Меню

Используем жесты в публичной речи. Секреты успешного публичного выступления

Монтаж крыши и кровли

Существуют три основных положения головы. Первое - прямая голова (рис.1). Это положение головы характерно для человека, нейтрально отно­сящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, и время от вре­мени делаются маленькие кивочки головой. При этом положении головы часто используются "рука к лицу" оценочные жесты.

Когда голова наклоняется в сторону , это говорит о том, что у человека пробудился интерес (рис. 2). Чарльз Дарвин одним из первых заметил, что люди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными. Если вы делаете презентацию товара или произно­сите речь, следите за тем, появился ли этот жест у вашей аудитории. Когда вы увидите, что они наклонили голову набок, а тело вперед, и опираются подбородком на руку, значит, вы добились своего. Когда обращаются к вам, все, что нужно вам сделать,- это на­клонить голову набок и время от времени кивать головой. Тем самым вы добьетесь расположения к вам со стороны говорящего.

Если голова наклонена вниз , это говорит о том, что отношение человека отрицательное, и даже осуждающее (рис. 3). Низкий наклон головы обыч­но сопровождается рядом жестов критиче-ской оценки до тех пор, пока вы не заставите человека поднять голову или наклонить ее набок, у вас будут проблемы общения с этим человеком. Если вам часто приходится выступать перед аудиторией, вы можете наблюдать, как все люди в зале могут сидеть с опущенными вниз головами и сложенными на груди руками. Про­фессиональные лекторы и преподаватели обычно перед тем, как начать свое Выступление, делают что-нибудь для повышения заинтересованности ауди­тории. Для этого нужно, чтобы головы слушателей выпрямились, и люди стали более внимательными. Если хитрость удалась, положение голов у аудито­рии изменится на наклонное вбок.

Жесты оратора

1) Право­славная щепоть : соединение подушечек большого, ука­зательного и среднего пальцев. Это жест сопровождает главную мысль,гаран­тированно привлекает внимание слушателей. Он как бы говорит: «Именно это важно, вот в чем суть!»

2) Растопыренные пальцы, поднятые на уровень гру­ди или пояса, подушечками ударяют друг о друга. Этот жест подчеркивает важность сказанного, служит до­полнительным ударением и приходится чаще всего на конец фразы. Его нередко используют руководители всех рангов, ораторы (рис. 7 а).

3) Рука согнута в локте, кисть на уровне груди, бе­зымянный палец и мизинец полусогнуты к ладони, средний и указательный пальцы направлены вверх, большой палец почти вертикален. Этот жест можно встретить на картинах старинных мастеров. Он при­надлежит пророкам, священникам, проповедникам, в наше время его нередко применяют политики, арти­сты. В словесном варианте этот жест звучит пример­но так: «Внемли!», «Слушай!» (рис. 7б)

4) Обе руки подняты на уровне груди, пальцы полу­согнуты. В таком положении они замирают на не­сколько секунд перед произнесением особо важных мыслей. Эффект от такого движения рук будет не меньшим, чем от жеста проповедника (рис. 7в).

5) Пальцы рук на уровне груди без напряжения со­единяются подушечками, образуя купол. Этот жест можно озвучить так: «Я говорю о самом главном. Вот оно!» (рис.7 г)

6) Подушечки пальцев рук касаются друг друга, обра­зуя пирамиду. Пирамида может быть направлена как вверх, так и вниз. Для оратора этот жест - стремление лучше донести информацию, а для слушателя - жела­ние показать свою заинтересованность (рис. 7д).

7) Ладони обеих рук плотно прижаты друг к другу и подняты на уровень груди. Этот жест применяют по­литики, проповедники, ораторы. Он призывает к бо­лее доверительному, открытому общению. Это жест обращения к Богу, жест молитвы, когда фальшь невозможна (рис. 7е).

Поднимая руки на уровень груди, человек концен­трирует в ладонях энергию своего сердца и через кончи­ки пальцев направляет ее вместе со словами молитвы к высшим мирам. Если пальцы наклонены к публике, это тоже стремление обратиться с искренним словом, но уже не к Господу, а к людям, своим слушателям.

8) Жест, также способствующий общению, - две пра­вославные щепоти, соединенные между собой и подня­тые на уровень солнечного сплетения. «Смотри сюда! Это очень важно!» - так можно перевести этот жест.

Перечисленные выше жесты практически не встре­чаются, когда беседуют между собой два или три чело­века, они не применяются также в дружеском и семей­ном кругу. Но на публике, для выступающего перед большой аудиторией, они незаменимы. Смело пользуй­тесь ими для удержания людского внимания, они по­могут слушателям лучше услышать и понять вас, даже если ваши слушатели о смысле этих жестов ничего не знают. Жесты способны оказывать действие, минуя сознание, тем более что перечисленные здесь движе­ния рук достаточно изящны и ненавязчивы - в отли­чие от набившего оскомину указующего перста или брошенной вперед руки «вождя пролетариата».

Жесты - полноценное средство коммуникации. С помощью жестов мы можем общаться, не зная языка, усиливать смысл сказанного, передавать чувства, когда слов не хватает. Научившись понимать язык жестов, вы начнете лучше разбираться в людях.

Язык жестов - самый древний. На нем люди изъяснялись раньше, чем научились говорить и писать, - так считают некоторые ученые.

Однако любопытно, что люди жестикулируют преимущественно тогда, когда говорят, и очень редко, когда слушают . Это говорит о том, что жесты - неотъемлемая часть речи. Попытаемся поговорить на волнующую нас тему со связанными руками - и мы тут же начнем выразительнее «жестикулировать» , помогать себе головой и телом.

Благодаря жестам мы можем понять людей разных национальностей, не зная их языка. Правда, здесь следует быть осторожными, потому что один и тот же жест в разных культурах может иметь противоположное значение . Если мы в ответ на предложение болгарина утвердительно кивнем головой, он поймет это как отказ, а если покачаем головой из стороны в сторону, решит, что мы согласны.

Жест «Ок», когда большой и указательный палец образуют кольцо, будет неприличным в , и . Обидятся и французы, поняв его как «Ты полный ноль, ничтожество».

Подняв в знак одобрения большой палец вверх в или Иране, мы жителей этих стран. Для них он будет означать то же, что и выставленный вверх средний палец в Европе.

В Австралии, Ирландии и Великобритании не стоит показывать жест в виде буквы V, означающий победу, если ладонь направлена на человека, - он поймет его, как «Иди отсюда!».

Темпераментные латиноамериканцы, итальянцы, испанцы, французы активно жестикулируют при разговоре - для них это норма. У северных народностей человека, чересчур размахивающего руками во время беседы, могут назвать невоспитанным, хотя он может быть просто сильно взволнован и возбужден. Правда, в этом случае от него хочется держаться подальше до тех пор, пока он не остынет.

«Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания», - говорил немецкий философ Освальд Шпенглер.

Многие люди даже не догадываются, как много их жесты могут рассказать о них самих и об их намерениях наблюдательному человеку.

К примеру, приходит человек на - хочет работать начальником отдела продаж. И приносит с собой , где написано, какой он эффективный и . Смотрит на него рекрутер и видит, что сидит тот, поджав под себя ноги и скрестив на груди руки. «Да у него проблемы с общением!», - думает рекрутер и вежливо отказывает.

Или же подходит к нам знакомиться новый сосед. На его лице улыбка, но мы замечаем руки, сжатые в кулаки. «Э, да он не такой доброжелательный, каким хочет казаться!», - делаем мы вывод.

На наш вероятный конкурент, здороваясь, крепко жмет нашу руку. Да так, что его ладонь оказывается сверху. «Хочет доминировать, показывает, кто здесь главный», - понимаем мы.

С помощью одних жестов мы можем вызвать у людей антипатию и оттолкнуть их от себя, а с помощью других - заслужить репутацию человека интересного и , с которым можно дружить и вести дела.

Зная язык жестов, мы сами сможем лучше разбираться в людях, понимать их поступки и предугадывать их действия, ведь далеко не все из них могут контролировать свои жесты так, как речь. Слова могут говорить одно, а жесты - совсем другое.

Вышесказанное относится к жестам неосознанным, подсознательным , которыми большинство людей не управляет. И именно эти жесты могут нам многое сказать о собеседнике. (Ведь существует еще язык осознанных жестов , с помощью которых общаются люди глухонемые.)

Существуют и ритуальные жесты . Один из них - рукопожатие. Этим простым жестом можно выразить многое: тот, чья рука окажется сверху, наверняка займет в переговорах главенствующее положение, он - негласный победитель; а тот, чья рука будет внизу, уже почти проиграл.

Австралийский писатель и бизнес-тренер , автор книги «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», советует: чтобы с самого начала поставить себя в равное положение с партнером и не допустить, чтобы он доминировал, руку для рукопожатия нужно протягивать, держа ладонь вертикально. В этом случае ей легко управлять, и при необходимости ее положение можно подкорректировать. Кроме того, при рукопожатии нужно чувствовать давление руки партнера и своей рукой оказывать давление такой же силы.

Благодаря рукопожатию мы можем составить впечатление о человеке уже в первые минуты знакомства с ним.

О чем расскажут жесты

Знать, как толковать тот или иной жест, требуют от топ-менеджеров крупных компаний, а на Западе - и от менеджеров среднего звена.

  • О человеке, который во время разговора не знает, куда деть свои руки, словно они ему мешают, можно сказать, что он стесняется, нервничает, чувствует себя неловко.
  • Рассматривает свои прыщи и царапинки - занят своими мыслями, ушел в себя.
  • Дергает себя за ухо или кончик носа, крутит кончик усов или волос - настроен скептично, сомневается.
  • Почесывает грудь и живот - весьма самоуверен.
  • Качает или трясет ногой, постукивает рукой по столу, играет пальцами, крутит в руках разные предметы, щелкает суставами - нетерпелив, не может сосредоточиться или ему скучно.
  • Тому, кто довольно-таки часто трет виски, лоб, потягивается, вытягивает ноги и руки, не хватает жизненной энергии. Он пассивен и мечтателен.
  • Грызет ручку? Находится в состоянии внутреннего конфликта, чего-то опасается.
  • Руки сцеплены за спиной, подбородок устремлен вверх? Перед нами человек, привыкший командовать, авторитарный.
  • Руки сжаты в кулаки? Настроен агрессивно, но себя сдерживает.
  • Поставил локти на стол, а переплетенными пальцами или кулаками прикрыл рот? «Закрылся» от окружающих.

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук - симметричными, широта жестов обеих рук - примерно одинаковой . Ошибка - жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор - человек, уверенный в себе. Зажатый - что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша». Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей. Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми - ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка - держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках - может, камень. Открытый жест показывает - мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

1. Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу - например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

2. Зеркало - подражаем опытному оратору

В интернете, на том же можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же , или , или . Смотрим запись и «обезьянничаем» - копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

3. Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

4. Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

«Оратор, не знающий, что делать с руками, должен заткнуть себе ими рот», - «Пшекруй».

Может быть, проще отказаться от жестов вообще, если так сложно жестикулировать правильно? Но тогда нужно быть готовым к тому, что большую часть нашего выступления, к которому мы старательно готовились, слушатели не запомнят. Без подкрепляющей жестикуляции они усвоят процентов 40, а с ней - все 80.

Вряд ли и мы произведем на них впечатление. И нам не суждено будет стать оратором, собирающим полные залы. «Если вы думаете, что это будет легко, просто забудьте об этом. И никогда даже не пытайтесь стать успешными», - говорит мотивационный оратор Эрик Томас. - «Когда вы хотите преуспеть так же, как дышать, тогда вы преуспеете».

Все мы знаем, что невербальные проявления всегда очень точно отражают состояние человека. Через невербальный канал (жесты, мимика, положение в пространстве) передается до 80% информации. Даже не изучая специальные разделы психологии, мы можем определить насколько комфортно или дискомфортно нашему собеседнику. Точно также мы сразу видим неуверенность или надменность оратора.

Когда готовимся к выступлению, мы, конечно же, хотим выглядеть уверенными и доброжелательными, однако наше тело может выдать нас в самый неудачный момент. Именно поэтому стоит заранее уделить внимание проработке своей позы и жестикуляции. Жестами и мимикой управлять тяжело, однако же, возможно, если уделить этому некоторое время.

В этой статье мы разберем особенности поведения, которые характеризуют оратора как успешного и доброжелательного, и рассмотрим некоторые ошибки, которые выдают неуверенность или, напротив, самоуверенность.

Жесты, мимика и положение в пространстве, которые помогут расположить аудиторию:
1. Доброжелательное выражение лица

Конечно, первое, что вы должны постараться выразить – это ваше теплое отношение к аудитории. Доброжелательность выражается в спокойной мимике, легкой улыбке, открытом взгляде. Не пытайтесь выглядеть слишком серьезно (если, конечно, это не часть вашего образа), помните, что публика более всего любит живых, открытых, заинтересованных ораторов. Нужно избегать и другой крайности – чрезмерно веселого или фамильярного поведения. Вы в любом случае должны быть вежливы и воспитаны, соблюдать общепринятые нормы.

2. Взгляд на слушателей

Еще раз напомню, что мы ни в коем случае не смотрим в пол/стену, не смотрим только на одного человека из зала. Старайтесь охватить взглядом весь зал, включая самые крайние точки и задние ряды. Переводите взгляд от одного слушателя к другому, рассказывая как бы каждому по очереди. Представьте, как бы вы рассказывали то же самое компании своих друзей? Вы бы старались удержать зрительный контакт с каждым из них, чтобы донести суть своего рассказа. Точно также вы должны стараться донести свою речь до каждого сидящего в зале.

3. Поза спокойная, открытая

Старайтесь не скрещивать руки и ноги, не стоят в полоборота к залу. Движения должны быть спокойные, плавные, без суетливости. Это один из наиболее сложных пунктов, так как в непривычной ситуации у вас может появиться ощущение, что вас некуда деть руки, что вам нужно бесконечно поправлять волосы или одежду, будет чесаться нос или ухо. Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Они должны быть шире, больше, для того, чтобы вас было хорошо заметно всей аудитории.

4. Выгодное положение в пространстве

Ваше расположение может считаться удачным, если вас хорошо видно максимальной части аудитории. Выбирайте положение по центру помещения, или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача – расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всех зрителей.

5. Жестикуляция и перемещение по залу

Для того чтобы сохранить внимание аудитории, а также создать ощущение непринужденного общения необходимо уместно жестикулировать и перемещаться от одной части аудитории к другой. При помощи жестов вы сможете подчеркнуть смысл сказанного, обратить внимание на самое важное. Перемещение позволит вам дополнительно привлечь внимание тех участников, которые начали утомляться. Например, когда вы видите, что у вас заскучала одна из частей зала, вы можете просто подойти ближе к этим участникам. Далее, вы можете переместиться уже к другой части, уделяя тем самым внимание всем участникам.

Частые ошибки ораторов:
1. Безэмоциональность оратора

Это одна из самых частых ошибок, которую мы можем наблюдать у ораторов. Часто за отсутствием эмоций скрывается волнение, попытка совладать с волнением и подавить свою тревогу. Однако, это не лучший способ, так как аудиторию быстро теряет интерес к монотонной речи, и выступление превращается в пустую трату времени как для оратора, так и для публики.

2. Отсутствие жестикуляции/чрезмерная жестикуляция

В любом деле важна золотая середина, в том числе и в активности оратора. Если выступающий долгое время стоит в статичной позе, не жестикулирует и не подает других признаков жизни, аудитория теряет к нему интерес. Если он двигается чрезмерно много и активно, он начинает нервировать окружающий и отвлекать их от сути выступления.

3. Нервные жесты

Очень часто в стрессовой ситуации у нас появляются некоторые навязчивые движения, которых нет в обычной жизни. Это некоторые однотипные действия, которые может не замечать выступающий, однако же, будут явно заметны для аудитории. К данной категории относятся, например, следующие действия: щелкать ручкой; поправлять очки, волосы, предметы одежды; теребить в руках указку, пульт от проектора. Избежать этой ошибки вам поможет, опять же, репетиция выступления и дополнительный контроль над собой в процессе выступления. Очень полезно периодически записывать себя на камеру для того, чтобы заметить все свои ненужные жесты (о которых вам могут не сказать окружающие) и исключить их в последующих выступлениях.

4. Игра в прятки

Еще одной ошибкой оратора является попытка «спрятаться» от аудитории, то есть встать так, что бы его закрывал какой-либо предмет интерьера. Обычно прячутся за кафедры, столы, презентационное оборудование, флипчарты. Из-за неправильного положения оратор одновременно показывает свой страх или отстраненность от аудитории, а также теряет возможность управлять вниманием за счет движения и жестикуляции. Старайтесь всегда выходить ближе к публике и занимать максимально выгодной положение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что ваше поведение во время выступления должно сигнализировать о вашей уверенности и доброжелательности. Для этого вам необходимо заранее прорепетировать свое выступление, записать его при необходимости на видео, или попросить дать обратную связь кого-либо из знакомых. Узнать больше о подготовке к публичным выступлениям вы может .

Как мы можем помочь?

Если вы выступаете не часто и подготовка к важному публичному мероприятию дается тяжело, записывайтесь на . В ходе консультации отработаем все аспекты вашего публичного выступления, подготовим текст и сценарий выступления, разберем техники удержания внимания.

Вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи - это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали - остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек », старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость - это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом "Судебное красноречие"

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, вам понадобятся эти 9 навыков. Их можно приобрести, тренируясь самостоятельно или окончив курсы ораторского мастерства .

  1. Оратор-мастер следит за выражением лица

Оно не менее важно, чем движения и жесты. Мимика и взгляд помогают донести немалую часть информации.

Кристен Стюарт – известная актриса, чье невыразительное лицо стало предметом насмешек.

Не берите с нее пример.

2. Оратор-мастер не двигается непрерывно

  1. Оратор-мастер использует для жестикуляции все пространство вокруг себя

Жестикуляция в публичном выступлении должна включать как широкие движения, так и мелкие. Но многие ораторы скованы. Они двигают руками только перед собой и, может быть, отводят их в стороны. Но есть немало ситуаций, когда нужно использовать все пространство.

Например, вы презентуете аудитории экстремальные туры и рассказываете о прогулке на лодках по реке с крокодилами.

Тогда вы можете опустить руку и провести ею над полом, изображая воду, или поднять руки и провести вверх-вниз, изображая нависающие ветки деревьев. Вы можете оглядываться, показывая, что в джунглях позади слышен какой-то шорох. Это и есть использование всего пространства вокруг себя.

  1. Оратор-мастер разнообразит свои жесты

На курсах ораторского мастерства учат правильно жестикулировать. Но не используйте постоянно один и тот же жест, даже если он правильный. Эта привычка будет бросаться в глаза и отвлекать аудиторию от ваших слов.

  1. Оратор-мастер следит за положением рук

Это касается тех минут, когда вы не делаете никаких жестов. Удобное для вас положение рук может со стороны смотреться нелепо. Посмотрите видео со своим выступлением, чтобы увидеть, куда вы деваете руки, когда не жестикулируете.

У Ангелы Меркель привычка сцеплять руки на животе.

Поза стала объектом шуток. «Клей «Момент» – это не игрушка!» – гласит одна из них.

  1. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью

У многих ораторов есть привычка подчеркивать все важное, размахивая указательным пальцем. Барак Обама , хоть и прекрасный оратор, иногда злоупотребляет этим.

Это подсознательно воспринимается как угроза. Лучше жестикулировать открытой ладонью, вот так:

  1. Больше аудитория – шире жест

Если вы выступаете перед тысячами людей на какой-нибудь церемонии открытия, вам понадобятся очень широкие жесты. Аккуратные движения руками, как на небольшом совещании, не подойдут. Их просто не разглядят. Чем больше людей перед вами, тем шире должны быть жесты.

Кроме того, соизмеряйте свою энергию с энергией аудитории. Если вы выступаете перед группой усталых или пассивных людей, не начинайте сразу говорить громко и энергично. Это их отпугнет. Постепенно расшевелите их, набирая обороты.

  1. Оратор-мастер улыбчив

Улыбку замечают сразу. Благодаря ей вы произведете хорошее впечатление, еще не начав говорить. Не забывайте о ней.

Всегда помните об этих навыках, проводите ли вы совещание или выступаете с речью перед компанией друзей. А курсы ораторского мастерства помогут отточить любой из них. Удачи!