Меню

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики. Мимика лица: упражнения, как развить красивую мимику

Стропильная система

Лицо – не только эстетическая часть тела, которая отвечает за нашу привлекательность. Оно может сопровождать наши эмоции, поэтому способно как раскрыть искренние чувства, так и выдать истинные намерения. Несмотря на то, что есть люди, которые могут контролировать свою мимику, знать основные мимические «проколы» все же стоит.

Радость, хорошее настроение, восхищение в мимике

Радостные эмоции можно распознать по следующим признакам:

  • улыбка, в которую вовлечены глаза и верхняя часть щек;
  • слегка приподнятые брови;
  • поперечные морщинки на лбу;
  • блестящие глаза, прямой, живой взгляд.

Радостное состояние характеризуется активной мимикой с участием всего лица и через время сменяется успокоением. Если же улыбка надолго застыла на безучастном лице – такая радость вряд ли искренна.

Стыд, смущение, чувство вины через мимику

О том, что человеку стыдно или он испытывает смущение, могут подсказать такие мимические «факторы»:

  • опущенные глаза или отведенный в сторону взгляд;
  • брови, голова опущены;
  • веки немного приподняты или опущены совсем;
  • лицо отведено в сторону, покрасневшее.

Присмотритесь и к другим частям тела – стыд приподнимает плечи, сжимает человека в комок, заставляет закрывать лицо.

Беспокойство, испуг, ужас в мимике

Чувство беспокойства, испуга или страха во многом «мимически» схожи, но имеют некоторые различия:

  • испуг – расширенные глаза, «бегающий» взгляд, бледность, растерянность на лице;
  • беспокойство – «блуждающая», беспокойная мимика, «бегающий», невнимательный взгляд, суетливость;
  • страх, ужас – застывшее лицо, расширенные глаза, прямые, слегка приподнятые брови, опущенные уголки рта.


Ложь, неискренность в мимике

Заподозрить в том, что собеседник не совсем с вами искренен, помогут следующие мимические подсказки:

  • мимолетное микронапряжение мышц лица («пробежала тень»);
  • «бегающий» или хитрый взгляд, избегания контакта «глаза в глаза», прищуреность, частое моргание;
  • легкая неискренняя, ироническая улыбка;
  • покраснение и побледнение кожи.

Интерес, внимание, безразличие в мимике

Если вы видите, что ваш собеседник повернут лицом к вам и внимательно смотрит прямо на вас – скорее всего он заинтересован диалогом (или вами). При этом глаза у него будут раскрыты, поверхность лба – ровная или расширенная, нос – немного направлен вперед. Рот у заинтересованного собеседника закрыт, брови немного нахмурены.

Если же собеседник смотрит вниз или мимо вас, взгляд его тусклый, веки прикрыты, рот приоткрыт, а уголки его опущены – вы и ваш разговор ему не интересен.

Гнев, негодование, гордость через мимику

О том, что человеку неприятна ситуация, может свидетельствовать складка в районе переносицы, напряженная область мышц над верхней губой, поджатые губы. Насторожить также должны расширенные ноздри и приподнятые крылья носа, прямой «сверлящий» взгляд, покраснение лица.

Чувство пренебрежения или отвращения может выражаться приподнятием головы, прямым взглядом сверху вниз, сморщенным носом, оттянутыми назад, нередко ассиметричными губами. Часто может быть улыбка превосходства.

Мимика – одно из составляющих уравнения истинных эмоций человека. Чтобы получить полную картину, смотрите также на жесты, поведение, интонацию.

Под влиянием разных эмоций мимические мышцы придают лицу определенное выражение — мимику. Умение различать основные выражения лица приобретается у детей с ранних месяцев. Хотя маленькие дети не могут сказать, но они точно чувствуют настрой и мимику того, кто к ним подходит, и реагируют соответствующим образом — весело смеются или плачут.

В общении подростков и взрослых людей используется более разнообразная мимика. Иногда она намеренно минимальна, чтобы скрыть свои эмоции, но сделать это очень сложно. Управлять мимикой для сокрытия чувств значительно сложнее, чем жестами. А вот подчеркнуть мимикой эмоции очень просто — пошире улыбнуться или еще более поднять брови от удивления. Некоторые люди чрезмерно выражают свои эмоции, чем приковывают к себе излишнее внимание. Это утомляет окружающих.

Каждый человек в жизни испытывает разные эмоции, они перетекают одна в другую и при спонтанном проявлении выражаются естественно. Совсем не нужно их подчеркивать. Преобладание тех или иных эмоций у определенного человека является составляющей чертой его характера.

В процессе общения лицо собеседника невольно приковывает к себе внимание. Оно позволяет нам получить ответную информацию — поняли ли нас, как отнеслись к нашему сообщению и др. Универсальными эмоциями, которые можно отобразить мимически, являются радость, удивление, страх, печаль, отвращение, гнев, презрение. Они проявляются на лице следующим образом:

1) удивление — мгновенная мимическая реакция на что-либо неожиданное или новое. Очень сложно зафиксировать удивление на лице, тем не менее, встречаются люди, лицо которых как бы все время улыбается. Мимика удивления: поднятые вверх брови, горизонтальные морщины на лбу, широко раскрытые, но без напряжения, глаза, рот приоткрыт;

2) страх — ожидание неминуемой боли или неприятности, которые невозможно предотвратить. В состоянии страха у человека приподняты брови, но иначе, чем при удивлении. Они растянуты и сведены у переносицы. На лбу появляются короткие морщины. Глаза напряженно и широко раскрыты, губы напряженно растянуты;

3) гнев — возникает в качестве физической угрозы. Она может быть намерением причинить какой- либо вред. От гнева у человека повышается артериальное давление, поэтому лицо краснеет, на висках и шее при сильном гневе вздуваются вены. Дыхание становится более частым, лицо искажается напряженной гримасой. Брови сдвигаются у переносицы. Между бровями залегают вертикальные морщины. Внешние концы бровей поднимаются кверху. Напряженные губы сжимаются или могут изображать оскал — сквозь напряженно раскрытые губы видны зубы;

4) отвращение — ответная мимическая реакция на неприятный запах, вкус, звук, прикосновение и др. Брови опускаются, особых морщин при этом не появляется. Глазные щели суживаются, веки почти прикрываются. Уголки рта опускаются, а сам рот может быть приоткрыт. Губы при этом напряжены. Язык может немного высунуться. Появляются морщины на носу;

5) радость — приятное ощущение, соответствует приподнятом настроению. Часто сочетается с удивлением, но не фиксируется на лице. Радость может быть маской, под которой скрываются негативные эмоции (гнев, страх). Но ложные эмоции всегда достаточно легко распознать по другим приметам (голосу, дыханию, жестам). При радости на лице нет чрезмерного напряжения, брови почти не участвуют в мимике. Глазные щели немного суживаются, глаза блестят. Приподняты кверху уголки губ, которые растянуты в полуулыбке. Это приятное выражение лица;

6) печаль — мимическая реакция, которая чаще связана с потерями, неудачами. В норме она проявляется недолго и затем появляется привычное для человека выражение лица. У опечалившегося человека внешние концы бровей опущены вниз. Между сдвинутыми бровями появляются вертикальные морщины. В середине лба образуются короткие морщины. Глаза чуть приоткрыты. Верхние и нижние веки образуют треугольник. Углы рта опущены вниз.

Взгляд является частью невербального общения. Глядя на собеседника, можно заметить все изменения в его лице и позе, а также жесты. Во время разговора обычно люди периодически встречаются глазами. Следует воздерживаться от постоянного или пристального взгляда в глаза, иначе он будет мешать общению. При разговоре соперников или враждующих людей они будут избегать смотреть в глаза друг другу прямо. В обычном общении, периодически взглядывая на собеседника, вы поддерживаете контакт друг с другом, даете понять свою доброжелательность, производите впечатление коммуникабельности, помогаете понять сказанное и сами лучше понимаете собеседника.

Если верить исследованиям, только малую часть информации люди привыкли передавать с помощью слов. Остальная доля отведена мимике, жестам, даже интонации. Язык тела и жестов психология классифицирует, как более правдивый способ передачи информации. Если на словах сказать неправду получится, тело непременно сигнализирует о скрытых чувствах. Научившись распознавать язык тела, разобравшись в значениях жестов, легко получится узнавать правду.

О чем свидетельствуют жесты?

Эмоции - один из главных факторов, заставляющий прекратить контролировать поведение тела. Пытаясь определить скрытые чувства, мысли, нужно помнить, что некоторые жесты зависят от возникшей ситуации. Пример: мороз способен заставить человека закрыться, скрестить на груди руки, пытаясь согреться. Психология жестов такое движение классифицирует, как попытку защититься от нежелательных событий.

Изучая секреты, которые скрывает , мимика и жесты оцениваются, прежде всего, исходя из окружающей обстановки. Если факторов, провоцирующих двоякое суждение, нет, распознать истину получится без особых сложностей.

Основные жесты, позволяющие определить намерения, чувства, желания человека:

  • Желание открыться, войти в доверие - жестикуляция открытыми ладонями, направленными вверх, соединение пальцев двух рук под подбородком, на уровне груди.
  • Угроза. Нервное массирование шеи, подбородка, напряженность рук. Человек старается отвлечься, не провоцировать конфликт, но при необходимости реакция будет мгновенной, сдерживаться собеседник не станет.
  • Недоверие. Плотно прижатые к бокам руки создают непреодолимый барьер, свидетельствующий о нежелании верить. Придется приложить немало усилий, чтобы убедить в правоте, донести истину, навязать мнение.
  • Заинтересованность. Часто проявляют интерес к противоположному полу женщины - стремятся выглядеть безукоризненно, поправляют волосы, косметику, походка становится соблазнительной, с мягким покачиванием бедер.
  • Желание избежать разговора, общения. Предметы в руках собеседника, которыми человек , отвлекаясь от темы разговора - свидетельство об отсутствии интереса, желании поскорее завершить общение. Поиски несуществующих предметов в сумке, пакете, кошельке - еще одно свидетельство поскорее избавиться от нежелательного разговора, отправиться по своим делам.
  • Отсутствие интереса. Основные сигналы - человек топчется, переминаясь, активно зевает, склоняет на руку голову, пытается сфокусировать взгляд на постороннем предмете.
  • Отрицательное настроение, негатив. Руки смыкаются за спиной, ноги напряжены, готовы двинуться с места, вскоре человек способен проявить агрессию, броситься в драку.
  • Проявление симпатии. Наклоны вперед - основной признак заинтересованности собеседником, дружеского расположения, стремления продлить отношения.
  • Защита. Недоверие к собеседнику, нежелание вступать в ссору, отсутствие желания общаться определяют по скрещенным рукам, ногам. Сжатые кулаки - сигнал об агрессивности, провоцировать конфликты не стоит.

Если разобраться самостоятельно сложно, нужно узнать больше, что рассказывают язык тела и жестов, позволит наглядно определиться в особенностях, секретах движений.

Секреты мимики

Далеко не всегда полезным оказывается только язык жестов, психология рекомендует изучить сигналы мимики, которые не менее активно свидетельствуют о намерениях, чувствах человека. Мимические проявления более правдивые, точные - внешние факторы редко влияют на физиономические особенности.

Основные сигналы, которые подает мимика лица, психология классифицирует, объясняет так:

  • Страх, сильный испуг. Широко раскрытые глаза, брови стремительно поднимаются, веки приподняты.
  • Удовольствие, радость, желание общаться. Широкая улыбка, слегка прищуренные глаза, расширенные ноздри - основные сигналы, свидетельствующие о хорошем настроении.
  • Злость. Брови почти полностью сходятся на переносице, губы плотно сомкнуты, не изгибаются, вытянуты прямой линией.
  • Печаль. Ничего не выражающий взгляд, эмоции отсутствуют. Опущенные глаза, веки провоцируют появление морщинок, уголки губ выгибаются вниз.
  • Отвращение. Приподнимается, напрягается верхняя губа, брови стремительно сходятся в одной точке переносицы, проявляются морщины на носу.
  • Недоумение, удивление. Округляются глаза, немного выпучиваются. Приподнимаются «домиком» брови, губы складываются буквой «о».

Это далеко не все мимические сигналы, которые получится распознать самостоятельно. Поможет разобраться распознавать тайные сигналы, которые объясняет психология жестов и мимики человека, книга – магазинные полки изобилуют специальной литературой.

Вот лучшие из них: А. и Б. Пиз «Новый язык телодвижений», Г. Лилиан «Я читаю ваши мысли», П. Экман «Узнай лжеца по выражению лица» и др.

Изучение литературы - обязательный этап для людей, планирующих освоить язык тела, психология рекомендует начинать обучение с простых книг, тщательно анализируя информацию. Непонятные вопросы возникают редко, но случается встретить моменты, которые самостоятельно проанализировать сложно. В таких случаях рекомендуется отправиться на консультацию специалиста.

Один из психологов – гипнологов, который всегда раскрыт для полезного познавательного диалога - Никита Валерьевич Батурин. Опыт Н. В. Батурина позволит с легкостью разобраться в языке тела, узнать полезные подробности, научиться определять намерения, планы, ощущения человека с помощью его онлайн-курса .

Как распознать ложь?

Редко кому из людей удается солгать, не покраснев, не моргнув глазами. Особенность каждого человека - тело способно выдать неправду, причем происходит это непроизвольно. Контролировать движения, мимические выражения удается далеко не всем, психология жестов и мимики, изученная заранее, позволит определить своевременно ложь, правильно отреагировать.

Указывающие на ложь сигналы, которые выдают мимика и жесты человека, психология изучила давно. Неправду выдают такие движения, выражение лица:

  • после сказанного врун прикрывает губы ладонью;
  • несколько раз шумно сглатывается слюна;
  • появляется покашливание;
  • оттенок кожных покровов лица резко меняется - бледнеет, краснеет, покрывается пятнами;
  • губы искривляются, напоминая улыбку;
  • взгляд не способен сфокусироваться на одном предмете, скользит, скашивается;
  • собеседник избегает смотреть в глаза, прямой взгляд завершается многократным морганием;
  • проявляется тяжелое дыхание.

Важно! Непроизвольные реакции позволят распознать неправду, вывести на чистую воду, применить знания для защиты родных, близких людей, избежать неприятностей.

Мимика лица, движения тела, жесты рук и их значение, психология каждого скрытого знака - есть много интересных подробностей для людей, которые только собираются изучить трактовку знаков. Изучение секретов позволит своевременно отреагировать на неприятные ситуации, избежать сложностей, выяснить отношение собеседника. Научившись определять намерения человека, получится даже предотвращать конфликты, гасить назревающие ссоры. Лучше понять человеческую натуру, разобраться в окружающих людях и себе,

Мимика (от греч. подражатель) - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными психическими состояниями человека, образуя то, что называют мимикой или экспрессией лица. С художественной и театральной точек зрения - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, что можно назвать «искусством выражать чувства и настроение.

Відео YouTube


Общение является одним из центральных аспектов повседневной жизни, что находит свое отражение в широком разнообразии способов которыми люди обмениваются информацией. И это происходит не только с помощью слов, но и с помощью мимики и движений тела. Выражение лица можно сказать многое. Кивок означает понимание, хмурое выражение может сказать: «Я не понимаю! Пожалуйста, объясните еще!»
Ученые из Института Макса Планка по биологической кибернетики в Тюбингене (Германия) обнаружили, что мы можем классифицировать выражение лица гораздо лучше, когда оно движется естественным образом, а не когда «заморожено» в фотографии. Для того, чтобы проявилось преимущество динамической информации, мы должны видеть изменяющуюся мимику лица, по меньшей мере, 100 миллисекунд. Если видеоряд короче, наш мозг не способен правильно интерпретировать выражение лица. Некоторые выражения проявляются в изменении ориентации головы, например кивок или покачивание головой. Другие основаны на сложных деформациях лицевой части. Например, морщины нашего носа сигнализирует об отвращении или о том, что человек хмуриться.

Не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и мимика может вызывать эмоции. Это своего рода обратная связь. Человек, который пытается изобразить на своём лице эмоцию, рано или поздно начинает её испытывать. Вот попробуйте прямо сейчас улыбнуться и одновременно подумать о чём-нибудь плохом. Вряд ли у Вас что-нибудь получиться, а если и получиться то с трудом. Можно этот опыт использовать и наоборот.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды...) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие...) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение...).
Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке...). Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению

.
Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

Чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;
- кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;
- улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;
- улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;
- улыбка без подъема нижних век - неискренность;
- улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.


Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

- *радость*: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- *интерес*: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- *счастье*: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- *удивление*: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
- *отвращение*: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- *страх*: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об
интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;
- *гнев*: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- *стыд*: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- *скорбь*: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены

Мимика

Мимика, как часть выразительных движений, в первую очередь это способ донести нашу эмоцию до окружающих. Чем более разработаны «мимические мускулы» лица - тем более широкий эмоциональный арсенал человека и тем выше его эмоциональная выразительность.

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации . При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или эксперессией , выражением эмоций или просто выразительностью.

Основы понимания мимики

Этимология

О происхождении термина «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впослѣ дствiи установился и другой терминъ: «мимика», «мимическiй», отъ слова: μιμοζ = подражатель, актеръ <...> Такимъ образомъ, терминъ: «мимическiй» имеѣ тъ иное значенiе, чѣ мъ терминъ: «физiогномическiй»; но эта разница не принималась въ разсчетъ въ словоупотребленiи».

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Внешние изображения
Для каждого человека способы мимического выражения в значительной степени всегда останутся индивидуальными.
«У большинства животных лицо - устойчивая маска , но уже у приматов мы видим большее разнообразие лицевых экспрессий (Redican , 1982)». Так, к примеру, у шимпанзе ученые выделяют 8 типических выражений. (Рис.)

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также о силе их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Мышцы и топографические области головы

Особенности мимических мышц:
1) прикрепляются к коже
2) располагаются поверхностно, под кожей
3) не покрыты подкожной фасцией
4) сосредоточены вокруг естественных отверстий черепа

Филогенез и онтогенез в формировании мимики

Особенности мимики у слепых людей

Культурно обусловленные различия в мимике

В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В этнографии это тесно взаимосвязано с «культурой » народа (племени), которая состоит из системы многих характерных особенностей, в частности, способа коммуникации (язык , жесты , мимика).

Историческая справка научных исследований

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии

Методика Э. Боринга и Э. Титченера

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Борингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом (цит. по: Woodworth, Schlosberg, 1955, с. 113). Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым. Однако процент правильных ответов при распознавании разных эмоций был невысок - от 26 до 57 %. В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название FAST {Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей-лба, глаз-век и нижней части лица. Представлены также варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Методика, разработанная Р. Бак

CARAT - методика, разработанная Р. Бак (R. Buck et al., 1972) строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек. В другом тесте, состоящем из 30 коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), испытуемый должен определить, какие эмоции испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.

Метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний»

В. А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, выполняющего задание по этой методике, требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Нужно назвать те экспрессивные признаки, на которые он ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

Как отмечает Лабунская, анализ экспрессивного поведения не всегда осуществляется целенаправленно, а обнаружение признаков - осознанно. Поэтому для уточнения особенностей опознания экспрессивного поведения представляет интерес изучение эталонов с помощью таких методов, как моторная, кинестетическая имитации экспрессивного поведения или графическое изображение экспрессии. Хотя моторная имитация экспрессивного поведения как способ экстериоризации эталона более естественна, она с трудом поддается анализу. Поэтому и в этом случае исследователь вынужден прибегать к переводу языка движений на вербальный язык с целью анализа кинестетических эталонов психических состояний.

В связи с этим в целях диагностики эталонов экспрессивного поведения Лабунской был разработан метод «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Данный метод - это также перевод экспрессивного поведения на язык образов. Однако в этом случае не исчезает спонтанность в экстериоризации эталонов, а исследователь имеет возможность неоднократно обращаться к зафиксированному образу, сравнивать, определять конкретные признаки и инвариантные сочетания экспрессивного поведения.

Виды мимики

  • уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;
  • воле - мышцы окружающие область рта , которые связаны с актами воли;
  • чувству - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

  • непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
  • произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, также, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

  • Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;
  • Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;
  • Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;
  • Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Определяющие выражение лица

Базовые эмоции

По мнению ученых, основных чувств немного и тем не менее отсутствуют классификации эмоций, которую приняли бы все исс"ледователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, однако, попытки определить набор «базовых» эмоций были многих психологов: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер, и во всех случаях предлагалось разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовые эмоции называют врожденными [доказано?], иные элементарными. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

  1. Радость
  2. Грусть
  3. Удивление
  4. Отвращение
  5. Страх
Внешние изображения
Мимика страха , (Арахнофобия)

Основные эмоциональные определения в зависимости от выраженности, которые используются для описания страха и тревоги - беспокойство , испуг , ужас , паника , боязнь, фобия . Однако, человек рассказывая о своих «страхах», своим выражением лица может демонстрировать все что угодно, только не сам страх, например, раздражение, недовольство, страдание, благодушие и даже эйфорию. Еще в XVII веке директор французской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен написал трактат «О методе изображения страстей», где пытался установить, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает то или иное чувство. К примеру, о выражении страха Лебрен писал следующее: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части...» Поэтому субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу, имеет довольно выразительные типические характеристики: глаза округляются, двигаются быстрее (активизируется т.н. поисковая активность); брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения; нижние веки напряжены; от волнения дыхание учащается, а для дополнительного притока кислорода раздвигаются крылья носа.

Взгляд

Использование мимики

Актерское искусство

Мимика в театре, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. Она разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объём и многогранность. В этом отношении, К. С. Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Однако писал: «Учить мимике нельзя» , но «можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц». Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом». Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет.

Мимические изменения лица больных

Учение о мимике в программе подготовки врача является прикладным аспектом общего учения о физиогиомии. Наверное, не следует отвергать этот термин только потому, что в прошлом с ним связаны псевдо- и антинаучные направления. Современная физиогномия располагает полезной информацией, раскрывающей структуру и функции мимики, ее типы и их связь с психической и эмоциональной сферой. Естественно, что молодые врачи критически, даже со значительной долей скептицизма отнесутся к диагностическому использованию мимики, если ее интерпретация будет лишена научных основ. Следовательно, прежде чем рассматривать конкретные подходы к оценке лица больного, необходимо ознакомиться с типичными формами выразительности лица, с принципами ее описания, с критериями душевных переживаний, фиксирующихся на лице. Основываясь на этих общих положениях, врач сможет приступить к тренировке своих способностей. Именно таким путем развивается врачебная интуиция как совокупность опыта и знаний, как высший уровень профессионализма. Взаимоотношения врача и пациента сложны и деликатны. Они относятся к области деонтологии. Однако, составляя по лицу больного представление о его эмоциональных и интеллектуальных качествах, врач обязан помнить, что его собственная мимика, как и его поведение, находятся под контролем пациентов. Врачебная физиогномия не конкурирует с другими современными методами определения психического и физического состояния больного. Она, как и всякое научное направление, имеет свои задачи, свои преимущества. Конечно, врач не полагается в своих заключениях только на субъективный анализ объективных физиогномических данных. Стремясь максимально избежать возможных ошибок в диагнозе, врач синтезирует показания, полученные при помощи различных методов. Вместе с тем врачебная физиогномия безусловно помогает постановке клинического диагноза, дает возможность установить фазы болезни. В этом заключается ее непреходящая ценность, и отказ от нее не облегчил бы работу врача, а способствовал бы упущению возможности контактов с больным, имеющих важное значение для установления взаимного доверия.

Использование motion capture в киноиндустрии

Визуальные характеристики портрета

См. также

Пояснительные примечания

Примечания

  1. «Большая советская энциклопедия ». Статья «Мимика». М: 3-е изд., том 16, 1974 г. - 791 с.
  2. Куприянов В. В., Стовичек Г. В. «Лицо человека: Анатомия, мимика». - М.: Медицина, 1988. - 272 с., ил. ISBN 5-225-00112-2
  3. Никифоров А. «Неврология. Полный толковый словарь». М.: изд-во «Эксмо », 2010. - 464 с. ISBN 978-5-699-36740-5
  4. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве». М.: издательство «Искусство», 1972 - 536 с.
  5. «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». - С.- Пб.: Брокгауз - Ефрон. 1890 - 1907.
  6. - С. - Петербург: типография Ю. Н. Эрлих, 2 - изд-е, 1907 г.
  7. И. А. Сикорский «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» . Киев: Типография С. В. Кульженко, 1904.
  8. Марк Нэпп, Джудит Холл «Невербальное общение: полное руководство». Москва: изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. - 512 с.: ил. ISBN 5-93878-206-6
  9. Ладыгина - Котс Н. Н. «Дитя шимпанзе и дитя человека» - М.: изд-во «Государственного Дарвиновского музея», . - 596 с., илл.
  10. Von Christian Weber «Mimik deuten: Ins Gesicht geschrieben». Von 2009.08.14 (нем.)
  11. Psychologie: Asiaten können Mimik schwerer deuten. Von 2009.08.14 (нем.)
  12. Г. В. Бабаян, К. Е. Халин, С. К. Исламгалиева «Культурология (конспект лекций)». М.: изд-во «Экзамен» - 2009