Меню

Комплексное занятие «Растения – зелёная одежда земли». Подготовительная группа «А»

Устройство крыши

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Демонстрационный материал:

Гербарий, засушенные цветы липы, мёд, фотографии лекарственных растений.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

Растения.

Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

Деревья, цветы и кустарники.

Людям нужны растения?

Для чего?

— Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.

2.Основная часть.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

— Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. — -Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку. Кто найдёт поднимет руку.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок

белые реснички (ромашка).

Кто нашёл это растение?

Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

Воротник золотой

На нас смотрит с добротой!

Послушайте следующую загадку.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

Кто нашёл эту картинку?

Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай — для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Мы с вами поближе познакомились с двумя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений». (все дети встают вокруг меня в круг).

Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями? (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить липовый чай.

Экспериментальная деятельность с комнатными растениями.
Конспект НОД в подготовительной группе «Зачем растению корень?»

Цель : Систематизировать знания детей о внешнем строении растений.
Задачи:
1.Создать радостную атмосферу встречи с прекрасным.
2.Знакомить детей со строением растения. Познакомить с таким органом растения, как корень.
3. Развивать умение делать выводы из экспериментальной деятельности, рисовать комнатное растение.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
любознательность, наблюдательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, экспериментальная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, подвижные игры, рисование.

Оборудование и материалы : комнатные растения с разнообразными листьями, стеблями, цветами, несколько стаканчиков, где находится в воде герань с корнями, карточки с нарисованными частями растения, альбомные листы и цветные карандаши для рисования.

Методические приёмы : создание игровой ситуации, экологическая сказка (инсценировка), дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.

Ход занятия:
Воспитатель сообщает, что на занятии будут рассматривать комнатные растения. предлагает нарисовать детям их любимое комнатное растение.
Продуктивно-творческая деятельность:
(нарисовать любимое комнатное растение)


Д/игра: «Назови часть растения»: (Воспитатель показывает картинки с изображением частей растения, дети называют их. Необходимо обратить внимание на их разнообразие).
Цветок,

Значение корня в жизни растения:
Рассматривание корня растения:
. Как выглядит корень?
Воспитатель показывает черенок традесканции с корнем.
Дети рассматривают: корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от которых отходят более мелкие корешки.

Зачем нужны корни растению?
Корни всасывают влагу и полезные вещества из почвы и таким образов обеспечивают растение питанием. Чем больше в почве питательных веществ, необходимых растению, тем быстрее растёт растение.
. Растут ли корни?
Воспитатель предлагает самим сделать этот вывод. Но для этого придётся набраться терпения и понаблюдать несколько недель.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (дети встали в кружок)
Больше спать не захотел (все взялись за руки)
Шевельнулся, потянулся, (подняли руки вверх - потянулись)
Взвился вверх и полетел. (машут руками, как крыльями, бегут на места)
(Бабочка)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Царство растений»

Подготовила воспитатель:

Тихонова Юлия Анатольевна

2011

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений, обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные; закреплять и углублять представление о комнатных растениях; познакомить с новым растением - узамбарская фиалка, отметить характерные особенности его внешнего вида и ухода за ним, уточнить знание детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка, и бережное отношение к растительному миру, окружающего их.

Демонстрационный материал: 2 картины с изображением дикорастущих и культурных растений, выставка узамбарских фиалок,

Раздаточный материал: картинки с изображением различных растений, горшки с землей по количеству детей, палочки, салфетки, клеенки, баночки с водой, черенки, листочки, прозрачные и пластмассовые стаканчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кто еще (кроме людей и животных живет на нашей планете)?

Дети: растения

Воспитатель: Правильно дети, растения. Растения - это целое царство-государство. Посмотрите на плакаты. Здесь изображены различные виды растений (обратить внимание на плакат с дикорастущими растениями) скажите, какие растения вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?

Дети: Эти растения сами выросли на лугу, в поле, в лесу.

Воспитатель: Человек не принимал в участии их жизни, не сажал, не выращивал. Эти растения называются дикорастущими.

Воспитатель: Скажи, Наташа, как называются эти растения?

Катя: Дикорастущие.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. Рассмотрите другие плакаты, какие растения вы видите на этом плакате?

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните, где вы их встречали?

Дети : На огороде, в саду, на клумбе, дома.

Воспитатель: Эти растения могут жить только при участии человека, он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней. Эти растения называются культурными. Скажи Ваня, как называются эти растения?

Назар: Культурные.

Воспитатель: Правильно культурные. Дикорастущие растения живут по своим законам - без участия человека, культурные растения требуют от него заботы и внимания, но и те и другие растения прекрасны и удивительны.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. У вас на столах лежат картинки, вы должны разложить их на две группы: на дикорастущие и культурные растения (воспитатель проходит между рядами, проверяет, что получилось).

Воспитатель: Молодцы, все справились с правилами игры, правильно разложили картинки.

Воспитатель: дети, скажите, а у вас в группе есть растения?

Дети: да

Воспитатель: как их называют? Дети: комнатные.

Воспитатель: комнатные растения к какой группе относятся?

Дети: к культурным растениям (культурные).

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Они у нас красивые, ухоженные. Как вы думаете, зачем они нужны людям?

Дети : они приносят пользу, украшают комнату, обогащают воздух, растения лечат.

Воспитатель: правильно дети, растения нас радуют красотой, успокаивают, обогащают воздух кислородом. Но чтобы растения были ухоженные, что им для этого нужно?

Дети отвечают: свет, воздух, лучи солнца хорошая почва.

Стук в дверь

Воспитатель: дети, кто - то к нам пришёл. Ой, кто это! Что-то не понятное?.. Дети, кажется, я догадалась. А теперь попробуйте узнать и вы?

Ежик странный

На окне сидит в ведёрке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю?

Дети: это кактус!

Воспитатель:

Ты на ёжика похож

С колкими иголками.

Где живёшь ты кактус – ёж?

Может быть под ёлками?

Кактус:

Где бескрайний океан

И не видно берега,

Там и Родина моя-

Южная Америка

Воспитатель: ну что случилось с тобой, Кактус? Почему ты такой грустный и плачешь, кто тебя обидел?

Кактус: я в пустыне знойной родился на свет. А теперь живу в детском саду в соседней группе на подоконнике, и я не люблю много воды, а дети меня часто поливают. И вот я заболел, что же мне теперь делать?

Дети: не расстраивайся, мы тебя вылечим, поставим на самое солнечное место на окне и поливать будем редко, ты и выздоровеешь.

Кактус: ой, мне уже легче от ваших слов. Я пойду к детям и скажу, что теперь буду жить у вас. Хорошо!

Воспитатель: конечно!

Кактус: до свидания, ребята, до новых встреч.

Воспитатель: вот, дети, какое значение имеет правильный уход и полив за растениями.

Дети, а как мы ухаживаем за растениями?

Дети: рыхлим землю в горшках, чтобы земля была не твёрдой, а мягкой, опрыскиваем, моем листья, поливаем.

Воспитатели: а все ли комнатные растения поливают одинаково?

Дети: луковичные растения поливают понемногу и льют воду не в горшок, а в поддон, иначе луковица может загнить, и растение погибнет.

Воспитатель: правильно, молодцы. Кто хочет показать мне луковичные растения, которые растут у нас в группе и назвать их?

Выходит ребёнок, показывает и называет растения (амариллис, амазонская лилия, цикламен, зефирантес).

Воспитатель: а какие растения нужно поливать обильно? Кто покажет и назовёт эти растения?

Дети: бальзамин, традесканция, циперус.

Воспитатель: а какие растения нужно опрыскивать?

Дети: все! Растения любят влажный воздух, опрыскивание очищает растения от пыли. Только не нужно опрыскивать растения с бархатистыми и волосистыми листьями.

Воспитатель: когда растения поливаем чаще, обильнее?

Дети: весной, но те которые цветут весной - летом.

Воспитатель: а осенью мы поливаем чаще растения?

Дети: да, только те, которые цветут осенью, зимой. Воспитатель: назовите эти растения?

Дети: кактус, декабрист, амариллис.

Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Физкультминутка:

«Дождя давно не было, и растения зевали; сначала опустили головки (раз), затем листики (два); а потом и весь стебелёк загнулся до самой земли. Но вдруг пошёл дождь, и растения начали оживать. После дождя подул ветерок, стебельки зашумели, ветер затих и стебельки успокоились» (во время физминутки звучит мягкая расслабляющая музыка).

Воспитатель: отдохнули, поиграли, а сейчас проходим спокойно и садимся на стульчики.

Воспитатель: дети, сегодня я познакомлю вас с новыми растениями (с любимым моим растением), называется оно узамбарская фиалка. Посмотрите на неё и скажите, почему она так называется? Не знаете? Я вам подскажу. Цветки узамбарской фиалки похожи на цветки лесной фиалки. Давайте её рассмотрим.

Пожалуйста, Маша, подойди к столу, потрогай листья и скажи какие они?

Дети: листья ворсистые, неровные. Воспитатель: есть корешки?

Дети: есть

Воспитатель: откуда они растут?

Дети: прямо из - под земли.

Воспитатель: есть ли ствол, веточки?

Дети: нет

Воспитатель: садись, Маша, молодец. Будем дальше рассматривать. Что можно ещё заметить? Настя, подойди к столу.

Воспитатель: какой формы и цвета лепестки? Сколько их?

Дети: тёмно - зелёного цвета, лепестков много.

Воспитатель: молодец, Настя, садись. Родом фиалка из юго-восточной Африки. Это растение хорошо растёт в светлом месте, но солнце яркое не любит, опрыскивать нельзя, а нужно протирать листочки кисточкой. Поливать фиалку лучше тёплой водой, тогда она обильно цветёт. Как вы думаете, где узамбарская фиалка должна стоять нас в группе?

Дети: на столе, на подоконнике, на шкафу, в светлом месте, потому что она светолюбивая.

Воспитатель: послушайте, что ещё расскажу о узамбарской фиалке. Частый полив ей не нравится, у неё небольшая корневая система, корешки находятся вверху горшка, поэтому если будем часто поливать, то растение может загнить. Но если за фиалкой ухаживать и подкармливать её специальными удобрениями для комнатных растений, она обильно будет цвести и радовать хозяйку.

Фиалки бывают простые и махровые. Я подготовила целую выставку разных узамбарских фиалок. Хотите посмотреть?

Дети: да!

Воспитатель: полюбуйтесь ими. Размножается фиалка листочками. Можно листик поставить в воду, дождаться, когда появятся корешки, потом посадить листочек в горшок. Я приготовила стеклянную банку с водой и сейчас один листик поставим в воду, и будем наблюдать - когда появятся корешки, тогда посадим его в землю. Но можно и сразу посадить листик в землю, но нужно сразу полить его накрыть стеклянной банкой. Как вы думаете, почему стеклянной банкой нужно накрыть листочек?

Дети: чтобы через прозрачное стекло свет попадал, и чтобы земля не пересыхала.

Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем посадить листочек фиалки. Я приготовила листочки, которые, чтобы они не завяли, поставила в воду. Посмотрите, ребята, какие инструменты у вас приготовлены на столе.

Дети рассматривают раздаточный материал.

Воспитатель: сейчас я вам объясню, как будем их сажать. Я беру палочку для рыхления, делаю углубление в горшке с землёй, сажаю листочек черешком в землю, и только потом поливаю тёплой водой, ну а затем прижимаю землю к листочку. Землю нужно уплотнить, затем накрыть банкой. Всё понятно? Приступайте к работе.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: все закончили? Это горшки мы поставим на подоконник, и каждый из вас будет ухаживать за своим растением. Когда пойдёте в школу, мы отдадим вам ваши цветочки. Дома, ухаживая за ними, вы каждый раз будете вспоминать наш детский сад и группу.

Литература

  1. Головакин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П.. Всё о комнатных растениях. Третье издание. Москва: Айрис Пресс, 2004.
  2. Гризик Т. Познаю мир // Дошкольное воспитание. № 2 - С. 32.
  3. Ширяева Н.Н. Узамбарские фиалки. Москва, ЗАО "Фитон+", 2000.

Комнатные растения в подготовительной группе

Морфо – биологическая характеристика комнатных растений уголка природы в подготовительной группе.

Циперус

Семейство осоковых. Родина влажные тропические леса практически всех континентов. Это элегантное травянистое растение, в общем то не прихотливо. Циперус не имеет выраженного периода покоя и одинаково растет и в прохладных, и в теплых помещениях. Циперус в природе растет в болотистых местностях, поэтому основные требования этого растения - обильный полив и высокая влажность воздуха.

В культуре есть несколько видов, все они довольно схожи между собой, т.е. имеют зонтики на длинных ножках.

Циперус раскидистый Cyperus diffusus - вырастает около 60 см высотой, похож на маленькую пальмочку, его листья у основания около 1-1,5 см шириной.

Циперус очереднолистный Cyperus alternifoius - вырастает около 1 м в высоту, а его листья около 0,5 см шириной в основании, есть пестролистные и карликовые формы. Цветет при хороших условиях в любое время года мелкими невзрачными желтоватыми цветками собранными в колосовидные соцветия.

Циперус папирус Cyperus papyrus - более крупное и оригинальное растение - до 2 м высотой, листья на зонтике очень тонкие и их так много, что зонтик уже больше похож на поникающую метелку, это довольно трудный и редкий в культуре вид.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная летом, в пределах 18-25°C, зимой около 16-18, не ниже 12°C.

Освещение: Светлое место, легкая полутень, летом притенение от прямых солнечных лучей, зимой хорошее освещение.

Полив: Обильный все время, почва никогда не должна пересыхать. Лучше поливать с поддона.

Удобрение: С марта по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным комплексным удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха: Любит очень влажный воздух, требуется регулярное опрыскивание и обмывание листьев. Лучше всего разместить циперус на поддоне с водой.

Пересадка: Ежегодно весной, однако горшок не долен быть слишком просторным. Почва - смесь глинисто-дерновой (2 части), листовой (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть). В почву хорошо бы добавить немного древесного угля и кирпичной крошки.

Размножение: Семенами, делением куста, а так же верхушечными черенками. Для этого срезают зонтик, после того, как он отцвел или до цветения, и опускают в стакан с водой "головой вниз", черенком к верху. Через некоторое время он даст корни.

Кактусы

УХОД ЗА КАКТУСАМИ

Выбор посуды

Размер: Основное требование к посуде для кактусов она должна соответствовать размеру корневой системы. Горшок не должен существенно превышать ее объем в расправленном виде.

Если у кактуса небольшой длины корни выбирайте низкий горшок, и соотвестсвенно кактусам со стержневидными корнями нужна более глубокая посуда.

Материал: кактусы обычно выращивают в пластмассовых горшочках, но это совсем не обязательно.

Плюсы глиняной посуды: земля быстрее пересыхает и сильнее охлаждается после полива. Это хорошо при зимнем поливе и для кактусов с чувствительными корнями.

Плюсы пластмассовой посуды: пересыхает земля медленнее, и в такие горшки желательно сажать молодые укореняющиеся растения.

Форма: Долгое время для кактусов использовались квадратные горшочки, так как они занимают меньше места, чем круглые. Тем не менее, предпочтительней круглые горшки, они обеспечивают более благоприятный режим влажности и воздуха обмена, чем стоящие вплотную квадратные горшки.

Дренаж: Это, пожалуй, одно из самых важнейших условий выращивания суккулентов. В горшочках обязательно должны быть отверстия для стока воды! Также можно положить на дно черепок или пластиковую пластинку для лучшего дренажа.

Самые важные характеристики земляной смеси: рыхлость, воздуха и водонепроницаемость химический составразные виды кактусов нуждаются в различном соотношении органических и минеральных компонентов.

Кислотность кактусы требуют слабокислой реакции

Посадка: Если в посуде есть отверстия, то нижний дренаж-камешки-не обязателен. Земли насыпают столько, насколько глибина горшка превышает длину корней кактуса. После чего растение ставят в горшок, так чтобы основание находилось на уровне краев, и держат в таком положении, одноовременно насыпая землю вокруг стебля. Основание стебля не нужно углублять в землю. Чтобы растение не шаталось, можно насыпать дренажных камешков. Высокие кактусы нужно подвязать к опоре.

Пересаживают молодые кактусы раз в год, старые раз в несколько лет. Пересадку лучше делать в начале периода вегетации.

Несколько дней после пересадки не поливайте кактусы и не выставляйте на жаркое солнце.

Полив: Для полива нужна как можно более чистая и мягкая вода. Это может быть дождевая, снеговая или просто прокипяченная или отстоявшаяся вода из-под крана. Поливать можно в горшок и с поддона, это не важно.

Поливают кактусы только в период вегетации: с конца весны до начала осени. Поливать кактусы зимой не нужно вообще, исключение составляют некоторые эпифитные кактусы. Если не поливать зимой будет больше шансов что кактусы зацветут. Не стоит боятся что они не выживут без полива несколько месяцев в период покоя им вообще не нужна вода!

Свет и температура: Одно из важнейших условий развития кактусов наличие света. Среди кактусов нет тени любимых, есть тени выносливые. Кактусы не менее нуждаются и в тепле для нормальной вегетации, но в принципе не боятся легких заморозков и перепад температур. При недостатке света кактусам не нужны ни тепло, ни влага. Для большинства видов подходит зимовка при 5-15° С. Это правило размещения кактусов на время зимнего покоя. После зимовки кактусам нужно привыкнуть к яркому солнечному свету. Для этого можно прикрыть стекла окна бумагой или побелить их.

Размножение: Кактусы можно размножать вегетативно либо из семян.

Традесканции

Традесканция гвианская (семейство Коммелиновые). Родина - тропическая Америка. Широко распространенное ампельное растение, его длинные стебли достигают высоты до 0,5 м и больше, иногда используются для создания «зеленого занавеса». На стеблях поочередно располагаются ярко-зеленые сидячие листья овальной формы. Изредка традесканции цветут мелкими белыми цветочками. Традесканция нуждается в обильном поливе и в систематическом увлажнении воздуха. В условиях сухого воздуха быстро теряет свои декоративные качества - листья мельчают и темнеют, оголяется нижняя часть побегов.

Растение мирится с недостатком освещения, не переносит прямых солнечных лучей. Размножается традесканция стеблевыми черенками, которые сажают в земляную смесь, состоящую из дерновой, листовой, перегнойной земли и песка в соотношении 2:1:1:1.

У традесканции гвианской есть более декоративные разновидности-с белыми или желтоватыми полосами на листьях; уход за ними такой же, как за основной формой, но им нужно большее количество света.

Традесканция виргинская (семейство Коммелиновые). Болотное невысокое или средней высоты растение с прямостоячими стеблями, на которых поочередно располагаются узкие длинные сидячие листья. Растение красиво и обильно цветет. Цветы расположены наверху побега на розовых цветоножках, довольно крупные, ярко-синего цвета, собраны в зонтик. Каждый отдельный цветок цветет недолго, 6-10 часов, затем его сменяет другой. Период цветения традесканции большой - почти в течение круглого года; небольшой перерыв в цветении бывает только зимой.

Растение нуждается в обильной поливке и систематическом опрыскивании. Мирится с недостатком освещения, хорошо растет даже на окнах, выходящих на север. Размножается стеблевыми черенками и делением куста. Довольно быстро разрастается; делить куст надо ежегодно, а иногда и два раза в год.

Традесканция полосатая, зебрина (семейство Коммелиновые). Комнатное растение со свисающими стеблями средней длины; листья довольно крупные с широкими серебристыми полосами. Ее разновидность - мультикола с коричневыми, розовыми и серебристыми полосками. Требует умеренного количества света, обильной поливки и опрыскивания. Легко размножается черенками.

Температура. Температуру соблюдают не ниже 12-14o С.

Влажность воздуха. В особых мерах по увлажнению воздуха и опрыскиванию листьев растения не нуждаются.

Освещение. Освещение должно быть очень интенсивным, в ином случае стебли вытягиваются, что приводит к ослаблению зебрины и неэстетичности общего вида. Но растение не должно попадать под прямые солнечные лучи.

Полив и подкормка. В весенне-летний период поливают обильно. В осенне-зимнее время грунт достаточно чуть смачивать. Весной и летом раз в 15-20 дней в воду для полива добавляют комплексное удобрение для подкормки из расчета 10-20 г на ведро.

Уход. Пересаживание проводится весной с использованием более просторного горшка. Удаляют поврежденные части и одноцветные зеленые листья.

Размножается очень легко стеблевыми черенками. Посадку проводят весной в почву, представляющую смесь песка и торфа (1:1), вносят минеральное комплексное удобрение с микроэлементами из расчета 30 г на ведро грунта. Сажать черенки можно и без укоренения, прикрыв их сверху прозрачным материалом (стеклянный колпак, полиэтиленовая пленка) для сохранения необходимой влажности.

Болезни и вредители. На растениях могут поселяться зеленая яблонная тля и мучнистый червец. От тли избавляются с помощью специальных препаратов, разработанных для борьбы с этим вредителем. От червецов избавляются с помощью смоченного в спирте ватного тампона и обработки противококцидными препаратами.

Узамбарская фиалка

Разведение узамбарской фиалки сначала стало популярным в Германии, а вскоре и во всей Европе. В Северную Америку фиалка попала в 1926 благодаря Армакосту и Ройстону, которые занимались импортом семян растений из немецких и английских теплиц. Ввезенный вид имел голубые цветки, похожие на анютины глазки. На сегодняшний день существует около 2000 видов фиалок самых разных цветов - белого, розового, фиолетового, желтого, и, конечно, синего.

Уход

Фиалка относится к тем растениям, которые требуют больше любви и ухода, чем обычные комнатные цветы. Следите, чтобы капли воды не попадали на листья, так как это вызывает обесцвечивание листа. Иногда фиалку помещают над поддоном с водой, чтобы увеличить влажность воздуха. Однако это не обязательно, если вы живете в тропическом климате. Для цветения фиалке требуется много света и длинный световой день. Поэтому в умеренном климате фиалки обычно цветут в летний период.

Полив: Как уже было упомянуто ранее, вода ни в коем случае не должна попадать на листья растения. Фиалка не любит жесткую воду, поэтому если вы живете на территории, где в водопроводы подается жесткая вода, не поливайте фиалку напрямую водой из крана. Используйте для полива деминерализованную или дождевую воду. Поддерживайте почву слегка увлажненной. Излишняя влага вызывает загнивание корней. С другой стороны, фиалка чувствительна к высыханию почвы, поэтому поливайте ее, как только почва на ощупь начинает казаться сухой, но пока она не затвердела.

Подкормка: В период активного роста фиалку необходимо подкармливать раз в месяц. Если растение никак не зацветает, используйте безазотистые удобрения, такие, как для подкормки кактусов.

Пересадка: Фиалку необходимо пересаживать раз в год в весенний период. Пересадка осуществляется в неглубокий широкий горшок. Для фиалки подходит практически любая готовая почвосмесь. Не забудьте обеспечить хороший дренажный слой.

Размножение: Обычно фиалки выращивают из срезанного листа. Отрежьте лист с 2-5 см стебля, вставьте его в компост для укоренения и поддерживайте температуру около 20°С.

Герань.

Семейство гераниевых. Родина Южная Африка. Одно из самых распространенных растений, причем, как правило, пеларгонию или герань можно встретить не в коллекции опытного цветовода любителя, а на подоконнике у любой бабушки, которая не особенно разбираясь во что сажать и как правильно поливать, тем не менее всегда радуется ежегодным душистым цветкам.

Уход:

Температура: 0-20 С

Освещение: достаточное, полутень

Влажность: умеренная

Полив: обильный, ограниченный зимой

Подкормка: раз в неделю жидким удобрением с поздней весны до ранней осени

Размножение: семенами, стеблевыми черенками весной

Вредители: мучнистый червец и красный паутинный клещик

Назначение: горшечная культура, в "бутылочных садах", террариуме, оранжереях

Фуксия

Семейство ослинниковых. Родина Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.

Фуксия изящная Fuchsia gracilis - кустарник с красноватыми стеблями. Листья супротивные овально-ланцетной формы, 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.

В культуре существует и продолжает появляться множество разных сортов фуксий, которые затруднительно все описать. Фуксии отличаются формой и строением цветков - простые, махровые, полумахровые и их цветовой гаммой - белые, розовые, красные, пурпурные, фиолетовые и т.д. К сожалению, фуксия довольно недолговечное растение, так как очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Семейство драценовых. Родина - тропические районы Африки и Азии, Канарские острова.

При выборе драцены для квартиры необходимо учитывать, сколько ей будет предоставлено места, т.к. среди разнообразных видов драцен есть и гигантские и карликовые, и обычной формы растения. Вообще драцены считаются не трудным растением, но все зависит от вида. Самые неприхотливые виды - Драцена окаймленная, Драцена дракон и Драцена Годсефа - они выносят затененность и пониженную температуру зимой. Другие же виды в большинстве своем достаточно требовательные растения.

За драценами все же нужен элементарный уход - протирание листьев от пыли, омолаживание старых растений, предоставление периода покоя, который длится с октября по январь.

Драцена Годсефа Dracaena godseffiana - имеет нехарактерный для других драцен вид. Это растение в виде куста с заостренными овальными листьями, покрытыми кремовыми пятнышками и крапинками, но окраска и разновидности зависят от сорта. Вырастает до 60 см в высоту. Цветет в молодом возрасте душистыми желтовато-зелеными цветками, после которых иногда появляются красные ягоды.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная, не ниже 15°С, большинство драцен предпочитают прохладную перезимовку при температуре 10-12°С.

Освещение: Светлое место, полутень, не переносит прямых солнечных лучей. Многие считают драцену тенелюбивым растением, но на самом деле в темном месте она будет прозябать. Для хорошего роста и развития нужен интенсивный свет. Пестролистные формы требуют большего освещения, чем формы с зелеными листьями. Если летом достаточно света, то зимой драцены надо переставлять ближе к окну, так как зимой света обычно всегда не хватает. Хорошо растет драцена при искуствееном освещении.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный, но с учетом температуры в помещении. Не переносит застоя воды в горшке или пересушки земляного кома. Драцены подходят для выращивания на гидропонике.

Удобрение: В период роста с апреля по август через каждые две недели драцены подкармливают специальными комплексными удобрениями для комнатных растений. Можно использовать "Радугу", "Идеал", "Исполин" и др.

Влажность воздуха: Драцены устойчивы к сухому воздуху, но требуют регулярного опрыскивания листьев при содержании их зимой в комнатах с центральным отоплением. Периодически устраивайте растению теплый душ, чтобы смыть пыль и освежить растение.

Пересадка: Весной через каждые два года. Почва - смесь тяжелой дерновой и листовой земли, перепревшего навоза или парниковой земли с добавлением песка. Корни у драцен больше расположены в верхнем слое почвы, поэтому в горшке делают большой дренаж.

Размножение: Верхушечными черенками (с применением гетероауксина и подогревом почвы), кусками ствола, длиной не меньше 10 см, отводками. Если отрезать верхушку драцены ее можно поставить в банку с водой, добавив туда несколько кусочков древесного угля, месяца через три появятся корни и растение сажают в горшок. На месте среза верхушки на материнском растении появятся новые побеги из боковых почек.

Камнеломка

Семейство камнеломковых. Распространена в Восточной Азии в высокогорных районах. Растет камнеломка между камней, расщелинах скал. Довольно известное и неприхотливое растение, которое выращивают как ампельное.

Камнеломка плетеносная Saxifraga stolonifera - травянистое растение, с листьями собранными в прикорневую розетку. Листья округлые, около 5-7 см диаметром, с зубчатым краем, опушенные с обеих сторон. Цвет листьев темно-зеленый, со светлыми полосками вдоль жилок, нижняя сторона листа светлее с вкраплениями красноватых точек. Камнеломка образует длинные плети усы, на конце которых образуются дочерние розетки. Образует соцветие метелку из мелких невзрачных бело-розовых цветочков. Цветет весной в 2-3 летнем возрасте.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Летом прохладная, желательно не выше 20°С. Зимой содержат в прохладном месте, при температуре около 10-12°С. Зимний минимум 6°С.

Освещение: Камнеломка довольно светолюбива, хотя многими считается теневыносливым растением, все же место для нее надо выбирать светлое, летом с защитой от прямых солнечных лучей.

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный ли ограниченный в зависимости от температуры содержания.

Удобрение: С марта по сентябрь подкармливают удобрением для комнатных декоративно-лиственных растений через каждые две недели.

Влажность воздуха: Листья камнеломки периодически следует опрыскивать, как из гигиенических целей, так и для увлажнения. Если в помещении тепло зимой, то опрыскивают ежедневно.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 1 часть дерновой земли, 1часть листовой, 1 часть перегнойной и 1 часть песка, можно добавить горсть мелкого гравия или керамзита. Хороший дренаж.

Размножение: Дочерними розетками и семенами.

Хлорофитум

Семейство лилейных. Родина - Южная Америка. Хлорофитум является одним из наиболее распространенных комнатных растений. Это не удивительно: он быстро растет, у него красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Их можно отделить и укоренить. Еще одна причина популярности хлорофитума - его выносливость. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям. Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus выращивают во многих странах как комнатное растение более двухсот лет. Изогнутые листья образуют красивую широкую розетку. На длинных цветоносах отрастают дочерние листовые розетки. Хлорофитум можно выращивать как в холлах или на лестничных пролетах, так и в ванных комнатах, если там есть окно.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная. Зимой не ниже 18°С. Конечно неприхотливый хлорофитум не погибнет при неблагоприятных температурах, но это обязательно скажется на его внешнем виде. От холодных сквозняков, или содержания около не утепленного окна вредят растению.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. Может расти и на северном окне, но в слишком темном месте растение теряет декоративную привлекательность. На южном окне нужно притенение.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Умеренный зимой.

Удобрение: проводят удобрительные поливки 1 раз в 2 недели с марта по август комплексным удобрением для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха: Летом время от времени листья полезно опрыскивать и устраивать теплый душ. Обязательно опрыскивание, если растение содержится рядом с отопительной системой.

Пересадка: Ежегодно в феврале - марте. Крупные растения или старые пересаживают через два года, но подкармливают ежегодно. Почва - 2 части дерновой, 1 часть перегнойной, 1 часть листовой земли и 1 часть песка. Хлорофитум имеет большие толстые корни, если они разрастаются, то горшки трескаются около дна. Поэтому хлорофитуму дают просторную посуду.

Размножение: Укоренением дочерних розеток, а также делением при пересадке.

Бегония вечноцветущая

Семейство бегониевых. Существует много видов бегоний и все они по-своему прекрасны. Среди бегоний есть как декоративно-лиственные, так и декоративно-цветущие виды. Бегонии это красивые комнатные растения с сочными листьями, имеющими несколько кособокую форму. На цветоножках имеются как мужские, так и женские цветки. У женских цветков над лепестками образуется трехгранная семенная коробочка. Большинство бегоний цветут все лето, однако при создании им хороших условий, они могут цвести и осенью, и даже зимой. Все бегонии делят на две основные группы: бегонии декоративно-лиственные и бегонии декоративно-цветущие.

Бегонии декоративно-цветущие

Ценятся за красоту и обильность своих цветков. Среди декоративно-цветущих бегоний есть вечнозеленые растения, которые можно содержать в комнатных условиях в течении всего года, например, бегония вечноцветущая. Одними из самых эффектных цветущих бегоний являются клубневые бегонии, это горшечные культуры, такие как например, гибриды бегонии Лоррен и гибриды бегонии Элатиор. Эти растения после цветения заканчивают свой срок выращивания и их, как правило, выбрасывают. Цветут клубневые бегонии летом и осенью (при хорошем уходе с весны по декабрь), на зиму они теряют листья. Осенью, когда клубневые бегонии начинают переходить в состояние покоя, полив сокращают, а после опадания листьев прекращают совсем. Клубни освобождают от земли и хранят в ящиках в песке, в прохладном помещении. При зимовке клубней в комнате, в горшках, их время от времени поливают, но, не допуская сырости.

Уход за декоративно-цветущими бегониями

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Уход за декоративно-лиственными бегониями

Температура: Умеренная, оптимально 18-20°С, зимой не ниже 16°С. Гибриды бегонии королевской предпочитают температуру чуть выше оптимально 22-25°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой прямых солнечных лучей. Желательно чтобы освещение было равномерным круглый год. Для этого летом бегонии несколько отодвигают от окна (но место должно быть очень светлым), а зимой придвигают как можно ближе к окну.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем, и пересыхания земляного кома. Зимой полив умеренный, в пасмурные, хмурые дни, когда очень мало света полив прекращают совсем. Поливают бегонии очень осторожно, так чтобы струя воды не попадала на листья, иначе на них остаются бурые пятна. Вода должна быть мягкой, отстоянной. В период с октября по март бегонии поливают более умеренно. С марта по октябрь проводят подкормку удобрениями 1 раз в неделю, используя для этого жидкие комплексные удобрения для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха: Бегонии требуют высокой влажности воздуха. Но кустовые бегонии, в большинстве своем с пушением листьев не переносят попадания воды на листья, поэтому можно поместить горшки с бегониями на поднос, или в ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ежегодно или через год, весной. В тесном горшке листья бегоний бледнеют и теряют свою декоративность. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. Бегонии предпочитают почвы, имеющие слабо кислую реакцию, когда рН = 5,5 - 6,5. После пересадки растения обрезают.

Размножение: Стеблевыми черенками, листьями, частью листа, делением и семенами. Стебли разрезают на кусочки по 2 см длиной и укладывают для укоренения в плошки, желательно с почвенным подогревом.

Аспарагус

Семейство аспарагусовых. Родина тропические и субтропические районы Старого Света. Делится на полу-вьющиеся виды - аспарагус перистый и ампельные виды - аспарагус Шпренгери. Как комнатные растения распространены похожие на папоротники аспарагусы с шиловидными "листьями". Аспарагус перистый Asparagus plumossus - компактное растение с изящными, раскидистыми в молодом возрасте ветвями, которые со временем оголяются внизу. Самый маленький сорт Asparagus plumossus Nanus. У Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery свисающие побеги с ярко-зелеными "листьями" и красные ягоды. Менее распространен, но более декоративен Аспарагус Мейера Asparagus meueri. Прямые и жесткие, густоопушенные "листьями" побеги достигают 40-55см в длину и эффектно оттеняют в композициях растения с крупными листьями. Аспарагус серповидный Asparagus falcatus совсем не похож на папоротник. У него большие сердцевидные "листья" и достигающие одного метра в длину колючие стебли. Аспарагус спаржевидный Asparagus asparagoides представляет собой ветвистый кустарник со стелющимися стеблями, которые достигают 1,7м в длину. Два распространенных аспарагуса - перистый и густоцветковый ценят за изящные ажурные ветви. Несмотря на распространенное мнение, они не относятся к папоротникам, а их шелковидные "листья" на самом деле - видоизмененные стебли.

В целом аспарагус - неприхотливое растение.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная, для большинства аспарагусов около 15-18°C. Зимний минимум 10°C, идеально 10-14°C.

Освещение: Светолюбиво, лучшее место подоконник северо-восточного или северо-западного окна. Если растение помещено в комнате, за тюлевой занавеской, то его место около восточного или западного окна; если окно южное, то в комнате на некотором расстоянии от окна. Зимой нужно больше рассеянного света, растения переставляют ближе к окну.

Полив: Зимой (с ноября по февраль) полив умеренный, с весной его увеличивают. Летом можно оставлять в поддонах воду.

Влажность воздуха: Любит влажный воздух, иногда аспарагус не зацветает только от того, что слишком сухой воздух. Если растение стоит близко к батарее центрального отопления или камину, то мелкие листочки начинают желтеть и осыпаться, и опрыскивание тут не поможет, придется переставить растение подальше от источника жаркого воздуха.

Пересадка: Аспарагус требует просторной посуды и легкой питательной почвы из листовой, парниковой и глинисто-дерновой земли с песком. Молодые растения пересаживают ежегодно весной, старые раз в 2-3 года. При пересадке не следует без необходимости повреждать корневой системы, но если корни разрослись очень буйно, то нужно аккуратно оборвать клубеньки руками, так, чтобы корневая система уменьшилась раза в три. В период активного роста проводят удобрительные подкормки.

Размножение: Посевом (март-апрель) семян, которые легко вызревают и делением куста. При делении растение осторожно выбивают из горшка. Делят на 3-4 части так, чтобы каждая имела хотя бы один надземный побег. Удобрительные еженедельные поливки летом способствуют сильному росту и обильному цветению. Старые растения с подсохшими побегами лучше всего омолодить делением корневища, предварительно проведя обрезку.

Аспидистра

Семейство лилейных. Родина Япония. В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую Aspidistra elatior - многолетнее травянистое растение. У нее подземное ползучее корневище, глянцевидные листья на длинных черешках широкоовальной или ланцетной формы, около 50 см длиной и 15 см шириной. В основании листа можно увидеть 1 или 2 редуцированных листа обхватывающих черешок. Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Хорошо развивается в умеренных условиях. Зимой требует прохлады, лучше не выше 15°C, оптимальная температура 10-12 °C, минимум 5 °C. При содержании зимой при температуре выше 20°C требуется регулярное опрыскивание.

Освещение: Летом притенение от прямых солнечных лучей, легкая полутень. Зимой аспидистре нужно хорошее освещение.

Полив: Обильный с весны до осени, зимой умеренный или редкий, в зависимости от температуры.

Удобрение: С апреля по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным жидким удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха: Аспидистра переносит сухой воздух, только если не слишком жирко. Однако регулярное опрыскивание и обмывание листьев только благоприятно сказываются на растении.

Пересадка: Так как аспидистра плохо переносит пересадку, то пересаживают ее по необходимости - через 3-4 года, весной. Почва - смесь дерновой земли (2 части), листовой (1 часть), перегнойной (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть).

Размножение: Весной, делением куста при пересадке. Аспидистру можно размножать и листом, по особой технологии. Она заключается в том, что у аспидистры срезают здоровый лист без черешка, так, чтобы был сохранен толстый мясистый наплыв в основании листа (образованный редуцированными листьями на подобии влагалища). Затем срез листа подсушивают и помещают в бутылку с водой (бутылка с широким горлышком, как кефирная). Бутылку закрывают крышкой и замазывают пластилином, чтобы туда не попадал воздух. Бутылку помещают в теплое и светлое место. Когда на срезе листа появятся корешки, его вынимают и сажают в рыхлую (лучше листовую) почву и накрывают банкой или помещают в комнатную тепличку. Если корни не появились, а конец листа начал портится и загнивать, то можно срезать его до здоровой ткани (только в месте утолщения листа) и в чистой воде снова помещают в бутылку.

1. Циперус2. Кактусы3. Традесканция4. Узамбарская фиалка5. Герань6. Фуксия7. Драцена8. Камнеломка9. Хлорофитум10. Бегония11. Аспарагус12. Аспидистра

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Саратовской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”,

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Саратовской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Саратовской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Груша. Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель:– Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.