Меню

Церковные богослужения на рождество. Когда ходят в церковь на Рождество Христово? Когда нужно идти в храм на рождество

Безопасность крыши

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно делать в это время, а от чего стоит воздержаться, узнайте из этой статьи.

Празднование Рождества Христова уходит своими корнями в древность. 7 января православные христиане традиционно посещают церковь и молятся о здравии всех родственников и близких людей. В этот светлый день следует отдать предпочтение занятиям, развивающим личность духовно.

Что можно делать на Рождество

В праздник Рождества Христова следует возносить молитвы Высшим силам , прося у них благосклонности и милости ко всем людям. По возможности стоит посетить церковь и поприсутствовать на Божественной литургии. Поставить свечу и вознести слова благодарности можно и дома перед своими иконами.

В Рождество можно мыться и заниматься повседневными делами, если они нацелены на удовлетворение собственных нужд, а не на развлечение. Работа также не считается греховной, если силы направлены на заработок для пропитания и самого необходимого. Стирать одежду нужно только по мере необходимости, если дело безотлагательное.

Кропотливый труд, такой как вязание, вышивание и шитье, также приветствуются. Труд всегда был в почете. Если это не развлечение и досуг, а работа или подарок близкому человеку, дело считается Богоугодным и разрешено в любые церковные праздники.

Традиционные Рождественские гадания также имеют место быть в эту загадочную пору, однако церковь не одобряет оккультизм и не советует увлекаться тайными знаниями и заглядывать в будущее. На все есть воля Божья, и по его заветам стоит строить свой жизненный путь.

Близкие отношения между супругами также не возбраняются, если у них есть стремление продолжить свой род и обзавестись долгожданным потомством.

Народная примета гласит, что люди, совершающие в этот день покупки и походы по магазинам и рынкам, привлекают в свою жизнь достаток и финансовое благополучие. Можно также оставить несколько монет просящим, чтобы они помолились о вашем здравии.

От чего стоит воздержаться на Рождество

В великий церковный праздник нельзя браниться и вступать в конфликты и ссоры. Ваши негативные мысли вполне могут стать жизненными установками, и вы невольно запрограммируете себя на неудачи и невезение. Духовный рост и возвышение над негативом поможет избежать жизненных неприятностей и заручиться поддержкой Высших сил.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не следует надевать черные вещи, так как они символизируют траурные одеяния. Лучшим выбором будут нарядные вещи светлых тонов.

Под запретом находятся увеселительные мероприятия, направленные на достижение собственного удовольствия, а также распитие спиртных напитков в больших количествах. Этот день предназначен для работы во благо семьи и молитвам о спасении души и наставлении на путь истинный.

Постящимся не следует отступать от воздержания и потакать своим слабостям. Например, в рождественский сочельник принято не вкушать пищу до первой звезды и быть сдержанным в проявлениях эмоций.

Поход на кладбище и поминовение в этот день усопших также следует отложить. Церкви повсеместно молятся о здравии и славят Господа Иисуса Христа и Богородицу. На следующий после Рождества день поход на кладбище не возбраняется, и в церквях и храмах возобновляются молитвы о почивших.

Сила молитвы совершает чудеса и привносит в жизнь гармонию и благополучие. Следуйте за светом своей души и старайтесь подавить негативные проявления со стороны окружающих. Всего вам самого светлого, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.01.2017 03:02

В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен...

А что если постараться сказать себе об этом правду?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно — мысль пришла! Только вот - откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени — освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.


День седьмой - это воскресенье.

Воскресение Христово - основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё - в основном для тела. Но человек - это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.


«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля - чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.


«Я еще не созрел»

«Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? - пришлось спросить у нее. - А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы - юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше - если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей - они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.


«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей — будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение.


«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни - и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?


«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», — говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, — станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему - всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.


«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь - в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это - не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть - жизнь.

«Слава Богу за всё», — сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов.

Все мы - грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба - о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные...

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба - пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь - школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами - не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно - надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.


«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему - это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» — собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь - с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй - понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас - понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это - главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения - церковно-славянский язык - это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение - это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

Нет, — чистосердечно признался молодой человек.

Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, — посоветовал ему батюшка.

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь

Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что дело это нужное. Это не развлечение, которое бывает легким. Мы видим в жизни: всё настоящее, всё полезное связано с трудом, с усилием. Вырастить хлеб, приготовить вкусный обед, родить и воспитать ребенка, построить дом, получить образование - разве это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат. Результаты всякого духовного труда: чтения Слова Божия, молитвы, хождения в храм, поста, участия в таинствах Церкви, борьбы с грехом (своим! это труднее всего), — самые великие. Результаты эти — любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми - уже здесь. А там, в будущей жизни, — вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают.

О том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга Евангелие.

«Но мы же светские люди, мы же не монахи»

Конечно, не монахи. У нас совершенно иные, светские нормы жизни, в том числе и духовной, церковной. Мы можем жениться и выходить замуж, создавать православную семью - малую церковь. Можем есть мясо в те дни, когда церковный устав нам позволяет. Можем ходить, ездить, куда нам вздумается. Монахи всего этого не могут. У монахов — полное послушание игумену (игуменье). У них - свое церковное, келейное молитвенное правило, положенные им ежедневные молитвы, поклоны, а у мирян - свое.


«Можно и дома молиться»

Не только можно, но и нужно.

Дома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница советского времени, говорила:

Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то - три раза.

Дома мы молимся сами, а в церкви - сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. В церкви с нами - Сам Господь.

Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».


«Все так живут»

Но даже если бы действительно случилось такое, что все люди на свете вдруг совершили какой-то грех, то все равно он бы остался грехом. Отвечать же будет каждый за себя.

И если мы оправдываем себя тем, что что-то сделали из-за кого-то, из-за чего-то: или время было такое, или еще какие-то были обстоятельства, — то это не перестает быть грехом. Грешили-то мы.

Если будем смотреть на тех, кто лучше нас, станем сами лучше. А если будем смотреть на наших современников, погрязших в грехах, то так и застрянем в них тоже.

Смысл нашей жизни здесь в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на кого, стать лучше. И если это будет вопреки обстоятельствам, то перед Богом это будет еще выше.


«Но если начинать ходить в церковь, тогда ведь надо будет жить по-другому»

«Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять…»

Да этого и сейчас делать нельзя! В грехе и сейчас нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше.

«Нельзя» — это не значит, что всё зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло - в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем.

Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься - закури. Плохое настроение - выпей. Следуй своим желаниям, даже блудным, низким. Живи легче!»

Живешь вот так, легко - а тебе становится всё тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь - то, чего вовсе не хотел.

У Бога - наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». А становится всё легче и легче.

У Бога - бремя, но оно - легкое.

А у дьявола - всё вроде бы легко, но эта его «легкость» — тяжкая.

Сколько слез-то в миру!

И все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться.


«Как я могу совершенно незнакомому человеку открывать свою душу?»

Вообще-то незнакомому человеку открывать душу как раз легче, чем знакомому. Так бывает в поезде: люди видят друг друга первый раз и бывают совершенно откровенны.

Ну, а когда приходишь к незнакомому врачу? Разве не открываешь ему свое тело? Хотя видишь его, может быть, первый раз. Ты же не скажешь: «Пусть через одежду меня слушает. Пусть с закрытым ртом мне зубы лечит».

Но так же и душу нужно полностью открыть Богу. Ни в чем не лукавя, не оставляя никаких темных закоулков, о которых бы нам не хотелось и самим думать. Иначе душа не исцелится.

Страшно, может быть, идти на исповедь. Но еще страшнее - жить с грехами на совести.

Когда душа покидает тело, человек умирает. Тело без души - это труп. Следовательно, душа важнее, чем тело. И болезни у нее серьезнее, потому что смерть души - вечная.

Церковь - это врачебница. В ней врачуются и душа, и тело, страдающее от недугов души.

На исповеди мы стоим прежде всего перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь - как на рентгене. А батюшка - только свидетель того, в чем мы каемся Богу.

У монахов есть ежедневное откровение помыслов. А ну-ка, скажи, о чем греховном думал сегодня? И это - великая помощь человеку. Когда мы выносим наружу, на свет свои дурные помыслы, нам легче их побеждать

Когда мы живем от исповеди к исповеди, то начинаем жить перед Богом с прозрачной душой. Начинаем сами себя лучше видеть. Становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и людьми. Ведь нет никакого смысла прятать что-либо от Бога: Он всё равно всё знает, от Него ни одна мысль наша не ускользнет. (Поэтому мы не можем думать, что Он каких-то наших молитв не слышит).

Так же, как ни врачей, ни медсестер не удивят наши болезни, так же и священника не удивят наши грехи. Если у больного какой-то серьезный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей, заставляет их быть к нему внимательнее.

Господь говорит каждому из нас: «Покайся. Постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу. А если забыл что-то, не заметил, — прощу в таинстве соборования».

Такова милость Божия к роду человеческому.

Соборуемся мы обычно раз в год, Великим постом. Соборование - это таинство Церкви для больных душой и телом, при котором священники помазывают их с молитвой освященным маслом.

То, что установлено Богом - врачом душ и телес наших — всегда нам на пользу. Так же, как всякое отступление от Бога - всякий грех - это рана. Так учат нас наши проповедники.

Грех - это рана, как всякая рана на здоровом теле человека. Как ее ни припудривай. Эта рана может даже и не болеть. Но врачи знают, что это еще опаснее.

Любой грех вреден и для души, и для тела.

Понятие греха очень нужно нам в жизни. Особенно - в воспитании детей. Оно ясно говорит, что хорошо, а что плохо и чего не должно быть в жизни. Оно всё ставит на свои места.


«Есть и недостойные священники. А вдруг к такому попадешь?»

Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать - это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего - в церкви.

Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасешься.

Все священники, архиереи, даже сам Патриарх - люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.

Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.

В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?

Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.

Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?

Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих, крестить, помазывать святым миром, венчать супругов, соборовать больных, освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…

«Священство есть спасение для мира», — говорят святые отцы.

«А что люди скажут?»

А что Бог скажет?

Это поважнее.

Мы ведь перед Ним одним будем отвечать за всю нашу жизнь. Все: и верующие, и неверующие, и сомневающиеся, ищущие, за что бы ухватиться, чтобы сохранить «свою постылую свободу», как признавался пушкинский Евгений Онегин.

Николай Васильевич Гоголь советовал:

«Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».

Богу угодишь - точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно. Сам Господь очень многим не угодил. Потому что мы грешные. Но совершил дело нашего спасения.


«Главное - быть хорошим человеком и делать добрые дела»

Если бы это было так просто - быть хорошим человеком…

Все как один хотят быть хорошими людьми, все собираются быть счастливыми и приносить счастье другим, никто не планирует быть несчастным. А что происходит в жизни, мы видим.

Почему?

Наш главный враг - гордыня. Она нам больше всего мешает быть хорошими людьми: любящими, добрыми, скромными, чуткими, отзывчивыми, верующими… Это она нам и говорит: «Ты сам, без Бога, без Церкви можешь быть хорошим человеком. И добрые дела ты ведь делаешь. Да ты уже лучше многих - даже тех, кто в церковь ходят».

Однако, добрые внешне дела, которые мы делаем без Бога, — уже не добрые, потому что мы приписываем их себе, питая тем самым нашу гордыню.Преподобный Серафим Саровский говорил, что только те добрые дела приносят пользу, которые мы делаем ради Христа.


«Я ходил в церковь, молился, ставил свечи, а все равно ничего не изменилось. Бог меня не услышал»

Это так кажется - что ничего не изменилось. Если бы мы не молились, было бы еще хуже. Господь, может быть, сохранил нас от каких-то бед. Ни одна молитва не бывает без последствий - мы просто можем их не видеть.

Когда мы обращаемся к Богу, когда мы общаемся с Ним, мы уже меняемся. А это - главное изменение, которого хочет Господь, самое нужное для нас.

Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства вокруг нас. А Господь хочет, чтобы менялись мы. Для Него главное обстоятельство - это сам человек, его душа.

Господь иногда медлит исполнять наши просьбы не потому, что к нам равнодушен, а потому что мы не того просим, что нам действительно нужно. Или потому что хочет укрепить нас в молитве, в терпении, в постоянстве веры в Него. Или потому, что ждет нашего покаяния, хочет, чтобы мы почувствовали свою вину за те скорби, которые с нами случаются, наше недостоинство получить от Него новые милости, чтобы мы ощутили ценность добра.

В любом случае от Бога может исходить одно только благо.

Когда мы обращаемся к Богу, мы хотим, чтобы Он тут же исполнил все наши просьбы. А ведь сами мы так не делаем.

Господь дал нам заповеди, дал Евангелие, дал церковный Устав, дал наставления святых отцов, дал проповедников Его истины - всё для нашего блага. Он доказал нам Свою безмерную Любовь, пострадав за нас на Кресте. Это мы Его не слушаем.

Заболит тело — обратимся к врачу, специалисту, желательно к профессору. А душа наша гораздо сложнее и гораздо ответственнее.

Все духовные вопросы нужно решать только в Православной Церкви, с православным священником.

А если ошибались - двери храма всегда открыты, как бы мы далеко ни отходили от Матери-Церкви, от Бога, Он по Своей безмерной любви всегда нас примет, если покаемся, если вернемся к Нему. Святые отцы говорят: «Нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного».

«А кто знает, что все это - правда? Я не могу верить на слово. Если бы я сам увидел какое-то чудо…»

Безбожники в ХХ веке в России пытались полностью покончить с верой, с Церковью. Убивали священнослужителей, верующих, изымали малейшее упоминание о Боге из всех книг, изо всей жизни, воспитывали детей в полном безбожии с детского сада, разрушили, кажется, всё религиозное, что можно было разрушить. Казалось, вера, Церковь - всё это уже в прошлом. Но, с Божьей помощью, всё воскресло в еще большей красе: и монастыри, совершенно разоренные, и храмы, и книг стало выходить православных еще больше, чем прежде, и фильмы появились, и радио-, телепередачи…

И вера в народе живет, и в Церковь приходят всё новые и новые люди. Разве это - не великое чудо Божие?

«Но ведь и у тех, кто в церковь ходит, бывают и несчастья, и болезни»

Бывают. А сколько бывает исцелений - по горячим молитвам верующих!

Один из списков с иконы Божией Матери «Всецарица» находится в московском Ново-Спасском монастыре, возле метро «Пролетарская». Перед этой иконой особенно много молятся о раковых больных. И весь образ увешан золотыми крестами. Люди принесли их в благодарность Матери Божией за исцеления. Они бывали и в таких случаях, которые врачи признавали безнадежными. Врачи иногда так сами и говорят: «Это чудо. Мы не надеялись на выздоровление».

А рядом - монастырь Покрова Божией Матери, в котором находится рака со святыми мощами блаженной Матроны Московской. И на ее иконе - тоже множество пожертвованных крестов. Люди часами стоят в очереди, чтобы приложиться к ее святым мощам, попросить помощи в скорбях и болезнях. И половина пришедших стоит с букетами цветов в руках: в благодарность за полученную помощь.

Господь не избавляет нас от всех трудностей, от всех болезней, даже от смерти. Церковь Божия помогает человеку избавиться от главной беды - от вечной гибели души. Со смертью жизнь наша не кончается, а начинается главная наша жизнь - вечная. И только в Церкви возможно вечное спасение.

«Пока живем, надо жить, а не думать о смерти»

Для верующего человека смерть тела - это не конец жизни. Душа продолжает жить и по разлучении с телом. Она переходит в другую жизнь, жизнь безсмертную. Значит, только жизнь в Церкви и может дать нам настоящую, нескончаемую, вечную жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время этой нашей быстро летящей временной жизни.

А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть ее смысл, и есть вся наша жизнь. Всё куда-то несемся… Куда?..

В будущей жизни уже не будем ни о чем об этом думать, переживать. Не будем жить по своей воле.

Если, не приведи Господь, в ад попадем, там нас точно никто не будет спрашивать, чего мы хотим.

Одна раба Божия, прожив эту жизнь и оглянувшись на всё прошедшее, сказала:

Только и нужно было - ходить в церковь да делать добрые дела.

Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.

Нужно готовиться к будущей жизни. Нужно здесь так соединиться со Христом, чтобы не расстаться с Ним никогда.

Нынешняя жизнь тогда и станет жизнью истинной, исполненной великого смысла и наибольшей - пасхальной - радости.

Потому мы и празднуем так торжественно наш главный и любимый русский праздник - ПАСХУ ХРИСТОВУ.

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении.

Долгие ли службы в православных храмах?

В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы.

Выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.

Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка?

Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа?

Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам.

Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.

Посещение храмов невоцерковленными христианами

Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя или предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.

Как узнать расписание богослужений

Если невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество - 6 или 7 января?», - ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло.

Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.

В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.

Что влияет на продолжительность службы?

От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.

Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.

Цвета Рождественских одеяний

В годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.

Сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность - белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый - Пасха. Воскресенье Христово - главный праздник, а Рождество - самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы.

Самый длинный праздник

К великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.

По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа - самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа - предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.

Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.

Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события.

Когда лучше ходить в храм - до или после восхода Вифлеемской звезды?

Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества - это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.

Приход каждого из нас в храм - выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.

Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.

Таким образом, вопрос "когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го" не может считаться существенным.

Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаем

Безусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!

Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.

Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.

1 Как правильно подготовиться к Рождеству?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Рождеству предшествует пост, и это, конечно, не случайно. Церковь таким образом предлагает человеку не просто встретить этот праздник, а стать его непосредственным участником. Это возможно только в том случае, если человек через пост и молитву очистит свою душу и сердце. Поэтому первое, что нужно сделать перед Рождеством, - это держать пост.

Но, конечно, пост как телесный подвиг сам по себе ничего хорошего человеку не даст, потому что без духовных усилий он останется не более чем диетой. Пост призван помочь человеку в очищении души. Таким образом, во время поста надо обязательно исповедоваться и причаститься.

Мы часто слышим слова о том, что "Бог у меня в сердце". Так вот в прямом смысле этого слова Бог может быть в сердце только в том случае, если человек исповедывается и причащается. Это, кроме всего прочего, должно быть еще и одним из основных условий подготовки к Рождеству. Как в свое время говорил митрополит Антоний Сурожский: "Если Бог не родится в нашей душе, то Его Рождество в Вифлееме ничего нам не даст".

2 Как правильно встретить этот праздник, о чем не забыть?

Митрополит Антоний: - Православные христиане все праздники должны встречать в храме. Участие в Богослужении делает нас с вами причастными тому событию, которое отмечает Церковь.

Сегодня, к сожалению, любой праздник для наших современников превращается в повод посидеть за столом, выпить и так далее. Заповедь Божию "шесть дней работай, а седьмой день - Господу Богу твоему" трактуют в смысле безделия - шесть дней нужно работать, а седьмой - отдыхать. А отдых, в свою очередь, понимают как приятное времяпрепровождение со всеми вытекающими… Естественно, что раньше ситуация была несколько иной. Наши предки понимали, что без храма любой праздник - несовершенен и бессмыслен. Только Богослужение наделяет его содержанием которое, в свою очередь, влияет и на нашу жизнь. Потому и старались по возможности встречать праздник вместе с Церковью.

О чем не забыть? О добрых делах, о милосердии, о помощи ближним. Об этом никогда не надо забывать, а особенно в такие дни. Вспомните, что, возможно, где-то есть люди, которым в этот день нечего есть. Поделитесь с ними от своей трапезы. Это важно.

3 Какие блюда уместны на праздничном столе, а какие излишни?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Наверное, надо различать трапезу в Рождественский сочельник и непосредственно на Рождество.

Часто, особенно в последнее время, говорят, что на сочельник на столе должно обязательно быть 12 блюд. Это неправда. На самом деле на столе может быть только одно блюдо - сочиво (варенная пшеница со сладостями). Надо помнить, что этот день - день самого строгого воздержания за весь Рождественский пост. По традиции православные христиане не вкушают никакой пищи до появления на небе первой звезды как символа той Звезды, которая воссияла над Вифлеемской пещерой. Конечно, не может даже идти речи о том, чтобы в этот день, в сочельник, нарушать пост скоромной пищей.

А вот на сам праздник Рождества никаких конкретных предписаний Церковь уже не дает. Единственное, о чем хотелось бы сказать, так это о том, что излишними могут быть дорогие блюда. Лучше приготовить трапезу поскромнее, а деньги, сэкономленные таким образом, потратить на благотворительность.

4 Как правильно разговеться, чтобы не навредить здоровью телесному и духовному?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Правильно - значит трезво. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Не надо превращать праздничные дни в бесконечное чревоугодие и пьянство. Есть надо в меру, а пить надо очень осторожно (а многим лучше вообще воздержаться).

Разговение предполагает все-таки участие в Богослужении. Поэтому самый лучший совет, какой в этом случае можно дать, может быть таким - разговляйтесь так, чтобы это не мешало вашей молитве!

5 Где лучше встречать Рождество: в кругу семьи, в гостях или в клубе?

Митрополит Антоний: - Рождество, исходя из названия, это семейный праздник. В мир пришел Младенец, Который потом отдал жизнь Свою для того, чтобы спасти каждого из нас. Он родился, чтобы даровать нам победу над диаволом, смертью и грехом. Это ли не повод для того, чтобы собраться всем вместе и в семейном кругу поблагодарить Его за то, что Он сделал?

А в клубе какая может быть благодарность?

6 Когда следует идти в церковь - до праздника или после?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - В храм надо ходить и до, и после праздника. Скажу больше - в храме надо быть и во время праздника!

Практически во всех храмах нашей Церкви в этот день совершаются всенощные службы и ночные Литургии. Во многих храмах Богослужения бывают не только ночью, но и с утра. Поэтому человек волен выбирать, когда именно ему идти в храм. Но идти, как мы уже неоднократно говорили, надо обязательно.

7 Уместно ли жениться или выходить замуж на Рождество?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Нет, на сам праздник Рождества, как и довольно длительный период после него (до Богоявления), Церковь не совершает бракосочетаний. Почему? Для того чтобы одна радость не затмевала другую. Так что такое важное событие, как брак, лучше отложить на несколько недель.

8 Следует ли в этот праздник поминать покойных или идти на кладбище?

Митрополит Антоний: - Мы поминаем покойных всегда. Просто церковное поминовение отличается от поминовения не церковного. Как? Молитвой. Мы молимся за усопших каждый день.

Идти ли на кладбище? Думаю, что можно. Но опять же - только для личной молитвы.

9 Вещие ли сны, которые сняться накануне Рождества? Если снятся умершие - то как реагировать?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Святые отцы учат нас не доверять своим снам. Вообще. Почему? Потому что они бывают от Бога, от лукавого или от нашего естества. Чаще всего сны - это результат последних двух причин и никакой полезной информации они не содержат. А вот навредить, если человек доверяет им, могут. Мы не в состоянии отличить различные виды сна, поэтому лучше не верить им совсем.

Если снятся умершие, то, как и во многих других случаях, это должно стать поводом к исповеди и причастию. Или к доброделанию.

11 Стоит ли вернуть на макушку елки Вифлеемскую звезду или все же украшать деревце по своему разумению?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Вифлеемская звезда по традиции восьмиконечная. Если речь идет о таком украшении, то да, наверное, стоит. Ну и украшать, как вы изволили выразиться, по своему разумению никто не запрещает. Главное, чтобы это не было кощунственным.

12 Сейчас в моде делать украшения своими руками. Можно ли делать игрушечных, бумажных ангелов, Христа или Деву Марию?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Украшения, сделанные своими руками, - это на самом деле замечательно! Особенно если в изготовлении таких вещей участвует вся семья. Ведь во время совместной подготовки к празднику сколько всего о Рождестве можно рассказать детям!

Что же касается игрушечных, а именно бумажных поделок, то думаю, изображения ангелов допустимы, а вот Христа и Божией Матери - нет. Это, скорее, католическая традиция.

13 Ваше пожелание для украинцев в честь рождественских праздников.

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Рождество - это великий праздник. Выражаясь современным языком, это день рождения Господа Иисуса Христа. И все мы знаем, что на день рождения необходимо дарить подарки. А что мы можем подарить Богу? Ведь у Него все есть, Он всем обладает. Однако существует один подарок, который всегда угоден Богу и который Он всегда с радостью принимает. Это дела милосердия. Пусть Господь дарует каждому из нас искреннее желание и необходимую возможность от всего сердца послужить нашим ближним!

Рождество является уникальным праздником, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции. Этому дню предшествует Сочельник или Святвечер, который припадает на 6 января. "КП в Украине" разобралась во всех мифах, связанных с Сочельником.

В России праздник Рождества Христова отмечается ежегодно 7 января и является официальным выходным днем. Этот церковный религиозный праздник прочно укоренился в семьях россиян, и они отмечают его со всеми почестями и традициями. Карьерист.ру поздравляет всех граждан со светлым праздником Рождества, желает каждой семье достатка, радости и безграничного счастья. Пусть горе обходит Ваш дом стороной и каждый новый Богом подаренный день приносит только приятные моменты.

С праздником Рождества Христова, дороги россияне! Живите мирно, и пусть удача всегда будет на Вашей стороне.

История возникновения праздника Рождества

Отмечать его начинают, когда на небе появится первая звезда, являющаяся символом Вифлеемской звезды, которая и привела волхвов к новорожденному младенцу-Исусу.

Христиане в далеких II-IV веках праздновали Рождество 6 января, и носил этот праздник название Богоявление, наши предки связывали с праздником Крещения. Уже в IV столетии праздновать Рождество стали 25 декабря. В 1918 после того как христианская церковь перешла с юлианского на григорианский календарь, а православная нет празднование Рождества у православных христиан перенесли на 7 января.

После 1918 года советская власть вовсе запретила праздновать Рождество. Все обычаи и традиции этого празднечства соблюдались только в узком кругу семей, особенно в деревнях и небольших поселках. Нередко случалось так, что приверженцы празднования Рождества преследовались властями. Только в 1935 году советская власть возобновила традиции празднования Рождества, но, елки, застолья и праздничные традиции стали теперь не рождественскими, а новогодними. Только в 90-х годах прошлого века в России Рождество стали отмечать активней, соблюдая почти все церковные традиции этого праздника.

Традиции празднования Рождества

Праздновать Рождество хоть и начинают вечером 6 января, но обычно его началу предшествует Большой пост, который длится 40 дней – с 28 ноября до 6 января. Те верующие, которые соблюдают пост, не употребляют мясной пищи, читают молитвы, посещают службы в церкви, духовно очищаются.

Вечером 6 января, когда на небе появится первая звезда, семья начинает праздничный ужин. Рождество в России считается семейным праздником, в этот вечер принято ужинать в тесном семейном кругу, а приглашать друзей и ходить в гости уже 7 января. После того как семья отужинала, верующие отправляются в церковь на литургию, которая длится до самого утра.

Традиционным рождественским блюдом у православных христиан считается кутя. Готовят ее из риса или пшеницы с добавлением орехов, меда, мака, изюма или кураги. Также праздничный стол принято накрывать 12 постными блюдами, которые олицетворяют 12 апостолов Христа. Из напитков на праздничном столе обязательно должен присутствовать узвар – компот, сваренный из сухофруктов и шиповника. Традиционно на столе должна быть и пустая тарелка с приборами, ее ставят для трапезы усопшим родственникам.

В некоторых регионах России распространена традиция колядок.

Молодежь ходит от дома к дому с вертепом, распевает традиционные колядки, прославляет хозяев дома, а они, в свою очередь, дают колядовальщикам сладости или деньги. Традиционным атрибутом колядования является звезда, которая вырезается из картона или любого другого грубого материала, украшается лентами, а в центре размещается образ Божьей Матери.

Существует также и традиция, когда крестники приносят своим крестным кутю, а крестные дарят игрушки, конфеты и деньги на богатство и процветание.

На Рождество не принято дарить подарки, эта традиция соблюдается на Новый год.

Рождественские украшения и гадания

Поскольку Рождество наступает после Нового года, то к этому празднику дом уже украшен. В семьях принято ставить елку, сосну или ель, которую наряжают в игрушечное убранство и гирлянды, а на ее макушке традиционно красуется звезда. Хотя во многих российских семьях уже не используют звезду в качестве завершающего штриха для украшения елки.

Весь дом украшается новогодне-рождественскими атрибутами – снежинками, венками с ленточками и иллюминацией. В Рождество праздничный стол принято застилать новой скатертью. Некоторые хозяйки, которые соблюдают все традиции празднества, кладут под скатерть зубчики чеснока, отгоняющие от дома и его жителей злых духов и монетки, которые привлекают богатство, являются символом благополучия, достатка и здоровья.

Существует также и традиция на Рождество под стол класть топор, если все члены семьи во время ужина поставят на него ноги, то в нынешнем году они укрепят свое здоровье и дух. Эта традиция на сегодняшний день немного позабыта и придерживаются ее не во всех регионах, а многие даже и не знают о ее существовании.

Что касается гаданий, то эта традиция особенно интересна молодым незамужним девушкам. Начинается период рождественских гаданий в ночь с 6 на 7 января и длится до 19 января – праздника Крещения. Этот время, когда многие ищут ответы на свои вопросы, стараются приоткрыть тайны своего будущего, хотят узнать, сбудутся ли загаданные ими желания. Молодые девушки гадают на суженного и всячески пытаются узнать, когда им суждено выйти замуж. Чаще всего гадают на зеркалах, имени молодого человека, свечах.

Что нельзя делать в Рождество

В Рождество женскому полу нельзя шить, стирать, убирать и гладить, мужчинам запрещено охотиться.

Если поссориться с кем-то 7 января, то нынешний год пройдет в разногласиях и ссорах. Лучше всего если 6 и 7 января к гаданиям не обратятся незамужние девушки, иначе целый год их может сопровождать неудача в личной жизни. В праздник Рождества также не принято иметь плохие помыслы и намерения.

Что касается рынка труда, то в новогодние и рождественские праздники он традиционно замирает. Работа есть у аниматоров, таксистов, ведущих корпоративных вечеринок и торжеств, а также у работников сферы обслуживания. Приступать к поиску нового места работы лучше с середины января, в это время у многих компаний бюджет на текущий год уже готов, что открывает возможность поиска новых сотрудников.