Меню

Строение и особенности колоса пшеницы. Выращивание ржи и других злаковых растений в домашних условиях Общее строение колоса

Безопасность крыши

коновалова ольга

Хочу представить вашему вниманию мою работу по изготовлению колосьев к утренникам , вечерам развлечениям. Мы их использовали на осеннем утреннике "Хлебный край", танец с колосьями . Для изготовления одного колоска понадобится : полочка для воздушных шариков, желтая гофрированная бумага, сантипон,карандашный клей (13 зерен :1 на верх и по три на каждый ряд; рядов должно быть 4) .

отрезать тонкую полоску гофрированной бумаги, обмазать клеем и наискосок обмотать вокруг палочки. Заранее наделать заготовок "зернышек" для колоска . Нарезать прямоугольники (6х12, из сантипона скатать шарики и завернуть как конфетку. Одну сторону скрутить-это послужит остью.

Можно собирать колосок . Одно "зернышко" накручиваем на самый верх, предварительно смазав клеем нижнюю часть.


Затем по 3 "зернышка" наклеиваем в каждом ряду.


Ту сторону "зернышка" которая ближе к палочке тоже проклеить клеем и прижать. Это для того что бы "зернышко" в последствии не торчало в стороны (смотрится не красиво) .

Злаковых культур в настоящее время известно достаточно много.
Вот как выглядят некоторых из них:

рожь (род Рожь, Secale )


пшеница (род Пшеница , Triticum )


овес (род Овес , Avena )

Все эти растения принадлежат к классу О днодольные, Liliopsida , семейство Злаки, Gramineae (Мятликовые, Poaceae ).
В «Календаре юного натуралиста» за 1956 год приведены изображения злаковых культур:

виды пшеницы:
1 — мягкая, 2 — карликовая, 3 — Спельта, 4 — польская, 5 — однозернянка, 6 — двузернянка;
7 — рожь;
8 — овес;
9 — просо

Преимущества ржи

Наиболее привлекательной для выращивания на своем земельном участке является озимая рожь . Рожь — это однолетнее растение, которое может достигать высоты 60 — 200 см. Соцветие ржи — двурядный колос. Посевная рожь имеет 39 (!) разновидностей, но у нас выращивают рожь обыкновенную (лат. Secále cereále ).



Соседям ржи могут выступать лишь васильки.

Посадка ржи

Озимую рожь в своем саду или огороде рекомендуется сеять в третьей декаде августа или первой декаде сентября . Позже сеять нельзя , так как в этом случае рожь не успеет до зимы набрать силу и уйдет под снег ослабленной. Если для посева используются свежеубранные семена, то их необходимо прогреть на солнце в течение 3-4 дней.

Вот что говорится о посадке ржи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона :

А вот что сказано в Большой энциклопедии Южакова :

А вот что говорится о выращивании злаков в нашей местности в Военно-статистическом обозрении Российской империи от 1848 года:

Участок, предназначенный для посева, необходимо перекопать.

Перед посевом под культивацию (рыхление граблями) можно внести 120 г/м² минеральных удобрений: азофоски, нитрофоски или экофоски.
Нитрофоска - классическое минеральное удобрение, в основу которого входят три элемента, жизненно необходимые для полноценного роста и развития любого растения — азот (N ), фосфор (Р ) и калий (К ).
Нитроаммофоска – комплексное, твердое, сложное, гранулированное азотно-фосфорно-калийное удобрение. В нитроаммофоске есть два вида азота – нитратная и аммонийная, значительно увеличивающая срок действия этой минеральной подкормки. Азофоска — это нитроаммофоска с добавкой серы.
Экофоска — высокоэффективное гранулированное водорастворимое комплексное бесхлорное азотно-калийное удобрение для применения под все выращиваемые культуры.

Затем почву требуется разровнять и провести через 15 — 20 см бороздки, в которые следует посеять семена, раскладывая их через 3 — 5 см.
Но с целью упрощения процесса посева семена можно высевать вразброс («как в старину»), заделывая их на глубину 2 — 5 см. В засушливую погоду глубина заделки может быть увеличена на 1 — 2 см.
Затем поверхность почвы необходимо забороновать граблями и слегка уплотнить, например, прикатать специальным катком из деревянной чурки, чтобы семена вдавились в землю (прикатывание способствует лучшей зимовке).

Оптимальная температура для появления всходов 6 — 12 °С. У ростков ржи будет четыре корешка, а у пшеницы — три. При появлении первых листочков у ржи они будут красноватыми , а иногда — голубоватыми или синеватыми, а у пшеницы — зелеными.

Рожь весьма нетребовательна к условиям произрастания, это самая морозостойкая культура среди зерновых злаков (даже в бесснежные зимы она переносит морозы в — 20 °С, при снежном покрове 20 — 25 см озимая рожь переносит до — 35 °С), ее выращивают и в северных районах.

При выращивании ржи на гидропонике большой проблемой является тот факт, что семена злаков очень часто бывают поражены плесенью и эта плесень поражает выращиваемое растение. При выращивании в земле плесень не успевает настолько разростись настолько, чтобы причинить вред растению.

Фенологические фазы ржи

1. отрастание
Весной после таяния снега и некоторого прогрева почвы при температуре 3 — 5 °С рожь возобновляет свой рост. Озимая рожь начинает быстро расти, обгоняя и заглушая сорняки.

2. кущение
Следующей фазой развития ржи после весеннего отрастания является кущение — это появление новых побегов за счет подземного ветвления стебля.

3. выход в трубку
В трубку рожь выходит обычно на 17 — 18 день после начала весенней вегетации.

4. колошение
Колошение озимой ржи начинается на 14 — 15 день после выхода в трубку. Незрелая рожь окрашена в сизый , а пшеница — в зеленый цвет.

5. цветение
Цветение начинается через 12 — 13 дней после начала колошения и продолжается в среднем 10-12 дней.
Озимая рожь — перекрестноопыляющееся растение. Опыление происходит с помощью ветра, когда цветки открыты. Хорошее опыление ржи наблюдается в теплые солнечные дни со слабым ветром. Засуха, сильные ветры и дожди приводят часто к неполному опылению.

6. спелость
Фаза твердой спелости отмечается через два месяца после начала колошения.

Фенологические фазы пшеницы

(из вышеупомянутого «Календаря юного натуралиста»)

Строение ржи

Стебель ржи (соломина ) разбит на отдельные междоузлия и разделяющие их узлы , к которым присоединены листья .

Элементы побега ржи:

лист:
1- влагалище листа (охватывая стебель, способствует его прочности)
2 — пластинка листа (лепесток)

3 — узел (опирается на влагалище листа)
4 — междоузлие (толщина междоузлий уменьшается снизу вверх, а их длина возрастает).

Сезон 2015-2016 года (I сезон)

Я подготовил семена ржи для посадки:

Я посадил эти семена 5 сентября на небольшой плантации рядками глубиной несколько сантиметров, расположенными через сантиметров через пятнадцать-двадцать:


После посадки я уплотнил землю поленом:

13 сентября ростки достигли высоты около 4 сантиметров:

Также 13 сентября я посадил еще одну плантацию ржи, большего размера чем первая:


Как и на первой плантации, я также уплотнил поленом землю после посадки.

К 15 сентября ростки ржи на первой плантации еще подросли:


и достигли высоты около 8 сантиметров:

К 18 сентября появились маленькие ростки ржи на второй плантации:


Ростки ржи первой плантации достигли высоты около 12 сантиметров.

К 20 сентября ростки ржи на второй плантации достигли высоты 4 сантиметра.
Также я посадил различные растения на третьей плантации — семена пшеницы, овса и ржи. Я с Инессой сделали небольшую прополку на первой плантации.

24 сентября ростки ржи на первой плантации достигли высоты 16 см:

К 27 сентября на третьей плантации взошли ростки пшеницы:


и ростки овса:


Ростки ржи на второй плантации достигли высоты 13 см:

В первой декаде октября установилась необычно холодная погода — ночные температуры достигали -5 … -7 °C. К 12 октября ростки ржи на первой плантации достигли высоты 25 см, на второй — 22 см, на третьей — 12 см. Ростки пшеницы и овса на третьей плантации достигли высоты 10 см.

16 октября рожь на первой плантации (впрочем, как и на остальных) чувствует себя неплохо:

Рожь в инее (31 октября):

24 ноября пошел первый снег!
Моя плантация ржи в снегу:

3 января, температура — 25 °C , рожь под снегом (глубина снежного покрова около 6 см):

В середине января после прохода циклона «Эмма» глубина снежного покрова составила около 13 см:

В начале февраля установилась необычно теплая для этого времени погода, снег почти весь растаял. Вот так выглядят перезимовавшие плантации:

Рожь (1) перезимовала отлично, пшеница (2) тоже неплохо, а вот овес (3) почти не уцелел.

Пшеница по праву считается одним из самых древних злаковых растений, относящихся к классу однодольных и отделу цветковых.

Описание злака

Абсолютно все существующие на сегодняшний день сорта растения имеют главные характерные для всех признаки. Высота стебля у пшеницы варьируется от 30 до 150 см. Стебли исключительно прямостоячие, полые и при этом с отлично заметным узлами.

Чаще всего, как показывает практика, с одного растения в большинстве случаев вырастает примерно десять стеблей. Если посмотреть фото пшеницы, то можно заметить, что ширина ее листьев около 2 см. Их форма – плоская, часто линейная, а также с дополнительным прожилками, расположенными параллельно.

Если решите потрогать сорта пшеницы, то заметите, что ее листья достаточно шершавые. Корневая система данного растения мочковатая.

Разновидности пшеницы

Если говорить про сорта пшеницы, то первое, что стоит отметить – их невероятное многообразие. У растений по-настоящему достаточно сложная классификация, которая включает в себя различные дополнительные виды, секции и примерно десяток межродовых и даже внутриродовых гибридов.

При этом большинству растениеводов, конечно, известна больше других видов озимая пшеница. Тем не менее пшеницу можно встретить: двухлетнюю или однолетнюю, не только озимую, но также и яровую.

Чаще всего семена пшеницы яровой сеются с начала весны по ее конец. Она созревает около ста теплых дней. Принято убирать ее с наступлением осени. Яровая пшеница намного засухоустойчивее, нежели озимая, и ко всему прочему отличается хорошими хлебопекарными свойствами.

Озимую пшеницу принято сеять в августе. В таком случае урожайность пшеницы можно получить уже в начале следующего лета, так что не придется долго ждать.

Большинство растениеводов отмечают, что выращивание пшеницы именно этого типа позволяет добиться большего урожая, однако стоит учесть, что она предпочитает исключительно те районы, в которых зима достаточно снежная и в целом климат мягкий.

Где можно выращивать пшеницу?

Если вы хоть раз ранее задумывались над тем как прорастить пшеницу, то наверняка уже узнали, что она растет практически везде, за исключением тропиков, так как многообразие вновь выведенных сортов дает возможность использовать практически любые не только климатические, но и ко всему прочему почвенные условия.

Растение не боится жары, отличается холодостойкостью.

Чем отличается пшеница и рожь?

Самыми популярными и при этом незаменимыми злаковыми культурами по праву считаются пшеница, а также рожь.

Несмотря на то, что внешне они между собой достаточно сильно похожи, у них есть кроме того и достаточно много различий.

  • Во-первых, сорта ржи не отличаются таким многообразием, как сорта пшеницы.
  • Во-вторых, у ржи более узкая сфера применения, нежели у пшеницы.
  • В-третьих, зерна отличаются химическим составом, а также внешним видом.
  • В-четвёртых, рожь предъявляет как к климату, так и к выбранной почве более серьезные требования.

Многих интересует пшеница в домашних условиях, а точнее прорастание ее зерен. Действительно прорастить зерна пшеницы самостоятельно достаточно легко.

  • Поместите маленькое зерно в литровую стеклянную банку (Учтите, что зерно не должно ни в коем случае занимать больше 1/3 или даже 1⁄4 банки).
  • Долейте в банку практически до краев воду.
  • Оставьте зерна примерно на 7-8 часов.
  • Слейте воду через марлю, промойте пшеницу и залейте еще на три часа свежую воду.

Аналогичные действия необходимо повторить еще несколько раз, а после дать воде стечь и снова поместить в банку все зерна.

Спустя 24 часа проростки должны достигнуть высоты в пару миллиметров и проросшие зерна будут готовы к употреблению.

Полезные свойства

Поскольку пшеница является продовольственной культурой у нее есть огромное количество различных полезных свойств, которыми она радует многих покупателей в магазинах. Этот именно тот злак, который занимает значимое место в производстве большинства стран.

Благодаря муке из пшеницы готовят самые разнообразные макаронные изделия, а также хлеб и кондитерскую продукцию. Также на протяжении последних нескольких десятков лет пшеница используется при приготовлении пива.

Фото пшеницы

Колосок

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да пету­шок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней бу­дил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на зем­ле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намо­лотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки на­молоть.
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мель­ницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пля­шут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
- Ты нашёл! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пиро­ги кто пёк?
- Всё ты, всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Русская народная сказка

Пшеничные колоски

Анна Петровна приехала жить на Алтай в перестроечное время, перебралась ближе к детям. Всегда с теплотой вспоминала свою родину - Казахстан, где в бескрайней казахской степи прошло её детство, юность, где она отдала воспитанию подрастающего поколения более сорока лет педагогического труда в средней школе села Теренюзяк. Она родилась в селе Тихоновка Тоцкого района Оренбургской области 2 сентября 1930 года. В 1938 году семья переехала в Казахстан, в город Кзыл-Орда. Отец устроился разнорабочим на железную дорогу, затем, окончив курсы путейцев, был направлен на разъезд № 3. За добросовестный, ударный труд вскоре отец был назначен дежурным по разъезду.
По разъездам школ не было, дети железнодорожников учились в школе в городе Кзыл-Орда. За символическую по тем временам плату дети проживали в интернате, в котором было три группы: мальчиковая и две группы девочек: с первого по четвёртый класс и с пятого по седьмой класс. Там же была столовая, кухня, изолятор для больных, в этом же здании была квартира для директора интерната.
Из воспоминаний Анны Петровны: «В день нам давали 500 г хлеба: утром - три куска хлеба, в обед - четыре куска и на ужин, как и утром - три. Была и другая еда, кроме хлеба, но почему-то всегда вспоминается песенка, которую мы распевали: «Интернат, интернат, хорошая пища. Утром чай, в обед чаёк, вечером чаище».
Война нашу семью застала на разъезде, я уже перешла учиться в 5-й класс и была на каникулах. Началась эвакуация на фронт, мужчины отправлялись на сборные пункты в Кзыл-Орду. Отца не взяли, он, как железнодорожник, уже считался на военной службе, у него была «бронь». Я в семье старшая была и ещё младшая сестра и брат. На нашем разъезде № 3 жили только казахи, наша семья была исключением, русская. Но я не помню, чтобы были конфликты между семьями, жили мы очень дружно, хорошо и в трудную минуту соседи помогали друг другу.
Уже летом 1941 года на наш разъезд и в город Кзыл-Орда прибыло много эвакуированных с западных территорий, занятых врагом. Руководил всеми делами на разъезде: решал все вопросы, принимал эвакуированных, распределял по квартирам, устраивал на работу председатель. Называли его «молда» - большой начальник, ему подчинялись все. В те годы рядом с нашим разъездом было очень много озёр и на подходе к озёрам непроходимые заросли камыша. Камыш заготавливали почти в промышленных масштабах. Из заготовленного камыша делали щиты, плели циновки, большие корзины и многое другое. Молда среди эвакуированного населения нанимал рабочих. Расплачивались за такую работу продуктами, желающих поработать на таком объекте всегда было предостаточно. Частенько всё мужское население разъезда поднимали по тревоге, это когда искали дезертиров, они могли скрываться в непроходимых зарослях камыша. Мужчин заставляли цепью прочёсывать заросли, искали дезертиров.
Жили голодно, еды не хватало, сейчас и вспомнить трудно, как и где родители добывали еду. Мы, ребятишки, по убранному хлебному полю собирали полёгшие или отломленные от стебля колоски пшеницы, но не дай бог попасться на глаза надсмотрщику за полями. Кнутом так исходит, что долго помнить будешь. И радовались, что не заявил куда следует - иначе тюрьма родителям неминуемая. А если удастся собрать колосья, принесёшь их домой тайком, чтоб никто не видел, по темноте. Колосья шелушили руками, освобождали от мякины, веяли на ветру, потом мама брала у соседей дермень (это такие жернова), садились вдвоём с мамой друг против друга, крутили круг, зёрна сыпали в центр круга - зёрна мололись в муку. Просидишь несколько часов за этим делом, спина отнимается, а мама испечёт всего две лепёшки и мука вся кончилась.
Отцу иногда удавалось на охоту выбраться. Много километров зимой пройдёт по степи, когда с пустой сумкой придёт, когда зайца принесёт, рыбачил. Мама в русской печке рыбу коптила, а мы потом бегали к проходящим мимо поездам - продавали рыбу пассажирам. Мама моя мастерица и рукодельница была - шила, вышивала, вязала на заказ. А ещё она очень хорошо казахский язык знала, легко объяснялась и могла уговорить любого хоть что-то купить у неё. Ходила по ближайшим разъездам, искусно сплетённые кружева выменивала на продукты. На вырученные деньги родители потом хлеб покупали, да на одежду для нас тратили. А ещё я помню, что на каждую семью спускалась определённая норма связать шерстяные носки для бойцов Красной армии, сколько пар - не помню. Мы с сестрой шерсть теребили, мама пряжу пряла, а потом мы с мамой вдвоём вязали носки. Раз в неделю приезжали из города люди и забирали готовые изделия.
Железнодорожникам выдавались продуктовые карточки, приходила лавка, и по карточкам можно было отоварить мыло, сахар, муку и ещё что-то, уже не помню. Соль была в достатке, Аральское море в 5 часах езды, там соль заготавливали. А вот питьевую воду расходовали бережно, её привозили по железной дороге 2 раза в месяц в огромных чанах. Возле дороги был сделан большой колодец. Платформу с чаном подгоняли к колодцу и при помощи шланга по жёлобу заполняли водой, и только потом воду разрешалось разбирать жителям нашей станции. Скорее всего, на воду тоже были талоны, я не помню, чтобы воды набирали, кто сколько хотел, воды, как и хлеба, всегда не хватало.
Когда в сентябре начиналась учёба, мы уезжали в интернат в Кзыл-Орду, среди учёбы редко удавалось домой приехать, только на каникулах, да и за билет на поезде нужно было платить. Иногда выпадало счастье знакомого встретить, который ревизором в поезде по проверке билетов был, попросишься к нему, если добрый - возьмёт, а нет, так нет. Идёшь назад в интернат со слезами. Не все поезда делали остановку на разъезде, только ход сбавляли, бывало, приходилось на ходу из поезда выпрыгивать. Я отчаянная была, без страха прыгала. Однажды в очередном прыжке приземлилась неудачно, упала и потеряла сознание. Народ сбежался смотреть на меня, «живая ли?». У мамы тогда ноги от расстройства отнялись. Долго после этого случая мама болела.
Денег лишних у меня никогда не было, но когда ехала домой на выходные, я старалась хоть маленький, но подарочек сестрёнке и братику привезти, экономила для подарочка копейки. Однажды везла бутылочку лимонада, в поезде парни увидели лимонад и отняли у меня бутылку. Такое горе у меня было, и деньги жалко и обида душу съедала. Чтобы праздники какие-то устраивали в то время - не помню. Как-то всё серо и обыденно всегда было. О том, что день рождения может быть праздником, поняла, когда уже окончила педучилище и получила свою первую зарплату. Всю зарплату до копеечки маме принесла. А мама мне сказала: «Пойдём, дочка, в магазин, выбери себе платье, ведь у тебя сегодня день рождения». Я до сих пор помню фасон платья и рисунок цветов на ткани».
Анне Петровне 14 лет было, когда война окончилась. «Я тогда в интернате была, -вспоминает Анна Петровна, - все спали. Вдруг зашла повариха Полина Кузьминична и радостно сообщила: «Девочки, война кончилась!» Как мы все соскочили, по кроватям прыгаем, подушками начали от радости кидаться, кричали все «Ура!» А нас никто тогда не ругал! Занятия отменили, были митинги, на улице что творилось! Смех, слёзы, радостные крики, музыка, танцы. Весь народ на улицу вышел. У кого слёзы радости за победу, у кого слёзы - что не дождались родных живыми с фронта. Было очень многолюдно, невозможно было пройти, протолкнуться! Это нужно было видеть! Все радовались и веселились, как дети!»
Много лет прошло с времён лихих, военных. Но осталась у Анны Петровны привычка хлеб беречь, до последнего кусочка использовать. Не истёрлись из памяти те колоски, которые она, будучи ребёнком, тайком на полях собирала.

Использованы воспоминания Бородкиной А.П. и
материалы семейного архива семьи Барановых, г. Барнаул.