Меню

Что написал сократ. Сократ: биография, философия, цитаты

Дополнительные элементы крыши

Сократа – это первый афинский философ и яркий представитель аттической мысли. По данным родился в городе Афины в 470 году до н.э. происходил из семьи каменотеса и повитухи. Благодаря матери, которая и была повитухой, он создал свой собственный стиль философствования — майевтику – поясняя, что он помогал крупицам разумности родиться в человеческих душах, подобно тому, как его мать помогала появиться на свет человеческим телам.

Обучался он своему искусству философствования у известного мастера и философа Анаксогора (из Клазомен). Свои собственные философские воззрения Сократ передавал в устной форме, не оставляя никаких письменных документов будущим поколениям. Таким образом он считал, что отдает истинное знание, жизнь ради бесед. Беседы имели необычайных успех, к тому же, благодаря атмосфере, которая царила на подобных собраниях. Даже своих учеников Сократ называл не иначе, как друзьями. Письменные упоминания об этом великом античном философе мы можем встретить у Платона, Ксенофонта, Плутарха, Аристотеля, Диогена Лаэрского.

Благодаря методу диалогов, Сократ пытался вызвать появление истинного знания у его собеседника. Он всеми возможными путями подводил самого человека к проявлению, угадыванию сути той темы, какой они предавались. С наиболее дерзкими и неприятными личностями Сократ расправлялся с помощью иронии. Ему достаточно было задать один простейший вопрос, никаким образом, не задевая и не принижая чувства другого человека, однако тот чувствовал себя явно дискомфорта и понимал всю глупость своего поведения. Это еще один из методов ведения диалога, который мы можем перебрать от Сократа.

В своих философских взглядах Сократ придерживался четкости. Он наотрез отказывался изучать и рассуждать на тему натурфилософии, однако всячески способствовал изучению религиозно-нравственных концепций. Природу он считал священной, дарованной богами и в эту область не должна ступать нога даже самого мудрого человека. Любое познания, по учению Сократа, выходит их сомнения (я знаю, что я ничего не знаю – ключевая фраза сократовской философии), которое приводит в свою очередь к самопознанию. Он всячески закликал людей познавать свою суть (познай самого себя). Благодаря само рефлексии мы можем познать в последствии такие области знаний, как право, закон, справедливость, добро, зло и другие категории. Сократ обозначал, что материалисты отрицали внешний природный мир, поэтому пришли к полному отбрасыванию божественного и морального в мире, софисты же отбросили все концепции. Сократ считал, что именно человеческий дух и обращение внутрь себя может принести человеку желанную моральность и религиозность.

Сократ был знаменитым скромником, поэтому поддерживал в человеке такие категории, как умеренность, справедливость и храбрость. То есть, человек должен придержать свои страсти, соблюдать человеческие законы и законы полюса (принятие кары от Афин вполне доказывает соответствие поведения философа к наличию его взглядов), а также не бояться преодолевать опасности. Поскольку он был идеалистом, то предполагал, что все окружающее – это лишь проекция существующих идей в мире идей. И поскольку душа философа особенно разумна и уже познала всю глубину мудрости, ей не страшно на этом идеальном уровне, она знает, что есть жизнь и смерть, добро и зло, поэтому повиновение своей участи не должно ее страшить, наоборот, надо принимать все с должностью. Жизнь Сократа была закончена в Афинах, где он принял яд, в следствии решения суда за то, что он, якобы развращал молодые умы своим знанием. Сократ повинуясь воле полиса принял свою участь достойно.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

  • Каково значение деятельности Сократа для…
Имя Сократа, древнегреческого философа, одного из великих ученых-родоначальников диалектики, известно каждому человеку, ныне живущему на свете. По мнению многих исследователей, его можно считать первым философом планеты в собственном смысле слова.
Жизнь и деятельность Сократа открыли новые горизонты античной науки, повернули философскую мысль в сторону человека, осознанию его роли в жизни природы и общества.

Жизнь Сократа

Родился будущий гений философской мысли в Афинах, в семье каменотеса-скульптора Софриниска и повитухи Фенареты. Точная дата рождения неизвестна, около 469 г. до н. э.

Согласно его утверждениям, без участия философов вполне можно обойтись, управляя любым государством, но при условии, что у власти будут стоять благородные люди. Но, как показала собственная жизнь Сократа, ему самому пришлось довольно активно участвовать в политической и общественной жизни страны.

Сократ принимал участие в Пелопоннесской войне, сохранились сведения о сражениях при Делии и Амфиполе, а также под Потидеей, где отметился и он. Большую часть жизни философ провел в беседах, у него перебывали многие знатные афиняне и приезжие софисты, для которых важными были темы добра и зла, добродетели и порока.

Есть сведения о выступлениях Сократа в роли адвоката афинских стратегов, осужденных на смерть несправедливым судом демоса. Ему приходилось защищать не только чужих, незнакомых политиков и военачальников, но и близких, например, сына Аспазии и Перикла, которые были его друзьями.
Сложные отношения установились между Сократом и известным афинским полководцем Алкивиадом, впоследствии захватившим власть и установившим жестокую диктатуру. В свое время Сократ был наставником этого великого политического деятеля.

В одном из боев Алкивиаду удалось сохранить свою жизнь только благодаря философу. Афинский полководец был ранен, и его жизнь висела на волоске, когда фаланга спартанцев уже готова была пустить в ход копья. Сократ, вооруженный громадной дубиной, один сумел разогнать врагов, не оставив военачальника в беде.

Но в то же время после установления диктатуры Алкивиада в стране, Сократ не раз выступал с речами, осуждающими тиранию. Не только словами, но и действиям, вернее, бездействием, так называемым саботажем, выказывал он свое непринятие такого способа управления государством.
Власть диктатора под нажимом масс пала, а преданное войско тут же оставило Алкивиада, обрекая на верную смерть. И вновь Сократ спасает ученика, при этом, отлично понимая, что смерть диктатора не позволила бы ему в дальнейшем вредить родным Афинам.

Судебный процесс над Сократом

Год смерти Сократа точно известен ученым – 399 г. до н. э., когда он был осужден афинским судом и приговорен к смерти. Известие о страшном приговоре философ принял достойно. Поскольку он был свободным афинским гражданином, то выбрал свой способ ухода в другой мир – принял яд.
Подробности этого громкого дела известны из произведений Платона «Апология Сократа» и Ксенофонта «Защита Сократа в суде». Каждый из них зафиксировал речь философа, с которой он выступил в защиту себя и своих действий. Кроме этого, в каждом из произведений детально описываются обстоятельства судебного процесса.

Так, в частности, отмечается, что он не взывал к милосердию судей, считая такой способ защиты унижающим его человеческое достоинство и достоинство судей. Сократ отверг предъявленные ему обвинения в том, что он развращающее действует на молодежь и богохульствует.
У великого философа было несколько возможностей избежать смертной казни, однако, он отказался воспользоваться и не принял предложений о помощи. Во-первых, Сократу предложили назначить самому себе штраф, чтобы избежать более сурового наказания. Но он посчитал, что назначение штрафа – это признание вины, которой не чувствовал, и отказался.

Во-вторых, он не согласился с предложением друзей похитить его из тюрьмы, где он содержался, по его словам, и за пределами Аттики нет такого места, куда бы смерть ни смогла добраться.

Конец биографии Сократа: смерть

Славу Сократу принесла не только его жизнь, активная позиция и философия, но и его уход в мир иной, подробно описанный Платоном. Последний ритуал, который Сократ провел на земле, принесение в жертву Асклепию, богу врачевания, петуха.
Как известно, такие обряды совершались благодарными выздоравливающими людьми. Сократ приносил жертву богу и людям, за то, что позволили ему покинуть этот свет, излечить душу, избавившись от земных оков.

Современных исследователей продолжает мучить вопрос о том, какой именно яд принял Сократ. Ведется тщательное изучение всех свидетельских показаний и воспоминаний философов, в частности, упоминавшихся симптомов отравления.

По мнению Ксенофонта, это была цикута, однако, ученые опровергают эту версию, так симптомы, сопровождавшие уход Сократа, совершенно иные. Платон просто указывает на применение философом яда, но подробно описывает последние часы и минуты его жизни. Картина отравления, описанная Платоном, свидетельствует, что, возможно, это был болиголов.

Основные постулаты сократовской философии

Сократ одним из первых в Древней Греции стал использовать диалектику. Его попытки отыскать истину привели к появлению так называемого сократического метода, когда решение рождалось из множества наводящих вопросов. При этом он ничего не записывал, все известные факты и сведения о нем, его мировоззрении дошли в записях Платона и Ксенофонта.

Именно из работ, записей, воспоминаний древнегреческих философов известно о роли, которую отыграл Сократ в становлении, развитии и выборе дальнейшего пути развития философской науки. И если ранние представители этой науки были поклонниками натурфилософии, то послесократовский период характеризуется повышенным вниманием к этическим проблемам, политическим, экономическим, культурным темам.

Для множества его последователей он воплощение мудреца, идеального философа, который считал самым существенным для человека самопознание, а мудрость - главной добродетелью.

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и историк, который дифференцировал множество философских понятий и смог дать аргументированное объяснение на каждое из них. Его называют первым человеком, кто заявил о себе, как об истинном философе.

Философские взгляды

На протяжении всей жизни Сократ пытался познать мир с помощью философских понятий. Обо всем понятом и признанном он сообщал двум своим последователям-ученикам: Платону и Ксенофанту, которые записывали слова своего учителя. К слову, именно так до нас смогли дойти мысли этого знаменитого древнегреческого философа.

На сегодняшний день может показаться, что мы знаем о философии Сократа абсолютно всё, но это всего лишь миф. Дело в том, что его ученики по-разному трактовали сказанное своим учителем, и сравнение их трудов показало абсолютную противоположность мнений.

Платон упоминает в своих работах мнение Сократа по поводу врагов. Философ не раз останавливался на том, что своим врагам нужно причинять как можно большее количество зла и проявлять жестокость – столько, сколько это может быть возможным на протяжении всей жизни. И только так человек сможет предотвратить зло, которое бы исходило от этих врагов. Ксенофонт же, напротив, упоминал о том, что Сократ подчеркивал ненужность и бесполезность отмщения хотя бы одной живой душе, заявляя, что человек с подобными позициями не сможет считать себя полноценной личностью.

Логика присутствует в словах обоих последователей, поэтому для ученых до сих пор остается загадкой истинная философия Сократа по поводу своих врагов. Тем не менее, многие библиографы склоняются к истинности и достоверности Ксенофонта, так как Сократ не мог быть настолько бесчеловечным и эгоистичным философом, как его, чаще всего, описывал Платон в своих трудах.

Недолюбливали Сократа и пифагорейцы. В отличие от них, философ пытался узнать истинную сущность каждого явления и предмета. Он открыто заявлял всем и каждому, что окружающий мир, будь он живым или неживым, не представляет собой лишь определенную последовательность чисел, как об этом утверждали пифагорейцы. Сократ верил, что живые существа имеют собственную сущность, душу, и она уж точно не может быть обычным числом или математическим знаком.

Сократовы парадоксы

На протяжении уже многих веков ученые всего мира пытаются понять, кем же на самом деле был Сократ – действительно умным, образованным и знающим человеком или же простаком, который пользовался ораторским искусством и красноречием лишь для поддержания соответствующего «имиджа» мудреца? Столь спорный вопрос возник после того, как в одном из трудов другого философа были найдены так называемые «Сократовы парадоксы».

Всего их было три:

  • ни один человек не желает зла;
  • зло не возникает по доброй воле;
  • добродетель – высшая степень мудрости.

Однако даже современный школьник может не согласиться с подобными утверждениями, что и приводит к многочисленным дополнительным вопросам о личности самого Сократа. Ведь можно представить и доказать множество самых различных ситуаций, когда зло причинялось одним человеком другому просто так, без каких-либо причин и в здравом уме, что уже противоречит двум утверждениям философа.

Кроме того, добродетель отнюдь не всегда становится абсолютным знанием и может принести человеку хоть какую-то пользу. К слову, многие философы и ученые, жившие после Сократа, правильно называли добродетель «проявлением человечности», а вовсе не абсолютной мудростью.

Тем не менее, многие библиографы и даже психологи современности отмечают, что Сократ был не только философом, но и человеком с сильной волей. Он всегда отличался своей выносливостью, а когда в Афинах наступила эпидемия (в конце Пелопонесской войны), Сократ оказался в числе немногих здоровых людей, и это притом, что он абсолютно спокойно ходил по улицам, заходил в дома больных и даже помогал осиротевшим семьям.

– афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой . Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Мы даже не уверены, жил ли такой человек на самом деле. От Сократа не осталось ни сочинений, ни могилы. Все, что мы о нем знаем, написано его учениками – Платоном и Ксенофантом. Его облик очень похож на традиционное изображение сатира, вечного спутника бога Диониса. Характер великого грека полностью соответствует этому лесному божку. Но даже если Сократ – миф, этот миф сообщает нам о важном переломе в развитии греческой философии. Эллины научились проникать за маску очевидности и находить скрытые смыслы. Сократ подарил своему народу, а значит, и всему миру, метод познания, который развивал его ученик Платон, а потом довел до совершенства ученик его ученика Аристотель. Мир – это не то, что мы видим и можем потрогать, но нечто гораздо большее. Законы природы и причинно-следственные связи открываются только для тех, кто готов родиться свыше и стать философом.

Жизнь нищего философа

Сократ любил повторять, что он – сын повитухи и многому у нее научился. Сейчас не важно, была ли его мать Фенерета гинекологом, или это всего лишь красивая метафора, но она легла в основу его маевтического метода. Сократ говорил, что он принимает роды не у женщин, а у мужчин, помогая им родить мысль. Он сам родился в 470 или 469 году до н.э. в Афинах в семье скульптора (или каменотеса, что также символично) Софрониска.

Сократ пришел не на пустое место, поскольку древнегреческая мудрость накопила к тому времени значительный багаж знаний и размышлений. Он сам в молодости слушал лекции Анаксагора и Архелая, умел писать и читать, и наверняка был знаком с философскими сочинениями семи великих мудрецов Греции. Мы ничего не знаем о доходах Сократа, но в пользу его зажиточности свидетельствует факт, что он участвовал в боевых действиях как тяжеловооруженный пехотинец. Далеко не каждый мог позволить себе купить оружие, а государство не спонсировало ополченцев. В Пелопонесской войне Сократ проявил мужество и выносливость, и даже вытащил с поля боя раненого Алкивиада, который стал его учеником.

Его женой была Ксантиппа, чье имя стало символом ворчливого женского характера. Впрочем, у нее были все основания устраивать скандалы своему мужу, который с утра до вечера шатался по базару, выискивая собеседников. Эта несчастная женщина была бы гораздо добрее, если бы Сократ не был бессребреником и брал со своих многочисленных учеников деньги, а не подачки. А между тем она растила троих сыновей, меньший из которых в год смерти философа был семилетним ребенком. Сократ не только не заботился о деньгах, но и о своем внешнем виде. Философ всегда ходил босиком, в рваном хитоне и вел жизнь нищего мудреца.

Маевтический метод

Слово «маевтика» означает помощь при родах. Наводящие вопросы, которыми Сократ вытаскивал плод мысли у собеседника, нередко приводило людей в замешательство и вызывало злобу. Мало кому понравится выглядеть идиотом в глазах окружающих и знать, что тебя одурачил какой-то нищий бродяга. Но начинал Сократ издалека, прося разрешения задать вполне невинный вопрос. Получив ответ, он задавал следующий вопрос, который заставлял усомниться в очевидности сказанного, а затем еще и еще, до тех пор, пока собеседник не признавал свое поражение.

Но Сократ мог начать с провокации. Платон подробно описывает разговор с красивым юношей, рядом с которым Сократ смотрелся уродцем. Философ сказал, что он прекраснее юноши, чем вызвал у присутствующих веселый смех. Дело в том, что слово «прекрасный» в греческом языке означает не только «красивый», но и «полезный». Сократ сказал, что его выпученные глаза гораздо прекраснее глаз юноши, поскольку лучше приспособлены для обзора. Потом он обратил внимание на свои широкие растопыренные ноздри, которые позволяют вдыхать больше воздуха, а значит они прекраснее ноздрей красавца. Так, сравнивая каждую часть своего тела с аналогичными органами юноши, Сократ доказал последнему и всем присутствующим, что он прекраснее.

В беседах Сократа рождалась диалектика, не случайно имеющая общий корень со словом «диалог». Диалектический метод формировался в столкновении двух точек зрения, которые выражали свободные греки на агоре, на базаре или в гимнасии. Сократ был любителем таких споров, в которых рождалась истина. Он не стеснялся признавать, что не знает чего-то. Вообще, многое из того, что он утверждал, принадлежало не ему. Из сочинений Платона очень сложно понять, где идеи Сократа, а где то, что принадлежит Платону или Пифагору. Так, например, обстоит дело с бессмертием души, о котором говорили пифагорейцы. Но одна сократическая фраза не вызывает сомнений: «Я знаю, что ничего не знаю».

Чужой среди своих

Напрасно сердились современники Сократа, считая, что он их унижает. Беседуя с ними, он сам пытался добраться до абсолютной истины. Этим он отличался от профессиональных мудрецов-софистов, готовых за деньги обосновать все, что угодно. Софистов не очень заботили размышления о добре и зле. Они были сродни современным адвокатам, которые служат не истине, но клиенту. Сократ нередко вступал в спор со своими коллегами и посрамлял их, к великому удовольствию публики. Но не публичной славы он хотел. В этих спорах он жаждал получить знания о том, как нужно жить человеку, чтобы быть счастливым.

«Добродетель есть знание», — говорил Сократ. Он пояснял свой тезис так. Человек несчастлив только потому, что у него нет достаточных знаний о том, почему одни поступки плохие, а другие – хорошие. Как только он разберется, куда приводят дурные деяния, то сразу же перестанет поступать дурно и встанет на правильную стезю. Сократ ошибался в том, что равнял всех под себя. Мы видим сейчас, как люди знают о том, что поступают плохо, однако продолжают делать то же самое. Но возможно Сократ имел в виду опытные знания, которые отвратят человека от дурных дел. Но современные психологи утверждают, что генетическая предрасположенность и недолюбленность в детстве может стать причиной плохих поступков. Другими словами, сын алкоголиков с большой долей вероятности пойдет по стопам своих родителей, и никакие знания не помогут.

Апология Сократа

Так называется сочинение Платона, посвященное последнему и, пожалуй, самому важному периоду в жизни философа. Здесь повествуется о суде над ним и последних месяцах его жизни, проведенных в тюрьме. Платон пересказывает защитительную речь Сократа, в которой он излагает суть своей философии. О суде стоит рассказать подробно, чтобы снять обвинение с афинян. Они не настолько виноваты, как нам представляется.

Итак, в афинский суд на Сократа поступил донос, где его обвинили в двух вещах: в безбожии и в совращении малолетних. Что касается последнего обвинения, то под этим понималось не то, что подразумевается в наше время. Речь шла о том, что философ подстрекает своих учеников выступать против родительской воли, спорить с отцами и всегда отстаивать свое мнение. С точки зрения тогдашней морали это было недопустимо. Что же касается безбожия, то здесь философа заподозрили в непочтении к богам. Это также считалось серьезным проступком, поскольку гнев обиженных богов мог привести к несчастьям. Но Сократ не был атеистом, поскольку верил в некое абсолютное божество, которое не нуждается ни в поклонении, ни в задабривании.



Стремление к этому совершенному безымянному богу был частью учения Сократа. Философ верил в бессмертную душу, которая тоскует по совершенству и может расслышать голос с небес, если ее обладатель будет жить праведной жизнью. Итак, Сократа обвинили в богохульстве и растлении молодежи. В знак подчинения ему предложили самому выбрать наказание из трех возможных вариантов: изгнание, тюремное заключение или штраф. Сократ не только отверг обвинения, но выдвинул встречное обвинение афинянам. Он назвал их глупыми и ленивыми, а себя – оводом, кусающим тучную лошадь. Неи никаких сомнений, что с этим животным он сравнивал граждан Афин.

Не обвинять, а носить его на руках должны афиняне, за то, что он вытаскивает их из гордого самодовольства. Философ приводит высказывание дельфийского оракула о том, что «нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Храм Аполлона Дельфийского был для всей Греции непререкаемым авторитетом. Именно оттуда привез эту весть друг Сократа Херефонт. Сам философ пытается пояснить, что пророчество о его мудрости означают одно, но очень важное знание – о себе как о человеке, которому многое еще неизвестно.

Своими колкостями Сократ настроил против себя множество народа. Но у него было немало богатых покровителей и последователей, поэтому осудить такого человека на смерть было нелегко. Но Сократ вел себя столь вызывающе, что фактически сам подписал себе смертный приговор. Несколько месяцев он проводит в тюрьме, которая плохо охранялась, но почти не запиралась. Ученики навещают его, уговаривая бежать. Жена Ксантиппа приходит к нему с малолетним сыном и слезами на глазах. Но Сократ непреклонен. Бегство означало бы признание своей неправоты, а преклонный возраст давал право не испытывать к смерти ничего, кроме любопытства. Возможно, внутренний голос, который вел его по жизни, подсказывал ему не сопротивляться судьбе. Сократ выпил чашу с цикутой в 399 году до рождества Христова в окружении верных учеников.

Мир после Сократа

Вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Смерть великого мудреца произвела громадное впечатление на Платона, который продолжил развивать его идеи о боге, душе и добродетельной жизни. Аристотель, ученик Платона, стал продолжателем сократической традиции и заложил основы западноевропейской философии. Церковь считает его христианином до Христа, который подвел народы к восприятию идеи о Боге-Творце. В мире исламской мысли его возвели на пьедестал первого мусульманского мудреца. Сократ понятия не имел ни о Христе, ни о Магомете, однако он увидел то, чего не видели до него – незримую вертикаль духовной жизни и подлинное счастье человека.