Меню

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема «Насекомые»

Устройство крыши

Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».

1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок:

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)

Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)

Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область

Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»

Учитель-логопед: Сапронова Евгения Владимировна.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

    упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;

    упражнять в образовании сложных прилагательных;

    упражнять в согласовании числительных с существительными;

Лексический материал: глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Материальное оснащение: пособие«волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые»,развитие уменияобразовыватьприставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».

Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед: - Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед: - Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Яна? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед: - Сколько пчел на лугу, Данила? (На лугу находятся две пчелы)

Логопед: - Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - Какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей? (Кузнечик длинноногий)

Логопед: - Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед : - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь продолжаем наше путешествие.

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.

6. Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур? (Нам понадобиться лупа)

Логопед : - Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?(У стрекозы глазищи)

Логопед: - Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела на ромашку)

Логопед: - Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к вазе)

Логопед: - Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед: - Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось!

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

Долганова Ирина Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №221 " Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Занятие по развитию речи
Тема: Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"
Дата публикации: 10.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей логопедической группе

«Насекомые»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»;

закреплять умение образования и употребления родительного падежа мн.

расширять экспрессивный словарь словами-антонимами;

совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки

объяснительной речи;

Коррекционно - развивающие:

развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;

развивать

воображение,

фантазию,

логическое

мышление

отгадывание загадок;

развивать тактильно- двигательную и речевую активность;

развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

воспитывать бережное отношение к природе.

возможность

попробовать

продемонстрировать

актёрскую игру сверстникам.

Оборудование:

наглядный материал по теме “Насекомые”

звуковые схемы слов;

перчаточный театр;

слайд-шоу «Насекомые».

1. Оргмомент

Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнёмся им

и подарим наше хорошее настроение.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы хором –

Станет радостно кругом нам!

2.Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Я слова найду везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке,

Вы не слышали такого? Не беда-играем в слово!

Дети называют своё имя и на первый звук своего имени придумывают слово.

3. Развитие ВПФ. Загадки

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Муравей: По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам

Рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

Не смотри, что кроха он,

Он могучий словно слон,

Не боится он труда,

Не ленится никогда.

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.

Божья коровка : Божья коровка ползёт по травинке,

У божьей коровки кружочки на спинке,

Коровка вздыхает, услышав про это:

«Я так осторожна, я так аккуратна,

Откуда взялись эти чёрные пятна?»

С ветки – на тропинку,

с травки – на былинку

Прыгает пружинка,

зелёная спинка.

Кузнечик: Зелёный кузнечик в зелёной траве

Сидит незамечен секунду…И две…

«Ну где ты?» - веду по траве я рукой,-

«Ах, вот где! Поймала! Теперь будешь мой!»

Но долго его я не буду держать,

Достаточно только ладони разжать…

Разжала, а он на ладошке притих-

Зелёное лето в ладонях моих…

Тонко кружево плету- не заметишь на лету,

Кто в мою попался сеть, в ней останется висеть.

Паук: Пау-пау-паучок, паутиновый бочок,

Он на веточке сидел,

Да на облачко глядел.

Паучок всё вверх ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка,

Крепко держит мотылька.

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

Пчела: Рано утром просыпаюсь, потянусь и умываюсь,

Целый день летаю где-то, столько дел и то, и это,

А потом я наряжаюсь, на цветочный луг лечу,

Танцевать и веселиться я с подружками хочу.

Скажите, ребята, а как можно назвать одним словом все слова- отгадки?

Что общего у всех насекомых? (у них 6 ног)

Для чего в природе нужны насекомые? (насекомыми питаются птицы).

4. Образование и употребление родительного падежа мн. числа.

(слайд-шоу «Насекомые»)

На лугу насекомые живут не по одному, их много.

Давайте назовем названия насекомых со словом «много».

Логопед показывает картинки, а дети проговаривают слова в род. падеже, мн. числа.

Много бабочек, много пчел. И т.д.

5.Физкультминутка. Упражнение «Насекомые». (

Логопед предлагает детям встать у своих стульчиков и превратиться в насекомых.

Логопед: Вот жужжит пчела: «Жу-жу!

В улей мед с утра вожу!»

(Кружатся на месте, жужжат.)

А комарик «ззз!» да «ззз!»

Норовит нас укусить.

(Вытягивают поочередно вперед указательные пальцы.)

Ну а шмель, как паровоз,

(Руки на поясе.)

«Уф!» да «Уф!» пыльцу повез.

(Выполняют приседания- «пружинки».)

А кузнечик прыг да прыг,

Взял и скрылся в один миг!

(Подскоки на месте.)

6. Задание «Закончи предложение» (с мячом)

Логопед приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг и берёт в

руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».

Майский жук большой, а божья коровка. . .

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы. . .

У жука усы толстые, а у бабочки. . .

У шмеля спина широкая, а у комара. . .

Муравьи полезные, а мухи. . .

Стрекоза умеет летать, а муравей. . .

У бабочки крылья красивые, а у мухи. . .

Закрепление навыка звукового анализа.

Дидактическая игра «Собери насекомое».

(на столе конверты с разрезанными картинками – 9шт)

А сейчас мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и

назвать их. Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением

насекомых: бабочка, стрекоза, кузнечик , жук, паук, оса, пчела, комар, муха.

Дети называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ

названий насекомых (Самостоятельно определяют, какая схема подходит к

названию насекомого и закрепляют картинки на доске).

7.Задание «Кто лишний?»

Логопед. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а

вы определите лишнее слово и почему.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, гусеница, жук, собака.

Комар, кузнечик, бабочка, белка.

Муравейник, муха жук, пчела.

Бабочка, комар, воробей, жук.

Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

8.Дидактическая игра «Закончи предложение».

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Я начинаю

предложение, а вы заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается

со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.

Логопед: Бабочка красивая,..

Ребенок:…потому что у неё разноцветные крылышки.

Аналогично дети заканчивают предложения «Пчела мне нравится,…», «Комар мне

не нравится,…», «Мне нравится стрекоза, …»

9. Упражнение на релаксацию «Звуки лета»

Дети располагаются на ковре, логопед включает запись со звуками насекомых на

летнем лугу. Дети слушают, называют, кого они услышали. Затем, дети закрывают

глаза и на вытянутую ладонь логопед кладёт детям бумажные бабочки (сюрпризный

Итог занятия. (Оценка работы детей).

Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет на тему: «Наши насекомые».

Подготовила: Захарова Т.Г. учитель-логопед. МБДОУ №222. г.Оренбург.

Цель : уточнить и расширить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

Коррекционно-образовательные: у точнение знаний о насекомых, их характерных признаках;

Закреплять умение образовывать формы множественного числа глаголов;

Закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; употреблять предлог «под».

Коррекционно-развивающие : совершенствовать фонематическое восприятие;

Развивать логическое мышление и внимание;

Закреплять образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными.

Коррекционно- воспитательные : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям (насекомым).

Развивающая среда: предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина «Чудесная поляна», картинка с изображением цветка, листочки на каждого ребёнка с изображением бабочки для штриховки, карандаши.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Игра «Назови одним словом»

Логопед : Комар, кузнечик, стрекоза, муравей, бабочка, кто это? (Ответы детей: Насекомые).

II . Сообщение темы занятия

Логопед : А каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей: Стрекоза, муха, пчела, жук, и т.д.)

Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Что делают?». Образование формы множественного числа глаголов.

Логопед: Насекомые (что делают?)

Бабочка порхает, а бабочки…(Порхают).

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …(Собирают).

Оса жалит, а осы …(Жалят).

Жук жужжит, а жуки…(Жужжат).

Комар звенит, а комары …(Звенят).

Стрекоза стрекочет, а стрекозы …(Стрекочут).

Муха в дом залетела, а мухи …(Залетают).

Кузнечик прыгает, а кузнечики…(Прыгают).

Паук паутину ткёт, а пауки …(Ткут).

Муравей муравейник строит, а муравьи …(Строят).

Игра с мячом «Подбери признак». Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

Логопед: . Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?) – полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная.

Жук (какой?) - большой, рогатый и т.д.

Игра «Четвертый лишний» Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач , пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

Пальчиковая гимнастика:

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Физминутка. «Стрекоза» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Вертится, как вертолёт:

Вправо – влево, назад – вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травку покушали,

Тишину послушали…

Игра «Сколько насекомых на цветке?» согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья»

Игра «Куда спрятались насекомые»

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. (Дети на ходят на картинке насекомых и отвечают: Гусеница под яблоком. Бабочка укрылась под ромашкой. Усатый жук заполз под куст. И т.д.)

Игра «Назови ласково» Образование имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Комар – комарик,

Стрекоза – стрекозка,

Пчела- пчёлка,

Жук – жучок,

Муравей- муравьишко.

Паук – паучок. И т.д.

Упражнение на развитие графомоторных навыков (штриховка бабочки) .

Логопед: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам прилетела красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают. Только бабочки остались с нами.

III . Итог занятия.

Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к насекомым?