 синонимов пустоты».
  2. Коллективная выставка Коломенского отделения СХР в Культурном центре Дом Озерова. Выставлен холст «Берлин».
  3. Коллективная выставка продажа от галереи Леонардо в галерее находящейся в офисном здании. Картина «Снегири» 100/100, х/м, 2017 (продана).
  4. Коллективная выставка «Восприятие весны» в Библиотеке им. Железнова, 3 этаж, картина «Весна в Провансе».
  5. Коллективная выставка «Весеннее настроение» в галерее «Леонардо», с 4 марта по 24 марта. Выставлены две картины «Архстояние», х.м. , 2016 г.с. и «Берёза» 2015 г.с.
  6. Коллективная выставка в галерее 5 дом посвящённая городу Жуковскому.
  7. Персональная выставка в Сибирь баре на Дизайн заводе « Flacon», выставлены картины сделанные в ходе проекта « bomjdom № 14».
  8. Коллективная выставка «Флора и фауна» в библиотеке им. Железнова. Совместный проект с Александрой Павловой « Last day», 12 картин метр на метр, потом поменяли три на две 95 на 95 и одну 100 на 100, х/м, 2017
  9. Коллективная выставка в ЦДХ от галереи 5 дом, картины «Венеуция» и «Гранд канал» 100/100, х/м, 2017.
  10. Персональная выставка «Ветер» в офисном здании от галереи Lineart, графика в смешанной технике 5 листов А3, 10 листов А4 и 10 листов 20/20.
  11. Персональная выставка «Контрасты» в галерее Lineart.
  12. Коллективная выставка «Летняя» в галерее Lineart.
  13. Персональная выставка эскизов портретов в музее чемодан им. Тульса Люпера, в доме из океанических контейнеров Юрия Калинина. Впервые представлены запасники музея.
  14. Коллективная выставка в селе Черкизово от Коломенского отделения СХР.
  15. Коллективная выставка «Яблочный спас» от Коломенского отделения СХР.
  16. Молодёжная выставка на Крымском мосту от МСХ. Работы из серии Last day.
  17. Напечатан с моими иллюстрациями роман Паоло Коэльо «Алхимик». Сентябрь. Иллюстрации сделаны в смешанной технике для защиты диплома во Вгике, 65/65, 2014.
  18. « Stegosaurus» на дизайн-заводе « Flacon» (Москва), арт-объект из холстов на подрамниках не стандартной формы, заполняющийся этюдами пейзажей его окружающих, х/м, 450/250/900.
  19. «Арт-урожай» в библиотеке им. Железнова, в октябре, коллективная выставка, 4 картины 2 метра на 2 метра. «Яблочный спас», «Зимний лес», «Ё» и «Коридор».
  20. Зимняя коллективная выставка в галерее «5дом» (г. Жуковский), декабрь – январь, картина «Бордо» 100/100, х/м, 2017. Провисела 3 дня,-купили.
  21. Зимняя коллективная выставка в галерее «Line-art» (г.Жуковский), декабрь – январь, картина «Инкерман», 126/113, х/м, 2017.

2018

  1. Коллективная выставка «Белое» в библиотеке им. Железнова (Москва), 7 набросков из метро нарисованные с Александрой Павловой по цветам спектра на соответствующих цветах веток метро, А4, капиллярные ручки.
  2. Коллективная выставка отделения СХР в городе Коломна. Картина «Зеленки», 100/100, 2018, х/м.
  3. Коллективная выставка «26» в галерее «5дом». Картина «26 поколений Шато де Петрэ», 100/100, 2018, х/м.

14.02.2014 46318 0

В выставочном зале «Зеленоград» завершилась выставка художника-эмальера Людмилы Анненковой «Путешествие во времени». В год своего юбилея автор представила произведения разных лет, выполненные в технике «горячей» эмали, дополнив их работами своих учеников. Эта техника малых форм успешно используется Л. Анненковой в масштабе монументальных и станковых произведений. Широкую известность художнице принесли монументальные декоративные композиции, которые украшают станцию метро «Отрадное», зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи, клуб МИЭТа и другие здания и помещения. Недавно Людмила Анненкова побывала в гостях на радиостудии «Зеленоград сегодня» и в беседе с ведущей Маргаритой Крыловой рассказала о себе и о своем творчестве.

— Людмила Юрьевна, вы художник, который работает в технике перегородчатой эмали. Что это за техника, откуда она появилась?

Это одна из самых древних, самых трудоемких и, можно сказать, самых дорогостоящих техник. Эмаль к нам пришла с крещением Руси из Византии, одновременно с православием. Тогда она применялась только для украшения церковной утвари, книг, а для частных лиц она практически не употреблялась - это было слишком дорого. Со временем техника развивалась. У нас самый расцвет был в XVII веке, а после революции 1917 года начался ее упадок. Все знают фирму Фаберже, были еще фирмы Овчинникова, Хлебникова, которые работали, будем так говорить, на средние классы. Это все та же техника перегородчатой эмали, которая сейчас осовременилась, и, конечно, я работаю не на драгметаллах, а на меди. Сложность техники в том, что здесь практически все исполняется автором, даже краски нужно делать самим. Причем эмалевые краски имеют сложный химический состав и, в отличие от всех других, не могут стоять долго. Надо также подготовить основу - пластины меди. Я должна лист разрезать, выбрать формат. И еще одна очень трудоемкая вещь - это проволока, которой рисует художник. Самая основная проволочка - это круглая, есть еще провальцованная, нарезная из листа и скань (крученая веревочка). Все проволоки должны быть разных диаметров, и их приготовление - довольно трудоемкая и длительная работа.

- То есть вы рисуете не кисточками, а проволокой?

Да. Кисточек вообще в перегородчатой эмали не существует. Среди различных техник эмали наибольшее распространение получили три вида. Это расписная эмаль, ростовская, которая не потеряла себя как технику и до сих пор продолжает существовать. Есть выемчатая эмаль, которая на данный момент находится еще в худшем состоянии, чем перегородчатая эмаль. И есть перегородчатая эмаль. Я не могу сказать, что перегородчатая эмаль сложнее, чем выемчатая, но она более многоцветна. Суть этой техники в следующем. На поверхность основы из металла выкладываются перегородки из проволоки, образуя рисунок, затем эти ячейки заполняются эмалевой краской, которая после обжига сплавляется в цветной стекловидный слой. И чем больше таких перегородок, тем больше возможности сделать живой, красивый, подготовительный рисунок под эмаль. Техника предполагает использование открытого обжига: в раскаленную до 900 градусов печь я кладу уже подготовленную пластину и потом из такой же горячей печи вынимаю изделие на воздух и кладу остывать. И если где-то была нарушена технология, к примеру, была неправильно подготовленная, грязная пластина, либо перестояла краска и набрала из воздуха влагу, то затем эмаль может начать пузыриться или, что самое ужасное, при остывании - просто отлетать от листа. В общем, работа с эмалью - достаточно трудная и долгая, а результат - не всегда предсказуемый, поэтому неудивительно, что художников-эмальеров не так много.

- Почему ваш выбор остановился именно на эмали?

Я родилась в Восточной Пруссии, где мой папа, военный, проходил службу. В нашем доме были две старые немецкие печи: одна - изумрудного цвета, другая - ярко-оранжевая. На дверках, в которые дрова кладут, было удивительное немецкое литье: какая-то охота, дамы… И горел огонь. Думаю, что все началось именно с этого детского восторга перед красотой цвета и огня. Вообще, я сторонник той мысли, что ребенок, еще не умея говорить, получает информацию, на основе которой может выстроиться вся его дальнейшая жизнь. Когда я поступила в Московское художественное училище памяти 1905 года, то подумывала заняться керамикой, но в ней мне не хватало цвета. Так получилось, что производственную практику я проходила на нашем самом лучшем Московском комбинате монументального искусства. Всех направили в оформительский цех, а я одна попала в монументальный цех к одному очень интересному художнику. Тогда уже начали восстанавливать технику перегородчатой эмали, и я увидела еще не готовые куски эмали и поняла, что это тот цвет, который я ищу. Поэтому после училища решила на пять лет пойти учиться в другой институт. Мои родители не были художниками, но они сделали все возможное, чтобы помочь мне найти себя. В Строгановке я училась на скульптурном отделении, хотя не любила скульптуру и была больше расположена к цвету, чем к объему. Эмали был посвящен всего один семестр, и хотя у нас была своя очень сильная технология, мы почему-то учились у венгров, а там была совсем другая эмалевая техника на железе. Но мне все же удалось избежать венгерского влияния и посвятить себя чисто перегородчатой эмали благодаря Юрию Константиновичу Королеву, директору Третьяковской галереи, которая и отправляла наших художников учиться в Венгрию. Когда я, окончив институт, тоже к нему пришла, он, посмотрев мои работы, сказал, что у меня очень хорошо все получается и лучше мне никуда не ездить, а продолжить свою работу с эмалью в этом направлении. И я прислушалась, потому что уважала его как художника и как человека.

- Где вы искали техники, образцы, если даже не у кого было спросить?

Я много ходила по нашим московским музеям. В кремлевских музеях еще оставались какие-то работы, в посуде присутствовало много эмали. Как я уже говорила, сначала изделия из эмали изготавливали для церкви, потом богатые бояре и дворяне стали заказывать вещи для себя. Даже во Франции у Людовика XIV было маленькое зеркальце в оправе из перегородчатой эмали, и он считал, что это очень достойная вещь среди всех его драгоценностей. В Историческом музее очень интересные образцы: Киевская Русь и раскопки старой Рязани. В институте я очень долго работала в научном студенческом обществе и делала интересные разработки, с которыми меня всегда направляли на студенческие конференции. Я уже тогда знала, чего хочу.

- Людмила Юрьевна, какой была ваша первая личная коллекция?

Первая коллекция как раз демонстрировалась у нас в Зеленограде. Когда-то во «Флейте» был замечательный выставочный зал, где я и делала свою первую персональную выставку. Там было два зала: маленький и большой. Я взяла маленький зал, потому что у меня не так много было работ. Тогда директором выставочного зала была Ирина Александровна Чаброва, и она помогла мне сделать очень интересную экспозицию. Это сейчас я сама делаю все экспозиции, уже никого не допускаю. А тогда я запуталась, два дня делала, и ничего у меня не выходило, потому что работ было мало, они были небольшого размера, и даже маленький зал заполнить было сложно. Но эти работы до сих пор входят в коллекцию, я практически не расставалась с ними, потому что они были самыми настоящими перегородчатыми эмалями. Потом я уже стала искать и понимать, что техника изменяется. Но эти работы я очень люблю и редко их показываю, так как очень дорожу ими. Сейчас так я уже не сделаю - у меня просто не хватит терпения, чтобы сделать их, как тогда. Там были и портреты, и натюрморты, и пейзажи, и композиционные вещи. Сейчас эти работы обрастают новыми вещами, переходят в серии. Потому что, если вы серьезно работаете над эмалью и хотите, чтобы коллекции были выставочными, то надо работать все время и подтягивать другие коллекции. К примеру, по Скандинавии сначала было сделано несколько работ, а сейчас в серию входит около 16 работ. Или мой диптих «Египет», который вошел уже в целую серию «Исчезнувшие цивилизации» и продолжает дополняться. Когда коллекция готова, ты смотришь ее на выставках и видишь, что сюда, например, надо сделать еще какой-нибудь квадрат или круг.

- А какие серии ваши самые любимые?

Они все время меняются, я не постоянна. Но теперь мне помогают выбрать фаворитов зрители, которые голосуют, какая работа на выставке им больше всего понравилась, какая займет первое место в рейтинге. Обычно в зале, где проходит выставка, висит маленькая афишка с просьбой проголосовать за понравившуюся работу, потому что эта работа примет участие в следующей выставке независимо от того, какая экспозиция будет представлена. В 2013 году, который был для меня юбилейным, у меня прошли выставки в Солнечногорске, Коломне, Вязьме, Смоленске, Рязани и заключительная выставка - в Зеленограде. Когда я делала выставку в музее Рязани, который отмечал свое 100-летие, мне выдели под мои перегородчатые эмали 5 залов. Вся Рязань проголосовала за полиптих, это 5 работ под названием «Испания». Вязьма проголосовала за «Восток - Запад». Смоленск поддержал серию «Декабристы», а Солнечногорск выбрал «Контурные карты». Вот эти работы сейчас находятся в лидерах. Самой интересно, какие работы выберут жители Витебска и гости «Славянского базара - 2014», на который я приглашена Витебским областным художественным музеем.

- Есть ли у вас нереализованные проекты или какие-то образы, которые вы мечтали воплотить в жизнь?

Что касается моих работ, то их уже столько создано, что дальше печатать уже смысла нет. Вообще я такой человек, у которого с помощью труда или обстоятельств все, что задумывалось, исполнялось в жизни. Но очень долго я не могла реализовать самую главную свою мечту, идею. У нас нигде нет музея перегородчатой эмали. Я долго билась над созданием такого музея, где я только не начинала этот проект! То у меня отбирали помещение, то я не тот объект выбирала для этого, то еще что-то. Но вот судьба привела меня в Коломну, и теперь в этом городе будет музей перегородчатой эмали. Я могу сказать одно: если я за что-то берусь, то довожу до конца, как бы сложно ни было. И я поняла еще, что если ты чего-то хочешь, тебе будет и жизнь помогать, и друзья, и просто люди. В этом плане я хочу поблагодарить газету «Зеленоград сегодня» и главного редактора Анатолия Закировича Кузнецова, который оказывал мне информационную поддержку во многих проектах. Когда я только начала выставлять свои коллекции, один из музеев Казани, Национальный музей Татарии, к 100-летию пригласил меня от Москвы участвовать с эмалями. И именно ваша газета дала полный обзор по этому событию. Выставка была достаточно серьезной, и после нее я почувствовала вкус к музеям, перестала работать в галереях, потому что галереи все-таки имеют коммерческую основу. Им надо продать, чтобы выживать. А смысл музея - просветительский, и как раз с Казани у меня началась просветительская работа, которой я просто наслаждаюсь: работаю с учениками, выставляю свои коллекции. Теперь еще и музей в Коломне. Поэтому с полным правом могу сказать, что я такой человек, у которого с помощью труда или обстоятельств исполнилось в жизни все, что задумывалось.

Подготовила Татьяна Доценко, корреспондент "Зеленоград сегодня"