Меню

Тема: «игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи. Интонационные упражнения на индивидуальных логопедических занятиях

Безопасность крыши

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи :

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа проводилась поэтапно. На первом этапе развивалось умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР по методике Лазаренко О.И., в ходе которой определялось:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та ) или отстукивания;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводились как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией проводилась работа над логическим ударением . Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, использовались следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово» ; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?» ; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи» ; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте , были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость ) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?» . Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)» .

В работу по развитию восприятия тембра голоса , умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок» , «Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками ). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро» , но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Итоговая диагностика проводилась по той же методике. Обследование показало, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие

интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Развитие интонационной выразительности речи детей

6992


вышли мышки как-то раз
поглядеть, который час.
раз, два, три, четыре -
мыши дернули за гири.
вдруг раздался страшный звон,
убежали мышки вон.
(в переводе с.маршака)

дождик

Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). рассказывайте :


дождик, дождик,
полно лить,
малых детушек
мочить.
кап-кап-кап
(озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
зонтик поскорей раскроем,
(раскройте зонтики)
от дождя себя укроем.
«как, кап, кап»
(озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).

упражнения для правильного использования силы голоса

«тихо, кукла спит…»

уложите с ребенком в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.

пора вставать! попросите ребенка разбудить (при этом можно говорить «обычным» голосом).

лягушки и лягушата

Взрослый будет "лягушкой", ребенок - "лягушонком". скажите малышу, что лягушки квакают громко: «ква-ква-ква», а маленькие лягушата - тихо: «ква-ква-ква». поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «ква-ква-ква» - «ква-ква-ква». точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

слон и слоненок

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («топ, топ, топ»). а как будет топать маленький слонёнок? («топ, топ, топ»). называйте ребенку попеременно: «большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

три медведя

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). вспомните с ребенком сказку л.толстого « ». предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы-медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «кто ел из моей миски?». потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «кто сидел на моём стуле?». и наконец, за мишутку - тоненьким голоском: «кто ложился в мою постель?».

рыбка, мышка, кошка и корова

Расположите перед ребенком четыре : рыбку, мышку, кошку и корову. вспомните, кто как говорит. (рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «пи-пи-пи», кошка мяукает: «мяу-мяу», а корова громко мычит: «му-у-у-у-у». теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.

«была тишина…»

расскажите ребенку начало а.шибаева. сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:


была тишина, тишина, тишина.
вдруг грохотом грома сменилась она!
(на слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

медведь и медвежонок

Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «это медведь». затем вы тихонечко топчетесь по полу - ребенок говорит: «это медвежонок» и т.д.

Материал к занятию.