Меню

Нападение на аэродром сухая речка. Севастопольские маршруты

Обслуживание и ремонт

65 лет назад американцы "по ошибке" разбомбили советский аэродром в Приморье. Первое испытание ядерного оружия в СССР произошло менее чем за год до этого - 29 августа 1949 года. Тогда как американцы уже в 45 году сбросили бомбу на Японию.

Сухая Речка (Приморский край)

Сухая Речка - село в Хасанском районе Приморского края, входит в Безверховское сельское поселение.

Сухая Речка расположена на одноимённой реке, в 2 км от её впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, посёлка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

по официальным данным жертв после этого нападения не было, но вот что пишут в сети:

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

теперь, история. Что же собственно там произошло:

Нападение американцев на аэродром Сухая речка

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка ».

Непосредственные участники атаки

Олтон Квонбек - 22 года службы в ВВС, затем до выхода на пенсию работал и в ЦРУ и комитете Сената по разведке (United States Senate Select Committee on Intelligence)
Аллен Дифендорф - отслужил 33 года в ВВС, умер в 1996.

Почти полвека, пока шла так называемая «холодная война» между СССР и Западом, нас пугали американскими бомбами. И мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке 60 лет назад — в октябре 1950 года.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом — ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще — что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».

Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов , не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор — Олтон Квонбек , бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще — бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого летчика, — продолжает он. — На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова — о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. А может быть, дело в старой советской традиции? Главное — пересчитать разбитую технику. А мужиков бабы еще нарожают. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут.

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».


На снимке: Локхид F-80 Шутинг Стар из числа воевавших в Корее. 1950 г.

Атаковали американцы аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й ИАП 190-й ИАД. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья 821-ого полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве.
По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них - Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.


Белл P-63 «Кингкобра» — американский истребитель-бомбардировщик. США поставило в СССР по ленд-лизу примерно 2400 самолетов этой модели.

Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.


В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. Позволило ли именно это нанести американцам урон и остаться безнаказанными? Но могли ли Кингкобры противостоять F-80?


На фото: Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», также поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15".


Снимок подписан: 821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г.

По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в 821-й ИАП, американцы уничтожили более 20 самолетов. Нападение он считал провокацией. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
Позднее американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики приняли за опознавательные знаки северокорейцев.


Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало, перед отправкой в СССР.

На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.


На фото: Гарри Трумэн (в центре) посещает штаб-квартиру ООН. Снимок сделан 3 июля 1953 года.

Непосредственные участники атаки Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф прослужили в ВВС 22 и 33 года. Олтон Квонбек затем работал в ЦРУ и комитете Сената по разведке. В 1990 году в «Вашингтон пост» он написал статью «Моя короткая война с Россией», в которой снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Он писал: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Для того, чтобы вы могли оценить крюк, который сделали американские летчики посмотрите на следующую карту:


Расстояние по прямой между аэропортом Чхонджин и Сухой речкой примерно 200 км.

Квонбек же, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого летчика, - продолжает он. - На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я».
«Для русских это было, как Перл-Харбор,» - писал Квонбек.
Многим специалистам сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения Советской границы, и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.


На снимке советские военные после окончания академии - 12.1957-05.1958, зам.командира полка, подполковник ВВС ТОФ аэродром Сухая Речка г. Ворошилов-Уссурийск. Это единственный обнаруженный мной в Сети снимок, который относится к аэродрому Сухая Речка и людям, служившим на нем.

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

А по вашему мнению, это была провокация или ошибка?

Мотоциклисты Приморья напомнили жителям края, да и всей России, об исторической дате, которую давно забыли. 8 октября 2015 года исполнилось ровно 65 лет с того момента, когда самолеты США нанесли удар по советской территории. В 1950 году два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка" в Хасанском районе Приморья. В результате обстрела были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один самолет сгорел полностью, сообщает РИА PrimaMedia.

Тем не менее, американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990 года.

О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Справка: Сухая Речка расположена на одноименной реке, в 2 км от ее впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А 189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, поселка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

На поиски памятника

Мотоциклисты Владивостока нашли памятник. Как рассказал представитель мотообъединения Приморского края "Русские самураи" Андрей Белоконь , идея найти памятник погибшим советским летчикам при бомбардировке советской территории американцами возникла из-за того, что историю начали забывать.

"Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот уже 65 лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут, - отметил Андрей Белоконь. - Вряд ли в школах на уроках истории вспоминают эти события, да и взрослое население края не знает тех трагических дней, которые произошли 65 лет тому назад. Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения".

Мотоциклисты Владивостока отправились на поиски памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

На поиски памятника отправился Дмитрий Семенов (Брест). По его словам, чтобы найти братскую могилу и сам памятник пришлось немного поплутать.

"Местное население практически не помнит тех событий и не знает, что за памятник стоит на окраине села. Полазив по кустам и оврагам, я его, конечно же, нашел - он стоит у дороги ведущей к станции. Найти его достаточно просто (для тех, кто знает). Видно, что он никому не нужен, таблички нет, весь грязный. Разгребал кусты, плиты почистил от земли и сфотографировал сам "памятник", - рассказал Дмитрий Семенов.



Все, что осталось от памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

Воспоминание непосредственного участника тех событий, летчика 821-го полка Владимира Николаевича Забелина:

"821-й полк проводил учение с перебазированием авиации и наземного обеспечения. Полк перебазировался, расставили все три эскадрильи по стоянкам, а 8 октября прилетели два "Шутинга", и нанесли удар по стоянкам. Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что 1 самолет взорвался, и еще 6 самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более 20 самолетов, а в полку по штату всего 40 самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали 2 захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли".

Действия Корейской войны распространились на территорию СССР

Той осенью вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Их самолеты совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз.

Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

Серия нападений США на СССР

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно "Пластун", входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот), в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября 1950 года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 км к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж "Бостон" ст.лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его 2 наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя "Бостон" загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли. Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке.

7 октября 1950 года в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми "Кингкобрами", полученными еще в годы Великой Отечественной войны, передислоцировались в район Сухой Речки Хасанского района Приморского края. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте и в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь.

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Не могли понять – или это начало Третьей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, в том, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, а нападение на территорию Советского Союза стало "результатом навигационной ошибки и плохого расчета" пилотов.

Несмотря на то что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия. Имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15". В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Хроники необъявленной советско-американской воздушной войны:

8 апреля 1950 года американский разведчик нарушает рубежи СССР в районе военно-морской базы в Либаве. Четверка истребителей Ла-11 сбивает разведчика со всем экипажем из десяти человек.

В мае 1950 года два истребителя F-51 "Мустанг" в небе над Чукоткой встречаются с парой Ла-11. В бою сбит один "Мустанг".

В декабре 1950 года пара МиГ-15 в Приморье сбивает над морем разведчик РБ-29.

7 октября 1952 года "Суперкрепость" Б-29 вторгся в небо над Курилами, открыл огонь из своих пушек по двум патрульным МиГам и был тут же сразу уничтожен.

18 ноября 1951 года произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями МиГ-15 и группой истребителей ВВС США Ф-9 над заливом Петра Великого. Сбиты два наших самолета, еще один из патрулировавших тот район разбился из-за аварии (отказ двигателя). У американцев только один самолет получил повреждения.

Недавно представитель объединения «Русские самураи» Дм. Семенов решил найти и облагородить незаслуженно забытый памятник павшим пилотам.

Аэродром «Сухая Речка» 65 лет назад


Миновало 66 лет с этого печального события – когда американскими истребителями был нанесен авиаудар по Советскому Союзу. Так, в 1950 г. военные истребители ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» нарушили границу советского государства и с воздуха обстреляли военно-полевой аэродром под названием «Сухая Речка», находившейся в Хасанском р-не (Приморье). При проведении данной операции были повреждены 7 стоявших самолетов отечественной эскадрильи, 1 из них уничтожили полностью.



Однако Штаты настаивали на том, что их пилоты просто ошиблись. Это вранье продолжалось вплоть до 1990 г. Точные данные, были ли среди пилотов 821-го авиационного полка убитые или раненные, просто отсутствуют. Но, вероятно, они были. Во всяком случае в перечне местных памятников можно найти № 106, под которым указана братская могила пилотов, которые погибли при отражении атаки иностранных авианалетчиков в 1950 г. Кроме того, там есть данные, что могила располагается у с. Перевозное – в прежние времена это была территория важного стратегического объекта – военного городка под названием «Сухая Речка».


Воздушная атака в Приморье 65-летней давности: Америка против СССР

Справочная информация: Сухая Речка находится на реке с одноименным названием, всего в 2 км от бухты Перевозной, относящейся к Амурскому заливу. Само село связано автодорогой, протяженностью 26 км, с региональной трассой А 189. Общее расстояние до местного райцентра (пос. Славянка) – около 55 км, а до Владивостока – практически 154 км. Близлежащая ж/д станция располагается в 1 км от села.


На поиски забытого памятника погибшим пилотам



Приморские байкеры отыскали памятник. По словам представителя местного мотообъединения под названием «Русские самураи» А. Белоконя, сама задумка найти данный исторический памятник появилась в связи с тем, что историю эту банально позабыли.

«Безусловно, странно, что братская могила по сей день безымянная. Непонятно, почему про нее умалчивают все военные архивы. Что говорить, в годы ВОВ погибших и вовсе закапывали наспех, не оставляя никаких опознавательных знаков и географических отметок. На протяжении десятков лет ходят по боевым местам специально созданные поисковые отряды. Ходить им еще придется долго!» , – отмечает А. Белоконь.

Маловероятно, что школьники на истории вспомнят эти печальные события. Даже взрослые жители Приморья не знают о трагической истории 65-летней давности. От памятника минувших лет остался сейчас лишь железный остов, даже датированная табличка и та пропала, и, видимо, уже очень давно. Среди перечня памятников Приморья он значится, однако нигде нет даже старой фотографии, указывающей на конкретное место его нахождения.



На поиски данного памятника решил отправиться Д. Семенов из Бреста. Потом он скажет, что поиск могилы был не столь легок – пришлось чуть-чуть поблуждать.

«Местные жители почти и не помнят о том трагическом моменте, а потому многие и не в курсе, что за неизвестный памятник находится вблизи их села. Побродив по оврагам и местным кустам, я его, безусловно, обнаружил – тот стоит у тропы, ведущей к железнодорожной станции. Отыскать его элементарно (для знающих людей). Видимо, он просто забыт, табличка отсутствует, весь в грязи. Разгреб заросли, плиты очистил от слоя земли и запечатлел на фотоаппарат сам исторический «памятник» , – поделился впечатлениями Д. Семенов.

Воспоминания реального участника того трагического дня, летчика 821 военного полка В. Н. Забелина:
«821 полк осуществлял учения с последующим перебазированием военной авиации, а также наземного обеспечения. Была проведена расстановка 3 эскадрилий по новым стоянкам. И вот 08.10.1950 г. американские «Шутинги» неожиданно нанесли внезапный авиаудар по новым стоянкам. Те отчеты, которые я сумел увидеть, несколько разнятся. Согласно данным, один налетчикам удалось взорвать, а остальные 6 получили сильные повреждения. В реальности все было иначе: 20 самолетов пострадало, а всего в арсенале их значилось 40 шт. По официальной версии, бомбардировщики сделали только 1 заход, в реальности – 2. Они атаковали самолеты «Кингкобры». А «МиГов» там не значилось. Американцы метили в самолеты собственного производства».

События Корейской войны коснулись и СССР



В то же самое время вовсю шло вооруженное противостояние на Корейском п-ве. Стрельба и залпы раздавались в непосредственной близости от советско-корейской границы. А США со своими союзниками не очень-то соблюдали международное право. Американские самолеты периодически кружили над приграничными советскими городами и стратегическими объектами. И хотя Советский Союз официально в данном конфликте замешан не был, наблюдались периодические вооруженные столкновения.

Ряд нападений на СССР

Летней ночью 26.06.1950 г. в нейтральных водах южнокорейский военный флот открыл огонь по кабельному советскому судну «Пластун». Командующий (Колесников) погиб, а многие члены экипажа получили ранения. Корейцы отошли только тогда, когда русские тоже открыли огонь.
В начале осени (04.09.1950) на горизонте показался неизвестный эсминец, приблизившийся к дальневосточному порту на расстояние 26 км. Вмиг в воздух был поднят разведывательный А-20Ж «Бостон» в сопровождении двух истребителей. Приблизившись к цели, все они были обстреляны 11-ю вражескими истребителями. В результате этого непродолжительного столкновения «Бостон» был сбит и погружен на дно океана. Все трое находившиеся там военные погибли. Таким было тогда военно-политическое положение на Дальнем Востоке в непростой послевоенный период.
В октябре этого же года (07.10.1950) в 821-й воздушный полк 190-й истребительной воздушной дивизии, в котором находились старые американскими самолеты «Кингкобры», оказавшиеся в Советском Союзе еще в военные годы, передислоцировался в р-н Сухой Речки Приморья. Спустя день, воздушные судна уже были выставлены на местном аэродроме. И буквально сразу (в 16 ч.) из ниоткуда появились 2 американских реактивных лайнера, которые неожиданно открыли огонь.
На другой же день после этого неприятного инцидента СССР обратился с протестом в отношении Штатов в ООН. Было непонятно, чего хотели американцы? 20 октября американский лидер Г. Трумэн, выступавший в ООН с докладом, признавал вину Штатов и сожалел, что ВВС его страны оказались причастными к данному инциденту. По его словам, командир полка тотчас же был уволен, а пилоты переданы суду. Таким образом, нападение на Советский Союз стало следствием навигационного просчета, а также некорректных расчетов летчиков.
Невзирая на внешнюю исчерпанность конфликта, из Подмосковья в Приморье была перебазирована хорошо оснащенная 303 авиадивизия, имевшая реактивные современные «МИГ-15». Даже было введено боевое дежурство. А собственно обстановка в военных частях оставалась неспокойной.

Необъявленные воздушные столкновения СССР и США:

08.04 1950 г. американским разведчиком была нарушена государственная граница Страны Советов в р-не военно-морской базы в Либаве. Четыре истребителя Ла-11 сбили разведчика.

Весной (май) 1950 г. пара истребителей F-51 «Мустанг» вступает в конфликт с двумя Ла-11. Действие происходит над Чукотским п-вом. В итоге, один американский истребитель был сбит.

Зимой (декабрь) 1950 г. в Приморье усилиями двух МиГ-15 был сбит разведывательный самолет РБ-29.