Меню

Проект на тему: "Комнатные растения" для детей старшей логопедической группы. Паспорт комнатных цветов в детском саду

Виды крыш

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Комнатные растения»

Автор: Семина Татьяна Викторовна, воспитатель
Место работы: МБДОУ №66 "Детский сад комбинированного вида", город Кемерово

Работа будет интересна педагогам коррекционных групп детского сада. Она представляет собой интеграцию экологии, трудового воспитания, развития речи.
Цель
– закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях.
Задачи:
1. Активизировать и расширять словарный запас.
2. Закреплять знания о строении комнатных растений, об особенностях ухода за ними.
3. Развивать умение подирать слова противоположные по значению.
4. Развивать умение детей анализировать, обобщать и дифференцировать.
5. Воспитывать интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание ухаживать за ними.
6. Воспитывать любовь к миру природы
Оборудование: комнатные растения в горшках, инвентарь для ухода за растениями, карточки - схемы по уходу за комнатными растениями, предметные картинки «Комнатные растения», мультимедийный проектор для просмотра слайдов, коробочка для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Познавательное занятие «Цветы у нас дома»;
2) Беседы с детьми на темы «Какие бывают растения», «Красота на подоконнике», «Как растение живет», «Какие растения у нас дома»;
3) Рассматривание иллюстраций, предметных картинок с изображением комнатных и уличных растений;
4) Чтение художественной литературы;
5) Наблюдения за комнатными растениями в группе детского сада;
6) Труд по уходу за растениями в уголке природы.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на растения в уголке природы и загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения)
Воспитатель:
- Ребята, какие комнатные растения есть в нашей группе?
- Почему же они называются комнатными?
- Какие условия мы должны создавать всем растениям, чтобы они хорошо росли и были красивыми? (ответы детей)
- А как нужно ухаживатьза комнатными растениями? (ответы детей).
- Из каких частей состоит комнатное растение? Для чего эти части ему нужны?
Игра «Назови части растения»
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, вы правильно назвали части растения, теперь назовите когда их много. Сыграем в игру «Один – много»
Один цветок – много цветков
Один стебелек – много ….. (стебельков)
Один листик – много …. (листиков)
Один корень - много …. (корней)
Воспитатель : А теперь немножко отдохнем и подвигаемся!
Физминутка «Фиалка»:
На солнечном окошке Руками «солнце» над головой
Фиалка расцвела - Руками изображают цветок
Лиловые листочки Взмахи рук вверх
Тихонько подняла.
Среди листьев она прячется Закрывают лицо руками
Не любит лезть вперед,
Но всякий к ней наклонится Наклоняются вперед
И бережно возьмет Тихонько встают
(по Е. Серовой)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что комнатные растения бывают разные. А чем они друг от друга отличаются и чем некоторые похожи? (ответы детей)
Игра «Скажи наоборот»
Тонкий лист – толстый лист
Маленький цветок – …
Колючий лист - …
Толстый стебелек - …
Цветок расцвел –
Сухая земля - …
Воспитатель: А теперь давайте сосчитаем растения!
Игра «Сосчитай до пяти»
Один фикус – два фикуса, три фикуса, четыре фикуса, пять фикусов.
Одна фиалка - ….
Один кактус - ….
Одна герань - …
Воспитатель: Скажите, а чем комнатные растения отличаются от уличных? (ответы детей)
Игра «Четвертый лишний» (с помощью мультимедийных средств)
Герань, бегония, кактус, ромашка
Бальзамин, фикус, алоэ, одуванчик
Василек, лилия, ромашка, герань.
Итог занятия : Ребята, давайте вспомним, какие комнатные растения есть у нас в группе?
Из каких частей состоит растение?
Как за ними ухаживать?
Сюрпризный момент : Воспитатель достает яркую коробочку для сюрприза с отростками хлорофитума, открывает и дает детям посмотреть. Дети угадывают, детки какого растения в коробочке. Воспитатель дарит детям отросточки.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Спасибо вам, ребята, за участие в жизни растений. Посадите дома детки хлорофитума, ухаживайте за ними. В конце учебного года расскажите, как поживает ваш цветочек.

В старшей группе изобразительные навыки дошкольников совершенствуются. Более выразительным становится предметное рисование, дети уже способны создавать вполне реалистичные образы, используя для этого самые разные средства. Если раньше они рисовали цветы и деревья примитивной, в основном симметричной формы, то теперь это более сложная натура - комнатные растения с характерным строением стебля, листьев и цветков.

Что нужно учесть при подготовке к занятию по рисованию комнатных растений в старшей группе детского сада

Какие краски можно использовать, какую основу

При рисовании комнатных растений обычно используется основа в виде белого листа формата А4, причем, лучше располагать его вертикально.

Изображать комнатные растения можно акварельными красками (в этом случае воспитатель заранее тонирует основу в пастельные оттенки). Акварель в данном случае более предпочтительна, чем гуашь, поскольку данная композиция не требует слишком ярких тонов. Внимание акцентируется на прозрачности цвета и плавном переходе оттенков.

Комнатные растения также рисуют и цветными карандашами. Цветочная тематика предрасполагает также к использованию восковых мелков - получается композиция нежной цветовой гаммы.

Отметим, что во всех случаях контур самого цветка и горшка лучше всего сначала обозначить простым карандашом. Это позволит сделать образ более реалистичным и гармонично расположить его на листе бумаги (откорректировать размер).

Какие техники и приёмы рисования будут применяться

В старшей группе дошкольники совершенствуют традиционные приемы рисования. Работая карандашами, они добиваются более тщательной штриховки (справа налево либо сверху вниз), не выходящей за контур. Кроме того, карандашом можно передавать различные оттенки цвета, регулируя при этом силу нажима.

Если же ребята изображают комнатные растения акварелью, то они отрабатывают движения кисти: для получения широких линий к бумаге прикладывается весь ворс, а тонкие элементы (например, сердцевина и лепестки цветка, орнамент горшка) прорисовываются кончиком кисточки.

Для того чтобы передать характерную окраску растения, в старшей группе расширяется спектр цветов, с которыми работают дети. Они учатся приемам смешивания красок, особенно интересные пастельные тона получаются в результате разбавления основного цвета белым.

Что касается изначальной прорисовки контура простым карандашом, то дети должны добиваться легкого нажима, чтобы при закрашивании не оставалось грубых линий.

Образец в старшей группе при предметном рисовании используется только для объяснения приемов рисования. Когда же ребята приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель убирает его, оставляя только натуру - комнатное растение.

Отметим, что полный показ рисунка в старшей группе зачастую не требуется, какую-то часть работы педагог всегда оставляет для самостоятельного решения дошкольниками. Например, если цель занятия - изображение герани, то воспитатель может показать только, как изображать соцветие-корзиночку способом примакивания. Остальные же элементы композиции - стебель, листья, горшок ребята вполне способны выполнить без демонстрации.

Чтобы дошкольники лучше уяснили задание и привнесли в композицию творческий элемент, хорошо продемонстрировать им 2–3 образца, сравнив их между собой. При анализе детских работ педагог отмечает те, где есть элементы творчества.

Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, педагог обычно интересуется у кого-то из них, с чего нужно начать рисование. В начале же самостоятельной деятельности воспитатель прежде всего направляет тех, кто начал работу неправильно.

Отметим, что при изображении растений, в том числе и комнатных, в старшей группе часто используются нетрадиционные техники. Иногда они представлены в работах не в чистом виде, а частично включаются в традиционное рисование. Так, например, цветки герани можно оригинально изобразить с помощью ватных палочек. А чтобы передать форму кактуса, уместно будет рисование с помощью ладошек.

Интересный эффект получается при рисовании половинкой картофеля (предварительно прорисовав на ней линии острым предметом), которая окунается в краску и плотно прижимается к листу бумаги. Таким способом можно передать красивый рисунок листьев.

Еще одно необычное решение для изображения цветка - рисование пальчиками. Или трафаретное изображение с помощью поролона и краски.

Дошкольникам 5–6 лет уже доступно печатание листьями, требующее хорошей координации движений. Листик покрывается гуашью, а затем прикладывается окрашенной стороной к основе. Таким способом можно изобразить, например, фиалку с ее крупными листьями, остальные же части композиции дорисовываются кистью.

Рисование пальчиками Рисование ладошками Рисование половинкой картофеля Рисование ладошкой

Какие дополнительные виды изобразительной деятельности можно задействовать (лепка, аппликация)

При рисовании комнатных растений уместно задействовать дополнительные средства изобразительной деятельности. Так, цветкам можно придать эффектную объемность, выделив сердцевину с помощью пластилиновых шариков. Пластилиновыми жгутиками также можно выделить рисунок листьев. Аппликативные элементы же создадут красивый орнамент на цветочном горшке.

Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности

В старшей группе у некоторых детей явно просматриваются способности к художественному творчеству. Таких ребят нужно поощрять, чтобы их интерес к рисованию усиливался. Например, им можно предложить дополнить изображение комнатного растения каким-либо фоном, например, окошком с подоконником. Другой вариант - нарисовать красивую салфетку, на которой стоит горшочек.

Место темы «Комнатные растения» в картотеке занятий по рисованию в старшей группе ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Рисование комнатного растения обычно предлагается воспитанникам старшей группы в начале учебного года (сентябрь). Однако можно провести это занятие и в любое другое время. Лучше всего приурочить такое рисование к соответствующей теме по изучению окружающего мира.

В качестве конкретных тем для рисования можно предложить такие, как «Фиалка», «Космея», «Кактус», «Азалия», «Папоротник», «Щучий хвост», «Герань». Также детям старшей группы вполне можно предоставлять возможность выбора растения, которое они будут изображать.

Дошкольники 5–6 лет уже имеют более широкий кругозор, в рисунке они могут передавать сходство и отличия похожих предметов. Поэтому можно дать детям задания нарисовать сразу два комнатных растения, отличающихся друг от друга высотой, формой листьев, цветков. Например, это может быть щучий хвост и герань.

Герань и щучий хвост

Поскольку темой занятия будут именно комнатные цветы, то особое внимание нужно уделить рисованию горшка. Он может иметь красивый цвет либо украшен интересным орнаментом, который опять-таки дошкольники придумывают самостоятельно.

Рисование комнатных растений можно приурочить к 8 марта - нарисовать красивую композицию в подарок маме. В этом случае будет особо уместно использование нетрадиционных техник и дополнительных материалов. Подарок можно оформить в виде открытки.

Рисование ладошками

Открытка для мамы

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание комнатных растений в группе, картинок, фотографий, познавательные беседы, сказки о комнатных растениях и пр.

Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Поэтому тему для занятия нужно, так или иначе, интересно обыгрывать. Например, дети очень любят перевоплощаться в представителей разных профессий. В данном случае нужно предложить им «превратиться» в художников, которые будут рисовать предметы (комнатные растения) с натуры. А после того, как ребята закончат работу, устраивается вернисаж.

В гости к ребятам может прийти какой-нибудь сказочный персонаж (игрушка), например, фея, которая никогда не видела комнатных растений. Мотивацией для детей будет желание сделать ей подарок - нарисовать цветы, которые будут приносить ей радость и очищать воздух в ее доме.

Игрушка для сюрпризного момента

Педагог может поинтересоваться, какие комнатные растения есть у детей дома, кто за ними ухаживает.

В начале занятия или накануне нужно рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, обращая внимание на форму листьев, окраску цветков, высоту и толщину стебля. Педагог рассказывает детям о ключевых особенностях каждого растения: любит ли оно солнце, нуждается ли в частом поливе. Также следует отметить, что каждый цветок имеет горшочек, который также отличается один от другого.

Рассматривание комнатного растения

Также не будет лишним повесить на доске плакат, фотографии либо тематические картинки «Комнатные растения».

Тематические картинки

Плакат для ДОУ

Мотивацию к рисованию можно задействовать из литературного произведения про комнатные растения, которое воспитатель прочитает ребятам в начале занятия. Так, очень познавательна сказка, которую придумала старший воспитатель Голышевская Н.М. (город Барнаул) «Зеленый Ежик», в ней дошкольникам ненавязчиво объясняются особенности различных комнатных растений. Главный герой произведения - маленький кактус Кактусенок по прозвищу Зеленый Ежик. Несмотря на свою внешнюю колючесть, он очень добрый и отзывчивый. Недавно хозяйка отделила его от мамы, пересадив в другой горшок. Кактусенок оказался среди незнакомых растений, но он очень любознателен и хочет завести себе друзей. Вначале он знакомится с денежным деревом (толстянка древовидная), которое рассказывает Зеленому Ежику о своем происхождении - оно родом из Африки, поэтому очень любит солнце. Следующий сосед - маранта с очень красивыми листьями, пятнистыми с красными жилками. Она, наоборот, боится слишком яркого солнца, зато любит влажность, и хозяйка часто опрыскивает ее листья теплой водичкой. С приближением вечера и перед дождем Маранта сворачивает свои листья. Затем Кактусенок знакомится с саньсевьерой, или «щучьим хвостом» - его темно-зеленые листья по форме напоминают меч, а светлые поперечные полоски похожи на рыбью чешую.

Хозяйка приносит в комнату еще одно растение - папоротник. Она сообщает своим питомцам, что он не только украсит интерьер, но и будет защищать воздух от пыли и вредных веществ. И хотя папоротник никогда не цветет, он радует глаз своими красивыми листьями. «Новичок» быстро освоился и с гордостью рассказал своим новым соседям, что папоротники обитали на Земле с самых древних времен, вместе с динозаврами.

После прочтения такой сказки хорошо закрепить с детьми полученные из нее знания, а затем попросить нарисовать понравившегося персонажа произведения. При этом можно обыграть задание и предложить ребятам (по желанию) придать растению человеческие черты - нарисовать ему глазки, улыбку и т.д.

Персонаж сказки

Фото комнатного растения

Еще одна сказка про комнатные растения – «Азалия и белый кот» Л.В. Скребцовой. Т ам повествуется о доброй женщине Марии. Она жила вместе с белым пушистым котом, который дома всегда был в центре внимания. Но однажды перед Рождеством Мария зашла в цветочную лавку и купила себе комнатное растение - розовую азалию со множеством нежных бутончиков. Цветок был прекрасным, словно освещал все вокруг радостным светом, гости не могли отвести от него глаз. Мария тщательно за ним ухаживала, и Азалия каждую неделю радовала хозяйку новыми чудесными цветочками.

Кот же был очень обижен, становился все более мрачным. Он ждал, чтобы цветки Азалии поскорее завяли - тогда ничего не останется от ее красоты. Однажды Мария распахнула окно, чтобы дать растению подышать свежим воздухом. Кот же не переносил стужи и прыжком захлопнул окно. Когда хозяйка вернулась в комнату, Азалия не выдала кота.

На другой день зверек стал гоняться за солнечным зайчиком и нечаянно разбил на полке красивый горшочек. Кот растерялся, но Азалия нежным голосом предложила ему спрятаться за ее зеленой спинкой. Растение так разрослось к тому времени, что кот за ним совершенно не был виден. Когда в комнату вошла Мария, она подумала, что во всем виноват резкий ветер. С этого дня кот и Азалия подружились. Красавица была счастлива, что приобрела верного друга, а он оберегал ее, как только мог.

Фото комнатного растения

Персонаж сказки

Эта добрая сказка помогает в воспитании в детях таких качеств, как доброжелательность, взаимопомощь, внимание друг к другу. После ее прослушивания ребята с удовольствием нарисуют красавицу азалию. Как более сложный вариант можно предложить дошкольникам сюжетную композицию - изобразить комнатный цветок и кота, который сидит рядом с ней либо прячется за растение.

В начале занятия по рисованию комнатных растений хорошо почитать детям стихотворения о них. Подойдут следующие произведения.

Е. Благинина «Огонёк»

Хрустит за окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок-огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,

Его подарить

Никому не могу!

Уж очень он ярок,

Уж очень хорош,

Уж очень на мамину

Сказку похож!

Елена Благинина

Герань на подоконнике

Раскрыла лепестки

И венчик спиц зелененьких

Развесил огоньки.

Когда мне грустно станет,

Весенним вечерком

Тогда цветок герани

Пусть светит маячком.

Н. Нищева

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки-невелички.

Мягкой тряпочкой листочки

Протирала наша дочка,

Пыль дышать мешает,

Поры закрывает.

Острой палочкой взрыхлила

Землю всю в горшочках.

Катя - умница большая,

Маленькая дочка.

Юнна Мориц «Цветок»

У меня живёт цветок.

Он бы море выпить мог.

Дам ему водички -

Он глотает

И немножко расцветает.

Е. Благинина

На моем окошке настоящий сад!

Крупные сережки фуксии висят.

Лезет финик узкий - листики свежи.

А у пальмы русской листья, как ножи.

Вспыхнул угольками скромный огонек.

Весь под волосами кактуса пенек.

Прыгают синицы под окном моим.

Радуются птицы - ведь приятно им

Посмотреть на это милое окно,

Где зимою - лети,

Где цветов полно.

Тематика физкультминуток и пальчиковой гимнастики также должна быть связна с растительной темой. Приведем возможные варианты.

Пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Карпова Е.В. «Фиалка»
(рисование акварелью и воском)

Образовательные задачи : учить изображать комнатное растение фиалку, совершенствовать навыки работы с акварельными красками и восковыми карандашами.
Развивающие задачи : расширять представления о комнатных растениях, их лекарственных свойствах, пополнять словарный запас, развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Воспитательные задачи : поддерживать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к растениям, стремление ухаживать за ними.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением комнатных растений, аудиозапись песни «Волшебный цветок».
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, простые и восковые карандаши, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисть.
Ход занятия:
Загадка про комнатные растения. Беседа: зачем они нужны в доме (украшают интерьер, делают воздух чище, насыщают его кислородом и увлажняют, поднимают людям настроение).
Воспитатель рассказывает детям, что еще с древних времен люди ценили красивые цветы, даже проводились праздники в честь цветов.
Педагог интересуется у детей, какие комнатные цветы растут у них дома и кто за ними ухаживает.
Воспитатель обращает внимание детей на растения, которые находятся у них в группе, просит рассказать ребят про правила ухода за ними. Дошкольники должны знать, что растения - это тоже живые существа, они, также как люди и животные, дышат, растут, пьют воду. Кроме того, они чувствуют доброту и ласку. Недаром у злых, бездушных людей цветы плохо растут, не цветут, часто гибнут.
Рассказ о лекарственных растениях алоэ и каланхое, которые еще называют «домашним доктором».
Фиалка - самое непривередливое из комнатных растений, другое ее название – «анютины глазки». Педагог рассказывает детям древнегреческую легенду происхождения этого красивого цветка: богиня Афродита купалась в гроте, где е никто не должен был увидеть. Несколько же людей подсматривали за ней. Разгневанная богиня превратила своего отца Зевса покарать их - и он превратил их в цветы, которые своим обликом выражают любопытство и удивление.
Фиалки бывают разной окраски. Самые красивые - с махровыми листьями, край их лепестков имеет бахрому контрастного цвета (у синих - белую, у красных - фиолетовую, у белых - синюю).
Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать фиалку нетрадиционным способом, чтобы получить красивую бахрому.
Объяснение последовательности изображения растения. Лист бумаги располагается вертикально. Сердцевина цветка рисуется желтым цветом. Бахрома и узор лепестков прорисовывается фиолетовым восковым карандашом, а когда лепесток покрывается акварелью, воск не закрашивается и остается фиолетовым - веток выглядит красиво и эффектно. Рисунок дополняется зелеными листьями фиалки, а форму, цвет и украшение горшка дети выбирают самостоятельно.
Перед самостоятельной деятельностью детей проводится физкульминутка «На лугу растут цветы».

  • На лугу растут цветы
    Небывалой красоты.
    (Потягивания - руки в стороны)
  • К солнцу тянутся цветы.
    С ними потянись и ты.
    (Потягивания - руки вверх)
  • Ветер дует иногда,
    Только это не беда.
    (Махи руками)
  • Наклоняются цветочки,
    Опускают лепесточки.
    (Наклоны)
  • А потом опять встают
    И по-прежнему цветут.
Пташинская Н. «Комнатное растение»
(Рисование с натуры)

В начале занятия педагог читает детям стихотворение В. Викторова «Цветок» (про то, как человек сорвал цветок, он простоял день в стакане и завял). Далее начинается беседа о комнатных растениях, дети называют их и рассказывают, какие условия им необходимы для жизни.
Словесная игра «А что если?» Дети отвечают на вопросы воспитателя, касающиеся комнатных растений (например, а что если не поливать цветы? и т.д.).
Затем педагог предлагает ребятам превратиться в настоящих художников, которые рисуют предметы с натуры (мотивация). Сегодня это будут комнатные растения - сансивьера и хлорофитум (по выбору). Обсуждаются особенности их внешнего вида.
После того, как дети справились с работой, воспитатель дает им домашнее задание - проверить, нет ли у них дома ядовитых растений (фикус, молочай и пр.).

Замалиева Э.Ф., Миннуллина А.Р., Сорокина А.Ф., Тухватуллина Л.К. «Комнатные растения для феи»

Занятие начинается с сюрпризного момента - в группу приносят посылку. Чтобы узнать, что в ней, дети должны отгадать загадки:

  • Без рук, без ног, но двигается,
    Дышит, но не говорит,
    Питается, а рта нет. (Растение.)
  • На окнах растут - людям радость несут. (Комнатное растение.)

Педагог открывает коробку - в ней находится фотография неизвестного комнатного растения (на горшке стоит знак вопроса). Рядом с ним - игрушечная фея. Оказывается, она до этого жила в магазине, где не было комнатных растений, и она никогда их не видела. Фея совсем не знает, как за ними ухаживать и просит научить ее это делать.
Демонстрируются картинки с изображением садовых и комнатных цветов. Проводится мини-беседа о комнатных растениях. Рассматривается уголок природы. Ребята рассказывают фее, как ухаживать за растениями.
Воспитатель обращает внимание детей на росток хлорофитума, который пустил корни в стакане с водой. Этот цветок очищает воздух, и педагог предлагает дошкольникам подарить фее много хлорофитумов, чтобы у нее в доме всегда был чистый воздух (мотивация).
Демонстрируются приемы изображения растения.
Проводится физкульминутка на цветочную тематику.
Дети приступают к самостоятельной деятельности. В конце занятия фея благодарит ребят, и сообщает им, что оказывается, в посылке лежала фотография хлорофитума.

Колесник Т.В. «Космея»

Занятие начинается с беседы об осени. Дети рассказывают выученные ранее стихотворения об этом времени года.
Сюрпризный момент: лето еще не совсем ушло и прислало детям подарок, который лежит в коробке. Чтобы узнать, что это, ребята отгадывают загадку (про цветы). В коробке находится вазочка с цветами календулы и петуньи.
Педагог показывает детям изображение еще одного цветка - космеи. Дети хором повторяют его название. Оказывается, это растение может жить как на улице, в клумбе, так и в помещении, в горшочке.
Дошкольникам предлагается нарисовать это красивое растение.
Педагог демонстрирует приемы изображения: лепестки рисуются способом примакивания, а стебелек и листья - кончиком кисти.
Под композицию П. Чайковского «Вальс цветов» дети рисуют космею.

Примеры готовых композиций по теме «Комнатные растения» с комментариями по выполнению работы

Рисование комнатных растений акварелью позволяет передать прозрачность и нежность природных оттенков. В этом плане очень привлекательные образы представлены на выставке работ, изображающих фиалки (фото 6 и 12). Очобенность данных композиций - изысканный градиентный фон.

Нецветущие растения также могут выглядеть красиво (фотовыставка «Мое любимое комнатное растение») - с помощью цветных карандашей очень реалистично передан рисунок и форма листьев папоротника, хлорофитума, сансевьеры, «денежного» дерева. Отметим также тщательную прорисовку горшка.

Изящно выглядит аммарилис на фто 1 и 3. Фломастеры делают цветовую палитру насыщенной.

Дошкольники любят рисовать кактусы (фото 4, 5, 8, 10). Часто это делается с использованием нетрадиционных техник, например, рисвоание ладошками (фото 8). Композиция на фото 4 отличается оригинальным орнаментом горшка. Замысловатый образ получился на фото 10 (кактус изображен восковыми мелками.

Дошкольники старшей группы смогли передать характерный узор листьев сансевьеры (фото 7).

Фотовыставка «Герань» (фото 9) радует разнообразием цветовой палитры горшочков.

Рисование с натуры фломастерами Рисование карандашами Рисование с натуры фломастерами Рисование с натуры акварелью Рисование с натуры акварелью Рисование с натуры акварелью Рисование с натуры акварелью Рисование ладошками Рисование с натуры акварелью Рисование восковыми мелками Рисование с натуры акварелью Рисование с натуры акварелью Рисование акварелью и фломастерами

Видеоролики по теме

Предметное рисование «Комнатное растение» - дошкольник изображает акварелью сансевьеру (на композиции уже есть готовый горшок).

Познаваетльное видео «Самые полезные растения для детской комнаты»

Долгосрочный проект в детском саду «Растения дарят здоровье детям»

Дети очень любят рисовать цветы, особенно девочки. В старшей группе этот процесс усложняется, композиции становятся более замысловатыми. Тема «Комнатные растения» предполагает много разнообразных вариантов, которые педагог может интересно обыграть на занятии.

Оксана Евланова
«Мир комнатных растений». Занятие по познавательному развитию в старшей группе

ЦЕЛЬ : Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях .

ЗАДАЧИ :

Образовательная : Учить детей более полно описывать комнатные растения . Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений .

Развивающая : Развивать познавательную активность , память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающая : Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.

Словарная работа : стебель (вьющийся, свисающий, прямой, листья (зубчатые, мохнатые, опушенные, соцветие, кисть.

Оборудование : комнатные растения 8-9 видов , лейки, салфетки, таз, отросток бальзамина, горшок с землей.

Предварительная работа : наблюдение и рассматривание комнатных растений , беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, посмотрите на растения , которые растут у нас в группе . Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети рассматривают растения , отвечают на вопросы.

Воспитатель : Молодцы! Ребята, растения и цветы , не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь . Но цветы растут не только на улице , но и в комнате . Подскажите, пожалуйста, как называются растения , которые растут в комнате ? Правильно, комнатные . Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Представьте, что мы с вами в волшебном саду, где очень уютно, красиво и много растений . Сейчас мы с вами немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика : «Цветок» .

Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук .)

Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать

друг к другу, пальцы развести .)

Воспитатель : У меня на столе стоят комнатные растения , которые вам уже знакомы. Ребята, как называются, эти цветы?

Дети : Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, фиалка узамбарская и декабрист.

Воспитатель : Ребята, что же общего у всех этих растений ?

Дети : Стебель, лист, цветок, корень.

Воспитатель : Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) . У вас у всех прекрасная память, молодцы!

Но вы, наверное, немного устали?

Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть растения :

герань зональную. Герань напоминает кустик. У этого растения прямой стебель . Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета : розовые, белые, бордовые. Собраны цветы - в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.

колеус. Это растение крупное . В народе его называют «крапивка» . На что похож этот цветок? На кустик. Стебли прямые и светло-зеленые, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет ? Я вам подскажу. Цветет в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось . Колеус быстро и легко размножается черенками. Через малое время (2-3 месяца) растение имеет вид взрослого растения . Колеус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.

традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у нее? У традесканции не один стебель, а их много, и они свисают с краев горшка. Значить это растение вьющееся . На стеблях есть листочки, зеленого цвета, гладкие, сочные, овальной формы. Размножается традесканция черенками-стебельками.

А это фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите , какой формы листья? Какого цвета листья?

(Ответы детей) .

Воспитатель обобщает ответы детей. У фиалки есть листья, стебель и корень. Листья округлой формы, темно – зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у одних растений края ровные , а у других волнистые, у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель очень короткий. Цветы разного цвета : белые, розовые, фиолетовые и сереневые. Поливать это растение нужно только в поддон.

Игра с мячом "Назови ласково"

Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, корень – корешочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек.

А теперь игра на развитие мелкой моторики пальцев рук : "Выложи цветочек"

Предлагаю детям выложить каждому свой цветок из камешек и пробок.

Воспитатель : Мы много сегодня говорили о комнатных растениях . А какие условия необходимы всем растениям , чтобы они хорошо росли?

Дети : Вода, свет, тепло, питательная почва.

Воспитатель : Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать ?

Дети : Чтобы оно не засохло.

Воспитатель : Кто покажет, как нужно это делать?

Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя) .

А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры ) .

А что еще нужно для жизни и роста растениям ? Да, рыхлить.

А еще нужно мыть и брызгать листочки

Дети поливают, рыхлят и протирают листочки.

Хотите, чтобы у нас в группе был настоящий ботанический сад? В нашем уголке нет вот такого цветка. Это бальзамин. В народе его называют "Огонек", "Ванька мокрый"

Сажаем цветок в заранее подготовленную землю в горшке.

Итог занятия в форме беседы с детьми.

Воспитатель : О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т. д.

Проект в детском саду на тему: «Комнатные растения». Старшая логопедическая группа

Вид проекта:
По направленности: информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1неделя)
Участники проекта:
Дети старшей (логопедической) группы
Воспитатели
Учитель - логопед
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Актуальность проекта:
С самого раннего детства необходимо формировать в детях экологическую культуру. Общеизвестно, что дошкольный возраст является важной ступенью в формировании личности ребенка, развития в нем ценностной ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.
С давних времен люди восхищались цветущими растениями, украшали жилище живыми цветами. Более того, ухаживая за домашними растениями, человек отвлекался от каждодневной суеты, семейных проблем, жизненных неурядиц.
В некоторых мифах и легендах цветы сравнивали с богиней красоты. По сей день люди не равнодушны к комнатным растениям, так как цветы являются не только украшением жилища, но и способствуют смягчению микроклимата в доме, создают уют, благоприятно воздействуют на человека. С точки зрения здоровьесбережения, домашние растения являются нашими докторами, так как выделяют кислород и наполняют его полезными веществами, что, несомненно важно для растущего организма ребенка. Более того, комнатные растения являются братьями «нашими меньшими», которым требуется регулярная забота и уход, что в свою очередь, учит детей быть ответственными по отношению к другим живым существам. Общаясь с растениями, мы питаем душу ребенка красотой, воспитываем в детях нравственные качества, любовь к природе, учим быть отзывчивыми, самостоятельными.
Данный проект актуален, так как позволяет нам создать условия для развития в ребенке ценностной ориентации в окружающем мире, позволяет целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой; расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас.
По результатам опроса по теме «Комнатные растения» мы выяснили, что запас знаний детей не большой. Затруднения были в ответах на такие вопросы: назови, какие комнатные растения ты знаешь?, какие комнатные растения надо поливать часто, а какие редко?; зачем растениям корни?,какие условия необходимы для роста и развития растений?и т.д.
Учитывая вышесказанное, нами был разработан и внедрен информационно-познавательный проект «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста.
Проблема. Зачастую в современной семье уделяется мало внимания знакомству детей с комнатными растениями и условиями ухода за ними, так как это создает родителям определенные трудности (нехватка времени, нет определенных условий для содержания комнатных растений и др.).
На данный период в ДУ тоже существуют определенные проблемы: организация уголка природы в группах и создание экологической комнаты в д/с).
Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с комнатными растениями и формирование осознанно правильного отношения к ним.
Задачи проекта:
Расширять и углублять знания детей о комнатных растениях.
Познакомить детей со способами размножения комнатных растений.
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.
Прививать эстетические чувства, любовь к природе.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитывать желание участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений.
Предполагаемый результат:
Дети получат знания о том, что комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженные растения слабые и им нужен соответствующий уход.
С интересом будут ухаживать за комнатными растениями, охотно наблюдать за ними, замечать изменения, высказывать свои мысли и предположения.
Предварительная работа:
Воспитатели: приобретение раскрасок по теме проекта, иллюстраций, наглядных пособий. Наблюдения с детьми за комнатными растениями. Опрос детей по данной теме.
Логопед: подбор пальчиковых игр, скороговорок и чистоговорок по теме проекта.
Оборудование и материалы: наглядные пособия, иллюстрации, художественная литература, раскраски, магнитофон, флеш-накопитель, магнитная доска, магниты, наборное полотно, комнатные растения, оборудование для занятий по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, бросовый и природный материал.
Этапы работы:
1-й этап предварительный

Анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Составление паспорта растений группы
2-й этап – основной
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
Ознакомление с окружающим миром «Комнатные растения» с опорой на наглядный материал.
Беседы с детьми: «Для чего нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения живут у нас в группе, у тебя дома?», «Зеленый «доктор» на нашем окошке», «Возможна ли жизнь без растений?», «Забота и уход - важный фактор для роста растений», «Как люди выращивают комнатные растения», «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».
Рассматривание паспорта комнатных растений.
ФЭМП: использование демонстрационного материала по теме «Цветы».
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; фиалка и герань; сансевьера и толстянка.
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбома «Комнатные растения».
Д/и «Что сначала, что потом», «Цветы», «Собери цветок - посади в горшок», «Разрезные картинки».
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна; физ. минутка «Маленькое семечко положу в горшок»;
Пальчиковые игры «Цветок», «Комнатные растения»;
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат», «Бабочка и цветок».
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Трудовое воспитание. Полив растений, протирание листьев, рыхление почвы;
С/р игра «Магазин цветов»;
Обыгрывание этюдов по данной теме;
Формирование основ безопасности.
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы: Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»;
Словесная игра «Назови ласково», «Четвертый лишний»;
Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Прикладное творчество «Красивый цветок» (с использованием цветной бумаги и бросового материала);
Рисование «Кактус»;
Лепка «Сансевьера», «Фиалка в горшке» (пластилинография)
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы».
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов».
3-й этап - заключительный:
Выставка рисунков: «Комнатные растения».
Анализ выполненной работы:
Дети умеют замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
Развивается восприятие комнатных растений как живых существ: дети могут замечать их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледная окраска и т.д.); обнаружить недостаточность условий для их жизни, вовремя прийти на помощь.
Планы на будущее:
Оснащение уголка природы комнатными растениями, приобретение нового оборудования для ухода за ними.

Литература.
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева Т.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, стихи, игры и задания. - М.:Амрита, 2010.
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - М.: Академия развития, 2003.
5. Томилова С. Полная хрестоматия для дошкольников. - М.: АСТ, 2015.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели :

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:

Слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка ;

Слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся ;

Слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

Формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять , а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде .

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи;

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

Развитие слухового внимания;

Развитие координации движения и речи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели : воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Д. – Комнатные!

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.

    Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Игра « Подбери признак к растениям »

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Д. – Он колючий.

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Д. – Цветущая

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – Молодцы!

    Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».

Пазлы « Комнатные растения »

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Д. – Фиалка.

Л. – Расскажи, фиалка какая? (И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Игра « Чего не стало? »

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Д. – фиалки

Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится для всех растений.

    Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Игра « Комнатные растения »

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Упражнение « Божья коровка ».

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок)

Д. – Под листом

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку (и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

    Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Игра « Посчитай сколько? »

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

У меня две фиалки и пять фикусов

У меня две кливии и пять гераней

У меня фикуса и пять кактусов и тд.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Игра « Рисуем кактус »

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Д. – Это кактус.

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Д. – колючек

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Д. – повторяют

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

    Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Игра « Что лишнее? »

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Л. – Молодцы!

    Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».

Беседа по картине «В живом уголке»

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

11. Заключение.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось.