Меню

Кто был первым западным исследователем достигшим китая. История китая

Кровельные материалы

Цивилизация - одна из старейших в мире, письменные источники покрывают периоды в тысячи лет. Традиционно в истории Китая выделяют три периода: доимперский (до 221 г. до н. э.), имперский и новый (с 1911 г.).

Доисторический период

Загадка пекинского человека

В первой половине XX в. неподалеку от Пекина были найдены ископаемые останки древнего человека, близкого к питекантропу. Его назвали «синантропом» (Sinanthropus pekinensis - пекинский китайский человек). Возраст «пекинского человека» датируется 770 тыс. лет. Находка плохо вяжется с общепринятой в антропологии моноцентрической теорией происхождения человека, согласно которой, возникновение человека происходило в единственном ареале (обычно колыбелью человека рассматривается Африка) и все люди на Земле расселились из этого единого центра.

Китайские антропологи отстаивают независимое происхождение азиатской (монголоидной) расы, считая синантропов предками китайцев. Несмотря на многочисленные споры и скептицизм (который подогревается исчезновением находок в годы Второй мировой войны), место обнаружения синантропа - Чжоукоудянь был объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

Из вымерших гоминид, живших до синантропа на территории Китая называют юаньмоуского человека (1,7 млн лет назад) и ланьтяньского человека (800 тыс. лет назад).

Культуры каменного века

Древнейшие археологические культуры, считающиеся предками этнических китайцев (хань), известны под собирательными названием Мацзяяо, Яншао и Цюйцзялин, относятся к среднему неолиту (V-II тыс. до н. э.). Наиболее развитыми ремеслами были производство орудий из камня и кости и гончарное ремесло. Главной сельскохозяйственной культурой была чумиза. Основными домашними животными были собаки и свиньи.

Позже, на протяжении первой половины II тысячелетия до н. э. на базе культуры Яншао под воздействием мигрантов сложилась более развитая культура Луньшань. Эти древние китайцы уже знали гончарный круг, получили новые виды зерновых культур (пшеница, ячмень) и скота (козы, овцы, коровы).

Доимперские государства Китая

Три властителя и пять императоров

Китайская мифология связывает древнюю историю Китая с тремя властителями и пятью императорами, причем их поименные списки, в отличие от числа, могут различаться.

Первые властители по сути являются мифологическими культурными героями, создающими базис китайской культуры. Властителю Фу-си приписывают разработку системы И-Цзин (Книги или Канона Перемен), властитель Шэнь-нун - создатель земледения (в частности изобретатель плуга), календаря и медицины. Хуан-ди (Желтый Император) - родоначальник китайского народа и создатель даосизма.

В качестве пяти императоров могут называться Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь.

Шан-Инь

В конце XIV в. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ сложилась династия Шан, которую часто считают первым государственным образованием на территории Китая. Вне зависимости от приоритетности, Шан-Инь - первое государство, добившееся значительного влияния и контроля над многими соседними народами за счет организации: у них было профессиональное войско с бронзовым оружием и боевыми колесницами.

Чжоу

К востоку от государства Шан жили народы Чжоу. В ходе ряда военных компаний и дипломатических действий Чжоу оказались в подчиненном положении. Но в XI в. до н. э. чжоуский правитель У завоевал государство Шан.

Эпоха Чжоу длилась с XI по III в. до н. э. В это время из наследственных наделов образовывались самостоятельные государственные образования, постоянно соперничавшие друг с другом, но именно Чжоу стал тем котлом, в котором сформировался китайский этнос. Последний исторический период эпохи Чжоу, пришедшийся уже на железный век, именуют «Периодом Сражающихся царств». Тогда существовало семь царств: Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу.

Китайская империя

В Период Сражающихся Царств постепенно верх стало брать самое западное царство - Цинь. К 221 г. до н. э. легендарный Цинь Шихуан объединил под своей властью все царства, создав единый Китай и основав первую императорскую династию Цинь.

Цинь Шихуан-ди проводит реформы, общий смысл которых ясен из лозунга «все колесницы со стандартной колеей, все слова со стандартным написанием». Создается единая сеть дорог империи, вводится единое иероглифическое написание, единая система мер и весов, денежная система. Единой столицей империи становится Сяньян (неподалеку от современного Сианя).

Все пограничные оборонительные стены между покоренными царствами снесены, только северные участки, отделяющие Китай от северных кочевников, были усилены и объединены в единую Великую китайскую стену.

Практически сразу после смерти Цинь Шихуана империя Цинь прекратило свое существование. В начавшееся смутное время, в период глубокого социально-экономического кризиса Китай переживал многочисленные войны циньских военачальников с войсками бывших независимых царств.

Вторую китайскую империю возглавил выходец из царства Чу - Лю Бан. Основанная им империя получила название Хань. В период Хань официальной идеологией Китая становится конфуцианство, а территория империи значительно расширяется. С 65 г. до н. э. По Шелковому пути из Индии в Китай проникает буддизм.

Последний император династии Хань был низложен в 220 г. и в Китае начался период троецарствия: сразу три правителя претендовали на императорский титул и государство разделилось на три части. В 280 г. Китай был снова объединен под властью военачальника Сыма Янь, основавшего династию Цзинь.

Период Цзинь (265-420 гг.) ознаменован многочисленными вторжениями гуннов и иных северных степных народов. В Северном Китае возникли так называемые «шестнадцать варварских государств», основанные представителями не-китайцев.

Период между 420 и 589 гг. называется периодом Южных и Северных Династий. Китай разделен надвое.

К концу VI в. потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами. В то же время этнические китайцы активно переселяются в южные регионы, перенеся центр китайской культуры на юг.

В 581 г. севернокитайский полководец Чжоу Ян Цзянь объединяет под своей властью весь Северный Китай, провозглашает новую династию Суй, а затем и вновь объединенный Китай. В 618 г. в результате переворота династия Суй меняется династией Тан. Танская империя приобретает большое могущество, расширяет территорию, восстанавливает Шелковый путь и развивает морскую торговлю. Эпоха Тан традиционно считается пиком могущества Китая, когда он опережал остальные современные ему страны мира в развитии.

Империю Тан потрясали внутренние восстания и бедствия и внешние военные поражения, постепенно централизация власти угасала, военачальники на периферии государства получали все больше и болше могущества. После одного из переворотов начался период Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.).

Восстановила раздробленность Китая династия Сун (960-1279 гг.), столкнувшаяся с вторжением степных народов. Несмотря на вынужденные территориальные уступки, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая: ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шелка, лаков, дерева, слоновой кости и т. д. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка.

Монгольская империя

В начале XIII в. в Китай вторгаются монголы. Великий Чингисхан создает под боком у Китая опаснейшего противника - мощный союз племен, обладающий организованной и боеспособной армией. Покорив народы Южной Сибири, Среднюю Азию, Русь, к 1234 монголы завершили разгром северокитайского чжурчжэньского государства Цзинь.

Полностью завоевать Китай удалось только после европейских походов монголов. Сделал это внук Чингисхана - Хубилай. Хубилай-хан принимает титул императора Юань (1271 г.) и в 1279 г. уничтожает династию Сун, полностью присоединив Китай к Монголии. Хубилай стал первым некитайским (неханьским) императором Китая. Являясь номинально властителем всей огромнейшей Монгольской империи, Хубилай по сути ограничил свои интересы Китаем, фактически остальные монгольские улусы получили значительную самостоятельность.

Хубилай-хан перенес столицу Монгольской империи из Каракорума (нынешний Хархорин в Монголии) в город Ханбалык в Северном Китае (нынешний Пекин). Правление Хубилая характеризовалось централизацией власти, широким использованием традиционных китайских институтов при дискриминации самих этнических китайцев (ханьцев).

Хубилай покровительствовал буддизму и преследовал даосов. Во многом распространение буддийского учения в Восточной Азии - результат правления Хубилая.

О Хубилай-хане европейцы получили представления из описаний итальянского путешественника Марко Поло, служившего некоторое время чиновником у Хубилая и с симпатией относящегося и к императору, и к методам его правления.

Хубилай проводил экспансионистские военные кампании, подчинив Бирму, Корею, часть Вьетнама, но попытка вторжения в Японию окончилась неудачей и особо чувствительным было поражение во Вьетнаме, остановившее продвижение монголов в Юго-Восточную Азию.

Мин

Правление преемников Хубилая время от времени осложнялось кризисами и мятежами, одно из антимонгольских восстаний в 1368 г. вывело бывшего крестьянина и буддистского монаха Чжу Юаньчжана сперва в вожди, а после разрушения восставшими столицы Ханбалыка - в императоры. Была провозглашена империя Мин («Сияющая»). Китай вновь стал независимым государством.

Чжу Юаньчжан проводил реформы, стремясь восстановить экономику страны и упрочить личную власть. После казни первого министра император получил полноту исполнительной власти, опершись на специально созданную тайную полицию, проводящую регулярные «чистки» среди чиновников и населения.

Крупный китайский флот под командованием Чжэн Хэ за период с 1405 по 1433 гг. совершил несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки.

В эпоху Мин в Китай проникают европейцы - португальцы, испанцы, голландцы. В 1557 Португалия арендовала у Китая Макао (Аомынь), основав свою колонию. В Китае появляются христианские миссионеры-иезуиты.

Цин

К концу XVI в. северные соседи Китая - манчжуры - прекращают платить дань и усиливают военное давление на северные границы. Клан Айсин Гёро в 1616 г. основывает династию Цзин («Золотая»), которая после получит имя Цин («Чистая»). 6 июня 1644 манчжуры захватывают китайскую столицу, объявив малолетнего Айсиньгёро Фулиня императором всего Китая. Полное же завоевание Китая завершилось только в 1683 с захватом Тайваня.

Маньчжурская династия в империи Цин правила по 1911 г., проводя политику изоляции Китая от внешнего мира. В середине XVIII в. была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Остров Макао продолжал оставаться под контролем португальцев.

На севере и северо-востоке успешно проводилась экспансия: Джунгарское ханство и Восточный Туркестан были включены в империю Цин. На юго-востоке кампании против Бирмы и Вьетнама окончились поражением цинцев.

Коммерческие интересы европейцев в Китае (шелк, фарфор, чай и др.) и нежелание Китая покупать европейские товары привело к массовому ввозу британцами на территорию Китая опиума. Курение опиума стало подлинным бедствием для Китая и привело к ряду так называемых «опиумных войн» в середине XIX в. и поражению в них империи Цин. Британия получила огромную контрибуцию, остров Гонконг и право торговли в китайских портах.

Свои интересы в Китае имели уже упомянутая Британия, Франция, Германия, Россия и Япония. Различными способами: и военными, и дипломатическими, и шантажом, и подкупом мировые державы добивались от Китая уступок.

Император Цзайтянь попытался провести в Китае радикальные обновленческие реформы, но 21 сентября 1898 г. вдовствующая императрица Цыси отстранила императора от власти и отменила реформы.

В мае 1900 г. в Китае разгорелось Ихэтуаньское восстание (восстание боксеров) против иностранного влияния в империи. Цыси, поддержавшая восставших, объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Пекин был занят отрядом под командованием русского генерала Линевича. По результатам восстания Китай попал в еще бо́льшую зависимость от иностранных государств. Россия, в частности, получила контроль над территориями в Манчжурии и Корее (потеряны в ходе русско-японской войны).

Китайская Республика

В 1911 г. в Китае началось Учанское восстание, вылившееся в Синьхайскую революцию. Маньчжурская династия была свергнута, было провозглашено создание Китайской республики. 12 февраля 1912 г. император Пу И отрекся от престола. К власти пришел генерал Юань Шикай - премьер-министр и главнокомандующий, объявленный президентом Китая.

От Китая отделились Монголия и Тибет.

Вскоре после революции в Китае была основана партия Гоминьдан (Китайская Народная Партия), которая стала вести вооруженную борьбы с одной стороны с милитаристскими группировками на местах, а с другой - с коммунистическими движениями. Чан Кайши, избранный председателем Гоминьдана, предпринял так называемый Северный поход, в результате которого получил контроль почти над всей территорией Китая.

Осенью 1931 г. на территорию Китая напала Япония. В Манчжурии было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое возглавил император маньчжурской империи Цин. 7 июля 1937 г. Япония объявила Китаю войну, китайские историки отсчитывают именно от этой даты начало Второй мировой войны. Японцы имели целью полный захват территории Китая. Китайцам мешали внутренние противоречия между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая (КПК).

Китайская Народная Республика

После поражения Японии во Второй мировой войне в Китае продолжилась гражданская война, в результате которой вооруженные силы КПК под руководством Мао Цзэдуна при поддержке Советского Союза освободили от гоминьдановцев весь материковый Китай к концу 1949 г.

Чан Кайши бежал на остров Тайвань, до сих пор официально именующий себя Китайской Республикой.

КНР проводила ряд реформ во всех областях с разным успехом, постепенно отходя от жесткой плановой социалистической экономики, приоткрывая границы, но сохраняя монополию КПК на управление.

К XXI в. Китай во многом из-за дешевизны рабочей силы превратился во всемирную фабрику, именно сюда были перенесены производства большинства товаров из Европы, США и Японии.

Благодаря положительному торговому балансу, Китай накопил значительные финансовые ресурсы, обладает огромным политическим, экономическим и военным потенциалом.

Эпоха Великих географических открытий - важнейший этап в истории человечества. Это время, когда очертания материков, морей и океанов становятся все точнее, технические приборы совершенствуются, а ведущие страны того времени отправляют мореплавателей на поиски новых богатых земель. На этом уроке вы узнаете о морских экспедициях Васко да Гамы, Христофора Колумба и Фернана Магеллана, а также об открытии ими новых земель.

Предыстория

Среди причин Великих географических открытий можно назвать:

Экономические

После эпохи Крестовых походов у европейцев сложились прочные торговые связи с Востоком. На Востоке европейцы покупали пряности, ткани, драгоценности. В XV в. сухопутные караванные пути, по которым осуществлялась торговля европейцев с восточными странами, были захвачены турками. Появилась задача поиска морского пути в Индию.

Технологические

Были усовершенствованы компас и астролябия (прибор для измерения широты и долготы).

Появились новые виды судов- каравелла, каракка и галеон. Они отличались вместительностью и мощным парусным оснащением.

Были изобретены навигационные карты - портуланы .

Теперь европейцы могли совершать не только традиционные каботажные плавания (т.е. преимущественно вдоль берегов), но и выходить далеко в открытое море.

События

1445 г. - экспедиция, организованная Генрихом Мореплавателем достигла Зеленого Мыса (западная точка Африки). Были открыты остров Мадейра, Канарские острова, часть Азорских островов.

1453 г. - Константинополь захвачен турками.

1471 г. - португальцы впервые достигли экватора.

1488 г. - экспедиция Бартоломеу Диаша достигла самой южной точки Африки - мыса Доброй Надежды.

1492 г. - Христофор Колумб открыл острова Сан-Сальвадор, Гаити, Куба в Карибском море.

1497-1499 гг. - Васко да Гама достиг индийского порта Каликут, обогнув Африку. Впервые был открыт путь на Восток через Индийский океан.

1519 г. - Фернан Магеллан отправляется в экспедицию, в которой открывает Тихий океан. А в 1521 г. достигает Марианских и Филиппинских островов.

Участники

Рис. 2. Астролябия ()

Рис. 3. Каравелла ()

Успехи были достигнуты и в картографии . Европейские картографы стали составлять карты с более точными очертаниями берегов Европы, Азии и Северной Америки. Португальцы изобрели навигационные карты. На них, помимо очертаний берегов, изображались населенные пункты, встречающиеся на пути препятствия, а также месторасположения портов. Эти навигационные карты назывались портуланы .

Первооткрывателями становились испанцы и португальцы . В Португалии родилась идея завоевания Африки. Однако рыцарская конница оказалась беспомощной в песках. Португальский принц Генрих Мореплаватель (рис. 4) решил попробовать морской путь вдоль западного побережья Африки. Организованные им экспедиции открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, Канарские острова. В 1445 году португальцы достигли западной точки Африки - Зеленый мыс . Несколько позже было открыто побережье Гвинейского залива. Там было обнаружено большое количество золота, слоновой кости. Отсюда получилось и название - Золотой берег, Берег Слоновой Кости. Вместе с тем были обнаружены африканские рабы, которыми торговали местные вожди. Португалия стала первой европейской страной, которая стала продавать живой товар.

Рис. 4. Генрих Мореплаватель ()

Уже после смерти Генриха Мореплавателя португальцы в 1471 году достигли экватора. В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша достигла южного конца Африки - Мыса Доброй Надежды . Обогнув Африку, эта экспедиция вышла в Индийский океан. Однако из-за бунта моряков Бартоломеу Диаш был вынужден вернуться обратно. Его путь продолжил Васко да Гама (рис. 5) , который в 1497-1499 гг . обогнул Африку и после 8-месячного плавания прибыл в индийский порт Каликут (рис. 6).

Рис. 5. Васко да Гама ()

Рис. 6. Открытие морского пути в Индию, маршрут Васко да Гамы ()

Одновременно с Португалией, поиск нового морского пути в Индию начала Испания , в которой в это время правили Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский . Христофор Колумб (рис. 7) предложил новый план - достичь Индии, двигаясь на запад, через Атлантический океан. Христофор Колумб разделял мнение о том, что земля имеет шарообразную форму. 3 августа 1492 года Колумб на трех каравеллах «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» отправился из Испании на поиски Индии (рис. 8) . 12 октября 1492 года на каравелле «Пинта» раздался выстрел. Это был сигнал: моряки достигли острова, который они назвали Сан-Сальвадор , что в переводе означает «святой спаситель». Исследовав остров, они отправились на юг и открыли еще два острова: Гаити (тогда Эспаньола) и остров Куба.

Рис. 7. Христофор Колумб ()

Рис. 8. Маршрут Христофора Колумба ()

Первая экспедиция Колумба продлилась 225 дней и открыла Карибское море . В ходе последующих трех экспедиций, Колумб открыл побережье Центральной Америки и северное побережье Южной Америки. Однако испанскую корону не устраивало то количество золота, которое поступало в страну. Вскоре от Колумба отвернулись. Он умер в 1506 году в бедности, уверенный в том, что открыл новый морской путь в Индию. Материк, открытый Колумбом, первоначально называли Вест-Индией (Западная Индия). Лишь позже материку дали название Америка .

Соперничество Испании и Португалии привело к первому в истории разделу мира. В 1494 году был заключен Тордесильясский договор , согласно которому по Атлантическому океану несколько западнее Азорских островов был проведен условный меридиан. Все вновь открытые земли и моря к западу от него должны были принадлежать Испании, а к востоку - Португалии. Однако первое в мире кругосветное путешествие Фернана Магеллана скорректировало этот документ.

Еще в 1513 году испанец Васко де Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел к берегам Тихого океана. Он назвал его тогда Южным морем. Осенью 1519 года на пяти каравеллах с командой в 253 матроса Фернан Магеллан (рис. 9) отправился в свое путешествие (рис. 10) . Его целью было найти путь через Атлантический океан к Молуккским островам (острова пряностей). Через год путешествия команда Магеллана вошла в узкий пролив, который позже был назван Магелланов пролив . Пройдя через него, команде Магеллана удалось выйти в раннее неизвестный океан. Этот океан получил название Тихий .

Рис. 9. Фернан Магеллан ()

Рис. 10. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана ()

В марте 1521 года команда Магеллана достигла Марианских островов, а затем высадилась на Филиппинах, где сам Магеллан погиб в стычке с местными жителями. Его команде удалось достичь Молуккских островов. Спустя три года только один корабль с 17 моряками вернулся домой. Первое кругосветное путешествие Магеллана доказало, что Земля имеет шарообразную форму .

Освоение европейцами Нового Света приняло форму конкисты - завоевания . Вместе с конкистой начинается переселение в Новый Свет колонистов из Европы.

Великие географические открытия изменили картину мира. Во-первых, было доказано, что Земля имеет форму шара. Также был открыт новый материк - Америка, а также новый океан - Тихий. Были уточнены очертания многих континентов, морей и океанов. Великие географические открытия стали первым шагом к созданию мирового рынка. Они сместили торговые пути. Так, торговые города Венеция и Генуя потеряли свое ключевое значение в европейской торговле . Их место заняли океанские порты: Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам, Севилья. Вследствие притока драгоценных металлов в Европу из Нового Света произошла революция цен. Упали цены на драгоценные металлы, и при этом выросли цены на продукты и на сырье для производства.

Великие географические открытия положили начало колониальному переделу мира и господству европейцев в Азии, Африке и Америке. Эксплуатация рабского труда и торговля с колониями позволила европейским торговым кругам обогатиться, что стало одной из предпосылок формирования капитализма. Также колонизация Америки привела к уничтожению древнейших американских культур. Великие географические открытия стали одной из причин пищевой революции в Европе. Были завезены ранее неизвестные культуры: кукуруза, томаты, какао-бобы, картофель и табак.

Список литературы

  1. Бойцов, М.А. Путь Магеллана: Раннее Новое Время. Книга для чтения по истории. - М., 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Верлинден Ч., Матис Г. «Покорители Америки. Колумб, Кортес». Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  4. Ланге П.В. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание. - М.: Прогресс, 1988.
  5. ; Художник
  6. Каким открытием знаменит Фернан Магеллан, и какой материк открыл Христофор Колумб?
  7. Знаете ли вы еще каких-либо известных мореплавателей и территории, ими открытые?

В 1515г. в гавани Тамао у берегов южнокитайской провинции Гуандун близ города Гуанчжоу (Кантон) бросил якорь корабль португальского капитана Жоржа Альвареша. Пришельцы повели себя решительно и, не утруждаясь сомнениями относительно принадлежности данной земли, водрузили здесь столб с португальским гербом, что можно было истолковать как претензии на подчинение этих земель португальской короне. Ж.Альвареш приплыл сюда из порта Малакка, который незадолго до этого, в 1511 г., был захвачен португальцами, став опорным пунктом для дальнейшего закрепления их позиций на Дальнем Востоке. Очевидно, Ж.Альвареш должен был лишь выяснить, какие земли лежат к востоку и северо-востоку от Малакки, и не имел заранее обдуманного намерения идти именно в Китай. Как можно предположить, он не искал контактов с местными властями, поэтому его визит не отмечен в китайских летописях.

Видимо, по таким же причинам не отражено в официальных документах и прибытие годом позже корабля Рафаэля Перестрелло - итальянца на португальской службе. В 1517 г. к Тамао подошла целая флотилия: 5 португальских кораблей и 4 малаккских судна под командованием Фернао д"Андраде. На этот раз португальцы намеревались вступить в официальные отношения с китайскими властями, что, естественно, было зафиксировано китайскими источниками. Китайцы назвали португальцев «фуланьцзи», что является транскрипцией слова «франки», которое употреблялось для обозначения европейцев задолго до описываемого времени. Однако ясного представления о том, откуда они взялись, у китайцев не было. В летописях отмечается, что португальцы обитают где-то близ Малакки, что они захватили этот город, изгнав местного властителя, и что только после прибытия кораблей Ф. д"Андраде о них стало известно в Китае.

Но португальцы не были первыми европейцами, приплывшими к берегам Китая. Связи между дальневосточной, китайской цивилизацией и средиземноморским миром имели к тому моменту более чем полуторатысячелетнюю историю.

Самыми ранними сведениями о появлении в Китае людей из римского мира можно считать сообщение о прибытии к императорскому двору жонглеров из Ликии примерно в 100 г. до н.э. Взаимный поиск непосредственных контактов был предпринят на рубеже I-II вв. В 98 г. н.э. посланец китайского полководца Бань Чао, пришедшего с войском в Среднюю Азию, направился в государство Дацинь - Римскую империю. Но нарочито сбитый с пути парфянами, заинтересованными в посреднической торговле между Западом и Востоком, он дошел лишь до реки Евфрат. В свою очередь, в трудах античных географов Марина Тирского и Птолемея есть записи о купце македонянине Месе Тациане, чьи помощники знали сухопутные дороги в Китай и поддерживали связи с китайцами, приходившими в Среднюю Азию приблизительно в 100-105 гг. В античном мире китайцев называли «серами» (от римского наименования шелковичного кокона). Иначе говоря, китайцы издревле были известны в Средиземноморье как производители и поставщики шелка. Первое упоминание об этом дотоле неизвестном материале появляется в римских записях в 64 г. до н.э. - примерно через 50 лет после того, как был открыт Великий шелковый путь.

В 120 г. при китайском дворе вновь появляются музыканты и циркачи-фокусники из страны Дацинь, прибывшие через Индию, Бирму и Юго-Западный Китай. Этот торговый путь также был известен в древности, но функционировал менее интенсивно, чем Шелковый, из-за труднопроходимых горных цепей. Эти люди, скорее всего, были выходцами с Ближнего Востока, являвшегося тогда частью Римской империи. Название Дацинь первоначально ассоциировалось в Китае именно с этим регионом, поскольку детального представления о составе и размерах Римской империи здесь еще не было. Эти знания пополнились, когда в 166 г. у берегов Китая появился человек, пришедший морем через Вьетнам, имя его не сохранилось. В китайских источниках он именовался первым послом из страны Дацинь. Несомненно, это был римский гражданин, который назвал своего государя Антонином, т.е. Марком Аврелием. Скорее всего, это был купец из восточных римских провинций, принятый в Китае за посла, так как в римских документах нет сведений о снаряжении посольства на Дальний Восток, а «дань», которую он, как полагалось послу, представил китайскому двору, состояла из товаров, закупленных в странах Южных морей, но не привезенных из Рима.

В 226 г., когда Китай был расколот на несколько государств, к властелину юго-восточного царства У прибыл человек из Дацинь, который также был принят как посол, хотя таковым не являлся. Государь У направил с ним в подарок римскому императору 20 карликов. Первая же римская посольская миссия посетила Китай в 284 г. Возглавляли ее некие Гаркалий и Теодор из Византии, а послана она была римским императором Пробом (276-282). Есть косвенные данные, что после раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византию) последняя не раз, хотя и не часто, направляла свои посольства в Китай. Но более точных сведений о них нет ни в византийских, ни в китайских источниках.

В 636 г. из византийской Сирии в Китай приезжает монах-несторианец Рубэн (или Раббан), который был благосклонно встречен при императорском дворе. Вскоре в Китае образуется исповедовавшая несторианскую версию христианства община, просуществовавшая здесь до 845 г. В конце VII - IX в., во времена империи Тан, значительно расширившей свои западные пределы, связи Китая с Восточным Средиземноморьем - Византией, арабским и христианским Ближним Востоком - становятся более интенсивными. Они развиваются как по Великому шелковому пути, так и по морю - от юго-восточных берегов Китая до Персидского залива и Красного моря. Но поскольку это были в основном частноторговые контакты, они не получили подробного описания в официальных источниках. Есть только записи о посещении Китая христианским монахом (имя не сохранилось) в 980 г.

Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи, представлявшей серьезную угрозу для европейских стран. В середине XIII в. папский престол и короли направляют в ставку Великого монгольского хана, владевшего к тому времени северной половиной Китая, ряд миссий: Плано Карпини (1246 г.), Андре Лонжюмо (1249-1251), Виллема Рубрука (1253-1255). Но все они посещали лишь ставку хана - Каракорум в Монголии - и не ходили непосредственно в Китай. Тем не менее в оставленных ими записках есть сведения и о китайцах. В самих же китайских пределах во времена господства здесь монгольских завоевателей побывали в 1269г. венецианские купцы - братья Никколо и Маттео (Маффео) Поло. В 1271-1292 гг. они вновь побывали здесь вместе с сыном Никколо - Марко Поло, ставшим знаменитым благодаря своей книге об этом путешествии. На этот раз они прибыли в Китай как официальные лица - посланцы римского папы и были приняты при дворе Великого хана, переместившемся к тому времени в Пекин (Ханбалык). Марко Поло, выполняя служебные поручения монгольского двора, имел возможность объехать множество китайских городов и весей. Все это он подробно описал в своей «Книге», обогатив европейцев подробными и довольно точными сведениями о Китае.

Вслед за Поло в 1293 г. в Китай прибыл посланец папы францисканский прелат Джованни Монтекорвино, проживший здесь до самой смерти в 1328 г. Его можно считать первым миссионером - распространителем римско-католической веры в Китае. Вместе со своими помощниками и сподвижниками - Пьетро из Лукалонго, Арнольдом из Кёльна и неким хирургом из Ломбардии - он построил христианский храм в Пекине, окрестил около 5 тыс. китайцев, в том числе и самого монгольского хана и одновременно китайского императора У-цзуна. Надо, конечно, учитывать, что при традиционном синкретизме китайцев обращение их в христианство не влекло за собой отказа от других привычных и исконных верований и обрядов. Но активная миссионерская деятельность служила сближению дальневосточной и средиземноморской культур.

В 1307 г. папа назначил Д. Монтекорвино «архиепископом всего Китая» с резиденцией в Пекине, предполагая создать семь или десять епископатов. Для этого папский престол направил в Китай группу своих представителей, но дошли сюда только трое из них. Все они последовательно занимали епископскую кафедру в единственном, помимо Пекина, епископате Цюаньчжоу (крупный портовый город того времени). Известно имя лишь одного из них - Андреа из Перуджи. Усилиями Д.Монтекорвино в Китае в начале XIV в. было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Есть краткое упоминание о том, что Д.Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Италией через венецианских купцов, прибывавших в Китай через Кафу (Феодосию). Это дает возможность предположить, что земляки Марко Поло время от времени продолжали появляться в Китае.

В 20-х годах XIV в. в Китае действовал еще один миссионер-францисканец - Одорико Маттиусси из Порденоне. Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Он ссылается на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов. В 30-х годах в Китае пребывал некий «франк Андрей», который в 1338г. по велению Великого хана возглавил монгольское посольство к папскому двору. В ответ папа направил в Пекин миссию из 32 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил там примерно с 1342 по 1346 г. и засвидетельствовал существование в столице великолепной епископской резиденции и множества церквей.

Впоследствии интенсивность миссионерской деятельности в Китае заметно спадает. Попытки назначить преемника Мариньоли не увенчались успехом. Последняя была предпринята в 1370 г., когда посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV в. архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.

Главной причиной прекращения столь интенсивно развивавшихся связей европейские историки традиционно называют нежелание императоров династии Мин, утвердившейся в Китае в 1368 г., поддерживать контакты с далекими иноземцами. Однако дело здесь, конечно, не в нежелании китайских властей. Падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое падение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем. К тому же во второй половине XIV в. на Ближнем Востоке быстро усиливается турецкая держава, которая становится непосредственной угрозой европейцам. Она перекрывает наиболее освоенный, сухопутный путь из Европы на Дальний Восток. Последним из европейцев, который посетил Китай до появления здесь португальцев, был венецианский купец Никколо Конти, путешествовавший по Востоку по своей инициативе между 1419 и 1444 гг. и добравшийся до Нанкина.

За столетнюю паузу в западных странах вновь образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном прежде всего Индию, а не расположенный восточное Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая, как отмечалось выше, была проявлена китайцами при появлении у их берегов португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые искатели богатств Востока и конкистадоры, пытавшиеся закрепить там свои позиции.

Китайская официальная доктрина поддержания внешних связей предполагала неукоснительное признание всеми иноземцами априорного сюзеренитета императора над всеми прочими народами и государями. Поэтому привезенные Ф.д"Андраде дары - обычное явление в посольских отношениях того времени - интерпретировались в китайских документах и летописях как поднесение дани китайскому двору, а цели посольства трактовались как стремление испросить милостивого признания со стороны высокого престола. Последовало распоряжение: закупить по установленной цене «местные товары», доставленные португальцами, а самих их отправить обратно. Однако целью посольства Ф.д"Андраде было войти в контакт непосредственно с центральным правительством. Поэтому, как отмечено в китайских летописях, «те люди долго оставались [в Китае] и не уходили». Более того, сообщалось, что португальцы «грабили проезжих и даже хватали и поедали малых детей».

Португальцы действительно не спешили покидать берега Китая, подыскивая место для своей торговой фактории. С этой целью Ф.д"Андраде отправил один из своих кораблей на разведку вдоль юго-восточного побережья страны. Он также сумел договориться с властями провинции Гуандун о праве торговли в Тамао и непосредственно в главном морском порту на юге Китая - Гуанчжоу (Кантоне). Уходя, Ф.д"Андраде оставил миссию во главе с Томе Пирешем, на которого была возложена задача во что бы то ни стало попасть к верховному двору. Обстоятельства благоприятствовали этому. Император в то время предпринял путешествие в свои юго-восточные пределы. Путем подкупа Т.Пиреш получил разрешение на прием к монарху. У посла были все шансы добиться цели, но португальцы помешали сами себе.

В 1518 г. к берегам Гуандуна подошли корабли Симао д"Андраде - брата упоминавшегося Фернао. Его люди повели себя здесь как хозяева, не считаясь с местными властями. Как сообщают китайские хроники, пришельцы «стали еще больше грабить торговцев и добрый люд, строить дома и возводить укрепления, намереваясь надолго поселиться здесь». Это, естественно, рассердило китайцев. Императору напомнили, что султан Малакки, выражавший ему верноподданнические чувства, был изгнан португальцами с престола, за что они должны нести ответ перед Китаем. В результате императорским указом португальцам предписывалось возвратить Малакку законному владельцу, и посольство Пиреша было отослано от двора. Судьба посла и сопровождавших его людей не известна: по одним данным, их схватили и казнили в Гуандуне, по другим - посадили в тюрьму.

Конфликт с португальцами почти совпал по времени с обострением борьбы с так называемыми японскими пиратами у берегов Китая. Все это побудило китайские власти вновь ужесточить ограничение частноторговых отношений с заморскими странами. Но местные власти, получавшие прямую выгоду от морской торговли, настаивали на смягчении запрета. К концу 20-х годов XVI в. строгости были ослаблены для всех, кроме португальцев, которые своим поведением резко отличались от всех известных в Китае иноземцев. Тем не менее среди местных властей у них были и защитники. В частности, в конце 20-х годов военный губернатор южных провинций Гуандун и Гуанси Линь Фу подал пространный доклад, где доказывал преимущества легализации торговли с португальцами. Центральный двор согласился с его доводами. Как пишут китайские хроники, «с этого времени португальцам было разрешено заходить в гавань Сяншаньао (Макао) для ведения торговли, и их люди вместе с вьетнамскими купцами беспрерывно ходили к провинции фуцзянь и обратно». В 1535 г. в городок Хаоцзин, недалеко от Макао, было переведено местное Управление торговых кораблей, которое регулировало торговлю с иноземцами. Через два года португальцам удалось получить место для «просушки товаров» в районе Макао, и, воспользовавшись этим, они возвели здесь свои склады.

После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547-1549 гг. португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554г. коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао. В 1557 г. португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.

Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614г.). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по-прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 г. эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 г. был установлен ее размер - 501 лян серебром (1 лян - около 37 г). В начале 80-х годов XVI в. португальцы, опять-таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуан-дунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао. В городе появился градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 г. его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по-прежнему не удавались. Посольство 1552 г. вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 г., также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканско-го. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.

Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».

Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 г. в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи - иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI-XVII вв. прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом. В 1572 г. испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с о. Лусон. Они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев - соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тыс. человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575г. в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Рада, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574г. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.

В 1595-1596 гг. на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили о. Тайвань. Основанная в 1602 г. голландская Ост-Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.

Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 г. испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов. Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI - XVIII в.

История Китая - это история пятитысячелетней цивилизации, одной из самых древних на нашей планете. Она оставила нам безграничное культурное наследие и мудрые принципы жизни.

В течение всей истории Китая сменилась не одна династия правителей. Однако, кто бы ни правил Поднебесной, в основе правления, как правило, лежало почитание древних традиций, Неба и признанных добродетелей, таких как верность отцу и правителю, сыновнее послушание, соблюдение приличия, доброжелательность, честность, стремление к .

Большинство правителей почитали, по меньшей мере, одну из традиционных религий: даосизм, конфуцианство или буддизм. - подарок богов, как считается в традиционных верованиях.

Какие династии были в истории Китая?

Династия Период Основатель
Три правителя и
пять императоров
3500-2070 до н.э.
Ся 2070-1600 до н.э. Да Юй
Шан 1600-1066 до н.э. Цзы Тан
Чжоу 1045-221 до н.э. У-ван
Западная Чжоу (1046-771 до
н.э.)
Восточная Чжоу (770-256 до н.э.)
Период Весны и Осени (770-476 до н.э.)
Период Сражающихся
царств
(475-221 до н.э.)
Цинь 221-206
до н.э.
Ин Чжэн
Хань 206
до н.э.- 220 н.э.
Лю Бан
Западная Хань (206 до н.э.- 23
н.э.)
Восточная Хань (25 – 220 н.э.)
Эпоха Троецарствия 220-280
н.э.
Вэй (220-265) Цао Пи
Шу (221-263) Лю Бэй
У (222-280) Сунь Цюань
Цзинь (265-439) Сыма Янь
Западная Цзинь (265-316)
Восточная Цзинь (317-420)
16 царств (304-439)
Южные и Северные
династии
420-589 Лю Юй
Южные династии (420-589)
Северные династии (386-581)
Суй 581-618 Ян Цзянь
Тан 618-907 Ли Юань
Эпоха пяти династий и
десяти царств
907-979
Сун 960-1279 Чжао Куанинь
Северная Сун (960-1127)
Южная Сун (1127-1279)
Ляо 916-1125 Су Цзу
Западная Ся 1038-1227
Цзинь 1115-1234 Ваньянь Минь
Юань 1279-1368 Хубилай
Мин 1368-1644 Чжу Юаньчжан
Цин 1644-1911 Айсиньгиоро Нурхаци

История Китая: 20 столетие и сегодняшние дни

В последующие годы древняя китайская цивилизация оказалась в состоянии упадка, и китайцы стали искать пути преобразования. Самые радикальные из них, пытаясь спасти и возродить былую мощь своего государства, выбрали коммунистический путь развития.

Коммунистическая партия не без помощи СССР захватила власть в Китае в 1949 году. С тех пор традиционные добродетели Китая подвергаются жестоким нападкам. В частности, во время Великой Культурной революции Мао Цзедуна были разграблены и разрушены сотни храмов и других памятников старины. Люди, верящие в буддизм, даосизм и конфуцианство, подверглись массовым репрессиям. Частная собственность, традиционная культура Китая оказались на грани гибели.

Несмотря на то, что после культурной революции жестокость по отношению к культуре в основном прекратилась, однако китайцы утратили свои исторические моральные ценности, оставленные Конфуцием: человеколюбие, справедливость, правила приличия, верность и разумность. Сегодня в образовательных учреждениях Китая под властью коммунистической партии с детства до взрослых лет люди изучают доктрины коммунизма и государственной религией фактически является атеизм коммунистической партии, а её лидеры «богами».

Вследствие презрения к природе и желанию свергнуть традиционные устои, что проповедует коммунизм, также сильно пострадала экология в этой стране. Известно, что из 50 тыс. рек в 1950 году, сегодня в Китае осталось лишь около 23 тысяч рек (по данным The Economist). При этом лишь половина водных ресурсов городов пригодна к питью. Лишь около 40% используемой воды проходит рециркуляцию (половина от аналогичного показателя в Европе).

Всё это является обратной стороной «экономического чуда Китая», которое сегодня превозносят отечественные и зарубежные СМИ, отмечая высокий экономический рост страны. Однако жертвой этого роста, в первую очередь, является человек, для здоровья которого «экономическое чудо Китая» стало катастрофой.

Самым подробным исследованием о том, как Китай оставил традиции и позаимствовал западные идеи коммунизма, являются изданные «Великой Эпохой » « ». Ни одна из письменных работ не раскрыла так глубоко вопрос о том, что же представляет собой китайская коммунистическая партия, какие её основные черты и какие она совершила преступления за время правления в истории Китая.

Все то время, когда в Древней Греции и Риме, затем в христианской Европе и среди мусульман, а также в Скандинавии люди знакомились с Землей как местом своего обитания и пытались изучить ее, существовал еще один центр географических знаний. Речь идет о Китае. В общем, европейский и китайский миры оставались изолированными, лишь постепенно открывая для себя друг друга. Но известно несколько удивительно схожих представлений и методов изучения, которые, казалось бы, предполагают наличие контактов, пусть не прямых и намеченных лишь пунктиром.

Для тех, кто погружен в изучение истории западного мира, важно иметь в виду, что начиная примерно со II в. до н. э. и вплоть до XV в. у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний (Needham, 1963: 117). Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного удобней шестидесятиричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая.

Китайские философы отличались от древнегреческих в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не персонализировались от природы, поскольку рассматривались как ее часть. Они отрицали божественную силу, предписывающую законы и создавшую Вселенную для человека по предопределенному плану. В Китае не считали, что после смерти жизнь продолжается в райских кущах или на кругах ада; умершие поглощаются всепроникающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды. Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму, но оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания.

Чтобы проиллюстрировать эту особенность, Джозеф Нидхэм приводит следующую притчу:

«Во время своего путешествия на восток Конфуций встретил двух подростков, споривших между собой, и спросил их о причине их спора. Один из них сказал: «Я думаю, что восходящее Солнце ближе к нам, чем полуденное». Другой отвечал: «А я считаю, что восходящее и заходящее Солнце дальше от нас, а полуденное ближе». Первый продолжил: «Восходящее Солнце большое, как верх колесницы, а полуденное – не больше тарелки. А то, что выглядит большим, должно быть ближе к нам, то же, что меньшим,– дальше от нас». Но второй парировал: «Заходящее Солнце холодное, а полуденное – жаркое, а то, что жарче, то должно быть ближе к нам». Конфуций не сумел разрешить их спор. Тогда оба мальчика засмеялись над ним и с презрением сказали: «И почему только люди считают Вас таким ученым?» (Needham, Ling, 1959: 225–226)

Огромная разница в ориентированности культуры древних греков и китайцев станет сразу же ясной, если попытаться представить, что смог бы в этой ситуации ответить спорщикам Сократ. Но это вовсе не означает, что китайцев не интересовало то, что находилось вне привычного для них мира. Работа в области географических познаний, проделанная китайцами, выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями наблюдательного плана и практическими приложениями, чем выработкой теории.

Работы в области географии

В Китае эти работы были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Так, например, велись систематические наблюдения за состоянием погоды с XIII в. до н. э. Содержание самых старых фрагментов географических описаний представляет обзор природных ресурсов и поставляемой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая в V в. до н. э. В них описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из провинций (Needham, Ling, 1955: 500). Во II в. до н. э. китайские инженеры уже делали точные замеры количества илистых наносов, влекомых реками. Во 2 г. н. э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежит производство бумаги, печатание книг, использование дожде- и снегомеров для измерения количества осадков, и компаса для нужд мореходства.

Заметно продвинулись китайцы в понимании природных процессов. Примерно в IV в. до н. э. ими был раскрыт смысл круговорота воды. Почти в то же самое время, когда Платон размышлял о последствиях вырубки леса в Аттике, китайский философ Э-Цзы, живший двумя столетиями позже Конфуция, указывал на то, что лес, однажды вырубленный на горных склонах, уже не сможет там восстановиться, если не будет прекращен выпас крупного и мелкого рогатого скота (Glacken, 1956: 70).

Китайцы многое знали и о разрушительной деятельности водных потоков, стекающих с гор, и об образовании речных пойм. Тогда же, когда Авиценна высказал свои мысли об эрозии (денудации) гор, китайский ученый Чэн-Хао пришел к тому же выводу (1070 г.). Вот что писал он о резко выраженном горном хребте с острыми вершинами и крутыми склонами:

«Рассматривая причины появления этих форм, я думаю, что (в течение столетий) горные потоки, низвергающиеся вниз, смыли весь песок и всю землю, обнажив скальные породы... Если поглядеть вверх, стоя на дне ущелья, то стенка обрыва кажется вертикальной, но когда вы находитесь на одной из вершин, то другие вершины оказываются на одном уровне с той, на которой вы стоите. Это справедливо по отношению ко всем уровням вершин вплоть до самых высоких.

Теперь Великая река (то есть Желтая, Хуанхэ)... (и некоторые другие) грязная и переполненная наносами. На западе провинций Шэньси и Шаньси реки текут в узких ущельях в сотни футов глубиной. Понятно, что ил и мелкий песок год за годом выносились этими реками на восток и таким образом вещества, слагавшие целый континент, могли быть рассеяны. Эти выводы должны быть безусловно верными» (Needham, Ling, 1959: 603–604).

Географические сочинения китайских авторов подразделяются по Нидхэму на восемь групп: (1) труды, посвященные изучению людей, которые мы могли бы отнести к географии человека; (2) описания районов Китая; (3) других стран; (4) рассказы о путешествиях; (5) книги о реках Китая; (6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; (7) краеведческие работы, включающие описание районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; (8) географические энциклопедии. Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий и их изменению (Needham, Ling, 1959: 508).

Китайские географические исследования и открытия

Географические открытия китайских путешественников часто не принимаются во внимание европейскими авторами, занимающимися историей географии. В далекие путешествия за пределы Китая отправлялись либо послы императора, либо миссионеры и купцы.

Самым ранним свидетельством китайских путешествий служит книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н. э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н. э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука; из-за плохой сохранности их переписали в конце III в. до н. э. Они известны под названием «Путешествия императора Му», правление которого приходилось на 1001–945 гг. до н. э. Император Му, говорится в них, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от колес своей колесницы в каждой стране. История его странствий, как и гомеровская «Одиссея», полна удивительных приключений и безусловно приукрашена писавшим, но содержит такие детали, которые вряд ли могли быть плодом фантазии. Император побывал в поросших лесом горах, видел снег, много охотился. На обратном пути он пересек обширную пустыню, настолько безводную, что ему пришлось пить лошадиную кровь. Можно не сомневаться в том, что в очень древние времена китайские путешественники удалялись на значительные расстояния от долины Вэй Хэ – центра развитой культуры (Mirsky, 1964: 3–10). Открытие средиземноморских цивилизаций приписывают географу Чжан Цяню и относят к 128 г. до н. э. (Sykes, 1961: 21; Needham, 1963; Mirsky, 1964: 13–25; Thomson, 1965: 177–178). В его книге описывается путь через внутренние районы Азии до Бухары, который затем вел к Персии и побережью Средиземного моря. По этому пути постоянно шли купеческие караваны, и, по-видимому, торговые связи с западными странами установились задолго до «официального» открытия Запада. Китайцы привозили персики, миндаль, изюм, абрикосы, шелк и, конечно, шелковичных червей, а сами покупали люцерну, пшеницу и виноградную лозу.

Вообще существовало множество китайских путешественников, чьи достижения достойны быть запечатленными в истории географических открытий. И все же среди наиболее известных из них был буддийский монах Сюань-Цзан (Sykes, 1961: 24–30). В VII в. н. э. он нашел в себе силы пересечь на пути в Индию высочайшее, обдуваемое всеми ветрами Тибетское плато и самые высокие в мире горы. После нескольких лет обучения в центрах буддизма он возвратился в Китай с большой коллекцией буддийских реликвий и манускриптов, привезенной им на вьючных животных. Его считают китайским открывателем Индии (Mirsky, 1964). В том же столетии другой буддийский монах И-Цзин достиг Индии морем, сделав сначала восьмимесячную остановку на Суматре в 671 г. Вернувшись в Китай, он привез с собой более 10 000 свитков буддийских текстов на санскрите, которые он намеревался перевести на китайский язык (Sykes, 1961: 30). Несколькими столетиями позже, в 1220 г., еще один китайский путешественник (Чан Чунь) пересек пустыни Центральной Азии, преодолев нескончаемые тяготы и трудности пути, и наконец в Самарканде встретился с вождем монголов Чингизханом. В 1287–1288 гг. христианский монах несторианского толка Раббан Бар Саума совершил паломничество из Китая в Рим. Узнав, что папа умер, а новый еще не избран, он отправился через Геную в Париж и Бордо, чтобы повидать королей Франции и Англии. Представьте себе изумление французов XIII столетия, оказавшихся в роли «открываемых» христианином из Китая. В 1288 г. он возвратился в Рим, и, получив благословение нового папы, пустился в обратный путь, в Пекин. Это случилось всего за несколько десятилетий до путешествия братьев Поло в Китай. В 1296 г. еще один китайский путешественник Чжоу Такуан посетил Камбоджу и в подробностях описал обычаи этой страны.

Исследовали китайцы и моря. Не сохранилось ни одного письменного свидетельства того, что они выходили на просторы Тихого океана, хотя китайские экспедиции побывали в Японии и на Тайване. В XIII в. китайские купцы плавали на своих джонках на Яву и острова Малайского архипелага и даже в Индию. Марко Поло встречал их в Персидском заливе в порту Ормуз. Но основные исследования были проведены китайским флотоводцем Чжэн Хэ между 1405 и 1433 гг. Он возглавлял семь экспедиций, каждая из которых располагала целым флотом судов. Благодаря им были открыты регулярные морские торговые пути между Явой, Суматрой, Малайей, Цейлоном и западным побережьем Индии. Побывал он также в Персидском заливе, Красном море, проплыл вдоль восточного побережья Африки, расположенного южнее экватора; в восточном направлении он плавал до острова Тайвань. На борту судов его последней экспедиции (1431–1433 гг.) в Китай прибыли послы более чем из десяти стран. Не исключено, что один из кораблей был послан им к северному побережью Австралии (Hsieh, 1988).

Картография

Китайцы были искусными изготовителями географических карт. Чжан Хэн, живший во II в. н. э., вероятно, первым в Китае стал использовать градусную сетку, но карты его не сохранились. Есть, однако, ссылки на него, где говорится, что он «набросил сеть [координат] на небеса и Землю и таким образом исчислил их» (Needham, Ling, 1959: 538).

«Отцом китайской картографии» был Бэй Сю, назначенный китайским императором на должность министра общественных работ в 267 г. н. э. Он создал карту части территории Китая на восемнадцати шелковых свитках. Для составления основы карты он произвел съемку местности путем измерения нескольких базовых линий и определения пунктов, удаленных от этих линий, способом перекрестного визирования, то есть так же, как это делали египтяне задолго до него. При вычерчивании на карте рек, береговых линий, горных хребтов и нанесении городов и других объектов в качестве основы он использовал прямоугольную сетку перпендикулярных друг к другу линий, проведенных в направлении юг–север и восток–запад. Этот ли ученый, или Чжан Хэн, или кто-либо еще, живший намного раньше их, заимствовал идею использовать триангуляцию для определения местоположения объектов и сеть пересекающихся линий для картографических изображений у греков, а, может быть, через их посредство у египтян? Это вполне вероятно, хотя точно не установлено. Нет ничего невозможного и в том, что многие из этих методов были измыслены много раньше, чем где бы то ни было, именно в Китае, а затем проникли на запад подобно тому, как это случилось с десятичной системой исчисления.

Два великолепных экземпляра китайских карт были вырезаны на камне в 1137 г.; сведения, помещенные на них, по всей вероятности, получены до 1100 г. (Needham, Ling, 1959: 547–549). Одна из них – «Карта Китая и стран варваров» – включает территорию от Великой Китайской стены, что проходит севернее Пекина, до острова Хайнань на юге, а также горы Центральной Азии на западе. Другая, под названием «Карта путей Ю Великого», показывает примерно ту же территорию, причем изображение крупных рек и побережья от залива Бохайвань до северного берега Шаньдунского полуострова и острова Хайнань выглядит даже более точным. Ни на одной из этих карт не показан остров Тайвань. Обе они, как и другие китайские карты, ориентированы на север.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.