Меню

Проблемно — диалоговое обучение. Интерактивное обучение на уроках географии Диалоговое обучение на уроках географии

Стропильная система

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

  • на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений;
  • на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете;
  • на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

  • каждому предлагать уместную информацию;
  • идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
  • участникам задавать друг другу вопросы;
  • участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

  • стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д. ,
  • в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему,
  • появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
  • ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний,
  • изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения,
  • приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

  1. «Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О.В.
  2. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О.В.

«Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образование - результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Может, используя разные формы работы с детьми на уроках.

В своей работе я использую интерактивные формы обучения. В чем их преимущества?

Интерактивное обучение - способ позна­ния, основанный на диалоговых формах взаимо­действия участников образовательного процес­са; обучение, погруженное в общение, в ходе ко­торого у обучающихся формируются навыки со­вместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способ­ностей учащихся, их саморазвития.

Используя технологию интерактивного обу­чения на практике, я убедилась в том, что урок, организованный на основе оптимального педа­гогического взаимодействия, имеет ряд преиму­ществ.

1. Урок проходит в оптимальном темпе, час­ти урока логически связаны, сочетаются различ­ные виды учебной работы.

2. Ход урока настраивает учащихся на продук­тивную работу, разнообразные виды и формы за­даний обеспечивают занятость всего класса, по­зволяют учащимся проявить себя.

3. Материал урока усваивается всеми учащимся в соответствии с индивидуально-психологически­ми особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

4. На уроках преобладает атмосфера сотрудни­чества и сотворчества. Отсутствуют конфликты.

Один из основных методов интерактивного обучения - групповая форма обучения, при ко­торой эффективность в решении задач повыша­ется, по данным исследований, не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально со­зданной среде опыт (знания, умения) ученик смог перенести во внешний мир и успешно ис­пользовать его. Не менее важным является и то, что в процессе происходящих в группе взаимо­действий ребята осознают ценность других лю­дей, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных.

Интерактивное обучение соотносимо с кол­лективным подходом в обучении, смысл которого в следующем - «все обучают каждого и каждый обучает всех». Я использую в своей практике следу­ющую технологию интерактивного обучения:

1. Организация обучения в диадах, триа­дах.

При делении учащихся на группы обязательно учитываю психологические особенности каждо­го. В научно-методической литературе отмечается особая эффективность учебного процесса, орга­низованного в тройках. Преимущества учебной деятельности в триаде:

большая коллегиальность (по сравнению с диадами), аргументированность (за счет боль­шего числа возникающих идей),

большая контактность группы,

рефлективность (за счет появления третье­го лица).

2. Организация обучения в малых груп­пах.

Малая группа - относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены кото­рой находятся в непосредственном взаимодей­ствии друг с другом. В условиях урока эта группа представляет собой объединение учащихся с це­лью решения конкретно-познавательных, ком­муникативно-развивающих и нравственно-по­знавательных задач.

Чаще всего я использую групповую работу в четверках и учебных шестерках

3. Нестандартные уроки для всего класса:

Уроки-диалоги, урок-пресс-конференция, урок-конференция,

Уроки типа КВН,

уроки-дискуссии и др.

Особенно часто я провожу в клас­сах уроки-дискуссии. Успех и результативность такого занятия обусловлены:

нетрадиционной постановкой обсуждае­мой проблемы, когда нужно - в течение урока определить свою точку зрения и попытаться обосновать ее;

серьезной подготовительной работой;

готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

соблюдением правила «Человек отличает­ся не только умением говорить, но и умением слушать»;

использованием «поддерживающих при­емов» общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;

стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.

Примеры упражнений используемых на уроках.

0 Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии

Казахстан,Алматинская область,Алакольский район, г. Ушарал

Средняя школа №1

Учитель географии

Лавникова С.В.

Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии

Все, что в нас имеется, надо развивать.

Это единственный данный нам путь к тому,

чтобы достигнуть совершенства.

А.Рюноскэ японский писатель

Ключевой задачей перехода к 12-летнему образованию является обновление содержания образования и внедрение новых современных технологий обучения. В результате реализации этой Программы были организованы курсы по подготовке учителей новой формации. Трехмесячные курсы « Центра Педагогического мастерства» города Талдыкорган по программе первого (продвинутого) уровня поменяли мое отношение к своей работе. Главная задача курсов, организованных по программе Кембриджского факультета образования- получение теоретических и практических навыков в использовании новых подходов в обучении, в формировании умения по-новому планировать свои уроки.

Проанализировав свою деятельность, я сделала вывод, что мы учителя обладаем широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов, в своей деятельности, но не всегда используем стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении. Мы не всегда задаемся целью - развивать мышление ученика и улучшать его речевые навыки. Хотя еще Мерсер доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для участника важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют « равноправно».

Передо мной стоял вопрос: «Какой же путь решения мне можно предпринять?» Мне необходимо было направить свой взгляд на переосмысление своего подбора форм и методов проведения урока. Ведь сейчас другие требования к уроку. Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно и немаловажным является то, что он должен постигать азы работы в группе. Учитель должен применять колоборативное обучение. Обучение в сотрудничестве должно представлять групповую работу учащихся для решения задания или создания какого-либо продукта. Дети 21 века должны приходить в школу учиться- учить себя и других. Здесь немаловажным является умение вести диалог.

Диалог-это не просто разговор, это совместное дело, сотрудничество. Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных школьников географии. Немецкий педагог 19 века А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить. Поэтому в диалоговом обучении моя роль как учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Согласно исследованию Мерсера[ 1] диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:

  • Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
  • Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;
  • Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.

Ведущую роль на моих уроках играет исследовательская беседа. Во время исследования на уроке мы вместе с учащимися создаем проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны самих учащихся.Для того чтобы работа была более эффективна класс делится на группы. Затем каждой группе дается возможность в отведенное время обсудить возможные пути решения ситуации. Каждый участник группы предлагает свои варианты решения ситуации. Учитель в это время не вмешивается в процесс обсуждения, он может оказать, если это понадобится консультативную помощь. Результат своей деятельности каждая группа отображает на постере. Затем представитель от каждой группы- спикер- выходит к доске и защищает свой путь решения проблемной ситуации. Здесь возможны вопросы от других групп. Так выслушиваются спикеры всех групп. Затем класс приходит к общему мнению в решении проблемной ситуации. Обычно это мнение отображается в работах нескольких групп.

Например, на одном из уроков я обращаю внимание учащихся на то, что районы земного шара неравномерно обеспечены пресной водой. На Земле есть места, где пресная вода ценнее « черного золота» .Например Саудовская Аравия, основная часть которой –гигантские пустыни. Снабжение страны водой- серьезная проблема экономики. Как можно решить эту проблему?- такова была проблемная ситуация для групп. В ходе обсуждения ребята предложили свои следующие пути решения:

1группа- транспортировать пресную воду в нефтяных танкерах, которые на обратном пути идут пустыми.

2 группа-строительство опреснительных заводов на берегу Красного моря.

3группа-сократить использование пресной воды для полива, выращивание засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.

4 группа-использование воды из транспортируемых айсбергов(оказывается учащиеся нашли информацию о том, что у входа в Красное море айсберг делят на части, а затем переправляют в специальные хранилища)

Затем я предложила найти положительные и отрицательные стороны каждой предложенной ситуации. Здесь началось коллективное обсуждение, где каждая из групп проявила умение в отстаивании свое точки зрения.

Диалоговое обучение, используемое мною на уроках географии, позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие умения учащихся:

  • Улучшение речи в диалоге и монологе
  • Грамотное применение терминов
  • Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять, приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации
  • Прислушиваться к мнению каждого участника группы
  • Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний.

Уроки, проводимые с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с интересом стали посещать уроки, потому что для них стали создаваться условия для саморазвития, самообразования.

На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня.-2 изд.-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии МОБУ СОШ № 15 МО Кореновский район Дунина Т.С. Технология проблемно-диалогового обучения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

2 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Технология проблемно-диалогического обучения постановка проблемы поиск решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формирования нового знания. Постановка проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога Нельзя не понимать то, до чего додумался сам

3 слайд

Описание слайда:

Диалог Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. побуждающий подводящий состоит из отдельных стимулирующих реплик представляет собой систему вопросов и заданий постановка проблемы постановка проблемы поиск решения поиск решения ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы учитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию

4 слайд

Описание слайда:

Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2Сколько в нашем классе мнений? прием 3Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

5 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 7 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема – Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? – Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. – Где расположена каждая из этих пустынь? – Вы как думали сначала? – А как на самом деле? – Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске. – В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ(Житейское представление.) Сахара,Намиби т.д. – Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков.Намиб– Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана.(Проблемная ситуация.) – Пустыни могут образовываться только в глубине материка. – Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана. (Осознание противоречия.) – Образование пустынь.(Тема.)

6 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 11 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики предъявление первой группы фактов предъявление второго факта побуждение к проблеме тема – Мы заканчиваем изучение Японии. Тему урока вы определите сами, но для этого сравним некоторые факты по России и Японии. – Кто победил во Второй мировой войне? – У кого больше природных ресурсов? – Сравните форму правления этих стран. – А кто сейчас экономический лидер мира? – Какой возникает вопрос? – В экономике даже термин такой существует … – Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. – СССР победил, Япония проиграла. – У России есть все природные ресурсы, у Японии их почти нет. – В России федеративная республика, в Японии –монархия. – Япония! (Проблемная ситуация.) – Почему Япония добилась успеха? – Японское экономическое чудо. – Причины японского экономического чуда.(Тема.)

7 слайд

Описание слайда:

Подводящий диалог на этапе поиска решения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Анализ Учитель Ученики подводящий без проблемы Диалог вывод – Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. – Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные стороны и движется из области повышенного давления в область пониженного давления. – Ветер. – Ветер – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления.(Открытие нового знания).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

11 слайд

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

    На дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений; на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете; на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

    Каждому предлагать уместную информацию; идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; участникам задавать друг другу вопросы; участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

    Стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д., в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний, изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О. В. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О. В.