Меню

Янтарный кабинет петра первого. Тайна янтарной комнаты

Расчет крыши и кровли

В первые два века своего существования не была настолько известна, как в наше время. Восьмым чудом света сокровище Большого Екатериининского дворца стало лишь после того как исчезло. Уже больше полувека идут поиски, уже петербургские реставраторы создали новую Янтарную комнату, а шедевр архитектора Шлютера так и не был найден. Будто неведомая сила укрывает это чудо от человека…

Немного истории

За необычную красоту янтарь называют солнечный камень. В древности считалось, что это солнечные лучи застыли в холодной морской воде. В действительности янтарь - смола деревьев которая затвердела тысячи лет назад.

Король Пруссии Фридрих Первый был большой ценитель янтарных изделий. Но разнообразные шкатулки, статуэтки, шахматные фигуры, мундштуки, трости - не то чтобы наскучили ему, нет. Он попросту с ними свыкся и захотел чего-то более неординарного, грандиозного. На пожелание короля откликнулся Андреас Шлютер. Он сделал предложение, создать кабинет со стенами из янтаря. Монарху идея понравилась, и Шлютер вместе с мастером Готфридом Туссо принялся за работу.

Такого рода замысел впервые в истории человечества воплощался в жизнь. На протяжении нескольких лет много умельцев трудилось над произведением искусства. 1709 год — Янтарный кабинет представили монарху.

Король был в восторге. Хотя, недолго. Ночами, а временами и днем в кабинете начало происходить нечто немыслимое: при закрытых окнах колыхались занавески, сами по себе тухли и вспыхивали свечи, в пустом помещении слышался таинственный шепот. И наконец янтарные панели обрушились со всех четырех стен. Фридрих испугался. Он отдал приказ немедля арестовать Туссо, по обвинению в государственной измене. Мастер так и скончался в заточении. Шлютер был выслан из страны. Он нашел пристанище в России, где и умер в 1714 г. от тифа. Янтарный кабинет был разобран, сложен в ящики и отнесен в подвал Королевского замка.

Снова панели были извлечены на свет божий при сыне Фридриха Первого - Фридрихе-Вильгельме. Кабинет быстро собрали перед визитом «короля Петера».

По сравнению с Германией, Чехию и Словакию весьма редко называют возможным убежищем Янтарной комнаты, хотя там хватает мест, чтобы скрыть любое количество сокровищ. Может быть, тайник расположен в одной из старых штолен. В частности, под «подозрением» находится старая штольня, идущая от городка Горни-Плане к Лисьей горе. Существует предположение, что вход в горную выработку находится за органом местной церкви.

Официальные власти социалистической Чехословакии всегда в самым категорическим образом отвергали утверждения о нахождении сокрытых ценностей на территории страны. Как-то чешские поисковики заявили об имеющемся у них документе, в котором есть точное указание на месторасположение Янтарной комнаты. Власти отказались обнародовать эти материалы. Как видно, кто-то был не заинтересован в раскрытии тайны.

Возможно, этот любопытнейший эпизод кое-что объяснит. 1939 год — лидеров Чешской коммунистической партии Владислава Копршиву и Густава Климента фашисты отправили в концлагерь Дахау. Спустя год лагерь посетили главный эсэсовец Гиммлер и вождь голландских фашистов Миссаэрт. Они долгое время беседовали о чем-то с вышеназванными узниками… После войны Копршива возглавил Земской национальный комитет Праги, а потом стал руководителем Министерства безопасности. Климент получил должность главы Министерства тяжелой промышленности.

Дахау называли лагерем смерти, и все-же видным коммунистам Копршиве и Клименту удалось в нем остаться в живых. В том же лагере сидели чехи Гоуска и Герольд, которые вместе с другими заключенными сопровождали некие ящики из Берлина в Шумаву. Все участники данной акции были расстреляны, кроме Гоуска и Герольда! А после 1945 г. они всплыли в качестве руководителей органов госбезопасности районного уровня.

Как-то Л.И.Брежневу доложили, что Янтарная комната находится на территории ГДР. Брежнев попросил проверить информацию. Спецслужбы Восточной Германии отрапортовали, что раритет находится в Австрии. Потом почему-то быстро изменили свою точку зрения и назвали Швейцарию…

Заморская версия

Больше 30 лет немецкий исследователь Георг Штайн разыскивал Янтарную комнату: занимался изучением архивов, разрабатывал версии, встречался с людьми, которые хоть как-то могли приблизить его к разгадке тайны. 1987 год, 20 августа — Штайн был найден мертвым в баварском лесу. В полиции констатировали — и быстро прикрыли дело. Но факты показывают на другое: на теле обнаружили многочисленные раны, рядом с трупом находились ножницы, скальпель, ножи - как видно, Штайна пытали. Удивляет и способ самоубийства: чистокровный немец сделал себе японское харакири…

После гибели исследователя в его вещах была найдена записка: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную». А незадолго до смерти он говорил знакомому священнику из Нижней Баварии: «Искать в Европе больше не имеет смысла, все давно в США». Путей в Америку для Янтарной комнаты было немало. Ящики с панелями могли вывезти в глубь Германии и спрятать в соляной шахте Грасслебен, находящейся неподалеку от Хельмштета. Американцы проявляли большой интерес к этому объекту.

Инспектор Крюгер сообщал в Главное управление надзора за безопасностью горных работ: «Никакая другая шахта так не интересовала американцев, как грасслебенская. Надземные сооружения окружили танки, вход в шахту был запрещен даже для руководства предприятия». Так что американцы спокойно обследовали содержимое шахты, куда, спасая от бомбежек, свозились художественные ценности из берлинских музеев. Из рассекреченных документов выяснилось, что из 6 800 грасслебенских ящиков больше половины было вскрыто и опустошено. Возможно, в этом импровизированном хранилище находились также архивные документы, указывающие путь к другим тайникам, - в одном из них могла быть и Янтарная комната.

Еще побывали вездесущие янки в Тюрингии, в рудниках Меркеса, где тоже располагались фонды музеев Берлина. Американские солдаты переправили ценности в здание Германского имперского банка. И хотя охрана была усиленной, по дороге таинственным образом бесследно пропали три машины, груженные ящиками. На последних значилось: «Кенигсбергская гидротехническая служба», рядом была метка в виде красной точки. По ряду данных как раз так обозначились ящики с янтарными панелями.

Между Арнштадтом и Ордруфом нацистами был оборудован тайник. 1945 год, март — туда свозилось огромное количество награбленных на Востоке произведений искусства. После оккупации Германии генерал Эйзенхауэр инспектировал эту территорию: побывал в лагере военнопленных и в хранилище с музейными ценностями. Спустя несколько недель американцы передали этот район советской военной администрации, оставив подземелья абсолютно пустыми! Существуют соответствующие кадры кинохроники…

Все эти и другие факты навели еще одного исследователя Пауля Энке на мысль о том, что Янтарная комната уже давно найдена. Если не сразу по окончании войны, то в последующие годы. Потом ее попросту продали за океан.

Надо заметить, что Пауль Энке также скончался внезапно. Поговаривали об отравлении.

Неоднократно в печати метались молнии против Советского государства: дескать, оно устранилось от розысков украденного произведения искусства. Это не так. Поиск Янтарной комнаты начался еще в 1945 г. в Кенигсберге. Потом создали государственную комиссию, которая из-за отсутствия результатов официально прекратила свое существование в 1984 г. Но компетентные органы не переставали заниматься поиском. В особенности оживилась работа в 1990-х годах, когда снова в прессе замелькали сообщения о подземельях с сокровищами.

Тогдашний министр обороны Шапошников поручил заниматься Янтарной комнатой первому заместителю начальника ГРУ, генерал-полковнику Юрию Гусеву. С ним не раз встречался журналист Сергей Турченко. Разведчик всегда уходил от вопроса о местонахождении Янтарной комнаты, но при последней встрече вдруг признался: «Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет». Несколько дней спустя генерал Гусев погиб в автомобильной катастрофе…

О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам - это одно, видеть глазами - совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Но, на мой скромный взгляд, "современный новодел" ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.

Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, "мертвый" цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.

Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.

Немного истории

В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.

Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.

Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь ­­- мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.

В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.

Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.

Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции - Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.

Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.

Интерьер Янтарной комнаты

Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена - это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Янтарная комната (Пушкин, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Янтарная комната в Пушкине - великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера - архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже - реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии - стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей - отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой - известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой - подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше - Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали - янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте - слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда - шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату - работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик - они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната - часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает - нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ - 350 RUB, взрослые билеты - 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Часто именуется одним из чудес света.

Это уникальное произведение искусства XVIII века с непростой и порой драматической историей.

Путь в Россию

История кратко такова. В первые годы XVIII века для кабинета короля Пруссии Фридриха I были изготовлены вырезанные из балтийского янтаря панно, панели и различные украшения.

Работы выполнялись немецкими, датскими и шведскими мастерами. После смерти короля, вступивший на престол Фридрих Вильгельм I (сын), янтарный кабинет не заинтересовал. Однако русский царь загорелся желанием украсить им свою Кунсткамеру. Об этом доложили прусскому монарху.

Когда на пути во Францию в 1716 году самодержцы встретились под Берлином, получает в дар вожделенный янтарный кабинет. Однако позже в России оказалось, что он мал для предназначенного для него помещения, и о нем на время забыли.

Обновление Янтарной комнаты

После воцарения императрицы кабинет был приспособлен к ее официальной резиденции - новому Зимнему дворцу. Он стал именоваться янтарной комнатой, которая с 1746 года служила для официальных приемов. Спустя десять лет в связи с завершением строительства по повелению нового дворца, комнату было перенесено туда.

Началась ее последняя фундаментальная модернизация для зала площадью около ста кв. метров. Была изменена компоновка всех деталей. Панели стали располагаться по среднему ярусу стен и разделялись пилястрами с зеркалами. Появились новые уникальные элементы: богатая золоченая деревянная резьба мозаики из яшмы и агата маленький янтарный столик на изысканно изогнутой ножке наборные янтарные комоды работы русских мастеров.

Роскошь этого зала была неповторима. В стеклянных витринах располагалась одна из выдающихся в Европе коллекций янтарных изделий европейских мастеров. К 1770 году усилиями немецких, русских и польских умельцев работа была завершена. Обновленная янтарная комната стала украшением дворца, который сегодня в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Снова в Пруссии

С началом исторические ценности императорских дворцов были эвакуированы в безопасные места страны. Однако янтарная комната была слишком хрупка, чтобы выдержать такой переезд. Поэтому было решено панели со стен не снимать, тщательно их законсервировать с помощью ткани, бумаги и ваты. Такими их и обнаружили немецкие офицеры - искусствоведы, отвечавшие за отбор художественных ценностей.


В течение полутора суток Янтарная комната была демонтирована и отправлена в Кенигсберг. Там в одном из залов королевского замка на обозрение были выставлены ее янтарные панно и двери. В августе 1944 года замок бомбили британские самолеты. Тогда впервые был применен напалм. Возник сильный пожар. Однако ценный экспонат, как считается, не пострадал. Тем не менее, его упаковали в ящики и переместили в замковые подземелья. Там они и находились до начала штурма города наступающей Советской Армией.

Где искать Янтарную комнату

Вошедшие в апреле 1945 года в Кенигсберг советские войска никаких ящиков с деталями комнаты не обнаружили. После войны были организованы поиски комнаты. Безуспешно искали в фортах Кенигсберга, на дне немецких озер, в соляных шахтах, в разных странах.

Время от времени возникали разные версии ее местонахождения. Одни полагали, что она сгорела во время пожара в замке. Другие предполагали, что она находится в каком-нибудь секретном хранилище в Америке.


Последняя версия основывалась на том предположении, что комната была вывезена за океан на крейсере полученном США в счет репараций. Допускалось, что она была на борту судна, потопленного в конце войны советскими подводниками. Некоторые считали, что ящики с элементами комнаты до сих пор находятся в подземельях взорванного в 1969 году королевского замка в бывшей столице Восточной Пруссии.

Лучше оригинала

По мнению экспертов в течение нескольких десятков лет безуспешных поисков янтарная комната находилась в ненадлежащих условиях хранения. Вероятнее всего янтарь мог разрушиться. С учетом этого и других обстоятельств было принято решение советского правительства о воссоздании уникального художественного и исторического объекта. Часть финансирования взяла на себя немецкая компания «Рургаз».

В 1981 году была создана специальная янтарная мастерская, в которой трудились реставраторы, химики, историки, искусствоведы и криминалисты. Был проведен огромный объем работ по разработке проекта и его научного обоснования. Воссоздавались старые и разрабатывались новые технологии обработки "солнечного камня", специальные рецептуры.


Были подготовлены кадры высочайшей квалификации. В работе использовался балтийский янтарь из-под а. Накануне 300-летия Санкт-Петербурга Янтарная комната в Екатерининском дворце отечественными специалистами в полном объеме была восстановлена. Сегодня она восхищает многие тысячи посетителей этого музейного комплекса. По мнению людей, видевших до войны эту комнату, современное исполнение лучше, чем прежнее.

О мифах и легендах Янтарной комнаты

После войны родилось множество мифов и легенд о его местонахождении. Вот некоторые из них:

  • янтарная комната тайно была вывезена в Южную Америку и находится у потомков бежавших туда нацистов
  • американские военные обнаружили комнату в своей зоне оккупации и вывезли ее в США, где она попала в частные коллекции
  • США получили комнату в качестве оплаты поставок по ленд-лизу
  • до войны под контролем НКВД был выполнен дубликат янтарной комнаты, который и был вывезен немцами. Оригинал был передан американскому миллионеру Арманду Хаммеру, оказывавшему услуги советскому правительству.

Возникает все больше сомнений, что когда-нибудь удастся обнаружить настоящую Янтарную комнату. В любом случае ее судьба стала одной из самых значительных тайн ХХ века.