Меню

Слово этнос греческое оно означает. Что такое этнос, что такое нация

Стропильная система

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТНОС

от греч. ethnos - народ) - особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для тесного общения и объединения людей; для нек-рых островных Э. это условие выражается в общности акватории. Др. важным условием является общность или близость языка у объединяющихся в Э. людей; нередко, напр, при формировании новых Э. (наций) в Америке из разноязычных компонентов, такая общность складывалась в ходе развития хозяйственных и др. связей между ними, т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько рез-т процесса этногенеза. Под влиянием различн. соц.-экономич. факторов и особенностей природной среды, к к-рой люди адаптировались и к-рую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для Э. черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также др. психич. характеристик. Наряду с этим вырабатывалось самосознание этническое (см.), видную роль в к-ром играет представление об общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. людей, отражаются представления об отличиях своего Э. от соседних этнич. образований. Внешне выражением этнич. самосознания является этноним. Почти все элементы Э., наряду с территорией и языком, могут выступать затем в качестве признаков Э. В качестве дополнительных условий или факторов формирования Э. может выступать общность религии, а также расовая однородность. В случае отсутствия последней - образование значительных переходных групп между резко различающимися в расовом отношении компонентами Э., как это произошло, напр., при формировании бразильцев, кубинцев и др. латиноамериканских Э. Сформировавшийся Э. обычно выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. имеет тенденцию к созданию своей соц.-территориальной организации (в доклассовом об-ве - племенного, в классовом - гос. типа). С течением времени отдельные части сформировавшегося Э. могут быть разделены политико-гос. границами, а вследствие миграции могут разобщиться территориально; находясь в иноэтнич. окружении, в новых природных и соц.-экономич. условиях, они могут изменить многие стороны культуры и быта, даже перейти на язык др. Э. Однако, пока у них сохраняется прежнее этнич. самосознание и этноним, а также хотя бы рудименты культурно-бытовой специфики, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Существенные изменения языка и культуры, особенно те изменения Э., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, называются процессами этническими (см.). Э. - лишь один из видов соц. группировки людей, в ходе истории его место и роль сильно варьировали. В первобытнообщинную эпоху роль Э. была очень важной, хотя и уступала в нек-ром отношении роли родовой организации. В раннеклассовых формациях у кочевников эта роль оставалась достаточно значительной; у земледельцев же заметно снизилась по сравнению с ролью соседско-территориальных (общинных) и конфессиональных объединений. В начальной стадии буржуазной эпохи, при развитии национальных движений значение Э. снова вышло на передний план, но затем стало уступать роли классовых и гос. объединений. В последние десятилетия в нек-рых развитых странах наблюдается своего рода этнич. Ренессанс, что говорит о стойкости этнич. чувств. Есть основание предполагать сохранение существенной роли Э. и в ближайшем будущем. Полная разработка научн. теории Э., в частности типологизации всех разнообразных существовавших прежде и существующих сейчас этнич. образований, еще не завершена. Принято выделять исторически стадиальные типы Э. - племя, народность и нацию, но вокруг понятийного определения этих терминов продолжаются споры, высказываются также предложения о дополнении этих типов другими, напр., демосом как типом Э., характерным для рабовладельческой эпохи. Предложено типологически различать территориально компактные Э. и территориально разобщенные части Э. Одни авторы приравнивают термин Э. к термину "этнич. общность", др. употребляют последний в расширительном смысле для обозначения, напр., этнолингвистич. групп народов (напр., русские, украинцы, поляки - "славянская этнич. общность"). Своеобразную концепцию Э. дал Л. Н. Гумилев; по его мнению, Э. является не соц., а биолого-географич. категорией или общностью, возникающей в рез-те действия особых людей "пассионариев", происхождение к-рых, согласно его концепции, обусловлено действием космич. лучей. Лит: Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей//Вопр. филос. 1964, № 11; Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография. 1986, № 3; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной ЛЛ. Гумилевым// Сов. этнография. 1990, № 4. В.И. Козлов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Среди понятий, определяющих и классифицирующих человеческое сообщество, наиболее важным представляется этническая дифференциация. О том, каково этнос и как его следует понимать в контексте различных ветвей и теорий этнлогии, мы поговорим в этой статье.

Определение

Первым делом разберемся с формальным определением. Так, чаще всего относительно понятия «этнос» определение звучит как «сложившаяся в ходе истории устойчивое человеческое сообщество». При этом подразумевается, что данный социум должен быть объединен теми или иными общими признаками, как то: культура, быт, язык, религия, самосознание, ареал обитания и тому подобное. Таким образом, очевидно, что «народ», «нация» и тому подобные понятия и «этнос» - сходны. Поэтому их определения коррелируют друг с другом, а сами термины нередко используются в качестве синонимов. В научный оборот слово «этнос» было введено в 1923 году С. М. Широкогоровым - русским эмигрантом.

Концепции и теории этноса

Научная дисциплина, изучающая рассматриваемый нами феномен, называется этнологией, и среди ее представителей существуют различные подходы и точки зрения на понятие «этнос». Определение советской школы, к примеру, строилось с позиций так называемого примордиализма. А вот в современной российской науке преобладает конструктивизм.

Примордиализм

Теория примордиализма предлагает подходить к понятию «этнос» как к объективной данности, которая является внешней по отношению к человеку и обусловленной рядом независящих от индивида признаков. Таким образом, этническую принадлежность невозможно изменить или искусственно сгенерировать. Она дается от рождения и определяется на основании объективных черт и характеристик.

Дуалистическая теория этноса

В контексте этой теории понятие «этнос» определение свое имеет в двух формах - узкой и пространной, что и обуславливает дуалистичность концепции. В узком смысле под этим термином понимаются группы людей, имеющих устойчивую связь поколений, ограниченные определенным пространством и имеющих ряд стабильных идентифицирующих признаков - культурные коды, язык, вероисповедание, особенности психики, сознанием своей общности и так далее.

А в широком смысле под этносом предлагается понимать весь комплекс социальных образований, объединенных общими государственными границами и экономико-политическим строем. Таким образом, мы видим, что в первом случае «народ», «национальность» и им подобные понятия и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. А во втором случае все национальные корреляты стираются, и на первый план выходит гражданская идентичность.

Социобиологическая теория

Еще одна теория, называемая социобиологической, основной акцент в определении понятия «этнос» делает на биологические признаки, объединяющие группы людей. Таким образом, принадлежность человека к тому или иному этносу дана ему, как пол и другие биологические признаки.

Пассионарная теория этноса

Эта теория иначе называется теорией Гумилёва, по фамилии ее автора. В ней предполагается, что структурное объединение людей, сформированное на основании определенных поведенческих сознание, согласно этой гипотезе, формируется по служащей основой для выстраивания этнической традиции.

Конструктивизм

Понятие «этнос», определение которого является среди этнологов предметом споров и разногласий, сточки зрения конструктивизма определяется как искусственное образование и рассматривается в качестве результата целенаправленной человеческой деятельности. Другими словами, эта теория утверждает, что этническая принадлежность является переменной и не входит в круг объективно данности, вроде пола и национальности. Один этнос отличается от другого признаками, которые в рамках данной теории именуются этническими маркерами. Созидаются они на разной основе, к примеру, религии, языка, внешнего вида (в той его части, которая может быть изменена).

Инструментализм

Это радикальная теория утверждает, что этническая принадлежность формируется заинтересованными лицами, называемыми этнической элитой, как инструмент для достижения тех или иных целей. Но самой по себе этничности, как системе идентичности, она не уделяет внимания. Этничность, согласно этой гипотезе, является только инструментом, а в повседневной жизни пребывает в состоянии латентности. Внутри теории существует два направления, дифференцирующих этнос по характеру применения - элитарный и экономический инструментализм. Первый из них заостряет внимание на том, какую роль играют этнические элиты в пробуждении и поддержании чувства и самосознания внутри социума. Экономический же инструментализм акцентируется экономическом состоянии различных групп. В числе прочего он постулирует экономическое неравенствокак причину конфликтов между членами различных

ЭТНОС, -а, м. (2 половина XX века). Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация. Состояние немецкого этноса в России. Это характерно для любого этноса .

Греч. ethnos – народ, племя.

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 922.

Классификация этносов

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ - распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей. Существует несколько классификаций, групп, однако наиболее распространенные из них - ареальная и этнолингвистическая классификации. При ареальной классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается прежде всего в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Ареальную классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование...

Этничность

ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик.

Этнос (Лопухов, 2013)

ЭТНОС - исторически возникшая, локализованная, устойчивая, большая группа людей, объединенная общностью ландшафта, территории, языка, хозяйственного уклада, культуры, социального строя, менталитета, т. е. этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Им предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан.

Этнос (ДЭС, 1985)

ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этноса; нередко этносы образуются и из разноязычных групп (например, многие нации Америки). В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и т. п.

Этническая группа (НиРМ, 2000)

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, ), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными. Исторические условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка.

Этнос (Кузнецов, 2007)

ЭТНОС, этническая общность - совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Этномами являются русские, французы, чехи, сербы, шотландцы, валлоны и т.п. Этнос может состоять из: а) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; б) этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, в) этнических диаспор - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Ряд этносов подразделен на

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем , всегда входит в состав суперэтносов , и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы . Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и религия

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

См. также

  • Этнополитика
  • Этнотерриториальный конфликт

Примечания

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
  • Широкогоров С. М. «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
  • Гуляихин В. Н.Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 320. -

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

Полезное видео

Подведем итоги

Этнос – понятие нестабильное и динамичное, но вместе с тем это нечто постоянное, имеющее свою четкую историю и корни. Этносы, которые мы знаем сегодня, сформировались из ранее существовавших племен, которые ныне уже не с нами.

Национальная карта нашей планеты постоянно менялась, но люди, находясь в вечном поиске своего «Я», всегда будут возвращаться к истокам и искать своих предков.