Меню

Азербайджан. Бакинская и азербайджанская епархия

Обслуживание и ремонт

РПЦ, территория включает в себя Азербайджанскую Республику, Республику Дагестан и Чеченскую Республику, кафедральный город - Баку. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Бакинский, районов Азербайджана, Махачкалинский, Кизлярский, Грозненский. Правящий архиерей - еп. Александр (Ищеин) . К 1 янв. 2002 г. в епархии действовали 25 приходов, 18 храмов, 2 часовни, осуществляли служение 30 священников и 10 диаконов.

Епархия с центром в Баку была учреждена в 1919 г. с названием «Прикаспийская и Бакинская» (преобразована из Бакинского вик-ства Карталинской и Кахетинской епархии). В 1919-1923 гг. правящим архиереем в Баку был еп. Павел (Вильковский), в янв.-авг. 1924 г.- еп. Митрофан (Огиенко). 27 авг. 1924 г. во епископа Прикаспийского был хиротонисан Арсений (Соколовский), к-рый управлял епархией до 1928 г. С 6 дек. 1928 г. Прикаспийскую кафедру занимал еп. Серафим (Протопопов) , с 16 апр. 1930 г.- еп. Никон (Пурлевский) , с 11 нояб. 1930 г.- еп. Валериан (Рудич) . Церковно-адм. деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (1923) и преследованиями правосл. духовенства, активно проводившимися на всей территории СССР (были репрессированы священники Бакинской епархии Андрей Ерёмин († 1929), Евфимий Савельев († 1932), Иоанн Ганчев († 1937) и др.). В 1931 г. в Баку поселился вернувшийся из ссылки еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), к-рый окормлял бакинскую правосл. общину до своего ареста в мае 1933 г. (в янв. 1934 выслан из Азербайджанской ССР). С 16 февр. по 11 авг. 1933 г. временно управляющим Прикаспийской епархией был еп. Александр (Раевский) , после чего кафедра не замещалась. С 1934 г. Азербайджан входил в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 г. власти закрыли последний правосл. храм в Азербайджане - ц. во имя арх. Михаила (Флотскую) в Баку.

Церковная жизнь на территории Азербайджана стала восстанавливаться после 1943 г., когда нормализовались отношения между РПЦ и гос. властью. В 1944 г. возобновились богослужения в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы в Баку, затем в неск. др. храмах.

В 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана. Политическая нестабильность и межнациональные конфликты вызвали отток рус. населения из региона в 1991-1993 гг. Г. Алиев, ставший президентом республики в 1993 г., взял курс на стабилизацию внутренней обстановки в республике и обеспечение мирного сосуществования исторических религий - Православия и ислама. По ходатайству Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) , поддержанному Правительством Азербайджана, Свящ. Синод РПЦ принял решение об учреждении Бакинской епархии. 28 дек. 1998 г. епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному правосл. приходов Азербайджана архим. Александру (Ищеину). 13 янв. 1999 г. совершено наречение архим. Александра во епископа Бакинского и Прикаспийского, 14 янв.- хиротония в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Кафедральным собором Б. и П. е. является бакинский собор во имя св. жен-мироносиц, в Баку также действуют собор в честь Рождества Богородицы (бывш. кафедральный), храм во имя арх. Михаила, 2 часовни. 2 др. храма на территории Азербайджана расположены в Гяндже и Хачмасе, 1 приход (во имя прп. Серафима Саровского) существует в Сумгаите. В Азербайджане осуществляют служение 14 священников и 6 диаконов, для окормления верующих они выезжают в районы, где нет храмов и приходов. К РПЦ принадлежат проживающие в Азербайджане русские, украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване. В Дагестане служат 15 священников и 2 диакона, действуют 11 храмов: в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Каспийске, Избербаше, Буйнакске, Кизляре (2), селах Тарумовка и Крайновка, пос. Кочубей; в с. Коктюбей существует община во имя святых апостолов Петра и Павла. В Чеченской Республике служат 1 священник и 2 диакона, действуют храмы в Грозном и станице Наурская, также существуют общины в станицах Ищерской, Мекенской, Шелковской, Калиновской и Ханкале.

При епархиальном управлении в Баку организованы миссионерский и издательский отделы, отдел по благотворительности. В приходах епархии работают воскресные школы и катехизаторские курсы. Священнослужители Махачкалинского, Кизлярского и Грозненского благочиннических округов епархии окормляют воинские подразделения, расположенные в Дагестане и Чечне.

25-28 мая 2001 г. по приглашению Президента Азербайджана Алиева и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа А. Пашизаде в Баку с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Впервые в истории Предстоятель РПЦ посетил Азербайджан. Во время визита Патриарх совершил всенощное богослужение в соборе в честь Рождества Богородицы, освятил собор во имя св. жен-мироносиц и 27 мая совершил в нем первую после открытия Божественную литургию.

К святыням епархии относится место у подножия Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, в 71 г. претерпел мученическую кончину через распятие вниз головой св. ап. Варфоломей . Каждый год в день памяти апостола, 24 июня, на этом месте при большом стечении духовенства и молящихся правящий архиерей совершает торжественный молебен.

Постановлением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. приходы на территории Республики Дагестан, ранее входившие в состав Бакинской и Прикаспийской епархии, включены в состав новосозданной Владикавказской и Махачкалинской епархии .

В настоящее время Бакинская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Азербайджан. Решением Свящ. Синод от 22 марта 2011 г. титул архиерея изменен на «Бакинский и Азербайджанский».

Архиереи: еп. Павел (Вильковский; 1919-1923), Митрофан (Огиенко; янв.-авг. 1924), Арсений (Соколовский; 27.08.1924-1928), еп. Серафим (Протопопов; 6.12.1928-16.04.1930), еп. Никон (Пурлевский; 16.04.-24.10.1930), еп. Валериан (Рудич; 11.11.1930-29.09. 1931), в 1931-1933 гг. бакинскую правосл. общину окормлял еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), еп. Каменск-Шахтинский, вик. Донской епархии Александр (Раевский; 16.02.-11.08.1933, временно управлял епархией), в 1934-1943 гг. кафедра не замещалась, в 1943-1998 гг. территория Б. и П. е. находилась в составе Ставропольской епархии; с 14.01.1999 Бакинским и Прикаспийским епископом является Александр (Ищеин; с 18 июля 2012 г. архиепископ).

Лит.: Мануил . Русские иерархи, 1893-1965 ; Акты свт. Тихона. С. 912-913; Наречение и хиротония архим. Александра (Ищеина) во еп. Бакинского и Прикаспийского // ЖМП. 1999. № 2. С. 38-44; Колесников Л . Ф . Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике // Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203-237. (Сб. РИСИ; Т. 1); Полищук Е . На гостеприимной Азербайджанской земле // ЖМП. 2001. № 7. С. 18-43.

Православие в Азербайджане

Местоположение : юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном.

Площадь : 86 600 км 2 (из которых ныне более 17 000 км 2 – в составе Армении).

Численность населения : 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года).

Официальный язык : азербайджанский.

Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а бо льшую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи.

В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости.

В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав.

Религия : мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года).

Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры.

После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство».

В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата).

Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский».

В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников.

В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь.

Наконец, 28 декабря 1998 года была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви (официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/ , e-mail: [email protected]), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов.

После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви.

Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом . Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях.

Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа.

В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района.

Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк.

Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов, над разрешением которых и трудятся в Бакинско-Прикаспийской епархии . И, судя по заявлению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, сообщившего в 2006 году о том, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях, удины сделали выбор и после более чем тысячелетнего пребывания в дохалкидонской Церкви вернулись в Православие.

Говоря о церковной жизни в Азербайджане, стоит отметить, что она хорошо налажена: действуют православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизическая школа, благотворительная столовая. В храме святых жен-мироносиц находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея – небесного покровителя города Баку. На месте казни апостола, у подножия Девичьей башни, каждый год совершается молебен.

Кроме приходов Русской Православной Церкви, в стране действует один храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви, – церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского pайона стpаны, где компактно проживают грузины (около семи тысяч человек).

Ниже приводится список православных храмов Азербайджана, находящихся в юрисдикции Бакинско-Прикасписйкой епархии Русской Православной Церкви, в которых служба проходит на церковно-славянском языке.

г. Баку

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Настоятель: иеромонах Алексий (Никоноров).

Адрес: г. Баку, ул. академика Шамиля Азизбекова, 205.

Кафедральный собор святых жен-мироносиц

Настоятель: протоиерей Леонид Милтых.

Адрес: г. Баку, военный городок «Красный Восток», 126.

Михаило-Архангельский храм

Настоятель: игумен Серафим (Бидеев).

Адрес: г. Баку, угол улиц Видади и Заргярпалан, 38.

г. Гяндж

Александро-Невский храм

Настоятель: иерей Андрей Безотосный.

Адрес: г. Гяндж, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2.

г. Хачмас

Никольский храм

Настоятель: иеромонах Венедикт (Зайцев).

Адрес: г. Хачмас, ул. Ханлара, 21.


Нынешние азербайджанцы, говоря о своей вере, неизменно добавляют слово «гылындж», что значит «меч», памятуя, таким образом, о способе своего обращения в ислам («мусульмане под мечем»). Примечательно, что национальным героем, воспетым в песнях, поэмах и прозе, является христианин Бабек, руководитель народно-освободительного движения, противостоявший арабским захватчикам в течение 20 лет, на протяжении которых халифат терпел череду страшных поражений. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у народа, традиционно относящего себя к исламу, общепризнанным национальным героем первой величины является историческая личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан. Естественно, что проживающие в России и в Грузии азербайджанцы принимают Православие еще чаще, чем на родине.

При написании данного раздела использовалась книга иеромонаха Алексия (Никонорова) «История христианства в Кавказской Албании» (Баку, 2005).



26 / 01 / 2007

На официальном сайте Бакинского епархиального управления Московского патриархата Русской Православной Церкви http://baku.eparhia.ru/history/articles/genesis/ висит текст под названием «Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов». Автор текста - «Ахундов Давуд Ага оглы, доктор архитектуры, профессор АзАСУ».

Огромное количество материалов, фальсифицирующих историю армянского и соседних народов, материалов откровенно шовинистической и человеконенавистнической направленности нашло место на азербайджанских сайтах. На большинство из них мы либо попросту не обращаем внимания, либо, в лучшем случае, воспринимаем их, как некие экспонаты для раздела юмора или рубрики «Нарочно не придумаешь». Но об этом тексте поговорить стоит. Хотя бы по причине нахождения оного на официальном православном сайте .

Не знаем, какое отношение Давуд Ага оглы имеет (и имеет ли вообще) к Русской Православной Церкви, не ведаем также, по какому критерию православные отцы отбирают работы в раздел «История» своего сайта. Вполне допускаем, что, придерживаясь доброй русской пословицы: «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Ну, заказчик, положим, ясен: «Мы твердо знаем, что земли албанского правобережья не могли быть включены в состав Армянского государства» (И.Алиев. «Нагорный Карабах: история, факты, события». АН АзССР, Ин-т истории, Баку, «Элм» , 1989). А вот исполнение, мягко говоря, подкачало.

Итак, какой же генезис (генезис - в переводе с английского - происхождение, возникновение, начало ) открывает Ахундов и каких фальсификаторов критикует?

Любой человек, мало-мальски интересующийся исторической наукой, знакомясь с новым историческим исследованием, в первую очередь обращает свое внимание, на какие исторические труды опирается автор данного исследования. Мы не будем исключением в этом вопросе и заглянем в столбец «Библиография» в конце рассматриваемого нами «труда». Вот он:

1. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку. 1986.
2. Историческая география Азербайджана. Баку. 1987 г.
3. Моисей Каланкатуйский. Исторя Агван. СПб. 1861.
4. Под руководством профессоров Мамедовой Г. Г. и Ахундова Д. А.
5. Арсак. Ар-муж, мужественный; Сак-саки, одно из 26 албанских племен. Земля мужественных саков.
6. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван. 1963.
7. Ахундов Д. А. Остановить фальсификаторов. Газ. Бак. Рабочий. 7.X.1990.
8. Кавказ и Византия № 6. Карапетян С. Г. Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки и Капалак собственно албании. Ереван. 1988.

Да, для установления генезиса явно не густо. Причем из восьми приведенных бакинским профессором исторических источников, три - армянские, №5 - не слишком убедительная попытка автора установить происхождение топонима Арцах (непонятно только, почему в разделе «Библиография»?), и, наконец, еще три принадлежат перу - кого бы вы думали? Правильно, самого Давуда Ахундова.

Чем же занимается архитектор Ахундов? Ученик незабвенного отца азербайджанской советской историографической мысли Зии Буниятова, он не строит храмов. Он их экспроприирует… Не в буквальном смысле слова, конечно. Покойник и сам особо не утруждал себя лазанием по горам, экспедициями, обмерами. И это понятно - зачем портить себе настроение, когда на каждом шагу натыкаешься на так бессовестно вопиющие бесчисленные храмы и хачкары с ненавистными армянскими эпитафиями на них. Стиль старика был до смешного прост. В переводе текста армянского первоисточника (а литературных источников на албанском языке просто не существует в природе) все слова «армяне» и «Армения» заменялись «албанами» и «Албанией» и - ап! - азербайджанская историография пополнялась очередным средневековым автором и очередным произведением. О нем и таких, как он, метко высказался доктор исторических наук В. А. Шнирельман в своей книге «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» (Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003): « Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан».

Давуд Ага оглы от своего шефа не отставал. Более того, он его переплюнул. И не просто переплюнул, а прямо-таки забрызгал слюной все вокруг. Шутка ли сказать, в своей бессмертной «работе» под фантастическим названием «Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана» , на свои собственные «труды» он ссылается аж 28 (!) раз! Не верите? Прошу (нажать для увеличения ):

При такой удивительной плодовитости, какие уж там экспедиции, успеть бы отшлифовать очередной свой перл. А таких и в рассматриваемой нами «работе» набралось немало: тут тебе и «Азербайджан - …земли, где на протяжении многих тысячелетий зарождались и распространялись по всей земле жизнь, культура, архитектура и искусство» , и «Иланлы-тепе, можно сказать, первая процитадель…», «первый протохрам …» и «церковь в Гише - праматерь всех христианских храмов Закавказья » , ну и, конечно, шедевральные: «Албанополь, Албанус, Албакус , Ал-Баку » , а также « огнепоклоннические религии - Маздаизм, Азерастризм , а позже Зороастризм » .

Фантазия и жажда кочевника к присвоению чужого просто не ведает границ: « Многоступенчатое познание мира вынудило их (предков Ахундова - П .) создать хачдаши, башдаши, нишандаши » .

Из многочисленных ахундовских исследований вы можете узнать, например, о том, что «левый хачдаш по силуэту решен похожим на своего правого соседа . Аналогично решена композиция и на четвертом хачдаше из Норованкa (орфография автора - П .) (?) ». Вам, читатель, также нелишне будет знать, что «крупный хачдаш, установленный на могиле албанского князя Григора Нерина в 881 г. весь покрыт сплошным кружевом азербайджанского (?) орнамента». И вы будете приятно удивлены тем, что «интересную аналогию можно провести с азербайджанским башдашем близ гор. Ленинакана (!) . Если учесть перевернутый полумесяц, полученное изображение походит на крест, но крест не христианский, так как надгробие исламское ».

Что называется, Остапа понесло. Прихватив кресты и обозвав армянские хачкары «хачдашами, башдашами и нишандашами», воришка вынужден подстраховаться: « Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, но неизменными останутся наши христианские хачдаши, мусульманские башдаши » .

Как известно, в настоящее время армянскими учеными проводятся исследовательско-реставрационные работы в знаменитом на весь мир армянском монастырском комплексе Дадиванк. Ахундов по этому поводу скорбит: « Исходя из прошлого горького опыта можно с уверенностью предполагать, что многое в этом бесценном албанском памятнике истории архитектуры будет фальсифицировано и арменизировано, они постараются стереть с памятников все следы, свидетельствующие о его албанском происхождении».

В своем маниакальном стремлении к присвоению армянского культурно-исторического наследия, Ахундов постоянно беззастенчиво врет, путается в собственной лжи. Вот он пишет: « Армянская церковь во главе со своим католикосом в связи с наступлением сельджуков эмигрировала в Киликию, где она находилась с 901 по 1441 г., т. е. ее не было в Закавказье 540 лет». А здесь убеждает, что «…они опускают неопровержимые факты того, что до XIX в. Армения располагалась в Передней Азии и никакого отношения не имела к Закавказью».

Нет, неопровержимые факты свидетельствуют как раз об обратном: именно кочевые племена, одним из потомков которых сам доктор Ахундов и является, стерли с лица земли Кавказскую Албанию, втоптали в пыль богатейшее культурно-историческое наследие коренных народов региона. А все, что каким-то чудом уцелело, теперь без зазрения совести присваивается современными вандалами. И цель их - вовсе не сохранение исторических памятников. Джугинские хачкары - этот бесценный кладезь средневекового армянского искусства, обозванные в свое время Ахундовым «хачдашами знатных албанцев», теперь раздавлены бульдозерами, распяты и уничтожены потомками тюркских скотоводов. И ведь пасли они свои тучные стада, и глубоко плевать им было на национальную принадлежность храмов и хачкаров. Но приснопамятная советская власть, помимо подаренной государственности, еще и научила их читать-писать. И полезли из всех щелей на свет божий буниятовы и мамедовы, ахундовы и геюшевы - доктора и профессора...

В свете всего вышесказанного, начинаешь буквально воспринимать смысл слова «фальсификаторы», вынесенного в заголовок статьи, висящей на православном сайте. И слова о « так называемом (!) 1700-летии христианизации Армении» (празднование которой счел своим долгом посетить и глава РПЦ Алексий II-ой) никак не могут красить епархию, пусть Бакинскую, но все же, пока еще - Русской Православной Церкви. Светлой памяти патриарх Тихон и в более страшные времена не сгубил свою душу.

А святым епархиальным отцам нелишне будет напомнить русскую загадку: «Кто громче всех кричит: «Держи вора!»? Можно сколь угодно расстилаться в порыве верноподданнического лакейства, кланяться мраморной Статуе и воспевать Ложь. Однако История - бесстрастна. Из нее не выбросишь пять тысяч убиенных кавказскими татарами в Шамхоре в январе 1918-го возвращавшихся с фронта русских солдат. И нет над ними ни молебна, ни памятника…

Значение БАКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

БАКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Бакинская и Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви.

Адрес: Азербайджан, 370010, Баку, ул. Ш. Азизбекова, 205 (собор).

Тел.: (10-994-12) 40-43-53, 40-43-52, 40-04-43.

Официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/

Бакинская епархия занимает земли одной из древних православных Церквей - Церкви Кавказской Албании. Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем апостола Варфоломея, который принял здесь мученическую кончину в 71 году по Р.Х. в городе Альбанополе на западном берегу Каспийского моря - нынешнем Баку. Православное христианство стало государственной религией Албании в начале IV века, когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Албанская Церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом, была тесно связана с Армянской и вместе с ней впоследствии отошла от Православия. На соборе 705 года была заключена церковная уния между двумя Церквями, и Албанский (Агванский) Католикосат вошел в подчинение Армянской Церкви.

Православие вновь стало распространяться в этих землях в XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане. 19 мая 1905 года была учреждена викарная Бакинская епархия в качестве 3-го викариатства Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря.

Революционные события 1917 года вскоре отразились в расстройстве церковного порядка. В марте 1917 года собрание грузинского духовенства и мирян самочинно объявило о восстановлении грузинской автокефалии и грузины-автокефалисты взялись переустраивать церковную жизнь на Кавказе. К концу года еписпоп Бакинский Григорий (Яцковский) был фактически вынужден бежать из епархии. Из-за действий грузин Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви де факто прекратил существовать, но Святейший Синод с 13 августа даровал русскому экзарху Грузинскому Платону (Рождественскому) титул Тифлисского и Бакинского, Экзарха Кавказского. В связи с этим 13 ноября 1917 года состоялось определение Святейшего Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского . Из-за противодействия грузин Кавказский Экзархат не смог существовать и пресекся в 1920 году, а уже 1919 году снова начали назначаться архиерееи с титулом Бакинских.

Хотя жизнь епархии продолжалась, противодействие обновленческого Закавказского митрополичьего округа (с 1923) и, в первую очередь, преследования со стороны государства свели епархию на нет к 1933 году. После восстановления церковной жизни в 1943 году, в Баку был вновь открыт православный храм в 1944 году - нынешний собор в честь Рождества Богородицы, а затем еще ряд приходов на территории Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольской епархии.

Бакинская епархия была вновь образована как самостоятельная постановлением Священного Синода от 28 декабря 1998 года на террритории Азербайджана, Дагестана и Чечни. Выделена из состава Ставропольской епархии. Ныне объединяет приходы в Азербайджане и Дагестане. Кафедральный город - Баку. Кафедральный собор - святых Жен-Мироносиц (Баку).

Изменения названия

Бакинская с 19.V. 1905 -13.XI. 1917

Елисаветопольская с 13.XI. 1917 -(?)

Бакинская

Прикаспийская и Бакинская с 1924 (?)

Бакинская и Прикаспийская с 28.XII. 1998 .

Статистика

середина 2000-х

18 приходов; 37 священнослужителей (29 священников, 8 диаконов).

В Азербайджане: 7 приходов, 18 священников, 7 диаконов.

В Дагестане: 14 приходов, 16 священников, 3 диаконов.

Архипастыри

Бакинское викариатство Карталинской епархии

Никандр (Феноменов) 19.V-2.VI. 1905

Петр (Кончуев) ??.VII. 1905 -6.IV. 1907 в/у, еп. Алавердский.

Григорий (Вахнин) 09.V. 1907 -31.XII. 1910

Пимен (Пегов) 13.II. 1911 -13.XII. 1912

Григорий (Яцковский) 13.XII. 1912 -13.XI. 1917

Елисаветопольское викариатство Тифлисской епархии

Феофилакт (Клементьев) 1918 - 1922

Бакинская (и Прикаспийская) епархия

Павел (Вильковский) ??.I. 1919 - 1923

Сщмч. Димитрий (Добросердов) 18.XII. 1920 - 1920 в/у

Митрофан (Огиенко) 1924 -VIII. 1924

Арсений (Соколовский) 9.IX. 1924 - 1928

Серафим (Протопопов) 06.XII. 1928 -16.IV. 1930

Никон (Пурлевский) 16.IV. 1930 -24.X. 1930

Валериан (Рудич) 11.XI. 1930 -29.IX. 1931

Митрофан (Поликарпов) 1931 -16.XII. 1934

Александр (Раевский) 16.II. 1933 -11.VIII. 1933

Бакинское викариатство Ставропольской епархии (1943 - 1998)

Бакинская и Прикаспийская епархия

Благочиннические округа

Азербайджанский районный

Бакинский городской

Кизлярский

Махачкалинский

Действующие монастыри

Монастырь в честь Воздвижения Креста Господня в Кизляре (женский).

Учебные заведения

3 воскресные школы.

Использованные материалы

Страницы официального сайта епархии:

http://baku.eparhia.ru/history/eparchy/arh/

http://baku.eparhia.ru/history/eparchy/index/

http://baku.eparhia.ru/eparchy/index/

http://ezh.sedmitza.ru/index.html?sid=28

Страницы портала Русское Православие:

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_3330

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-bakinska.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%...1%8F

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...F-EU

Http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_539

По _Православной энциколпедии_: http://ezh.sedmitza.ru/index.html?sid=28

По данным сайта епархии: http://baku.eparhia.ru/eparchy/index/

Определен быть Бакинским, но еще до хиротонии, 2 июня указано быть ему епископом Кинешемским. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3847

Бывш. Можайский; по данным http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_539 состоящий в ведении Грузинского Католикосата. По некоторым сведениям - с июня 1923 года. По другим данным - до 26.IX. 1923 . См. http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-bakinska.html

По другим данным вторая дата - 1931 . См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_539. Вероятно не смог прибыть к месту назначения и осуществлять управление епархией.

Вероятно не смог прибыть к месту назначения и осуществлять управление епархией.

Ссыльный. В 1931 году прибыл в Баку и возглавил общину приверженцев патриарха Тихона. 7 мая 1933 года органами АзГПУ приговорен к 3 годам местного заключения, но 23 января 1934 года освобожден с выездом из пределов Аз.ССР в 2-х дневный срок. 16 декабря 1934 года скончался и был погребен на бакинском городском кладбище. См. http://baku.eparhia.ru/history/eparchy/arh/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАКИНСКАЯ
    353284, Краснодарского, …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре церковных терминов:
    (греч. область) - церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, …
  • ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епархия (греч. область) — церковно-административная единица. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов …
  • ЕПАРХИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. eparchia) в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем …
  • ЕПАРХИЯ
    (греческое eparchia), церковно-административная территориальная единица в православной, католической, англиканской церквах, возглавляемая епископом. В Киевской Руси деление на Е. было осуществлено …
  • ЕПАРХИЯ
    название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-Римской империи. Константин Великий разделил империю на четыре префектуры, из которых каждая подразделялась на несколько …
  • БАКИНСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    губерния занимает восточную часть Закавказского края и с В. омывается Каспийским морем. Пространство= 34289 кв. в., жит - 735360. До …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. В православной церкви: округ управляемый архиереем. Епархиальный - относящийся к епархии, епархиям. Это не моя епархия (разг.) - …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Церковно-администра-тивная территориальная единица, управляемая архиереем. * Это уже по другой епархии (разг.) - в чьем-н. другом ведении, …
  • ЕПАРХИЯ
    ЕП́АРХИЯ (греч. eparchia - властвование, начальствование), в правосл. церквах церк.-адм. терр. единица во главе с архиереем (епископом, архиепископом, …
  • БАКИНСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАЌИНСКАЯ КОММУНА, принятое в лит-ре наименование сов. республики в Баку и на части терр. Азербайджана (25.4-31.7.1918). В пр-во Б.к. (Бакинский …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-Римской империи. Константин Великий разделил империю на четыре префектуры, из которых каждая подразделялась на …
  • ЕПАРХИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    епа"рхия, епа"рхии, епа"рхии, епа"рхий, епа"рхии, епа"рхиям, епа"рхию, епа"рхии, епа"рхией, епа"рхиею, епа"рхиями, епа"рхии, …
  • ЕПАРХИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. В православной церкви: округ, управляемый архиереем (епископом). [Папа] Адриан II, стремясь сохранить под своим контролем моравские земли, создал …
  • ЕПАРХИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. eparchia) церковно-административная территориальная …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. eparchia] церковно-административная территориальная …
  • ЕПАРХИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2) перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-л. …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    еп`архия, …
  • ЕПАРХИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    епархия, …
  • ЕПАРХИЯ в Орфографическом словаре:
    еп`архия, …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем Это уже не моя е. (перен. : не моя область, не в моем ведении; разг. …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре Даля:
    жен. , греч. вообще область, под управленьем епарха муж. правителя; ныне область, край, управляемый, по делам духовным, архиереем; ведомство его. …
  • ЕПАРХИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. eparchia), в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем …
  • ЕПАРХИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    епархии, ж. (греч. eparchia) (церк. офиц.). Церковно-административная единица; округ, управляемый …
  • ЕПАРХИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    епархия ж. 1) Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2) перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-л. …
  • ЕПАРХИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2. перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-либо …
  • ЕПАРХИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем; округ (в православной церкви) . II ж. разг. Сфера или место …
  • ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туровская и Мозырская епархия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Адрес епархиального управления: Белоруссия, 247760, …
  • ТОБОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тобольская и Тюменская епархия Русской Православной Церкви Епархиальное управление: Россия, 626100, г. Тобольск, Тюменской …
  • ОДЕССКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Одесская и Измаильская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 65023, г. Одесса, …
  • ЛУЦКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Луцкая и Волынская епархия Украинской Православной Церкви Епархиальное управление: Украина, 43016, Волынская обл., г. Луцк …
  • КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Киевская епархия Украинской Православной Церкви Епархиальное управление: Украина, 01015, Киев, ул. Январского восстания, 25, …
  • БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Белгородская и Старооскольская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 308000, г. Белгород, ул. …
  • АЛЯСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ситкинская, Анкориджская и Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке. Епархиальная канцелярия: PO Box 210569, Anchorage …
  • БАКИНСКАЯ КОММУНА 1918 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    коммуна 1918, Советская власть, установленная в Баку и в ряде районов Азербайджана весной и летом 1918. 31 октября. (13 ноября) …
  • 11-ТРЛ в Справочнике Маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев Москвы:
    Троллейбусы Метро Красногвардейская - Загорье Метро Красногвардейская, Ул. Мусы Джалиля, 38, Ул. Мусы Джалиля, Универсам, Шипиловская ул., 44, АТС, 7-й …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Бакинская, Краснодарского, …
  • СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 355017, г. Ставрополь, …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список епархий Русской Православной Церкви по современному состоянию Россия Московская Абаканская Анадырская Архангельская Астраханская Барнаульская Белгородская …
  • ЕЛИСАВЕТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Бакинская епархия. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …