Меню

Масонская архитектура. Символы масонов и их значение, фото

Кровельные материалы

Ученый так говорит об особом феномене петербургской русской культуры: «Выделение петербургской русской культуры в самостоятельное явление имеет под собой основание, обусловленное, в первую очередь, концентрацией здесь во второй половине XVIII, в XIX и в начале XX века интеллектуальных сил страны. Поэтому здесь, в Петербурге, посуществу, сконцентрировались именно все лучшие стороны русской культуры.

Петербург характеризует не просто близость и схожесть с Европой, как это часто трактуют, а именно концентрация особенностей русской культуры. Эта концентрация сделала наш город одним из самых русских среди русских городов. Он самый русский среди русских, и самый европейский среди европейских городов!».

Санкт-Петербург - самый мистический и самый масонский город. Город традиций и консерватизма, которые он поразительным образом соединяет с реформами и революциями. Город возрождения античной культуры, в которой зрели и зреют восстания и заговоры.

Искусство XVIII века пронизано идеями масонства. Зодчий не может не быть масоном. В переводе с греческого языка архитектор - главный строитель. Действительно, из всех художественных профессий это единственная как бы стопроцентно «масонская», ибо призвана воплотить в зримых формах идеи «вольных каменщиков». Их планы постройки символического Храма истины и любви становятся конкретными архитектурными замыслами. Возводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмирной гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта и прочих таинственных источников. На свою деятельность в человеческих пределах эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в космических масштабах - они создавали порядок из хаоса. Но между таким практическим, как его называют, масонством и его современными формами существует как прямая связь, так и кардинальные различия.. Другими словами, архитекторы понимали масонство в прямом смысле - не как отвлеченную нравственную цель, но как каждодневный труд «и для души, и для денег». Красноречивый пример - английский архитектор Кристофер Рен. Он был известным английским зодчим, перестроившим Лондон после Великого пожара 1666 года. Им же возведён собор святого Павла - главнейший протестантский (англиканский) собор в те годы.

Среди русских архитекторов, чьи работы являются частью Санкт-Петербурга, возможно, тоже были последователи масонского учения, которое впоследствии и было отражено в их творениях.

Табл. 1. Масонские символы в архитектуре Санкт-Петербурга второй половины XVII-начала XIX вв

Архитектурное

сооружение

Масонский символ

Возможная расшифровка

1. Казанский собор

Лучезарная дельта на фронтоне

Это масонский символ, так как архитектор собора - А. Воронихин - состоял в масонской ложе «Трех добродетелей», а потом вступил в ложу «Скромность». Значение: ниспослание божественного благодарения на Россию, хранительницу истинной церкви.

2. Академия Художеств

Циркуль с угольником на фризе здания

«Засилье» масонской философии, проникавшей в умы молодых художников, архитекторов, скульпторов, способствовало использованию их символике при оформлении экстерьера здания. Баженов, будущий масон, был воспитан в её стенах двумя создателями проекта этого здания - А.Ф. Кокориновым и Ж.Б. Валлен-Деламотом. Может быть, они тоже были подвержены влиянию масонской символики, поэтому и знаки «вольных каменщиков» до сих пор тянутся по фризу Академии Художеств.

3. Новая Голландия

Форма острова по периметру напоминает Лучезарную дельту

Масонский знак - символ благодати, так как изначально остров был задуман, как место отдыха Петра I от государственных дел.

4. Финская церковь Святой Марии, церковь, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Церковь Святой Екатерины

Чесменская Лучезарная Дельта на фронтоне

Знак является частью общехристианской символики. Трактуется как Всевидящее Око - символ триединства Бога.

5. Церковь Макария Египетского при Горном институте

Лучезарная Дельта на фасаде здания

Масонский символ, так как архитектор А.Воронихин принадлежал к масонам, а также Горный институт являлся оплотом масонства в годы екатерининского правления (изучение горных пород связано с первоначальным смыслом масонской организации - вольные каменщики).

С точки зрения классификации Ч. Пирса масонскую символику надо отнести к условным знакам. Рассмотрев несколько символов, чаще всего встречающихся на фасадах петербургских зданий, можно убедиться в том, что их внешнее содержание не соотносится с идеологической целью: циркуль не похож на человеческую природу, как и треугольник не являет собой Бога.

С точки зрения системы знаков В.Н. Агеева, масонские символы представляют собой образные знаки. Это понятие связано с понятием символа. В науке это слово является полным синонимом слова «знак», но в искусстве, в религии символ понимается как некий образ, представленный знаком, и одновременно, как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства знака.

Масонство - это многогранный пласт символики и представлений о развитии Вселенной, заимствованный у разных народов и цивилизаций. Масонский Петербург стал сосредоточием русского типа масонства, которое в значительной мере повлияло на развитие искусства в России второй половины восемнадцатого века и начала девятнадцатого. «Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности,- это высшая безнравственность» - говорил Д.С. Лихачев. Именно это высказывание ученого, подтверждающее стойкость идей человека, верного каким-либо принципам и нравственно-этическим, позволяет сказать о том, что влияние масонов на петербургскую архитектуру велико. Все здания, на которых были найдены возможные масонские знаки, являются главнейшими достопримечательностями Петербурга.

Рассмотрев несколько архитектурных сооружений города через призму символики «вольных каменщиков», можно убедиться в том, насколько сегодняшние представления людей разительно отличаются от мировоззрения архитекторов той эпохи. Для них (последних) важнейшим из отображений философии масонства было вкрапление ее символов в декор здания так, чтобы лишь самый внимательный глаз смог их заметить. Такая деликатность художников достойна уважения, ведь только избранный (тот, кто является адептом этих идей) сможет разглядеть их через целостность и единство фасада того или иного сооружения.

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.



Фото: Антон Белицкий/РИА Новости

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.

Во множестве исторических документов, которые дошли до наших дней, сохранились свидетельства того, что масонский Орден является своего рода преемником тайной организации тамплиеров, практически полностью уничтоженной в 1312 году французским королем Филиппом IV Красивым.

Кто же они?

Орден масонов, или Свободных Каменщиков, не является публичной организацией с каким-либо религиозным уклоном. Некоторые исследователи полагают, что они тайно влияют на деятельность экономических и политических элит, а значит, негласно управляют нашей планетой. Кроме того, считается, что члены Ордена есть в высших кругах власти всех ведущих стран мира, так как им удается иногда согласовывать и находить общий язык даже по самым неразрешимым вопросам. Также масонов часто отождествляют с крупной финансовой элитой, которая держит в своих руках все сферы инвестиционного банкинга.

Орден, как и многие другие организации, имеет собственную иерархию. Высшей ступенью являются Великие ложи, которые имеют филиалы низшего уровня, а они, в свою очередь, делятся согласно географическим признакам. Что касается роли масонов в управлении планетой, то скептики склонны считать их влияние сильно преувеличенным, а многие утверждения - голословными.

Их цели

Исследователи склоняются к версии, что изначально смысл деятельности масонов заключался в изменении мира в лучшую сторону, т. е. они хотели сделать его более совершенным для того, чтобы каждый из живущих на земле чувствовал себя счастливым. Для достижения этой цели требовалось изменить все общество и каждого человека в отдельности. Но когда во главе масонства в 1870 году стал Адольф Кремьё, политика Ордена кардинально изменилась. Была разработана некая программа, направленная на установление господства членов этого тайного общества над всем миром. Некоторые исследователи уверены, что Первая и Вторая мировые войны были спланированы именно масонами. Но как видно из истории, ни мирным, ни военным путем конечная цель пока не достигнута.

С самого начала члены масонского Ордена пытались понять, как же повлиять на мир, и наконец, пришли к выводу, что насильно изменить общество и заставить каждого человека вести себя по-другому, руководствуясь иными ценностями, сразу невозможно. Для этого придется воздействовать на сознание каждого отдельно взятого индивида, а, по мнению психологов, это может стать возможным лишь в случае постепенного перевоспитания.

Данный способ требует немало времени, так как должно смениться не одно поколение людей, пока необходимые ценности станут нормой общественной жизни. Считается, что члены Ордена придумали наиболее быстрый метод влияния на желания и мысли людей через специально разработанные тайные символы масонов.

Основные знаки и их значение

Сегодня существует большое количество символов, которые ассоциируются с Орденом масонов. В одной статье сделать описание всех просто невозможно. Поэтому рассмотрим лишь главные символы масонов и их значение.

Лучезарная дельта, или Всевидящее око, - один из самых знаменитых знаков Ордена. Большинство экспертов считают, что данный символ не имеет ничего общего с тотальным контролем. Наоборот, он является олицетворением мудрости и истины, которыми овладевает ученик, а также победы добра над злом. Причиной, которая способствовала тому, что Всевидящее око стали воспринимать как символ тотального контроля, стало его размещение на монетах и банкнотах многих стран мира.

Дело в том, что практически с самого начала масонов окружала некая аура таинственности, поэтому многие люди хотели стать членами их Ордена. Некоторые из них были очень богаты, а как известно, ни одна организация не отказывается от хорошего финансирования. Поэтому в ряды масонов стали принимать не только архитекторов и каменщиков, но и тех, кто обладал немалыми денежными средствами и большой властью. Таким образом, в Ордене появились монархи, лорды, дворяне, владельцы банков и крупные предприниматели. Чуть позже они начали размещать символы масонов (фото есть в обзоре) - Всевидящее око и другие - прямо на денежных знаках, зданиях, которые они построили, и на большом количестве других предметов, показывая тем самым свою власть и могущество.

Наугольник и циркуль - знак, который трактуется по-разному в зависимости от ложи. Чаще всего его ассоциируют с небом и землей. Иногда его дополняют буквой G, обозначающей Бога или геометрию (от английского слова Geometry). Взаимное расположение наугольника и циркуля имеет важное значение во всевозможных обрядах и церемониях.

В зависимости от лож, символы масонов могут иметь некоторые отличия друг от друга. Например, вместо буквы G изображают крест и розу. Это значит, что данный символ принадлежит Ордену розенкрейцеров - одной из масонских ветвей, которые в отличие от иллюминатов не стали объектом гонения со стороны общества и церкви.

Книга священного закона - символ, изображающий открытый фолиант с наложенным на нем наугольником и циркулем. Это не обязательно библия, как могут подумать многие, а основное писание тех верований, которые исповедуют члены конкретной ложи. Предположительно он был введен с той целью, чтобы поддерживать хорошие отношения со всеми религиозными конфессиями, которые имеют достаточно большое влияние в мире.

Различные символы масонов и их значение

● Две колонны, называемые Яхин и Боаз, представляют собой пару латунных или медных столбов, которые некогда стояли в городе Иерусалиме, в храме Соломона. Они символизируют созидание и разрушение, или Землю и Космос.

● Ступени, расположенные между колоннами - это испытания и очищение некими стихиями во время получения посвящения в масоны.

● Мозаичный пол с чередующимися в шахматном порядке черными и белыми клетками. Так данный символ обозначает область человеческих чувств, которые уравновешены с поразительной точностью: добро и зло, горе и радость и т. д.

● Три кольца - знак триединства религий - античности, иудаизма и христианства.

● Жемчужины и раковина - это символы саморазвития. Масоны считали, что человек в этом мире - всего лишь песчинка, которая должна самостоятельно превратиться в перл.

● Химеры являются олицетворением несбыточной мечты, к которой необходимо стремиться всем сердцем.

● Ветвь акации символизирует бессмертие.

Крестообразные знаки

Очень важными являлись символы масонов, которые были выполнены в виде крестов. К ним относятся каббалистический, или трилистниковый, равносторонний, римский, или греческий, свастика, или гаммированный (все варианты), шестиконечный, Тау-крест и другие в комбинации с треугольником, пятиконечной или шестиконечной звездами и змеей.

Весьма необычно выглядит знак, принадлежащий Ордену розенкрейцеров. Он представляет собой Тау-крест с пригвожденной к нему змеей. Этот символ означает темную сторону человека, которой суждено умереть в том случае, если дух сможет выполнить свое предназначение. Другой знак Ордена - крест и роза - олицетворяют собой соответственно огонь земных страданий и божественный свет Вселенной, а также мужскую и женскую основы.

Масоны в России

Согласно преданию, первым представителем этой организации на русской земле был царь Петр I Великий, который отправился в Англию с Великим Посольством в 1699 году. Считается, что именно там он принял посвящение от Кристофера Рена, однако ни в одном из документов таких сведений нет. Но тем не менее это похоже на правду, если учесть, что основатель Петербурга был неравнодушен ко всем новомодным западным веяниям, а масонство, как известно, базировалось на гуманистических принципах и просвещении.

Согласно документам, первые представители и символы масонов в России появились в 30-х годах XVIII века. Сначала организации возглавлялись иностранцами, но уже в 1750-м в Санкт-Петербурге работала ложа, которой руководил граф Воронцов. К концу столетия в столице Российского государства существовало уже несколько масонских обществ, состоящих в основном из гвардейских офицеров. В то время были известны ложи «Счастливое согласие», «Молчаливость» и «Постоянство». Нужно отметить, что правительство все время чувствовало некую угрозу, и поэтому старалось тем или иным способом контролировать масонов.

Расцвет российского тайного общества приходится на 1770 годы, когда мастером Великой ложи в Петербурге стал историк, поэт и государственный деятель И. П. Елагин. До него масоны занимались традиционными для таких организаций обрядами, незначительной благотворительностью, проводили время в пустых спорах, а сами собрания часто заканчивались пирами. Елагин же ввел более строгий порядок работы лож, так как являлся к тому времени достаточно опытным франкмасоном, приверженцем шведской системы и страстным поклонником Калиостро. Под его началом действовало 14 лож, в которых состояло около 400 посвященных. Чуть позже он стал владельцем целого острова, где сейчас расположен ЦПКиО им. Кирова.

Тайные знаки в Северной столице

Символы масонов в Санкт-Петербурге можно обнаружить даже просто гуляя по городу. Пожалуй, самым известным зданием с явным знаком тайного общества является Казанский собор. Многим гостям и жителям города сразу же бросается в глаза явное несоответствие внушительных размеров мистического символа, который расположен на фронтоне здания, с православным собором. Над входом расположен знак, известный под названием "Всевидящее око". Его можно обнаружить на всех портиках: на двух оно высечено из пудостского камня, а на одном - золоченое.

Казанский собор строился как раз в период расцвета масонства в России (1801-1811). О связи храма и тайного общества говорит и тот факт, что у его истоков стояли небезызвестный граф Александр Строганов со своим бывшим крепостным Андреем Воронихиным, также разделявшим взгляды масонов. Кстати, при императоре Александре I символ Всевидящее око как элемент оформления был использован при изготовлении орденов и медалей, которыми награждали героев Отечественной войны 1812 года.

Как видим, символы масонов в архитектуре Санкт-Петербурга присутствуют во многих местах. Фронтон Троицкого собора (Александро-Невская лавра) также украшен мистическим знаком с расходящимися во все стороны лучами. Кроме того, Сампсониевская церковь в своем внешнем убранстве тоже имеет знаки тайного общества.

Немало легенд ходит и о Строгановском дворце - поистине роскошном здании, относящемся к русскому барокко. Его автором был знаменитый архитектор Растрелли. Это строение в виде буквы «Г», расположенное на углу Невского проспекта и Мойки, было возведено в 1753 году. После пожара, который практически полностью уничтожил изначальное убранство, его восстановлением занимался строгановский архитектор Андрей Воронихин.

Согласно легенде, символы масонов украшали всю внутреннюю отделку дворца. Даже последовательность расположения парадных залов, а также личных покоев представляли собой ритуальный путь тайных масонских посвящений. Что касается узоров на шпалерах, то они сплошь состояли из эмблем, олицетворяющих духовное восхождение. Считается, что в этом доме масон А. С. Строганов, сын хозяина дворца, проводил множественные заседания своей ложи. Предполагается, что эти мероприятия проходили в Египетском (Физическом) кабинете, из окон которого открывается красивый вид на Казанский собор. Даже в наше время средь настенных росписей Строгановского дворца можно найти символы масонов - скрещенные ключи и цветок граната.

Тайные знаки в сердце страны

Некоторые символы масонов в архитектуре Москвы довольно хорошо сохранились и дошли до наших дней. Стоит отметить, что и сейчас в столице есть действующая ложа. В число одних из самых распространенных символов входит и рог изобилия. Именно в такой форме архитектор Баженов и спланировал свое последнее здание - дом Юшкова, в котором в данный момент находится Российская академия ваяния, живописи и зодчества. Одно время здесь часто собирались масоны для того, чтобы совершать свои тайные обряды. Позже в этом доме издатель Новиков, также бывший членом Ордена, организовал читальню, куда могли прийти люди, независимо от их происхождения.

Символы масонов в Москве встречаются довольно часто. Например, дом Пашкова. Это, пожалуй, самое известное масонское здание в городе. Считается, что именно с крыши этого дома герои некогда запрещенного произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Азазелло и Воланд любовались Москвой. В прошлом веке в стенах этого здания проводились масонские собрания. На нем сравнительно легко можно обнаружить тайные символы: саламандры и химеры, отвес и циркуль, ветви акации и жемчуг.

На зданиях, где проходили масонские собрания, осталось множество символов, которые оставили Свободные Каменщики. К таким постройкам относятся Меншикова башня, храм иконы «Всех Скорбящих Радость», музей, посвященный творчеству А. С. Пушкина, институт Склифосовского и другие.

Тайные знаки в Сочи

Были они или нет на Олимпийских играх, но некоторые не только зарубежные, но и российские СМИ все же углядели в некоторых событиях связь с Орденом масонов. Прежде всего это касается нераскрывшегося кольца, символизирующего Америку. Никто не ожидал, что данное событие вызовет такой грандиозный скандал.

Одни утверждали, что это было сделано намеренно и в угоду компании, которая спонсировала этот спортивный праздник. Другие же усмотрели сходство с некоей ритуальной процедурой, где использовались символы масонов. На Олимпиаде в Сочи был еще один удививший многих людей инцидент. Дело в том, что во время церемонии закрытия игр дирижировавший детским хором Валерий Гергиев довольно отчетливо и ясно показал рукой на один из масонских знаков - так называемый «козел», выглядевший как поднятые вверх указательный палец с мизинцем при сжатом кулаке.

Знаки на деньгах

Если рассмотреть внимательно оборотную сторону американской купюры, то на ней можно найти символы масонов. На долларе их несколько, но нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что данные знаки относятся именно к этому Ордену.

● Всевидящее око. Бесспорно, что этот символ имеет прямое отношение к масонству. Но нельзя не отметить тот факт, что очень похожий знак был и у христиан, буддистов и индуистов.

● Пирамида. Ее изображение используют не только члены тайного общества, о котором идет речь, но и другие организации.

● Постоянное присутствие цифры 13, которое издавна считается масонским. Например, ей соответствует число ступеней пирамиды, изображенной на купюре, количество оливок и листьев, а также стрел в когтях у орла. Кроме того, если посчитать полосы на щите и звезды над птицей, то их тоже окажется 13. Мало того, фразы Annuit coeptis и E pluribus Unum имеют такое же количество букв. Но этому есть разумное объяснение - вначале Америка насчитывала всего 13 штатов, поэтому этот факт может быть всего лишь простым совпадением.

● У основания пирамиды есть зашифрованная надпись MDCCLXXVI, обозначающая цифру 1976. Эта дата является годом возникновения тайного Ордена иллюминатов, но в это же время состоялось и подписание декларации о независимости Соединенных Штатов.

● Если вокруг пирамиды взять и начертить звезду Давида, то образуется слово Mason. Это совпадение, которое довольно сложно поддается какому-либо объяснению.

Существуют и другие то ли закономерности, то ли совпадения с иными тайными знаками. Но они имеются не только на долларовых банкнотах. Символы масонов на деньгах можно обнаружить повсеместно. Их можно было видеть как на российских царских монетах, так и на современных украинских банкнотах - Всевидящее око изображено на купюре в 500 гривен.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что символы масонов (фото мы представили в статье), которые были разработаны очень давно и имели выражение в определенных ритуалах, не только не были утеряны за прошедшие века, но их роль до сих пор сохраняется и имеет огромное влияние на современный мир.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Еще со времен фараонов могущественные правители часто использовали архитектуру как способ для выражения своего мировоззрения, а иной раз - для воздействия на свой народ.

Тайны, застывшие в камне

Многие поколения исследователей пытались проследить в архитектуре эзотерическую традицию минувших веков. И оказалось, что египетские верования, видоизмененные тамплиерами и масонами, застыли в камне, легли в самую основу устройства многих городов, в частности, Парижа, Лондона и Вашингтона.
Например, Париж - эта жемчужина архитектуры — был спланирован таким образом, чтобы власти могли без особых усилий подавлять мятежи. Архитектурные теоретики называют такой подход урбицидом.

Париж. Пирамиды и бульвары

Самым известным с точки зрения скрытого символизма современным городским объектом является стеклянная пирамида в парижском Лувре.

По мнению конспирологов, она послужила различным целям: это и своеобразный памятник бывшему президенту Франции Франсуа Миттерану, который утвердил программу реконструкции Лувра, и тайная могила Марии Магдалины. А 666 стеклянных панелей, из которых состоит пирамида, многие считают символом дьявольского начала на Земле. Правда, мало кто знает, что в действительности число панелей — 673.

Пирамида в Лувре, однако, является лишь одним из последних штрихов к тщательно спланированному городу внутри города, призванному в первую очередь воспеть величие французского государства. «Большая ось» Лувра простирается от остатков древнего королевского дворца Франции до Елисейских Полей, под Триумфальной аркой Наполеона и дальше, до современной Большой арки Дефанс.

Такая планировка весьма напоминает устройство Карнакского храмового комплекса в Египте.
Городской ландшафт Парижа имеет один достаточно зловещий штрих. Эти прямые, как стрела, улицы были проложены во второй половине XIX века бароном Джоржем-Юджином Хаусманном, главным архитектором времен диктатора Наполеона III.

Официальным оправданием подобного проекта была названа необходимость обеспечения свободной циркуляции воздуха и удобства уличного движения. Кроме всего прочего, подразумевалось и то, что подобные пространства сформируют облик столицы империи, достойной своего государя. Однако в своих мемуарах Хаусманн указывает на существование и других, скрытых причин.

Уничтожение целых кварталов позволило переселить десятки тысяч рабочих из городских трущоб на окраины города, где бы они не мозолили глаза сильным мира сего. Новые прямые и широкие проспекты были проложены прежде всего, чтобы дать возможность войскам свободно передвигаться по городу, а не прорываться с боем от одной баррикады к другой, как это было во время революции 1848 года.

Масоны в Вашингтоне...

Общеизвестен факт, что Джордж Вашингтон был масоном. Масонская символика распространяется и на географию города Вашингтона. Первый главный архитектор города Пьер-Шарль Ланфан был единомышленником маркиза де Лафайета, французского революционера и убежденного франкмасона. Созданный им план Вашингтона был, очевидно, подсказан некими эзотерическими идеями вольных каменщиков.

Даже бывший неоконсервативный историк Фрэнсис Фукуяма признает, что масонство оказало влияние на столицу. И дело не ограничивается Египетским обелиском (мемориал Джорджа Вашингтона). Идеально параллельные улицы города, пересеченные диагональными проспектами, образуют масонские символы: угольник и циркуль.

На многих интернет-сайтах сегодня можно увидеть спутниковые снимки Вашингтона, на которых просматривается пентаграмма, образуемая пересечениями улиц. Один из лучей пентаграммы прямо указывает на Египетский обелиск.

Известно множество толкований этого факта — от псевдоегипетского оккультизма в масонском стиле до сатанизма. Возведение пятистороннего здания с красноречивым названием «Пентагон» в период Второй мировой войны многие до сих пор считают неслыханным нахальством со стороны масонов.

Одним из главных адептов теории, согласно которой Вашингтон был построен по масонской модели, является астролог и писатель Дэвид Овасон. Его впечатляет использование знаков зодиака, в частности Девы, на общественных городских зданиях.

Дэвид убежден, что Вашингтон подготавливается масонами, построившими этот город и продолжающими им управлять, для будущего, когда изменится само понимание сущности звезд. В книге «Тайная архитектура столицы нашей нации» Онасон предположил, что здания госучреждений «втайне были посвящены египетской богине плодородия Исиде».

...и в Лондоне

После великого пожара 1666 года, уничтожившего большую часть Лондона, архитектор Кристофер Рен, который был масоном, создает план коренной перепланировки города, одобренный королем Чарльзом II.
Весь грандиозный план воплотить в реальность не удалось, но несмотря на это было построено большое количество новых впечатляющих храмов.

Наиболее примечателен среди них собор Святого Павла, реконструированный согласно проекту Кристофера Рена. Любопытно, что он отклонен на восемь градусов от общепринятой оси восток-запад. Эта странная погрешность приводит к тому, что собор обращен напрямую к церкви Темпл, бывшему духовному пристанищу рыцарей-тамплиеров.

Архитектор Николас Хоксмур был столь же прямолинеен. Колокольня его церкви Святого Георгия на площади Блумсбери имеет вид зиккурата - ступенчатой пирамиды. Для поэта и оккультиста Яна Синклера это служило доказательством сатанизма Хоксмура.

Эту мысль и сегодня можно встретить в произведениях английских писателей-мистиков. В остросюжетном романе Питера Экройда «Хоксмур» лондонские церкви архитектора становятся местом сатанинских убийств, а в комиксах Эдди Кэмпбелла и Алана Мура «Из ада» к этому примешивается еще и убийца викторианских времен Джек-потрошитель. Как всегда, одна теория заговора легко перетекает в другую.

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.



Фото: Антон Белицкий/РИА Новости

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.