Меню

Основная причина падения римской империи. Падение Рима: внутренние и внешние причины

Кровельные материалы

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

V. Падение Западной Римской империи

362. Причины падения Римской империи

В V в. произошло падение Западной Римской империи, которая окончательно отделилась от Восточной в конце IV века (395). Германские варвары, постоянно напиравшие из-за Рейна и Дуная, требовали энергичного отпора, что вызывало необходимость большого войска и громадных денежных издержек. Между тем население империи оказывалось все менее и менее способным оказывать сопротивление варварам и выносить бремя налогов. С конца III в. императоры вынуждены были для борьбы с одними племенами германцев селить другие их племена в пограничных областях империи с обязанностью защищать её границы. Вместе с этим для правильного поступления налогов они сочли себя вынужденными прикрепить земледельческое население к земле, а землевладельцев к их городам. Внутренние смуты и злоупотребления чиновников довершали бедствия населения многих провинций. Областные восстания были часто лишь результатом недовольства их населения гнетом империи. К непосильным для народа требованиям государства присоединялись еще поборы землевладельцев. В Галлии , например, народная масса была в крепостном состоянии еще до римского завоевания, которое не только не изменило этого отношения, но даже прямо содействовало развитию крупных поместий. Недовольные галльские колоны в союзе с рабами, поденщиками и бродягами стали в конце III в. составлять мятежные шайки, или багауды, которые подняли целое восстание. Их вожди (Элиан и Аманд) провозгласили себя императорами, построили укрепленный лагерь недалеко от впадения Марны в Сену и оттуда делали опустошительные набеги на страну. Багаудское волнение продолжалось много времени. Недовольство закрепощенного населения выражалось и в том, что многие прямо бежали к варварам, вместе с которыми и нападали на области империи.

Еще в I в. Плиний говорил, что «латифундии погубили Италию и провинции», и действительно с III в. экономический упадок все сильнее и сильнее давал себя чувствовать, особенно на Западе, ведя с собою и вообще падение культурного уровня жизни. Общество Римской империи распалось на земельную аристократию и закрепощенный народ. Обремененные тяжелыми повинностями, обнищалые, невежественные и приниженные колоны не могли вести хорошо хозяйство на своих участках и не имели особого интереса поддерживать империю. Разоренные куриалы тоже теряют силу нести повинности и утрачивают интерес к общественной жизни. Остались только сильными и свободными от общего государственного закрепощения представители земельной знати. Пользуясь некоторыми привилегиями по закону (вроде свободы от несения муниципальных тягостей), члены имперского сенаторского сословия начали уклоняться от платежа налогов и от несения военной службы и отказывать в повиновении судам, хлопоча лишь о том, чтобы каждая латифундия была особым, замкнутым и самодовлеющим мирком. Эти «господа земли», имевшие в своих владениях все, что им было нужно, обособляли свои поместья и в хозяйственном, и в государственном отношении, как бы совсем более не ощущая потребности в сохранении единства империи. Римская знать в своем равнодушии к политической жизни дошла до того, что её члены стали отказываться от самых важных должностей в государстве, чтобы сохранять свое положение независимых господ земли. Угнетая массу и доводя ее до полного равнодушия к судьбам государства, магнаты IV и особенно V вв. таким образом подкапывали единство империи и утрачивали римский патриотизм. Если колоны бежали к варварам, то и магнаты не оказывали сопротивления варварам, особенно когда чувствовали, что при новых правителях провинции им не будет хуже. На Востоке с его более развитою экономическою жизнью и более древнею культурою внутренние отношения империи были лучшими, и она с большим успехом отстаивала себя в борьбе с варварами. Недаром у императоров IV в. было решительное предпочтение к Востоку.

Наверное, любой школьник, не прогуливающий уроки истории, сможет сказать, когда распалась Римская империя. А вот о причинах крушения государства, казавшегося непоколебимым и даже вечным на протяжении нескольких веков, сегодня знают и помнят не все. Постараемся исправить это. И начнем со времен, когда Рим только набирал мощь, чтобы стало понятнее, какие процессы шли в государстве, когда распалась и почему так вышло.

Как римляне набирали мощь

Существовала эта могущественная держава почти пять веков - как и большинство других, сначала стремительно набирая влияние, а потом еще быстрее его теряя.

Как империя она появилась в 27 году до нашей эры. Но сам Рим, становившийся все более мощным и просвещенным, был основан еще в 753 году до нашей эры. Первым правителем стал Ромул - по легенде, вскормленный вместе с братом Ремом волчицей. За последующие семь веков страна видела всякое - войны, предательства, братскую усобицу, смену правителей.

Однако все это время государство и народ набирали мощь. В результате за 27 лет до наступления нашей эры образовалось могущественное политическое объединение, назвавшееся империей. На этот момент под влиянием императора Августа находилась действительно огромная территория - практически весь бассейн Средиземного моря глубиной несколько сотен километров (Европа, Азия, Африка), а также вся территория Западной Европы, включая часть современной Великобритании.

Римлянам даже удалось одержать победу над эллинами - могущественным народом, имевшим огромное влияние во всем регионе. Увы, через несколько веков процветания и подъема началось неизбежное падение.

Дата распада

Если вас интересует, когда распалась Римская империя, год можно назвать довольно точно - 395 год нашей эры. Однако не стоит думать, что это стало концом могущественного государства. Отнюдь, просто дальновидный и мудрый император Феодосий Первый, стремясь отодвинуть практически неминуемую гибель своей державы, разделил ее на две части. Возможно, это и было ошибкой, но после этого одна из частей существовала почти век, а другая - почти полтора тысячелетия, оставив немало следов в истории человечества.

Отдельно стоит уточнить один нюанс. Многие начинающие историки всерьез интересуются, когда распалась Священная Римская империя, считая ее той державой, которую прославили Цезарь и Август, десятки тысяч легионеров, несущих цивилизацию на наконечниках своих гладиев. Конечно, это серьезная ошибка. Ведь Священная Римская империя появилась только в 962 году. И даже в годы расцвета в нее входила только северная часть Италии, являющейся преемником Римской империи. Зато входила вся территория современной Германии, Чехия и некоторые области Франции. Располагалась она в Центральной Европе, то есть гораздо севернее и частично на землях, которые никогда не входили в состав империи Рима. Императоры неоднократно отправляли сюда свои легионы, но мало кто возвращался из этих суровых мест.

А распалась эта империя только в 1806 году, пережив не только Западную Римскую империю, но и Восточную.

Предпосылки падения

Начнем с того, что имела огромную площадь. Посудите сами - от Австрии на севере до Алжира на Юге, от Англии на западе до Турции на востоке. Это действительно гигантская политическая единица, следить за которой было бы очень сложно даже сегодня, в эпоху Интернета и скоростных самолетов. Что уж говорить про древние века - любые известия, даже самые важные, доходили до императора в лучшем случае через несколько дней, а чаще - недель.

Разумеется, при таком размере империи во многих местах процветала коррупция, особенно на окраинах, хотя и сам Рим был заражен ею - большинство влиятельных чиновников не выезжали из столицы и просто довольствовались теми привилегиями, какие даровали им поступки отцов и дедов.

Соседство с варварами также не добавляло спокойствия ни простым людям, ни политикам. Если раньше легионеры смело отбрасывали превосходящие силы, используя тактику и передовое вооружение, то теперь власть имущие предпочитали решать проблему подкупом. Многие варварские вожди получали титулы, входили в состав правящей верхушки.

Армия стремительно распадалась. Немаловажную роль сыграли крайне низкие зарплаты - высшие чины просто забирали львиную долю денег, предназначенных для легионеров, себе. Но еще более страшным ударом оказалась потеря патриотизма. Ранее легионеры отправлялись на самые опасные задания с восторгом, зная, что если и погибнут, то во славу Рима и кесаря. Теперь же, видя в правящей верхушке галлов, франков, остготов, саксов и представителей других племен, которых истинные римляне привыкли считать людьми второго сорта, многие просто дезертировали, не желая проливать кровь за империю, потерявшую честь и единую национальность.

Причины крушения

Однозначно сказать, почему распалась Римская империя, просто-напросто невозможно. Можно лишь выявить основные причины.

Начнем с экономики. Она держалась в первую очередь на рабах. Даже самым бедным гражданам империи считалось зазорным работать на полях или строительстве - для этого были выходцы из рабского сословия. Но рабы вовсе не хотели оставаться бессловесным имуществом. Все чаще и чаще вспыхивали восстания. Иногда крохотные, во время которых убивались надсмотрщики и сжигались виллы хозяев. Иногда масштабные, охватывавшие целые города.

Сказывалась и слабость армии - мало кто желал проливать кровь на границах, защищая империю от галлов и франков, зная, что выходцы из этих племен давно заняли место в правительстве.

Все это привело к тому, что в стране воцарилась нестабильность. Люди элементарно боялись рожать детей, неуверенные, что смогут прокормить и защитить их.

А отсутствие детей лишало жизни многих людей смысла. Если нет возможности завещать свое богатство потомкам, то какой смысл приумножать его? Многие граждане империи предпочитали проводить целые дни в приятных и вредных занятиях: застольях, развратных оргиях, чрезмерном потреблении вина.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что к тому моменту, когда распалась Римская империя, того могущественного народа, который создал ее, просто не существовало.

Роковое стечение обстоятельств

Как говорилось выше, назвать единственную причину распада империи невозможно. На сегодняшний день эксперты выдвигают целых 210 версий! Но что они переплелись самым неудачным образом, можно утверждать без сомнения.

Люди, не готовые рожать детей, падение нравственности, полностью деморализованная армия, внешние и внутренние враги, нестабильность - одни причины цеплялись за другие, что и привело к тому, что управлять огромной империей стало невозможным.

Внес свою лепту и резкий переход от привычного язычества к христианству. Сторонники новой религии ревностно принялись уничтожать культуру и науку, к которой римляне шли несколько веков. Пожалуй, это ускорило процесс распада Римской империи.

На какие части разделилась империя

Если вас интересует, на какие государства распалась Римская империя, то на этот вопрос можно ответить однозначно: ни на какие. Потому что официально распада не произошло. Просто император Феодосий Первый разделил свои владения на две части. Западную империю он завещал старшему сыну Флавию, а Восточную - младшему Гонорию. Он здраво рассудил, что навести порядок на меньшей территории будет легче, чем на огромной. Но официально распада не произошло. Имело место обычное административное деление. Так что сказать, что Римская империя распалась на две части, нельзя. Увы, это не спасло ни Римскую империю, ни народ Рима.

Судьба восточной части

Дальнейшее будущее Восточной Римской империи, также известной нам как Византия, складывалось пусть и не блестяще, но вполне неплохо. Народу удавалось на протяжении многих веков отбивать набеги с юго-востока, хотя со временем не раз пришлось откупаться от северных соседей - начиная от викингов и заканчивая славянами, которые ходили в военные походы против них.

Увы, постепенно Османская империя, набрав огромную мощь, смогла раздавить осколок некогда могущественной державы. И нам точно известно, когда распалась Восточная Римская империя - произошло это в когда султан захватил Константинополь, окончательно превратив Византию в часть своей империи.

Что произошло с западной

История Западной Римской империи оказалась значительно более короткой. Она просуществовала меньше века и была упразднена в 476 году. Почему распалась Западная Римская империя? Потому что, в отличие от Восточной, она постоянно подвергалась набегам более сильных варваров - выходцев из суровой Центральной и Северной Европы.

Когда-то просто неприятное соседство с варварами стало критичным. Постоянные набеги окончательно подкосили мощь страны. Выжженные посевы, разоренные города - римляне не могли противостоять этому. В результате 4 сентября 476 года вождь варваров Одоакр низложил последнего императора - юного основав новое государство - Италию. Ну а Западная Римская империя распалась.

Так что история могущественной империи началась с Ромула и Ромулом же закончилась.

Последствия

Когда распалась Римская империя, многие достижения культуры и науки были утрачены. Чтобы снова достичь тех высот в строительстве, медицине и математике, европейцам пришлось потратить многие столетия.

Культурные памятники, бережно охранявшиеся на протяжении веков, были уничтожены христианами как пережиток богомерзкого язычества.

Но что еще хуже, падение Римской империи (а точнее, Византии) позволило бесчисленным ордам тюркских народов проникнуть на территорию Европы и несколько веков проливать кровь местных жителей, угоняя сотни тысяч людей в рабство.

Какие государства образовались на территории могущественной империи

Но падение Римской империи не похоронило Европу, как предсказывали многие философы. На территории западной ее части пусть и не сразу, но возникли такие государства, как Испания, Италия, Франция, Португалия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, а также частично Алжир и Египет.

На землях, где когда-то располагалась Восточная Римская империя, появились Греция, Болгария, Македония, Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, а также частично Турция, Украина, Венгрия.

Заключение

На этом заканчивается наш краткий экскурс в историю.

Теперь вы значительно лучше разбираетесь в вопросах о том, когда и по каким причинам произошел распад Римской империи, а значит, сможете блеснуть эрудицией в любом разговоре.

« — Сила лишённая разума, гибнет сама собой.» (с)

Середина прошлого века была настоящей Золотой Эрой Голливуда. Именно тогда кинематограф приобрёл все присущие даже современному кино черты: зрелищность и размах, технические составляющие любого блокбастера — широкий формат, цветная плёнка, поражающие воображение спецэффекты и наличие звёзд в главных ролях. Всё это широко используется в кинематографе и поныне, даже такое направление как «пеплум» вновь вернулось на большие экраны. Так в старину называли историко — приключенческие картины, действие которых разворачивалось во времена Древнего Рима, Греции или Египта. А на экране демонстрировался невиданный размах, роскошь исторических костюмов и величие гигантских декораций, тысячные массовки, конные парады войск, панорамные сцены сражений или морские баталии на старинных, парусных судах… Но, создание подобных картин было невероятно затратно, поэтому не все киностудии могли себе такие дорогие фильмы позволить. Да и то, после череды коммерческих провалов таких эпических блокбастеров, Голливуд на долгое время потерял интерес к античной истории. Рассматриваемый в этой рецензии фильм — как раз один из них. Это последний, один из самых дорогих и размашистых трёхчасовых полотен, бюджет которого составил огромные 19 миллионов $ (для тех лет — гигантская сумма). По затратам этот блокбастер превзошёл даже такой эпик как «Бен — Гур» (однако, всё же уступив пальму первенства по стоимости чудовищно дорогущей «Клеопатре» с Элизабет Тэйлор — вышедшей годом ранее)! Однако, в мировом прокате так и не смогший окупить себя, ибо кассовые сборы составили все 4 миллиона. Следовательно, высоких оценок критиков и признание зрителей фильм Энтони Манна не получил (довольствуясь Золотым Глобусом за саундтрек). Напротив — был в год своего появления на экранах, достаточно холодно принят массовым зрителем, преимущественно проигнорирован критиками и со временем канул в небытие. А рассказанная в ленте история, опиравшаяся на действительно имевшие место исторические события, сегодня всем известна по другому «пеплуму» — «Гладиатору» Ридли Скотта. Который, собственно говоря и возродил в своё время интерес широкого зрителя к вышедшим из моды историческим боевикам…

Прежде всего, думаю следует начать с того, что фильм с таким пафосным названием как — «Падение Римской Империи», оказывается не слишком эпическим. Не подумайте превратно: массовка из сотен римских легионеров, обряженные в лохмотья обыватели и одетые в роскошные наряды и туники — благородные патриции — всё это присутствует. Ровно как и отмеченные выше конные парады и сражения на мечах. Причём, в фильме таких баталий даже несколько. Однако, действие первой половины фильма, отчего то происходит в заснеженных землях Германии. Где римские войска подавляют мятеж местных варварских племён. Не смотря на то, что в кадре зима — в сцене сражения почему то видно совершенно отчётливо, что леса покрыты зеленью. Впрочем этот досадный ляпсус вполне простителен, и если не придираться к подобным мелочам — картинка ленты вас порадует. Особенно удачными вышли сцены, в которых по сюжету идёт крупный снег, как на похоронах умершего в военном походе цезаря. Римское воинство стоит у огромного погребального костра с горящими факелами, а с мрачного неба большими хлопьями валит белый при белый снег (уж не знаю — настоящий ли или искусственный)… Но, не считая этого эпизода и сцены сражения с варварами, первые полтора часа — скука смертная. Тем более, все эти дворцовые интриги и заговоры римской знати происходят в каком то каменном, совершенно не свойственном римскому стилю замке. Понятное дело, что они на чужой земле и «расквартированы» в местном форт — посте (или как это тогда называлось?), однако в том же фильме Ридли Скотта — римляне жили в гарнизоне палаточного городка, раскинув на поле сотни шатров. И это было более естественно, чем наблюдать за их пребыванием в каком то европейском замке. Складывается впечатление, что римляне по ошибке переместились в средневековье и в кадре вот — вот покажутся крестоносцы.

Да и сценарий написанный аж тремя соавторами, среди которых: Бен Барзмен, Басилио Франкина и Филиа Йордан — слишком много «воды». Персонажи часто говорят на отвлечённые, не имеющие отношения к их истории и развитию сюжета вещи. Заговор с целью убийства Марка Аврелия (любопытно, что это происходит без ведома его сына Коммода, которого накануне цезарь лишает наследования престола) происходит лишь ближе к концу первой серии. Картина, кстати снята в модном тогда формате эпического спектакля: с увертюрой предваряющей просмотр, пока зрители рассаживаются по местам, и с перерывом на антракт в середине постановки. Который, как бы делит картину на две половины. Вот вторая — будет подинамичнее. Во — первых, действие переносится в Рим, что даёт возможность насладиться роскошными, панорамными видами древнего города со всеми его акведуками, зданиями с колоннами и монументальными скульптурами. Опять же — многотысячные массовки на улицах — что на широком экране смотрится очень здорово. Оператор картины Роберт Краскер — потрудился при создании фильма, дабы его полотно отличалось от прочих, снятых на эту же тему. Да художники по костюмам поработали на совесть. Понравился и гнетущий, но вместе с тем и величественный, как и положено подобному фильму — саундтрек, написанный композитором Дмитрием Тёмкиным — ранее сочинявшим музыку для лент Альфреда Хичкока.

Из занятых в картине актёров, самый большой гонорар получила, сыгравшая роль Люциллы — молодая итальянская красавица Софи Лорен. Правда, нечего особенного, кроме своей эффектной внешности она не демонстрирует. Даже эротических или любовных сцен с нею тут не будет, и если кто вдруг решит смотреть фильм с целью увидеть нечто подобное — заранее проходите мимо, что бы после избежать разочарования. Второй звездой картины является красавиц Стивен Бойд, которого тут несколько погрузнел и перекрасился в блондина. Если в своё время из него вышел прекрасный негодяй Мессала, то здесь — какой то проходной и неприметный герой — центурион Ливиус. Отрицательный образ — царевича Коммода, достался английскому актёру Кристоферу Пламмеру. И он так же проигрывает по зрительским симпатиям, более харизматичному и цельному в своём омерзении Хоакину Фениксу, сыгравшему этого героя в ленте Скотта. Омар Шариф совершенно не запоминается в третьестепенном образе армейского принца Сохамиса. А вот классик Алекс Гиннес — был не чуть не худшим цезарем, чем в версии Ричарда Харриса. Завершающая фильм фраза о том, что империя может устоять перед угрозами внешнего врага, и даже может после поражения вновь окрепнуть, но гибнет империя только тогда, когда сами её граждане больше в неё не верят — верная истина. Вопрос в том, стоит ли ради неё тратить три часа на просмотр всего фильма — сочтём иторическим…

«Причины падения Римской Империи»

План

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................. 3

1. Крушение Римской империи............................................. 4

2. Заключение................................................................ 7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Год основания - 754 до н.э.

Год распада – 476

Почему погиб Рим? Эдвард Гиббон, автор знаменитого труда "История разрушения и гибели Рима", считал подобный вопрос глупым. Он писал: - Падение Рима было естественным и неотвратимым следствием чрезмерного величия. Процветание обернулось источником упадка; причина распада усугубилась обширностью завоеваний, и как только время или случай удалили искусственные подпорки, громадное сооружение уступило давлению своего веса. История гибели проста и очевидна, и вместо того, чтобы спрашивать, почему разрушилась Римская Империя, мы должны удивляться, как она существовала так долго.

Слова эти написаны в 70-е годы ХVIII века. Но споры о причинах гибели Рима продолжаются по сей день. Спорят европейцы и выходцы из Европы. Китайцы, иранцы, индусы в полемике не заметны - у них были свои империи и свои катастрофы. Но для народы, физически или духовно связанных с Римом, от американцев до русских, гибель великой империи до сих пор не пустой звук. Римское государство составляло самодостаточный мир европейской цивилизации, а крушение мира - тема волнующая. Объяснения причин гибели Рима поялялись задолго до Гиббона и продолжают появляться по сей день. Порча Рима вызывала беспокойство за столетия до его падения. Собственно, она была главным предметом забот всех достойных римских императоров, начиная с Октавиана - Августа - первого и самого великого из ни

1. Крушение Римской империи

Пятый век нашей эры. Западная Римская империя. Государство отбивается от нашествий варваров. На постоянное проведение военных операций государству нужны немалые деньги. Правительство, как и положено в таких случаях, идет на все, чтобы изыскать средства в бюджет: обильно чеканит медную монету, изобретает налоги...

Налоги непомерные, разносторонние, многочисленные. Облагается все, что можно. Чиновникам строго настрого внушается, чтобы они немилосердно выколачивали подати. Представителей налоговой службы даже самих поколачивают палками в присутственных местах, если те не наберут установленную норму. Но налоги не собираются, и это означает, что государству приходит конец.

Общество разделено на несколько классов, заметнейшим из которых являются олигархи. Эта публика, как и в наши дни, никому не подчиняется и делает, что хочет. Увиливает от налогов, благо имеет десятки способов уклоняться от них. Например, уводит капиталы в другие провинции. Самые сильные, и потому самые агрессивные, дерзко изгоняют сборщиков податей. Более того, помогают и своему персоналу укрываться от уплаты государству. По этой причине налоговый пресс давит сильнее на остальных членов общества. Особенно страдает средний класс. Его положение поистине трагично. Люди разоряются и, бросая все, эмигрируют за границу. Заметим, что это все специалисты в своем ремесле. Остаются бедняки. Но что возьмешь с голытьбы? Сколько их ни наказывай, платить они не могут.

Собранных денег ни на что не хватает, и потому усугубляется кризис в армии. Нет средств на поддержание границ, снабжение скверное, выплаты задерживают по полгода. Армия никому не нужна, оставлена на произвол местных чиновников. Время от времени ей даже приходится самой выбивать налоги из населения - на собственные нужды. И все правительства вроде бы ей содействуют, стараются, входят в ее положение... Хуже всего то, что меняется отношение населения: армия уже не воспринимается как источник побед и славы... армия рассматривается как непосильная и постылая обуза для общества. Прежнее восторженное отношение кажется старомодным и неуместным, былые великие победы никто не ценит... Неудивительно, что и сама армия становится другой, и падает ее моральный дух. Куда подевалась былая доблесть римской армии, спросите вы? Где эти славные когорты и легионы? Их больше нет. Армейское имущество разворовано и пропито. Вот обычная картина эпохи крушения империи: оборванные солдаты вьются вокруг винных лавок.

Управление государством из рук вон плохо. Несмотря на то, что указы императоров следуют один за другим, никто не торопится их выполнять. Чиновники знают, что вслед за одним указом может последовать прямо противоположный [Это как в нынешнее время служивый люд шутливо называет войска ПВО - погоди выполнять, отменят]. Отметим также, что с каждым новым императором этих самых чиновников плодится невероятное количество. Но толку, разумеется, от этого никакого. Время от времени их сокращают, но они как-то умудряются быстро расплодиться вновь. Вот что пишет автор книги о чиновниках Римской империи "[...] наиболее компетентные люди обратились в христианство, оставив службу государству менее одаренным, менее надежным и, сверх того, менее добросовестным [...] Западная империя была слишком бедна, чтобы платить чиновникам достойную зарплату - а потому они были готовы хватать все, что могли. Даже отставные чиновники стремились к наживе" (с.91).

Автор отмечает непростые отношения между властью и обществом. Правительство было ответственным за все, что происходит в империи, гражданское же общество устранилось от содействия державе. Никто не хотел сделать что-либо доброе для страны, пожертвовать, взять на себя инициативу... И хотя чиновников рассматривали как недобрых агентов центральных властей, а саму власть привычно бранили, тем не менее, все продолжали надеяться на правительство. В столице знают, что делать. Знают, как исправить положение.

Власть же использовала прежние привычные методы, надеясь, что все как-нибудь само собой образуется. Но эти методы уже не срабатывали. Например, была предпринята попытка реанимировать национальную идею. Знаете, какое слово пользовалось наибольшей популярностью у римских пропагандистов того времени? Слава, славный, славнейший. "Слава предков, слава великих римских побед, слава великой римской культуры". Официальные пииты кинулись воспевать идеалы седой старины, разом заговорили о патриотизме. Но все почему-то уже звучало искусственно и неубедительно... Для коренной же перемены не хватило ни политической воли, ни сил, не желания переосмыслить себя. Да и не было понимания, что надо менять все.

Остро стоял в империи национальный вопрос, особенно между римлянами и германцами. Получив разрешение селиться на землях Рима и обитая несколько столетий бок о бок с коренными гражданами, германские племена не смогли интегрироваться в римское общество. Римляне презирали германцев, считая их грязными варварами с дурными наклонностями, а германцы копили обиды на спесивых римлян. Ко времени падения империи эти народы, так и не став единой нацией, представляли собой два враждебных лагеря. Имперская спесь титульной нации помешала по-настоящему объединиться с народами, населяющими державу.

Кстати, не надо полагать, что все германские племена были языческими. Многие из них давно находились в лоне христианской Церкви, хотя большинство и подпало под влияние арианства.

Непростые отношения складывались у Западной Римской империи с ее естественным союзником - Восточной Римской империей, на которые разделился прежний единый и неделимый Рим. Восточная часть империи все более отдалялась от Западной, проводя собственную политику, и не всегда дружественную по отношению к братской стране. А сколько было напечатано деклараций! Мы - одна семья, один великий и славный народ! У нас общие геополитические интересы. А на практике никакого взаимодействия и никакой помощи. Более того, обе части по мере сил вредят друг другу, сладострастно посматривая, когда на соседа нападают варвары.

Два слова о христианах. Христиане относились к империи противоречиво. Одни говорили, что Рим должен обязательно пасть за его языческое прошлое, и справедливо наказывается Богом за нынешние свои грехи. Другие были просто пассивны по отношению к государству, считая, что государственные проблемы их не касаются. Третьи предпринимали вялые попытки что-то делать, поступали на службу, но было уже поздно, все неотвратимо приближалось к развязке. Заканчивалось время, отпущенное Риму...

Последние годы народ жил напряженным ожиданием конца империи. Все понимали, что подобное состояние долго продолжаться не может. Язычники ворчали: держава разваливается, а все потому, что оставили старых богов, забыли религию отцов и дедов. Отсюда и наказание... Некоторые уже были согласны на любой режим, лишь бы были порядок, стабильность и определенность. Пусть хоть кто правит...

Наконец, пришли германцы, низложили последнего императора, по странной случайности носившего то же имя, что и первый... и Рим тихо прекратил свое существование. И ничего не произошло! История устремилась дальше.

Историки до сих пор не пришли к единодушному мнению относительно возможности сохранения империи. Иные полагают, что смещения последнего императора можно было бы легко избежать... Возможно, это и так, только на то, как мы знаем, не было воли Божией. Дело ведь вовсе не в нападениях и налетах варваров. Они и раньше нападали. Само государство прогнило изнутри и медленно распадалось, как распадается изгнившая изба. Скажем иначе, закономерность падения Рима была предопределена: все противоречия соединились вместе, и колосс, простоявший века, рухнул.

3. Заключение

Герберт Уэллс пишет, что римская империя политически была дефективной системой:

- Абсурдно писать об искусстве управления государством; его не было. В лучшем случае была бюрократическая администрация, на время поддерживавшая спокойствие империи и полностью неспособная обеспечить ее безопасность..... Ключевым во всем неудачах было отсутствие свободной умственной активности и системы приращения, развития и приложения знаний. Империя уважала богатство и презирала науку. Она отдала правление богатым и воображала, что умных людей, если они потребуются, можно недорого сторговать на рынке рабов. Поэтому это была коллосально невежественная и приземленная империя. Она ничего не предвидела . (Wells H.G. Rise and Collapse of Roman Empire. In: The Outline of History. Volume 1, Book 5. Garden City, New York, 1961, p. 397)

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.