Меню

Гуттаперчевый мальчик анализ произведения. Урок по повести Д

Обслуживание и ремонт

Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».

Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».

Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам

и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.

Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.

Структура произведения

Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.

Действующие лица повести

Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:

  • Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс - клоун в цирке.
  • Анна - мать Пети.
  • Варвара - подруга Анны.
  • Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.

Цирки и судьбы

(урок по повести Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»)

Цель: - познакомить учащихся с историей становления русского цирка;

Способствовать формированию умений анализа прозаического произведения;

Содействовать закреплению умений выявлять авторскую позицию, определять проблемы, затрагиваемые автором в произведении, закреплению интеллектуальных умений – анализировать, обосновывать ответ, делать вывод.
Оборудование:

Гуттаперчивые мальчики, презревшие законы

земного тяготения, они объединили весь мир,

который рукоплещет им, называя отчаянных

акробатов «русскими самоубийцами».

(Из газеты «ЛГ-досье»)


1. Организация начала занятия.

2. Словарная работа «На арене цирка»:

Назовите слова - названия номеров, артистов цирка- известные вам:

цирк, манеж, трюк, арена, фокус, клоун, акробат, воздушный гимнаст, дрессировщик (укротитель), жонглер, канатоходец, аттракцион, иллюзионист, антракт, наездник, купол, сальто, борец, акробатический прыжок, сетка, страховка.

Определите значение следующих слов:

Трапеция -…

Шприхшталмейстер (конферансье) - …

Эквилибрист -…

Репертуар -…

Сезон - …

Реквизит - …

Ангажировать -…

Антрепренер - …
Очарованию цирка, его искрометному искусству подвластны зрители всех возрастов и званий. Станиславский назвал цирк «самым прекрасным местом на земле». Здесь сказка наяву, здесь молодость никогда не кончается.

У каждого человека свое мнение о цирке, присущее только ему одному.

Например, Николай Заболоцкий видит представление так:
Цирк сияет, словно щит,

Цирк на пальцах верещит,

Цирк на дудке завывает,

Душу в душу ударяет.


Вой всюду в зале тут стоит,

Кромешным духом все полны,

Но музыка опять гремит,

И все опять удивлены.


Тут опять, восторга полон,

Зал трясется, как кликуша,

И стучит ногами в пол он,

Не щадя чужие души.


3. Слово учителя о судьбе русского цирка (с опорой на эпиграф).
Действительно, судьба русских талантливых людей никогда не была легкой. Вспомните Левшу, а теперь Петя. Несмотря на свой талант, на свои способности, он погиб. Да он и все равно не смог бы жить в таких условиях, а тем более в цирке.

Ни о каком дореволюционном русском цирке говорить не приходится.

Тогда в русских цирках не было ни одной русской фамилии, все равнялись на заграницу и выступали под псевдонимами. Им приходилось напряженно бороться за место на манеже.

В советский период появилась творческая свобода, стали создаваться большие спектакли, строиться цирки.

Только в 1956 году русский цирк завоевал лидирующее положение на международной арене. Были гастроли в Бельгию, Францию, Англию. Успех был огромный, но и здесь возникали препятствия. За выступления со страховкой (номера сложнейшие) западные артисты требовали снимать 10 баллов из 25 возможных (конкурс 1957 года в Варшаве). И что же? Условия были приняты. И русские артисты получили 22 золотые медали по всем цирковым жанрам.
4. Слово о писателе.

Более чем полувековая творческая деятельность Дм. Григоровича (1822-1899) охватывает почти все основные периоды развития русской литературы 20 века. В своих многообразных произведениях писатель сумел отобразить самые различные стороны жизни России, возбудить интерес читателя к тем вопросам, которые тревожили передовое русское общество на протяжении второй половины прошлого века.

Повесть «Гуттаперчивый мальчик» была создана в 1883 году. В повести много документальных фактов. Мы не случайно сегодня говорим о цирке. Ведь и в повести Григоровича первые страницы – своеобразная хроника цирковой жизни.
5. Работа над анализом отдельных эпизодов произведения.

Учитель зачитывает первое описание цирка: «…мог различить сквозь мрак только арену цирка, обозначавшуюся круглым мутно-желтым пятном», «Все за кулисами и на манеже напоминает частые и страшные...».

Как вы думаете, кто является подлинными хозяевами цирка?

(Не бесстрашные наездники, акробаты и укротители, а директор и антрепренер, командующие артистами. Ведь первые слова принадлежат именно ему – он отсчитывает девушку за то, в чем она не виновата).
- Какими представлены директор и режиссер? (грубы и жестоки. Именно такая грубость и жестокость цирковых нравов порождает типы, подобные жестокому, эгоистичному Беккеру, к которому попадает Петя).

6. Комментарий учителя.

80-е годы – время усиления роста капитализма в России. По мере обогащения крупных предприятий разоряются мелкие предприниматели. В результате оказались выброшены на улицу рабочие, уволенные с фабрик, крестьяне, оставшиеся без наделов.

Появляются целые армии безработных, среди которых немало беспризорных детей, обреченных на голод и смерть. Дети подвергаются беспощадной эксплуатации на заводах и фабриках, нищенствуют, становятся преступниками.


В понятие «ребенок» Григорович всегда вкладывает лучшие стороны человеческого характера – прямоту, честность, отзывчивость. В его произведениях натура ребенка всегда представлена чистой и нравственно здоровой.

Повесть называется «Гуттаперчивый мальчик», однако Петя в произведении – лицо не из главных. Сколько бы его ни избивали, ни унижали, он не произнес ни слова. Григорович подчеркивает, что Петя был не столько гуттаперчивым, сколько несчастным мальчиком.

Вся его жизнь – непрерывная цепь лишений и несчастий. (рассказ заранее подготовленного ученика).
6. Работа над средствами создания образа Пети.

Чем, по-вашему, передается забитость, бесприютность Пети? (его безвольное отношение к нападкам Беккера).

Как вы думаете, почему наряду с описанием мира жестокости и нищеты Григорович переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого детства детей. (сравнение образа гуттаперчивого мальчика и графских детей позволяло Григоровичу с большой силой поставить вопрос о тех несчастных, у кого «в детстве не было детства»).
- Как создаются образы детей? Чьими глазами мы смотрим на Петю? (Петю мы видим со стороны, глазами Эдвардса, других циркачей.)

Писатель не вмешивается в происходящее. Какова же его позиция?

Что еще указывает на деление 2-х миров в конце повести? (сон Верочки и мертвый мальчик).


- Мог ли быть другим финал повести? Почему?
7. Подведение итогов урока.

Какие вопросы поднимает Григорович в своей повести? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее важные?

(вопросы социального характера: нищета и бесправие людей в России второй половины 19 века; нравственные вопросы: взаимоотношения людей с позиций равенства, честности, вопросы гуманизма, патриотизма, преклонения перед западной культурой).
8. Информация о домашнем задании.


1) Дмитрий Васильевич Григорович

2) «Гуттаперчевый мальчик»

4) Жанр: повесть

5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

6) Время действия повести – конец XIX века.

7) Основные герои:

мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.

8) Сюжет произведения:

мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.

После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.

Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.

автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.

Обновлено: 2018-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.