Меню

Содержание и значение миланского эдикта. Роль миланского эдикта в истории древней христианской церкви

Безопасность крыши

Константин I Великий (Flavius Valerius Constantinus) - святой, равноапостольный, римский император, основатель Константинополя . Родился в 274 г. в г. Несс (совр. Ниш в Сербии), умер в 337 г. близ г. Никомедия в Малой Азии. Сын императора Констанция Хлора от первого брака с Еленой , дочерью трактирщика. После смерти отца в Британии в 306 г. Константин был провозглашен войском императором. Успешно воевал с варварскими племенами в Германии и Галлии. В 312 г. после разгрома войск императора-узурпатора Максенция Константин вступил в Рим и стал повелителем западной части Римской империи. В ознаменование этой победы в Риме была воздвигнута сохранившаяся до сих пор триумфальная арка. В 324 г. Константин разбил в нескольких сражениях легионы Лициния, повелителя Востока империи, и стал единодержавным императором всего Римского государства. Христианскую религию он сделал господствующей в империи. Под его руководством был организован и проведен Первый Вселенский собор. В 330 г. Константин перенес столицу государства в Новый Рим, построенный на берегу Босфора на месте древнего греческого города Византий и впоследствии названный Константинополем. Организовал новое государственное устройство, провел финансовую и налоговую реформы. Подавил мятеж Калокера на Кипре и восстание евреев . Боролся с ересями донатистов и ариан. Был женат на Фаусте, дочери императора Максимиана Геркулия, и имел от нее 3 сыновей и 3 дочерей. Старшего, внебрачного сына родила ему простая незнатная женщина по имени Минервина. Константин умер 22 мая 337 г., перед смертью крестился. Был похоронен в гробнице константинопольского храма Святых Апостолов; могила Константина Великого и сам храм не сохранились до наших дней. В Византийской империи считался образцовым императором; в качестве риторической похвалы византийцы именовали своих василевсов - «новый Константин».

Миланский эдикт 313 года

Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явилсяимператор Константин Великий , издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, - даже господствующею.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 г. появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

При императоре Константине Великом и Церковью зародилась теория симфонии, когда государство с пониманием относится к нуждам Церкви, а Церковь с пониманием относится к государственной власти. Одним словом, дружеские отношения.

Первый Вселенский Собор.

Первый Нике́йский собор - собор Церкви, признаваемый Вселенским; состоялся в июне 325 г. в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ.

На Никейском соборе определились и установились основные доктрины (догматы) христианства.

На Первом Вселенском соборе присутствовало, по свидетельству Афанасия Великого, 318 епископов. При этом, в других источниках содержатся и меньшие оценки числа участников собора. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе и делегировал на Собор своих легатов - двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняли участие много пресвитеров и диаконов. Многие из них ещё совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. Они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствовал на их собрании, чего ещё никогда не было. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных церковью в лике святых (святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский).

После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению св. императора Константина, была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу» . Указанный Символ веры из 7 членов был утверждён Собором для всех христиан империи, а не принявшие его епископы-ариане удалены с Собора и отправлены в ссылку. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни

Постановления

Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

· Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.

· Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.

· Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

· Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

· Собор принял решение, обязующее архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.

4. Святые отцы IV-V вв.: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.

Свт. Василий Великий (род. ок.330 г.) . Происходил из малоазийской области Каппадокии. По сведениям церковных историков принадлежал к очень добродетельной христианской семье, давшей христианскому миру нескольких святых (св. Макрина, св. Григорий Нисский). Первоначальное образование получил под руководством матери Эмилии и бабушки св. Макрины. Его отец, рано обнаруживший в Василии духовные и умственные дарования отправил его на учебу. Св. Василий обучался в Кессарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах. Именно в Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом и изучил светские и богословские науки.

После окончания учебы он вернулся в родной город Кессарию, где некоторое время занимал должность адвоката. В 30 лет св. Василий решился на ответственный шаг и принял христианское крещение и был рукоположен в чтеца. Около 357 года Василий отправляется в путешествие и посещает Палестину, Сирию и Египет, где знакомится с подвижнической жизнью.

По своем возвращении в Кессарию он уходит в близлежащую пустыню, куда вскоре приходит и его друг Григорий. Здесь они вместе занимаются подвижническими трудами и изучают Священное Писание и труды Оригена. Вскоре слава о двух подвижниках расширяется, и к ним начинают приходить все, искавшие подвижнической жизни.

В 364 году, по настоянию кессарийского епископа он принимает сан пресвитера, а в 370 году занимает кессарийскую епископскую кафедру.

Время, в которое проходил свое епископское служение св. Василий было временем арианских смут и борьбой православной Церкви с ними. Св. Василий проявил себя ревностным защитником православия и отдал защите православия все свои силы. Все это пошатнуло его здоровье, и в 379 году он скончался. Церковь по достоинству оценила труды этого святого, присвоив ему звание Великий и Вселенский учитель и святитель.

Свт. Василий сократил литургию апостола Иакова. Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году.

Святой Василий Великий оставил нам ряд творений, среди которых стоит отметить: 3 книги против Евномия; книга о Святом Духе к Амфилохию; Беседы на Шестоднев; Беседы на Псалмы, Беседы на 16 глав из книги пророка Исаии; Большие и Малые монашеские правила; чин литургии, названной его именем .

Свт. Григорий Богослов (род. ок. 326-328 гг.) . Происходил из благочестивой христианской семьи и родился в городе Назианзе (Каппадокия). Первоначально воспитанием его занимался отец (епископ) и мать Нонна. Достигнув совершеннолетия, продолжил свое образование в Кессарии Каппадокийской, Кессарии Палестинской, Александрии и Афинах, где познакомился со св. Василием Великим. В Афинах он был знаком с будущим императором Юлианом Отступником, и еще в те времена отмечал его лицемерие по отношению к христианству.

В 356 году принимает крещение, пресвитерский сан и через некоторое время, по приглашению Василия Великого, приходит к нему в пустыню. Через некоторое время Григорий возвращается в родной город Назианз для защиты отца и примирения с ним жителей города, подозревавших его в отступничестве.

В 372 году, после долгих просьб со стороны св. Василия Великого св. Григорий принимает епископский сан, и становится епископом города Сасима, где он оставался недолго и в основном помогал своему отцу в Назианзе.

В 378 году святой был приглашен в Константинополь, как опытнейший епископ для борьбы с арианством, и вскоре был поставлен епископом. В 381 году он председательствовал на II Вселенском Соборе.

К сожалению, у святого Григория оказалось очень много противников в столице, оспаривавших у него епископскую кафедру. Ради церковного мира святой удалился в родной город Назианз, где прожил до своей смерти, последовавшей около 391 года. Церковь высоко оценила подвижнические и богословские труды святого Григория, присвоив ему звания «Богослов», «великий и вселенский учитель». В 950 году его мощи были перенесены в Константинополь, а затем часть их в Рим.

К творениям святого Григория относят: 5 слов о Богословии; слова и проповеди на разные случаи; письма догматического и исторического содержания; стихотворения.

Свт. Григорий Нисский . Был младшим братом святого Василия Великого. Он не получил такого глубокого образования, как св. Василий и окончил только школу в Кессарии Каппадокийской. Остальное образование получил под руководством брата – св. Василия Великого, которого называл отцом и учителем.

В 371 году был посвящен Василием Великим в епископы города Нисса, но по проискам ариан не занял эту кафедру, а проводил странническую жизнь, наставляя и укрепляя христиан. Лишь только после смерти императора-арианина Валента смог занять свою кафедру. В 381 году участвовал в деяниях II Вселенского собора. Умер около 394 года.

Свт. Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. В своих богословских воззрениях он близко стоит к учению Оригена.

Наиболее замечательные его сочинения: 12 слов против Евномия; Великое огласительное слово; Беседы на Экклезиаста; Песнь Песней; Молитву Господню; Заповеди Блаженства.

Свт. Иоанн Златоуст (род. ок. 347 г.). Происходил из города Антиохии и первоначальное воспитание получил под руководством своей матери Анфусы. Затем продолжил свое обучение под руководством языческого ритора Ливания (преподававшего красноречие) и пресвитера Диодора (изъяснявшего Священное Писание). В 386 году был поставлен пресвитером антиохийской Церкви и за свой проповеднический талант получивший от современников название Златоуст .

В 397 году по настоянию императора Аркадия был избран архиепископом Константинопольским. Переехав в столицу он здесь нашел как множество доброжелателей, так и множество противников (в основном из числа знати, которую он обличал за проведение жизни среди роскоши и зрелищ). Среди его противников оказались даже епископ Феофил Александрийский и императрица Евдоксия. Эти две исторические личности много поспособствовали возникновению преследований на святого Иоанна. В 403 – 404 годах святой Иоанн подвергается преследованиям со стороны императорской власти, и, не смотря на недовольство константинопольской паствы, отправляется в ссылку сначала в г. Кукуз (на границе с Арменией) в 404 году; а затем в 407 году он был переведен в г. Питиунт (современная Пицунда в Грузии). Однако до этого города больной и утомленный преследованиями святитель не доехал, и скончался в Понтийской области в г. Коман у склепа св. Василиска. В средине V века (438 г.) во время святительского правления в Константинополе его ученика Прокла его мощи были торжественно перенесены в столицу Византийской империи.

Как мы уже отмечали, святитель Иоанн был замечательнейшим проповедником; поэтому большинство сохранившихся его сочинений являются проповеди на различные темы. Его перу принадлежат: Беседы на Евангелие от Матфея; послания к Римлянам, I Коринфянам, Галатам, Эфесянам; 12 бесед о непостижимом против Евномия; о провидении; против язычников и иудеев; шесть слов о священстве. Еще одним замечательным трудом, принадлежащим св. Иоанну Златоусту является Божественная Литургия , имеющая его имя и используемая в практике современной православной Церкви.

Важнейшей вехой в истории христианства является эдикт, изданный победителями Максенция в Медиолане (Милане) в 313 г. Он свидетельствовал о том, что новая власть не только отменяет все оказавшиеся бессмысленными гонения на христиан, но и вступает на путь сотрудничества с этой церковью, более того – выводит ее на лидирующие позиции среди других религий.

Эдикт о веротерпимости, официально отменявший Диоклетиановы гонения, был издан бывшим вдохновителем антихристианской политики Галерием в Никомедии в 311 г. Этот акт позволял христианам «снова существовать» и устраивать собрания без нарушения общественного порядка. В эдикте не говорилось о возвращении конфискованного имущества. Из тюрем были выпущены многие христиане. Вероятно, безнадежно больной Галерий пытался заручиться перед смертью поддержкой еще одного бога. Вскоре после эдикта о веротерпимости он умер. Христианство было возвращено на легальное положение.

Следующие шаги навстречу христианской церкви сделали уже Лициний и Константин. Особенно высоко церковные историки ценят Константина, всю жизнь благоволившего христианам. Такое отношение к ним он унаследовал от отца Констанция Хлора, который даже во времена Диоклетиана не допустил у себя в Галлии серьезных репрессий. С христианством же будущего императора, вероятно, еще в юности познакомила его мать Елена, которая, возможно, сама была христианкой.

Константин, как и отец, действительно был склонен к монотеизму, к признанию одного всемогущего божества. Долгое время в империи был популярен культ такого рода, а именно культ «Непобедимого Солнца». Отдал дань этому увлечению и будущий император. Утверждается, что окончательно склонила Константина к христианству описанная нами в предыдущем очерке битва у Мульвийского моста, в котором император почувствовал силу заступничества христианского Бога. (По крайней мере, не исключено, что, не получив благожелательных прогнозов от языческих гадателей и прорицателей, Константин нашел других «жрецов», которые посулили ему победу, – христиан.) Вероятно, он хорошо видел все выгоды, которые может получить сильное централизованное государство, если поставить себе на службу сильную, организованную церковь, основанную, к тому же, на вере в единого Бога. При этом практически до конца жизни Константин сам не принимал крещения.

После поражения Максенция Константин торжественно вступил в Рим, а затем присоединил к своим владениям (т. е. к Галлии и Британии) бывшие владения Максенция – Италию, Африку и Испанию. Два соратника – Лициний и Константин – после победы последнего над Максенцием встретились в начале 313 г. в Медиолане. Здесь они подтвердили свой союз, подкрепленный женитьбой Лициния на сестре Константина, и приняли новый эдикт о веротерпимости. Справедливости ради надо отметить, что инициатива при составлении Медиоланского эдикта исходила, вероятно, от Лициния, а Константин лишь подписал этот указ. Этот акт был гораздо шире, чем эдикт Галерия 311 г.

Главным было то, что Миланский эдикт провозглашал веротерпимость, свободу вероисповедания, т. е. равноправие религий, отменял предыдущие дискриминативные распоряжения. Он был направлен на стабилизацию обстановки, умиротворение империи. Не вызывает сомнения, что религиозный мир в империи Константин и Лициний считали одним из непременных условий мира гражданского. Что же касается христиан, то эдикт, конечно, открыл перед ними широкие возможности, но пока лишь уравнивал их в правах с другими верующими. В нем опять было подтверждено прекращение гонений. Христианам было предоставлено право распространять свое учение. Им немедленно должны были быть возвращены церкви, кладбища и вообще все, что у них было отнято. Эдикт обещал возмещение ущерба из государственной казны через суд, если места собраний были уже куплены частными лицами.

Следует отметить, что впервые в эдикте был опущен термин «государственные боги». Авторы постоянно обращались к некоему абстрактному небесному божеству, что уже говорило о сочувствии христианству.

В дальнейшем Константин внимательно следил за тем, чтобы христианская церковь обладала всеми привилегиями, которыми пользовались и языческие жрецы. Эта политика в большей степени «открывала дорогу христианству», чем конкретные меры, прописанные в Миланском эдикте и осуществленные сразу после его опубликования.

Константин планомерно выдвигал христианство на первое место среди всех культов. Были отменены языческие игры, а частным лицам было запрещено приносить жертвы идолам на дому. Христианское духовенство было освобождено от гражданских повинностей, а церковные земли от общих налогов, рабы при церквях могли освобождаться без обычных формальностей. В 321 г. Константин повелел по всей империи праздновать воскресный день. Церкви было дано право получать имущества по завещаниям, христиане были допущены к занятию высших государственных должностей, строились христианские храмы, в которые было запрещено вносить императорские статуи и изображения. При этом Константин лично принимал самое активное участие в разрешении церковных споров, выделял войска для подавления сопротивления «еретиков» (донатистов, к примеру), инициировал созыв церковных соборов (на которых сам и председательствовал) и унификацию канонических установлений.

В истории Христианской Церкви существует немного событий, которые можно было бы сопоставить с тем, что произошло 1700 лет тому назад, когда императоры Константин и Лициний подписали эдикт, вошедший в историю под именем Миланского эдикта. Для христиан, живших в последующие столетия, да и для современных христиан, этот эдикт стал четкой границей, разделившей две эпохи. Можно сказать, что после 313 года изменился и облик Христианской Церкви, и облик всей Римской империи, так что плодами Миланского эдикта мы питаемся и по сей день. Эдикт оказал немалое влияние на формирование европейской цивилизации, на формирование христианской цивилизации в целом. Но в этом докладе хочется обратить внимание на ту роль, которую Миланский эдикт сыграл в истории Церкви, на те изменения в церковной жизни, которые стали следствием его принятия.

Когда современный христианин слышит о Миланском эдикте, он в первую очередь вспоминает о прекращении гонений на христиан. Действительно, в течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. Насильственную смерть по несправедливому приговору претерпел Сам Божественный Основатель христианства, насильственной смертью завершили свой путь практически все прямые ученики Иисуса Христа. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Преступниками делало их и исполнение одного из главных заветов Иисуса Христа – проповедовать Евангелие всем народам (Мф. 28:18-20). В Римской империи прозелитизм был вне закона, поэтому то, что для христиан являлось Божественной заповедью, для римской администрации было прямым призывом к нарушению закона. В этих обстоятельствах история Церкви первых трех веков становилась историей мучеников.

Начало легализации христианства было положено еще ранее, в 311 году, когда император Галерий, поняв бесперспективность преследования христиан, издал эдикт, в котором говорилось: «Мы постановили, чтобы вновь свободно жили христиане, и пусть устраивают свои собрания, но так, чтобы никто из них не нарушал порядка». Этот указ фактически отменял преследование за само имя христианина, но не предусматривал разрешения на переход в христианство из других религий. Историки Церкви полагают, что в 312 году императоры издали еще один эдикт, ограничивающий возможность перехода в христианство. Поэтому в полной мере преследования христиан могли прекратиться только после Миланского эдикта 313 года.

Однако Миланский эдикт не просто положил конец гонениям на Церковь. Он провозгласил принцип религиозной свободы. Слова эдикта о свободе выбора веры звучат очень современно: «Мы даровали христианам и всем возможность свободно следовать той религии, какую бы кто не пожелал … мы постановили, что необходимо узаконить то, что полагали необходимым всегда, а именно, что вообще не следует никому отказывать в выборе, если кто-то предал мысли свои богопочитанию христианскому или той религии, какую счел для себя наиболее подходящей; чтобы всевышняя божественность, святости чей мы следовали бы по доброй воле, могла проявлять во всем свое благоговение и милость» (Лактанций. О смертях преследователей, 48:2-3). Эта религиозная свобода открывала законный путь для дела христианской миссии, которая даст значительные плоды уже к концу четвертого столетия.

Симпатии императорской власти к Церкви, выраженные в Миланском эдикте, и усиление миссионерской деятельности привели к массовому обращению в христианство. Переход в новую веру для некоторых был данью моде или был продиктован корыстными соображениями. Нам, пережившим крушение атеистической идеологии и возрождение Церкви в странах бывшего Советского Союза, несложно представить себе картину массового прихода в Церковь, который имел порой формальный характер. Массовые обращения имели также некоторые негативные последствия, проявлявшиеся в частичном разрушении общинной жизни христиан и падении общего нравственного уровня. Но широкое распространение евангельского учения оказалось весьма благотворным для общества в целом, способствовало смягчению общественных нравов и гуманизации общественной жизни. Христианское представление о высоком достоинстве человека повлияло на отмену в 315 году клеймления преступников, официальную отмену крестной казни и принятие запрета на выбрасывание детей, что у римлян являлось обычной практикой. В 325 году были отменены кровавые зрелища – гладиаторские сражения, которые были очень любимы жителями многих регионов империи. Постепенно менялось отношение и к институту рабства.

Миланский эдикт провозглашал свободу религиозного выбора. И у современного его читателя возникает желание соотнести свободу, о которой говорит древний указ, с той свободой религии, о которой говорят современные политики. Однако современное понимание свободы религии граничит с религиозным безразличием, оно не связано ни со стремлением к истине, ни со стремлением обрести Божественное благоволение. Не таков был по своему духу Миланскиий эдикт. В нем не было безразличия. Эдикт издавался в интересах христиан и был знáком расположения ко христианству. В контексте всего эдикта, составленного в пользу христиан, слова о свободе выбора веры подразумевают в первую очередь возможность свободного выбора христианской веры. Можно сказать, что уже в 313 году святой равноапостольный Константин был на пути к христианству. Во всяком случае, уже в 312 году он созерцал видение Креста и с помощью христианского символа одержал победу над превосходящими силами своего противника Максенция. Религиозная свобода провозглашалась, таким образом, в пользу христианства и при этом вполне соответствовала евангельскому учению о любви.

В эпоху, которая началась в 313 году, государство в лице императора начало принимать активное участие в делах Церкви, в том числе ограничивать права христианских еретиков и раскольников. К сожалению, силовые методы, применявшиеся императорами, зачастую противоречили евангельскому духу и Церковь начинали использовать в достижении политических целей. Но то, что невозможно искоренить инакомыслие силой, понимал уже святой Константин, который в итоге проявил снисходительность и к раскольникам донатистам, и к еретикам арианам, вернув их из ссылки. Последующий отход от идеи веротерпимости и борьба с церковными разделениями были продиктованы не только политическими мотивами, но и глубокой убежденностью в истинности Православия и стремлением видеть весь мир в христианском единомыслии. Об этом говорят письма того же святого Константина, обращенные к Арию и Александру Александрийскому до Никейского собора и к Арию, когда тот находился в ссылке после собора. Эти письма пропитаны подлинным духом христианской любви и жаждой христианского единства.

Благожелательное и покровительственное отношение к Церкви, засвидетельствованное в Миланском эдикте, а также симпатия к Церкви со стороны императорской власти впоследствии переросли в то, что христианство стало государственной религией. Церковь стала приобретать целый ряд прав и привилегий, которые, если быть справедливым, порой становились источником соблазна для клириков. Дав Церкви особые права и привилегии, императорская власть не оставляла попыток вмешатества в церковные дела. Но при всей близости Церкви и государства христианская религия, в отличие от древнего римского язычества, не превратилась в функцию государственной власти, сохранив свою автономию. Эта автономия осознавалась уже первым христианским императором, автором Миланского эдикта. Когда донатисты обратились к императору с просьбой выступить судьей при рассмотрении их дела, святой Константин ответил: «Какое безумие требовать суда у человека, который сам ожидает суда Христова! На суд священников следует смотреть как на суд Самого Бога!». Такого же образа мысли придерживался этот император и после Никейского собора, когда писал в «Послании к епископам, не присутствовавшим на соборе»: «Все, что ни делается на святых соборах епископов, должно быть отнесено к воле Божией». И позднее, в конце IV века святитель Амвросий Медиоланский не позволил перейти границы Церкви даже тому императору, при котором христианство стало государственной религией – Феодосию Первому. В ответ на попытку императора вмешаться в церковные дела святитель Амвросий писал: «Что может быть почетнее для императора как не то, что его называют сыном Церкви? Но император в Церкви, а не выше Церкви». В истории взаимоотношений Церкви и православного государства первого тысячелетия не было идеальных периодов, возможно, не была идеальной и сама модель этих взаимоотношений, но именно эта модель, заданная Миланским эдиктом, была воспринята вместе с самим христианством и на Руси.

Миланский эдикт завершил эпоху открытых гонений на христианство. У христиан после этого почти не осталось возможности быть мучениками, быть подражателями смерти Иисуса Христа, пройти путем Христа до несправедливой насильственной смерти. В этой связи в Церкви получило особое развитие аскетическое движение, которое мы называем монашеством. Уже основателем египетского отшельничества преподобным Антонием Великим монашество воспринималось как аналог мученичества, как добровольное мученичество. Святитель Афанасий Великий так пишет в «Житии преподобного Антония»: «Ему /преподобному Антонию/ желательно было стать мучеником. И сам он, казалось, печалился о том, что не сподобился мученичества. /…/ А когда гонение уже прекратилось, /…/ тогда Антоний оставил Александрию и уединился в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры». Таким образом, в определенной мере развитие монашества также можно считать одним из следствий Миланского эдикта.

После 313 года Церковь столкнулась с обстоятельствами, с которыми ей прежде не приходилось иметь дело. Церковь никогда не имела такого покровительства, которое ей стало оказывать государство. Перед Церковью и епископами благоговели императоры, некоторые из которых все еще носили языческий титул верховного жреца. Но теперь за отказ участвовать в императорском культе не казнили, более того, сам император склонял главу перед Христом. В сознании некоторых христиан появился соблазн увидеть в этой необыкновенной перемене наступление Христова царства на земле. В плену этого соблазна оказался и знаменитый первый церковный историк, Евсевий Кесарийский. Средство против этого соблазна родилось в недрах самой Церкви, когда лучшие из христиан побежали из мнимого Небесного царства на земле в пустыню. Самые искренние последователи Христа не смогли реализовать христианский идеал в условиях христианского государства. На фоне внешнего торжества Церкви, строительства больших храмов, на фоне всех привилегий, которые получала Церковь, они служили тихим напоминанием о том, что подлинное христианство созидается внутри человека, в его душе, а успех христианства не определяется внешним расцветом. Монашество стало великим духовным плодом великого свершения 313 года.

Однако нельзя отрицать, что даже те внешние плоды, которые принес Миланский эдикт 313 года, не могут не восхищать взор. Политика покровительства дала импульс развитию всех видов церковного искусства. Тот невиданный расцвет церковной архитектуры, живописи, скульптуры, прикладного искусства, церковной поэзии, музыки, литературы, который стал возможен благодаря эдикту, до сих пор изумляет все цивилизованное человечество.

Ученые могут много спорить о самом Миланском эдикте, о том, где он был издан и кем, о степени его авторитетности в момент его опубликования, но бесспорно то, что он сыграл величайшую роль в истории человечества. Основываясь на уважении к человеку и его свободе, опираясь на представление о высоком достоинстве человека, эдикт прекратил почти трехсотлетний период жестоких гонений, он открыл путь самой широкой христианской миссии, вызвал расцвет христианской материальной и духовной культуры, укрепив в сознании многих людей и в общественном сознании важнейшие христианские идеалы, идеалы любви, добра и справедливости, все то, что лежит в основе современной европейской цивилизации.

См.: Акимов, В. В. История христианской Церкви в доникейский период / В. В. Акимов. Минск: Ковчег, 2012. С. 38-57.

Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей / Фирмиан Луций Цецилий Лактанций // Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с латинского языка, вступительная статья, комментарии, указатель и библиографический список В. М. Тюленева. СПб.: Алетейя, 1998. С. 212.

Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов. М., 1994. С. 162-163.

Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей. С. 245-246.

См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов / В. В. Болотов. М., 1994. С. 137.

Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. С. 404.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Евсевий Памфил. М., 1998. С. 112. (Книга 3. Глава 20).

См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов. С. 76.

Святитель Афанасий Великий. Творения / святитель Афанасий Великий. М., 1994. Т. 3. С. 217.

См.: Акимов, В. В. Трансформация раннехристианских эсхатологических воззрений в церковно-исторических сочинениях Евсевия Кесарийского / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 3. Жировичи, 2005. С. 66-70.

После гонений Диоклетиана и начала царствования Галерия стало понятно, что веру нельзя искоренить казнями, потому что чем больше было мучеников, тем больше становилось у христианства новых приверженцев. К тому же благодаря апологетам постепенно общество перестает рассматривать христиан как атеистов или колдунов. Раннее богословия сделало возможным объяснение христианских истин, что необходимо для принятия его как государственной религии. Уже Галерий в 311 году признает христианство как религию равным всем другим, при Константине же оно получает привилегированный статус.

Константин , сын Констанция Хлора и Елены, родился в городе Нише, в Сербии. Год рождения его точно неизвестен, предполагают 274 или 289 г. Его отец, возможно, был неоплатоником, пожтому религиозность характерна всей семье Константина. В качестве заложника, Константин в девяностых годах 3-го века отправился ко двору Диоклетиана в Никомидию. Здесь он провел более 10-ти лет. При дворе Диоклетиана царила тогда атмосфера почти христианская. Константин держался к христианам очень лояльно. В 306 году он становится кесарем Запада, унаследовав своему отцу, который получил это звание после отречения кесарей Диоклетиана и Максимина. Он освобождает христиан и, возможно, влияет на подписание эдикта 311 года. Тем временем назревает война с Максенцием, его соправителем в Риме, причем войск у Максенция раз в 6 больше. К этому времени относится знаменитое видение Константина: он увидел на фоне солнца знак креста и надпись «Сим побеждай». А перед сражением ему приснился сон, в котором голос повелел ему изобразить на флагах символ Христа (буква Х, по которой посередине проходит буква Р) (описано Евсевием). Битва произошла 28-го октября 312-го г. на Мильвийском мосту. Максенций, введенный в заблуждение Сивиллами (книгами), вопреки всем стратегическим соображениям, вышел из Рима, занял неудобную позицию и был разбит. Это казалось всем невероятным, в Риме был воздвигнут памятник Константину с крестом. Константин и его союзник Ликиний отбыли в Милан, где в 313 году и был составлен эдикт, определявший положение христиан в империи (этот эдикт правда сохранился только в указе Ликиния Никомидиймкому президу 313 года). Есть точка зрения Зеека, что Миланский эдикт – просто письмо Ликиния в Вифинию с отменой всех ограничений действия эдикта 311 года, но это не подтверждается, так как есть свидетельства о том, что некое соглашение касательно христианства было достигнуто в Милане. Основные источники по всей этой истории – Лактанций и Евсевий.

Текст эдикта: «Еще ранее полагая, что свободы в религии стеснять не должно, что, напротив, нужно предоставить права заботиться о Божественных предметах уму и воле каждого, по собственному его произволению, повелели мы и христианам соблюдать веру, согласно избранной ими религии. Но так как в том указе, которым предоставлялось им такое право, были на деле при этом еще поставлены многие различные условия, то, может быть, некоторые из них скоро потом встретили препятствие такому соблюдению. Когда мы прибыли благополучно в Медиолан, я - Константин-Август и Ликиний-Август подвергли обсуждению все, что относилось к общественной пользе и благополучию, то в ряду прочего, что казалось нам для многих людей полезным, в особенности признали мы нужным сделать постановление, направленное к поддержанию страха и благоговения к Божеству, именно, даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает, дабы находящееся на небесах Божество /греч. дабы Божество, каково бы оно ни было, и что вообще находится на небе/ могло быть милостиво и благосклонно к нам и ко всем, находящимся под нашею властью. Итак, мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры, и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, дабы верховное Божество, почитаемое нами по свободному убеждению, могло проявлять во всем обычную милость и благоволение к нам.



Посему надлежит твоей чести знать, что нам угодно было, чтобы по устранении всех совершенно ограничений, которые можно было усматривать в данном тебе ранее указе касательно христиан /греческ. «эту волю нашу надлежало изложить письменно, чтобы по устранении всех совершенно ограничений, которые содержались в посланном твоей чести ранее нашем указе касательно христиан и которые казались весьма недобрыми и несообразными с нашею кротостью»/ - чтобы это было устранено, и ныне каждый из желающих содержать религию христиан мог делать это свободно и беспрепятственно, без всякого для себя стеснения и затруднения. Объявить это со всею обстоятельностью твоей попечительности мы признали нужным, дабы ты знал, что мы и христианам даровали права свободного и неограниченного содержания своей религии. Видя же, что им это позволено нами, твоя честь поймет, что и другим также предоставлена, ради спокойствия нашего времени, подобная же полная свобода в соблюдении своей религии, так что каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии (латинский текст испорчен).



Кроме сего, относительно христиан мы постановляем (латин. - решили постановить), чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания, о которых в предыдущем указе к твоей чести было сделано известное (греч. - иное) постановление, если они окажутся купленными в предыдущее время какими-либо лицами, или у казны, или у кого другого, - эти лица немедленно и без колебаний возвратили бы христианам безденежно и без требования какой либо платы; равно и получившие эти места в дар пусть возможно скорее отдадут (их) христианам. При этом и те, которые купили эти места, и те, которые получили в дар, если будут искать чего либо от нашего благоволения (лат. - пусть просят соответствующего вознаграждения, - греческ. - пусть обратятся к местному эпарху), дабы и они по нашей милости не остались без удовлетворения. Все это должно быть передано, при твоем содействии, обществу христиан немедленно, без всякого отлагательства. И так как известно, что христиане имели во владении не только места, где они обычно собирались, но и другие, составлявшие собственность не отдельных лиц, но общества их (лат. - т. е. церквей; греч. - т. е. христиан) все это в силу закона, который мы выше определили, ты прикажешь отдать христианам, т. е. обществу и собраниям их, без какого либо колебания и прекословия, с соблюдением именно выше указанного правила, чтобы те, которые бесплатно возвратят их, надеялись получить вознаграждение от нашей доброты.

Во всем этом ты обязан оказать выше названному обществу христиан все возможное содействие, чтобы повеление наше выполнено было в самом скором времени, дабы и в этом выразилось попечение нашей милости об общественном спокойствии и тогда, в виду этого, как было выше замечено, Божественное к нам благоволение, в столь великой мере уже испытанное нами, пребудет всегда, содействуя нашим успехам и общему благополучию. А чтобы этот милостивый закон наш мог сделаться всем известным, написанное здесь ты должен в своем публичном объявлении выставить всюду и довести до общего сведения, дабы этот закон нашей милости ни для кого не оставался в неизвестности».

В отличие от Никомидийского закона 311 года Миланский эдикт не ставит цель терпеть христиан как зло, но дает христианам право учить до тех пор, пока они не причиняют ущерб другим религиям. В эдикте оговорен как паритет христианства и других религий, так и имущественное и общественное положение христиан.

Сначала Константин оставался верен принципу равноправия религий, разделявших мир на два непримиримые лагеря. Так, в том же 313-ом г., он разрешил культ рода Флавиева в Африке. С другой стороны, Церковь добивалась тех прав и привилегий, которыми пользовалась языческая религия и представители языческих культов. Так началось новое направление в религиозной политике Константина. Император, некрещеный, естественно, стоял выше всех культов, но явно обнаруживались его симпатии к христианам, поэтому на их храмы, общины, клир распространялись льготы: в 313 освобождение от декурионата, в 315 свобода от казенных повинностей наряду с императорским доменом, в 319 – установлена юрисдикция епископов в гражданских делах, 321 – узаконена формула освобождение рабов в церкви перед епископом, в 323 – запрет на принуждение христиан к участию в языческих празднествах. Теперь христианство явно начинает доминировать. Крестился Константин уже на смертном одре от Евсевия Никомидийского. Это вполне понятно: крещение предполагало полное участие в жизни церкви и ко многому обязывало, на что Константин в то время еще не мог пойти (например, это касается совершенных Константином пяти убийств, которые были делом политической необходимости или произошли по решению суда).

Миланский эдикт сыграл решающую роль в истории христианства. Учение Христа принимается в единственный на тот момент в ойкумене империи, развивается богословие (отцы церкви, борьба с ересями), возрастает возможность миссии. Но при этом возникает особая проблема отношений Церкви и государства. Если сначала они находятся как бы в разных реальностях, то теперь есть Церковь и есть император-христианин, находящийся немного вне Церкви. Шмеман в «Историческом пути православия» указывает, что Константин обращается к Церкви не как ищущий истину, а как император, чью власть санкционировал Бог. Свобода Миланского эдикта, по Шмеману, не христианская свобода, так как при всей благой значимости этого эдикта привела к тому, что христианство приняло идею теократической монархии, а значит, на долгое время свобода личности, самая христианская из идей языческого мира, окажется символом борьбы против Церкви. Это свобода культа и начало религиозного монархизма христианства. Но при этом это конец предыдущей духовной эпохи – эпохи синкретизма, представлений о том, что все религии можно совмещать как восходящие к одному Божеству.

Издал Миланский эдикт, благодаря которому христианство перестало быть гонимым и впоследствии приобрело статус господствующей веры Римской империи. Миланский эдикт как юридический памятник - это важнейшая веха в истории развития идей религиозной свободы и свободы совести: в нем подчеркивалось право человека исповедовать ту религию, которую он полагает для себя истинной.

Гонения на христиан в Римской империи

Ещё во время своего земного служения сам Господь предсказывал Своим ученикам грядущие гонения, когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить » и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычникам и» (Мф. 10:17-18), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий («Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » — Мк. 10:39; Мф. 20:23; ср.: Мк. 14:24 и Мф. 26:28).

Уже с середины 30-х гг. I века открывается список христианских мучеников: около 35 года толпой «ревнителей о законе» был забит камнями диакон первомученик Стефан (Деян. 6:8-15; Деян. 7:1-60). Во время непродолжительного правления иудейского царя Ирода Агриппы (40-44) был убит апостол Иаков Зеведеев , брат апостола Иоанна Богослова; др. ученик Христа, апостол Петр, был подвергнут аресту и чудом избежал казни (Деян 12:1-3). Около 62 года, был побит камнями руководитель христианской общины в Иерусалиме апостол Иаков, брат Господень по плоти .

В течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Христианин для язычника был «враг» в самом широком смысле этого слова. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи.

Традиционно гонения на первых христиан относят к правлению императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана.

Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

Первое настоящее гонение на христиан было при императоре Нероне (64) . Он сжег ради своего удовольствия более половины Рима, а обвинил в поджоге последователей Христа — тогда произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. Их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству. Нерон в глазах христиан был антихристом, а Римская империя — царством демонов. Жертвами гонений при Нероне стали первоверховные апостолы Петр и Павел — Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Генрих Семирадский. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

Второе гонение относят к императору Домициану (81-96) , при котором было несколько казней в Риме. В 96 году он сослал апостола Иоанна Богослова на остров Патмос .

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при императоре Траяне (98-117) . В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству (это должно было доказываться отказом в жертвоприношении языческим богам ), то его казнили. При Траяне потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский , 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре апостола Иакова.

Форум Траяна

Но эти преследования христиан могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления Марка Аврелия (161-180) . Марк Аврелий презирал христиан. Если до него гонения на Церковь были фактически незаконными и спровоцированными (христиан преследовали, как уголовников, приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ ), то в 177 году он запретил христианство законом. Он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Гонение одновременно распространилось в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский , и в галльских городах Лионе и Вене. Так, по свидетельству современников, по улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сжигали и пепел бросали в Рону.

Преемник Марка Аврелия, Коммод (180-192) , восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна.

Септимий Север (193-211) сначала был сравнительно благосклонен к христианам, но в 202 году он издал указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство, и с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке. При нем, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена , в Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ, брошена в кипящую смолу девица Потамиена. В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя , молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора .

В короткое царствование Максимина (235-238) были жестокие преследования христиан во многих провинциях. Он издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого тайным христианином.

Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение Марка Аврелия. Деций решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы. Наибольшую опасность в этом представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться языческим богам. Это следовало немедленно прекратить. Деций решил полностью истребить христиан. Он издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ, удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь. Число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества.

При Валериане (253-260) вновь вспыхнули преследования на христиан. Эдиктом 257 года он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. В 258 году последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы.

Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение . Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество и около 40 лет пользовались религиозною свободой — до эдикта, изданного в 303 году императором Диоклетианом.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к традиционному язычеству (он поклонялся олимпийским богам); некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта. В 303 году был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан. В 304 году последовал самый страшный из всех эдиктов, согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане. От применения этого эдикта по всей империи пострадало множество верующих.

Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени гонения императора Диоклетиана: Маркеллин, папа Римский, с дружиной, Маркелл, папа Римский, с дружиной, вмц. Анастасия Узорешительница, вмч. Георгий Победоносец, мученики Андрей Стратилат, Иоанн Воин, Косма и Дамиан Бессребреники, вмч. Пантелеимон Никомидийский .

Великое гонение на христиан (303-313) , начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым преследованием христиан в Римской империи. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста. Гонение распространилось в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор (отец будущего императора Константина).

В 305 году Диоклетиан отказался от правления в пользу своего зятя Галерия , который люто ненавидел христиан и требовал полного их истребления. Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.

Число мучеников, пострадавших при императоре Галерии, чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский, Кир и Иоанн бессребреники, вмц. Екатерина Александрийская, вмч. Феодор Тирон ; многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом и др. Но, незадолго до своей смерти, пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, Галерий убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 году он издал эдикт о прекращении гонений и требовал от христиан молитв за империю и императора. Однако толерантный эдикт 311 года еще не обеспечивал христианам безопасности и свободы от преследования. И раньше не редко бывало, что, после временного затишья, гонение возгоралось с новою силою.

Соправителем Галерия был Максимин Даза , ярый враг христиан. Максимин, управлявший азиатским Востоком (Египет, Сирия и Палестина), даже после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 года, когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить.

Таким образом, история Церкви первых трех веков стала историей мучеников.

Миланский эдикт 313 года

Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явился император Константин Великий , издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, - даже господствующею.

Миланский эдикт — знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 году появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры – Собор Святой Софии Премудрости Божией (с 324 по 337 гг). Храм этот, впоследствии много раз перестраивавшийся, до наших дней сохранил не только следы архитектурного и религиозного величия, но и составил славу императору Константину Великому, первому христианскому императору.

Собор Святой Софии в Константинополе

Что же повлияло на такое обращение римского императора-язычника? Для ответа на этот вопрос придется вернуться немного назад, ко времени правления императора Диоклетиана.

«Сим победиши!»

В 285 году император Диоклетиан разделил империю на четыре части для удобства управления территорией и утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя (тетрархия ), двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана Геркулия , при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций Хлор , бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан.

Римская империя периода тетрархии

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа (Диоклетиан и Максимиан) подали в отставку и Констанций Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Его сын Константин, находился в этот момент, практически на правах заложника у Галерия, в столице восточной империи Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом (императором). Но Константину чудом удалось сбежать из плена и добраться к смертному одру своего отца, после смерти которого в 306 году армия провозгласила Константина своим императором. Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим.

Период тетрархии

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций , сын отрёкшегося Максимиана Геркулия, пришёл к власти. Император Галерий пытался подавить восстание, однако ничего не смог сделать. В 308 году он объявил августом Запада Ликиния . В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Укрепившись в Риме, узурпатор Максенций предался жестокости и распутству. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. К 312 году его власть выродилась в жестокую тиранию.

После смерти в 311 году главного императора-августа Галерия, Максимин Даза сближается с Максенцием, а у Константина завязывается дружба с Ликинием. Столкновение между правителями становится неизбежно. Мотивы для него на первых порах могли быть только политические. Максенций уже задумывал поход против Константина, но весной 312 года Константин первым двинул свои войска против Максенция, чтобы освободить город Рим от тирана и покончить с двоевластием. Задуманный по политическим соображениям, поход вскоре принимает религиозный характер. По тем или иным расчетам, Константин мог взять в поход против Максенция только 25 000 войска, четвертую приблизительно часть всей своей армии. Между тем у Максенция, сидевшего в Риме, было войска в несколько раз больше - 170 000 пехоты и 18 000 конницы. По человеческим соображениям, задуманный при таком соотношении сил и положении полководцев поход казался страшною авантюрою, прямо безумием. Тем более, если к этому прибавить значение Рима в глазах язычников и уже одержанные Максенцием победы, например, над Ликинием.

Константин по природе был религиозен. Он постоянно размышлял о Боге и во всех своих начинаниях искал помощи Божьей. Но языческие боги уже отказали ему в своем благоволении через принесенные им жертвы. Оставался один христианский Бог. Он начал призывать Его, просить и умолять. К этому-то времени и относится чудесное видение Константина. Царь получил удивительнейшее послание от Бога - знамение. По словам самого Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска небесное знамение Божье, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста, который представлял подобие буквы X, пересеченной вертикальной линией, верхний конец которой был изогнут, в виде Р: Р.Х ., и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!» .

Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.

Хоругвь — знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим, который заменил на воинских знаменах орла крестом, а изображение императора монограммой Христа. Эта воинская хоругвь, известная первоначально под именем лабарума , сделалась потом достоянием Церкви как знамя победы ее над диаволом, лютым врагом ее, и смертью.

Битва произошла 28 октября 312 г. на Мильвийском мосту . Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, войска Максенция обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. Поражение Максенция, вопреки всем стратегическим соображениям, казалось невероятным. Слышали ли язычники рассказ о чудесных знамениях Константина, но только и они рассказывали о чуде победы над Максенцием.

Битва на Мильвийском мосту в 312 году н.э.

Через несколько лет, в 315 году, сенат воздвиг в честь Константина арку, ибо он «внушением Божества и величием Духа освободил государство от тирана». На самом людном месте города воздвигли ему статую, с спасительным знамением креста в правой руке.

Через год, после победы над Максенцием, Константин и вступивший с ним в соглашение Ликиний сошлись в Милане и, обсудив положение дел в Империи, издали интереснейший документ, который называется Миланским эдиктом.

Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти 300 лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность. Изменение положения Церкви было столь радикальным, что Церковь навсегда сохранила благодарную память о Константине, провозгласив его святым и равноапостольным.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК