Меню

Золотой век Екатерины II (1762–1796). О «золотом веке» Екатерины II

Обслуживание и ремонт

"Золотой век" Екатерины II Великой (1762 - 1796 гг.)

Из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления - одна из блестящих страниц русской истории.

Внутренняя политика

Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.

Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган.

В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Но самостийные тенденции время от времени вспыхивали на Украине, и ситуация здесь постоянно была нестабильной. Екатерина считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она приняла отставного гетмана П.А. Разумовского и назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева.

В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

Политика просвещённого абсолютизма. В своей политике Екатерина стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

Екатерина стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий.

С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянские депутаты - 45%. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделённых на 526 статей. В общем, он представлял собой цельное произведение, в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний.

На пятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул "Великой, премудрой матери Отечества". Комиссия работала более двух лет, но её работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий. Работа Уложенной Комиссии показала, что дворянство не смогло стать выразителем интересов всех сословий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих узгоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена.

Тем не менее, работа Уложенной Комисии имела важное значение, так как императрица смогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывала в своей дальнейшей политике.

Отношение Екатерины к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.

Крестьянская война под управлением Е.И. Пугачёва (1773 - 1775 гг.). В 60 - 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей - казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям.

В 1773 -1775 гг. в России началась самая мощная крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е.И. Пугачёв родился в станице Зимовейской на Дону. Он был участником Семилетней и русско-турецкой войн, имел первый офицерский чин хорунжего. Е.И. Пугачёв выступал в роли челобитчика о нуждах казаков. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицким казакам. Яицким казакам он представился как уцелевший император Пётр III. С отрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку - центру яицкого казачества. Вскоре его отряд превратился в 30 - 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией. Социальный и национальный состав пугачёвцев был разнообразным: казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары, калмыки, башкиры и др. Е.И. Пугачёв создал Военную коллегию, в которую входили его соратники И. Чика-Зарубин, Хлопуша, И. Белобородов, С. Юлаев. Войска пугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. Против восставших были двинуты правительственные войска, во главе которых Екатерина II поставила бывшего руководителя Уложенной Комиссии генерала А.И. Бибикова. 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.

После этого Е.И. Пугачёв двинулся на территорию Башкирии и горнозаводского Урала. Оттуда пугачёвцы двинулись к Волге и в июле 1774 г. взяли Казань. 31 июля 1774 г. Е.И. Пугачёв объявил манифест, который позже историки назовут "Жалованной грамотой крестьянству". Е.И. Пугачёв "жаловал" крестьян "вольностью и свободой", землями и угодьями, освобождал их от рекрутских наборов, подушных податей, призывал крестьян "ловить, казнить и вешать" дворян, помещиков. К Казани подошли правительственные войска под управлением полковника И.И. Михельсона. Они освободили Казань от восставших. С отрядом в 500 чел. Е.И. Пугачёв перешёл на правый берег Волги. Пугачёвцы захватили ряд городов: Саратов, Пензу, Алатырь, Саранск. В охваченных восстанием областях пугачёвцы истребляли дворян, помещиков, офицеров, служилых людей. Екатерина II приняла энергичные меры. Во главе правительственных войск вместо умершего А.И. Бибикова был поставлен П.И. Панин. С театра русской - турецкой войны был вызван А.В. Суворов. Попытка Е.И. Пугачёва взять Царицын окончилась неудачей. С небольшим отрядом он переправился на левый берег Волги, где рассчитывал укрыться у яицких казаков. Но зажиточные казаки, опасаясь гнева императрицы, схватили Е.И. Пугачёва и 12 сентября 1774 г. выдали его И.И. Михельсону. В деревянной клетке Е.И. Пугачёв был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. Е.И. Пугачёв и его соратники были казнены в Москве на Болотной площади. К этому времени все очаги восстания были подавлены. Дом Е.И. Пугачёва в станице Зимовейской был сожжён, место дома посыпано солью, чтобы память о нём никогда не возродилась. Река Яик с тех пор была переименована в Урал, яицкое казачество было переименовано в уральское.

В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запоржскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединённую Кубань, дав им определённые привилегии. Так началась история кубанского казачества.

Губернская реформа. Чтобы в дальнейшем предотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформу управления на местах.

В 1775 г. было проведено более чёткое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определённым количеством податного (которое платило налоги) населения.

Самой крупной территориально - административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 - 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний.

Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан - исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.

Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем.

Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших - Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы.

Оформление сословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала "Жалованную грамоту дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование "благородного сословия".

В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:

дворянство и духовенство;

купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутреннейторговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);

цеховые ремесленники;

постоянно жившие в городах иностранцы;

именитые горожане и капиталисты;

посадские жители (те, кто жил промыслами).

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.

Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.

Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.

Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.

Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.

Внешняя политика

Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Пётр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищённости границ на юге России нужны были берега Чёрного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Чёрного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны - Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.

Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддер-живаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут - Ларге и Кагуле - полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Чёрном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся "разбойничьим гнездом" и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России.

В правление Екатерины II расцвёл военный талант великого русского полководца А.В. Суворова (1730 - 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Служба всецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально всё: военная подготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат (рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне, гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правил поведения в бою специально для солдат. Чтобы донести "соль" (основное содержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В. Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдат была изложена в знаменитой книге "Наука побеждать". Суворов считал, что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата. Укрепляет дух солдата - любовь к родине, гордость национальной принадлежностью, вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозному воспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершались молебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надевать чистое бельё, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитым также совершались молебны, причём А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.

И неграмотные крестьяне у прославленного полководца превращались в чудо - богатырей. Войска А.В. Суворова стали побеждать любого неприятеля. Так, в 1773 г. войска Суворова взяли турецкие крепости Туртукай, а в 1774 г. - Козлуджу. В 1774 г. в болгарской деревушке Кючук - Кайнарджи был подписан мирный договор:

Турция признавала независимость Крыма;

Россия получила право беспрепятственного плавания по Чёрному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

Россия получала право иметь свой флот на Чёрном море;

Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию;

права православных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись.

В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошёл в состав России. России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потёмкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.

Георгиевский трактат. В 90-е гг. ХVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала период феодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества на западе - Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осушествляли опустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия - такую же дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить своё "я", нуждался в сильном покровителе.

27 июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключён договор грузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскими княжествами.

В 1787 г. Екатерина решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потёмкин превратил Новороссию в цветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потёмкин заводил земледелие, ремёсла, создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя - основной базы Черноморского флота. Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титул светлейшего князя и почётное добавление к фамилии - Потёмкин - Таврический. (Таврида - древнее название Крыма).

В Турции путешествие Екатерины было расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ России на юге за счёт турецких территорий.

В 1787 г. турецкий султан объявил России войну.

Русско - турецкая война 1787 - 1791 гг. Началась вторая в правление Екатерины II русско - турецкая война. Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвёл. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил - турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана.

В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: "24 часа на размышление - воля, первый мой выстрел - уже неволя; штурм - смерть". Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Один из главных ударов наносил генерал М.И. Кутузов. Силы войск М.И. Кутузова иссякли, и он уже приготовился к отступлению. И тогда прямо на поле боя А.В. Суворов прислал ему приказ, что в Петербург отправлена телеграмма о победе, а М.И. Кутузов назначен комендантом Измаила. М.И. Кутузов понял: он должен или взять Измаил, или умереть под его стенами. Через 6 час. Измаил был взят. Россия ликовала. На взятие Измаила Г.Р. Державин написал стихи "Гром победы, раздавайся!". Композитор О.А. Козловский написал музыку. Получившуюся песню Г.А. Потёмкин превратил в неофициальный национальный российский гимн.

Русским войскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия.

Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключён мирный договор. По Ясскому мирному договору:

Османская империя признавала Крым владением России;

В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань;

Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.). В это время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от неё. Право издавать законы принадлежало сейму - собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих "либерум вето", что было необычайно трудно. Даже один голос "против" запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей.

В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой.

В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и о право "либерум вето". Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие.

В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой. В рядах войск Т. Костюшко сражался молодой офицер и композитор М. Огиньский. Всё происходящее с Польшей глубоко ранило его сердце. В 1794 г. он написал полонез "Прощание с родиной". Это произведение, известное также, как "Полонез Огиньского", стало шедевром мировой музыкальной культуры.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России.

Таким образом в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории - Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.

Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать и северо-ападную часть Северной Америки.

Таким образом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, ещё только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.

6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.

Правление Екатерины II называют "золотым веком", т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".

Список литературы

Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М., "Патриот", 1992.

Екатерина II и её окружение. /Сост. вступ. ст. и примеч. А.И. Юхта. - М.: Пресса, 1996.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. - М.: Мол. гвардия, 2000.

Михайлов О.Н. Суворов. - М., 1973.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствование стало новой эпохой в истории России.

Начало правления для Екатерины II было трудным, прежде всего в нравственном отношении. Как ни был непопулярен Петр III в России, но он был законный (Божьей милостью) государь, к тому же внук Петра Великого, пусть и недостаточный. Екатерина же была чистокровной немкой, которая в глазах общества узурпировала древний престол московских царей. Неясна была и роль Екатерины II в убийстве мужа.

Прежде всего Екатерина II поспешила с коронацией, которая должна была узаконить ее восшествие на престол. Торжественная церемония состоялась 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Екатерина щедро наградила всех, кто способствовал ее победе. Главные участники переворота (40 человек) получили чины, земельные владения с крепостными крестьянами и крупные денежные суммы. Императрица приказала вернуть из ссылки тех, кто «невинно» пострадал, в их числе - бывшего великого канцлера графа Бестужева-Рюмина, бывшего генерал-прокурора князя Шаховского.

Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 г. все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн душ мужского пола) стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385.

Действуя осторожно, избегая опасных конфликтов, Екатерина II с самого начала твердо дала понять, что не намерена поступаться самодержавной властью. Она отвергла идею графа Н.И. Панина об учреждении Постоянного императорского совета в составе четырех государственных секретарей, которые должны были решать все важнейшие государственные дела. За Екатериной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых решений. В проекте Панина нашли отражение олигархические надежды аристократии на ограничение самодержавной власти, что вовсе не устраивало Екатерину II.

Одновременно Панин предложил разделить правительствующий Сенат на шесть департаментов, что приводило к ослаблению роли этого высшего учреждения в пользу Постоянного императорского совета. Екатерина II умело воспользовалась этим предложением Панина. В декабре 1763 г. императрица осуществила реформу Сената , разделив его на шесть департаментов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петербурге. Так правительствующий Сенат потерял прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическо-канцелярскую надстройку над центральными учреждениями империи. В результате проведенной реформы произошло усиление самодержавной власти. «Но Екатерине II, - писал С.М. Соловьев, - нужно было много лет искусного, твердого и счастливого правления, чтобы приобрести тот авторитет, то обаяние, которое она производила в России и в целом в Европе, чтобы заставить признать законность своей власти».

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дворянству» (1785) Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянства. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Период правления Екатерины II в исторической науке получил название золотого века российского дворянства.

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д’Аламбера - и считала себя их ученицей. В 1763 г. Екатерина начала переписку с Вольтером, которая продолжалась до 1777 г., т. е. почти до самой смерти известного французского просветителя. В письмах к Вольтеру Екатерина рассказывала «учителю» о деятельности на пользу своих подданных и о военных событиях, а Вольтер осыпал «ученицу» лестью и комплиментами. Екатерина II подчеркивала, что книга французского просветителя Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о «великой Семирамиде севера».

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знаниями российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям» («Записки»).

Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенный абсолютизм» (Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский).

Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.

В Большом энциклопедическом словаре мы читаем следующее определение: «Просвещенный абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине XVIII в., выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России (до начала 70-х гг. XVIII в.) и др., используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный абсолютизм был направлен на утверждение господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада».

Итак, просвещенный абсолютизм характерен такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки.

Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия) . Следует заметить, что созыву Уложенной комиссии предшествовали ознакомительные поездки Екатерины II по России. «После Петра Великого Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями» (С.М. Соловьев).

Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.

В качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», который состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти четверть текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей (Беккариа, Бильфельда, Монтескье, Юсти ). Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Екатерининской комиссии не удалось составить новый кодекс законов, так как было трудно привести старое законодательство в согласие, с одной стороны, с либеральным «Наказом» Екатерины (построенным на книжных теориях, без учета реальных фактов русской жизни), а с другой - с противоречивыми нуждами, пожеланиями и множеством отдельных наказов от разных групп населения.

Все же работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных наказов и суждения депутатов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами и пожеланиями разных групп населения, и эти материалы оно могло использовать в будущем в своей реформаторской деятельности.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии (А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева).

На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два события XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе. В России же последней попыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I (И.Г. Кислицына).

Оценивая правление Екатерины II, надо иметь в виду, что императрице пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь. Отсюда - впечатление некоторой хаотичности ее царствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся фаворитов тому причиной. Составленные различными историками перечни официальных фаворитов включают от 12 до 15 персон. Некоторые из них, прежде всего Г.А. Потемкин, стали выдающимися государственными деятелями, другие находились в ее покоях на положении любимых собачек. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей самодержавной власти.

Итоги царствования Екатерины II .

  1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.
  2. Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита монархии от любых посягательств.
  3. Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны и окончательному оформлению и усилению дворян.
  4. Либерально-просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.
  5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.

По мнению С.В. Бушуева, в правлении Екатерины II произошло «…несоответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и «тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти, власти и созданной ею интеллигенции, раскол культуры на народную и «официальную», неразрешимая дилемма Пушкина о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по-петровски действовала «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по-европейски пыталась получить поддержку «снизу» (Уложенная комиссия).

Если Петр не задумывался над всеми этими противоречиями или, скорее, просто их не замечал, то Екатерина уже начинала понимать, но не в силах разрешить их, вынуждена была притворяться и лицемерить: просвещенная государыня - и первая помещица, корреспондент Вольтера - и неограниченная властительница, сторонник гуманности - и восстановитель смертной казни… Одним словом, по пушкинскому определению, «Тартюф в юбке и короне». Но ложь здесь скорее всего не для обмана как такового, а для самозащиты, не столько для других, сколько для себя самой, желающей совместить «просвещение» и «рабство».

1. Выдели причины и последствия каждой из реформ Екатерины II. Какой символический смысл вкладывала Екатерина в сооружение памятника Петру I? Как ты думаешь, имела она на это моральное право?

Губернская реформа была проведена потому, что в слишком крупных административных единицах местные власти плохо справлялись со своими обязанностями. В результате реформы управление действительно улучшилось; способствовало этому и введение новых должностей полицейских надзирателей, приставов и т. д.

Просвещённая императрица посчитала российские суды не достаточно цивилизованными, потому была проведена судебная реформа. В результате неё судопроизводство было упорядочено, дознание стали проводить без применения пыток. Однако судебные процессы по-прежнему были запутанными и давали чиновникам широкое поле для получения взяток.

Учреждённая Петром I система образования не была в строгом смысле этого слова системой, потому что программы разных ступеней не продолжали одна другую. Кроме того, учебных заведений по-прежнему было мало. Согласно реформе образования была создана именно система, согласно которой человек начинал обучаться дома или в народном училище, продолжал в гимназии, а высшее образование получал в Московском университете (но мало кто проходил все три ступени, большинство к этому даже не стремилось).

Екатерина считала, что продолжает дело Петра Великого, реформируя Россию и превращаю её в европейскую державу. Не даром на памятнике основателю Санкт-Петербурга написано «Петру I Екатерина II», будто между ними устанавливается преемственность, в которую не попадают все императоры, правившие между ними. И действительно Екатерина имела на это моральное право, потому что при ней Россия была реформирована не меньше, чем при Петре I и несравнимо больше, чем при остальных императорах и императрицах эпохи дворцовых переворотов.

2. С помощью конкретных фактов докажи, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием. Представь, что ты - сын (дочь) дворянина времён Екатерины II. Чем твоя жизнь будет отличаться от жизни твоего прадеда времён царя Алексея Михайловича? Сравни права и обязанности посадских людей эпохи Петра I и мещан по Жалованной грамоте. Представь, что ты - сын (дочь) купца или ремесленника времён Екатерины II. Как могла бы сложиться твоя судьба? Опиши, как могли проходить праздничный и будничный дни в семье купца и в семье дворянина конца XVIII века.

Дворяне при Екатерине были освобождены от обязательной службы и всех налогов (но должны были платить налоги крестьян в казну), их не могли арестовывать без суда и лишить имущества даже за преступление. Дворяне освобождались от телесных наказаний, потому на историческую сцену вступили «непоротые поколения», как назвали их А.С.Пушкин. Несмотря на абсолютизм в России у дворян были свои дворянские собрания. Всё это делало дворян по-настоящему свободным сословием, пожалуй, единственным по-настоящему свободным в России. Обычный день дворянина, особенно не служившего или уже вышедшего в отставку мог состоять из хозяйственных дел в имении, которые чередовались с чтением книг и занятием искусствами. Его жизнь сильно отличалась от жизни дворянина времён Алексея Михайловича.

Мещане согласно жалованной грамоте имели больше прав, чем при Петре I. Прежде всего, они могли свободно перемещаться. Также им давалось право вести торговлю. Мужчины из их числа участвовали в выборах в городскую дума. Но они по-прежнему поставляли рекрутов, за определённые преступления их могли подвергнуть телесным наказаниям. Обычный день мещанина сильно зависел от его профессии. Большую часть дня занимала работа, после которой он мог пойти в кабак (где мог и не напиваться, а общаться с соседями), или уделить время семье.

3. С помощью конкретных фактов докажи, что в России возникло свободомыслящее общество. Сравни цели и личные качества двух издателей – Николая Новикова и Екатерины II. В чём, на твой взгляд, заключается принципиальное отличие между ними? Кого из них и почему ты готов поддержать в их заочном споре на страницах журналов в том, как они его завершили?

После Указа о свободе открытия типографий в России расцвела печать. То, что она была свободной, видно из того недовольства, которые вызвали у императрицы некоторые издания. Правда, печать не была полностью свободной, потому что журналы Николая Новикова, всё же, закрыли, чего при настоящей свободе слова произойти не могло.

В споре Новикова и Екатерины II я бы скорее поддержал первого, потому что здоровая критика полезна, даже если она задевает конкретных людей, её заслуживающих.

4. Почему годы правления Екатерины II называли «золотым веком дворянства»? Как ты считаешь, благодаря реформам Екатерины II основные признаки аграрного общества в России окрепли или разрушились? Проанализируй каждую реформу и, используя известные тебе факты, подтверди свой ответ. Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках» (с. 32).

В правление Екатерины II дворянство получило больше прав, чем имело когда-либо до этого, именно они составляли не только костяк офицерства и чиновничества, но и высшие его эшелоны. Дворяне почувствовало себя свободным сословие, появилось первое из «непоротых поколений». Но расцвет дворянского сословия неизбежно означал наиболее лютые формы крепостничества, которое тормозило развитие капиталистических отношений и не давало обществу преобразиться из аграрного в индустриальное.

В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота дворянству» , согласно которой привилегии дворян получали законный статус. Теперь дворянство освобождалось от подушной подати, обязательной службы и телесных наказаний. За «благородным сословием» официально закрепились права собственности на землю с крестьянами, торговлю и предпринимательство. Таким образом, во время правления Екатерины II русское дворянство окончательно утвердилось в качестве главного привилегированного сословия, а сам период правления императрицы получил название «золотого века» русского дворянства.

Образование

Получение образования для русского дворянина во время правления Екатерины II было обязательным. Самым популярным способом являлось домашнее образование, и чаще всего лишь дворяне из крупных городов имели возможность учиться в специальных образовательных учреждениях. Одними из самых престижных заведений считались Санкт-Петербургский кадетский корпус и Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Особенно состоятельные получали образование за границей – во Франции, Англии или Германии. Детей забирались из дома в возрасте шести лет на все время обучения, которое составляло 15 лет.
Обучение начиналось приблизительно с пяти лет, и первыми учителями для ребенка становились сельские священники, грамотные крепостные и дьячки. Этот этап домашнего образования знакомил детей с религией, традициями и христианскими нормами. Благодаря ему у ученика должны были сформироваться нравственные устои, касающиеся, прежде всего, религии.

Алексей Бобринский в 1800-х годах

В возрасте 6-7 лет у дворянских детей начинался новый этап образования. Менялись наставники: ими являлись иностранные учителя и гувернеры, чаще всего – французы, иногда – немцы и англичане. Теперь у ребенка программа образования значительно расширялась. Прежде всего, изучались иностранные языки: французский – как основной у русского дворянина – и латынь, а английский и немецкий – по возможности. Добавлялись такие предметы, как география, арифметика, русский язык и многие другие. Огромное внимание уделялось физической подготовке ребенка. Детей учили верховой езде, фехтованию и охоте.

Софья Александровна Бобринская

Дворянским девочкам учиться было немного проще, хотя их образование и не слишком сильно отличалось от того, что давали мальчикам, но в целом носило поверхностный характер. Девочку обучали всевозможным видам рукоделия, танцам и пению, рисованию и игре на музыкальном инструменте. Девочке не обязательно было знать несколько иностранных языков, чаще всего они ограничивались немецким и французским. Особенное внимание уделялось осваиванию «хороших манер» и этикету.

Мода русского дворянства

Русский дворянин всегда одевался в строгом соответствии с модой. Время правления Екатерины II славится своим возвращением к «русским традициям» в костюме. Сама императрица носила русские платья, тем самым подавая пример приближенным. Дворянам разрешалось следовать всем канонам европейской моды, но главным условием наряда считались русские элементы.

Портрет Екатерины II в русском наряде кисти неизвестного художника

Екатерина II велела дворянам соблюдать «простоту» в нарядах, запретив отделывать платья золотым и серебряным шитьем свыше 9 см. Каждой губернии присваивался свой цвет, и теперь дворянам было необходимо являться в столицу исключительно в нарядах цвета своей губернии.
В мужской одежде особый пик своей популярности переживает фрак. Это был своеобразный перешитый кафтан, длина и форма которого изменялись под воздействием моды. Галстуки и трости были неотъемлемыми частями гардероба русского дворянина.
Женские платья этого периода отличаются своей скромной отделкой. Нижнее платье было преимущественного белого цвета, на нем отсутствовали кружева и оборки. Сверху надевалась роба – распашное платье, которое украшалось золотым шитьем, лентами и бриллиантами.

Елизавета Григорьевна Тёмкина

При Екатерине II все так же оставалась мода на «неестественный» цвет кожи. Дворяне обильно пудрились, мазали руки, шею и лицо белилами, а щеки сильно румянились. Чтобы перебить запах грязного тела, следовало натираться ароматическими маслами, на смену которым позже пришел парфюм.

Александр Дмитриевич Ланской. Портрет кисти Д. Г. Левицкого (1782)

Бал


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Балы являлись неотъемлемой частью жизни столичного дворянина времен Екатерины II. Здесь осуществлялась светская жизнь дворянина, где человек оказывался в непринужденной обстановке со своим сословием, а кавалеры могли «законно» оказывать дамам сердца внимание.
Танцы – главный атрибут бального вечера – задавали нужный тон и даже тему разговора во время приема. Обучались танцам примерно с пяти лет. В программу обязательно входили полонез, кадриль, полька, мазурка, котильон и вальс.

Со временем балы обзавелись собственным этикетом. Например, девушкам было не положено танцевать с одним и тем же кавалером более трех раз за вечер, но было обязательным принимать приглашение от каждого кавалера (имя партнера по танцам записывалось в специальную книжечку – «агенду» ). Кавалер обязан был развлекать напарницу во время танца, а также следить за шлейфом ее платья и ее самочувствием.