Меню

А толстой князь серебряный читать краткое содержание. Князь серебряный

Кровельные материалы

Князь Серебряный

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят.

На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреев....

Год написания:

1863

Время прочтения:

Описание произведения:

Произведение Князь серебряный написал Алексей Толстой, и впервые оно было опубликовано в 1863 году. Это исторический роман, который повествует о временах опричнины.

Примечательно, что Алексей Толстой весьма сильно интересовался историческими песнями, которые были сложены о временах Ивана Грозного, и именно этот интерес побудил Толстого создать роман о тех временах, ярко показать тиранию и беспомощность народа.

Читайте ниже краткое содержание романа Князь серебряный.

Краткое содержание романа
Князь серебряный

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провёл пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увёртливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застаёт там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечёт, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянёт свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определённый ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, - но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашённый князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращённый князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощён - до следующей, впрочем, вины и клянётся не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашённого рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своём, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, пленённого Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный даёт ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашённый ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчётом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощёчину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжён Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, - к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Пленённый татарин ведёт их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удаётся смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношёрстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царёва приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побеждённый будет казнён. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застаёт, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашённому к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернётся Иоанново правление. Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не даёт убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведён из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников». Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника. Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омрачённой совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермаково посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб ещё семнадцать лет назад. На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покорённой Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьёт в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несёт за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Вы прочитали краткое содержание романа Князь серебряный. Предлагаем вашему вниманию раздел нашего сайта Краткие содержания , где вы сможете прочитать другие изложения известных авторов.

В произведении Князь Серебряный одним из центральных образов романа является образ царя Ивана. Давайте рассмотрим краткий пересказ главы 8 Князя Серебряного, где описывается пир царского двора, и составим план нашего будущего . После этого вы без проблем сможете рассказать о царском окружении и самом царе Иоанне 4, которого Толстой изображает грозным, мстительным и подозрительным.

Глава 8 начинается описанием расстановки столов, расположенных в огромной палате. Три ряда столов для царя, его сына и приближенных молчаливо ожидали будущих участников пира. И вот все стали собираться. Сначала пришли царедворцы, опричники, которые не начинали пиршества, дожидаясь царских особ. После пришли стольники, после которых затрубили трубы, извещая приближение Грозного.

Серебряный оказался за столом бояр, что не входили в состав опричнины, но были приглашены на пир. Он располагался недалеко от царского стола и смог подробно рассмотреть окружение царя. Среди них был Иоанн Иоаннович — царевич, который по своему коварству даже батюшку превосходил. Борис Годунов — человек, который находится рядом с царем, но при этом не является царским соучастником. Здесь мы знакомимся с царским палачом Малютой, Федором Басмановым, его отцом Алексеем, церковным угодником архимандритом Левкием.

Миниатюра месть Иоанна

Дальше Серебряный заинтересовался высоким человеком, который осушал уже четвертый бокал подряд. Сосед рассказал, что он из бывших дворян и подался в опричники сильно изменившись характером. Был это князь Вяземский, которому Грозный все прощал и которому все сходило с рук. Серебряный еще хотел что-то спросить, но тут ему слуга принес блюдо с царского стола. Князь поблагодарил правителя поклоном. А дальше можно написать миниатюру под названием месть царя. Мстительность и жестокость Ивана Грозного можно было увидеть даже на пиру.

Так, напротив Никиты сидел один из дворян, который разгневал царя и вот к нему подошел Федор Басманов с чашей вина от государя. Тот принял чашу, поклонился, выпил и тут же пал мертвым. Его вынесли со словами, что тот напился и уснул. Никита Серебряный до этого не верил в жестокость царя, а после этого случая убедился в правоте данного утверждения. Серебряный подумал, что и его ожидает такая же участь, но пир продолжался, как ни в чем не бывало. Принесли и князю кубок от царя. Вино князь выпил, но ничего не произошло. Серебряный сделал вывод о том, что государь либо еще не знает об обиде опричнины или же простил его великодушно.

Царское окружение

Четыре часа продолжался пир, а все новые блюда вносили и вносили. Сам царь ел мало. Он шутил, поддерживал разговор. Царевич много пил, ел мало и часто подшучивал над Малютой. Тот же все терпел, но эти неприязненные отношения были заметны и царю. Автор тут же дает подробное описание Малюты, чья жестокость не имела границ, когда дело доходило до казни.

Царевич обзывает Вяземского красной девицей, что влюблен в чужую жену, тот же ответил, что вызвал бы его на площадь сразиться, если бы тот не был царским сыном. За такую дерзость царь не наказал Вяземского, но рассказал сказку о Поповиче, о княгине и Тугарине Змиевиче. Запала сказка в душу князя, загорелись глаза страстью. А тут еще царь предложил ехать Вяземскому к Морозову. Серебряный этого разговора не слышал, а только видел радостное лицо Вяземского.

Вот и пир пришел к концу. Все стали подходить к царю прощаться, как опричник, что не был на пиру, что-то рассказал Малюте. Как оказалось, готовится бунт. Люди, что были призваны проконтролировать выполнение царского указа, были убиты или изувечены московскими людьми. Об этом доложил стременной Хомяк, которого и позвали в зал. На этом и завершается глава 8 Князя Серебряного в сокращении.

План

1. Описание зала. На пир собираются опричники.
2. Грозный на пиру. Его описание.
3. Из разговора Серебряного и соседа по столу узнаем о приближенных царя. Их описание.
4. Царь жалует блюдо Серебряному.
5. Грозный прислал своему подданному вино с ядом.
6. Вино для Серебряного.
7. Пир продолжается.
8. Царевич подшучивает над Малютой и Вяземским.
9. Сказка, рассказанная царем
10. Известие о бунте.

А.К. Толстой: Князь Серебряный, Глава 8 План

А какую оценку поставите вы?


Толстой Князь Серебряный, Глава 31: Почему царь решил обратиться к Божьему суду? Толстой Князь Серебряный, глава 14: Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного

Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года…по нынешнему счислению, 1565 года. - Новое летосчисление в России было введено Петром I с 1700 г. До того в России счет годам велся, по библейской легенде, от сотворения мира. Для перевода древнего летосчисления на новое от так называемого рождества Христова необходимо вычесть 5508. , в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы.

За ним ехала толпа ратников и холопей.

Князь провел целых пять лет в Литве. Его посылал царь Иван Васильевич к королю ЖигимонтуЖигимонт, то есть Сигизмунд II Август (1520-1572), - польский король и великий князь литовский, который вел против России войну (1558-1583), получившую название Ливонской (Ливонией называлась в то время территория Северной Латвии и Южной Эстонии). подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны. Но на этот раз царский выбор вышел неудачен. Правда, Никита Романович упорно отстаивал выгоды своей земли, и, казалось бы, нельзя и желать лучшего посредника, но Серебряный не был рожден для переговоров. Отвергая тонкости посольской науки, он хотел вести дело начистоту и, к крайней досаде сопровождавших его дьяковДьяки - чиновники, исполнявшие обязанности секретарей отдельных учреждений, или, как тогда говорилось, приказов. Был специальный и посольский приказ. В данном случае дьяки были советниками при князе Серебряном. , не позволял им никаких изворотов. Королевские советники, уже готовые на уступки, скоро воспользовались простодушием князя, выведали от него наши слабые стороны и увеличили свои требования. Тогда он не вытерпел: среди полного сеймаСейм - высший сословно-представительный орган в Польше и Литве в XVI в. ударил кулаком по столу и разорвал докончальную грамотуДокончальная грамота - мирный договор. , приготовленную к подписанию. "Вы-де и с королем вашим вьюны да оглядчики! Я с вами говорю по совести, а вы все норовите, как бы меня лукавством обойти! Так-де чинитьЧинить - делать. не повадно!" Этот горячий поступок разрушил в один миг успех прежних переговоров, и не миновать бы Серебряному опалы, если бы, к счастью его, не пришло в тот же день от Москвы повеление не заключать мира, а возобновить войну. С радостью выехал Серебряный из Вильно, сменил бархатную одежду на блестящие бахтерцыБахтерцы - доспехи из металлических пластинок, соединенных кольцами. и давай бить литовцев где только бог посылал. Показал он свою службу в ратном делеСлужба в ратном деле - военная служба. лучше, чем в думномСлужба в думном деле - участие в решении политических вопросов. , и прошла про него великая хвала от русских и литовских людей.

Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка - беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются.

Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода, немного темнее волос, слегка отеняла губы и подбородок.

Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью.

Без лести и кривды раделРадеть - проявлять усердие, заботу, оказывать содействие. Никита Романович к юному Иоанну. Твердо держал он свое крестное целование, и ничто не пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя. Хотя сердце и мысль его давно просились на родину, но, если бы теперь же пришло ему повеление вернуться на Литву, не увидя ни Москвы, ни родных, он без ропота поворотил бы коня и с прежним жаром кинулся бы в новые битвы. Впрочем, не он один так мыслил. Все русские люди любили Иоанна, всею землею. Казалось, с его праведным царствием настал на Руси новый золотой век, и монахи, перечитывая летописи, не находили в них государя, равного Иоанну.

Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то очередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ.

У околицы старый стремянныйСтремянный - конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина. князя с ним поравнялся.

Эхва! - сказал он весело, - вишь как они, батюшка, тетка их подкурятина, справляют Аграфену Купальницу-тоАграфена Купальница - религиозный праздник в честь христианской мученицы Агриппины (Аграфены), отмечавшийся накануне древнеславянского языческого праздника Ивана Купалы, приходившегося на 24 июня. . Уж не поотдохнуть ли нам здесь? Кони-то заморились, да и нам-то, поемши, веселее будет ехать. По сытому брюху, батюшка, сам знаешь, хоть обухом бей!

Да, я чай, уже недалеко до Москвы! - сказал князь, очевидно не желавший остановиться.

Эх, батюшка, ведь ты сегодня уж разов пять спрошал. Сказали тебе добрые люди, что будет отсюда еще поприщПоприще - старинная мера длины, примерно равная версте. за сорок. Вели отдохнуть, князь, право, кони устали!

Ну, добро, - сказал князь, - отдыхайте!

Эй, вы! - закричал Михеич, обращаясь к ратникам, - долой с коней, сымай котлы, раскладывай огонь!

Ратники и холопи были все в приказеБыть в приказе - быть у кого-нибудь под началом. у Михеича; они спешились и стали развязывать вьюки. Сам князь слез с коня и снял служилую бронь. Видя в нем человека роду честного, молодые прервали хороводы, старики сняли шапки, и все стояли, переглядываясь в недоумении, продолжать или нет веселие.

Не чинитесьЧиниться - проявлять неуместную скромность, застенчивость. , добрые люди, - сказал ласково Никита Романович, - кречетКречет - большая хищная птица из породы соколиных с серо-черным оперением. соколам не помеха!

Спасибо, боярин, - отвечал пожилой крестьянин. - Коли милость твоя нами не брезгает, просим покорно, садись на завалину, а мы тебе, коли соизволишь, медку поднесем: уважь, боярин, выпей на здоровье! Дуры! - продолжал он, обращаясь к девкам, - чего испугались? Аль не видите, это боярин с своею челядью, а не какие-нибудь опричники! Вишь ты, боярин, с тех пор как настала на Руси опричнина, так наш брат всего боится; житья нету бедному человеку! И в праздник пей, да не допивай; пой, да оглядывайся. Как раз нагрянут, ни с того ни с другого, словно снег на голову!

Какая опричнина? Что за опричники? - спросил князь.

Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал!

Князь Серебряный вспыхнул:

Царь указал обижать народ? Ах, они окаянные! Да кто они такие? Как вы их, разбойников, не перевяжете!

Перевязать опричников-то! Эх, боярин! видно, ты издалека едешь, что не знаешь опричнины! Попытайся-ка что с ними сделать! ОномнясьОномнясь - недавно, несколько дней назад. наехало их человек десять на двор к Степану Михайлову, вот на тот двор, что на запоре; Степан-то был в поле; они к старухе: давай того, давай другого. Старуха все ставит да кланяется. Вот они: давай, баба, денег! Заплакала старуха, да нечего делать, отперла сундук, вынула из тряпицы два алтынаАлтын - старинная монета, равная трем копейкам. , подает со слезами: берите, только живу оставьте. А они говорят: мало! Да как хватит ее один опричник в висок, так и дух вон! Приходит Степан с поля, видит: лежит его старуха с разбитым виском; он не вытерпел. Давай ругать царских людей: бога вы не боитесь, окаянные! Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки! А они ему, сердечному, петлю на шею, да и повесили на воротах!

Вздрогнул от ярости Никита Романович. Закипело в нем ретивоеРетивое - то есть сердце. .

Как, на царской дороге, под самою Москвой, разбойники грабят и убивают крестьян! Да что же делают ваши сотскиеСотские - старосты, выбиравшиеся из населения, от сотни. да губные старостыГубные старосты (от слова «губа» - «округ») выбирались из местных дворян. ? Как они терпят, чтобы станичники себя царскими людьми называли?

Да, - подтвердил мужик, - мы-де люди царские, опричники; нам-де все вольно, а вы-де земщина! И старшие у них есть; знаки носят: метлу да собачью голову. Должно быть, и вправду царские люди.

Дурень! - вскричал князь, - не смей станичников царскими людьми величать! - «Ума не приложу, - подумал он. - Особые знаки? Опричники? Что это за слово? Кто эти люди? Как приеду на Москву, обо всем доложу царю. Пусть велит мне сыскать их! Не спущу им, как бог свят, не спущу!»

Между тем хоровод шел своим чередом.

Молодой парень представлял жениха, молодая девка - невесту; парень низко кланялся родственникам своей невесты, которых также представляли парни и девки.

Государь мой, тестюшка, - пел жених вместе с хором, - свари мне пива!

Государыня теща, напеки пирогов!

Государь свояк, оседлай мне коня!

Потом, взявшись за руки, девки и парни кружились вокруг жениха и невесты, сперва в одну, потом в другую сторону. Жених выпил пиво, съел пироги, изъездил коня и выгоняет свою родню.

Пошел, тесть, к черту!

Пошла, теща, к черту!

Пошел, свояк, к черту!

При каждом стихе он выталкивал из хоровода то девку, то парня.

Мужики хохотали.

Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.

Спасите! спрячьте! - кричал он, хватаясь за полы мужиков.

Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?

В один миг оба хоровода собрались в кучу; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.

Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни…

Беда, беда! - кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергевну убили насмерть.

В то же время показались всадники, человек с пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.

Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!

Крестьяне бежали куда кто мог.

Батюшка! Боярин! - вопили те, которые были ближе к князю, - не выдавай нас, сирот! Оборони горемычных!

Но князя уже не было между ними.

Где ж боярин? - спросил пожилой мужик, оглядываясь на все стороны. - И след простыл! И людей его не видать! Ускакали, видно, сердечные! Ох, беда неминучая, ох, смерть нам настала!

Детина в красном кафтане остановил коня.

Эй ты, старый хрен! здесь был хоровод, куда девки разбежались?

Мужик кланялся молча.

На березу его! - закричал черный. - Любит молчать, так пусть себе молчит на березе!

Несколько всадников сошли с коней и накинули мужику петлю на шею.

Батюшки, кормильцы! Не губите старика, отпустите, родимые! Не губите старика!

Ага! Развязал язык, старый хрыч! Да поздно, брат, в другой раз не шути! На березу его!

Опричники потащили мужика к березе. В эту минуту из-за избы раздалось несколько выстрелов, человек десять пеших людей бросились с саблями на душегубцев, и в то же время всадники князя Серебряного, вылетев из-за угла деревни, с криком напали на опричников. Княжеских людей было вполовину менее числом, но нападение совершилось так быстро и неожиданно, что они в один миг опрокинули опричников. Князь сам рукоятью сабли сшиб с лошади их предводителя. Не дав ему опомниться, он спрыгнул с коня, придавил ему грудь коленом и стиснул горло.

Кто ты, мошенник? - спросил князь.

А ты кто? - отвечал опричник, хрипя и сверкая глазами.

Князь приставил ему пистольное дуло ко лбу.

Отвечай, окаянный, или застрелю, как собаку!

Я тебе не слуга, разбойник, - отвечал черный, не показывая боязни, - а тебя повесят, чтобы не смел трогать царских людей!

Курок пистоли щелкнул, но кремень осекся, и черный остался жив.

Князь посмотрел вокруг себя. Несколько опричников лежали убитые, других княжеские люди вязали, прочие скрылись.

Скрутите и этого! - сказал боярин, и, глядя на зверское, но бесстрашное лицо его, он не мог удержаться от удивления. «Нечего сказать, молодец! - подумал князь. - Жаль, что разбойник!»

Между тем подошел к князю стремянный его, Михеич.

Смотри, батюшка, - сказал он, показывая пук тонких и крепких веревок с петлями на конце, - вишь, они какие осилыОсил - накидная петля, набрасываемая на шею животному или человеку. возят с собою! Видно, не впервой им душегубствовать, тетка их подкурятина!

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам. Один из них был старик с кудрявою, седою головой и длинною бородой. Товарищ его, черноглазый молодец, казался лет тридцати.

Это что за люди? - спросил князь. - Зачем вы их к седлам прикрутили?

Не мы, боярин, а разбойники прикрутили их к седлам. Мы нашли их за огородами, и стража к ним была приставлена.

Так отвяжите их и пустите на волю!

Освобожденные пленники потягивали онемелые члены, но, не спеша воспользоваться свободою, остались посмотреть, что будет с побежденными.

Слушайте, мошенники, - сказал князь связанным опричникам, - говорите, как вы смели называться царскими слугами? Кто вы таковы?

Что, у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. - Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

Окаянные! - вскричал Серебряный, - коли жизнь вам дорога, отвечайте правду!

Да ты, видно, с неба свалился, - сказал с усмешкой черный детина, - что никогда опричников не видал? И подлинно с неба свалился! Черт его знает, откуда выскочил, провалиться бы тебе сквозь землю.

Упорство разбойников взорвало Никиту Романовича.

Слушай, молодец, - сказал он, - твоя дерзостность мне было пришлась по нраву, я хотел было пощадить тебя. Но если ты сейчас же не скажешь мне, кто ты таков, как бог свят, велю тебя повесить!

Разбойник гордо выпрямился.

Я Матвей Хомяк! - отвечал он, - стремянный Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского; служу верно господину моему и царю в опричниках. Метла, что у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова - что мы грызем врагов царских. Теперь ты ведаешь, кто я; скажи ж и ты, как тебя называть, величать, каким именем помянуть, когда придется тебе шею свернуть?

Князь простил бы опричнику его дерзкие речи. Бесстрашие этого человека в виду смерти ему нравилось. Но Матвей Хомяк клеветал на царя, и этого не мог снести Никита Романович. Он дал знак ратникам. Привыкшие слушаться боярина и сами раздраженные дерзостью разбойников, они накинули им петли на шеи и готовились исполнить над ними казнь, незадолго перед тем угрожавшую бедному мужику. Тут младший из людей, которых князь велел отвязать от седел, подошел к нему:

Дозволь, боярин, слово молвить.

Ты, боярин, сегодня доброе дело сделал, вызволил нас из рук этих собачьих детей, так мы хотим тебе за добро добром заплатить. Ты, видно, давно на Москве не бывал, боярин. А мы так знаем, что там деется. Послушай нас, боярин. Коли жизнь тебе не постыла, не вели вешать этих чертей. Отпусти их, и этого беса, Хомяка, отпусти. Не их жаль, а тебя, боярин. А уж попадутся нам в руки, вот те Христос, сам повешу их. Не миновать им осила, только бы не ты их к черту отправил, а наш брат!

Князь с удивлением посмотрел на незнакомца. Черные глаза его глядели твердо и проницательно; темная борода покрывала всю нижнюю часть лица, крепкие и ровные зубы сверкали ослепительною белизной. Судя по его одежде, можно было принять его за посадскогоПосадский - житель посада, то есть территории вне городской стены, где обычно жил ремесленный, торговый люд. или за какого-нибудь зажиточного крестьянина, но он говорил с такою уверенностью и, казалось, так искренно хотел предостеречь боярина, что князь стал пристальнее вглядываться в черты его. Тогда показалось князю, что на них отпечаток необыкновенного ума и сметливости, а взгляд обнаруживает человека, привыкшего повелевать.

Ты кто, молодец? - спросил Серебряный, - и зачем вступаешься за людей, которые самого тебя прикрутили к седлу?

Да, боярин, кабы не ты, то висеть бы мне вместо их! А все-таки послушай мово слова, отпусти их; жалеть не будешь, как приедешь на Москву. Там, боярин, не то, что прежде, не те времена! Кабы всех их перевешать, я бы не прочь, зачем бы не повесить! А то и без этих довольно их на Руси останется; а тут еще человек десять ихних ускакало; так если этот дьявол, Хомяк, не воротится на Москву, они не на кого другого, а прямо на тебя покажут!

Князя, вероятно, не убедили бы темные речи незнакомца, но гнев его успел простыть. Он рассудил, что скорая расправа с злодеями не много принесет пользы, тогда как, предав их правосудию, он, может быть, откроет всю шайку этих загадочных грабителей. Расспросив подробно, где имеет пребывание ближний губной староста, он приказал старшему ратнику с товарищами проводить туда пленных и объявил, что поедет далее с одним Михеичем.

Власть твоя посылать этих собак к губному старосте, - сказал незнакомец, - только, поверь мне, староста тотчас велит развязать им руки. Лучше бы самому тебе отпустить их на все четыре стороны. Впрочем, на то твоя боярская воля.

Михеич слушал все молча и только почесывал за ухом. Когда незнакомец кончил, старый стремянный подошел к князю и поклонился ему в пояс.

Батюшка боярин, - сказал он, - оно тово, может быть, этот молодец и правду говорит: неравно староста отпустит этих разбойников. А уж коли ты их, по мягкосердечию твоему, от петли помиловал, за что бог и тебя, батюшка, не оставит, то дозволь, до крайности, перед отправкой-то, на всяк случай, влепить им по полсотенке плетей, чтоб вперед-то не душегубствовали, тетка их подкурятина!

И, принимая молчание князя за согласие, он тотчас велел отвесть пленных в сторону, где предложенное им наказание было исполнено точно и скоро, несмотря ни на угрозы, ни на бешенство Хомяка.

Это самое питательное дело!… - сказал Михеич, возвращаясь с довольным видом к князю. - Оно, с одной стороны, и безобидно, а с другой - и памятно для них будет.

Незнакомец, казалось, сам одобрял счастливую мысль Михеича. Он усмехался, поглаживая бороду, но скоро лицо его приняло прежнее суровое выражение.

Боярин, - сказал он, - уж коли ты хочешь ехать с одним только стремянным, то дозволь хоть мне с товарищем к тебе примкнуться; нам дорога одна, а вместе будет веселее; к тому ж, не ровен час, коли придется опять работать руками, так восемь рук больше четырех вымолотят.

У князя не было причин подозревать своих новых товарищей. Он позволил им ехать с собою, и после краткого отдыха все четверо пустились в путь.

Исторический роман «Князь Серебряный» Толстого был написан в 1862 году и опубликован год спустя в литературном журнале «Русский вестник». В основе произведения лежит важный период русской истории – централизация власти московского князя и ее противостояние боярам.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Князь Серебряный» по главам. Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.

Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.

Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.

Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.

Другие персонажи

Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.

Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.

Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.

Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.

Перстень – отважный атаман разбойников.

Коршун – старый разбойничий атаман.

Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.

Мельник – местный знахарь и колдун.

Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

Предисловие

Глава 1. Опричники

Летом 1565 года « молодой боярин князь Никита Романович Серебряный » возвращается в родную деревню Медведевку после пятилетнего пребывания в Литве, где он тщетно пытался « подписать мир на многие лета » с королем Жигимонтом.

Неожиданно на деревню нападают опричники, которых князь принимает за разбойников. Ему удается отбить нападение, и от местных жителей он узнает, что опричники – это « люди царские », которым сам царь разрешил « грабить да обдирать » простой народ.

Глава 2. Новые товарищи

Князь дает распоряжение своим воинам везти пленных опричников к губному старосте, а сам вместе со стременным Михеечем держит путь дальше. В лесу на них нападают уже настоящие разбойники, но князя и его спутника спасают от верной гибели Ванюха Перстень и Коршун – пленники опричников, которых князь отпустил на волю.

Глава 3. Колдовство

Князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника. Ночью к хозяину приходит глава опричников – князь Афанасий Вяземский, который требует у «колдуна» приворотное зелье для своей зазнобушки.

Глава 4. Дружина Андреевич и его жена

Женой боярина Дружины Андреевича Мороза была первая московская красавица – « двадцатилетняя Елена Дмитриевна ». Девушка была вынуждена выйти замуж за старого, но доброго боярина, поскольку опасалась настойчивого в своей страсти князя Вяземского. Сама же Елена любила князя Серебряного, и даже пообещала стать его женой, но тот надолго задержался в Литве.

Глава 5. Встреча

Елена сидит в саду с девушками. Неожиданно за частоколом появляется лихой всадник – князь Серебряный. Заметив « на голове Елены жемчужный кокошник » Никита Романович бледнеет – его возлюбленная замужем.

Глава 6. Прием

Князь Серебряный заходит в покои Морозова. Тот « знал князя еще ребенком, но они давно потеряли друг друга из виду ». Тем временем входит Елена Дмитриевна, но при виде возлюбленного она не в силах совладать с собой, и ее волнение замечает супруг.

Боярин рассказывает гостью о доносах, опричнине и страшных казнях. Узнав, что Серебряный направляется в Александровскую слободу к царю, Морозов отговаривает его от этой поездки, которая сулит молодому князю смерть. Однако Никита Романович отправляется в путь.

Глава 7. Александрова слобода

По дороге в Слободу князь наблюдает картину страшных перемен. На месте церквей и роскошных хором теперь повсюду виселицы и плахи, процветает нищета да разбой, а от опричников честному люду житья совсем нет.

На царском дворе Никита становится жертвой медведя, которого ради потехи натравил на него фаворит Ивана IV – молодой Федор Басманов. От верной смерти спасает князя юный Максим Скуратов, сын Малюты.

Перед встречей с царем Серебряный « приготовился ко всему и мысленно прочитал молитву ».

Глава 8. Пир

Никита Романович ожидает царского гнева за то, что повязал его опричников в родном селе. Однако тот проявляет свою милость к князю, поскольку еще не знает о его бесчинстве.

За столом Иван Грозный рассказывает Вяземскому сказку, тем самым намекая на свое разрешение отобрать силой у Морозова Елену.

Глава 9. Суд

Тем временем царю докладывают о событиях в Медведевке. Узнав о самоуправстве Серебряного, разгневанный Иван IVсобирается немедля казнить его. И только один опричник – Максим Скуратов – заступается за князя. Царь успокаивается и, вспомнив, что Никита всегда проявлял себя как « добрый слуга », отменяет казнь.

Глава 10. Отец и сын

Впечатленный поступком Серебряного, который царских опричников « за душегубство разбил и не заперся перед царем в своем правом деле », Максим Скуратов решает оставить отца и отправиться « куда глаза глядят ».

Глава 11. Ночное шествие

У царя еще жива была его мамка – Онуфревна, которой шел « чуть ли не десятый десяток ». В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Иван Грозный видит перед глазами « картину будущего возмездия » и пугается своей участи. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню.

Глава 12. Клевета

На следующее утро царь стыдится своих ночных страхов, и решает « карать по-прежнему изменников и предавать смерти злодеев своих, хотя были б их тысячи ».

Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты.

Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи

В лесу собирается шайка разбойников, среди которых – Коршун и Перстень. Они принимают в свои ряды мужчину, чью семью вырезали опричники, да молодого неповоротливого силача Митьку, у которого опричники « нявесту взяли ».

Глава 14. Оплеуха

В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. На что Годунов отвечает, что « хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода ».

Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича. Серебряный немедля бросается в погоню. Догнав Малюту, он дает ему оплеуху и вступает в бой. Вскоре ему на подмогу приходят разбойники. Вместе им удается одолеть опричников и спасти от смерти царевича, однако Малюте удается сбежать.

Глава 15. Поцелуйный обряд

В доме Морозовых под благовидным предлогом появляется Вяземский со свитой. Морозов устраивает пир. Он подозревает Елену в измене, но не знает точно, кто его соперник. Чтобы подтвердить свою догадку, Морозов затевает « поцелуйный обряд ». Когда князь поцеловал Елену, « она задрожала как в лихорадке, ноги под ней подкосились ».

Глава 16. Похищение

По окончанию пира Морозов упрекает Елену в измене и напоминает « о наказании за прелюбодейство ». Неожиданно в опочивальню врывается Вяземский с верными опричниками и похищает Елену, а после поджигает все « крыши людских служб ». Однако Серебряный успевает сильно ранить Вяземского, но сам оказывается в плену у его опричников.

Глава 17. Заговор на кровь

Вяземский без устали скачет всю ночь, чтобы успеть « перевезть Елену в свою рязанскую вотчину ». От нанесенных ран он теряет сознание и падает на землю, а перепуганную Елену конь относит к мельнику.

Тот быстро « смекнул, в чем дело »: узнав коня Вяземского, он понял, кем является и девушка. Он едва успевает спрятать Елену, как возле его дома появляются всадники с раненным Вяземским. Мельнику удается остановить кровь из страшных ран князя, и направить незваных гостей на постоялый двор.

Глава 18. Старый знакомый

На следующее утро у мельника появляется Михеич и просит у него совета – как освободить Серебряного, постоявшего за правду. Мельник показывает ему дорогу к разбойничьему логову, и намекает на некую жар-птицу, за которую « выручку пополам » нужно будет разделить.

Глава 19. Русский человек добро помнит

Отыскав пристанище разбойников, Михеич просит о помощи Перстня и Коршуна. К ним присоединяется и Митька, и вместе они отправляются в Слободу – вызволять Серебряного из темницы.

Глава 20. Веселые люди

Во время соколиной охоты царь натыкается на слепых сказочников, которым удается развеселить царя. Он приказывает им отправляться в царские палаты и ждать его возвращения, а сам продолжает охоту.

Глава 21. Сказка

При встрече с царем Онуфревна говорит, что присланные им сказочники весьма подозрительны. Ей кажется, « что они недоброе затеяли », и царю следует быть с ними очень осторожным.

Слушая сказки слепцов, Иван Грозный притворяется спящим. Коршун решается воспользоваться этим и забрать тюремные ключи, лежавшие возле царя.

В этот момент царь открывает глаза и зовет стражу. Опричники хватают Коршуна, но Перстню удается сбежать. Он спешит к тюрьме и силой увозит князя.

Глава 22. Монастырь

Максим Скуратов, покинув отчий дом, приезжает в монастырь. Он исповедуется, и просит у Господа прощения за свою нелюбовь к царю и непочтение к родному отцу.

Глава 23. Дорога

Недолго погостив в монастыре у доброго игумена, Максим пускается в путь. Дорога его лежит через лес, где вскоре на него нападают разбойники.

Глава 24. Бунт станичников

Разбойники, узнав о том, что их любимец Коршун оказался в царской неволе, поднимают бунт. Они требуют, чтобы Перстень передал свое атаманство князю Серебряному, и тот повел их в Слободу для разбоя.

Увидев связанного Максима, князь убеждает разбойников отпустить юношу, поскольку он « такой же враг опричнине », как и все они. Вместо похода на Слободу он убеждает станичников идти на татар – уничтожать « басурманское племя ».

Глава 25. Приготовление к битве

Перстень делится с Серебряным своим хитрым планом, как перерезать татар. Зная находчивость разбойничьего вожака, князь « дал ему действовать по его мысли ».

Глава 26. Побратимство

Максим благодарит князя Никиту за спасение и признается ему в искренней симпатии к нему. Перед боем с татарами он просит князя побрататься « по древнему христианскому обычаю », и побратимы обмениваются нательными крестами.

Благодаря хитрой выдумке Перстня разбойникам поначалу удается уложить немало татар, но силы слишком неравны. Лишь благодаря вовремя подошедшему на помощь войску Федора Басманова удается победить врага. На поле брани погибает Максим.

Глава 27. Басманов

В честь победы над татарами Басманов устраивает пир. Сам же он представляет собой « странную смесь лукавства, надменности, неизнеженного разврата и беспечной удали ». Он удивляется, узнав, что Серебряный решает вернуться к царю и отдать себя в его милость.

Глава 28. Расставание

С Серебряным отправляется в Слободу и часть разбойников, остальные же, во главе с Перстнем и Митькой, решают примкнуть к Ермаку.

Глава 29. Очная ставка

« С неделю после поражения татар » царь принимает Басманова, который хочет присвоить только себе все лавры победителя. Желая оклеветать царского любимца – князя Вяземского, Басманов обвиняет того в колдовстве.

К царю приходит Морозов и просит вызвать Вяземского, и тот соглашается на очную ставку. Иван Грозный решает – пусть противники судятся « судятся судом божиим » и бьются на Слободе при свидетелях. Тот, кто проиграет, будет казнен.

Глава 30. Заговор на железо

Опасаясь, что победа будет за сильным и крепким еще Морозовым, Вяземский едет к мельнику, чтобы сделать « чрез колдовство удары свои неотразимыми ».

Подъезжая к мельнице, он, никем не замеченный, застает Басманова. Тот просит у мельника травы, чтобы войти « опять в царскую милость ».

Заговорив саблю, по просьбе Вяземского мельник начинает ворожить и видит картины страшных казней.

Глава 31. Божий суд

В день поединка на площади встречаются два противника – Вяземский и Морозов. Ослабленный недавними ранами, Вяземский падает с коня, и просит заменить его другим воином. Это против правил, но Иван Грозный разрешает ему выставить вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается от битвы с наймитом. Из толпы выходит Митька, чтобы « за правду постоять ». Он отказывается биться на саблях и оглоблей убивает Хомяка.

Глава 32. Ладанка Вяземского

Царь обвиняет Вяземского в колдовстве против себя. Он приказывает бросить бывшего любимца в темницу и привести для дачи показаний мельника.

Глава 33. Ладанка Басманова

На страшном допросе Вяземский не произносит ни слова « из гордости, из презрения или потому, что жизнь ему опротивела ». Басманов рад, что его главный соперник оказался в опале. Он еще не знает, что пойманный мельник под пытками рассказал о желании Басманова « государское здоровье испортить ».

Глава 34. Шутовской кафтан

Морозов получает приглашение прибыть к царскому столу, где Иван Грозный предлагает ему сесть ниже Годунова. Морозов с гневом отказывается. Присутствующие ожидают, « как проявится царский гнев ».

Царь приказывает надеть на Морозова шутовской кафтан и тем самым принародно унизить его. На законных права шута высказывает ему в лицо все, что думает о нем и методах его правления.

Иван Грозный приказывает бросить Морозова в темницу и « не пытать, чтобы не издох до времени ».

Глава 35. Казнь

В день общей казни « на большой торговой площади, внутри Китай-города » собирается народ, строятся страшные пыточные орудия. Царь представляет на обозрение публике Морозова, Вяземского, Басманова, мельника, Коршуна – страшных преступников, « которые хотели предать врагам государство ». Всех осужденных пытают и казнят.

Глава 36. Возвращение в Слободу

Ужаснув Москву жестокими казнями, « царь захотел явиться милостивым и великодушным » и выпустил на волю всех осужденных.

Тем временем у Годунова появляется Серебряный – « опальник государев, осужденный на смерть ». Ему не остается ничего другого, как объявить царю о возвращении опального князя.

Глава 37. Прощение

Никита Романович поясняет царю, что был уведен из тюрьмы мимо воли. Также он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые теперь хотят служить царю, но только не в рядах опричников.

Серебряный, невзирая на заманчивое предложение царя, также отказывается служить ему среди опричников. Тогда Иван Грозный назначает его воеводой сторожевого полка, в который определены все его разбойники.

Глава 38. Выезд из Слободы

Верный Михеич рассказывает князю, как на мельнице нашел Елену Дмитриевну. Девушка отказалась ехать на вотчину Морозова, и Михеич по ее просьбе « оставил на руках у игуменьи » женского монастыря.

Узнав об этом, Серебряный просит слугу скакать во весь опор в монастырь и умолять Елену не совершать пострига до встречи с ним.

Глава 39. Последнее свидание

Князь уже предвкушает счастливую жизнь рядом с любимой, но вернувшийся Михеич сообщает, что нет более Елены Дмитриевны, а « есть только сестра Евдокия » – Елена успела постричься в монахини.

В глубокой печали князь отправляется в монастырь, чтобы проститься с Еленой. Его единственным утешением становится « сознание, что он в жизни исполнил долг свой », и не совершил ни одной подлости.

Глава 40. Посольство Ермака

По прошествии многих лет Иван Грозный по-прежнему продолжает казнить « самых лучших, самых знаменитых граждан ». Однако власть его ослабевает: на границах царь все чаще терпит поражения, и только на востоке его владения расширяются благодаря стараниям Ермака и Ивана Кольца, бывшего разбойничьего атамана по прозвищу Перстень.

Годунов, ставший « шурином царевича Федора », с каждым годом набирает силу при дворе. Но невиданная царская милость не придала Годунову « ни надменности, ни высокомерия ».

Князь Серебряный семнадцать лет тому назад был « убит татарами, и вся его дружина вместе с ним полегла ».

Заключение

В произведении Алексея Толстого удивительно точно и ярко показана психология русского человека в период Средневековья. Писатель уверен, что никакой уклад или закон не создадут справедливое общество, если люди не будут готовы чем-то жертвовать ради этой справедливости.

После ознакомления с кратким пересказом «Князь Серебряный» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 445.