Меню

Письмо постулатора процесса беатификации российских католических новомучеников XX века. Архиепископ Новосибирский Тихон: «Сибирь в XX веке стала поистине Российской Голгофой

Кровельные материалы

1

В Сибирском федеральном университете на постоянной основе проходят культурные, религиозные, теологические исследования. Эти исследования имеют и фундаментальный, и прикладной характер. Авторы статьи полагают, что приоритетом для Сибирского федерального университета являются исследования истории и культуры Красноярского края, Сибирского федерального округа. Особое значение имеет исследование специфики православия в Сибири. В научной статье изложены исторические факты о российском новомученичестве и исповедничестве ХХ века. Феномен сибирских новомучеников запечатлен иконографически в Соборе сибирских Святых и в документе Деяния Архиерейского Собора. Перспективы исследования связаны с историей сибирских святых.

исповедники

новомученики

культурные исследования

1. Викторук Е. Н., Черняева А. С. Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 5. – С. 776-784.

2. Кирко В. И., Кеуш А. В., Шишацкий Н. Г. Проблемы модернизации северных территорий /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т.5. - № 9. – С. 1246-1251.

3. Копцева Н. П. Культурно-антропологический проект социальной инженерии. (проблема методологии современных прикладных культурных исследований) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 1. – С. 22-34.

4. Копцева Н. П., Замараева Ю. С., Сертакова Е. А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т.4. – № 11. – С. 1577-1588.

5. Копцева Н. П., Махонина А. А. Методология Генриха Риккера и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 247-258.

6. Копцева Н. П. Индигенные народы Красноярского края. К вопросу о методологии культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т.3. – № 4. – С. 554-562.

7. Либакова Н. М. Специфика и методология гендерной теории в прикладных культурных исследованиях // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 9. – № 4. – С. 580-586.

8. Лузан В. С. Культурная политика как предмет прикладной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т.2. – № 3. – С. 323–335.

9. Неволько Н. Н. Визуализация этнической темы в живописных и графических произведениях искусства хакасских мастеров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т.4. – № 8. – С. 1109-1126.

10. Семенова А. А. Понятие «концепт» как основа современной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 234-246.

Вначале необходимо дать определение словам «Новомученик» и «Исповедник».

«Новомученики» - это общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. в Царском Селе. 25 января 1918 г. в Киеве был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как День памяти (Собор) новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. началась кампания «по изъятию церковных ценностей», приведшая к ряду судебных процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г., в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в середине 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание.

«Исповедник» - это Святой, при жизни подвергшийся преследованиям за проповедь христианства, но умерший не мученической смертью (в христианстве) .

Отношение государства и церкви в XX веке

По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных. Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными.

В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов.

Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. А. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема.

Новомученики Сибирской земли

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.

10/23 июня 1984 года в Тобольске (тогда в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершенно первое празднование Собору Сибирских святых.

На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии.

На иконе изображены следующие Святые и подвижники Благочестия (слева направо):

Первый нижний ряд:

  • митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) (+1857; память 21 декабря/3 января);
  • архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского (+1787; память 10/23 мая);
  • святитель Софроний, епископ Иркутский (+1771; память 30 марта/12 апреля);
  • святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+1709; память 21 сентября/4 октября);
  • святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (+1715; память 10/23 июня);
  • святитель Иннокентий, митрополит Московский (+1879; память 31 марта/13 апреля);
  • святитель Павел, митрополит Тобольский (+1770; память 4/17 ноября);
  • святитель Иннокентий, епископ Иркутский (+1731; память 26 ноября/ 9 декабря и 9/22 февраля);
  • святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский (+1727; память 31 мая/13 июня).

Второй ряд:

  • митрополит Смоленский Симеон (+1681; память 4/17 января);
  • архиепископ Нектарий (+1636-1640);
  • архимандрит Верхотурский Арефа (+1910; память 15/28 мая);
  • праведный Симеон Верхотурский (+1642; память 12/25 сентября);
  • святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (+1840; память 12/25 февраля);
  • преподобный Герман Аляскинский (+1837; память 13/26 декабря и 27 июля/ 9 августа);
  • святой мученик Василий Мангазейский (+1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая);
  • архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (+1802; память 27 декабря/9 января);
  • митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (+1740; память 27 марта/9 апреля).

Третий ряд:

  • блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (+1706; память 1/14 ноября);
  • преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский (+1820; память 14/27 мая);
  • епископ Герасим Астраханский (+1880; память 24 июня/7 июля);
  • епископ Рязанский Мелетий (+1900; память 14/27 января);
  • архимандрит Макарий, миссионер Алтайской Миссии (+1847; память 18/31 мая);
  • праведный Стефан Омский (+1876; память 30 июня/13 июля);
  • преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (+1797; память 17/30 декабря).

Четвертый ряд:

  • блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (+1701; память 16/29 апреля);
  • блаженная Домна, старица Томская (+1872; память 16/29 декабря);
  • праведный Даниил Ачинский (+1843; память 15/28 апреля);
  • праведный отрок Петр Томский (+1820; память 4/17 марта);
  • праведный Феодор Кузьмич Томский (+1864; память 20 января/2 февраля);
  • преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (+1846; память 5/18 октября).

Новомученики и исповедники

Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»:

«1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили»:

от Красноярской епархии:

  • епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885-1937),
  • протоиерея Николая Казанского (1874-1942),
  • священника Александра Поливанова († 1919),
  • священника Амоса Иванова († 1919),
  • священника Владимира Фокина († 1919),
  • священника Димитрия Неровецкого († 1919),
  • священника Иоанна Пригоровского (1878-1918),
  • священника Михаила Вологодского († 1920),
  • священника Михаила Каргополова († 1919),
  • священника Николая Силина († 1919),
  • священника Порфирия Фелонина († 1919),
  • священника Стефана Семенченко († 1919),
  • священника Трофима Кузнецова († 1919);

от Барнаульской епархии:

  • священника Петра Гаврилова (1870-1937),
  • священника Иоанна Можирина (1870-1937),
  • монаха Феодора (Никитина; 1873-1937),
  • Иоанна Протопопова (1902-1937);

от Омской епархии:

  • Николая Цикуры (†1918);

от Тобольской епархии:

  • епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858-1918),
  • протоиерея Ефрема Долганева (†1918),
  • священника Петра Карелина (†1918),
  • священника Михаила Макарова (†1918),
  • Константина Минятова (†1918).

3. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

в Красноярской и Крымской епархиях:

  • архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня, священноисповедник);

в Омской епархии:

  • архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик);
  • священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик);
  • священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик).

Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Религиозного воспитания в семье будущий святитель не получил.

После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, так как увлекался живописью и окончил киевскую художественную школу. В поисках истины Валентин прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина - только в Православии.

После окончания университета он работал в Чите, в военно-полевом госпитале Киевского Красного Креста, где делал много очень сложных операций. В то время он женился на медсестре по имени Анна, которую все называли святой. В дальнейшем он занимался медицинской практикой и научной работой.

В 20-е годы он работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре - в иерея, и впоследствии он совмещал священническое служение с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.

Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.

Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.

В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов", которые до сих пор не теряют своего значения. Вообще святитель Лука - автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, а также апологетических трудов и множества проповедей.

С 1946 по 1961 гг. Владыка был правящим архиереем Крымской епархии. По воспоминаниям людей, знавших его, "когда Владыка служил, в храм нельзя было войти - столько там было народу. В конце жизни он ослеп, но при этом не оставлял свой паствы. Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить "пешей процессии", ничего не могли сделать.

Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополь.

Значение феномена новомученичества для современной российской культуры

Ф. М. Достоевский мечтал о «новом слове», которое Россия «скажет миру». Для нас сегодня ясно, что это новое слово сказано в XX веке русскими святыми Исповедниками и Мучениками, ибо они как нельзя выше подняли планку нравственного идеала в Отечестве нашем и в народе нашем, соприкоснувшись с самой Вечностью.

Канонизация святых новомучеников и исповедников Российских несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.

Представленная статья репрезентует интерес исследователя к актуальной теме истории православия, реконструкции в умах молодого поколения ценностей и идеалов религии. На базе Сибирского федерального университета активно ведутся культурные и гуманитарные исследования .

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г.Красноярск.

Викторук Е.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.

Библиографическая ссылка

Панихина М.И., Копцева Н.П. НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХХ ВЕКА В СИБИРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10444 (дата обращения: 15.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Российских новомучеников XX столетия. Поэтому, как постулатор процесса , я обращаюсь к вам со своим словом. Только вместе, благодаря нашей усердной молитве, и уповая на волю Божью — мы можем достигнуть этой цели: чтобы, по крайней мере, некоторые из Слуг Божиих были прославлены.

Однако, кроме молитвы нужны также наши действия. Из плана работ, связанных с процессом беатификации уже близки к выполнению некоторые пункты. Уже в конце 2017 года или в начале 2018 года будет издана книга о новомучениках «Вместе со Христом до Конца. Мученичество Слуг Божьих в Советском Союзе» .Книга посвящена памяти епископов, священников, а также мирян всех обрядов и национальностей, на долю которых выпало жить на этой земле в трагический период всеобщего террора — тех, кого ссылали в лагеря, кого расстреливали и кто тем самым отдал свою жизнь за стадо Христово. И кто, невзирая ни на что, был верен своему христианскому призванию до конца, и таким совершенным образом исполнил завет Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15:13).

В книге будут опубликованы биографии епископа Антония Малецкого, прелата Константина Будкевича, священников: Франциска Будриса, Яна Тройго, Павла Хомича, Антония Червинского, Епифания Акулова, Потапия Емельянова, монахинь: матери Анны Абрикосовой, сестры Галины Енткевич и мирянки Камиллы Крушельницкой, т.е. будет содержаться 11 жизнеописаний Слуг Божьих. Кроме того, в книгу будут добавлены жизнеописания архиепископа Иоанна Цепляка и священника Антония Дземешкевича, которые пока не входят в настоящий процесс беатификации в России, но есть надежда, что они войдут в будущий процесс беатификации. В конце книги будут молитвы и новые цветные портреты российских новомучеников, сделанные художниками Санкт-Петербурга.

С целью большей популяризации Слуг Божиих будет издан Католических календарь на 2018 год , в котором на каждой ежемесячной странице календаря будет цветной портрет Слуги Божьего, молитвы о причислении его к лику блаженных, а также краткая биографическая справка. Поэтому прошу всех заинтересованных присылать заявки на эти издания, которые должны помочь нам популяризовать наших неустрашимых героев ([email protected]).

Кроме того, обращаюсь с просьбой к настоятелям тех наших российских католических приходов, где работали или молились Слуги Божии, чтобы они постарались увековечить их память мемориальной доской в храме, в часовне или даже на улицах наших городов. За помощью в финансировании таких мемориальных досок обращайтесь ко мне как к постулатору процесса беатификации.


Список римско-католических Слуг Божиих с наименованием городов, в которых они жили и храмов, в которых они работали:

1. Епископ Антоний Малецкий – Санкт-Петербург (храм св. Станислава, базилика св. Екатерины), Витебск, Минск (Беларусь), Аглона (Латвия), Струги Белые, Кронштадт, Луга, Ямбург, Москва, Иркутск, Варшава (Польша) – умер.

2. Прелат Константин Будкевич – Краслава (Латвия), Санкт-Петербург (базилика св. Екатерины), Псков, Витебск, Москва (расстрелян).

3. Свящ. Франциск Будрис – Санкт-Петербург, Иркутск, Тюмень, Пермь, Вятка, Екатеринбург, Челябинск, Курган, Златоуст, Тобольск, Казань, Самара, Уфа (расстрелян).

4. Свящ. Иоанн Тройго — Санкт-Петербург, Могилев (Беларусь), Москва, Соловецкий лагерь, Ленинград (скончался в тюрьме).

5. Свящ. Павел Хомич – Волковыск (Беларусь), Санкт-Петербург, Вырица, Дно, Старая Русса, Чолово, Остров, Опочка, Псков, Порхов, Соловецкий лагерь, Комсомольск-на-Амуре, Ленинград (расстрелян).

6. Свящ. Антоний Червинский – Билгорай (Польша), Крым, Саратов, Санкт-Петербург, Владикавказ, Моздок, Пятигорск, Грозный, Хасав-Юрта, хутор Минский

7. Камилла Крушельницкая (мирянка) – Барановичи (Беларусь), Москва, Соловецкий лагерь. урочище Сандормох (расстреляна).

И, наконец, я хотел напомнить Пастырские указания на 2017-2018 пастырский год нашего архиепископа Павла Пецци «7 ноября, вторник. Прошу, чтобы во всех приходах Архиепархии в этот день совершались молитвы об ускорении процесса беатификации российских новомучеников, и по их заступничеству — о мире и согласии в нашей стране, между народами и в христианских общинах во всём мире. Пусть вера и бескорыстная любовь созидают новое общество.»


С уважением

о. Христофор Пожарский,
Постулатор процесса беатификации российских католических новомучеников XX века

Санкт-Петербург

МОЛИТВА О КАНОНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ


Господи, Ты сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески злословить за Меня». Прими в свет Лица Своего всех мучеников Твоих, знавших, что Ты есть Путь, и не последовавших за лжепророками земного рая.

Ты сказал: «…всякого, кто исповедает Меня перед человеками, и Сын Человеческий исповедает перед Ангелами Божиими». Милостиво взгляни на сохранивших верность Тебе - Истине вечной.

Ты сказал: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Вспомни о тех, кто принял страдания с Тобою в сердце и умер за Тебя с любовью, ибо Ты - жизнь, а отвергающий Тебя - тлен.

Молим Тебя, прославь мучеников Твоих, причисли их к лику святых, дабы они светлым венцом своего мученичества озаряли нам путь к Небесному Царству.

Аминь.

ХХ век для Русской Православной Церкви стал веком мученическим. В России миллионы наших соотечественников – православных христиан – отдали свою жизнь за веру Христову. Десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. В научной литературе приводятся данные, согласно которым только за 1937–1938 гг. было арестовано более ста шестидесяти тысяч священнослужителей, из которых более ста тысяч были расстреляны. За 70 лет Россия потеряла более семидесяти тысяч храмов, были закрыты и разрушены сотни монастырей.

Особенно много верующих пострадало в Сибири, их привозили сюда со всей России. Сибирь стала именоваться «Российской Голгофой».

Вот уже 13 лет Русская Православная Церковь отмечает День памяти святых новомучеников и исповедников земли Русской. Число новопрославленных святых сегодня превышает 2000 человек, их память совершается почти 300 дней в году.

На Архиерейском Соборе 2011 года был принят документ, касающийся сохранения памяти новомучеников и исповедников Российских, в котором дана развернутая программа по распространению их почитания, а также подведен итог ХХ столетию, одному из самых трагичных и кровавых, с большим количеством жертв, причем имевших место в условиях отсутствия войны. В марте 2013 года был создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, призванный проводить в жизнь решения Собора.

C 1993 года в Новосибирской епархии ведется сбор сведений о священно- и церковнослужителях и мирянах, подвергшихся политическим репрессиям. После крушения Советского Союза для исследователей стали доступны прежде закрытые архивные фонды, многие документальные материалы о гонениях на Церковь.

По-новому предстала та страшная реальность, в которой жили и совершали свой мученический подвиг во имя Христа новые святые Его Церкви. Эта часть истории нашего народа, нашего Отечества десятилетиями преподносилась в искаженном виде. Росли поколения, которые были воспитаны на лжи. И сейчас те настроения, которые доминируют в обществе, не очень располагают к углублению в печальные страницы прошлого. Люди настроены на получение чего-то легкого и приятного. Тот культ потребления, который насаждается, в корне противоречит ценностям, за которые умирали наши новомученики. Зараженное культом потребления общество оказывается слабовосприимчивым к подвигу тех, благодаря кому наш народ выстоял и сохранил совесть и достоинство в годы гонений. Так, на пересечении улиц 1905 года и Нарымской в Новосибирске с середины 20-х до начала 60-х годов прошлого века находилось здание, в котором сначала размещалась пересыльная тюрьма НКВД, а затем психоневрологический диспансер. В течение трёх десятилетий эта тюрьма являлась одним из главных тюремных распределителей в СССР: через неё с запада на восток и с востока на запад беспрерывным потоком шли каторжные этапы. В общей сложности через неё прошли сотни тысяч арестантов. Есть основания полагать, что часть приговоров была исполнена в самой тюрьме – такая практика известна для основной части крупных городов СССР. Часть узников покончила с собой, многие умерли, не перенеся мучений. Здание тюрьмы могло стать настоящим памятником мученичеству огромного количества людей. Но в прошлом году здание снесли, и нашлись люди, которые начали там строительство жилого дома. На костях!

В этом году в день празднования Собора новомучеников и исповедников Святейший Патриарх сказал, что спасти от идолопоклонства Россию может сильная вера и память о наших новомучениках, «которые даже перед угрозой смерти не поклонялись идолам».

В Новосибирской епархии работа по выявлению документов советского периода началась в тесном содружестве с Государственным архивом Новосибирской области. Сегодня группой церковных исследователей совместно с архивом и Институтом истории СО РАН готовится сборник документов по церковно-государственным отношениям советского периода.

Территория нынешних границ митрополии совпадает с территорией Новосибирской области. Само образование Новосибирской епархии во многом обязано выделению из Томской губернии в 1921 году самостоятельной Новониколаевской губернии. В декабре 1921 года прошло общее собрание прихожан и духовенства церквей города Новониколаевска. На нем было принято решение ходатайствовать перед высшей Церковной властью об учреждении в Новониколаевске особого викариатства. Вскоре была выделена самостоятельная Новосибирская епархия, 90-летие которой мы торжественно отметили в этом году.

Анализ источников Государственного архива Новосибирской области позволяет утверждать, что в 1920-е годы на территории Новосибирской области находилось более 350 храмов и часовен.

С конца 20-х и в 30-е годы XX века началось массовое закрытие и разрушение храмов. Сотни священнослужителей и мирян Новосибирской епархии были арестованы и расстреляны.

Распоряжением по Новосибирской епархии от 10 января 2002 года была образована епархиальная Комиссия по канонизации святых под председательством .

Комиссия по канонизации начала работу по сбору материалов о жизни и подвигах репрессированных. За время работы в Государственном архиве Новосибирской области, архиве Управления ФСБ РФ по Новосибирской области и Информационном центре ГУВД Новосибирской области были получены данные о сотнях священников, монашествующих и мирянах, пострадавших в годы гонений. Собрано большое количество архивных справок и фотографий, установлены и устанавливаются судьбы расстрелянных и умерших в лагерях священников. Но материал еще требует детальной систематизации и обработки.

Изучение эпохи новомучеников, а также жизни каждого отдельного человека, подвергшегося гонениям, чрезвычайно сложно. Дело в том, что объемы материалов, оставшихся от того времени и касающихся репрессированных властью людей, могут быть незначительны или огромны. Но при этом нельзя сказать, что они содержат полную информацию о человеке, о его взаимоотношениях с государством и другими людьми.

Архивный отдел Управления ФСБ регулярно ведет работу по изучению подобных уголовных дел, направляя результаты проверки на рассмотрение в прокуратуру. С 1991 по 2008 годы было рассмотрено более шестнадцати тысяч заявлений и писем от граждан и родственников граждан, пострадавших в годы массовых политических репрессий, а также запросов из государственных и общественных организаций.

Поиск материалов о новомучениках осложняется тем, что почти не сохранились семейные архивы. С 1920–30-х гг. в семьях боялись не только хранить записи о своих пострадавших родственниках, но зачастую даже детям боялись рассказать, что прадед или дед был священником, что он расстрелян за веру. Родственники «врагов народа» испытывали определенный страх, недоверие по отношению к окружающим, скрывали то немногое памятное, что у них оставалось от дедов, родителей. Ведь часто и сами они, в 1980–90-е уже пожилые люди, в детстве прошли через ужасы репрессий.

В советских школах учили другую историю страны, из которой всех этих людей вычеркнули и, можно сказать, убили дважды- сначала уничтожили физически, а потом столько лет не разрешали упоминать их имена даже в кругу семьи. Можно было не знать, что дома хранятся иконы, письма.

Почти не сохранилось информации о частной жизни, о пастырстве, о проповедях репрессированных священнослужителей. Остались только материалы допроса, а кто этот человек был как личность, кого больше почитал, к кому в молитвах обращался, как с людьми беседовал – об этом мы почти ничего не знаем.

Есть трудность и в том, что органы НКВД письменно не фиксировали фактов страдания за веру, за Христа. Необходимо находить факты исповедничества, выраженные иным образом, нежели ответ на прямой вопрос – верует ли человек во Христа. В то же время множество документов остается и сегодня закрытыми, и уже само по себе это призывает нас благоразумно воздерживаться от поспешных решений.

Очень важно создать информационную сеть, благодаря которой любой желающий мог бы получить всю необходимую информацию о репрессированных священнослужителях.

По результатам работы епархиальной Комиссии по канонизации святых в лике новомучеников и исповедников Российских в 2002 году прославлены священномученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин.

21 февраля 2011 года в Новосибирской епархии образована епархиальная богослужебная Комиссия для составления службы священномученикам Новосибирским протоиерею Николаю Ермолову (1874–1937) и священнику Иннокентию Кикину (1878-1937), включенным в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Текст службы был утвержден архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном, а затем послан для утверждения в Синодальную богослужебную комиссию.

17 июня 2011 года Епархиальный совет Новосибирской епархии решил установить общеепархиальным Днем празднования памяти новомучеников и исповедников Российских ближайшее воскресенье к 26 октября (н. ст.) - дню памяти священномучеников Новосибирских Николая Ермолова и Иннокентия Кикина.

Во исполнение этого решения уже два года общеепархиальное празднование в честь священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских, проходит в Искитиме на Святом источнике, рядом с которым воздвигается храм в честь Новомучеников и Исповедников земли Русской. Именно в этих местах когда-то действовал один из самых зловещих спецлагерей тоталитарного режима - Искитимский штрафной лагерь Сиблага.

В цокольном этаже храма планируется разместить музей. Одна из экспозиций будущего музея, названная «Сибирские новомученики», была представлена на выставках «Православная Русь», «Православная осень», «Искитим православный», прошедших в Новосибирске и Искитиме в 2012–2013 годах. В рамках выставки можно было познакомиться с уникальными экспонатами, посвященными подвигу исповедничества на территории Сибири. Ими стали переданные Новосибирской епархии в 2009 г. Управлением УФСБ РФ по НСО двадцать единиц архивных документов, относящихся к первой половине ХХ века. Среди этих документов свидетельства о рукоположении в сан, о прохождении миссионерских курсов, о присвоении иерархических наград. Все они принадлежали нескольким церковно-священнослужителям, расстрелянным в середине 1930-х годов по обвинению в контрреволюционной деятельности и пропаганде. Также были представлены личные вещи, семейные портреты и фотографии священномученика Николая Ермолова ; копии документов и фотографии священномученика Иннокентия Кикина ; пострадавших в годы лихолетья священников Новосибирской епархии Василия Гоголушко , Василия Топоркова , Николая Конина, последнего священника разрушенного искитимского Никольского храма Иосифа Юхто . Можно было увидеть страшные снимки перезахоронения останков Волчанских новомучеников. На выставке постоянно действовали мультимедийные презентации, фильмы о подвиге новомучеников и исповедников Сибири. Данные материалы были предоставлены из разных регионов Сибири.

В рамках торжеств, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в Искитиме уже дважды прошли конференции «Новомученики Российские». В прошлом году в конференции приняли участие более 100 юношей и девушек, представлявших 16 школ г. Искитима и с. Завьялово, ученики воскресных школ Искитима и студенты Новосибирской Духовной семинарии. Докладчиками на конференции стали победители конкурса на лучшую научную работу «История России XX века: новомученики на Новосибирской земле (в Западной Сибири)».

На образовательном портале Новосибирской митрополии «Образование и Православие» был создан специальный раздел, посвященный Новосибирским новомученикам: . Здесь выкладываются новости и сведения, посвященные сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех, невинно пострадавших от богоборцев в Новосибирской митрополии в годы гонений.

Сегодня в епархиях митрополии проводится работа, направленная на сотрудничество с органами власти с целью установления мемориальных досок и памятников на местах страданий, смерти и погребения новомучеников, а также с целью переименования в их честь улиц, площадей, бульваров и скверов. Естественно, ставится вопрос о переименовании некоторых улиц, в настоящее время носящих имена людей, ответственных за преследование и уничтожение народа – должно быть нравственное отторжение от преступлений прошлого. И тем более необходимо знать не только имена, но жизнь и подвиг тех новомучеников, имена которых, надеемся, будут носить улицы, на которых мы живем. Мы должны понимать, что в значительной степени именно благодаря их подвигу совершается ныне процесс духовного возрождения нашего Отечества.

Период гонений показал, что в Церкви было немало людей огромной внутренней силы, которые готовы были идти на мученичество за Христом. Память о трагедии такого масштаба очень важна. Если подобное забывается, есть опасность вернуться к подобным реалиям.

Новомученики - ярчайший пример веры и верности. Это были живые люди, которые боялись мучений и смерти. Но они оказались готовы умереть за то, во что верили.

Мы должны знать, какой ценой сохранялась наша вера, чтобы нам не только в будущем не повторять таких трагических ошибок, но чтобы и сейчас укрепляться в истине, помня слова Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя христианства» .

23 октября прошли мероприятия, посвященные Дню первого общеепархиального празднования памяти священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских, сообщает сайт «Образование и Православие» .

На площадке ДК «Молодость» г. Искитима состоялась конференция, посвященная знаменательному событию. Все желающие смогли ознакомиться со специально выпущенной брошюрой «Житие священномучеников Николая Ермолова и Иннокентия Кикина, пресвитеров Новосибирских», а так же со специальным выпуском «Новосибирского Епархиального Вестника», подготовленного к этой дате.

В фойе Дома культуры была представлена выставка, посвященная священномученикам и всем пострадавшим в эпоху гонений за веру Христову в XX веке.

По окончании Божественной Литургии в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник города Искитима, Крестный ход прошел до Святого источника в Ложке.

В Крестном ходе приняли участие не только жители Искитима и Искитимского района, но и многочисленные паломники, прибывшие в Искитим на автомашинах и автобусах, организованных Епархиальным Миссионерским отделом. У Святого источника был отслужен молебен Новомученикам и Исповедникам Российским - священномученикам Николаю и Иннокентию пресвитерам Новосибирским.

По окончании молебна ко всем присутствующим с приветственным словом обратился Владыка Тихон и глава района О.В.Лагода.

В числе почетных гостей были председатель Законодательного собрания Новосибирской области И.Г.Мороз, глава администрации Искитима В.Г.Пфейфер, Генеральный консул ФРГ в Новосибирске Найтхарт Хёфер-Виссинг, региональный врач Германского Посольства в Москве г-н Фолькер Шмидт, председатель Комитета Правительства области В.Д.Лымарь, председатели Советов депутатов района и города А.Н.Рукас и А.А.Федотов.

По окончании Крестного хода, в Доме культуры «Молодость» города Искитима прошла Первая просветительская конференция «Российские Новомученики и Исповедники ХХ века», посвященная дню памяти Новомучеников и Исповедников Российских в Новосибирской Епархии.

Конференция была организована и проведена Новосибирской епархией совместно с управлением образования администрации Искитима, при непосредственном участии начальника управления Ольги Анатольевны Прасоловой.

В связи с праздничными мероприятиями Высокопреосвященнейший Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский, обратился к пастырям, монашествующим и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии.

«За годы, прошедшие после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства об архипастырях, священниках, монахах и мирянах, пострадавших в эпоху гонений за веру Христову в XX веке. По мере того как Господь открывает прежде неизвестные страницы отечественной истории и церковной жизни, становятся известными новые имена и подвиги новомучеников и исповедников Российских. И Церковь Русская, воссылая благодарение Богу, дивному во Святых Своих, совершает их общецерковное прославление. Среди новомучеников Российских прославлены имена и подвиги священномучеников Николая и Иннокентия, пострадавших за Христа в столице Сибирского края городе Новосибирске в 1937 году. Эти ревностные церковные пастыри, последуя своему Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, сохранили святую православную веру "даже до смерти" (Флп. 2, 8), и их мученическая кончина стала драгоценным свидетельством о цели и смысле христианской веры и жизни», - говорится в послании

Как отмечается в документе, «в 2002 году в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска совершилось прославление священномучеников Николая и Иннокентия в лике Святых, и теперь храмы наши украшаются их святыми иконами, а память их прославляется церковными службами».

«Новомученики Российские жили во времена исповедничества, когда для каждого христианина главным стал вопрос: "Со Христом я или нет?". А многие житейские вопросы отошли на второй план. За верность Христу новомученики заплатили своей жизнью, ради Жизни Вечной. Но ведь этот вопрос "Со Христом я или нет?" для христианина остается важнейшим в любые времена! Священномученики Новосибирские Николай и Иннокентий, память которых мы ныне светло празднуем, свидетельствуют нам о том, что никто и ничто не должно отлучать христиан от любви Божией, как учит Святой Апостол Павел. Церковь не перестает нам напоминать о том, что гонения на верующих в годы репрессий были вызваны именно исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не какой-либо антигосударственной деятельностью. Все мученики и мученицы Российские были верными сынами и дочерьми своего земного Отчества. Поэтому мы призываем направить совместные усилия Церкви, государства и общества на увековечение памяти жертв гонений на веру, что внесет весомый вклад в изменение нравственного состояния нашего народа. Кровь мучеников — семя Церкви. Молитвенная помощь новомучеников и исповедников Российских помогла возрождению Православия в России. Земля Российская вновь украшается храмами Божиими и родители могут безбоязненно крестить своих детей. Мы нуждаемся в молитвенном предстательстве пред Богом святых новомучеников, потому что и в настоящее время наша вера проходит различные испытания. Сегодня особенно необходимо, чтобы духовные плоды подвигов новомучеников и исповедников Российских послужили современной жизни нашего общества», - подчеркивается в обращении.

«Сибирь в XX веке стала поистине Российской Голгофой, потому что на этой земле мученическими подвигами прославилось бесчисленное множество святых сродников наших. При этом Церковь помнит не только прославляемых ею святых, но молится и о всех жертвах страшных репрессий и призывает общество хранить память об этих трагических страницах нашей истории, помнить о невинно пострадавших. Молитвами священномучеников Николая и Иннокентия Новосибирских да благословит Господь землю Сибирскую, град наш Новосибирск и все грады и веси Российские и поможет нам строить новую жизнь и хранить Святую Православную Веру, в которой "наше утверждение". Аминь», - заключил архиепископ Тихон.

Вышел в свет очередной том издания «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века». Одна из глав шестого тома посвящена священномученику Гермогену (Долганеву), епископу Тобольскому и Сибирскому.

Это многотомное издание — проект фонда «Память мучеников и исповедников российских XX века». Первый том был издан в 2005 году, сегодня выпущено в свет уже шесть томов. В этой серии публикуются жития всех новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Русской Православной Церковью, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).

Значительная часть жизнеописаний публикуется впервые, материалы остальных дополнены и уточнены. Основой для исследования подвига новомучеников послужили архивно-следственные дела. Поскольку написаны они были по большей части безграмотно, для публикации цитируемые тексты были приведены в соответствие с нормами литературного русского языка и правилами современной грамматики. Опечатки, содержащиеся в документах, исправлены; недописанные слова и сокращения раскрыты. Публикации составлены в результате комплексного изучения документов, хранящихся в государственных архивах России.

Жития систематизированы по принципу «Четий-Миней», то есть расположены в порядке празднования дней памяти этих святых Церковью. Каждый том посвящен одному календарному месяцу. Таким образом, запланирован выход двенадцати томов. Жития новомучеников, у которых нет определенного дня памяти, помещены в первом томе серии — январской книге, так как их память совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после этого дня. Жития иллюстрированы фотографиями и иконами святых.

Одна из глав шестого тома посвящена священномученику Гермогену (Долганеву), епископу Тобольскому и Сибирскому. Его имя неразрывно связано с историей Саратовской епархии. 14 января 1901 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским.

«Став правящим архиереем, Епископ Гермоген сразу же заявил свою программу: «Трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы». <…>

Службы Преосвященнейшего Гермогена, строго уставные и всегда сопровождавшиеся поучениями, производили огромное впечатление: многие плакали от умиления и духовной радости — так благоговейно и трепетно молился владыка в алтаре перед престолом Божиим. <…>

Ввиду усиления в Саратовской епархии борьбы старообрядцев, сектантов и безбожников с православной Церковью, владыка особое внимание уделял миссионерской деятельности. Получение диаконского или священнического места в епархии Преосвященнейший обусловил обязательством со стороны получающего место изучить старообрядчество и сектантство, вести миссионерские беседы и быть в действительности миссионером — благочинническим, окружным, уездным или епархиальным. С целью борьбы с сектантством и насаждения православного учения, во всех городах и селах по благословению владыки стали устраиваться внебогослужебные пастырские беседы. В Саратове под руководством епископа проводились беседы во все воскресные и праздничные дни. Эти беседы предварялись кратким молебном, чередовались духовными песнопениями в исполнении архиерейского хора и оканчивались пением всех присутствующих. Беседы привлекали такую массу слушателей, что бывали дни, когда огромный зал музыкального училища, где они проходили, не мог вместить всех желающих.

Кроме того, по благословению владыки велись особые беседы со старообрядцами и сектантами в Покровской церковно-приходской школе, а также в учрежденных им столовых духовно-просветительского отдела Братства Святого Креста. Как богослужения церковные, так и внебогослужебные собеседования всегда доканчивались раздачей народу листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Печатному слову епископ придавал особое значение в борьбе с врагами Церкви. В противовес литературе отрицательной, безбожной, противоцерковной, в миллионах экземплярах брошюр и листков распространяемой среди народа врагами Церкви и государства, владыка раздавал литературу положительную и обличительную. С этой целью он преобразовал и расширил епархиальный печатный орган — «Саратовский духовный вестник» и учредил еженедельный «Братский листок»; еженедельные печатные издания по его благословению и при его поддержке появились в Балашове, Камышине и Царицыне. <…>

Епископу Гермогену не раз приходилось отстаивать интересы православных крестьян вверенной ему епархии перед местными властями и земством. <…> Владыка писал об одном из таких случаев: «Общество крестьян села Широкое Саратовского уезда… приняло постановление: ”существующую земскую школу закрыть и просить Преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, принять эту школу в духовное ведомство и обратить ее в церковно-приходскую двуклассную”.

Широкинское общество убедилось в крайне неудовлетворительных успехах и в низкой степени религиозно-нравственного воспитания своих детей из таковых фактов: учительница содержимой земством школы разъезжала по митингам, делом своим не занималась, сама в храм Божий не ходила и детей в него не водила. Саратовская же уездная земская управа не только на это не обращала внимания, но, несмотря на неоднократные жалобы крестьян сей управе, в школьном деле всячески противодействовала Широкинскому обществу. После митингов начались в селе Широком пожары: сгорел двор священника, сгорели хутора села Широкого. Между жителями начались раздоры… Осведомившись от самих крестьян-уполномоченных о ненормальном течении жизни в селе Широком… я счел за нужное… удовлетворить их желание и просьбу: открыть в их общественном здании вместо земской школы школу церковно-приходскую…».

Примечательно, что на этом история с широкинской школой не закончилась: Саратовское губернское присутствие в 1910 году постановило отобрать школу у духовного ведомства и снова превратить ее в земскую, и епископ Гермоген в начале 1911 года для решения этого вопроса вынужден был обратиться к Императору…

О саратовском периоде в биографии священномученика рассказано достаточно подробно. Эти страницы читаются с особым чувством — тем более что в тексте немало указаний на то, где происходили те или иные события: музыкальное училище (ныне консерватория), церковь-часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы «В скорбях и печалях утешение» при архиерейском доме (ныне Архиерейское подворье- храм во честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»), Покровская церковно-приходская школа (ныне средняя школа № 30 города Саратова) и др. Упоминания о подлинных событиях восстанавливают предгрозовую атмосферу тех лет:

«Во время крестного хода на Волгу 6 января 1910 года, в праздник Богоявления Господня, когда сонм священнослужителей во главе с епископом Гермогеном в окружении множества православных мирян шел по направлению к Волге, саратовская молодежь стояла по сторонам, уперев руки в бока, в шапках, и с папиросами, плевала шелухой семечек и смеялась каким-то демоническим смехом над непонятным для нее христианским торжеством».

«Да будет вам известно, что для меня все равно, где я буду жить, в Саратове или Сибири, но знайте, я никогда не перестану защищать истину и канонические основы Православной Церкви», — такие слова были произнесены Владыкой Гермогеном после получения известия о его увольнении от присутствия в Святейшем Синоде. Этим словам он остался верен до последней секунды своей земной жизни, которая закончилась 15 июня 1918 года в водах сибирской реки. Честные останки священномученика Гермогена были вынесены на берег реки и обретены 3 июля того же года. С 2005 года они покоятся в Покровском храме Тобольского кремля.

Газета «Православная вера» № 16 (396)