Меню

Вознесение Господне – большой церковный праздник. Вознесение господне

Кровельные материалы

В нынешний четверг, 17 мая, на 40-й день после Пасхи, православные христиане отметят один из величайших двунадесятых праздников церковного календаря – Вознесение Господне. Чтобы не согрешить в этот день, важно знать, чего не стоит делать.

Приготовления к празднованию начинаются еще со среды и все верующие стараются к вечеру завершить свои дела, чтобы отправиться в церковь на причастие и исповедь. Согласно верованиям христиан, на Вознесение считается большим грехом сорить и плевать на улице иначе можно случайно попасть в Христа, который в облике нищего ходит по земле. Из таких же соображений нельзя отказывать в милостыне нуждающимся.

В этот великий день нужно отложить всю тяжелую домашнюю работу и думать только о хорошем, уделив внимание семье. Кроме того, древние жители не рекомендовали одалживать в праздник деньги или брать взаймы. Считалось, что дающий монеты отдает часть своего счастья. Также в день Вознесения, как и во многие великие праздники, нельзя было венчаться и устраивать шумные пиршества.

В конце весны - начале лета христиане отмечают праздник Вознесение Господне. Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи, дата праздника из года в год меняется, но всегда приходится на четверг. В православии Вознесение Господне является двунадесятым (то есть одним из двенадцати важнейших, не считая Пасхи), переходящим (с «плавающей» датой) праздником.

Когда в 2018 году отмечается Вознесение Господне

Вознесение Господне отмечается на следующий день после окончания (отдания) Пасхи, в четверг на сороковой день после этого праздника. В 2018 году православные христиане, живущие по юлианскому календарю, отмечают Вознесение Господне в четверг, 17 мая.

Западные церкви (католики и протестанты), живущие по григорианскому календарю, а также церкви, придерживающиеся новоюлианского (условно совпадающего с григорианским) календаря, уже отметили Вознесение Господне 10 мая.

Особенности праздника

Сороковой день после кончины Иисуса Христа имеет особое значение в православной символике. Верующие искренне убеждены, что в промежуток этого времени душа усопшего обитает на земле так же, как это происходило с духом Господа. Она бродит среди живых, слышит их, воспринимает их молитвы, просьбы о помощи. По истечении 40 дней она навсегда покидает землю и обретает вечный покой на небесах.

Праздник имеет особенное значение у верующих, у него есть особые приметы. В этот день они вспоминают о доме Иисуса, представляют дорогу наверх и открытые настежь небесные врата. Небо – это путь, связанный с Верой и Надеждой человека на вечное существование. Он искреннее надеется, что раскаявшись, обретёт душевный покой и рассчитывает на искупление грехов. Праздник Вознесения поддерживает в людях мысль, что физиологическая смерть не горе. Она есть переход человека в другой мир, вечную жизнь, Царствие Небесное.

Неслучайно этот праздник выпадает на весну, май. Природа пробуждается, цветёт яркими красками. Жизнь вокруг наполняется светом и радостью. Люди и все живые существа ощущают любовь и счастье. Возникает чувство обретения новой жизни. Дата, когда будет праздноваться Вознесение, говорит об особом душевном состоянии, которое возникает у верующих в ясные весенние дни.

История праздника

Праздник Вознесение Господне посвящен евангельскому преданию о вознесении на небо сына божьего Иисуса Христа. Это произошло после того, как воскресший Христос в течение сорока дней нес земное служение, посещая своих учеников.

Об этом событии повествуют евангелисты Марк и Лука.

Вознесение 2018: приметы и обряды, соловьиная ночь

Вознесение также описано в книге Деяния апостолов, где говорится, что в течение сорока дней после своего воскресения Иисус являлся апостолам и вел с ними божественные беседы. Затем Христос собрал апостолов в Иерусалиме, пообещав, что они будут крещены Святым Духом. После этого Иисус на глазах своих учеников поднялся в небо и исчез в облаке.

В этот момент, говорится в Деяниях, раздался голос двух ангелов:

Важно отметить, что число 40 - очень важное для двух авраамических религий: иудаизма и христианства. Древние евреи, согласно закону Моисея, на сороковой день приносили мальчиков-первенцев в Иерусалимский храм, это была обязательная процедура посвящения ребенка богу. Именно так поступили святой Иосиф и дева Мария с младенцем Иисусом, которого тоже принесли в храм на сороковой день.

Пасха - Воскресение Христово - это фактически новое рождение Иисуса, возрождение к вечной жизни. Поэтому, как и в своей земной жизни, именно на сороковой день после Пасхи Христос вошел в храм своего небесного отца - то есть вознесся на небо. Вознесение Христово - это символ того, что бог через своего сына открывает всему человечеству путь к будущему воскресению.

На сороковой день после Пасхи Христос вошел в храм своего небесного отцаРИА Новости/Виктор Толочко

Вознесение в славянской традиции: приметы и запреты

Древние славяне в этот период отмечали окончание весны и наступление лета. С приходом на Русь христианства стало считаться, что именно с Вознесения (называемого в народе Вознесеньевым днем) весна возносится на небо, а на земле устанавливается лето.

Ночь перед Вознесеньевым днем называлась соловьиной и была очень важна в народном календаре. Славяне считали, что в эту ночь соловьи своими трелями приветствуют наступление лета и дают силу всем растениям и животным. Именно поэтому ловля птиц, особенно певчих, да и вообще охота в этот период считалась очень серьезным грехом. Беды преследовали ослушника до следующего Вознесения, поскольку люди верили, что Христос возносится на небо вместе со всеми людскими прегрешениями, и незадачливый охотник будет прощен только через год.

Запреты, существовавшие для женщин, также были косвенно связаны с певчими птицами. Женщинам на Вознесение запрещалось шить, вязать, прясть и ткать, чтобы не «опутать» силками птиц, в первую очередь соловьев. Согласно поверью, женщина, нарушившая запрет, навлекала на свою семью различные беды и болезни.

Также считалось, что с Вознесения начитают наливаться озимые. Чтобы помочь озимым набрать колос, существовали специальные обряды - землепашцы водили хороводы, пекли печенья в виде колосков, жгли костры на пригорках и возносили молитвы о будущем урожае.

С четверга на Вознесение и до ближайшего воскресенья на Руси устраивали проводы весны, после чего считалось, что лето окончательно вступило в свои права.

Про этот праздник говорили так:

«Весна на Вознесение в небо возносится - в светлый рай просится, передает сайт 1rre. До Вознесения Христова весна петь-плясать готова. Дошла весна до Вознесения - тут ей и конец».

Вознесение Господне - один из самых больших праздников для православных людей. Он отмечается на сороковой день после Пасхи и тоже имеет переходящую дату. Посвящается торжество, как ясно из названия, вознесению Христа на небеса. А еще в народе этот день считают началом лета и концом весны, поэтому у людей есть в два раза больше поводов для радости. В этом празднике объединились православные и языческие традиции.

История праздника

Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 - не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.

И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Христос задолго до событий, связанных с его смертью, предсказывал свою судьбу. Он говорил ученикам о том, что не просто будет распят - через время он вознесется на небеса и явит миру очередное чудо.

На сороковой день после свой смерти Иисус попросил учеников собраться в Иерусалиме, где и вознесся в небо, а к апостолам явились ангелы. Они рассказали о том, что Господь однажды так же вернется на землю, как и поднялся к небесам. Этот значимый для всех верующих день упоминается в Евангелиях от Луки и Марка. До конца четырнадцатого века Вознесение Господне праздновалось в один день с Троицей, но затем эти праздники разделили.

Вознесение Господне. Миниатюра в Евангелии Рабулы. 586 г. Флоренция, библиотека Лауренциана. Вознесение Господне. Миниатюра в Евангелии Рабулы. 586 г. Флоренция, библиотека Лауренциана. Вознесение Господне один из двунадесятых праздников в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Вознесение Господне - На сороковой день после Светлого Воскресения Христова (Пасхи), в этом году 9 июня, Русская православная церковь празднует великий праздник Вознесения Господня. Как повествуют Евангелия, после Воскресения Иисус Христос пробыл на земле еще сорок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Современная энциклопедия

Один из двунадесятых праздников в православии. Установлен в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия на Небо. Согласно Новому Завету, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения, в… … Исторический словарь

Вознесение Господне - ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия на Небо. Согласно новозаветному повествованию, вознесение произошло через 40 дней после … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - [греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini], Вознесение Иисуса Христа на небо одно из главных событий Свящ. истории. После В. Г. видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции В. Г … Православная энциклопедия

Вознесение Господне - один из христианских двунадесятых праздников, совершаемый в 40 ой день после Пасхи. Именно 40 дней пробыл на земле Христос воскресший. В этот день Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на гору Елеонскую, дал им благословение и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вознесение Господне - (см. Лк. 24, 50 53; Деян. 1, 9 12) двунадесятый праздник, отмечаемый на 40 й день после Пасхи. Согласно новозаветному повествованию, вознесение Господа Иисуса Христа произошло через 40 дней после Его воскресения (см. Деян. 1, 3) в окрестностях … Православие. Словарь-справочник

Вознесение Господне - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции Ascensio, Восшествие) выражает одно из важнейших… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Вознесение Господне. Служба на праздник , . Москва, 1911 год. Синодальная типография. Издание с 1 цветной литографией. Текст украшен виньетками, заставками, буквицами. Типографский переплет с золотым тиснением. Сохранность хорошая. В…
  • Вознесение Господне , . Вознесение Иисуса Христа - загадочное событие. После Своего Воскресения Он собрал ближайших учеников на Елеонской горе и на глазах у них покинул землю, скрывшись воблаке. Что же произошло?…

Вознесение Господне, или, на латинском языке, ascensio, является событием из истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся на небо, полностью завершив свое земное существование. В честь этого религиозного таинства был установлен праздник.

Он привязан к Великой Пасхе, поэтому его отмечают не в определенную дату, но строго на 40-й день после Воскресения Господня. Во многих странах мира этот святой день является выходным и государственным праздником.

Вознесение Господне - это один из двенадцати в православии. Что значит этот день? Почему христиане празднуют конец земной жизни Христа? О священном дне, его значении и пойдет речь в статье.

Праздник и его истоки

Это так называемый Господский праздник, то есть он связан с Господом Иисусом Христом. Его воскрешение свидетельствовало о том, что подошла к концу его земная жизнь. Но еще 40 дней он продолжал общаться со своими учениками, благословлял их на благие дела, давал им советы.

То есть, по сути, мы на сороковой день после смерти Иисуса Христа вспоминаем его и трагические события распятия.

В этот день собрал Христос апостолов на горе Елеон, благословил их и поднялся на небо. В Новом Завете в (глава 1:9-11) так описываются эти события:

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

История Вознесения Господня описана в Деяниях святых апостолов, в Евангелие от Луки, в конце Евангелия от Марка.

После чуда Вознесения ученики его вернулись в Иерусалим счастливые и радостные, так как это событие не является днем утраты Всевышнего, а является символом преображения и восхождения всех людей в Его Царствие.

Иисус занял место по правую руку от Бога Отца и с тех пор постоянно присутствует на Земле.

Через десять дней после Вознесения Святой Дух спустился к апостолам, и дал им силы проповедовать христианскую веру среди людей. В этот день отмечается Пятидесятница (50-й день после Великой Пасхи).

История празднования

Практически до V века Вознесения и Пятидесятница были единым праздником. Это был период в календаре, который называли «Радостнейший». Но позже Пятидесятница стала отдельным праздником. Первые упоминания об этом встречаются в проповедях Иоанна Златоуста, а также у святителя Нисского Григория.

Традиция празднования

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование включает в себя один день предпраздненства и восемь дней попраздненства.

За день до праздника проводится во всех храмах чин «отдания» Пасхи. В День Вознесения Христа служится торжественная литургия, а пока звонят колокола, читается та часть Евангелия, которая посвящена этому событию. Окончание праздника (длится 10 дней) наступает в следующую пятницу (то есть в пятницу седьмой недели после Великой Пасхи). В этот день читаются те же молитвы и песнопения, которые совершали на богослужении Вознесения Господня.

Иконы в честь святого религиозного события

Все иконописцы придерживаются четкой иконографии при описании таинства Вознесения Христа. На иконе всегда изображаются двенадцать апостолов, между которыми стоит Богородица. Иисус Христос возносится на небеса на облаке, в окружении ангелов. На некоторых иконах на Елеонской горе запечатлен след ноги Христа.

Самая известная икона принадлежит кисти Рублева Андрея. Он создал ее для Успенского собора города Владимира в 1408 году. Написал он святой образ Христа в соответствии с историей Нового Завета. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее.

Вознесенские храмы

На месте таинства, на был возведен в IV веке храм, но в 614 году он был разрушен персами. Считается, что именно он послужил образцом для Скалы Купола, мусульманского святилища. В часовне Вознесения хранится отпечаток стопы. Верующие считают, что оттиск этот принадлежит Христу.

На Руси издавна почитался христианский праздник Вознесение Господне. В честь него освящали монастыри и храмы. Самые знаменитые из них:


  • Храм Вознесение Господня «Большое Вознесение» расположен у Никитских ворот. В этой местности существовала деревянная церковь, первые упоминания о которой относятся к 1619 году, в 1629 году она сгорела. В конце XVII века царица Кирилловна приказала построить каменный Вознесенский храм, который был расположен чуть западнее современного строения. Племянник Потемкина Г. А. - Высоцкий В. П. после смерти дядюшки в конце XVIII век дали священнику Антипе доверенность и деньги на строительство нового, более величественного храма. Проектирование поручили архитектору Козакову М. Ф. В 1798 году началось строительство трапезной с двумя пределами. Но во время пожара 1812 года недостроенное помещение полностью сгорело, поэтому строительство было завершено только в 1816 году. Здесь состоялось венчание Пушкина Александра Сергеевича с Гончаровой Натальей. Строительство всего храмового комплекса было окончено в 1848 году. Иконостасы выполнены были архитектором Быковским М. Д. в 1840 году.

Официальное название - «Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами», в народе закрепилось наименование «Большое Вознесение», в отличие от более старой церкви «Малого Вознесения».

Прихожанами «Большого Вознесения» были многие представители интеллигенции того времени и дворян. Здесь отпевали Щепкина М. С., Ермолову М. Н. В храме погребены были сестры Потемкина Г. А. Здесь Шаляпин Федор читал «Апостола» при венчании своей дочери. В 25 году XX века в этом храме совершил свое последнее богослужение патриарх Тихон.

В 30-е годы церковь закрыли, а в здании разместились гаражи. Иконы жгли прямо в храме, стенную роспись закрасили, соорудили межэтажные перекрытия. В 1937 году снесли колокольню (строение XVII века). С 1960-х годов в здании размещалась лаборатория Энергетического института имени Кржижановского. В 1987 году ее убрали и планировали оборудовать здесь концертный зал. Но планам не суждено было сбыться. В 1990 году здание передали церкви. Начались реставрационные работы, во время которых был обнаружен фундамент колокольни, снесенной в 1937 году. На этом месте в 2004 году была построена новая 61-метровая колокольня, по проекту архитектора Журина О. И. С 2002 по 2009 год шла реставрация фасада, были восстановлены трапезная и лестница со стороны улицы Малая Никитская, а также ограда. В настоящее время регулярно проводятся в храме Вознесения Господня службы и действует Воскресная школа.

Старообрядческие Вознесенские храмы

Старообрядцы продолжают древнеславянскую традицию строительства храмов во имя Вознесения Христа. В настоящее время праздник чтят общины старообрядческой Православной церкви в поселке Баранчинский Свердловской области, в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, в городах Тыргу Фрумос, Тульча. В честь Вознесения Господня храмы освящены в США в городе Вудбурна и в Литве в местечке Турмантас, Зарасайский район.

Народные традиции

Праздник за многие века существования христианства на Руси вобрал в себя как аграрные, так и языческие обычаи. Сложились народные верования и приметы, которые не имели никакого отношения к религиозному смыслу праздника, но хорошо иллюстрировали отношение народа к Святому дню и обычаи русских крестьян.

С этого дня в народе считается, что весна переходит в лето. Под вечер разжигали костры, как символ лета, водили хороводы, начинали совершать обряд «кумления» - это старинный славянский обряд, после которого покумившиеся становились близкими людьми, как сестры или как братья.

На этот день пекли пироги и «лесенки», на которых обязательно должно было быть семь перекладин (семь небес апокалипсиса). Их освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни. Так люди гадали, если все ступеньки целы, то человек ведет праведную жизнь, а если лестница разбилась на мелкие кусочки, то грешную.

С лесенками также ходили в поле, где молились и бросали их в небо, чтобы урожай рос высоко.

Также в поле обязательно украшали березы, которые оставались в таком убранстве до конца жатвы. Вокруг них устраивали гулянья, кидали вареные яйца и просили Христа помочь в росте урожая.

В народном календаре этот день считается днем поминовения умерших предков и родителей. Чтобы их помянуть и умилостивить, пекли блины, жарили яичницу, а затем все съедали либо в поле, либо дома.

Смысл Вознесения Господня

Протоирей, настоятель храма Александра Невского Фомин Игорь так разъясняет смысл данного религиозного действа. Он говорит, что Вознесением своим на небо Христос наставляет каждого из нас. Он осуществляет это через апостолов, своих учеников. Они стали свидетелями этого таинства. До своего Вознесения Иисус Христос сорок дней являлся им, укрепляя их веру и даруя им опору и надежду на Царствие Небесное. И своим уходом Христос ставит точку в своей человеческой форме существования и возносится на Небо. Его жертва искупления оканчивается. Но Господь не оставляет нас одних. Христос посылает Духа Святого, который сопровождает и утешает нас. заключается в смысле следующего религиозного праздника - Пятидесятница, который православные отмечают через 50 дней после Пасхи.

Вознесение Господне особо почитается верующими. Это один из 12 главных православных праздников. Что же можно делать в этот день и что строго запрещено?

  • Произносить религиозное приветствие «Христос Воскрес!», так как из храмов в этот день выносят Плащаницу.
  • Заниматься грязной или тяжелой работой.
  • Ссориться с близкими и другими людьми.
  • Думать о плохом. Лучше всего вспомнить в этот день всех умерших родственников и знакомых.
  • Бросать мусор и плевать, так как можно попасть в Иисуса Христа, который может проходить мимо в любом облике.

Кроме запретов, есть предписания того, что можно делать в этот день. Религиозные традиции тесно переплетаются с народными, поэтому приметы играют очень важную роль.

Можно делать:

  • Ходить в гости к родным и близким, в народе это называется «ходить на перепутье».
  • Сохранять в душе мир и спокойствие.
  • Печь блины, булки, пироги. Приготовить любое блюдо из яиц.
  • Радоваться и веселиться.

В праздник верили примете: если в этот день хорошая погода, то вплоть до Дня святого Михаила (21 ноября) будет тепло и сухо. Если шел дождь, то будет неурожай и болезни.

В Вознесение Господне девушки гадали, заплетая в косу веточки березы. Если они до Троицы (то есть 10 дней) не завянут, значит в этом году быть свадьбе.

Утром обязательно собирали лечебные травы, считалось, что они обладают чудотворной силой и способны излечить даже от самой запущенной болезни.

Что обязательно необходимо сделать в этот день

  • Попросить помощи у Господа. Считается, что в этот день он слышит каждого и все, о чем его просят. Необходимо помолиться и попросить то, что жизненно необходимо. Однако богатства и денег лучше в этот святой день не просить, если только они не нужны для выживания или на лекарственные препараты.
  • Испечь специальные булки, печенье или пироги «Лестница». Их обязательно следует освятить в церкви. Считается, что они после этого становятся оберегом для дома и семьи. Эту выпечку хранят за иконами.
  • Помянуть всех умерших родственников и знакомых. Необходимо пожарить блины и отварить яйца и посетить кладбище, если есть такая возможность.
  • Раздать милостыню. Это может быть одежда, обувь, еда - не важно, главное отдать что-то неимущим.
  • Умыться утренней росой. Считается, что она обладает чудотворной силой, помогает девушкам сохранить красоту, а старикам дарит здоровье и силы.
  • Необходимо задуматься о вере, себе, доброте, мире.
  • Помолиться Господу Богу, считается, что в этот день Он прощает даже самых больших грешников. Принято в честь Святого праздника читать Тропарь, Кондак и Величание.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

[Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира].

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»]

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение]

Даты празднования Святого дня в ближайшие годы

Православные христиане отмечают Вознесение на сороковой день после Великой Пасхи, всегда в четверг. В 2018 году праздник выпадает на 17 мая, через год все православные его будут отмечать 6 июня, в 2020 году - 28 мая, а через год - 10 июня.

В Интернете можно найти огромное количество заговоров и обрядов, которые рекомендуют проводить в этот святой день, но лучше этого никогда не делать. Возможно, желаемого результата и удастся достичь, но кара за этот грех падет не только на самого человека, но и на его детей и внуков. Церковь запрещает такие действия, поэтому не стоит ради славы и богатства брать грех на свою душу.

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после , когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо.

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после , в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

Об этом великом событии рассказывается в книге «Деяния святых апостолов».
В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.
Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданье Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.

В церковном календаре праздник Вознесения Господня начал отмечаться в VI веке. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета.

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится".
В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»

Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. ) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).