Меню

Терморегуляция новорожденных детей. Перегрев грудничка: серьезный аргумент для бабушек не кутать малыша

Стропильная система

Терморегуляция - сложный процесс, отражающий проявления тонкого взаимодействия организма человека с внешней средой. В ее осуществлении принимают участие различные звенья нервной и гуморальной систем.

Физиологические механизмы, которые обусловливают постоянство температуры тела, т. е. осуществляют терморегуляцию, делят на химические и физические. Химическая терморегуляция обеспечивает повышение теплопродукции, когда происходит охлаждение организма (понижение окружающей температуры, повышенный расход тепла). Основным источником продукции тепла у человека служит скелетная мускулатура (сокращение мышечных волокон или повышение их тонуса). Вторым важным источником теплопродукции является печень наряду с остальными органами пищеварения. Физическая терморегуляция осуществляет процессы отдачи тепла телом путем конвекции, радиации и испарения, при этом основную роль играют кровеносные сосуды кожи. Разделение терморегуляции на химическую и физическую в известной мере условно, так как они тесно связаны между собой и взаимно обусловлены.

Считают, что теплопродукция и сохранение тепла в организме регулируются в основном задними ядрами гипоталамуса, а потеря тепла и снижение теплопродукции осуществляются с помощью регулирующего влияния преимущественно передних ядер гипоталамуса. Удаление гипоталамуса приводит к потере способности регулировать температуру тела, делает животное пойкилотермным.

Важную роль в теплорегуляции играют и железы внутренней секреции, особенно щитовидная железа, надпочечники и гипофиз, гормональная деятельность которых регулируется нервной системой. Роль этих желез сводится главным образом к влиянию па теплопродукцию. Воздействие их на теплоотдачу значительно меньше.

Теплорегуляция у новорожденных детей имеет ряд особенностей, связанных с морфологической и функциональной незрелостью центральных и периферических механизмов. У недоношенных детей незрелость коры больших полушарий выражена больше, чем у доношенных новорожденных. Одной из причин несовершенства терморегуляции у преждевременно родившихся детей, по-видимому, является глубокая функциональная незрелость межуточного мозга. У плода все ядра гипоталамуса к моменту рождения сформированы и по топографии, строению и форме похожи па ядра взрослого человека. Однако структурная дифференцировка гипоталамических образований еще не закопчена и осуществляется значительно позже.

Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов было показано, что механизм химической теплорегуляции у новорожденных детей развит достаточно хорошо. Уже в первые часы после рождения даже у недоношенных детей, которые подверглись охлаждению, увеличивается теплопродукция. Совершенствование химической терморегуляции у доношенных новорожденных, по мнению О. В. Бепевской, наступает к концу 1-го месяца, а у недоношенных детей - на 3-4-м месяце жизни. Неполноценность терморегуляции в периоде новорожденное связывают с недоразвитием физического звена терморегуляции.

Интересен вопрос об источнике продукции тепла у доношенных и недоношенных новорожденных. Как известно, у детей этого возрастного периода нет реакции дрожания при понижении температуры окружающей среды, т. е. они способны к образованию теплопродукции без включения мышечной активности. Процессы песократительного тормогенеза осуществляются путем активации симпатической нервной системы - специфическим медиатором является норадреналин.

Исследованиями последних лет показано, что мощным источником продукции тепла является бурая жировая ткань. Бурая жировая ткань, развивающаяся из мезенхимальных клеток, у детей расположена в межлопаточиой и аксиллярных областях, в области щитовидной и зобной желез, перикарда, вокруг пищевода, почек и надпочечников, трахеи, в брыжейке тонких кишок, в паху и по ходу больших сосудов. Полагают, что при холодовом воздействии у новорожденных происходит окисление жирных кислот в бурой жировой ткани, в результате чего выделяется большое количество тепла, происходит нагревание ткани и крови в близлежащих сосудах.

Наши наблюдения за ректальной и кожной температурой у новорожденных, подвергшихся охлаждению, проведенные в Институте педиатрии АМН СССР совместно с И. А. Корниенко, В. Н. Богачевым, Ю. М. Павловым и В. Н. Цукановым, показали, что средняя температура; межлопаточной области всегда выше; чем средняя температура кожи остальных участков тела. Полученные нами результаты согласуются с мнением Silverman , который также связывает подъем температуры в межлопаточной области у детей с повышением теплопродукции в бурой жировой ткани. Обследование детей с помощью тепловизора, позволяющего измерять интенсивность инфракрасного излучения тканей, подтвердило данные, полученные при использовании обычных методов исследования. У здоровых доношенных и недоношенных новорожденных ответ на охлаждение при температуре 21-23°, несмотря на различные индивидуальные особенности, всегда связан с активацией теплопродукции в бурой жировой ткани.

Образование тепла в результате повышения интенсивности обмена под влиянием охлаждения происходит, безусловно, не только в клетках бурой жировой ткани. Эти процессы протекают также и в других тканях, но роль теплообразования в бурой жировой ткани в период новорожденное весьма значительна.

До рождения ребенка «тренировка» терморецепторов и вообще всей системы теплопродукции сведена до минимума благодаря достаточно высокой стабильности температуры тела беременной женщины. Переход ребенка к внеутробному существованию сопровождается прежде всего мощной нагрузкой на терморецепцию, поскольку температура окружающего его воздуха на 10-14° ниже той температуры, при которой развивается плод.

У только что родившегося ребенка температура, измеренная в прямой кишке, колеблется от 37,7 до 38,2°. По данным А. В. Токаревой, в первые часы жизни температура тела новорожденного соответствует температуре тела матери. В возрасте 3 часов жизни температура понижается до 35,2°, а затем снова повышается. В первые 5 дней жизни температура тела подвергается значительным колебаниям, с 6-го дня она устанавливается на относительно постоянном уровне (36,2°), хотя полная стабилизация ее происходит лишь в начале 2-го месяца жизни.

У недоношенных детей, по данным Ю. А. Мучеидзе, который проводил свои наблюдения в клинике для недоношенных детей Института педиатрии АМН СССР, уровень ректальной температуры, несмотря на специальные меры согревания, в первые 10 дней жизни находится на довольно низких цифрах (35,3°). Это означает, что функция теплообразования в физиологически незрелом организме, каким является недоношенный ребенок, не в состоянии обеспечить тот уровень тепловой энергии, при котором осуществляется нормальная жизнедеятельность. Отмечены резкие колебания температуры тела в течение суток, выраженные тем более, чем больше степень недоношенности ребенка. У детей в возрасте 1 месяца температура приобретает относительную устойчивость (средний ее уровень 37,2°).

Большую роль в сохранении температуры тела играют кожные покровы с их сосудистой системой. Для доношенных детей характерен высокий уровень кожной температуры по сравнению со взрослым человеком, что объясняют высоким уровнем обмена веществ, превалированием сосудорасширяющих реакций, особенностями строения кровоснабжения кожных покровов. Температура кожи центральных участков тела у доношенных новорожденных выше, чем на периферических участках. В первые дни жизни температура кожи на левой половине тела выше, чем на правой, по данным 11. Коевой-Славковой, на 0,17°. А. В. Токарева также отмечала асимметрию кожной температуры у детей на протяжении всего периода новорожденности. По ее данным, самый высокий уровень температуры кожи в первый день жизни был отмечен в области подреберий (35,2°), на коже груди (34,9°), кистей рук (34,5°), а самый низкий - на пальцах стоп (31,7°).

Для недоношенных детей, по данным 10. А. Мучаидзе, характерны более высокие показатели температуры кожи, чем для доношенных и взрослых. Чем более недоношен ребенок, тем кожная температура у него выше. Таким образом, недостаточность функции теплообразования у недоношенных детей усугубляется рассеиванием тепла через кожное излучение. У недоношенных детей температура кожи проксимальных отделов конечностей не всегда превышала температуру кожи дистальных отделов, иногда равнялась ей или была ниже. Максимальная разница температуры кожи на различных участках тела у недоношенных детей первых 10 дней жизни составляла 2,5°, в возрасте 1 месяца — 1,4°.

Понижение кожной температуры при отсутствии изменений со стороны ректальной температуры начинается только на 3-м месяце жизни, что можно считать внешним проявлением начала сосудистой регуляции кожного излучения у этих детей.

Исследование рефлекса Щербака у недоношенных детей, проведенное Ю. А. Мучаидзе, позволило получить более углубленную характеристику уровня зрелости механизмов терморегуляции. При погружении руки ребенка на 15 мин в ванну с теплой водой вместо ожидаемого подъема температуры тела, который имеет место у взрослых, ректальная температура у недоношенных детей первых 10 дней жизни падала на 0,4-1,2°. Повышения температуры до исходного уровня не наблюдалось в течение 4-5 ч. У детей, весивших при рождении более 1500 г, колебания кожной температуры были сходны с ректальной. У детей с очень низким весом при рождении кожная температура давала более выраженные сдвиги на руке, противоположной нанесению теплового раздражения. Можно думать, что описанный тип реакций у детей первых- 10 дней жизни на тепловую пробу свидетельствует о неспособности к экстренной стабилизации температуры внутренней среды организма. Только с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни происходит некоторая нормализация ответных данных при пробе Щербака.

Несогласованность в системе механизмов, обеспечивающих теплопродукцию и теплоотдачу, свидетельствуют о том, что к 6-7 месяцам внутриутробного развития функциональная система терморегуляции еще не сформировалась как единица физиологической интеграции.

Установление суточной периодики температуры тела может указывать на время совершенствования функции терморегуляции со стороны высших центральных механизмов. В литературе нет четких сведений об этом процессе. Н. А. Архангельская считает, что уже с первых дней после рождения у детей наблюдается суточная периодика температуры тела, обратная по значению той, которая имеется у матери. Н. Коева-Славкова наблюдала дневное повышение температуры и ночное снижение ее, т. е. суточную периодику у доношенных новорожденных уже на 4-5-й день жизни.

В. Н. Богачев, изучавший функцию терморегуляции у новорожденных и детей грудного возраста, отметил появление суточного ритма температуры тела у доношенных детей в возрасте 1 месяца. Однако он считает, что появившаяся периодика температуры тела еще в значительной степени отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Суточный ритм частоты сердечных сокращений и дыхания у этих детей начинают коррелировать с температурой тела с начала 2-го месяца жизни.

Hellbrugge , который всесторонне изучал становление циркадных ритмов у новорожденных, считает, что суточная периодика температуры тела устанавливается на 2-3-й недели жизни.

Температурный анализатор у недоношенных детей развивается медленнее и созревает структурно и функционально в более поздние сроки. По данным Ю. А. Мучаидзе, у недоношенных детей первых 3 месяца жизни суточная периодика температуры тела отсутствует, и только к концу 3-го - в начале 4-го месяца у некоторых детей, весивших при рождении 2000 г, появляется склонность к дневному повышению температуры и некоторому снижению ее ночью. Это, по мнению автора, может свидетельствовать о включении коркового отдела температурного анализатора.

В силу морфологической и функциональной незрелости недоношенного ребенка резервы теплообразования у них крайне ограничены. Даже при воспалительных заболеваниях, при которых повышение температуры является специфичным, гипертермии у недоношенных детей, как правило, не возникает.

Исследования Ю. А. Мучаидзе показали, что выхаживание глубоконедоношенных детей в кювезах закрытого типа (т. е. в условиях, ограждающих их организм от излишних потерь энергии) ускоряло созревание функции терморегуляции.

Так как в раннем онтогенезе совершенствование химической терморегуляции предшествует физической, то в связи с этим у новорожденных легко наступает перегревание. Причина этого лежит не только в недостаточной регуляции выделения тепла путем конвекции и радиации, но и в особенностях потоотделения. Потовые железы у новорожденных еще недоразвиты и секреция пота у них ограничена. Начало потоотделения зарегистрировано у некоторых детей на 4-й день, наиболее отчетливо эта реакция выявлялась у детей в конце 3-й - начале 4-й недели. Корреляции между весом ребенка и началом появления потоотделения установлено не было. Дети первых 7-10 дней жизни плохо переносят и охлаждение. А. В. Токарева показала, что у новорожденного ребенка, оставленного без одежды при температуре 26° и даже 28°, наблюдается падение температуры кожи, появляются беспокойство, икота, акроцианоз, мочеиспускание.

Несовершенство терморегуляции у новорожденных, которое в общих чертах заключается в сниженной теплопродукции и увеличенной теплоотдаче, следует учитывать при организации их температурного режима. Это имеет прямое отношение и к доношенным новорожденным, у которых в первые 7-10 дней жизни происходит совершенствование химической регуляции, обмена веществ и относительная стабилизация температуры тела. Суточная теплопродукция, которая, по данным В. П. Спириной, у доношенных новорожденных в первый день жизни равна 45 кал, повышается в последующие дни и на 7-й день составляет 58 кал. Оптимальным температурным режимом для доношенных и недоношенных новорожденных следует считать тот, при котором ребенок сохраняет постоянную температуру тела при наименьшем напряжении терморегуляции.

Признаки перегрева ребенка

Терморегуляция

Вчера как обычно не могла уснуть полночи, зато нашла чудесную статью о терморегуляции маленьких детей. Мне, как неопытной маме, разъяснились некоторые вопросы, да и свекрови, думаю, надо будет дать почитать)))

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир - из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции - ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев.

Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких - активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления - насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда - родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются - «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше - влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей - дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями - они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается - оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время - это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник - напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена - стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения - из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. При первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.

Но как же на улице определить - не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки - это не признак замерзания. На самом деле все просто - положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий - вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный - наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки - кожа тела должна дышать, а руки и ноги - активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает - прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми - но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек - они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела - перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно - ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями - так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Новорожденные особи млекопитающих разных видов (суслика, хомяка) неспособны к терморегуляторной выработке тепла сразу после рождения; интенсивность обменных процессов у них изменяется в зависимости от температуры так же, как у пойкилотермных животных. Лишь через несколько недель после появления на свет соответствующие эффекторные механизмы этих новорожденных начинают реагировать на температурные стимулы. У других видов включая человека, все терморегуляторные реакции (усиленный термогенез, вазомоторные реакции, выделение пота, поведенческие реакции) могут включаться сразу после рождения; это относится даже к недоношенным младенцам, вес которых при рождении составляет около 1000 г.

Терморегуляторные реакции возникают сразу, как только средняя температура кожи начинает снижаться. Внутренняя температура (ректальная), сохраняется постоянной. Следует отметить, что терморегуляторная теплопродукция и сужение сосудов у новорожденных возникают при более высокой кожной температуре, чем у взрослых.

У новорожденных детей, как правило, термогенез обеспечивается не за счет механизма дрожи, а другим путем, так что его можно обнаружить только с помощью специальных методов. Выработка тепла у младенцев может повышаться без участия механизма дрожи на 100-200% по сравнению с ее уровнем в условиях покоя. Только в случае предельного холодового стресса этот механизм термогенеза дополняется дрожью.

Малые размеры новорожденного ребенка неблагоприятны с точки зрения терморегуляции. Соотношение между поверхностью и объемом тела у доношенного новорожденного примерно в три раза превышает соответствующее соотношение у взрослого. Кроме того, поверхностный слой тела имеет небольшую толщину и изолирующая прослойка жира весьма тонка. В связи с этим даже при максимальном сужении сосудов у новорожденного перенос тепла из организма во внешнюю среду не может уменьшиться в такой степени, как у взрослого человека. Чтобы обойти такую проблему, организм должен увеличивать выработку тепла в случае доношенного новорожденного в 4-5 раз на единицу массы тела, а в случае недоношенного новорожденного (масса которого составляет 1000-1500 г ― до 10 раз.) Таким образом, если температурный баланс должен поддерживаться при минимальной интенсивности обменных процессов у новорожденного, то температура окружающей среды должна быть выше, т.е. составлять 32-34°С. Если эта температура ниже указанной границы, то для поддержания в организме температурного равновесия требуется терморегуляторная выработка тепла. Это означает, что нижняя граница термонейтральной зоны смещается в сторону более высокой температуры окружающей среды. Нижний предел регулируемого диапазона также смещается в направлении более высоких температур; для доношенного новорожденного этот предел составляет примерно 23°С. Однако в пределах ограниченного контролируемого диапазона температура тела у новорожденного регулируется так же точно,. как и у взрослого, поскольку пороговые температуры для реакции сужения сосудов и для термогенеза «подстроены» в соответствии с размерами тела. У очень маленьких недоношенных новорожденных младенцев терморегуляция неэффективна; до тех пор, пока они не прибавят достаточно в весе, их следует держать в термостатируемых боксах (инкубаторах).

Новорожденный ребенок такой крохотный, такой хрупкий, нежный и трогательный, что хочется все время его защищать, что-то делать для него. Этот инстинкт призван защитить младенца, но в наше цивилизованное время зачастую он сильно вредит здоровью ребенка. Типичная картина в роддоме: температура 24 градусов и кулечек из малыша, подгузника, костюмчика или бодика, и двух пеленок. В более щадящих случаях ограничиваются костюмчиком, шапочкой и одеяльцем. В результате, многие малыши приезжают домой с кожей красной и покрытой потницей. Признаюсь, мой первый ребенок приехал именно в таком виде.

Содержание

Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?

Ваш самый чудесный малыш на свете жил в вашем животике в тепле и уюте. Его тело не утруждало себя решение вопросов увлажнения, очищения, нагревания и охлаждения. Но теперь он родился и на его тело обрушилось множество самых разных ощущений и проблем. И ваша главная задача – научить все системы тела вашего маленького чуда быстро и адекватно, реагировать, чтобы суметь себя защитить.

Все мои трое детей за первый год жизни болели только по одному разу, и то потому что я их заражала. Но, что удивительно, в то время, как я с ларингитом мучилась две недели, они болели не больше недели. После года их болезни сводились к небольшому насморку, может кашлю, примерно два раза в год. Я никогда не парюсь по поводу их одежды – пусть хоть голые ходят по улице, если им не холодно, никогда не запрещала лазить по весне в лужах, дома они ходят только босиком, без носков, без тапок, кто-то в штанах и кофте, кто-то в одних трусах. При этом дома у нас не более 18 градусов.

Меня растили по стандартным правилам – теплая одежда, теплая шапочка, теплое укрывание, страх перед сквозняками. При этих казалось бы оптимальных условиях, я умудрилась-таки попасть в больницу с воспалением легких в возрасте трех лет. Все детство, сколько себя помню, болела. В подростковый возраст пришла с хроническим тонзиллитом. И сейчас я болею на порядок дольше и сложнее, чем они, и намного быстрее их замерзаю. Своим детям я такого не хотела, поэтому учила их тело правильно реагировать на холод уже в роддоме.

Читайте также:

Как же работает терморегуляция у младенцев?

Новорожденный ребенок рождается с эффективной системой терморегуляции, просто она отличается от системы взрослого человека. Это сделано природой специально для того, чтобы у младенца была возможность сформировать новую систему терморегуляции и иммунитета с нуля, идеально подходящую под те условия, в которых ему предстоит жить. Если вы постоянно кутаете ребенка, и он находится на грани перегрева, то эта новая система формируется так, словно он живет в каком-нибудь экваториальном климате. Тело будет плохо справляться с охлаждением, что будет постоянно сказываться на иммунитете. Отсюда и частые простуды.

Итак, у новорожденного за нагрев тела отвечает бурая подкожная жировая ткань, которая расположена между лопатками, на груди, на шее, возле отдельных органов. Она формируется с 26 недели беременности специально для того момента, когда произойдет чудо рождения. Если малышу холодно, то в этой жировой ткани начинают активно происходить процессы окисления жиров с выделением энергии – тело нагревается. Несложный, но эффективный механизм теплопродукции.

Если же бурая жировая ткань не справляется, то в работу подключается свойство мышечной ткани создавать тепло при работе. Малыш просыпается, начинает плакать и активно двигаться. Если же и это не помогает, то после истощения всех запасов питательных веществ в теле, новорожденный умолкает, перестает двигаться, тело начинает быстро охлаждаться и может наступить смерть.

А вот возможностей бороться с перегревом не так много. Потовые железы работают еще плохо, а и слой одежды мешает испарятся поту. А прекратить выработку тепла полностью невозможно, ведь оно вырабатывается все время в результате множества происходящих в теле окислительных реакций. Эти реакции необходимы для получения питания клетками, для создания новых клеток, для перехода одних веществ в другие. Тепло выделяется и от постоянного движения внутри его тела – движется кровь, движутся внутренние органы, движутся клетки.

Перегретый малыш становится неактивным, горячим, мокрым, у него нет сил даже для того, чтобы расплакаться. Ведь теперь его организм экономит на движениях. Если ему не помочь, то тело начинает разрушаться и закончиться все может смертью. В более легких формах перегрев мы наблюдаем в виде потницы или вдруг появившейся болезни.

По мере взросления система терморегуляции у младенца изменяется, становится такой, как у взрослых. Гипоталамус созревает и берет на себя ответственность за обеспечение постоянной температуры тела. В его распоряжении теперь находится широкий спектр инструментов: создание подкожно-жировой прослойки, гормоны, питательные вещества из пищеварительной системы, потовые железы, мышцы и пр. Так вот, задача родителей научить гипоталамус в совершенстве владеть этими инструментами. Для этого надо с первых дней закаливать ребенка.

Как закалять?

Вообще, методик закаливания много. Вы выбираете тот способ, который больше всего подходит вам в силу вашего образа жизни и бытовых условий. Но есть несколько общих правил, которые надо соблюдать независимо от методики:

  • Если новорожденный мерзнет, у него синеет носогубный треугольник, он кричит, сучит ручками и ножками, может начаться дрожь, бедрышки на ощупь прохладные. А вот носик, ручки и ножки в норме должны быть прохладные, т.к. они все время влажные.
  • Если младенцу жарко, то его спинка, шея, подмышки становятся мокрыми, лицо и тело краснеет, он становится вялым, сонным. При сильном перегреве младенец может уйти в спячку на несколько часов, что позволяет ему сократить все реакции в теле.
  • Любая закаливающая процедура не должна вызывать у ребенка приступ плача. Если вы снизили температуру в ванночке и малыш стал плакать, то скорее доставайте и успокаивайте, а в следующий раз снизьте чуть меньше.

Я же делала примерно так:

В самом роддоме нас всех заставляли мерить температуру малышам и первые дни после приезда первого малыша из роддома я регулярно мерила ему температуру, чтобы знать, как она меняется в зависимости от того, как я его одевала. Самочувствие второго и третьего ребенка я определяла рукой и зрением.

Чепчик на головку не нужно надевать, если в помещении температура выше 20 градусов. На меня в роддоме косо смотрели, потому что мои дети (кроме первого) лежали в легком костюмчике и без чепчика (температура у нас в палате была 24 градуса), а после смены подгузника некоторое время вообще голые лежали на пеленке – проветривались.

При смене подгузника не спешите одевать кроху – пусть кожа немного подышит. Сосуды тела научаться сужаться, чтобы экономить тепло. У нас дома была температура около 22 градусов, но в деревне она была и 18 – 19 градусов – голенькими они у меня все-равно лежали.

Если на улице 30 градусов и выше, то на прогулке не нужны ни одеяло, ни закрытый костюмчик. Лучше всего, чтобы малыш катался в своей колясочке в одном памперсе. Памперс тоже можно расстегнуть, чтобы не потела промежность.

Мыть малыша в воде с температурой выше 36 градусов не нужно. Лучше температуру постепенно снижать, доведя до 28 градусов. Я даже новорожденных не мыла в 37 градусах. Воду я не кипятила никогда. Только марганцовку добавляла в первые две недели.

В конце купания в ванну со стороны ножек наливайте холодную воду, чтобы температура в ванночке снизилась – такая контрастная процедура более щадящая, чем обливание прохладной водой. Я опускала малышей в ванну в пеленке – так они меньше пугались и редко, когда вздрагивали от прохладной воды. После опускания пеленка просто опускалась на дно.

Про закаливание неплохо расписывает Комаровский в своих книгах, но есть и другие менее модные методы. Хотя я не следовала его книгам, как четким инструкциям.

Вообще, в закаливании я всегда придерживалась мнения (и сейчас придерживаюсь): если чувствует себя нормально, не жалуется, то ему не холодно. Второй ребенок у меня родился в конце мая, а в середине июня начался купальный сезон – его тельце мы тоже кружили по водичке в речке (косых взглядов было много). Кстати, во время беременности я не отказывала себе в удовольствии искупнуться в речке, даже на последних месяцах (старший родился в середине сентября). Хотя никогда не видела купающихся в водоеме беременных. Так что допускаю, что я одна такая.

Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ - гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы - то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка - тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее - новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают - они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов - чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция - теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями - не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки - он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение - они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской - для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями - на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия - но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи - ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды - это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания - они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт - ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко - родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя - обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто - потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от - 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов - по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске - следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается - на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер - можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто - потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Подержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения - тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.