Меню

Должны ли делать перерасчет горячую воду. Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества

Виды крыш

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Печать

Предлагаем вашему вниманию материал нашего эксперта по законодательству в сфере ЖКХ и его практическому применению , посвященный методике получения перерасчет платы за некачественную воду, поступающую в наши квартиры - речь, прежде всего пойдет о недостаточно горячей воде в кранах и разных аспектах возврата части уплаченных за нее денежных средств .

Каждая коммунальная и жилищная услуга должна предоставляться качественно и в соответствии с нормативами, установленными законодательством РФ. Отступление от требований закона в этой части является нарушением качества жилищно-коммунальной услуги .
В этой статье мы подробно расскажем о требованиях к качеству горячего водоснабжения (ГВС), о том, как зафиксировать нарушения и как просить перерасчет за некачественную услугу.
Нередко услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно, особенно часто нарушения качества ГВС происходит в связи с температурным режимом. Данная статья разъяснит, какие требования к горячему водоснабжению установлены законодательством, как выявить и зафиксировать нарушение качества ГВС и как получить перерасчет за некачественную услугу . Алгоритм, описанный в этой статье, применим также к фиксации нарушений качества других ЖКУ.

Чтобы успешно добиться удовлетворения требований о перерасчете за некачественную услугу по горячему водоснабжению необходимо:

  • Выявить нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Зафиксировать определенным, установленным законом способом, нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Обратиться к исполнителю (например, в управляющую компанию) за устранением нарушения качества ЖКУ;
  • Обратиться в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о проведении проверки качества ЖКУ;
  • Обратиться к исполнителю с заявлением о перерасчете платежей за некачественно оказанные ЖКУ;
  • При неудовлетворении требований исполнителя, подготовить иск и обратиться в суд за перерасчетом коммунальных платежей.

То есть, Вы соблюдаете процедуру фиксации и актирования нарушений качества коммунальной услуги, уведомления организации, оказывающей ЖКУ, предъявляете свои требования и только в этом случае имеете шанс на успех по заявлению о перерасчете коммунальных платежей.

1. Как выявить нарушения качества жилищно-коммунальных услуг по горячему водоснабжению?
Основными правовыми актами, устанавливающими нормативы качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на наш взгляд, являются

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее Постановление 354).
  • Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г.
  • Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.

Постановление Главного государственного врача РФ № 20 от 07.04.2009 «Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СаеПин 2.1.4..1974-01.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).

Вот основные показатели качества горячей воды, которые предъявляются законодателем к этой коммунальной услуге.

Требование

Допустимая продолжительность перерыва и допустимые отклонения от качества КУ. Условия и порядок изменения размера платы за нарушение качества
Горячая вода должна поставляться бесперебойно и круглосуточно Перерыв подачи ГВ суммарно не более 8 часов в месяц,
- 4 часа единовременно,
- при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд;
-в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в инженерно-технических сетях обеспечения ГВ- в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 Превышение перерыва предоставления ГВ служит основанием для перерасчета на 0,15 % от оплаты за расчетный период за каждый последующий час непредоставления горячей воды.
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства (СанПиН 2.1.4.2496-09)

П.2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. отклонение от температуры ГВ в точке водоразбора, соответствующей требованиям о техническом регулировании, не допускается в соответствии с Решением ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394.

За каждые 3⁰С отступления от допустимых отклонений температуры ГВ плата снижается на 0,1 процента платы, определенного за расчетный период за каждый час отступления от допустимых отклонений.

За каждый час подачи ГВ, температура которой в точке разбора ниже 40⁰С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за ХВ

Давление в системе ГВС в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа(0,3 кгс/см²) до 0,45МПа(кгс/см²) Отклонение давление в системе ГВС не допускается. За каждый час, когда давление отклонялось от установленного до 25 процентов, размер платы снижается на 0,1% размера платы за расчетный период.

При давлении, отличающего от установленного более, чем на 25 процентов, размер платы снижается на стоимость услуги, начисленной суммарно за каждый день предоставления некачественной КУ(независимо от показаний приборов учета)

2. Как правильно зафиксировать нарушение качества коммунальных услуг?

Прежде чем определить температуру горячей воды в точке водоразбора, необходимо слить горячую воды в течение не более 3 минут.

Выявив, что исполнитель не соблюдает указанные нормативы качества услуги по горячему водоснабжению, Вы должны зафиксировать это, причем такая фиксация происходит по строго определенной процедуре, отступление от которой может обернуться отказом в перерасчете платы.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил исполнитель, он обязан в течение суток проинформировать потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества КУ.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил потребитель, он уведомляет аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Заявление потребитель может сделать устно (например, по телефону) или письменно, заявление подлежит обязательной регистрации диспетчерской. Потребитель сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес помещения, в котором обнаружено предоставление некачественной коммунальной услуги, а сотрудник диспетчерской обязан сообщить сведения о лице, принявшем такое сообщение (т.е. ФИО), номер регистрации сообщения и время его регистрации.

Если причины предоставления некачественной услуги известны исполнителю, он сообщает их потребителю незамедлительно, о чем в журнале регистрации сообщений делается соответствующая отметка. Если причина нарушения качества неизвестна сотруднику диспетчерской исполнителя, проводится проверка качества услуги. Проверка назначается не позднее 2 часов с момента сообщения потребителя о нарушении качества КУ, если с жильцом не согласовано иное время.

Самая важная часть процедуры - составление актов о нарушении качества.

Ситуация 1: Исполнитель согласен с потребителем, что есть факт нарушения ГВС. Организует проверку качества услуги, и стороны совместно составляют акт. По окончании проверки составляется АКТ проверки, в котором должны быть указаны:

  • Дата и время проведения проверки,
  • выявленные нарушения параметров качества услуги, например, нарушение температуры(указываем температуру).
  • использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений,
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества КУ

Акт проверки составляется по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, по 1 экземпляру достается потребителю, исполнителю и другим заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Ситуация 2: Как это нередко бывает, представитель исполнителя уклоняется от подписания акта проверки, в этом случае акт подписывается другими участниками проверки и не менее, чем 2 незаинтересованными лицами.
Совет: сделать отметку на акте, что исполнитель уклонился от подписания акта.
Ситуация 3: В ходе проверки стороны спорят о том, имеет ли место нарушение качества коммунальной услуги.
В данном случае есть два пути: либо вызвать представителя Государственной жилищной инспекции для проведения повторной проверки либо провести экспертизу качества коммунальной услуги;
1) Повторная проверка качества КУ с участием приглашенных исполнителем представителей ГЖИ, представителей общественного объединения потребителей. Проверка в таком порядке проходит, если ни одно из заинтересованных в проверке лиц не инициировало проведение экспертизы качества коммунальной услуги. В акте проверки должны быть указаны дата и время повторной проверки. Таким образом, неисполнение Вашей жалобы и нарушение Ваших прав, как потребителя, является основанием для проведения инспекторами ГЖИ внеплановой проверки.
2) Заинтересованным лицом может быть инициировано проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как происходит экспертиза качества? Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать поведение экспертизы качества коммунальной услуги. Отбор образца коммунального ресурса обязан провести или организовать исполнитель.
Что в этом случае обязательно должно быть отражено в акте? Кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость проведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если из возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах проведения экспертизы.
Заключение, содержащее результаты экспертизы исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки и не позднее 3 дней со дня получения экспертного заключения передать его копии всем участникам проверки.

Если проведение экспертизы качества КУ возможно в месте ее предоставления, потребитель, исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта.
В этом случае в акте должны быть отражены: дата и время проведения повторной проверки, кто инициатор проведения экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт и из какой организации. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, однако, если проведенной экспертизой установлено отсутствие факта нарушения качества КУ, потребитель возмещает расходы на ее проведение.

Ситуация 4: Исполнитель не реагирует на заявки, не проводит проверку или его невозможно уведомить о факте нарушения качества КУ в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
Потребитель вправе составить акт проверки качества КУ в отсутствие исполнителя. В этом случае акт подписывают председатель совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя.
Совет 1: письменно, т.е. заказным письмом с уведомлением о вручении либо телеграммой, уведомить исполнителя о проведении проверки качества КУ в определенный день, указав, что имеет место нарушение качества КУ.
Совет 2: В случае ненадлежащей работы диспетчерской, составьте соответствующий акт. Его должны подписать председатель Совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя. После составления этой бумаги все акты о проверках в отсутствие исполнителя будут считаться легитимными.

Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет платы за некачественные ЖКУ, необходимо зафиксировать нарушения качества КУ в соответствии с четкой процедурой.

3. В какие сроки исполнитель (например, управляющая организация) обязан отреагировать на Ваше заявление и устранить недостатки в качестве коммунальных услуг?

1. (Общее правило) Жалоба на качество предоставления коммунальных услуг
пп. «к» п.31 Постановления № 354 В течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы исполнитель обязан направить ответ об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
2. Заявление о выяснении причин нарушения качества коммунальной услуги, (например, путем звонка в диспетчерскую)
п.104 Постановления № 354 Исполнитель должен незамедлительно сообщить потребителю о причине нарушения качества КУ, если ему причина известна, о чем в журнале учета заявок делается отметка.
в течение 1 суток исполнитель уведомляет потребителя о причинах предоставления некачественной коммунальной услуги, если ранее причины были неизвестны).
3. Заявление на проведение проверки качества коммунальной услуги (п.108 Постановления № 354) в течение 2 часов исполнитель должен согласовать время проверки качества коммунальной услуги с потребителем с момента получения от потребителя сообщения о нарушении(устно или письменно).

4. За какой срок можно просить перерасчет некачественной жилищно-коммунальной услуги.
Итак, Вы зафиксировали нарушения и для того, чтобы обращаться к исполнителю за перерасчетом платы, необходимо четко определить период такого перерасчета, для этого необходимо определить момент начала нарушения качества услуги и момент возобновления предоставления качественной услуги.
С какого момента считается, что коммунальная услуга предоставляется с отступлением от нормативов?
1. Когда исполнитель обнаружил отступление от качества КУ, которую предоставляет, и самостоятельно отметил в журнале учета фактов нарушений качества коммунальных услуг;
2. Когда потребитель обнаружил и сообщил в аварийно-диспетчерскую службу о нарушении качества КУ, если в ходе проведенной проверки факт будет подтвержден, в том числе по результатам экспертизы.
3. С момента начала нарушения качества КУ, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
4. С момента подтверждения в ходе проверки или в ходе экспертизы нарушение качества коммунальной услуги, если исполнитель не проводит проверку либо не может быть уведомлен в связи с ненадлежащей организацией работы диспетчерской. Совет: в этом случае процедуре составления акта необходимо уделить особое внимание (см.п.2 Ситуация 4) .
В какой момент кончается период некачественного предоставления коммунальной услуги?
1. Исполнитель записал в журнале регистрации дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги потребителям, указанным исполнителем;
2. Когда потребитель позвонил в диспетчерскую службу и сообщил, что предоставление качественной коммунальной услуги возобновлено;
3. После составления акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальных услуг(в акте указываются дата и время).
4. С даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным допустимым средством измерения, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет некачественной коммунальной услуги, которые предоставляются некачественно, необходимо совершить ряд действий, а именно:
выявить и зафиксировать должным образом то, что услуга предоставляется с отклонением от требований закона,
определить период, за который Вы будете просить перерасчет,
посчитать сумму такого перерасчета,
обратиться с требованием к исполнителю, т.е. лицу, которое предоставляет коммунальные услуги.

Какими дополнительными доказательствами можно подтвердить, что услуги оказывались некачественно.
Чтобы подтвердить период перерасчета платы за некачественные ЖКУ, можно и нужно представлять исполнителю дополнительные доказательства того, что услуги предоставляются с нарушением законодательства. В частности, такими доказательствами могут служить не только журнал заявок в диспетчерскую и акты проверок, но и ранее выданные предписания ГЖИ, ведомости учета параметров коммунальных ресурсов и тому подобное.
Собрав все доказательства, необходимо обратиться с требованием об устранении нарушений качества коммунальных услуг, с требованием о перерасчете коммунальных платежей, поскольку по делам этой категории необходимо провести процедуру досудебного урегулирования (претензионный порядок).
Закон о защите прав потребителей предоставляет ряд преимуществ истцу: выбор суда, в котором будет рассмотрен иск, например, можно подать иск по месту жительства (альтернативная подсудность), а не в общем порядке (по месту нахождения ответчика). Потребители освобождены от государственной пошлины по искам до 1 миллиона рублей, а если обращаться за защитой прав в общество по защите прав потребителей(ОЗПП), потребитель освобождается от государственной пошлины безотносительно от суммы иска, а кроме того, не несет расходы на доверенность. ОЗПП имеем право представлять потребителей в суде на основании заявления, составленного в простой письменной форме.

Редакция портала о недвижимости и всех аспектах комфортной жизни в них сайт напоминает, что все материалы, вышедшие из-под пера А. Колесниковой, одного из наших постоянных авторов, можно прочитать по .

Встречаются ситуации, когда поверка водомера уже завершена, а управляющая компания отказывается проводить перерасчет. В этой статье мы расскажем, как поступать в этом случае и какой существует порядок перерасчета платежей за воду после поверки счетчика воды.

Как действовать, если в перерасчете отказывают?

Если досконально разбирать этот вопрос, то оказывается, что отказ управляющей компании в проведении перерасчета после поверки является с ее стороны правомерным действием. Ведь прибор учета воды прошел поверку и теперь находится в надлежащем состоянии. Из этого следует, что отсутствует необходимость проводить смену показаний счетчика, согласовывать их с нормативами, высчитывать время межповерочных интервалов перед тем, как будет проводиться дальнейшая поверка.

Правила предоставления собственникам жилья коммунальных услуг регламентируется Постановлением Правительства России №354 от 06.05.2011 г. (далее Правила):

п.61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

П.81 (12) этих Правил четко оговаривает, что прибор учета, у которого закончился межповерочный интервал, признается вышедшим из строя. Из этого следует, что данные для расчета платы за воду, которые подаются на основании показаний такого водомера, приниматься не будут.

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В течение первых З-х месяцев после возникновения такой ситуации оплачивать за воду абонент будет по среднемесячным показаниям, а после истечения этого срока – по нормативам потребления (п.п.59,60 Правил).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

59 б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

Лишь после окончания проведения поверки водомера и официального подтверждения его работоспособности (Актом проведения поверки), возобновляется оплата исходя из показаний прибора учета воды. Однако, перед этим нужно, чтобы прошедший поверку водомер абонента был введен в эксплуатацию официально. В этом случае необходимо составить Акт ввода в эксплуатацию водомера, после чего прибор опломбируется (такая процедура детально описана в п.81(6) Правил).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

Отказ в осуществлении перерасчета: возможные причины

Исходя из данных водомера, указанных в акте ввода его в эксплуатацию, начинает производиться расчет за воду после поверки счетчика. Осуществляется это по такой же процедуре, которая предусмотрена для установления нового водомера (когда расчет платежей за воду начинается с нулевых показателей), а не поверкой старого.

В этом случае стоит написать в расчетный центр официальную претензию, в которой выразить свое согласие с требованиями Правил к процедуре ввода водомера в эксплуатацию после проведения его поверки. В этом документе нужно указать, что возможности перерасчета оплаты за воду «задним числом», исходя из показаний водосчетчика, признанного по итогам проведенной поверки исправным, действующими Правилами не предусмотрены. На этом основании стоит потребовать, чтобы начисления дополнительных сумм оплаты за воду были отменены.

Если реакции на Ваше обращение не последует, то можно направить еще одно — в жилищную инспекцию в вашем районе либо в прокуратуру (как правило, на запросы, связанные с тематикой ЖКХ, они реагируют).

Обратите внимание, что такое обращение уместно только в том случае, если на руках есть все обязательные документы, а именно:

  • Акт о проведении поверки водомера;
  • Акт о вводе конкретного водомера в эксплуатацию.

С какой целью проводят перерасчет воды?

Рассмотрим пункты, которые связаны с общедомовым потреблением холодной воды в Москве. К ним относят:

  • Расходы воды (холодной) для уборки подъездов;
  • Использование воды для полива растений, которые произрастают на придомовой территории;
  • Расходы воды на помывку провода сетевого типа;
  • Наличие потерь при транспортировке.

Для горячей воды перерасчет проводится, даже если водосчетчик у абонента установлен:

  • Перерасчет за то количество воды, которая сбрасывается в канализацию при проведении ремонтных работ;
  • Горячую воду относят к истраченной жильцами при проведении в доме прессовочного процесса (когда создается испытательное давление);
  • При обнаружении в водопроводных сетях значительных потерь горячей воды.

Периодичность проведения поверки водомеров

Как правило, межповерочной интервал прибора учета воды зависит от конкретного производителя водомеров.

В настоящий момент в среднем такой интервал составляет 4-5 лет для систем горячего водоснабжения и до 6-ти лет – для систем холодного водоснабжения.

Рачительные хозяева заблаговременно стараются провести поверку водомера. В этом случае любые заминки и проволочки не приведут к появлению лишних сумм в платежках за воду.


Рекомендуем следить за исправностью своих счетчиков и не пропускать даты проведения очередных поверок.

Если возникают спорные моменты касательно оплаты услуг водопотребления – не стесняйтесь отстаивать собственные интересы, ссылаясь на законодательные акты РФ, регламентирующие правила предоставления населению коммунальных услуг.

Только так возможно платить не какие-то эфемерные суммы, которые выставляет управляющая компания, а оплачивать исключительно то количество воды (холодной/горячей), которое реально потребили Вы и Ваша семья за отчетный период (согласно показаниям приборов учета).

Счетчики воды — устройства, позволяющие экономить средства. Установив устройство, владелец квартиры платит только за потребленный объем коммунального ресурса, согласно с показаниями прибора учета. Федеральное законодательство требует делать регулярные поверки устройств. Срок поверки указан в паспорте прибора учета воды, обычно колеблется от четырех до шести лет.

Как проходит процедура

Условия процедуры максимально упростили. Не нужно демонтировать устройство с трубы водоснабжения и отправлять на инспекцию, ждать окончания проверки и опять монтировать водосчетчик. Следует заполнить бланк на официальной странице выбранного поставщика, работник приедет и осуществит поверку прибора. Он обязан проверить исправность прибора, а именно, определить соответствие показаний устройства потребляемым объемам ресурса.

Процедуру поверки индивидуального прибора учета можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Пользователь обязан подготовить документацию на водосчетчики.
  2. Оповестить компанию, предоставляющую услуги, о желании осуществить поверку прибора.
  3. Составить специальный акт, подтверждающий проведение поверки и исправность прибора.
  4. Отправить этот акт в компанию, которая является поставщиком.

Как часто проходить поверку

Пользователи должны точно знать, когда следует поверить прибор — процедуру необходимо сделать уже через 4 года после изготовления счетчика, а не с момента монтажа водосчетчика. Обойтись без процедуры нельзя, процесс закреплен на уровне законодательства. Это выгодно пользователям — за время работы прибора учета происходят поломки, которые выявляются во время поверки.

Невыполненная поверка приведет к тому, что выбранный поставщик будет считать информацию выданную индивидуальным прибором, предоставленную потребителем, недействительной. В случае просрочки, обитателям квартиры придется платить по среднему нормативу потребления – сумма платы за коммунальную услугу будет в три-четыре раза выше. Поверка делается для того, чтобы избежать задолженностей.

Когда потребитель вовремя проходит процедуру, компания обязана сделать перерасчет и определить размер платы за ресурс. Происходят неприятные случаи, когда поставщик отказывается проводить перерасчет воды после поверки. Уклонение организации от перерасчета — правомерное действие. Комнатный прибор учета процедуру уже прошел, а значит, он исправен и нет смысла менять сведения прибора и координировать их с нормативами, назначать время следующей поверки.

Чтобы человеку сделали перерасчет, следует обратиться в инспекцию, отвечающую за жилищные вопросы, либо в прокуратуру. Такой совет подействует, если у абонента есть в наличии такие официальные бумаги:

  1. Акт, подтверждающий поверку.
  2. Акт, подтверждающий вхождение устройства в пользование

Процесс обеспечение коммунальными услугами жильцов описан в Постановлении Правительства России No354, в соответствии с пунктом 81, водосчетчик, у которого показания не считаются достоверными, признан неисправным. Поэтому информация для расчета оплаты за ресурс, которую подают согласно с показателями прибора, признается недействительной.

За следующие 3 месяца после того, как наступили указанные события, абонент платит согласно со среднемесячными показателями. После окончания этого периода, абонент платит согласно с нормативом употребления. Оплата согласно с показаниями счетчика восстанавливается после процедуры поверки и формального засвидетельствования его исправности. Чтобы этого добиться, следует официально ввести водосчетчик в использование — составляется акт входа в пользование и водосчетчик опломбируют.

Оплата коммунальной услуги, оказанной абоненту в жилом/нежилом помещении за расчетный период, рассчитывается согласно с вычисленным средним месячным количеством потребляемого ресурса. Объем определяют согласно с показаниями индивидуального счетчика как минимум за время 6 месяцев, для отопления берут данные за отопительный период, когда согласно с П 42 (1) настоящих Правил для вычисления суммы оплаты берут показатели индивидуального устройства. Когда период работы прибора составляет менее шести месяцев, то оплату определяют опираясь на реальный срок эксплуатации счетчика.

Перерасчет по показаниям счетчика после просрочки поверки

Когда пользователи коммунальных ресурсов не делают в оговоренное время процедуру, жителям приходится платить по тарифам, указанным выше — сумма получается большая. Чтобы начать платить меньше, жители осуществляют просроченную процедуру, тогда выясняется, что счетчик был исправен. Исходя из этого, все последующие месяцы абоненты имеют возможность платить согласно с показателями прибора. Однако у большинства возникает вопрос — а можно ли осуществить перерасчет тех платежей, которые уже были оплачены? Пользователи надеются, что поставщики пересчитают плату и насчитают им переплаченные деньги, чтобы в последующие месяцы платить меньше. Но это невозможно.

Оплата за воду определяется согласно с показателями прибора только в том случае, если он признан исправным. Когда срок, отведенный на поверку счетчика, признается истекшим, прибор признается выведенным из строя. Даже если последующая проверка выявит, что устройство все это время работало исправно и показатели соответствовали действительности, формально признается неисправность такого прибора, из-за просрочки проверки и отсутствия доказательств, пользователи должны платить по повышенному тарифу. Поэтому действия компаний, которые не делают перерасчет, считаются правомерными. Необходимо осуществлять поверку в срок — просроченная процедура не поможет сэкономить денежные средства.

Судебная практика

Существует положительная судебная практика, когда пользователю пересчитывали плату, это происходило в таких случаях:

  1. Если поставщик начислял оплату согласно с нормативами с первого же месяца после признания прибора вышедшим из строя.
  2. Когда человек действительно не мог пройти процедуру поверки прибора, тогда компания может пойти абоненту на встречу и сделать перерасчет.

В случае отсутствия у человека уважительных причин, по которым он не смог пройти проверку, организации не обязаны пересчитывать плату.

После того, как человек проводит поверку с опозданием, можно написать заявление в организацию, которая поверяла прибор, с требованием пересчитать оплату, но компания не обязана этого делать. Есть основания для перечисления денег, только если поставщик начислял оплату согласно с нормативами сразу же, как прибор стал официально неисправным. В таком случае, пострадавшая сторона может отстаивать свои права и требовать пересчитать оплату согласно со среднемесячными показателями — есть положительная судебная практика, в которой ссылаются на то, что обе стороны были виновны в произошедшем.

В большинстве случаев у пользователей не возникает проблем с поверкой приборов учета, так как процедура эта проходит с интервалом в четыре-шесть лет. Компании не обязаны предупреждать абонентов об истечении срока исправности устройства, однако некоторые организации добровольно сообщают об этом своим клиентам. Не стоит рассчитывать на них, нужно самостоятельно фиксировать даты поверок, чтобы впоследствии не переплачивать. Стоит внимательно следить за исправностью водосчетчиков и в случае подозрения на поломки или дефекты счетчика, следует обратиться в компанию и вызвать мастера.