Меню

Труды прокла. В.ф

Устройство крыши

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении работ по монтажу кабельных сетей доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по монтажу кабельных сетей допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по электробезопасности, получивший соответствующую группу по электробезопасности и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий монтаж кабельных сетей (далее – работник), должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, допущенный к самостоятельной работе по монтажу кабельных сетей, должен знать: нормативные и методические материалы по вопросам монтажа кабельных сетей. Правила устройства электроустановок. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Для того чтобы работник был допущен к самостоятельной работе, он должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного электромонтажника по кабельным сетям.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания по безопасности труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. В процессе выполнения работы на работника могут оказывать воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— отлетающие твердые частицы (например, при пробивке отверстий);
— вылетающий дюбель (при пользовании монтажно-поршневым пистолетом);
— повышенная загазованность воздуха при работе с паяльной лампой, газовой горелкой, при работе в смотровых устройствах и шахтах;
— повышенная концентрация взрывоопасных паров и газов в воздухе рабочей зоны;
— токсичные вещества, входящие в состав кабельной массы, припоев;
— падение в открытый колодец;
— нагретые до высокой температуры кабельная масса, припои;
— повышенная пожарная опасность при использовании легковоспламеняющихся жидкостей (например, при работе с паяльной лампой);
— физические перегрузки (например, при разматывании кабеля с барабана, его прокладке);
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструментов, монтируемых узлов, механизмов, оборудования, инструмента;
— неудобная рабочая поза;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Работнику следует помнить о том, что основная опасность поражения электрическим током заключается в том, что человек не способен своевременно обнаружить электрический ток до начала его воздействия и, следовательно, осознать реально имеющуюся опасность и применить защитные меры.
1.11. Для предупреждения несчастных случаев работник во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний, работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, подвергает серьезной опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прежде чем приступить к выполнению работ повышенной опасности, работник должен ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ.
2.2. Перед началом работы следует привести в порядок и надеть спецодежду, спецобувь и защитную каску; при необходимости, проверить наличие и подготовить другие средства индивидуальной защиты (защитные очки, диэлектрические перчатки, противошумные наушники и т.п.).
2.3. После получения задания работник обязан выполнить следующее:
— подобрать инструмент и технологическую оснастку, необходимые для выполнения работы, проверить их исправность; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения;
— внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и, при необходимости, установить защитные ограждения;
— проверить исправность оборудования, приспособлений и инструмента, а также достаточность освещения рабочего места;
— весь инструмент и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить; при невозможности устранения неисправностей своими силами — работы производить нельзя;
— подобрать, предварительно проверив исправность и сроки последних испытаний, средства индивидуальной защиты.
2.4. Работник не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований охраны труда:
— при неисправностях применяемого инструмента, технологической оснастки, средств защиты работ;
— при несвоевременном прохождении очередных испытаний (технического осмотра) средств коллективной и индивидуальной защиты;
— при отсутствии видимых разрывов электрических цепей, по которым может быть подано напряжение на место работы;
— при нахождении рабочего места в пределах опасной зоны;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
2.5. Работник не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все работы работник должен выполнять в соответствии с проектной документацией.
3.2. При выполнении электромонтажных работ должны выполняться следующие требования безопасности:
— сверление и пробивку отверстий в кирпиче и бетоне необходимо производить с использованием защитных очков с небьющимися стеклами;
— при пробивке отверстий ручным инструментом (шлямбуром, оправкой и т.п.) необходимо проверить, чтобы длина его рабочей части превышала толщину стены не менее чем на 200 мм;
— при измерении сопротивления изоляции жил проводов и кабелей мегаомметром концы кабеля с противоположной стороны должны быть ограждены или находиться под контролем специально выделенного для этих целей дежурного, аттестованного по вопросам электробезопасности;
— электромонтажнику запрещается производить какие-либо работы, относящиеся к эксплуатации кабельных сетей;
— при использовании грузоподъемных машин и строповке материалов, изделий и конструкций электромонтажник должен иметь удостоверение стропальщика (такелажника).
3.3. Прокладка кабеля кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений.
3.4. При прокладке кабеля вручную на каждого работающего должен приходиться участок кабеля массой не более 30 кг.
3.5. При подноске кабеля к траншее на плечах или руках все работающие должны находиться по одну сторону от кабеля.
3.6. При выполнении монтажных работ особое внимание должно быть уделено мерам безопасности при работе с паяльной лампой, газовой горелкой и монтажным пистолетом.
3.7. При пользовании газовой горелкой следует выполнять следующие правила:
— открывать вентиль следует медленно и плавно, причем работник должен находиться в стороне, противоположной направлению струи газа;
— промежуток времени между открытием вентиля и зажиганием смеси должен быть наименьшим, поэтому надо сначала поднести огонь, а затем открывать вентиль горелки;
— баллон с пропан-бутановой смесью должен быть окрашен в красный цвет с белой надписью;
— не допускается перемещение с зажженной горелкой за пределы рабочего места;
— при перерывах в работе пламя горелки должно быть потушено, а вентиль на ней — плотно закрыт.
3.8. Кабельная масса для заливки муфт должна разогреваться на жаровне без открытого огня; при этом следует пользоваться ведром с носиком и крышкой.
3.9. Клеящие составы необходимо хранить в закрывающейся посуде; нельзя допускать попадания клея на кожу или в органы дыхания.
3.10. При монтаже кабеля с помощью строительно-монтажного пистолета следует выполнять следующие требования безопасности:
— при забивке дюбеля в вертикальную плоскость пистолет следует держать на уровне груди; при этом голова и ноги должны быть на расстоянии от стены, равном длине пистолета;
— в момент выстрела ось пистолета должна находиться под прямым углом к поверхности строительного основания, а рука, поддерживающая пристреливаемую деталь, — на расстоянии не менее 150 мм от точки забивки дюбеля;
— нельзя забивать дюбель в строительное основание, прочность которого выше прочности дюбеля, а также в основание, обладающее хрупкостью.
3.11. При выполнении работы работнику следует пользоваться только исправным инструментом.
3.12. Ручной инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.
3.13. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.
3.14. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.15. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.
3.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.17. Не следует использовать рукоятки, изготовленные из мягких и крупнослоистых пород дерева (ели, сосны и т.п.), а также из сырой древесины.
3.18. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин; к свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук.
3.19. Ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента; клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали, и иметь насечки (ерши).
3.20. Работать инструментом (например, напильником), рукоятка которого посажена на заостренный конец без металлического бандажного кольца, запрещается.
3.21. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.
3.22. Работник, работающий ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:
I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.
3.23. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным шнуром со штепсельной вилкой.
3.24. Шнур в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров шнура.
3.25. Во время работы шнур электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.
3.26. При пользовании электроинструментом, его шнур не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз; шнур по возможности нужно подвешивать.
3.27. Запрещается держать электроинструмент за провод, касаться руками вращающегося инструмента или производить замену режущего инструмента до полной его остановки, а также работать в рукавицах, а не в диэлектрических перчатках.
3.28. Недопустимо выполнение работ электроинструментом с приставных лестниц; на высоте свыше 1,0 м для работы с электроинструментом должна быть устроена специальная огражденная площадка.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы работник обязан выполнить следующие операции:
— отключить электроинструмент и другое используемое в работе оборудование;
— привести в порядок рабочее место, удалив с проходов посторонние предметы;
— ручной инструмент, приспособления очистить и убрать в отведенное для хранения место;
— привести в порядок и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, при необходимости, принять душ.
5.2. О всех замеченных в процессе работы нарушениях и неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю.

ПРОКЛ

Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410 - 485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.

Но как непохожи были Афины и их философы во времена Прокла на Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся в школе Аристотеля интерес к развитию специальных знаний, выдвинувший крупнейшие фигуры таких ученых, как Теофраст и Стратон, у которых в ряде их исследований и воззрений торжествует не только натурализм, но и доподлинный материализм, сходит на нет, торжествует идеализм как в понимании природы, так и в учении о человеке, в антропологии и психологии.

В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного исследования истины покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного.знания.

В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От него осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало изученное. Особое место в нем занимают составляющие много сотен страниц комментарии к труднейшим диалогам Платона и «Началам» Евклида. Комментарии к «Пармениду» и «Тимею» Платона, а также к его «Кратилу» далеко выходят за рамки комментирования текстов Платона и заключают в себе систематическое изложение всех основных во-

529

просов и учений неоплатонизма, а также богатейшую и разнообразную историко-философскую информацию. Метод.комментирования Платона у Прокла представляет дальнейшее развитие метода Ямвлиха. Выдающимся теоретическим сочинением Прокла было «Богословское элементарное учение». Это настоящий катехизис неоплатонизма в наиболее зрелом его виде. Сочинение состоит из 211 тезисов, излагающих в чрезвычайно сжатой форме всю систему неоплатонизма, т. е. учение о Едином, об Уме, о Душе и о Космосе. Тезисы сопровождаются пояснениями, без всяких цитат, чрезвычайно сжатыми, далекими от литературных прикрас. Напротив, чрезвычайно подробным было сочинение Прокла «О богословии Платона», в котором обстоятельно излагалось на основе Платона учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих и мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одновременно.

Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл проводит принцип и метод триадического построения и изложения. В основе этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично. Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях, и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики.

В триаде Прокл различает три момента. Первый из них - пребывание в себе. Другие названия для него - причина, неделимое единство, «наличие», «отец», «потенция». Второй момент триады - выступление из себя (proodoV ), иначе - эманация за свои предела, причинение или действие в виде причины. Это переход из единства во множество, начало делимости, «мать», энергия. Третий момент - возвращение из «инобытия» обратно в себя (epistrofh ), возвышение от дробности и множества вновь в неделимое единство, а расчлененное единство, в «эйдос» или единораздельную сущность. Итак, в своей основе эти три момента образуют «пребывание», «выступление» и «возвращение».

Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и Души выработана в четкую триадиче-

530

скую схему, более рассудочную и более схоластическую, чем у Плотина.

В учении о Едином - первом звене триады - Прокл опирается на расчленение Единого, разработанное в предшествующей традиции неоплатонизма, и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких качеств, то оно предшествует даже Уму. существует между безусловным Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе - «над-бытийиыми единицами». Принципиально учение это было намечено уже у Платона и в неоплатонизме - у Плотина.

Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе после Единого звено основной триады - Ум, который толкуется по разным ступеням: .

1. Как Ум Мыслимый, т. е. «интеллигибельный» (nohtoV ), или «пребывание в себе». На этой ступени Ум - предмет для него самого, или «бытие».

2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом самого себя. Это Ум «интеллектуальный», или Ум «мыслящий» (noeroV ), t. е., «ум» в собственном обычном смысле слова.

3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или тождество бытия и мышления. Это Ум «интеллигибельно-интеллектуальный», иначе - «жизнь-в-себе» (autozwon ).

Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие. В триаде Гегеля «эманация» мыслится как возрастающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, «развитие» понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается «интеллигибельный» (мыслимый), а наиболее бедным - «интеллектуальный» (мыслящий).

Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой «интеллигибельный» ум. Здесь три триады согласно Триадическому закону, указанному Платоном в «Филебе»: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное из предела, и беспредельного.

531

На этом. впрочем, триадическая классификация богов из области Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в известных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход к душам и называется «источником душ».

Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также и для третьего момента основной триады - для мира Души - и обнимает души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими подразделениями.

Учение Прокла оказалось последней системой эллинистического неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный систематизаторский талант и могучий аналитический ум. Система Прокла не могла противостоять христианству не только как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и связанной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной государственной религией уже в течение двух полных столетий.

В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.

Время жизни Прокла восстанавливается по источникам как 410-485 гг. Биограф Прокла Марин приводит его гороскоп, по астрономическим данным которого дата рождения Прокла определяется как 8 февраля 412 г.

Прокл родился в греческом городе-колонии Византий в семье богатого адвоката из Ксанфа. Намереваясь пойти по стопам отца, подростком уехал в Александрию, где учился сначала риторике, затем заинтересовался философией и стал учеником александрийского неоплатоника Олимпиодора Младшего. Именно у него Прокл начал изучать логические трактаты Аристотеля, в трактовке которых он, как сообщает Марин, достиг успеха уже в то время.

В возрасте 20 лет Прокл переезжает в Афины, где Платоновскую Академию в то время возглавлял Плутарх Афинский. Плутарх, несмотря на свой преклонный возраст, стал заниматься с Проклом лично, изучая с ним трактат Аристотеля «О душе» и диалог Платона «Федон». Через два года Плутарх скончался, передав руководство школой своему ученику Сириану, у которого Прокл продолжил своё обучение.

Марин сообщает, что уже к 28-летнему возрасту Прокл написал одну из своих главнейших работ, комментарий на платоновского «Тимея».

Около 450 г., после смерти Сириана, Прокл становится схолархом Платоновской Академии.

Время жизни Прокла - закат древнегреческой цивилизации. Языческие культы ещё отправлялись, но христиане все больше настаивали на их запрете. В это время из Парфенона была изъята знаменитая статуя Афины работы Фидия, что в окружении Прокла было воспринято как кощунство. В полемике с христианами Прокл не был пассивной стороной - как сообщает Суда, он написал «Возражения против христиан» в 18 книгах (работа не сохранилась). В какой-то момент конфликт христиан с академиками приобрел такое напряжение, что Прокл был вынужден на год уехать из Афин в Лидию.

Во время путешествия по Азии Прокл познакомился с некоторыми восточными учениями, которые синтезировал с собственной системой. Религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы при Прокле стали в Академии необходимой составляющей самого образовательного процесса. Марин сообщает, что Прокл «дни и ночи» проводил в молитве, в орфических и халдейских очищениях и в исполнении «всяких других религиозных обрядов» .

Лучшие дня

В личной жизни Прокл придерживался аскетических принципов: не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно указаниям богов, являвшихся ему во сне. Прокл не чуждался общественной деятельности; он принимал участие в городских собраниях.

Умер в Афинах, в возрасте 73 лет, оставив преемником Марина. Похоронен в Афинах в одном склепе со своим учителем Сирианом.

Сочинения

Главные философские сочинения Прокла посвящены рассмотрению высших начал всего сущего и утверждению платонизма в качестве богословского учения.

В трактате «Первоосновы теологии» (Στοιχείωσις θεολογική) Прокл излагает учение о сверхчувственных началах. Трактат состоит из 211 параграфов, в каждом из которых формулируется и затем доказывается некоторое утверждение.

«Платоновская теология» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) - капитальное сочинение, в котором Прокл выстраивает учение о высших началах и богах, приводя при этом множество цитат из Платона, призванных подтвердить, что такая система имелась уже у самого Платона, и что все сочинения Платона представляют собой единый священный текст.

Из многочисленных комментариев Прокла на диалоги Платона до нас дошли пять: к «Тимею» (Марин пишет, что Прокл ценил этот комментарий более всех других), к «Пармениду», к «Государству», к «Алкивиаду I», частично к «Кратилу». Комментарии к «Филебу», «Теэтету», «Софисту» и «Федону» утрачены целиком. Сохранилась также часть комментария Прокла к «Эннеадам» Плотина. Все комментарии на Аристотеля утеряны, однако известно, что Прокл толковал «Категории», «Об истолковании», Первую и Вторую аналитики.

Три небольших философских трактата Прокла - «О десяти сомнениях касательно промысла», «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Об ипостасях зла» - сохранились только в латинском переводе Вильгельма из Мёрбеке (XIII в.).

В небольшом трактате «Начала физики» (Στοιχείωσις φυσική) в виде цепочки определений и теорем излагается физическая система Аристотеля.

К астрономическим сочинениям относятся короткий трактат элементарного содержания под названием «Сфера» (Σφαῖρα), краткий «Обзор астрономических предположений» (Ὑποτύπωσις ἀστρονομικῶν ὑποθέσεων), «Пересказ астрологического „Четырёхкнижия“ Птолемея» и книга «О затмениях», сохранившаяся только в латинском переводе.

Из математических сочинений Прокла целиком сохранился «Комментарий к I книге „Начал“ Евклида». Кроме того, Прокл написал отдельное сочинение о параллельных прямых, которое не сохранилось.

Из религиозных и магических сочинений до нас дошли «Эклоги из халдейской философии» (Ἐκ τῆς αὐτῆς Χαλδαϊκῆς φιλοσοφίας) и книга «О иератическом искусстве эллинов» (Περὶ τῆς καθ" Ἕλληνας ἱερατικῆς τέχνης). Сохранилось также семь гимнов к богам: к Гелиосу, к Афродите, к Музам, ко всем богам, к Ликийской Афродите, к Гекате и Янусу, к премудрой Афине. Эти гимны, написанные гомеровским гекзаметром, обращают на себя внимание орфическим содержанием, которое воплощается в призывах к богам дать нам «избегнуть чёрного зла рождений».

ПРОКЛ

ПРОКЛ

(Proklos) Диадох (412-485) - др.-греч. философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской; сочинения П. тесно связаны с его преподавательской деятельностью.
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее , оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или , понимаемое на основе платоновского «Филеба» как моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая - демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и человека. Ниже всего - неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует « », бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная , тождественная силе рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.
физика и этика, математика , философия - таков наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если (эрос) связывает с божественной красотой, открывает божественную , то соединяет с благостью богов.
Философия П. - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, араб. философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПРОКЛ

Диадох (8.2.412, Константинополь,-17.4.485, Афины) , др.греч. философнеоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином («П., или О ») , а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы платоновской Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил комм. ко всем 12 диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного обихода П. написал толкования отд. мест из Гомера и Ге-сиода, а также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами» и наставление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к Плотину, к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти общих понятиях» Порфирия, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич. трактатов П. посвящён отд. проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн. понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонич. метафизики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.- «Первоосновы теологии», 1972) . Систематич. носит «Теология Платона».

Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее единое, оно же благо и бог ; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень - демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и герои. Ещё ниже - «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевлённые тела. В эту расчленённую ие-рархич. структуру П. включает традиц. греч. богов, распределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бес-сознат. сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.

Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика , философия - таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем науч. познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает с божеств. красотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера соединяет с благостью богов. По свидетельству Марина, П. говорил, что должен быть «иереем целого мира» (см. в кн. : Диоген Лаэртский , О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979 , с. 485) . Философия П.- наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю ср.век. философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европ. , визант. , араб. философию, а также философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др. ) .

In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1-2, Lpz. , 1899-1901; In Platonis Timaeum Commentaria, ed. E. Diehl, t. 1-3, Lpz. , 1903-1906; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L. G. Westerink, -Amst, 1954 ; Elementatio physica, ed. H. Bpese, В., 1958 ; Tria opuscula, ed. H. Boese, В., 1960 ; Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. v. Cousin, Hildesheim, 1961 ; Elements of theology, transl., introd., comm. by E. R. Dodds, Oxf. , 19632; Theologie platonlcienne, livres 1-3, texte et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968 - 78.

Rosan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y. , 1949 ; eutler R., Proklos der Neuplatoniker, в кн. : RE , Hlbbd 45 1957 , col. 186-247; Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965 ; Trouillard J., L"un et l"ame selon Proclos, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПРОКЛ

(род . 410, Константинополь – ум. 485, Афины)

древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором достиг своего последнего расцвета. Прокл дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его требует углубления в первоединое. Осн. произв. Прокла – «Теологическое учение об элементах» – сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается платоновских Академий.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРОКЛ

(Προκλῇς) (410–485)– представитель афинской школы неоплатонизма, ближайший ученик Сириана и его преемник по руководству Академией платоновской. В огромном лит. наследстве П. (неск. тысяч страниц), до сих пор монографически не исследованном, многие сочинения являются философско-теоретическими. Прежде всего сюда относятся "Элементы теологии..." (греч. , англ. пер., коммент., "The elements of theology...", Oxf., 1965), состоящие из 211 тезисов, содержащих в себе всю систему неоплатонизма, т.е. рассмотрение проблем "единого", "ума", "души" и "космоса". Сюда же относится соч. "О богословии Платона" ("Procli Successoris Platonici in Piatonis Theologiam libri sex", Hamb., 1618; Fr./M., 1960), огромное , заключающее в себе учение о методах использования Платона для философии, подробное учение об "едином", о богах мыслимых (интеллигибельных), мыслящих (интеллектуальных) и мыслимо-мыслящих (интеллигибельно-интеллектуальных). Остальные три филос.-теоретических трактата П. сохранились только в лат. переводе 13 в. Вильема из Мёрбеке: "О десяти сомнениях касательно промысла", "О промысле, судьбе и о том, что в нас", "Об ипостасях зла" ("Prodi Diadochi tria opuscula", Berolini, 1960). Дошли до нас комментарии П. к платоновским диалогам "Тимею" ("Procli Diadochi in Piatonis Timaeum commentaria, v. 1–3, Lipsiae, 1903–1906), "Пармениду" ("Procli Diadochi in Piatonis Parmenidem commentaria, Lipsiae, 1840, нов. изд. 1961) и др., содержащие систематич. изложение всех центральных вопросов неоплатонизма и массу историко-философского материала. Все эти комментарии П. являются лучшим образцом применения того метода толкования Платона, которое ввел Ямвлих. П. написал также ряд сочинений философско-научного и мистического характера.

Филос. концепции П. основаны на триадич. методе. Триадич. расчленение предмета господствует у П. повсюду – во всех отделах философии, мифологии, мантики и т.д. Триадич. сводится к утверждению трех моментов: 1) пребывание в себе (), неделимое единство, наличие (ὕπαρξις), отец, отчее начало, ; 2) выступление () из себя, или за свои пределы, причинение или на иное в виде причины, переход их единства во , начало делимости, мать, материнское начало, ; 3) возвращение из инобытия обратно в себя (ἐπιστροφή), возведение расторгнутого множества опять в неделимое единство, расчлененное единство, или единораздельная (т.е. структурная) . Универсальная Плотина – "единое", "ум" и "душа" – остается в полной мере и у П., но только каждый из ее членов обработан у него уже при помощи этой триадич. схемы.

От первого момента триады абсолютно непознаваемого "единого" П. отделял другое "единое", к-рое уже содержит в себе нек-рую множественность, но эта едино-множественность еще не содержит никаких качеств и есть только энергия самого различения и членения, и потому она предшествует "уму", поскольку этот последний есть не только расчлененность, но и то, что расчленяется. Указанная едино-множественность образует у П. совершенно специфич. ступень эманации "единого", существующую между абсолютным "единым" и "умом"; и эту ступень П. называл числом, или областью чисел, или "надбытийными единицами". Т.о., "надбытийных чисел" впервые введено в неоплатонизм в качестве самостоятельной эманационной ступени именно П., хотя в принципиальной форме соответствующее учение о числах дано Платоном и Плотином.

П. дал триадич. членение и второго момента триады, т.е. "ума": 1) "ум" как пребывание в себе, к-рый характеризуется как " " (νοητός – мыслимый), т.е. как то, что в "уме" является предметом для него самого, терминологически у П. это есть "бытие", или ; 2) "ум" как выхождение из себя, как "интеллектуальный" (νοηρός – мыслящий), как "умом" самого себя, – "ум" в собственном смысле слова, или ; 3) "ум" как возвращение к самому себе, как бытия и мышления, объекта и субъекта; "ум" как " " или "вечность", "жизнь – в себе" (αὐτοζῷον) – "интеллигибельно-интеллек-туальный" .

Триада П. резко отличается от новоевроп. триадич. . Новая триада отражает прогрессирующий ход мыслей (так что в ней богаче и тезиса, и антитезиса), триада П. имеет регрессивное , поскольку синтеза он помещает между первым и вторым моментом, так что наиболее полным и богатым "умом" является "ум интеллигибельный", менее богатым – "ум интеллигибельно-интеллек-туальный", а еще менее богатым "ум интеллектуальный". Здесь, т.о., мы имеем дело с эманацией, к-рая, чем дальше, тем больше ослабевает.

В связи с триадич. учением об "уме" стоит и мифологии П. Здесь П. устанавливал три триады. Последняя триада, ввиду триадич. деления двух первых ее членов, превращается в седмирицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих ее моментов, так что в последней триаде – 49 богов-умов. На основе того же триадич. учения интерпретирует П. и "души", включающий в себя божеств., демонич. и человеч. "души".

Историч. значение П. определяется не столько интерпретацией мифологии, сколько тонким логич. анализом, непосредственно не связанным ни с какой мифологией, ни с какой метафизикой и представляющим огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела диалектика космоса П. Крупнейшими последователями П. явились на Западе Николай Кузанский, на Востоке – И. Петрици.

Философия П., сочетавшая магию, чудотворение, мантику, теургию с систематич. духом, аналитич. проницательностью, виртуозностью детальнейших выкладок, доходящих до своеобразного пафоса и экстаза рассудочности, отражала катастрофу всей рабовладельческой античности и полную безвыходность для реальной ориентации в жизни.

Соч.: Procli philosophi platonici opera, ed. V. Cousin, Parisiis, 1864.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Berger Α., Proclus. Exposition de sa doctrine, P., 1840; Kirchner H., De Procli neoplatonica metaphysica, В., 1846; Lindsay J., Le système de Proclus, "Rev. de Metaphysique et de Morale", 1921; Rоsan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949; Trouillard J., La monadologie de Proclus, "Rev. philosophique de Louvain", 1959, v. 57, No 55; Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd. 1, Fr./M., 1964, S. 346–48.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПРОКЛ

ПРОКЛ (Πρόκλος) Диадох (8 февраля 412, Константинополь - 17 апреля 485, Афины) - греческий философ-неоплатоник. О жизни его известно из биографии, написанной его учеником Маринам (“Прокл, или О счастье”), а также из фрагментов “Жизни Исидора” Дамаския. Учился у грамматиста в родном городе его родителей, Ксанфе Ликийском, риторике и римскому праву - в Александрии, но после путешествия в Константинополь решил посвятить себя философии. Вернувшись в Александрию, Прокл занимается философией Аристотеля и математикой, а затем в конце 430 или в начале 431, в возрасте 19 лет, отправляется в Афины. Здесь он обращается к Сириану, преподававшему платоновскую философию, который сводит его с Плутархом, официальным главой Академии, Прокл читает с Плутархом “О душе” Аристотеля и “Федона” Платона. После смерти Плутарха под руководством Сириана читает Аристотеля, Платона и намеревается прослушать курс по “Халдейским оракулам”. Однако в 437 Сириан умирает, и Прокл замещает его в качестве главы платоновской Академии. Как наследник Плутарха и Сириана, оставивших приличное , Прокл и руководимая им школа были материально независимы. Будучи практикующим язычником (по свидетельству Марина, Прокл говорил, чтофилософ должен быть “иереем целого мира”, - см.: Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 485), Прокл проявлял лояльность по отношению к городским властям, в т. ч. к христианам. Однако однажды из-за угрозы преследования со стороны христиан ему пришлось покинуть Афины и провести год в Лидии. Ок. 482 практически перестает писать и преподавать. Через три года он умирает, оставив своим преемником Марина.

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил введение к философии Аристотеля, комментарии к “Введению” Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (“Категории”, “Герменевтика”, “Аналитики”), ко всем 12 диалогам Платона (см. Афинская школа), входившим в принятый, начиная с Ямвлиха, школьный куре платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комментарии к “Алкивиаду”, “Кратилу”, “Государству”, “Тимею” и “Пармениду”. Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также “Орфическую теологию”, “Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами” и наставление по аллегорическому толкованию мифов “О мифических символах”. Он составил к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой “Начала физики” и “Начала теологии” (рус. пер.: Первоосновы теологии, 1972). Систематический характер носит “Теология Платона”.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского “Парменида”: сверхсущее Единое, оно же благо и бог ; далее сверхсущие единицы-боги (предложенное Сирианом, принятое и развитое Проклом второй гипотезы “Парменида”, позволяющее поместить на высшей ступени универсума наряду с единым богом множество языческих богов), которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского “Филеба” (23 c-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мысляшие души. Следующая ступень - внутрикосмические боги, универсальные души, демонические “просто души”: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - “частичные души”, одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела.

В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует “природа”, бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук: физика и этика, математика , философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия Прокла - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др.).

Соч. (тексты, переводы и комментарии): In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, t. 1-2. Lpz., 1899-1901; Proclus, Commentaire sur la “République”, trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de A. Ph. Segonds, vol. 1-3. P., 1970; In Platonis Tnnaeum Commentaria, éd. E. Diehl, t. 1-3. Lpz., 1903-1906; Commentaire sur la “Timée”, trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de Ch. Mugler et de A. Ph. Segonds, vol. 1-5. P., 1966-68; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L; G. Westerink. Amst., 1954; Sur le “Premier Alcibiade” de Platon, texte et. et trad. par A. Segonds, vol. l- 2. R, 1985-1986; Proeli Diadochi Lycii, Elementatio physica, rec. A; Ritzenfeld. Lpz., 1912; Tria opuscula, ed. H. Boese. B., 1960; Trois études sur la Providence, texte et. et trad. par D. Isaac, vol. 1-3. P., 1977-1982; Conunentarius in Platonis Pannenidem, hrsg. v. V. Cousin. Hildesheim, 1961; Commentaire sur le “Parménides” de Platon, trad. de Guillaume de Moerbeke, édition critique par C. Steel, vol. 1-2. Leuven, 1983-1985; Commentary on Plato"s “Parménide”, transi, by G. R. Morrow, with introd. and notes by J. M. Dillon. Princeton, 1987; Scholia vetera in Hesiodi “Opera et dies”, ed. A. Pertusi, Mil., 1955; Procli Diadochi, In primum Euclidis “Elementorum” librum commentarii, ed. G, Friedlein. Lpz., 1873 (repr. Hildesheim, 1967]; A Commentary on the first Book of Euclid"s “Elements”, with introd. and notes by R. G. Morrow. Princeton, 1970; Hymnes et Prières, texte grec et trad. de H. D. Saffrey. P., 1994; Anawafi G. C. Un fragment perdu du “Aeternitate mundi” de Proclus.- Mélanges de Philos, grecque offerte à Monseigneur A. Dies. P., 1956, p. 21-25; Procli Diadochi, Hypotyposes astronomicaruni positionum, éd. C. Manitius. Lpz., 1909; Aujac G. Une source de la pensée scientifique de Proclus: Geminos de Rhodes.- “Diotima”, 1976, 4, p. 47-52; WesterinkL.G, Exzerpte aus Proklos" “Enneaden”-kommentar bei Psellus.- “Byzantinische Zeitschrift”, 1959, 52, S. l-10. Рус. пер.: Комментарий к первой книге “Начал” Евклида. Введение, ред. греч. текста, пер. и комм. Ю.А. Шичалина. М., 1994; Элементы физики, пер. С. В. Месяц.- В сб.: Философия природы в античности и средние века, ч. 2. M., 1999, с. 204-232.

Лит.: Rosàn L. J. The philosophy of Proclus. N. Y, 1949; Beienvalfes W. Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965; TrouillardJ. L"un et l"âme selon Proclos. P., 1972; Gersh S. E. Kinesis akinetos. A study of spiritual Motion in the Philosophy of Proclus. Leiden, 1973; Martano G. Procio di Atene. L"ultima voce speculativa del genio ellenico. Napoli, 1974; Proclus et son influence. Actes du Colloque de Neuchâtel , éd. par G. Boss et G. Seel, avec une introd. de F. Brunner. Z., 1987; Proclus, Lecteur et interprète des Anciens, Actes du Colloque international du CNRS , publié par J. Pépin et H. D. Saffrey. P., 1987; On Proclus and his Influence in Medieval Philosophy, ed. by E. P. Bos and P. A. Meier. Leiden, 1992; Scotti Muth N. Procio negli Ultimi quarant"anni. Termi metansici e problemi del pensier antico.- “Studi e testi” 27, Mil., 1993. См. также лит. к ст. “Начала теологии” и *Теояогия Платона”.

Ю. А. Шшалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :
  • Словарь личных имен
  • Прокл - Прокл: последний самобытный голос языческой античности Прокл родился в Константинополе в 410 году, а умер в 485. Из его богатого наследия немало дошло до нас. Укажем на комментарии к платоновским диалогам и, особенно, на Платоническую… … Западная философия от истоков до наших дней

    Слава его опережает Словарь русских синонимов. прокл сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (412 485), древнегреческий философ. Осуществил универсальную диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода; ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в … Современная энциклопедия

    - (412 485) древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРОКЛ, по прозванию Диадох, т.е. «преемник» (410 485) греческий философ неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода; математике у Герона; ученик… … Новейший философский словарь

    - (412 485), древнегреческий философ, с 437 глава платоновской Академии в Афинах. Осуществил универсальную конструктивно диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе,… … Энциклопедический словарь

    Прокл, по прозванию Диадох, т. е. преемник (в управлении афинскойшколой) главный представитель позднейшего неоплатонизма и последнийзначительный философ древнего мира (410 485); происходил из богатогосемейства ликийского города Ксанфы, родился в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Прокл - (Пр оклович, Пр окловна) … Русский орфографический словарь

Прокл (412 - 485 н. Н.э.) родился в Константинополе, учился в Афинах, где и прожил всю свою жизнь. Продолжатель учения Плотина и Ямвлиха, он сознательно выдвинул и обосновал то, что было в зародыше его предшественников - неоплатоников, - идею триадичная развития, которая позже стала неотъемлемым элементом диалектического мышления как триада тезис - антитезис - синтез.

Система Прокла сложная как для восприятия, так и для изложения. В ней много надуманного, но одновременно и немало рациональных моментов, одним из которых является идея диалектического развития.

Исходной основой системы Прокла стала платоновская идея единственного в ее неоплатоновского интерпретации как першоединого и эманации из него всего сущего. Проклом это першоедине все больше обожествляется, ставится выше всякого понятия и бытия, превращается в исходное надбуттеве и сверхразумного першоначала, объявляется Богом вообще. Такое преобразование единого давало возможность ему устранить имеющуюся противоположность идеального и реального, субъекта и объекта, першодии и действия, перейти к свободному логического конструирования введением новых богов как универсальных логических моделей всякого бытия, рассмотрения эманации не просто становления, а диалектический процесс порождения в першоединому, выхода рожденного из него и возврата к нему. Первым актом эманации у Прокла выступило порождение некоторого надбутийного и единичного (геннеады), которое тоже есть Бог, единственный, но такое, что расчленяется на множественное, где постоянно изобилует единственное и множественное. Это тот самый (нус) Плотина и Ямвлиха.

Однако у Прокла ум - это не просто бытие, а бытие как становление, жизнь в мире ума, субъективный ум, с которым связано мышления, без которого ему нечего было бы мыслить. Как таковой он находится в себе, выходит из себя и возвращается в себя. Каждый из них имеет свою триаду с выходом на бутийни сферы, распадаясь на бытие разумное, интеллектуально разумное (жизни) и интеллектуальное (мышления). Все эти проявления ума связываются с богами, из которых освещаются мировые космические души, души богов, демонов, небесных тел, души полубогов - героев, души людей и животных. На этом уровне осуществляется переход от надбутийного мира к бутийного, мира сверхчувственного к чувственному, структурирования космоса в систему единства бытия и жизни - живого космоса, возникает прежде всего как бытие, потом как жизнь, а вместе - единство космического бытия и космической жизни, сфера олимпийских богов.

Природа в этом космосе снижается до вещественности, материи как продукта предельного ослабления божественной энергии. Но материя еще не зло. Оно находится не в материи, а вытекает из произвольного презрения низшего к высшему. Преодолевается зло не с помощью разума, науки. Физика, математика, этика, философия привлекают человека только к внешнему, низшего вида добродетельным. Выше него есть слияния человеческого разума с мировым разумом изнутри, а высшим благочестием - выход за пределы ума до единого. Последнее достигается экстазом, который выше всяких наук и всякого ума. Система Прокла была достроена изящными логическими конструкциями Дамаския.