Меню

Архипелаг земля франца иосифа карта. Девять фактов о земле франца-иосифа

Безопасность крыши

Земля Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Снимок архипелага со спутника Терра:

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff ), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Карл Вейпрехт (Carl Weyprecht) (1838—1881) — австрийский морской офицер, исследователь Арктики и геофизик.

Ю́лиус Иога́ннес Людо́викус фон Па́йер (нем. Julius Johannes Ludovicus von Payer ), более известен как Ю́лиус Па́йер (1 сентября 1842, Шёнау, ныне Те́плице — 30 августа 1915, Фельдес, теперь Блед, Югославия) — австро-венгерский исследователь Арктики. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

Фра́нц Ио́сиф I — император Австрийской империи и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 лет, его царствование стало эпохой в истории народов, входивших в Дунайскую монархию.

Фотографии и текст Дмитрия Черкасова

Земля Франца Иосифа — это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины:

Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги:

Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды — идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение — это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху:

Из-за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе:

Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше. Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам:

Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг. Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах:

Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее, да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.

Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако, в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.

Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

Место нашей высадки — мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра», под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе»:

Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома» ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы:

Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер — и сразу проваливаешься в воду по колено:

Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек. Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить косаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.

Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась:

Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность, поэтому идти было сравнительно легко.

Спасательный бот медленно подходил к берегу промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт. А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.

Несмотря на насыщенный событиями день поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?

Второй раз рядом с островами Земли Франца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.

Прежде всего, мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков:

Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадиться на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль.

Архипелаг «Земля Франца-Иосифа» — группа островов, находящихся в высокоширотной Арктике — там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.


Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса.


Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя — Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

— регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.Про арктическую пустыню можно почитать вот тут.

Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам — тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки, так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.







ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ)

В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные

горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.


В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА

Теоритическое открытие Земли Франца Иосифа

Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин. Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» . В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Практическое открытие Земли Франца Иосифа

Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована — и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам.

На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)


В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.


Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу — работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром, пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей.

Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

«На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА В НАШЕ ВРЕМЯ - ФОТО, ОПИСАНИЯ, КАРТЫ

ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ — разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям. На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг — «Не говори ты Арктике — прощай».

  • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.
  • Остров Галля, мыс Тегетхофф

    Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

    Остров Вильчека

    Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

    Остров Чампа, мыс Триест

    На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

    Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

    Пролив Негри

    Острова Аполлонова и Столичка

    Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

    Остров Гукера

    На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

    Скала Рубини-Рок

    Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

    Остров Алджера

    Земля Вильчека, мыс Геллера

    На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

    Остров Рудольфа, мыс Флигели

    Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

    Остров Рудольфа, бухта Теплиц

    В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

    Остров Джексона

    Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

    Остров Нордбрука, мыс Флора

    Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

    Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

    В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс.

    В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.

    Карта архипелага Земля Франца-Иосифа.

    Земля Франца-Иосифа – островной архипелаг Северного Ледовитого океана, удаленный на северо-запад от архипелага Новая Земля, к востоку от архипелага Шпицберген и на северо-восток от полуострова Скандинавия. Название остров получил от своих первооткрывателей в честь Императора Австро-Венгрии.

    Архипелаг состоит из более чем 190 островов и скал. Условно архипелаг разделяется на три части: восточную, немного удаленную от остальной группы островов через Австрийский пролив, включающий в себя наиболее крупные острова Земля Вильчека и Греэм-Белл, центральную, заключенную между проливом Британский канал и Австрийским проливом и имеющую в своем составе наибольшее количество островов, и западную, расположенную в западном направлении от пролива Британский канал, включающую самый большой остров архипелага - Землю Георга.

    Общая площадь островов архипелага Земля Франца-Иосифа превышает 17 тысяч квадратных километров.

    Архипелаг территориально входит в состав полярных владений Российской Федерации и административно находится в составе Архангельской области.

    Южное побережье острова Нортбрук.

    История.

    О возможном существовании архипелага к северу от Кольского полуострова высказывались еще Ломоносов и другие российские географы, но организовать экспедицию на поиски неоткрытых островов они так и не смогли. Архипелаг был открыт довольно случайным образом 30 августа 1873 года австро-венгерской экспедицией под началом капитанов-полярников Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, которые пытались на шхуне «Адмирал Тегенгофф» открыть проход на восток по северным морям. Шхуна экспедиции была затёрта льдами в районе островов Новой Земли и снесена течением к берегам неизвестного архипелага. Вейпрехт и Пайер смогли первоначально частично обследовать некоторые острова архипелага и дать ему название в честь тогдашнего Австро-Венгерского Императора (Кайзера) Франца Иосифа I.

    В разные времена и периоды архипелаг исследовали экспедиции Бенджамина Ли Смита, Фредерика Джексона, Нансена и Йохансена, Уэллмана и Болдуина и многих других известных полярников.

    В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе «Ермак» под началом вице-адмирала Макарова, утверждают, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

    В 1913-14 годах на пути следования к северному полюсу на островах умер и был похоронен известный российский полярник Седов Г.Я.

    Летом 1914 года на поиски Седова отправилась экспедиция Ислямова, который посетив архипелаг, объявил его территорией России и так же поднял на побережье российский флаг.

    В советское время исследования архипелага начались в 1929 году, когда на побережье бухты Тихая на острове Гукера была впервые открыта научно-исследовательская станция.

    С 50-х годов по 1990 год 20 века на архипелаге базировались радиолокационные станции слежения Советской Армии, которые считались самым северным армейским подразделением в СССР.

    Предгорья плато на острове Гукера.

    Происхождение и география острова.

    Острова архипелага Франца-Иосифа разбросаны на достаточно большой территории, поэтому географические координаты считают по общему географическому центру архипелага: 80°40′00″ с. ш. 54°50′00″ в.

    Мыс Флигели острова Рудольфа является самой северной точкой как России, так и самого архипелага Земля Франца-Иосифа, мыс Мэри-Хармсуорт - крайней западной точкой архипелага, одноименный мыс на острове Ламон - самой южная, а мыс Олни острова Греэм-Белл - самой восточной.

    Архипелаг является удаленной частью Евразийской геологической плиты, поэтому по своему происхождению он относится к островам материковым. Рельеф местности на большинстве островов архипелага изобилует невысокими плато, которые достигают в высоту в среднем 300-500 м. Наивысшей точкой островов является ледник Форбса, достигающий в высоту примерно 620 метров.

    Геологическая структура островов архипелага состоит их алевролитов, песчаников и известняковых пород с базальтовым покровом. Из полезных ископаемых на островах обнаружены небольшие залежи бурого уголя.

    Поверхность подавляющего большинства островов покрыта ледниками, а там где их нет, на промерзшем грунте имеется большое количество озер, которые даже в наше время остаются безымянными.

    Южное побережье и сходящий к океану ледние на острове Макклинтона.

    Климат.

    Климат на Земле Франца-Иосифа ярко выраженный арктический. Температура в течении года в своих средних показателях не подымается выше −12 °C. В летние месяца средняя температура составляет от −1,5 °C до +2 °C. В зимнее время температура воздуха может опускаться до −50 °C при среднем показателе −24 °C. Зимнее время так же характеризуется сильными ветрами и штормами. Осадки выпадают преимущественно в виде снега и их количество довольно не велико, что вполне соответствует данному климатическому поясу, их абсолютная величина лежит в пределах от 250 мм до 600 мм за год.

    Население.

    Правильнее было бы сказать, что острова не обитаемы. Постоянного проживания людей на острове нет. Естественно на островах нет ни городов, ни поселков. Так называемое, временное население представлено учеными и исследователями на научных и метеорологических станциях, а так же пограничниками ФСБ России, которые несут службу на самой северной в России пограничной заставе. В среднем численность людей, одновременно пребывающих на островах, не превышает 80-100 человек.

    Вид на плато и ледник Форбса.

    Флора и фауна.

    Суровые климатические условия архипелага не способствуют расцвету и благоуханию флоры и фауны. Растительность здесь в основном представлена мхами и лишайниками. Иногда на островах можно встретить полярный мак и полярную иву, но они здесь представляют настоящую редкость. Встречаются на островах так же и некоторые виды грибов.

    Млекопитающие представлены на архипелаге белым медведем и песцом, но в последнее время их популяция очень сильно сократилась.

    Обитая в прибрежных водах островов, морские животные представлены более широко. Здесь довольно часто встречаются нерпы, тюлени нескольких подвидов, иногда моржи.

    На островах, что характерно для этих широт, всегда большое количество птиц, среди них в больших количествах встречаются кайры, моевки, белые чайки и много других видов числом более 20.

    Предгорье плато на острове Земля Александры.

    Туризм.

    В плане туризма архипелаг будет интересен только редким любителям экстремального отдыха. Естественно, пребывающие на остров, в основном винтокрылой авиацией, люди состоят исключительно из ученых и военных, которым в этих суровых условиях явно не до развлечений и отдыха. Но все же стоит отметить, что даже при всем при этом здесь есть на что посмотреть. Это и многочисленные летние птичьи базары, и ледники сползающие к побережью, и в летнее время многочисленные озера.

    Восточное побережье острова Вильчека.

    Шхуна Admiral Tegetthoff под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера в 1872 году отправилась изучать возможность прокладки Северного морского пути, но летом следующего года их судно прибило льдами к берегам Новой Земли. Дрейфуя в западном направлении, команда причалила к незнакомым берегам, которые находились в 900 км от Северного полюса. Австрийские путешественники дали этой земле имя правившего в ту эпоху императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. 1. Самая северная точка страны О существовании Земли Франца-Иосифа догадывался в свое время Ломоносов, но на его предположение не обратили особого внимания. Географ Петр Кропоткин высказал похожую гипотезу Русскому Географическому обществу в 1871 году, но денег на затратное исследование не нашлось. Российский флаг был поднят на Земле Франца-Иосифа только в 1914 году. Через 15 лет, в 1929 году, свое присутствие было закреплено, когда на острове Гукера заработала первая советская научно-исследовательская станция, куда ежегодно отправлялись полярные экспедиции. С тех пор на Земле Франца-Иосифа заканчивается Россия - мыс Флигели, что на острове Рудольф, считается самой северной точкой страны. 2. Гигантская северная область В состав Земли Франца-Иосифа входит 191 остров общей площадью 16 135 км², что практически равняется площади Кувейта (17 820 км²). Архипелаг, который на 85 % покрыт льдами, входит в состав Архангельской области - крупнейшего субъекта РФ в европейской части страны. Его площадь составляет 589 913 км², что превышает территорию Испании (504 782 км²) и Франции (547 030 км²). 3. Последнее пристанище Седова Сто лет назад, в 1913 году, экспедиция под командованием российского полярного исследователя Георгия Седова достигла Земли Франца-Иосифа на пути к полюсу. Корабль «Михаил Суворин» (до выхода из Архангельска назывался «Святой великомученик Фока») был вынужден перезимовать в бухте у острова Гукера, которую позже назовут Тихой. Условия были крайне тяжелыми: еды не хватало, помещение не отапливалось. Несмотря на болезнь, Седов отправился в сторону полюса вместе с двумя товарищами на собачьих упряжках. Через 18 дней, 20 февраля 1914 года, начальник экипажа умер возле острова Рудольфа. Там Седов был похоронен. Флаг, который великий исследователь хотел установить на Северном полюсе, был помещен в его могилу. Его верный пес Фрам остался сторожить хозяина. В этом же году на поиски Седова отправилась экспедиция Исхака Ислямова, в результате которой Земля Франца-Иосифа стала принадлежать России. 4. Суровые острова У природы не плохой погоды... Исключение составляет Земля Франца-Иосифа. Территория архипелага находится севернее 80 градуса северной широты. Соответственно, для него характерны полярный день и ночь. Полярная ночь в среднем здесь длится 125 суток, а день - 140. Зима на Земле Франца-Иосифа очень сурова. Во время нее буйствуют ветра, а температура достигает 25-30 градусов со знаком минус. Лето здесь тоже суровое. Только один месяц в году, в июле, температура может достигать положительных отметок. Под такими подразумевается +1-3° С. 5. Базарный день 55 тысяч птиц на одной скале - это не вымысел. На Рубини-Рок в бухте Тихая собирается крупнейший птичий базар в пределах архипелага. Скала, высота которой достигает 174 метров, напоминает птичью многоэтажку - разные виды пернатых селятся на разных уровнях. Здесь гнездятся толстоклювые кайры, моевки, люрики, чистики, бургомистры. Их жизнедеятельность способствует росту многочисленных мхов и лишайников, а также других растений, которых в общей сложности насчитывается больше 200 видов. 6. Память о женщинах Нансена Три острова на Земле Франца-Иосифа были названы в честь любимых женщин норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время своей знаменитой полярной экспедиции (1893-1896), целью которой было изучение Северного полюса, судно «Фрам» вынуждено было пристать к северо-восточным берегам архипелага на зимовку в 1895 году. В результате Нансен открыл группу островов архипелага Белая Земля, которым дал имена Ева, Лив и Аделаида. Позже выяснится, что первые два на самом деле составляют один остров, общей площадью 288 км². Во время советской экспедиции 1932 года было решено переименовать его, в результате чего остров получил нынешнее двойное название Ева-Лив. Евой звали жену Нансена. Она разделяла страсть мужа к зимним видам спорта и стала первой женщиной в Норвегии, которая осмелилась надеть брюки во время лыжной ходьбы, чем произвела фурор в обществе. В честь первой дочки был назван остров Лив (полуостров). Видимо, она оценила подарок отца и в ответ написала биографическую книгу о норвежском исследователе. Ну и конечно, Нансен не мог забыть о своей матери. Аделаиде Юханне Текле он посвятил третий остров, расположенный в 3,5 км от Ева-Лив. 7. Самое северное отделение Почты России 25 августа 2005 года Почта России на своем сайте скромно объявила о том, что открывает самое северное почтовое отделение мира «Архангельск 163100». Оно находится на острове Хейса, который был назван в честь американского исследователя и врача Айзека Хейса. Если верить сайту, почта работает один день в неделю: в среду с 10 до 11 часов. И что важно - без перерыва. Также на Земле Франца-Иосифа работает самая северная метеостанция в мире. 8. Букет из стран в архипелаге Острова и мысы на Земле Франца-Иосифа были названы не только в честь конкретных людей, но и в честь стран. Если рассмотреть карту архипелага внимательней, можно найти множество названий, отвечающим разным государствам мира. Например, пролив между островами Пайера и Грили был назван Американским во время экспедиции под руководством Энтони Фиалы 1903-1905 годов. Среди участников той американской экспедиции было много итальянцев. В честь своей родины они назвали пролив между островом Пайера и Джексона Итальянским. На острове Джексона имеется кусочек Норвегии - именно этой стране посвящено название одного из мысов. Когда исследователь Джексон узнал, что в этом месте Нансен провел зиму в примитивной хижине, в 1985 году он назвал мыс Норвегия. 9. Сборище металлолома Арктическая пустыня нуждается в генеральной уборке. Во время интенсивного освоения Арктики после Второй мировой войны территория архипелага была наводнена мусором. Большую долю среди мусора в Арктике составляют ржавые бочки из-под горюче-смазочных материалов. Правительство России зарезервировало на 2012-2013 годы около 1,5 миллиарда рублей для очистки Земли Франца-Иосифа от хлама. В прошлом году к масштабной уборке приступили на двух островах: Земля Александры и Гукера. Там было собрано и подготовлено к утилизации около 6 000 тонн отходов и 1700 тонн горюче-смазочных материалов. В данный момент идет экспедиция на Землю Францу-Иосифа, организованная при участии Национального географического общества. Читайте посты экспедиции и смотрите фотографии с Земли Франца-Иосифа

    Там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.

    Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса. Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

    Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

    В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

    Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

    Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя - Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

    Земля Франца-Иосифа - регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.

    Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам - тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

    Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки , так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.

    История возникновения Земли Франца-Иосифа (геологическая история)

    В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

    Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

    В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.

    В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

    Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

    Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

    Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

    Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

    История открытия и освоения Земли Франца-Иосифа

    Теоретическое открытие ЗФИ

    Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

    В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин.

    Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг». В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

    Практическое открытие ЗФИ

    Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована - и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам. На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)

    В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

    В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

    В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

    Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.

    Учитывая, что прилегающий к ЗФИ Баренцевоморский шельф является перспективным в отношении обнаружения здесь залежей углеводородного сырья, Архипелаг может стать очень выгодным «приобретением».

    Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

    В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

    В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

    Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

    Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

    Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу - работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

    В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

    Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром , пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

    Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

    В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

    В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

    Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

    На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

    И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

    На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

    Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей. Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

    Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

    «На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

    Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

    Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

    Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

    Земля Франца-Иосифа в наше время - фото, описания, карты

    ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

    В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

    Суть в том, что остров Нортбрука на юго-западе архипелага представляет собой два участка суши, разделенных проливом. Причем, изначально он считался единым островом, но состоящим из двух частей, соединенных узеньким перешейком. Однако, в связи с интенсификацией береговых процессов, отступанием морских льдов летом и таянием мерзлоты, перешеек размыло, и между двумя участками острова сформировался пролив.

    Летом 2007 года, норвежец Борге Оусланд вместе с коллегой-спортсменом из Швейцарии Томасом Ульрихом совершали мемориальную экспедицию – шли по следам Фритьофа Нансена и Ялмара Йохансена и в процессе обследования острова Нортбрука обнаружили пролив. Они не стали замалчивать о своей находке, и направили письмо в Посольство РФ в Норвегии с заявлением об открытии нового острова на ЗФИ. Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ - разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

    Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям.

    Достопримечательности Земли Франца-Иосифа

    Самое северное отделение Почты России, метеостанция - остров Хейса

    25 августа 2005 года Почта России объявила о том, что открывает самое северное почтовое отделение мира «Архангельск 163100». Оно находится на острове Хейса. Почта работает один день в неделю: в среду с 10 до 11 часов. И что важно - без перерыва.

    С лета 1957 года на острове расположена обсерватория имени Кренкеля.

    Интересная информация:

    • На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг - «Не говори ты Арктике - прощай».
    • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.

    Остров Галля, мыс Тегетхофф

    Мыс Тегетхофф острова Галля – знаковое место. Здесь был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа. 30 августа 1873 года сюда подошло судно «Адмирал Тегеттхофф», с экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта.

    Здесь же находятся остатки зимовья экспедиции Вельмана.

    Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

    Остров Вильчека

    Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

    Остров Чампа, мыс Триест

    На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

    Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

    Пролив Негри

    Узкий пролив между островом Галля и островом Мак-Клинтока. Здесь находятся одни из крупнейших ледников архипелага. Пролив часто бывает буквально забит айсбергами.

    Острова Аполлонова и Столичка

    Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

    Остров Гукера

    На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

    Скала Рубини-Рок

    Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

    Остров Алджера

    Здесь в 1901 году находился базовый лагерь экспедиции, которая прибыла на архипелаг на паровой яхте «Америка». Экспедицию финансировал миллионер Уильям Циглер.

    Земля Вильчека, мыс Геллера

    На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

    Остров Рудольфа, мыс Флигели

    Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

    Остров Рудольфа, бухта Теплиц

    В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

    Остров Джексона

    Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

    Остров Нордбрука, мыс Флора

    Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

    Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

    В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс. В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.