Меню

Вулкан из соды и уксуса рецепт. Самодельный вулкан

Кровельные материалы

Юных исследователей наверняка заинтересует, как сделать вулкан из пластилина своими руками. Поделка вулкана может быть как статической, так и действующей. Для статического достаточно воспроизвести с помощью пластилина внешний облик «курящей» горы. Действующая поделка будет выглядеть намного эффектнее и занимательнее.

Модель действующего вулкана заинтересует не только школьников, но и маленьких детей. Возможно, лепка и испытание вулкана пробудят интерес к геологии, географии и химии.


Приступаем к поделке

В домашних условиях сделать действующий вулкан очень просто. Для поверхности вулкана можно использовать не только пластилин, но и соленое тесто или бумагу. Главный секрет – это химическое взаимодействие соды и уксуса. Чтобы процесс «извержения» был интереснее, можно добавить натуральный краситель. Но обо всем по порядку. Вначале следует понять, как же устроен настоящий вулкан.

Перед началом поделки рекомендуется рассмотреть вместе с детьми картинки и схемы строения вулкана, а также документальные фотографии. Ведь такой проект не столько развивающий воображение и моторику, сколько познавательный. Дети могут узнать для себя много нового о строении Земли и природных явлениях.

Вот основная схема вулкана в разрезе:

Как видно из рисунка, магма поднимается по тонкому жерлу, прежде чем выйти наружу и стать лавой. Поэтому, чтобы опыт с вулканом получился дома, нужно создать те же самые условия: широкий резервуар для «магмы» и узкое горлышко в качестве жерла.

Удобнее всего конструировать домашний вулкан из пластилина и бутылки. Кроме этих материалов также понадобятся:

  • фанера или плотный картон большого формата (примерно 50×50 см или больше);
  • акриловые краски и кисти;
  • скотч;
  • средство для мытья посуды;
  • сода;
  • пищевой краситель (красного или оранжевого цвета);
  • уксус.

Фанера нужна для основания. Ее можно заменить ненужным тазом, поддоном или подносом. Главное, чтобы размеры вулкана не превышали размеры основания. Гора должна возвышаться примерно в 20 см от краев фанеры.

Рассмотрим процесс создания вулкана поэтапно.

  1. Формируем «жерло» вулкана. Для этого нужна бутылка, которую можно использовать целиком или уменьшить до желаемого размера (зависит от высоты будущего вулкана).

Для создания небольшой модели лучше подрезать бутылку, т.е. отрезать верхнюю часть с горлышком и нижнюю с дном и совместить эти две части при помощи скотча. После этого бутылку можно зафиксировать со всех сторон в центре основания также скотчем.

  1. Начинаем лепить гору. Для этого, скорее всего, понадобится очень много пластилина. Можно собрать все остатки, включить в общую массу испорченный пластилин, старые фигурки. Цвет вулкана должен быть бурым, серым и черным, поэтому смешение нескольких цветов как раз даст нужный оттенок. Перед лепкой его лучше очень хорошо размять.

Формирование горы начинается снизу вверх. Сначала закрепляется основание, а затем сверху постепенно, слоями наносится пластилин. Вулкан необязательно должен быть идеально ровным, словно снятым с гончарного круга. Наоборот, рельефность и неровности придадут больше реализма. Можно даже проложить желоба, по которым потом будет стекать «магма».

Вот несколько фото вулканов, сделанных из пластилина:




Сверху, когда пластилиновая гора будет готова, можно сделать имитацию стекающей лавы. Для этого необходим желтый, оранжевый и красный пластилин. Кусочки соединяются в один комок, но не перемешиваются, чтобы были видны разноцветные разводы.

В конце поделку можно обработать стеками и при желании покрасить краской.

  1. Раскрашиваем фанеру акриловыми красками вокруг вулкана, делаем ландшафт. Для этого можно использовать готовые модели динозавров, пальм, деревьев.
  1. После того, как поделка высохнет, можно приступать к испытанию. Для этого делается следующая смесь:
  • 1 ст. ложка средства для мытья посуды;
  • 1 ст. ложка соды;
  • несколько капель (5-10) жидкого пищевого красителя.

Полученную смесь перелить в вулкан через воронку. После этого в «жерло» добавляется уксус, и начинается химическая реакция. Уксус необходимо добавлять постепенно до тех пор, пока не начнется реакция (не появится пена). При объеме бутылки в 2 литра необходимо залить ¾ стакана уксуса.

Если нет жидкого красителя, можно использовать сухой, но тогда его необходимо растворить в уксусе. Это дополнительный компонент, чтобы придать пене цвет лавы. Для простого эксперимента можно обойтись без красителя.

Макет вулкана может стать отличным проектом для школьной выставки или домашним заданием по географии. Его можно использовать для демонстрации извержения или в качестве выставочного экспоната.

Дома дети могут играть с таким вулканом в «мезозойскую эру», когда по земле ходили динозавры, а извержение вулкана было привычным явлением.

Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и геологии.

Сделать вулкан в домашних условиях очень легко. Простые продукты, которые можно найти дома, и нехитрые моющие средства позволяют создавать красивые эффекты. Рекомендуется проводить подобные опыты с детьми шести-семи лет: в этом возрасте они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище будет интересно и малышу, и взрослому.

Цель эксперимента - сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи :

  • объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют;
  • рассказать, что такое кислотно-щелочная среда;
  • вызвать у ребенка исследовательский интерес;
  • развить навыки самообучения;
  • рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды.

Материалы и инструменты :

  • колба или бутылка;
  • картон для изготовления «горы»;
  • пластилин, чтобы придать вулкану форму;
  • вода;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • пищевой краситель или гуашь оранжевого или красного цвета;
  • средство для мытья посуды;
  • емкость для смешивания ингредиентов и ложка;
  • степлер;
  • пластиковый контейнер;
  • мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).

Ход опыта

1. Делаем вулкан.

Для начала нужно найти подходящую емкость. Можно использовать как колбу, так и небольшую бутылку из-под сока или йогурта. Чтобы придать бутылке вид горы, делаем заготовку из картона. Вырезаем круг, делаем один разрез по радиусу. Складываем круг в конус и прочно фиксируем степлером. Обрезаем верх конуса.

Внутрь фигуры вставляем нашу емкость - получился каркас вулкана. С помощью пластилина нужно придать вулкану форму: обмазываем картон пластилином, делаем «кратер», маскируя горлышко емкости.


Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию вулкана, расставляем деревья, расставляем животных.

2. Готовим 2 раствора «лавы»

Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь), несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.

Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение - 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды).

3. Запускаем «извержение»

Тщательно перемешайте смесь в емкости вулкана. Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты.

Наблюдайте за происходящим волшебством: спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору!

Результат опыта

Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.


Извержение вулкана (без красителя)

Научное объяснение

Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ - соды и лимонной кислоты. В химии этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. СО₂ вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться. Рекомендуем провести еще один опыт с вулканом, но уже со светящейся лавой.

Дети отличаются любопытством и хотят знать много вещей. Их интересуют различные природные явления: ураган, цунами, извержение вулкана. Эти явления при большом желании моделируются дома. Сделать вулкан в домашних условиях своими руками - вполне посильная задача для каждого. Для опыта потребуется минимум подручных материалов, терпение и время.

Под землёй располагается магма - расплавленная порода, которая просачивается на поверхность через небольшие отверстия в земле или извергается через кратеры. Вулканы располагаются на границе тектонических плит, в горах. Но известны случаи их появления на территории с плоским рельефом и за небольшой период времени. Действующие вулканы в основном изображают громадными и имеющими правильную форму, но это не так, на самом деле встречаются разные виды. Вулканы могут быть высокими или совсем маленькими и непропорциональными.

Извержение протекает следующим образом: газы и магма, находящиеся под землёй, выталкиваются наверх под сильным давлением. Иногда даже случаются взрывы, бывает, вулканы извергают лаву, фонтанируя, как гейзеры.

Вулкан из солёного теста

Для опыта нужно минимум материалов и немного терпения. Чтобы сделать модель вулкана своими руками, понадобятся:

После того как нашли все необходимое, начинаем моделирование. Приступаем к работе, следуя инструкции:

Из пищевой соды

Чтобы сделать изделие, понадобятся: вода, уксус, разбавленные пищевые красители, моющее средство для посуды, пищевая сода.

Порядок действий для создания вулкана:

Из пластилина и бумаги

Еще быстрее получится смоделировать вулкан из бумаги и пластилина. Для начала сделаем форму изделия. Возьмите лист картона, сверните его так, чтобы получился конус, и обрежьте верхушку получившегося конуса. Макет вулкана в домашних условиях сделан.

Теперь облепите получившийся макет пластилином сверху, должна получиться гора. Расположите макет на подносе или блюде. Наложите в банку смесь из лавы (пищевой краситель, краска, сода) и поставьте баночку внутрь поделки. Самодельный вулкан готов. Смастерить такое изделие можно быстро, просто и без особых затрат.

Многоразовая поделка

Этот вариант очень удобен, потому что к созданному вулкану можно будет возвращаться снова и снова. Для создания поделки понадобятся:

Для извержения потребуются: уксус, немного соды, красный пищевой краситель, чуть-чуть средства для мытья посуды.

Вот и настал самый интересный этап. Внутрь жерла поместите немножко соды, добавьте немножко жидкости для мытья посуды и насыпьте красный пищевой краситель. Если требуется, налейте немножко воды. Добавляем в жерло вулкана немного уксуса, и извержение начинается!

Большой взрыв

Этот вапиант особенно понравится детям. Для имитации большого взрыва необходимо следующее:

С использованием жидкого азота

Немного опасный, но не менее интересный способ. Еще более масштабное зрелище получится, если выполнить следующее:

Создавая вудкан в домашних условиях, используйте фантазию. Вот некоторые советы:

  • По желанию раскрасьте изделие.
  • Добавляйте ингредиенты осторожно, чтобы ничего не запачкать.
  • Для усиления извержения добавьте мятные конфеты и газировку.
  • Обязательно наденьте очки и перчатки.

Как видите, сделать вулкан в домашних условиях просто и увлекательно. Изделие подарит незабываемые ощущения и детям, и взрослым. Изготовление вулкана можно совместить с уроком географии или химии для детей, а взрослые просто хорошо проведут время за этим занятием.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

Укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

Как растекается лава?)

Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

У кого очень быстро изливалась лава? …

Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.