Меню

Понятие и структура политической системы. Понятие, структура и функции политической системы общества

Кровельные материалы

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем : Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа:

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность:

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы :

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Политическая система общества — сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе; совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Этот механизм включает государство, партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Функции:
полит.социализация - приобщение членов общества к полит.деятельности;
полит.рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в полит.системе;
выражение интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает полит.решения;
агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в опред.полит.позицию, придание им вида полит.платформы, полит.заявления, программы;
полит.коммуникация - взаимодействие между различными элементами полит.системы, а также между полит.системой и окр.средой;
нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение.
контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.
Структура политической системы состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют шесть основных подсистем в структуре политической системы.
Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации, церковь.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеоᴫᴏгическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема - комплекс типичных дᴫᴙ конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

Политическая система современной России

Политическая система РФ - определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции РФ - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократичность России проявляется в следующем:
единственным источником власти в России является народ, который сам и осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства.
В России установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента РФ, глав региональной и местной администрации и т. д.
Федеративность России означает, что в составе РФ находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, которые осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий.
Характеристика РФ в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы полит.целесообразности.
Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Главой государства в РФ является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную - Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство и судебную - федеральные суды. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В РФ признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность.
Политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

Лекция, реферат. Понятие, структура и функции политической системы - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Для того, чтобы изучить понятие и структуру политической системы, сначала необходимо выяснить, что означает понятие «система». Любая система характеризуется двумя свойствами:

Она состоит из совокупности взаимосвязанных частей;

Она отграничивается от окружения, с которым взаимодействует.

Политические системы – особый тип систем социальных, но первые участвуют в управлении государством.

Политическая система общества представляет собой совокупность политических институтов, социально – политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система состоит из нескольких подсистем:

1) Институциональная подсистема – совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти;

2) Идеологическая подсистема – совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни;

3) Нормативная подсистема – совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь;

4) Коммуникативная подсистема – совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни;

5)Культурная подсистема – комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения»·.

Политическая система не совпадает с административной. Помимо административной системы с ее предусмотренными и жестко регламентированными ролями существует «игровое пространство» не входящих в административную систему людей, обладающих политическим капиталом, который тот или иной агент способен инвестировать в акционерное общество под названием «политическая система».

Таким политическим капиталом могут стать знания, поддержка влиятельных групп, способность контроля факторов, формирующих общественное мнение и т.п.

«Понятие «политическая система» используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. В американской политологии политическая система интерпретируется как совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система, помимо политических институтов, включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития»·.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом; а также обеспечивают функционирование публичной власти.

«Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально – экономические и общественные организации и отношения между ними.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема – формы политического взаимодействия внутри и вне системы»·.

Среди функций политической системы важно отметить следующие:

Функция политической социализации;

Функция адаптации;

Функция регуляции;

Функция реагирования;

Дистрибутивная функция;

Экстракционная функция.

Важнейшим институтом политической системы является государство.


Другие публикации:

Бизнес и развитие партий
Во всех странах важным фактором влияния на состояние партийной системы является бизнес, для которого партии являются достаточно удобным инструментом лоббирования их собственных интересов. Нередко крупные предприниматели, действуя по принц...

Система политического моделирования
Моделирование представляет собой один из перспективных и обладающих хорошей объяснительной способностью методов анализа сложных систем, к которым без сомнения относится и политическая система. В широком понимании модель представляет собой...

Россия и демократия
Говорить демократическими слоганами - о равенстве всех, о свободном рынке, о свободной конкуренции при демократическом режиме в России - просто смешно и даже как-то неудобно, неприлично для мало-мальски умного человека. Какое может быть р...

Введение

политический теория истон алмунд

В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

В чем сущность и важность системного подхода к политике?

Во-первых, он позволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа различных способов ее взаимодействий с окружающей средой.

Во-вторых, он дает возможность представить политику, именно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, ее организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория позволяет свести воедино основные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Целью работы является раскрытие сущности политической системы общества. Согласно поставленной цели видится целесообразным решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность политической системы общества

2. Проанализировать структуру политической системы общества

3. Выявить функции политической системы общества

4. Рассмотреть теории политической системы Д. Истона и Г. Алмонда

Политическая система: понятие, сущность, структура, функции

Тема политической системы общества относится к числу стержневых тем курса политологии. Это объясняется ролью политической системы в жизни социума, которая заключается в обеспечении существования общества как единого организма.

Именно здесь, в политической системе, происходят столкновение и согласование интересов различных общественных сил, принимаются решения, имеющие властный характер. Политическая система обеспечивает непрерывность, связанность и иерархическую координацию деятельности различных политических субъектов. Она гармонизирует общественные отношения, способствует достижению в обществе консенсуса по поводу основных ценностей, целей и направлений социального развития.

Само понятие «политическая система» было введено в науку в середине XX в. Введение его в научный оборот отражало нарастание системного характера политики. Используемые к тому времени термины «тип правления», «система правления» уже не отвечали общей тенденции усложнения политики, так как указывали только на деятельность государственных структур, но развитие гражданского общества, появление политических партий, движений, способных не только подчиняться государственным органам, но и оказывать на них обратное воздействие, обусловили необходимость системного подхода к анализу политической сферы общества.

Понятие «система» к изучению общества применил известный американский социолог Толкотт Парсонс. По Парсонсу, общество есть взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Политическая подсистема осуществляет определение общественных (коллективных) целей, мобилизацию государства на их достижение, принятие необходимых для этого политических решений.

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Поэтому существует ряд неоднозначных подходов в его анализе. Одним из них является институциональный подход. Суть его заключается в рассмотрении системы как совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. С институциональной точки зрения политическая система любого общества выступает как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом или противодействующих друг другу политических институтов. При этом традиционно основное внимание концентрируется на официальных политических институтах - государстве, партиях, конституции, исполнительных и законодательных органах власти и т. д. Правда, при таком подходе из поля зрения выпадают динамика, деятельность и процесс. Наряду с институциональным подходом существует функциональный, который в отличие от институционального акцентирует внимание не на институтах, а на их деятельности. Политическая система при этом определяется как единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. Ее составляют совокупность тех направлений деятельности или функций, которые выполняются отдельными общественно-политическими институтами, группами институтов политической системы в целом.

Близок к функциональному подходу системный подход. При таком подходе под политической системой понимается совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. При этом сторонник этого системного анализа Г. Алмонд считал, что единицей политической системы является роль. А политическую систему он определял как «комплекс взаимодействующих ролей или как структуру ролей, если понимать под структурой систематизацию взаимодействий». Конечно, концепция роли по сравнению с такими понятиями, как «институт», «организация» или «группа», институциональным подходом является более широкой и открытой. Она может включать формальные и неформальные учреждения, семью, электорат, толпу и т. д., поскольку они имеют касательство к политической системе. В то же время системный анализ концентрирует внимание на ролях, функциях и взаимодействиях в ущерб изучению самой политической системы с ее институтами, структурами и их взаимоотношениями, которые как бы выносились за скобки. Основное внимание уделялось действиям, в то время как субъекты этих действий - политические институты - отодвигались на второй план. В этой связи необходимо подчеркнуть, что политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и в первую очередь структур, институциональной инфраструктуры, на базе которых могут развертываться указанные отношения. Как подчеркивал Т. Парсонс, структура составляет анатомию социальной системы, а функции - ее физиологию. Это верно и применимо к политической системе.

Политическая система возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. На ее характер оказывают воздействие многие факторы. Политическая система конкретного общества определяется:

· его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т. п.);

· типом государства (монархия, республика);

· характером политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного и др.);

· характером социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т. п.);

· политико-правовым статусом государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами);

· характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них);

· историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т. п.);

· исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т. д.).

Надо отметить, что любой политической системе присуще определенное политическое пространство. Оно имеет территориальное измерение (ограниченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Политическая система призвана отразить многообразные интересы различных социальных групп общества. В целях отражения этих интересов социальные, политические группы оказывают свое влияние на политическую систему. Существуют два типа этого влияния: требование и поддержка. Требования - это обращение к властным структурам по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе: например, требования о заработной плате, размерах пенсий и пособий, о контроле над рынком товаров и услуг, безопасности граждан, объективности СМИ и т. п. Поддержка как тип влияния на политическую систему означает, что граждане (или их большинство) поддерживают властные институты. Формы этой поддержки могут быть самыми различными. Это уплата налогов, воинская служба, соблюдение законов, активное участие в политической жизни с целью сохранения политических ценностей, поддержка власти, уважительное отношение к государственной символике (гербу, флагу, гимну, ритуалам). Без поддержки политическая система эффективно работать не может. Импульсы поддержки должны поступать регулярно. Но нельзя допускать перегрузки системы требованиями. В противном случае она не может с ними справиться.

Отношение к требованиям, идущих от различных слоев населения, зависит от политической системы. Например, тоталитарная система рассматривает запросы людей как выражение недовольства властью, демократическая - стремится преобразовать поступающие требования и поддержки в соответствующие решения и действия. Это означает, что данная политическая система способна к саморегуляции.

Структура политической системы. Политическая система как любая другая система имеет свою структуру. В современной литературе отсутствует единый взгляд на типологию политической структуры. Например, известный отечественный политолог Ф. Бурлацкий считает, что политическая система любого общества включает в себя 4 основных элемента: 1) политические организации; 2) политические и правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическое сознание и политическую культуру.

В зарубежной политологии в политической системе выделяются 5 подсистем: 1) институциональная; 2) нормативная; 3) функциональная; 4) коммуникативная и 5) культурная.

Несмотря на некоторое сходство приведенных членений политической системы, нам представляется более приемлемой вторая точка зрения. Поэтому мы остановимся на ее характеристике более подробно.

1. Институциональная подсистема. Охватывает стабильные политические организации и учреждения данного общества, непосредственно осуществляющие политическую власть - государство, политические партии, общественные организации и движения, преследующие политические цели. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое выступает основным институтом власти в обществе. Оно обладает большинством ресурсов, монополией на узаконенное насилие, что дает ему возможность воздействовать на различные стороны общественной жизни. Решения государства обязательны для всех его граждан. Оно выступает внутри страны и вне от имени всего народа, выражает его волю, интересы, суверенитет. Составными частями государства являются законодательная, исполнительная и судебная власть, вооруженные силы, органы разведки, внутренних дел, прокуратуры и т. д. На государственную власть оказывают влияние политические партии, общественно-политические организации и движения, СМИ, церковь и др.

2. Нормативная подсистема. Она включает в себя нормы права, политические традиции, политическую этику. Правовые нормы закрепляются в конституциях, законах, кодексах (уголовном, процессуальном и т. д.). Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное, с точки зрения закрепления в политической системе. Через правовые нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

3. Функциональная подсистема. В нее входят формы и направления политической деятельности, а также способы и методы осуществления власти.

4. Коммуникативная подсистема. К ней относятся средства передачи, взаимодействия между различными политическими институтами, а также формы и принципы взаимодействия как внутри системы (например, между президентом страны и ее парламентом, или между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств (различные формы межправительственных, межпарламентских, межпартийных и др. связей).

5. Культурная подсистема. Включает в себя политическое сознание и политическую культуру. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая культура - это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. (Кстати, этим автором термин «политическая культура» был впервые использован в западной литературе в 1956 г.). Формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура в свою очередь дает знание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношение человека к окружающей среде и политической жизни, способствует пониманию целей и содержания политики государства. Ошибки, а тем более провалы в политике вызывают разочарование в обществе, недоверие к политико-управленческим структурам и политическим лидерам, порождают у людей усталость, снижение интереса к политическим событиям. Следовательно, политическая культура может служить опорой существующей политической системы, способствовать единению (или разъединению) различных слоев населения, создавать тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. Под функциями понимаются действия, направленные на обеспечение жизнедеятельности системы. Политическая система в обществе выполняет следующие функции:

· определение главных целей и задач общества, от достижения которых зависит эффективность деятельности и жизнеспособности всего общества;

· мобилизация сил и средств на достижение поставленных целей и задач;

· интеграция всех элементов системы и общества в единое целое с целью дальнейшего развития;

· выработка правовых норм, законоположений для вновь создаваемых общественных институтов власти или процессов.

Выделение перечисленных функций вполне правомерно. Вместе с тем можно предложить несколько уточненный перечень функций политической системы. Политическая система выполняет следующие основные функции.

1. Политическая социализация. Любая политическая система стремится приобщить своих граждан к политическим знаниям, моральным ценностям общества, политическим традициям, принятым стандартам политического поведения. Это естественно, так как такая деятельность способствует укреплению политической системы, ее интеграции, обеспечению стабильности функционирования.

2. Оптимальное сочетание (артикуляции и агрегирования) различных индивидуальных, групповых и общественных интересов. Общество имеет сложную социальную структуру, включающую в себя различные классы, социальные группы, слои, индивидов со своими специфическими интересами. Политическая система в своей деятельности должна выражать интересы всех элементов социальной структуры общества, уметь их агрегировать, то есть свести в один агрегат. При этом необходимо оптимально сочетать интересы различных социальных групп. Нельзя, скажем, заботиться об олигархах, совершенно игнорируя интересы учителей, врачей и т. д.

3. Политическая коммуникация. Обеспечивает взаимодействие различных звеньев внутри политической системы, а также с политическими системами других стран (информация, личные контакты лидеров и т. д.).

4. Нормотворчество. Оно формирует определенные правовые политические, моральные нормы и ценности. Особо важную роль в этом играют законодательные органы государственной власти, принимающие законы.

5. Применение норм и правил. Политическая система не только вырабатывает, определяет правовые и другие нормы, но и обеспечивает применение на практике. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, движений, отдельных граждан, ставит в определенное русло деятельность оппозиции.

6. Контроль за соблюдением норм и правил. Важной частью функционирования политической системы является контроль за соблюдением правовых норм, осуществление равенства всех перед законом и судом, что предполагает решительное искоренение коррупции, протекционизма, беззакония, «телефонного права» и т. д. Политическая система добивается гарантии прав граждан.

Функции, реализуемые политической системой, неразрывно связаны с типом этой системы. В мире существует много типов политической системы. Эти типы выделяются на основе определенных признаков. Так, марксисты за основу классификации берут общественно-экономическую формацию или базис. В соответствии с ними выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы политической системы. Каждый из этих типов характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти. Здесь институты политической системы рассматриваются в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Последнее обусловливается конкретной спецификой социальной структуры, соотношением классовых сил, а в конечном счете - условиями экономического развития. К. Марксом была сформулирована концепция о будущем отмирании государства и постепенного перехода к общественному самоуправлению.

· либеральные демократии. В принятии политических решений здесь ориентируются на ценности индивидуализма, собственности, свободы;

· традиционные системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентированные на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

· популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах. Используют авторитарные методы управления;

Принимая за основу исторический принцип политологии, различают нижеследующие системы:

1. Имперские политические системы. Они возникали в разные эпохи (римская, китайская, британская и др.). Их характеризовали общая территория, сильная централизованная власть, разноэтнический состав населения;

2. Конфедерации. Для них характерно добровольное объединение двух или более государств (Швейцария);

3. Современные национальные государства. Начало их возникновения относится к XVI в. (Европа). Они пришли на смену средневековым государствам. Прошли через этап абсолютной, затем конституционной монархии. Их характеризуют единство, стабильность, концентрация власти в руках элиты.

Введение

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя. Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

1. Понятие политической системы

Понятие «политическая система» было введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном с целью, отразить политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой, внутри отдельно взятого государства и другими государствами.

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жиз­неспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных обществен­ных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

2. Структура политической системы

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование, и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются, политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.

Данная структура прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах.

3. Функции политической системы

Главная функция политической системы общества - управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса.

Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая куль­тура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

4. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий характер, формируются органические систе­мы. Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумме свойств его частей.

Целостность и суммативность - понятия друг - друга исключающие, т.е. политической системе на 100% целостной не присущи признаки суммативной и наоборот. Поэтому можно представить некоторую шкалу, где стопроцентная целостность совпадает с ноль-процентной суммативностью. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности. При этом основное системообразующее правило выглядит так: пока права целого больше прав его частей, целое сохраняет свою целостность; как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативное и, в конце концов, перестает быть целым.

Заключение

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.