Меню

Начало реформы политической системы. «Реформа политической системы страны

Кровельные материалы

СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Основные этапы

1. Предпосылки реформ

1.1. Экономические. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

1.2. Политическая обстановка. В 1965 -1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма.

1.3. Социальные . Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

1.4. Внешнеполитические. Холодная война, сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в соперничество двух стран и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства третьего мира.

Реформа политической системы

2.1. Задачи перестройки. Вступление СССР в эпохурадикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы .

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика , которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса.

2.2. Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом .

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества .

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

2.3.1. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность , критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

2.3.2. Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма . В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.).

2.4. Изменения в системе государственного устройства . Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого состоялся в мае-июне 1989 г. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избранМ.С. Горбачев . Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин .

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства . III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. Он был 1 и последним президентом СССР.

2.5. Результаты демократизации. В результатов политических преобразований и неоднозначности оценок их результатов в обществе, развернулась борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшаяся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер- Е.Т.Гайдар). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Новые структуры государственной власти.

Вскоре после начала перестроечных изменений стало ясно, что меры принимаемые руководством партии и страны, недостаточны. Ими нельзя заставить работать изжившую себя систему. В определенной мере это нашло признание в речи М. С. Горбачева на январском пленуме ЦК КПСС 1987 Г.:

«...мы видим, что изменения к лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становятся ее масштабность и значение, выявляются все новые нерешенные проблемы, оставшиеся в наследие от прошлого».

Было принято решение пойти на серьезные изменения в политическом строе страны. На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руко¬водителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась также необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции, летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Тем не менее, подавляющее большинство делегатов было вынуждено признать кризисное состояние страны, необходимость проведения дальнейших реформ. Сказались также отсутствие у партийцев самостоятельного мышления, привычка повиноваться высшему руководству, которое в это время было нацелено на преобразования.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».

Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.

Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Этим нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.

Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.

Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, пут однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.

События 1985-1988 гг. "развязали" ряд важных социально-экономических, социально-политических и идеологических процессов, которые в 1989-1990 гг. зажили своей жизнью, дестабилизируя общественную жизнь и осложняя проведение реформы политической системы. 1988 год явился переломным в истории перестройки: в это время складываются объективные предпосылки широкой антигорбачевской и антикоммунистической оппозиционности. Негативные тенденции в развитии экономики приобрели необратимый характер. Ухудшение экономического положения повлекло повсеместное обострение социальных проблем. В марте 1989 г. состоялась первая шахтерская забастовка, которая летом охватила уже всю отрасль. В 1989-1990 гг. расширились география и масштабы забастовочного движения, а к экономическим требованиям прибавились политические.

В 1989 г. в большинстве республик Союза политическая жизнь все более окрашивается в этнические краски, что приводит к обострению существующих и появлению новых противоречий и конфликтов. Происходит дальнейшая эскалация начавшихся в 1988 г. вооруженных столкновений (Закавказье, Средняя Азия), отрабатывается прибалтийская модель сепаратизма, на союзной политической сцене впервые как самостоятельный появляется российский фактор.

В 1989 г. продолжавшееся углубление критики советского периода отечественной истории подводило к отрицанию социализма как общественной системы; все большее обоснование получала либерально-демократическая альтернатива развития. Одновременно происходит организационное оформление политической оппозиции (наиболее массово в ней была представлена интеллигенция), радикальная часть которой изначально была нацелена на жесткую борьбу за овладение властью.

Общественно-политическая ситуация начала 1989 г. во многом определялась выборами на Первый съезд народных депутатов. Созданные на предшествующем этапе неформальные клубные объединения стали превращаться в организационные ячейки по выдвижению и поддержке независимых кандидатов, подготовке их предвыборных программ. В столице был популярен клуб "Московская трибуна", участники которого много сделали для поддержки демократических кандидатов. "Демократ" в терминологии начала 1989 г. - активный сторонник реформ, антипод "консерваторов-партократов". Именно против последних был направлен основной огонь критики, с их нежеланием менять существующие порядки связывали неудачи в экономике 1985-1988 гг.

Важнейшим политическим событием 1989 г. стал I съезд народных депутатов СССР (май-июнь), работа которого означала вступление реформы политической системы в практическую фазу. На съезде был избран постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР, а М.С. Горбачев - его Председателем. На форуме развернулась острая полемика по самому широкому кругу проблем, свидетелями которой благодаря телевидению были многие жители страны. В центре внимания депутатов были волнующие общество экономические проблемы. Сформулированная в докладе Н.И. Рыжкова программа работы правительства удовлетворила далеко не многих. Акцент на поэтапность и постепенность перехода к рынку не соответствовал остроте социально-экономической ситуации. Доклад был подвергнут критике. Высказывались самые разные предложения. Звучали идеи о проведении референдума о целесообразности сохранения колхозов и совхозов, о скорейшем переходе к республиканскому и региональному хозрасчету, о важности ограничения произвола ведомств.

А.Д. Сахаров выступил с предложением принять Декрет о власти, который предполагал отмену шестой статьи Конституции о руководящей роли партии в жизни советского общества и установление независимости высших должностных лиц государства от решений КПСС. Много времени на съезде заняло обсуждение проблем межнациональных отношений. Острота их постановки была связана и с тем, что за две недели до первого съезда в Тбилиси произошло кровопролитие, явившееся следствием столкновения демонстрантов с армейскими частями. На съезде это вызвало антироссийские и антирусские высказывания. Решено было создать специальную комиссию съезда для выяснения причин трагедии. По предложению делегаций от прибалтийских республик была сформирована комиссия по расследованию секретного приложения к пакту Молотова-Риббентропа 1939 г.

На I съезде народных депутатов впервые за долгие годы началось формирование организованной политической оппозиции. 7 июня 1989 г. было заявлено о создании Межрегиональной группы депутатов, в которую первоначально вошли 150 человек. Летом 1989 г. группа увеличилась до 388 членов, 286 из которых представляли РСФСР. Окончательное организационное конституирование Межрегиональной группы произошло 29 июля на первой общей конференции ее членов. На ней были избраны пять сопредседателей - Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В. Пальм, Г.X. Попов и А.Д. Сахаров - и Координационный совет в количестве 20 с лишним человек. С программными тезисами группы выступил Ельцин, выделив следующие принципиальные идеи: признание частной собственности, децентрализация власти, экономическая самостоятельность республик, их реальный хозяйственный суверенитет. Реформа политической системы связывалась с превращением Советов в главный источник власти, что на политическом языке означало необходимость отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей ведущую роль КПСС. В экономической сфере упор был сделан на ускоренный переход к рыночным отношениям. Одним из главных было предложение о перераспределении объектов общественной собственности: в руках государства должны были остаться только те отрасли, которые требуют централизованного управления. В социальной сфере декларировалось создание системы льгот для малообеспеченных и оказание всех бесплатных социальных услуг на конкурентной основе между учреждениями, работающими в этой сфере. Впоследствии идеи Межрегиональной группы были "отчеканены" в пяти "де": децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация.

Возможности оппозиции в борьбе за власть были во многом усилены благодаря наличию в ее рядах яркого харизматического лидера популистского толка. В 1989 г. степень популярности Ельцина являлась зеркальным отражением уровня падения авторитета Горбачева, который воспринимался в качестве его политического антипода. После смерти в декабре 1989 г.А.Д. Сахарова, обладавшего непререкаемым авторитетом в демократическом движении, Ельцин становится главным лидером антикоммунистических сил.

В 1989 г. происходили стремительные изменения в идеологической жизни общества. Все чаще в публикациях ученых, прежде всего философов, можно было прочитать, что в СССР построен не социализм и даже не ранний социализм, а казарменный псевдосоциализм, тоталитаризм. Предлагалось полностью и без остатка избавиться от авторитарно-бюрократической социальной и политической системы. Избавление от прошлого виделось в возвращении на путь к демократическому, гуманному обществу, через движение к некой "мировой цивилизации". Воплотить эти намерения предполагалось через осуществление антитоталитарной, антиказарменной революции, которая будет решать свои задачи в течение определенного переходного периода

К 1990 г. политическая система СССР находилась в кризисном состоянии. Начало ее реформы привело к общему снижению уровня управляемости социальными процессами. Передача властных функций от партийных структур советским, которые организационно не были к этому подготовлены, привела к ослаблению централизованного влияния на экономику и политику, межнациональные отношения и социальные процессы. Современники констатировали повсеместную "эскалацию безнаказанности". Одновременно приходило осознание необходимости создания политического института, который бы компенсировал утрату интеграционной функции КПСС.

В этих условиях в январе-феврале 1990 г. в окружении Горбачева решают дать ход идее о введении в СССР президентской системы. Представление о том, что Горбачеву "не хватает власти", было связано с растущей нелегитимностью партии в условиях проведения курса на разделение функций между КПСС и государством, когда вмешательство в конфликтные ситуации по линии партаппарата стало затруднительным и малоэффективным.

Учреждение поста Президента СССР на съезде народных депутатов в марте 1990 г. произошло одновременно с отменой 6-й статьи Конституции, закреплявшей руководящую роль КПСС. М.С. Горбачев так оценил это событие: "Это же, товарищи, в буквальном смысле слова переворот, завершение, полное завершение изменения политической системы". Действительно, революционный смысл произошедшего состоял в том, что верховная государственная власть законодательно отделялась от партийной и становилась подотчетной всем гражданам независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически превращалась в одну из общественных организаций, призванную бороться за влияние сугубо политическими методами.

Предыстория перестройки, «кадровая революция», конституционная реформа 1988–1990 годов, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Предыстория перестройки.

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988-1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. Из курсов Новой истории и истории России вспомните, что вам известно о сущности либерализма как политического учения.

В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

На втором этапе конституционной реформы (1990-1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Из выступления И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку - городе Сумгаите.

Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.

12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

аторами. Отдельные из них пользовались поддержкой Ю. Андропова. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Н. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавил Н. Рыжков. Оба были представителями молодого поколения в партийном руководстве и хорошо осознавали насущную необходимость проведения реформ.

Новыми лидерами почти сразу была выдвинута идея «обновления социализма» и «ускорение социально-экономического развития страны». При этом учитывался опыт времен правления Н. Хрущева. Тогда, как известно, проведение экономических реформ тормозилось отсутствием политических изменений. М. Горбачев предложил провести в первую очередь политические, а уже потом экономические преобразования. Обновление общества усматривалось инициаторами реформ в сочетании социализма и демократии.

В состав Политбюро ЦК КПСС было включено много новых людей, сторонников идей Генерального секретаря, а именно:

  • И. Лигачев,
  • В. Чебриков,
  • Э. Шеварднадзе,
  • С. Соколов.

Руководящие должности заняли Б. Ельцин и А. Яковлев. Зато были устранены противники Горбачева – Г. Романов, Н. Тихонов, В. Гришин, Д. Кунаев, Г. Алиев и др. Кадровые перестановки особенно активно происходили в течение 1985 – 1986 гг.

Замечание 1

В целом состав Политбюро был обновлен на две трети, на 60 % изменен руководителей областей на 40% членов ЦК КПСС. Произошли кадровые изменения в руководстве Госплана СССР, Министерстве внутренних дел, Министерстве иностранных дел. Только после этого было официально объявлено о смене политического и экономического курса страны и началось проведение реформ.

На ХXVII съезде КПСС в марте 1986 г. Генсек объявил о расширении гласности, без которой невозможна политическая демократия и творчество масс, их участие в управлении государством. Почти сразу после завершения работы съезда были расширены права средств массовой информации по освещению существующих в стране проблем. В ряде изданий сменились главные редакторы. До конца 1986 г. начали печатать ранее запрещенные литературные произведения, демонстрировать в кинотеатрах изъятые ранее из проката фильмы. Появились новые газеты и журналы.

В течение 1986 г. сменилось руководство большинства творческих союзов страны (Союза кинематографистов, Союза писателей и т. д.). 4 сентября 1986 г. была ограничена цензура, а 25 сентября 1986 г. специальным постановлением ЦК КПСС решено прекратить заглушать передачи ряда зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си»). В 1987 г. начала свою работу специальная комиссия, которая занялась просмотром литературы из спецхранилищ с целью ее передачи в «открытые» фонды библиотек и архивов.

Демократические новации внутри партии

Первые изменения в сторону демократии начались в ходе подготовки Пленума ЦК КПСС в январе 1987 г. Впервые обычная советская практика, когда кандидатов Пленума назначали сверху, была заменена выборами по всей партийной вертикали. На самом Пленуме М. Горбачев выступил с докладом «О перестройке и кадровом вопросе в партии». Он призвал превратить КПСС из государственной структуры в настоящую политическую партию, позволить выдвигать на руководящие должности в стране беспартийных, расширить внутрипартийную демократию, полномочия и функции местных и республиканских Советов, провести выборы в Советы на альтернативной основе. Выступление Горбачева и решение Пленума способствовали проведению летом 1987 г. первых в истории страны альтернативных выборов в Советы.

В рамках политики гласности в средствах массовой информации разгорелась кампания критики преступных действий и коррупции среди партийного руководства ряда республик, областей, районов.

Параллельно с освещением проблемы коррупции решался вопрос реабилитации политических оппонентов Сталина, репрессированных в 1930 – 1950-х гг. крестьян, представителей интеллигенции, депортированных народов, диссидентов. Уже в декабре 1986 г. из ссылки в Москву вернулся известный диссидент А. Сахаров. Впоследствии из заключения было освобождено свыше 140 диссидентов. Они активно включались в политическую жизнь страны, требовали углубления реформ.

Проведение первых альтернативных выборов

Процессы демократизации приобрели необратимый характер после проведения в июне – июле 1988 г. XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС. На ней впервые с 1924 г. делегаты высказывали свои мнения, позволяли себе критиковать партийное руководство.

Работа конференции транслировалась по телевидению и получила поддержку в обществе. По инициативе Горбачева делегаты одобрили проведение политической реформы.

Замечание 2

Было принято принципиальное решение о проведении альтернативных выборов депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами могли все желающие. Создавался новый демократический орган – Съезд народных депутатов СССР. Из его членов избрали Верховный Совет СССР – постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались и в республиках.

Демократизация не была полной, поскольку предполагалось закрепить за представителями КПСС треть всех депутатских мест. Коммунисты оставляли за собой право претендовать и на другие места. В рамках политической реформы в 1990 г. была создана должность президента Советского Союза, который избирался на Съезде народных депутатов. Им стал М. Горбачев. В результате проведения первых демократических выборов Верховных Советов разных уровней было избрано значительное количество бывших диссидентов и сторонников радикальных реформ (Б. Ельцин, А. Сахаров, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др).