Меню

Взаимоотношения между Центром и регионами России в конце XX - начале XXI века Хамидулин Владислав Саидович. Противоречия между регионами и региональная политика

Монтаж крыши и кровли

Годы правления седьмого руководителя советского государства – М.С.Горбачева – вошли в политический словарь всего мира под названием «перестройка». Придя к власти в марте 1985 г., он пообещал сделать Советский Союз сильнее, вдохнув новую жизнь в его социалистическую систему и стагнирующую экономику. 27 декабря 1991 г. после подписания Беловежских соглашений он ушел в отставку с поста Президента СССР, когда Советского Союза больше не существовало, социализм был полностью дискредитирован, а экономика дышала на ладан.

Перестройка имела четыре разных, но взаимосвязанных измерения. Это, во-первых, разоружение, «освобождение стран советской империи» в Восточной Европе и окончание холодной войны; во-вторых, экономическая реформа; в-третьих, постепенная либерализация общественного мнения и средств массовой информации, вошедшая в историю под названием «гласность». И, в-четвертых, «контролируемая» демократизация и децентрализация коммунистической системы. В узком смысле слова перестройка включала ряд политических мер, нацеленных на «реформацию советского коммунизма». Основной конфликт между властью и обществом произошел уже в ходе самой перестройки - когда общество вышло на открытую политическую арену, тогда оно, поскольку его «долго угнетали», отказалось подчиниться заранее намеченной государственной политике, создало собственную политическую жизнь и стало «непредсказуемым и неконтролируемым» В результате горбачевской «гласности» за несколько лет были разрушены «результаты идеологической работы семи десятилетий» - тщательно скрываемая до этого ложь вышла наружу, иллюзии о преимуществах социализма перед капитализмом «развеялись полностью» и режим, основанный на идеологии, начал гибнуть. По своим масштабам и уникальности распад СССР превзошел крах Российской империи в 1917 г., поскольку, в отличие от последнего, состоялся в условиях мирного времени.

Предкризисное состояние общества заставило искать пути его обновления. Была начата модернизация системы без смены модели общественного развития. Комплекс реформ и процессы, с ними связанные, получили название "перестройка". Ее первый этап начался весной 1985 года попыткой «ускорения» темпов социально-экономического развития.

Преобразования желаемого результата не дали. Среднегодовой валовой продукт снизился в Узбекистане с 3,4% в 1981-1985 гг. до 2,75% в 1986-1990 гг. Снизились темпы роста производительности труда, ухудшились показатели использования основных производственных фондов. Узбекистан вместе со всем бывшим СССР входил в экономический кризис. В обществе усилились позиции "рыночников".

В Узбекистане понимали, что сверхцентрализм требует скорейшего демонтажа. Под давлением республик были приняты законы СССР, направленные на снижение влияния центра, что свидетельствовало о нарастании тенденций независимости.

Руководство Узбекистана разработало свою программу выхода из кризиса. Главным в ней было создание эффективной, социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности и достижении высокого уровня благосостояния, всесторонней защищенности граждан Узбекистана.

Сдвиги начались и в общественно-политической сфере: зарождается гласность, возрождается гражданское достоинство людей, идет борьба против монополизма КПСС, за переход власти от партаппарата к Советам, появляются общественные движения и неформальные организации (Бирлик, Эрк, Тумарис, Свободное объединение молодежи Узбекистана и т.д.), действовавшие наряду с Компартией Узбекистана. В их программах поднимались вопросы национального возрождения республики.

В середине 80-х годов начался новый этап беззакония и репрессий. Теперь гонениям подверглась не только творческая, но, главным образом, национальная научно-производственная и политическая интеллигенция, представители которой понимали порочность существующей социально-экономической системы, ущемлявшей национальные интересы республики.

К этому времени наиболее четко обнаружилась несостоятельность легенд о замечательных завоеваниях социализма и его, неоспоримых социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах. Как только чуть-чуть ослаб идеологический прессинг, появилась возможность называть вещи и явления своими именами. Однако система яростно сопротивлялась. Неверно выявлялась основная причина бедственного состояния экономики. Считалось, что если плохо идет дело, значит не те кадры, плох стиль работы, не овладели прогрессивными методами управления, недостаточно ведется воспитательная работа, низка трудовая дисциплина и т.д. В поисках виноватых Центр встал на не раз проверенный путь "завинчивания гаек", превратив Узбекистан в полигон новых репрессий. В республику были направлены различного рода функционеры, т.н. "кадровый десант", который, заняв ключевые позиции в партийных, советских и судебных органах, развязал настоящий террор. Было сфабриковано в 1987 г., так называемое "хлопковое дело", опорочены сотни тысяч честных людей и республика в целом.

В конце 80-х-начале 90-х гг. в Узбекистане усилились тенденции суверенизации, проявившиеся в различных сферах жизни общества. Условия для обретения независимости стали формироваться со второй половины 80-х гг.

Важным шагом на пути к независимости стало принятие в октябре 1989 г. "Закона о государственном языке", придавшем этот статус узбекскому языку, ранее отодвигаемому на второй план. В целях его реализации, была создана сеть бесплатных кружков по изучению узбекского языка, усилено внимание к его преподаванию в учебных заведениях, к публикации учебников, литературы на нем.

В республике взяли курс на защиту граждан Узбекистана, необоснованно обвиненных по, так называемому, "хлопковому делу", показав этим очевидность клеветы на узбекский народ.

Была начата политическая реабилитация Ш.Р.Рашидова, долгие годы возглавлявшего республику и много сделавшего для нее.

Руководство Узбекистана, примерно с первой половины 1990 года, ликвидировало практику собеседования в Москве лиц, рекомендуемых на отдельные высокие должности, что было по тем временам мужественным и решительным шагом.

Правительство Узбекистана приступило к воссозданию областей, районов, городов, бездумно объединенных по указке Москвы.

Вопреки сопротивлению Центра, в Узбекистане, первом среди республик бывшего союза, весной 1990 г. был учрежден Пост Президента Республики. Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров, возглавляемый непосредственно Президентом. Это означало переход на принципиально новую ступень суверенизации и государственности. Первым Президентом Узбекистана был избран в марте 1990 г. И.А.Каримов.

На первой сессии (март 1990 г.) двенадцатого созыва Верховный Совет республики одобрил программу деятельности правительства Узбекистана и основные концепции его экономической, социально-духовной самостоятельности.

Суть их в следующем: Узбекистан выступает как суверенное государство в составе организованного на федеративных началах Союза ССР; все богатства республики являются национальным достоянием ее народов, в том числе земля, полезные ископаемые, основные фонды, культурные и исторические ценности; Узбекистан реализует свои суверенные права и проведение самостоятельной социальной и экономической политики, обеспечивает сохранение национальной самостоятельности при восстановлении национальных и исторических традиций и ценностей; республика должна на деле иметь свои средства и источники самофинансирования; Узбекистан будет строить свои отношения с центром и другими регионами страны на полностью полноправной, эквивалентной и взаимовыгодной основе. На этих же принципах в составе обновленной федерации республика устанавливает и развивает экономические и культурные связи с зарубежными странами, внося свой вклад в общесоюзное разделение труда; децентрализация и демократизация экономики и всей системы руководства народным хозяйством должна носить всеобщий характер, пронизывать все сферы производства и общества, охватывая не только отрасли и территории, но и каждый трудовой коллектив. Они должны быть осознаны каждым тружеником, обеспечив всемерную социальную защиту населения, в особенности, его малообеспеченные слои.

20 июня 1990 г. вторая сессия Верховного Совета Узбекистана двенадцатого созыва приняла "Декларацию о суверенитете". В ней были закреплены основополагающие принципы государственного суверенитета республики: верховенство демократического государства и законов республики на всей территории; неприкосновенность и неделимость государственной территории и границ; самостоятельное решение вопросов внутренней и внешней политики, признание и уважение основных принципов международного права; определение пути развития, своего названия, государственных символов и т.д. Этот документ не только заявил о решимости народа наполнить государственный суверенитет реальным юридическим, экономическим и политическим содержанием, но и стал основой борьбы Президента за независимость. Активную поддержку идеи независимости получили в среде общественных движений Узбекистана.

Таким образом, Узбекистан был одной из первых республик бывшего СССР, поставивших вопрос о суверенитете в практическую плоскость. Дальнейшие события подтвердили правильность линии руководства республики, которое, не дожидаясь, когда суверенитет Узбекистана будет закреплен новым союзным договором, предпринимало реальные шаги.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Народы и регионы России накануне и после распада СССР, федеративный договор, конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России, нарастание противоречий между Центром и регионами, военно-политический кризис в Чечне, результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Народы и регионы России накануне и после распада СССР.

Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х гг.

В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем усилило национальные движения.

Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен. В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России.

Все это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора.

Федеративный договор.

В чем состоял смысл Федеративного договора? Речь шла о том, чтобы предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.

Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Из Конституции Российской Федерации

Статья 5
1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации...
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон. Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.

Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них. Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.

Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввела собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и многочисленным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составляющих 85% населения России.

О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Эти процессы образно называют суверенизацией краев и областей.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.

Из выступления Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева в связи с шестой годовщиной провозглашения государственного суверенитета Республики Татарстан. 1996 г.

После принятия Декларации о государственном суверенитете... мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной федерации на договорной основе...
Договор снял конфликтную ситуацию и внес стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана. Договор России с Татарстаном - благо не только для Татарстана. Это благо и для самой Российской Федерации.

Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с Центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Военно-политический кризис в Чечне .

До лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

Из обращения Президента России Б. Н. Ельцина к жителям Чеченской республики. 21 декабря 1994 г.

Уважаемые жители Чеченской республики! Президент Российской Федерации, Правительство, палаты Федерального Собрания России неоднократно обращались с призывом начать сдачу оружия незаконными вооруженными формированиями на территории Чеченской республики. Несмотря на это, в городе Грозном и его окрестностях продолжает литься кровь, гибнут наши соотечественники - чеченцы, русские, граждане других национальностей... Российские солдаты находятся в Чечне не для войны с чеченским народом. Их цель - пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни... На дудаевское руководство ложится ответственность за то, что оно скрывает эту информацию или создает препятствия тем, кто хочет покинуть очаги военных действий.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал был убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей. Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов.

Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

Преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось. Роль федерального Центра в отношении с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал все большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошел СССР. Снижение экономического и политического значения Центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти. Неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны. Возникла острая необходимость изменения национальной политики.

1990 г. 1бмая-12 июна - Съезд народных депутатов РСФСР. Декларация о государственном суверенитете России 1991 г. 17 марта -1990 г. 1бмая-12 июна - Съезд народных депутатов РСФСР. Декларация о
государственном суверенитете России
1991 г. 17 марта - Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР
1991 г. 12 июня - Выборы президента России
1991 г. 1 июля - Роспуск в Праге ОВД (Организации Варшавского Договора)
1991 г. 19–21 августа - Попытка государственного переворота в СССР (Дело ГКЧП)
1991 г. сентябрь - Ввод войск в Вильнюс. Попытка государственного переворота в Литве
1991 г. 8 декабря - Подписание в Минске руководителями России, Украины и Белоруси
договора о «Содружестве Независимых Государств» и роспуск СССР
1992 г. 2 января - Либерализация цен в России
1992 г. 1 февраля - Декларация России и США о прекращении «холодной войны»
1992 г. 13 марта - Парафирование Федерального договора республик в составе
Российской Федерации
1993 г. март - VIII и IX съезды народных депутатов РФ
1993 г. 25 апреля - Всероссийский референдум о доверии политике президента России
1993 г. июнь - Работа конституционного совещания по подготовке проекта Конституции
России
1993 г. 21 сентября - Указ Б.Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе» и
роспуске Верховного Совета РФ
1993 г. 3–4 октября - Демонстрации и вооруженные выступления прокоммунистической
оппозиции в Москве. Штурм здания Верховного Совета войсками, верными Президенту
1993 г. 12 декабря - Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Референдум о
проекте новой Конституции РФ
1994 г. 11 января - Начало работы Государственной Думы и Совета Федерации РФ
в Москве

Пункт №1.Регионы России после распада Предпосылки: -Перестройка –необходимость обновления -Гл.Задача – строительство

обновленной Федерации
-1991 – Ельцин, регионы - призыв к самостоятельности
-Усилились национальные движения
Противоречия:
-Регионы – Татария, Башкирия, Якутия, Чеченская
республика, Татария
-Вопрос – выход из состава РСФСР, особый статус
-1992 – Чеченская республика, разделение, СОБЫТИЯ…
-Татария – Курултай Татарского народа
ИТОГ: Власть в России – спешила, Федеративный догово

Народы и регионы России до и после распада СССР.

ПЕРЕСТРОЙКА
Б.Н.ЕЛЬЦИН
ОБНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬ
НОСТЬ
РЕГИОНАМ РФ
ПОБЕДА НА ВЫБОРАХ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТАТАРСТАНЕ,
БАШКИРИИ, ТУВЕ, ЯКУТИИ, ЧЕЧНЕ И ДР.

Пункт №2. Федеративный договор. Содержание: 1.Широкие полномочия национальных регионов 2.Перераспределение собственности,

власти
3.Россия – Федерация независимых
государств.
4.Родной язык – статус государственного
31 марта 1992 – подписание Федеративного
договора
Не подписали – Чеченская республика, Татария

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР:

1. Предоставление национальным районам
страны широких полномочий.
2. Перераспределение государственной
собственности и власти.
3. Россия – федерация независимых
национальных государств.
31 марта 1992 г. – подписание
Федеративного договора (кроме
Татарстана и Чечни).

Пункт №3.Конституция 1993. Дата – 12 декабря 1993 года Принципы: 1.Целостность; 2. Единая власть; 3.Разграничение полномочий

между центром и
регионами; 4.Равноправие и самоопределение
народов
Государственная власть – местные органы власти
Государственный язык – русский + право на
собственный язык
Законы – единые не противоречащие Конституции
Рынок – Свобода в перемещении средств, товаров,
услуг
Денежная единица - рубль

Пункт №4.Нарастание противоречий. Самостоятельно проработать

Пункт №5. Кризис в Чеченской республике До лета 1994 – переговоры, о присоединении к Федеративному договору. 10 августа 1994 –

объявление войны России
1 декабря 1994 – ультиматум Ельцина, сдать оружие,
отказ
10 декабря 1994 – федеральные силы вошли в Чеченскую
республику
Лето 1995 – отряды бандитов блокированы в горных
районах
Лето 1995 – начало террора, больница г.Буденовск
Январь 1996 – захват заложников в Дагестане
Август 1996 – атака на Грозный
Сентябрь 1996 – Хасавьюрт, мирные соглашения

10.

1991 г. – избрание Дудаева
президентом Чечни и
провозглашение ее
независимости
1992 г. – вывод федеральных
войск из Чечни, захват их
вооружения Дудаевым,
вооружение всего народа

После президентских выборов в 1991 году, между правительствами автономных республик России и новоизбранным президентом Б. Н. Ельциным, были заключены договора, в положениях которых распределялись полномочия органов власти этих республик.

Регионы и центр после распада СССР

В 1991 -1992 гг, народы автономных республик начали требовать немедленного выхода из состава России и принятие независимости. Национальные движения активизировались в Башкирии, Татарии и Якутии. Лидеры Чечни начали формировать собственные военные базы и создавать свои вооруженные силы, которые должны били быть направлены против России в ходе борьбы за независимость республики.

Частично ликвидировать подобные сепаратистские вспышки смог федеративный договор, которые делегировал большинство полномочий национальным органам власти и перераспределял государственную собственность между автономными республиками.

В проекте оговора, также, говорилось о принятии Россией статуса федерации, в состав которой входят независимые государственные субъекты.

Титульные нации каждой республики, согласно федеративному договору, приобретали ряд культурных и социальных прав, в частности, преподавание на родном языке, частные права на землевладение и возможность самостоятельного использования богатств недр.

Федеративный договор подписали все республики, входящие в состав России, за исключением Чечни и Татарстана, которые демонстративно проигнорировали законопроект. Полномочия центра и регионов, а также основные положение их взаимодействия, были закреплены в Конституции РФ 1993 года.

Нарастание противоречий

Несмотря на ратификацию Федеративного договора, неравенство федеративных субъектов де-факто сохранялось. Так к примеру такие республики как Башкирия и Татария владели возможностью быть субъектом внешней торговли, не уплачивая при этом в бюджет России налогов.

Это вызывало ряд протестов в Чечне, Якутии и Туве, жители этих республик также прекратили платить налоги в федеральную казну. В этот период начался процесс принятия суверенитетов многими областями Российской федерации. В Кирове и Туле органами местного самоуправления начались разрабатываться проекты Конституций.

Жители Дальнего Востока инициировали создание Дальневосточной республики, Свердловска Уральской республики. Однако обеспокоенность центра вызывала в первую очередь напряженная обстановка в Чечне.

Война в Чечне

К лету 1994 года правительство Российской федерации путем мирных переговоров пыталось склонить Чечню ратифицировать федеративный договор. Однако, несмотря на попытки мирного решения конфликта со стороны федерального правительства, чеченские лидеры заняли непреклонную позицию.

К отвержению федерального договора добавились угрозы бомбардировки территории России чеченской армией. В декабре 1994 года на территорию Чеченской республики вошла федеральная армия. Военное противостояние с чеченскими лидерами продолжалось долгое время. Консенсус с республикой так и не был достигнут.

Объективные факторы определяют перманентную турбулентность регионального среза российской политики и принципиальную невозможность «раз и навсегда» решить проблему обеспечения территориальной консолидации - поддержание последней требует постоянных концептуальных усилий. Исключительные масштабы страны (Россия - самое пространственно обширное государство мира, которое в два раза превосходит следующее за ней второе государство - Канаду и значительно опережает такие большие по территории страны, как Китай, США и Бразилия) и ее чрезвычайное разнообразие (территориальные, социально-экономические и иные параметры субъектов разнятся в сотни раз) предопределяют то, что территориальная и политическая консолидация и управление таким сверхсложным объектом предстают серьезным вызовом для субъекта управления.

Определяющими для российской модели территориального баланса между центром и регионами являются огромные различия между субъектами Российской Федерации. Если этно-конфессиональные различия относительно невелики, то экономические различия между территориями являются беспрецедентными. При этом крайняя экономическая неоднородность российской территории является новейшим историческим феноменом, возникшим в течение последних двадцати лет в ходе радикальных реформ 1990-х годов, и их смысл заключался в том, что в ходе реформ заметно усилился сырьевой профиль российской экономики, что в условиях неравномерного распределения ресурсов дало картину крайнего неравенства в экономическом положении российских регионов. В частности по объему валового регионального продукта разрыв между российскими регионами составляет порядка 2,5 тыс. раз. Наибольший валовой региональный продукт характерен для Москвы, наименьший - для Эвенкии и Ингушетии. Разрыв в валовом региональном продукте между лидером Москвой и Ингушетией составляет 2,5 тыс. раз. Диспропорцию определяет наличие в России только двух действительно богатых субъектов Федерации (Москва и Ханты-Мансийский АО), которые как минимум на порядок, т.е. в 10 раз, сильнее всех остальных субъектов. Если посмотреть более широко, то диспропорцию российских территорий определяет экономическая мощь большой пятерки (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, или т.н. Тюменская область). С другой стороны, полюсом, формальной бедности являются республики Северного Кавказа. Таким образом, в связи с такой аномальной экономической неоднородностью в России актуальна проблема сглаживания социально-экономических различий между регионами и нахождение баланса между полюсами богатства и бедности.

О масштабе демографических различий говорит то, что в Москве проживают 7–10% населения, в Московской области еще плюс 5%, далее в порядке убывания следуют Красноярский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Ростовская области, Башкирия, Татарстан, Челябинская и Нижегородская области. По территории наибольший субъект - Якутия (18% территории), и Красноярский край с автономными округами (14% территории), т.е. около трети территории составляют два субъекта. Особенностью России является крайне неравномерное распределение населения. В целом по стране плотность населения низкая - 8 человек на квадратный километр. На Востоке (т.е. Сибирь и Дальний Восток) проживают 20% населения, плотность которого на Дальнем Востоке составляет 1 человек на квадратный километр, в Сибири - 4 человека на квадратный километр.

Р. Ф. Туровский. Центр и регионы: проблемы политических отношений

Следует отметить, что разница параметров субъектов РФ оказывает заметное влияние на участие их жителей в политике. При этом наиболее значимым фактором проецирования региональных различий на политику является конфигурация географического расселения населения, поскольку в рамках различных поселенческих моделей формируются различные модели политических ориентация и политического поведения. В настоящее время мозаичное разнообразие отечественной региональной поселенческой структуры эксперты систематизируют посредством типологии, представляющей четыре типа регионов.

Россия-1

«Первая Россия» - страна больших городов. Их количество невелико - 73 из более чем тысячи российских городов, если считать крупными все города с населением свыше 250 тысяч человек. Однако только в 12 городах-миллионниках, включая федеральные, и еще в двух близких к ним по численности (Красноярск, Пермь - 970–990 тыс. человек) суммарно проживает более 21 % населения страны, то есть каждый пятый россиянин. В том числе в Москве и Санкт-Петербурге - каждый девятый житель страны.

Преимущества федеральных городов очевидны - это лидеры постиндустриальной экономики с высоким уровнем развития: душевой валовый региональный продукт (ВРП) Москвы составляет 47 тыс. долларов по паритету покупательной способности, Санкт-Петербурга - 22 тыс. долларов, что сопоставимо с показателями развитых стран. В федеральных городах живет образованное население - высшее образование имеет 42 % взрослого населения Москвы и 37 % - С.-Петербурга. В них же самый разнообразный рынок труда и больше всего высокооплачиваемых рабочих мест. При этом Москва существенно опережает северную столицу по всем экономическим показателям, включая душевые доходы населения: в Питере они на 40 % ниже и почти такие же, как в Московской области. Но различия не отменяют главного - в двух столицах более модернизированный образ жизни большинства населения. Возрастная структура населения федеральных городов сильно постарела, доля жителей пенсионного возраста в Москве и С.-Петербурге достигла 24–25 %.

В экономике других городов-миллионников (Уфы, Перми, Омска, Челябинска и Волгограда), хотя и доминируют промышленные предприятия-гиганты (нефтеперерабатывающие и металлургические), в структуре занятости нашли отражение постиндустриальные трансформации с акцентом на сервисные отрасли, хотя и разноскоростные. Соответственно, во всех городах-миллионниках изменилась структура занятости в пользу квалифицированных «белых воротничков» и бюджетниках, занятости в малом предпринимательстве. Именно в крупнейшие города направлена российская миграция: только Московская столичная агломерация и С.-Петербург с Ленинградской областью концентрируют соответственно 60 и 20 % всей чистой миграции в России, (другие крупнейшие города притягивают мигрантов в основном из своего региона, в первую очередь - молодежь, приехавшую получать высшее образование).

Если в «первую Россию» включить и города с населением свыше 500 тыс. человек, это повышает ее долю в населении до 30 %, а если включить в «первую Россию» все города с населением более 250 тыс. человек, суммарно в них живут почти 40 % россиян, или 53–55 млн. человек. Конечно, это разные города, поэтому границу «первой России» можно проводить по разным критериям - исходя из динамики трансформаций (тогда это полумиллионники) или из устойчивости (тогда, с некоторыми исключениями, это города с населением более 250 тыс. человек). Именно в крупных и крупнейших городах концентрируются 35 млн. российских пользователей Интернета (по некоторым оценкам, всего их уже 50 млн.) и российский средний класс.

Россия-2

«Вторая Россия» - страна промышленных городов с населением от 20–30 до 250 тыс. человек, хотя к ним нужно добавить и некоторые более крупные: население Череповца, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Набережных Челнов, Сургута достигает 300–500 тыс. человек, а Тольятти - более 700 тысяч. Далеко не все города сохранили прежнюю промышленную специализацию, но дух ее все еще силен. В дополнение к значительной индустриальной занятости (так называемые «синие воротнички») в этих городах много бюджетников. Возможности развития малого бизнеса ограничены. Во «второй России» живет более четверти населения страны, а в самой нестабильной ее части - монопрофильных городах - около 10 %.

Кризис 2009 года сильнее всего ударил по моногородам металлургической и машиностроительной специализации. Если случится удар нового кризиса, именно для «второй России» он будет сильнейшим шоком – в условиях кризиса промышленность падает сильнее прочих отраслей экономики. Другой работы в этих городах почти нет, мобильность и конкурентоспособность населения невысоки.

Судьба городов России-2 существенно зависит от того, где расположены средние города, как промышленные, так и почти утратившие эту функцию. Если вблизи крупных агломераций - за их будущее не внушает опасений. Если же место локализации проблемно, город может сдаться до размеров и функций локального центра, обслуживающего окружающую территорию.

Россия-3

«Третья Россия» - огромная по территории периферия, состоящая из жителей села, небольших поселков городского типа и малых городов. Суммарная их доля - немногим более трети населения страны. «Депопулирующие» малые города и поселки с сильно постаревшим населением разбросаны по всей стране, особенно их много в Центральной России, на Северо-Западе, в промышленных регионах Урала и Сибири.

Сельское население концентрируется в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где сосредоточено 27 % сельских жителей страны. Южное «русское» село сохранило свой демографический потенциал и ведет интенсивное личное подсобное хозяйство на плодородном черноземе, за счет чего и выживает. Крупный агробизнес вкладывается в наиболее доходные и нетрудоемкие отрасли земледелия, лишая многих сельских жителей работы, а молодежь массово покидает село и перемещается в города, процесс урбанизации продолжается.

В других регионах жизнеспособны только пригородные села, расположенные вблизи крупных городов, их население моложе и мобильнее, больше зарабатывает, поскольку значительная его часть - трудовые маятниковые мигранты, работающие в крупных городах.

Дееспособное население периферий зарабатывает на жизнь промыслами, подсобным хозяйством.

Россия-4

Если три предыдущие России выделены в рамках центро-периферийной модели (которая объясняет социальные различия географическим фактором), то от этой модели придется отказаться при выделении «четвертой России». Так можно назвать слаборазвитые республики Северного Кавказа и, в меньшей степени, юга Сибири (Тыва и Алтай), где суммарно живет менее 6 % населения страны. В этих республиках есть и крупные, и небольшие города, но почти нет промышленных, мало городского образованного среднего класса, и он вымывается, мигрируя в другие регионы. В «четвертой России» численность сельского населения растет, и оно пока еще молодо - в отличие от других регионов страны. Сельская молодежь активно перемещается в региональные центры, но в них почти нет работы. «Четвертая Россия» сильнее поражена коррупцией, в ней острее межклановые, этнические, религиозные противоречия. Население крупных городов Северного Кавказа, безусловно, более модернизировано, но пока не в той степени, чтобы сформировать модернизационный тренд для своей республики.

Перспективы сепаратизма «четвертой России» незначительны - подавляющее большинство жителей республик Северного Кавказа чувствуют себя россиянами. Но проблем много, в их решении огромную роль играет политика федеральных властей, поэтому крайне важно, чтобы выделенная слаборазвитым республикам федеральная помощь расходовалась разумно и прозрачно.

Учитывая, чтокаждый пятый россиянин живет в городах-миллионниках, включая федеральные, и в близких к ним по численности населения (а если взять за нижнюю границу города-полумиллионники, то в крупнейших городах живет почти каждый третий, то политическую проекцию географии страны определяет не традиционная географическая карта с маленькими кружочками городов, а та, что включает огромную Московскую столичную агломерацию (13 % населения или каждый восьмой житель России) и дюжиной других крупных агломераций. Структура расселения и соответствующая ей структура экономики во многом определяют политические ориентации и модели политического поведения населения.

Исторической особенностью российских регионов была их низкая субъектность: составлявшие Российскую империю и Советский Союз территории не обладали значимой политической самостоятельностью. Обретение принципиально новой степени региональной свободы в Российской Федерации 1990-х стало политической новацией. Второй раз в российской истории (после распада территории в период Гражданской войны 1918–1920 годов) регионы в лице региональных элит обрели статус субъектов общенациональной политики.

В течение последней четверти века баланс политико-административных полномочий центральной и региональной властей в РФ неоднократно менялся. Эксперты отмечают: не в последнюю очередь это определено тем, что конституция 1993 г. определяет только общие рамки отношений между центром и регионами, однако не задает параметры формирования региональной власти, что определяло возможности изменения баланса полномочий центра и регионов. Процесс эволюции отношений центра и регионов в течение 25 лет прошел ряд существенно отличных этапов, наиболее значимыми из которых были следующие.

1. 1990–1995 гг. Доминирующая тенденция данного периода - расширения полномочий региональных властей. Стартовой точкой процесса усиления политического влияния региональных элит можно считать 1990 год, ознаменовавшийся проведением в регионах на альтернативной основе выборов новых Советов и усилением советской власти по сравнению с партийной. После событий 1991 г. на смену партийной власти пришли назначенные президентом губернаторы. Отличительная черта этого периода - двоевластие в лице исполнительной власти и Советов, в ходе которого был сформирован Совет субъектов Федерации, претендовавший на роль арбитра в противостоянии ветвей федеральной власти. Формирование этого органа стало первой значимой попыткой региональной власти обрести статус самостоятельного актора российской политики. Однако эта попытка потерпела поражение в ходе событий 1993 г. в Москве. Доминирующая тенденция по-разному реализована в двух категориях регионов: в национальных республиках власть формировалась на основе выборных механизмов без участия центра, тогда как в остальных регионах президент России назначал глав региональных администраций, что определило складывание асимметричного баланса в отношениях центра и регионов вопреки положениям ст. 11 конституции, провозглашавшей равенство всех субъектов Федерации. Сглаживать асимметрию были призваны полпреды президента РФ в субъектах Федерации, однако в тот период они только усиливали дисбаланс, так как назначались преимущественно в те субъекты, главы которых были назначены президентом, тогда как институт полпредов к концу периода действовал только в 5 республиках.

2. Проведение в 1995–1999 гг. во всех регионах выборов глав исполнительной власти и формирование на этой основе нового состава Совета Федерации (большинство в нем составили губернаторы, пришедшие к власти путем выборов) положили начало новому этапу консолидации региональных лидеров и превращению региональных элит в самостоятельный и все более влиятельный субъект российской политики. Это определило меры Москвы по сдерживанию чрезмерного уисления регинальной вольницы посредством назначения полпредов президента во все субъекты Федерации (включая лидеров регионального сепаратизма - Татарстан, Башкирия, Якутия) и активную поддержку органов местного самоуправления.

Политическое и экономическое усиление региональных элит в постсоветской России было амбивалентно по своим характеристикам и последствиям. С одной стороны, сильная региональная власть была необходимым условием эффективного управления страной в целом. С другой - чрезмерное усиление власти в регионах стало следствием ослабления центральной власти в России, когда последняя оказывалась не в состоянии осуществлять свойственные ей функции. Наиболее ярким проявлением кризиса в отношениях Москвы и регионов стали две чеченские войны. Стремление к преодолению регионального сепаратизма предопределило серьезные меры по корректировке отношений столицы и провинций.

3. В период 2000–2004 гг. был предпринят комплекс мер по возврату центром атрибутивных полномочий, что включало создание федеральных округов и серьезное укрепление института полпредов президента РФ с существенным расширением его функций; реформа Совета Федерации (если в 1990 гг. СФ ФС РФ включал глав законодательной и исполнительной ветвей власти регионов, то отныне СФ стал включать представителей исполнительной и законодательной ветвей власти); приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральными нормами; усиление функциональных вертикалей федеральных органов исполнительной власти; устранение договорной практики в отношениях Москвы и регионов; серьезные меры по восстановлению информационного пространства страны. Результатом этих мер стало усиление централизованного контроля над институтом выборных губернаторов. Отказ от губернаторских прямых выборов на этом этапе не нашел поддержки. Однако предложение о назначении губернатора было реализовано на следующем этапе.

4. 2005–2012 гг. Главным содержанием этого этапа стал переход к мягким назначениям губернаторов, когда президент предлагает кандидатуры, а региональные власти за одну из них голосуют. В 2005 г. федеральный закон ввел еще одну возможную процедуру выдвижения кандидатов партии, одержавшей победу на выборах в региональные законодательные собрания. Сейчас это партия «Единая Россия». Существенным нововведением стало право президента РФ отстранять от должности выборных губернаторов, а также практика назначения губернаторами «вырягов». Знаметной тенденцией этого периода стал кризис региональных элит.

5. С 2012 г. по настоящее время - возвращение к практике губернаторских выборов. Это было связано с выявлением издержек назначения губернаторов: оказалось, что, несмотря на ограниченную электоральную активность, избиратели дорожат своим правом выбора, что актуально с учетом роли выборов не только как механизма рекрутирования власти и инструмента качественного социологического исследования, но также в качестве клапана выхода общественного недовольства и в связи с потенциальным накоплением протестных настроений в условиях отсутствия такого клапана.

Таким образом, на протяжении последней четверти века отношения центра и регионов претерпели глубокую трансформацию, в процессе которой существенным изменениям подверглись ключевые параметры взаимодействия - политико-правовые основы отношений, их содержание и механизмы. Если смена политико-правовых основ была определена отказом от унитарных отношений в пользу федералистских, то изменение содержания было вызвано динамикой двух тенденций. На первом этапе, в начале 1990-х годов, произошел отказ от долгосрочной стратегии в пользу ситуативных установок и корпоративных интересов федеральной власти. Смена лиц на президентском Олимпе обусловила отказ от политической конъюнктуры в отношениях «центр - регионы» в пользу стратегических целей восстановления единства Федерации. Что касается изменения механизмов, то в 1990-х годах на смену всеобъемлющему контролю центра над регионами (характерному для советского периода и осуществлявшемуся в режиме силовых и директивных стратегий) пришли компромиссные стратегии политического торга. Реализация региональной политики В. Путина предполагает, что при сохранении компромисса в качестве «рамочной» основы взаимодействия содержание компромисса изменится. В течение 1990-х годов компромисс между слабым центром и сильными элитами регионов предоставлял последним политическую автономию и статус политического актора общероссийского масштаба в обмен на политическую лояльность. Заключенный в рамках 2000-х годов административно-правовой реформы компромисс предполагал, что главным субъектом политического процесса остается федеральная власть, а региональные элиты, сохранив определенные ресурсы влияния, утратят роль независимых властных центров и статус самостоятельных политических акторов общероссийского масштаба. Регионы получили гарантии экономической помощи центра в обмен на поддержку Москвы в ходе федеральных выборов.

Таким образом, в 1990-х годах, несмотря на существенное изменение территориально-государственного устройства России, механизмов формирования политических элит (на смену принципу назначения пришли выборы) и характера взаимодействия федеральной и региональной элит, федеральный центр сохранил приоритет в отношениях с региональными элитами.

«Перетекание» властных полномочий из центра в регионы на протяжении 1990-х годов имело временный характер и было обусловлено заинтересованностью федеральной исполнительной власти в политической поддержке со стороны региональной элиты в борьбе с конкурирующими группами центральной элиты. Зачастую противостояние центр–регионы представляло собой проекцию конфликтов между различными сегментами центральной элиты на региональный уровень. Примером может служить затяжной конфликт в Чеченской республике, одной из существенных составляющих которого явилось противостояние различных московских групп при их взаимной заинтересованности в сохранении высокого потенциала напряженности, создающей благоприятные условия для реализации криминальных и полукриминальных схем управления финансовыми потоками. Российский федерализм 1990-х годов был номинальным; «региональная вольница» 1990-х стала возможной благодаря заинтересованности или попустительству федеральной власти, у которой просто не доходили руки до регионов вследствие поглощенности внутримосковскими конфликтами. Поэтому формирование концептуальной, продуманной региональной политики федерального центра остается актуальной задачей руководства страны. То же можно сказать и о национальной политике.

Факторами, определяющими приоритет федеральной политической элиты по отношению к региональной, выступают: концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре (или плотный контроль федерального центра над материальными, природными и иными имеющимися в регионах ресурсами); исторические традиции политического развития и политической культуры России, определяющие преимущественно подданнический модус отношений не тоько в отношениях элит с массами, но и в рамках властно-управленческой иерархии; особенности современной политической системы России; специфика участия элитных групп в масштабных процессах приватизации и перераспределения собственности; слабая корпоративная консолидация региональных элит.

Заслуживает упоминания такая заметная особенность отношений центра и регионов, как устойчивость политической асимметричности РФ, несмотря на конституционную норму равенства всех субъектов Федерации и существенные изменения порядка формирования региональных властей на протяжении последних двадцати с лишним лет (попеременная смена назначений и выборов). Это свидетельствует о том, что совершенствование региональной политики остается одной из наиболее актуальных задач федеральных властей России.