Меню

Проект озеленения территории школы. Проект "благоустройство школьной территории"

Кровельные материалы


Актуальность и важность проекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ 2 с.п. Надтеречное». Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов - таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.


Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


Цели и задачи проекта: создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы; улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов; воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе; развитие исследовательской деятельности школьников; развитие творческих способностей учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.


Этапы проекта Первый этап – февраль-март: учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; проводится защита ученических проектов. Второй этап – апрель –май: подготовка посадочного материала – саженцев и цветов; подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников; весенние посадки (реализация проектов); закладывание опытов.


Третий этап – июнь –август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая. Четвертый этап – сентябрь-октябрь: осенняя обработка почвы; осенние посадки деревьев; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов; Праздник выставки даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.


Содержание и этапы выполнения проекта Летом 2014 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы. 1-я зона – игровая (игровая площадка для школьников группы продленного дня); спортивная игровая площадка для игры в волейбол, баскетбол 2-я зона –внутренний дворик (двор школы, асфальтированная площадка и дорожки); 3-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной,гаражей); 4-я зона – зеленая (по фасаду школы со стороны поселка и во дворе школы) 5-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок).


Цели работы: 1. Разграничесние зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. 2. Создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы и группы продленного дня. 3. Создание условий для проведения спортивных игр учащимся основной и старшей школы и детям, проживающим в близлежащих домах. 4. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.


Заключение Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов. 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

  • 10; 70 Приёмы обрезки красивоцветущих кустарников. Сроки обрезки для разных видов растений.
  • 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
  • 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
  • 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
  • 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
  • 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
  • 16 ; 20. Показатели качества семян и способы их определения.
  • 17 ; 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 18. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
  • 19. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
  • 21. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
  • 22. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
  • 23. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
  • 24. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
  • 25. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
  • 26. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
  • 28-30. Летники (однолетники). Ассортимент. Характеристика декоротивности у разных видов и сортов.
  • 31. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника сожержания.
  • 32. Духлетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
  • 33 ; 34 Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
  • 35. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертёж- схему с указанием элементов.(1,2,3 и т.П.)
  • 36. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня- "сухая кладка"
  • 38. Дать чертёж-схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
  • 39. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
  • 40. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
  • 41 ; 42 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
  • 43. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
  • 45. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
  • 46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
  • 47. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
  • 48. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
  • 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 50. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
  • 51. Цветники из луковичных. Классификация, сроки посадки и нормы. Содержание.
  • 52.Удобрения при уходе за летниками на объектах.
  • 53.Теневыносливые травянистые растения. Ассортимент. Особенности применения.
  • 54. Рокарий. Ассортимент.Особенности роста различных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
  • 55. Растения для оформления естественных водоемов различной глубины в парках.
  • 56.Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси, расчет.
  • 57.Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
  • 58.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
  • 63. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
  • 71. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
  • 72. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
  • 73; 74. Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
  • 75. Функциональное зонирование парка. Примеры.
  • 76. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
  • 77. Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 78. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
  • 90.Водоемы, назначение. Классификация. Примеры
  • 79. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
  • 80. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
  • 81. Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа
  • 82. Композиции открытых пространств. Партеры их классификация и роль.
  • 6. Водные партеры.
  • 83. Озелененные территории Санкт-Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
  • 84. Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 85. Инсоляция территории микрорайона и сё значение. Метод расчёта.
  • 86. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 87. Древесно-кустарииковые массивы -определение, классификация, композиционное использование
  • 88. Группы древесных растений, классификация.
  • 89; 94; 95 Категории и типы озеленённых территорий крупнейшего города
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа (дать изображение в горизонталях и профиль.)
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
  • 94. 95. Категории и типы объектов озеленённых территорий крупнейшего города.
  • 96. (83)Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить. Летний сад. Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село (Александровский и Екатерининский парки), Павловский парк.
  • 97. Лесопарки Москвы.
  • 98. Парки Москвы. Перечислить.
  • 99 – См. 73, 74, у меня плохая шпора!
  • 99. Озеленение территории центра Парижа.
  • 100. Типы площадок на территории микрорайона. Габариты. Принципы расчёта. Радиус обслуживания (основные требования).
  • 111. Общественные парки в сша XIX века (Чикаго, Нью-Йорк)
  • 112. Озеленение территории центра Вашингтона
  • 113. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры
  • 114. Бульвары. Классификация и типы. Баланс территории
  • 115. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
  • 116. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
  • 117. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
  • 119. Детские площадки на территории жилой застройки. Классификация и принципы расчёта
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
  • 118. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
  • Организация дорожной сети в парках
  • 121 Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
  • 122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.
  • 123 Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 124. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
  • 125 Типы пространственной структуры парка (тпс).
  • 126 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 127. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
  • 128 Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 129 Водоемы. Основные типы и их роль. Примеры
  • 130. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
  • 131.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
  • 132.Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 133.Схемы размещения растений у оград и подпорных стенок.Дать чертеж.
  • 134. План благоустройства территории. Метод квадратов. Дать чертеж привязки по элементам планировки.
  • 135.Дерево с комом в жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж (схема с размерами).
  • 136. Конструкция одерновки откосов. Чертеж.
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей

    Школы: К школам городского и районного значения относятся: музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты. Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса, включают закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола.

    Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитываются исходя из 15м 2 на одного учащегося. Архитектрурно-планировочное решение территорий должно быть целенаправленно, отвечать соответствующим требованиям. Территории должны представлять собой декоративные сады с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных, крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.

    На территориях музыкальных школ проектируются уединённые площадки для занятий музыкой и площадки для отдыха, а также дорожки для прогулок. Насаждения должны быть представлены в виде растительных группировок деревьев и кустарников размещённых на лужайках газона и носить «успокаивающий» характер. Вся композиция должна быть предрасположена для отдыха после напряжённой музыкальной работы и, в то же время, способствовать подъёму творческих сил. Возможно, предусмотреть спортивную площадку для игры в мяч.

    Общеобразовательная школа в жилом комплексе. Территория школы является озеленённой территорией ограниченного пользования. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью из металлоконструкций высотой не менее 1,5м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно быть не менее 15…20м, до стен домов жилых зданий - не менее 10, коммунальных предприятий - не менее 50м.

    Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта не менее 8м).

    При проектировании внешнего благоустройства и озеленения территории необходимо провести чёткое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную (физкультурно-оздоровительную), учебно-опытную, зону отдыха, хозяйственную.

    Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40…50% площади территории. Насаждения должны играть функциональную роль, отделяя площадки, друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек.

    Насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. На более крупных по площади участках, между спортивной и учебно-опытной зонами могут быть предусмотрены компактные группы деревьев. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок.

    Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональное назначение и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.

    Насаждения в зоне отдыха размещаются более свободно. В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп те же, что и при размещении деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и хорошо инсолируемые участки. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 1,0…0,75м.

    По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5…10м.

    У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись.

    Дошкольные учреждения: Уровень озеленённости по современным нормативам должен составлять до 60%. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

    По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют вместимостью на 10…12 групп, а в отдельных случаях на 6 групп, пристроенных к торцам жилых зданий. Площадки для прогулок детей удаляются от входа в здание детского сада не более, чем на 30м, а от окон самого жилого дома на 15м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается в 7,5м 2 на одно место. Радиус обслуживания дошкольного учреждения в микрорайоне – 300 м, в малых городах – 500м.

    Участок детского сада-яслей имеет прямоугольную конфигурацию. Расстояние от границ участка до красной линии должно быть не менее 25 м, до стен жилых домов - не менее 10м, стен коммунальных предприятий - не менее 50м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5м с разворотной площадкой 12х5,5м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8м.

    При проектировании территорию детского сада необходимо подразделить на следующие функциональные зоны: зону входа на территорию, зону групповых детских площадок, хозяйственную зону.

    Зона групповых площадок включает непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до 3 лет и для детей в возрасте 4-6 лет, а также общую физкультурную площадку (площадь 250м) и плескательный бассейн (площадь 20м 2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

    Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

    Групповые площадки - основные места пребывания детей на участке. Они предназначены для отдыха и игр на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т. п. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м 2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5м 2), а для детей от 4 до 6 лет - 180м 2 (при норме на одного ребенка 9м 2).

    Для детей 4…6 лет оборудуют общую физкультурную площадку (250м 2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30м 2 и глубиной 25…30см. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6м. Бассейн наполняют подогретой водой.

    Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожками шириной 1,5м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть из специальной смеси - гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки.

    Озеленение территории. Насаждения предусматриваются в виде следующих типов: рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной), групп и одиночных экземпляров деревьев, живых изгородей кустарников, цветников (двулетники, многолетники).

    При размещении деревьев и кустарников учитывают следующее. По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе - кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья, как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

    Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций.

    Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в основном многолетние виды растений - флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др., а также цветущие длительное время однолетние - антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.

    Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..…..3

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ……………….……........3-5

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА …………………...............…...……….…....6

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ……………………...……….….7-8

    ИЗУЧЕНИЕ И ВЫБОР ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР.........................................9-14

    ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАСТКА.............................................15-18

    ПОСЕВ СЕМЯН НА РАССАДУ………………………………….………........19

    ПИКИРОВКА РАССАДЫ…………………………………………….……......20

    ПОСАДКА РАССАДЫ И ПОСЕВ СЕМЯН ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ В ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ.............................................................................................21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………….22

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………..………….…23

    ВВЕДЕНИЕ

    Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом они всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить они.

    Почему выбрали именно эту тему для проекта? Большую часть своего времени мы проводим в школе. И поэтому школа должна быть красивой не только изнутри, но и снаружи. Выбирая тему своего проекта, решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительском деле, узнавая при этом много нового. Для своей клумбы мы выбрали форму круга, что символизирует сплочённость, дружбу.

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    В зимний период, заглядывая в окно, видишь однообразную картину: белый снег, голые деревья, серое небо. Каждый школьник ждёт долгожданные летние каникулы и представляет, как за окном распустятся почки на деревьях, заиграет светом теплое солнышко, расцветут красивейшие цветы. Но можно приблизить это время, если начать к нему готовиться заранее. Можно изучить разнообразие цветочных сортов, можно подобрать разные цветовые решения клумбы, можно продумать геометрию посадок. Чтобы время цветения было раньше и продолжительнее, нужно в зимний период начать выращивать на окне цветочную рассаду.

    Гипотеза: если будет разработан и реализован проект по благоустройству школьной клумбы, а в перспективе и озеленению всего пришкольного участка, то это позволит улучшить условия отдыха всем "жителям" школы, и приучит их бережно относиться к природе.

    Объект нашего исследования: цветочные растения-однолетники и многолетники;

    Предмет исследования: как можно изменить экосистему пришкольной территории своими силами для улучшения её экологической обстановки.

    Цель проекта – выращивание цветочной рассады для оформления школьной клумбы с учетом экономной эксплуатации территории и рационального ее природопользования.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения пришкольного участка;

      подобрать ассортимент цветочных культур для оформления пришкольного участка;

      облагородить школьную клумбу;

      определить агротехнические приемы выращивания предлагаемых растений.

    Тип проекта: долгосрочный.

    Актуальность этого проекта :

      Привитие эстетического и художественного вкуса учащимся,

      Воспитание трудолюбия, навыков ухода за цветочными растениями.

    Для реализации своего проекта мы использовали :

      Литературу по данной тематике;

      Возможности сети Интернет;

      Ландшафтные проекты других школ;

      Фото- и аудиотехнику.

    Ожидаемые результаты:

      Цветущая клумба в разные периоды времени;

      развитие практических навыков выращивания растений;

      получение знаний о декоративных растениях;

      формирование навыка исследовательской деятельности.

    Описание этапов проекта:

      • побор и изучение литературу;

        изучение вариантов оформления цветочных клумб;

        изучение видового состава цветочно-декоративных растений;

        составление плана работы;

        анализ почвы;

        посев семена;

        выращивание рассады;

        разбивка клумбы;

        высадка рассады в открытый грунт;

        организация ухода за клумбами в течение летних месяцев;

        анализ выполненной работы;

        создание презентации-отчёта.

    1. План реализации проекта

    Этап

    Выполненная работа

    Срок

    Организационный

    Составление плана работы

    Январь - февраль

    Исследовательский

    Изучение вариантов оформление цветочных клумб.

    Изучение видов цветочных клумб

    Февраль

    Практическая деятельность

    Покупка семян цветов

    Февраль, март.

    Заготовка почвы

    Март, апрель.

    Выращивание рассады

    Март, апрель.

    Пикировка

    Апрель.

    Перекопка почвы на клумбе

    Апрель.

    Разбивка клумб

    Апрель.

    Высадка рассады, посев семян

    Апрель, май.

    Работа на пришкольном участке в течение всего летнего периода (летняя трудовая практика)

    Май-август.

    Уход и наблюдения за цветочными растениями.

    Май-октябрь.

    Заключительный 1 этап

    Анализ выполненной работы

    Октябрь 2016 года

    2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

    Прежде чем приступить к работе по оформлению клумб мы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления.

    В зависимости от формы клумбы бывают овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбические, треугольные и т. д. Различаются они и по размеру-от 1 до 8-10 м и более в диаметре.

    Клумбы засаживают одним или несколькими видами цветочных растений. Внутренний рисунок клумбы может быть весьма разнообразен. Клумбы могут быть низкие или возвышенные (выступающие над поверхностью), в зависимости ассортимента растений. Очень красивы клумбы из сальвии, петунии, однолетних астр, бегонии, бархатцы и др. По ассортименту растений, высаживаемых на клумбы, различают ковровые клумбы, состоящие из одних рослых коврово-лиственных растений, коврово-цветущие клумбы, клумбы, состоящие из одних цветущих растений и т.д. Создание составных клумб из нескольких видов цветочных растений требует от озеленителя большого умения, навыка и вкуса.

    В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений.

    Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение. В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания окрасок между собой. Основными или главными окрасками считаются жёлтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который, получается, от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски жёлтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными.

    Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов.

    Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции.

    В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения.

    Каким требованиям должен удовлетворять цветник?

      Непрерывное цветение в течение всего вегетационного периода.

      Доступный посадочный материал.

      Уход за растениями – несложный.

    Гармоничное сочетание растений по высоте, строению побегов, окраске и размерам цветов и листьев должно подходить для украшения уголка отдыха на школьном дворе.

    3. ИЗУЧЕНИЕ И ВЫБОР ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР.

    На основе изученной литературы мы выявили самые распространенные цветочные культуры в нашей местности и составили таблицу с учетом их основных характеристик.

    Смета проекта:

    70*10=700 руб

    10*20=200руб.

    Удобрения

    Рассада

    Итого

    900 руб

    4. Изучение и исследование участка

    В феврале началась работа над самой клумбой, нужно было изучить участок, состав почвы на предполагаемой клумбе, определить её физические и химические свойства. Вскопать участок, очистить от травяного покрова и корней, выбрать камни, взрыхлить.

    1)Разметка участка.

    Территория площадью 88,21 кв м, круглая, расположена в южной части школьного двора. Изучение почв начинается с определения ее физических и химических свойств: структуры, цвета, влажности, плотности, кислотности, плодородия.

    2) План описания почвы:

      Пункт (школьный двор);

      Общий рельеф (равнинный);

      Растительность (сорная).

    3) План изучение почвенного разреза:

      Схематический разрез почвенного разреза (1:10);

      Окраска;

      Структура, способность распадаться на отдельные части;

      Механический состав;

      Включения;

      Плотность;

      Влажность почвы;

      Кислотность;

    4) Анализ состава почвы.

    1.Физический анализ исследуемой почвы.

    Для описания физических свойств мы исследовали почвенный профиль, механический и минеральный состав, структуру, влагоемкость, водопроницаемость и содержание воздуха в почвенном образце.

    Опыт №1 «Исследование почвенного профиля».

    Из схемы почвенного профиля (приложение №1) видно, что дернинный и гумусовый слои выражены слабо.

    Опыт №2 «Определение механического и минерального состава почвы».

    Взяли немного почвы, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании. Из чего мы сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая. И в ней не значительно преобладает глинозём.

    Опыт №3 «Определение структуры почвы».

    Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что почва имеет структуру.

    Опыт №4 «Определение влагоемкости почвы».

    Отобрали немного почвы, поместили её на металлический поднос и взвесили. Масса почвы m 1 = 100г 700мг. Поместили поднос с почвой на сутки в духовку при температуре около 100 градусов по Цельсию. Взвесили высушенную почву. Масса почвы стала m 2 =48г 200мг. Рассчитали процентное содержание воды по формуле:

    {( m 1- m 2)*100%}: m 1=(100700-48200)*100%:100700=52%

    Сделали вывод, что в исследуемой почве содержится достаточно влаги.

    Опыт №5 «Определение водопроницаемости почвы»

    Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили пластмассовую баночку (удалили в ней дно) и вырезали этим цилиндром образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву - 19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё. Мы сделали вывод, что почва имеет высокую водопроницаемость.

    По результатам физического анализа (приложение 2) исследуемого образца мы установили:

    а) выраженная структурность, минеральный состав почвы, ее высокая водопроницаемость и хорошая аэрация должны способствовать росту растений.;

    б) но слабо выраженный гумусовый горизонт указывает на недостаточное содержание органических веществ в почве.

    2. Химический анализ исследуемой почвы.

    В качестве параметров для химического анализа использовались следующие: оценка кислотности почвы, определение засоленности почвы, определение присутствия тяжелых металлов (см. приложение 3).

    Опыт №1 «Определение рН почвенной вытяжки».

    Используя солевую почвенную вытяжку, определили рН двумя способами: а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель раствора индикатора; б) pH -индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

    Оба теста показали, что рН исследуемой почвы колеблется в пределах 7-8. Из чего мы сделали вывод о том, что среда почвы слабощелочная.

    Опыт №2 «Изучение засоленности почвы».

    А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой добавили соляную кислоту. Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов.

    + + СО 3 2- = Н 2 О + СО 2

    Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария. Наблюдалась небольшая взвесь сульфата бария, что говорит об присутствии в почве сульфат-ионов.

    В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода.

    Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.

    Из проведенных опытов сделали вывод об небольшой засоленности почвы.

    Опыт № 3 «Обнаружение тяжелых металлов в почве».

    А) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирки. Видимых изменений не обнаружили.

    Б) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили.

    Исходя из проделанных опытов, убедились, что исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами.

    3. Результаты исследования.

    Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

    1. Удаленность школьного участка школы от различных источников антропогенного загрязнения благотворно влияет на сохранение плодородия его почвы.

    2. Такие физические свойства как структурность, минеральный состав, высокая водопроницаемость и хорошая аэрация почвы должны способствовать получению хорошему росту растений на пришкольном участке.

    3. Так же присутствие сульфат -ионов отрицательно влияет на рост растений на пришкольном участке.

    4. Основной проблемой почвы на учебно-опытном участке школы является недостаточное содержание органических веществ и избыточное содержание карбонат-ионов, что обуславливает слабощелочную среду почвенного раствора и снижает урожайность.

    Выявленные проблемы показали, что основной задачей является повышение содержания органических веществ в почве и уменьшение p Н почвы. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий. Внесение органических отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки.

    Для компостирования применяются следующие органические остатки:
    1. Домашний мусор органического происхождения.
    2. Свежий навоз и птичий помет.
    3. Древесная зола.

    И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 - слабокислой или нейтральной реакции почвы.

    5. ПОСЕВ СЕМЯН НА РАССАДУ

    Рассадный способ выращивания растений позволяет получить более раннее цветение. Необходимые инструменты:

    Совок

    Емкость для посева

    Стекло или полиэтиленовая пленка

    Ингредиенты:

    Земляная смесь

    Семена цветов

    Вода

    Глубина посева семян определяется их размером. Основное правило - семенам нужно создать условия для более легкого прорастания. Например, чем мельче семена, тем меньшая глубина заделки им нужна, чем тяжелее почва, тем ближе к поверхности надо их заделывать, чем суше почва, тем больше глубина посева и так далее.

    ПЕРВЫЕ ВСХОДЫ

    Первые всходы астры появились уже через неделю, а вот георгины ещё долгое время были накрыты полиэтиленовой плёнкой и всходы были редкие, одиночные. Мы регулярно ухаживали за нашими всходами, аккуратно поливали ростки, используя распылитель.

    6. ПИКИРОВКА РАССАДЫ

    Наши ростки астры дружно подтянулись и им стало тесно. Необходима пикировка! Что же такое «пикировка»?

    Пикировка представляет собой рассаживание сеянцев с целью обеспечения большей площади их питания. Распикированные растения будут лучше и быстрее развиваться. Поэтому пикировка очень важна для их жизни.

    Пикировка рассады определяет дальнейший рост саженца, поэтому должна выполняться правильно: сеянцы перед пикировкой нужно обильно полить - это облегчит извлечение растений из земли и предохранит корни от механических повреждений. Специальным колышком (пикой) подготовленном субстрате делают углубление, куда опускают корень и часть стебля (до семядольных листиков) сеянца. При этом следят, чтобы корешки не загибались. Для их лучшего ветвления, центральный корень саженца можно прищипнуть на 1/3 (это сделает растение более сильным и выносливым). Держать растение при пикировки нужно не за хрупкий стебель, а за семядольные листочки. Углубление засыпают землей, качество пикировки проверяют легким потягиванием сеянца вверх за семядольные листики. Травмирование растений при пикировке приводит к задержке роста рассады. Во время пикировки выбраковывают больные и искривленные растения. Следует помнить, что пикировка задерживает развитие любой культуры на 5-7 дней.

    Завершается пикировка поливом пересаженных растений из мелкой лейки или обильным опрыскиванием. Критический период длится 3-4 дня. В это время нужно поддерживать температуру 23-25 0 С, держать растения в условиях рассеянного света и беречь от ветра и сквозняков.

    НАША РАССАДА

    Продолжая ухаживать за рассадой, мы поливали её и рыхлили, вели дневники наблюдений за цветами. С каждым днём рассада подтягивалась, мы меняли ящики местами, поворачивали то одной стороной, то другой к свету. Астр было много, а вот георгин – лишь единичные растения.

    7. Посадка рассады и посев семян цветочных растений в отрытый грунт.

    В середине апреля окрепшая и здоровая рассада была высажена в открытый грунт, также был произведен посев семян цветочно-декоративных растений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Первоначальная работа по составления дизайна, по подбору семенного материала, исследования почвы, посеву и высаживания семенного материала и рассады цветочных растений завершена.

    Следующий этап проектной работы включает в себя планирование и организацию ухода за цветочной клумбой в летний период времени.

    Список литературы.

      Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001

      Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007

      Н. Г. Федорец, М. В. Медведева Методика исследования почв урбанизированных территорий (учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов эколого-биологических специальностей). - Петрозаводск, 2009

      http://ru.wikipedia.org

      3. А2 - горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса – 17-20 см;

      4.А3-горизонт вымывания. В него вымываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов.


      Приложение 2.

      Таблица № 1 . Исследования физических свойств почвы.

      Приложение 3.

      Таблица №2. Результаты исследования химических свойств почвы.

      Приложение 4.

      Таблица №3. Выводы по результатам исследования.

      1.Удаленность учебно-опытного участка от различных источников антропогенного загрязнения.

      2. Структурность почвы, наличие крупных пор.

      3. Высокая водопроницаемость.

      4. Хорошая аэрация

      5. Минеральный состав

      6. Отсутствие ионов тяжелых металлов и засоленности почвы

      1. Недостаточное содержание органических веществ

      2. Слабая выраженность гумусового слоя

      3. Избыточное содержание карбонат-ионов и сульфат -ионов.

      4. Слабощелочная среда почвенного раствора

    Актуальность темы

    Приоритетность нравственного воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом.

    В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Нам необходимо учиться чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными.

    Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

    Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории.

    Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

    Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

    Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МОУ «Лаптевская НОШ» сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

    Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и ученики 1-4 классов.

    Первый этап – февраль-март:

    * разработка проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка;

    Второй этап – апрель – май:

    *подготовка посадочного материала – семян цветов;

    *выращивание рассады;

    *подготовка инвентаря;

    *весенняя обработка почвы;

    *работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

    *весенние посадки (реализация проектов);

    Третий этап – июнь – август:

    *уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

    Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

    * сбор семян;

    *осенняя обработка почвы;

    *осенние посадки луковичных;

    *подведение итогов работы, подготовка отчетов;
    Проблема

    Плохая мотивация у обучающихся школы к формированию нравственных и трудовых качеств личности.

    Трудовая, коллективно-творческая деятельность является одним из реальных способов формирования этих качеств.

    Гипотеза

    В процессе работы над проектом произойдет интеграция учебной и трудовой деятельности, что, на наш взгляд, повысит мотивацию к обучению и, как следствие, улучшится качество обучения обучающихся. Осознание участниками проекта ответственности за общее дело улучшит морально-психологический климат в ОУ.

    Объект исследования - экология села Лаптевка.

    Предмет исследования – экологическая обстановка вокруг МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

    Цель проекта - создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей оучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и реализации принципа практико-ориентированного обучения.

    Задачи:
    Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям.
    ландшафтное экологическое проектирование среды своего села на примере школьного участка
    разграничение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.
    создание условий для отдыха учащимся школы, также всем живущим в селе.
    наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

    Тип проекта

    Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, межпредметный.

    Руководитель проекта:

    Заведующий школы – Писаренко Ирина Владимировна

    Участники проекта:

    План

    Выполнения проекта «Озеленение пришкольного участка»

    Срок

    Ответственный

    Результат

    Утверждение темы проектной деятельности

    Сентябрь

    Писаренко И. В.

    Лекция «Проектная деятельность», методические разработки

    Организация творческой группы учителей работающих по теме проекта.

    Сентябрь

    Сентябрь

    Определение целей и задач проекта

    Сентябрь

    Писаренко И. В.

    Топорина Л. А.

    Анализ территории пришкольного участка

    Сентябрь

    Кулешова С. И.

    Топорина Л. А.

    Отчет

    Выполнение эскиза дизайна участка.

    Сентябрь

    Октябрь

    Писаренко И. В.

    Эскиз ландшафтного дизайна

    Приобретение садового инвентаря

    Сентябрь

    Писаренко И. В.

    Инвентарь

    Работа по созданию клумбы

    Сентябрь

    Октябрь

    Кулешова С. И.

    Топорина Л. А.

    Клумба

    Проведение субботника

    Сентябрь

    1-4 классы

    Посадка саженцев

    ПЛАН

    мероприятий МОУ «Лаптевская НОШ»

    по проведению осеннего двухмесячника по благоустройству

    с сентябрь по октябрь месяцы 2012 года

    пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

    В течении двухмесячника

    Кл. руководители

    Посадка саженцев деревьев, кустарников и плодово-ягодных,

    ремонт посадок прошлых лет

    В течении двухмесячника

    Кл. руководители

    Проведение классных часов «Экология и мы» в 3 – 4 классах.

    сентябрь

    Кл. руководители

    Конкурс рисунков «В защиту природы» (1- 4 классы)

    Учителя начальных классов

    Беседы в начальных классах «Земля – наш дом» (1 – 4 классы).

    сентябрь

    Кл. руководители

    Организация книжной выставки на экологическую тему

    сентябрь

    Топорина Л. А.

    Отчеты классов о проделанной работе с презентацией

    октябрь

    Классные руководители

    Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, бордюры, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

    В 2012 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

    1-й объект – Альпинарий (центральный вход):

    *отсыпка горки грунтом, укладка валунов

    *прокладка дорожки к альпинарию

    2-й объект – Комплекс цветников;

    3-й объект - Центральная аллея из декоративного кустарника и рябиновая аллея.

    Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

    На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью. Рядом удачно сочетаются: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, турецкая гвоздика разных цветов и оттенков, ромашка, виола, астры, настурция и др. К горке будто бы бежит дорожка из цветов. Весной это нарциссы, а с середины лета и до конца осени – бархатцы.

    Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Наши учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.
    Школьный альпинарий – очень популярное место. Сюда идут взрослые и дети, чтобы полюбоваться, помечтать, расслабиться, отдохнуть от дневных забот…

    Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.

    Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся сальвиями, однолетними и многолетними флоксами, агератумом, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски.

    Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать расположенный рядом со зданием школы зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Хотим сделать этот уголок нашей следующей достопримечательностью.

    Чтобы создать целостную эстетическую картину школьной территории и волнующей душу воспоминаниями о дороге, ведущей к школьному порогу, захотелось улучшить дизайн центральной аллеи. Разнообразить видовой состав клумб.

    Оценка результатов

    1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

    2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

    3. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

    4. Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.
    Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы. Посажены новые саженцы плодово - ягодных деревьев и кустарников.

    Окультурена территория школы.

    Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленении территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными– сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери- природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым и эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

    Ландшафтное озеленение и проектирование

    Выполнил:

    Обучающийся 4 класса

    Голоднев Даниил

    Руководитель:

    Писаренко И. В.,

    Учитель начальных

    Классов

    Озеленение детских садов и школ

    Озеленение детские садов . Детские сады - важные объекты обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять до 60 %. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местах с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

    Число детских садов-яслей для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При ландшафтном проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа - 70 %; оздоровительного типа - 12 %; специализированного типа - 3%. По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10…12 групп, а в отдельных случаях - на 6 групп (пристраивают к торцам жилых зданий). Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м, а от окон самого жилого дома - на 15 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м 2 на одно место. В микрорайоне радиус обслуживания площадки (R) принимают 300 м, в малых городах R = 500 м.

    По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:

    При вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м 2 - 0,4га;

    При вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м 2 - 1,22 га.

    Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов - не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий - не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0…5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м.

    При ландшафтном проектировании и озеленении территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей (табл.1).

    Таблица 1

    Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей

    Состав планировочных элементов

    Площадь, м 2 , различных элементов планировки в зависимости от числа детей

    50 мест

    80 мест

    140 мест

    280 мест

    Застройка

    540 (27%)

    700 (19%)

    830 (17%)

    1640 (17%)

    Площадки для групп детей

    220 (11%)

    550 (14%)

    830 (17%)

    1390 (14%)

    Хозяйственные участки

    100 (5%)

    100 (3%)

    120 (2%)

    120 (2%)

    Проезды, дорожки

    200 (10%)

    540 (15%)

    740 (15%)

    1400 (14%)

    Зеленые насаждения

    940 (47%)

    1710 (49%)

    2380 (49%)

    5180 (53%)

    Итого:

    2000 (100%)

    3600 (100%)

    4900 (10%)

    9700 (100%)

    В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):

    Зона входа на территорию;

    Зона групповых детских площадок;

    Хозяйственная зона.

    Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех - шести лет, а также общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2) и плескательный бассейн (площадью 20 м 2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

    Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем (площадью 24 м 2), площадку для установки мусоросборников (размером 2,85…2,60 м), площадку для сушки белья (площадью не менее 90 м 2), которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

    Групповые площадки - основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м 2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м 2), а для детей от четырех до шести лет - 180 м 2 (при норме на одного ребенка 9 м 2).

    Для детей четырех - шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30 м 2 и глубиной 0,25…0,30 м. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6 м. Бассейн необходимо наполнять теплой водой.

    Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки).

    Озеленение детского сада зелеными насаждениями предусматривают в виде:

    Рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);

    Групп и одиночных экземпляров деревьев;

    Живых изгородей кустарников;

    Цветников (двулетники, многолетники).

    По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе - кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть под озеленение территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

    Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов для детского сада приведены в табл. 2.

    Таблица 2

    Ориентировочная плотность размещения растений в озеленении территории детского сада

    Элементы озеленения

    Природно-климатическая зона

    Нечерноземная

    Лесостепь

    Степь

    Пустыня, полупустыня

    Северная часть

    Центральная часть

    Деревья, шт.:

    Всего

    в том числе:

    средних

    крупных

    Кустарники, шт./га

    2700

    3000

    3300

    3600

    3900

    Цветники, м 2

    Газон, м 2

    6700

    6300

    5200

    5600

    5200

    В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).

    Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.)

    Газона на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

    Озеленение школы . Школа - неотъемлемый элемент жилых комплексов. Они подразделяются на школы городского и районного значения. Они могут быть музыкальными, спортивными, художественными, а также школы - интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города. Время доступности до них не должно превышать 15…20 мин. Участки, отводимые под спортивные школы и школы - интернаты, имеют площадь 2,0…2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса включают в себя закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитывают исходя из 15 м 2 на одного учащегося.

    Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок (спортивных, учебных, для отдыха) и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. В озеленении школ зеленые насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений, групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки. При ландшафтном проектировании необходимо изолировать школьный участок. Как правило, участок следует ограждать металлической оградой высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно составлять не менее 15…20 м, до стен домов жилых зданий - не менее 10 м, до коммунальных предприятий - не менее 50 м.

    Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта - не менее 8 м). При проведении благоустройства и озеленения территории школ необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные для проведения, как учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на следующие функциональные зоны:

    Спортивная (физкультурно-оздоровительная) зона;

    Учебно-опытная зона;

    Зона отдыха;

    Хозяйственная зона.

    В озеленении школ зеленые насаждения должны играть функционально-планировочную роль - объединять все зоны в единое целое и отделять площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зеленые насаждения должны занимать не менее 40…50 % площади территории.

    Спортивная зона включает в себя комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна составлять не менее 5500…6000 м 2 . В спортивной зоне, как правило, предусматривают:

    Спортивное ядро (размером 118х48 м) с круговой беговой дорожкой (длиной 250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (размером 96х37 м) с беговой дорожкой (длиной 200 м);

    Комбинированную площадку (размером 24х20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;

    Комбинированную площадку (размером 52х22 м) для проведения занятий по гимнастике и спортивных игр.

    При ландшафтном проектировании спортивных площадок необходимо учитывать рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0:1,5 и 1:2.

    При дефиците территории два школьных участков объединяют в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено до 20 % от всей площади.

    Зеленые насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент растений подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 3 приведен примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га.

    Таблица 3

    Примерный баланс территории школы на 960 мест

    При общей площади участка 1,72

    Наименование элементов

    Площадь элементов, м 2

    Примечание

    Застройки

    1943

    Дороги, тротуары, отмостки

    1660

    Покрытие асфальтовое

    Хозяйственный двор

    То же

    Учебно-опытная зона, в том числе:

    участок овощных и полевых культур

    коллекционно-селекционный участок с парниками и теплицей

    опытный участок младших классов

    плодовый сад и ягодник

    1450

    Выполнять по проекту

    То же

    Площадки: географическая и астрономическая

    Покрытие щебеночное

    Спортивная зона, в том числе:

    спорт-ядро (тип 11)

    садовые дорожки

    6144

    Выполнять расчет по типовым альбомам в зависимости от их количества

    5664

    Покрытие из щебня

    Зеленые насаждения (газоны, деревья, кустарники, цветники)

    4338

    Выполнять по проекту и нормативам

    Учебно-опытная зона предназначается для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Она включает в себя следующие планировочные элементы:

    Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур (площадью не менее 250…30 м 2);

    Опытный участок для занятий младших классов (площадью 120…150 м 2);

    Плодовый сад (площадью 450…500 м 2);

    Теплицы с парниками (площадью 250 м 2);

    Географическая и астрономическая площадки (площадью 100 м 2);

    Линейка для построений учащихся (площадью 400…450 м 2).

    Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур и участок для занятий младших школьников располагают рядом с плодовым садом. Теплицу и парники размещают вблизи хозяйственного двора. Опытные участки должны быть освещены и защищены от ветра. Географическую и астрономическую площадки следует размещать изолированно от всех остальных участков и с противоположной стороны от спортивной зоны. Зеленые насаждения служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они включают в себя ряды деревьев (со стороны спортивной зоны), живые изгороди (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.

    Зона отдыха включает в себя площадки для отдыха учеников (площадью 100…150 м 2), прогулок и игр детей группы продленного дня. Площадки для прогулок и игр детей 1-4-х классов должны иметь площадь 200 м 2 (две площадки на школу), а для детей 5-8-х классов - 300 м 2 (две площадки на школу).

    Зеленые насаждения в зоне отдыха следует размещать более свободно, в виде групп деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп такие же, как к размещению деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и инсолируемые участки. Для предотвращения чрезмерной инсоляции в южных областях следует размещать крупные ширококронные деревья на самих площадках. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 0,75…1,00 м. На отдельных участках зоны отдыха растения следует размещать с учетом раскрытия их декоративных качеств.

    Ассортимент в озеленении школ должен быть подобран тщательно и, по возможности, включать в себя интродуценты в целях изучения дендрологической флоры и расширения биологических знаний школьников в области декоративного садоводства. В зонах отдыха следует предусматривать цветники из многолетников и открытые участки газона в разрывах между группами деревьев. Наиболее ценные виды следует сосредоточивать на коллекционном участке (виды хвойных). Не следует включать в ассортимент ядовитые растения (бересклет, волчье лыко, софору, аконит, наперстянку и др.).

    Плотность размещения растений на 1 га в озеленении территории школы приведена в табл. 4.

    Таблица 4

    Плотность размещения растений на 1 га в озеленении территории школы

    Элементы озеленения

    Природно-климатическая зона

    Нечерноземная

    Лесостепь

    Степь

    Пустыня, полупустыня

    Северная часть

    Центральная часть

    Деревья, шт.:

    всего

    в том числе:

    средних

    крупных

    Кустарники, шт.

    1880

    2100

    2400

    2700

    3000

    Цветники, м 2

    Газон, м 2

    7700

    7400

    7000

    6600

    6300

    Хозяйственную зону располагают со стороны входов в производственные помещения пищеблока и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3…5 м. Она включает в себя хозяйственный двор, на котором размещают сарай и мусоросборник. Для въезда и разворота автотранспорта необходимо предусмотреть открытый асфальтированный участок размером 12х12.

    У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также полосы газона (между проездом и зданием школы) с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись. По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6 м, а с внешней стороны - полосу зеленых насаждений шириной 5…10 м. Для более эффективной изоляции следует использовать липу крупнолистную, клен остролистный с живой изгородью из пузыреплодника, боярышника обыкновенного.