Меню

Корреспондент: Лагерная постель. Нацисты заставляли женщин-заключенных заниматься проституцией - Архив

Швеллеры и двутавры

Во время Второй мировой войны проституция в Третьем рейхе была взята под строгий контроль: эсэсовский режим не только не запрещал публичные дома, наоборот, всячески поощрял их посещение солдатами. Разветвленная сеть борделей покрывала половину Европы и находилась под строгим контролем нацистского государства.
Существовало четкое разграничение по статусу: рядовому солдату вход в публичный дом для офицеров был строго заказан. За нарушение этого правила можно было схлопотать десять суток ареста. Отдельные публичные дома создавались также для насильно вывезенных рабочих, гражданских и заключенных концлагерей.

Принудительная проституция и поощрение узников

«Строения особого назначения» начали появляться на оккупированных территориях в 1942 году. В Дахау, Заксенхаузене и даже Освенциме создавались лагерные бордели, в которых узниц женского пола принуждали к занятию проституцией. Параллельно с открытием подобных заведений велась жесткая политика по пресечению уличной проституции. Девушек легкого поведения, которые рискнули продавать свое тело без указа рейха, отлавливали на улицах, отправляли в лагеря и подвергали принудительной стерилизации.

Идея поощрять «прилежно трудящихся узников возможностью насладиться обществом женщины» принадлежала Генриху Гиммлеру. Однако обманчиво считать действия рейхсфюрера СС заботой о заключенных. Наоборот, дома терпимости создавались с единственной целью: как эффективнее сподвигнуть узников к еще более усердному труду. Услуга пользовалась популярностью: поход в бордель узники выбирали не реже, чем добавку к рациону, облегчение условий содержания или денежную премию.

Принудительная проституция в нацистских концлагерях дала свои плоды: стремясь заработать вожделенное телесное вознаграждение, заключенные действительно показывали высокую производительность труда на оружейных заводах и в каменоломнях.

«Премия» для надсмотрщиков

Расистская иерархия существовала и при посещении лагерных борделей. Поначалу половые утехи разрешались только узникам, которые были чистокровными немцами. Со временем рейх смягчился и разрешил общение с женщинами представителям некоторых других наций. Исключение составляли евреи: им дорога в лагерные бордели была всегда закрыта.

За определенную плату – две рейхсмарки – внеочередной «премии» могли удостоиться надсмотрщики, старосты и прочая «знать» из числа заключенных лагеря. Стоимость входного билета была довольно высокой. В те времена, например, за три рейхсмарки в столовой можно было купить 20 сигарет.

Утехи в одной позе

График работы и процедура посещения лагерных домов терпимости четко регламентировались. По приходу узника записывали в специальный журнал и называли номер комнаты, в которой уже ждала проститутка. На любовные утехи выделялось около 15 минут, иногда немного больше. Что примечательно, комнаты и девушки никогда не повторялись. Посетителей обязывали разуваться на входе и говорить только о самом необходимом. Разнообразие в во время интимных отношений не приветствовалось - заключенным дозволялась исключительно миссионерская поза.

Аскетичная обстановка не способствовала возникновению влечения, поэтому нередко дело вовсе не доходило до полового акта. Одни мужчины были не в состоянии его совершить из-за проблем с физическим здоровьем, другие предпочитали ему задушевный разговор и ощущение моральной близости с женщиной.
В Бухенвальде, например, «строение особого назначения» было открыто только в вечернее время - с 19 до 22 часов. В дни воздушной тревоги, при отключении воды или света, трансляции по радио речи фюрера, бордель закрывался. Приватного пространства заключенным не оставляли - по коридору всегда ходил эсэсовец, а в дверях были глазки.

Забота о здоровье и отсутствие контрацепции

Нацисты боялись венерических заболеваний, поэтому всерьез заботились об их профилактике. У проституток регулярно проверяли кровь и брали мазки на предмет заболевания сифилисом и гонореей. В больничных бараках выдавались специальные дезинфицирующие мази, которыми женщины обязаны были пользоваться до и после каждого полового акта. Несколько раз в неделю менялось постельное белье, которое подвергалось кипячению.

Наряду с повальной обеспокоенностью здоровьем мужчин, эсэсовцы совершенно не переживали о защите женщин. Вопрос контрацепции оставался открытым – предполагалось, что проститутки сами выберут подходящий способ. Надо отметить, что нежелательная беременность действительно наступала крайне редко. Большинство женщин принудительно стерилизовали еще до заключения, многие стали бесплодными из-за тягот лагерной жизни. Если система все же давала сбой, провинившуюся тут же отправляли на аборт, а на ее место назначали временную замену.

Из всех стран и народов, участвовавших в войне, немцы наиболее ответственно подходили к сексуальному обслуживанию своих солдат. Для учета фронтовых публичных домов и проституток военное ведомство создало специальное министерство. Разобраться в том, как обстояло с сексуальным обслуживанием в вермахте, нам помогут труды известного исследователя Третьего рейха Андрея Васильченко.

В городах северо-запада России бордели, как правило, размещались в небольших двухэтажных домах. Работниц сюда гнал не автомат, а лютый военный голод. Посменно работали от 20 до 30 девушек, каждая из которых в день обслуживала до нескольких десятков клиентов.
Месячная зарплата составляла порядка 500 рублей. Уборщица борделя получала 250 рублей, врач и бухгалтер - по 900.

Единожды разработанную систему, не мудрствуя, применяли в разных занятых регионах.
В одном из борделей г. Сталино (ныне - Донецк) жизнь проституток протекала по такому распорядку: 6.00 - медосмотр, 9.00 - завтрак, 9.30 - 11.00 - выход в город, 11.00 - 13.00 - пребывание в гостинице, подготовка к работе, 13.00 - 13.30 - обед, 14.00 - 20.30 - обслуживание солдат и офицеров, 21.00 - ужин. Ночевать девушек обязывали только в гостинице.


В некоторых ресторанах и столовых для немцев имелись так называемые комнаты свиданий, в которых посудомойки и официантки за плату могли оказать дополнительные услуги.
А. Васильченко приводит выдержку из немецкого дневника:
«В иной день у крыльца выстраивались длинные очереди. За сексуальные услуги женщины чаще всего получали натуральную оплату. Например, немецкие клиенты банно-прачечного комбината в Марево Новгородской области частенько баловали возлюбленных славянок в “бордель-хаусах” шоколадными конфетами, что тогда было почти гастрономическим чудом. Денег девушки обычно не брали. Буханка хлеба - плата гораздо более щедрая, чем быстро обесценивающиеся рубли».

А в воспоминаниях немецкого артиллериста Вильгельма Липпиха, воевавшего под Ленинградом, находим следующее:
«В нашем полку я знал солдат, которые пользовались хроническим голодом местных молодых женщин для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Захватив буханку хлеба, они отправлялись за пару километров от линии фронта, где за еду получали желаемое. Я слышал байку о том, как один бессердечный солдат в ответ на просьбу об оплате отрезал женщине лишь пару ломтей, а остальное оставил себе».


В Бресте, который не был прифронтовым городом, ситуация была немного другой по форме, но не по сути. Брестчанке Лидии Т., которая в оккупацию была девочкой-подростком, врезалась в память миловидная, хорошо одетая барышня, вышедшая из здания гестапо. Она шла по улице (нынешняя Островского), и по каким-то необъяснимым флюидам было понятно, что это не тайный агент или информатор и не жертва застенков, это совсем другое…

Публичные дома для немцев были во многих оккупированных городах Северо-Запада России.
В годы Великой Отечественной войны многие города и поселки Северо-Запада были оккупированы фашистами. На передовой, на подступах к Ленинграду, шли кровопролитные бои, а в тихом тылу немцы обживались и пытались создать комфортные условия для отдыха и досуга.

«Немецкий солдат должен вовремя покушать, помыться и снять половое напряжение», — так рассуждали многие командиры вермахта. Для решения последней проблемы были созданы публичные дома в крупных оккупированных городах и комнаты свиданий при немецких столовых и ресторанчиках, а также разрешена свободная проституция.


*** Денег девушки обычно не брали

В борделях работали в основном местные русские девушки. Иногда дефицит жриц любви восполнялся из жительниц Прибалтики. Информация о том, что нацистов обслуживали только чистокровные немки, — миф. Проблемами расовой чистоты была озабочена только верхушка нацистской партии в Берлине. Но в военных условиях никто не интересовался национальностью женщины. Ошибочно также считать, что девушек в борделях заставляли работать только под угрозой расправы. Очень часто их туда приводил лютый военный голод.

Бордели в крупных городах Северо-Запада, как правило, располагались в небольших двухэтажных домах, где посменно работали от 20 до 30 девушек. В день одна обслуживала до нескольких десятков военнослужащих. Публичные дома пользовались небывалой популярностью у немцев. «В иной день у крыльца выстраивались длинные очереди», — писал один из нацистов в своем дневнике. За сексуальные услуги женщины чаще всего получали натуральную оплату. Например, немецкие клиенты банно-прачечного комбината в Марево Новгородской области частенько баловали излюбленных славянок в «бордель-хаусах» шоколадными конфетами, что тогда было почти гастрономическим чудом. Денег девушки обычно не брали. Буханка хлеба — плата гораздо более щедрая, чем быстро обесценивающиеся рубли.

За порядком в публичных домах следили немецкие тыловые службы, некоторые увеселительные заведения работали под крылышком немецкой контрразведки. В Сольцах и Печках нацистами были открыты крупные разведывательно-диверсионные школы. Их «выпускники» засылались в советский тыл и партизанские отряды. Немецкие разведчики здраво полагали, что «колоть» агентов легче всего «на женщине». Поэтому в Солецком борделе весь обслуживающий персонал был завербован Абвером. Девушки в приватных беседах выясняли у курсантов разведывательной школы, насколько они преданы идеям Третьего рейха, не собираются ли перейти на сторону советского Сопротивления. За такую «интимно-интеллектуальную» работу женщины получали особые гонорары.

*** И сыт и доволен

В некоторых столовых и ресторанах, где обедали немецкие солдаты, были так называемые комнаты свиданий. Официантки, посудомойки помимо основной работы на кухне и в зале дополнительно оказывали сексуальные услуги. Есть мнение, что в ресторанах знаменитой Грановитой палаты в Новгородском Кремле располагалась такая комната свиданий для испанцев «Голубой дивизии». Об этом говорили в народе, но официальных документов, которые подтверждали бы этот факт, нет.

Столовая и клуб в небольшой деревне Медведь получили известность среди солдат вермахта не только «культурной программой», но и тем, что там показывали стриптиз!

*** Свободные проститутки

В одном из документов 1942 года мы находим следующее: «Так как имевшихся во Пскове публичных домов для немцев не хватало, то они создали так называемый институт санитарно-поднадзорных женщин или, проще говоря, возродили свободных проституток. Периодически они также должны были являться на медицинский осмотр и получать соответствующие отметки в особых билетах (медицинских удостоверениях)».

После победы над фашистской Германией женщины, которые обслуживали нацистов в годы войны, подверглись общественному порицанию. Люди обзывали их «немецкими подстилками, шкурами, б...». Некоторым из них брили головы, как падшим женщинам во Франции. Однако ни одного уголовного дела по факту сожительства с врагом не было заведено. Советское правительство смотрело на эту проблему сквозь пальцы. На войне — особые законы.

*** Дети любви.

Сексуальное «сотрудничество» во время войны надолго оставило память о себе. От оккупантов рождались ни в чем не повинные малыши. Трудно даже посчитать, в каком количестве появились на свет белокурые и голубоглазые ребятишки с «арийской кровью». Сегодня запросто можно встретить на Северо-Западе России человека пенсионного возраста с чертами чистокровного немца, который родился не в Баварии, а в какой-нибудь далекой деревушке Ленинградской области.

Прижитого в годы войны «немчонка» женщины далеко не всегда оставляли в живых. Известны случаи, когда мать собственноручно убивала младенца, потому что он «сын врага». В одном из партизанских воспоминаний описан случай. За три года, пока в деревне «столовались» немцы, русская женщина прижила от них троих детей. В первый же день после прихода советских войск она вынесла свое потомство на дорогу, положила рядком и с криком: «Смерть немецким оккупантам!» разбила всем головы булыжником...

*** Курск.

Комендант Курска генерал-майор Марсель издал «Предписание для упорядочения проституции в г. Курске». Там говорилось:

«§ 1. Список проституток.

Проституцией могут заниматься только женщины, состоящие в списках проституток, имеющие контрольную карточку и регулярно проходящие осмотр у специального врача на венерические болезни.

Лица, предполагающие заниматься проституцией, должны регистрироваться для занесения в список проституток в Отделе Службы Порядка г. Курска. Занесение в список проституток может произойти лишь после того, как соответствующий военный врач (санитарный офицер), к которому проститутка должна быть направлена, дает на это разрешение. Вычеркивание из списка также может произойти только с разрешения соответствующего врача.

После занесения в список проституток последняя получает через Отдел Службы Порядка контрольную карточку.

§ 2. Проститутка должна при выполнении своего промысла придерживаться следующих предписаний:

А)…заниматься своим промыслом только в своей квартире, которая должна быть зарегистрирована ею в Жилищной конторе и в Отделе Службы Порядка;

Б)…прибить вывеску к своей квартире по указанию соответствующего врача на видном месте;

В)…не имеет права покидать свой район города;

Г) всякое привлечение и вербовка на улицах и в общественных местах запрещена;

Д) проститутка должна неукоснительно выполнять указания соответствующего врача, в особенности регулярно и точно являться в указанные сроки на обследования;

Е) половые сношения без резиновых предохранителей запрещены;

Ж) у проституток, которым соответствующий врач запретил половые сношения, должны быть прибиты на их квартирах особые объявления Отдела Службы Порядка с указанием на этот запрет.

§ 3. Наказания.

1. Смертью караются:

Женщины, заражающие немцев или лиц союзных наций венерической болезнью, несмотря на то что они перед половым сношением знали о своей венерической болезни.

Тому же наказанию подвергается проститутка, которая имеет сношения с немцем или лицом союзной нации без резинового предохранителя и заражает его.

Венерическая болезнь подразумевается и всегда тогда, когда этой женщине запрещены половые сношения соответствующим врачом.

2. Принудительными работами в лагере сроком до 4-х лет караются:

Женщины, имеющие половые сношения с немцами или лицами союзных наций, хотя они сами знают или предполагают, что они больны венерической болезнью.

3. Принудительными работами в лагере сроком не менее 6 месяцев караются:

А)женщины, занимающиеся проституцией, не будучи занесенными в список проституток;

Б) лица, предоставляющие помещение для занятия проституцией вне собственной квартиры проститутки.

4. Принудительными работами в лагере сроком не менее 1 месяца караются:

Проститутки, не выполняющие данное предписание, разработанное для их промысла.

§ 4. Вступление в силу.

Подобным же образом регламентировалась проституция и на других оккупированных территориях. Однако строгие кары за заражение венерическими болезнями приводили к тому, что проститутки предпочитали не регистрироваться и занимались своим промысом нелегально. Референт СД в Белоруссии Штраух в апреле 1943-го сокрушался: «Вначале мы устранили всех проституток с венерическими болезнями, которых только смогли задержать. Но выяснилось, что женщины, которые были раньше больны и сами сообщали об этом, позже скрылись, услышав, что мы будем плохо с ними обращаться. Эта ошибка устранена, и женщины, больные венерическими болезнями, подвергаются излечению и изолируются».

Общение с русскими женщинами порой кончалось для немецких военнослужащих весьма печально. И не венерические болезни были тут главной опасностью. Наоборот, многие солдаты вермахта ничего не имели против того, чтобы подцепить гонорею или триппер и несколько месяцев перекантоваться в тылу, - все лучше, чем идти под пули красноармейцев и партизан. Получалось настоящее сочетание приятного с не очень приятным, но зато полезным. Однако именно встреча с русской девушкой нередко заканчивалась для немца партизанской пулей. Вот приказ от 27 декабря 1943 года по тыловым частям группы армий «Центр»:

«Два начальника обоза одного саперного батальона познакомились в Могилеве с двумя русскими девушками, они пошли к девушкам по их приглашению и во время танцев были убиты четырьмя русскими в гражданском и лишены своего оружия. Следствие показало, что девушки вместе с русскими мужчинами намеревались уйти к бандам и таким путем хотели приобрести себе оружие».

По утверждению советских источников, женщин и девушек оккупанты нередко насильно загоняли в публичные дома, предназначенные для обслуживания немецких и союзных солдат и офицеров. Поскольку считалось, что с проституцией в СССР покончено раз и навсегда, партизанские руководители могли представить себе только насильственное рекрутирование девушек в бордели. Те женщины и девушки, которым пришлось сожительствовать с немцами, после войны, чтобы не подвергаться преследованиям, также утверждали, что их заставляли спать с вражескими солдатами и офицерами.

*** Сталино (Донецк, Украина)

В газете "Комсомольская Правда в Украине" за 27 августа 2003 г. по теме "Бордели для немцев в Донецке". Вот отрывки: "В Сталино (Донецке) фронтовых борделей было 2. Один назывался "Итальянское казино". 18 девиц и 8 человек обслуги работали только с союзниками немцев - итальянскими солдатами и офицерами.Как говорят краеведы, находилось данное заведение р-не нынешнего донецкого Крытого рынка...Второй бордель,предназначенный для немцев, располагался в старейшей в городе гостиннице "Великобритания". Всего в борделе трудилось 26 человек(это считая девиц, технич.работников и руководство). Заработки девиц составляли примерно 500 рублей в неделю (сов.рубль ходил на этой терр. параллельно с маркой, курс 10:1). Распорядок работы был таким: 6.00 - медосмотр;9.00- завтрак (суп,сушёный картофель,каша,200 гр.хлеба; 9.30-11.00-выход в город;11.00-13.00 - пребывание в гостиннице,подготовка к работе;13.00-13.30-обед(первое блюдо,200 гр.хлеба);14.00-20.30- обслуживание клиентов;21.00-ужин. Ночевать дамам разрешалось только в гостиннице. Солдат для посещения борделя получал у командира соотв. талон (в течении месяца рядовому полагалось их 5-6 штук),проходил медосмотр,по прибытии в бордель регистрировал талон,причём корешок сдавал в канцелярию воинской части,мылся (регламентом предполагалась выдача бойцу куска мыла,маленького полотенца и 3-х презервативов)...По сохранившимся данным в Сталино посещение борделя обходилось солдату в 3 марки(вносились в кассу) и продолжалось в среднем 15 мин. Бордели существовали в Сталино до августа 1943 г.

В Германии предан гласности доселе малоизученный факт из истории нацистского прошлого. Немецкий культуролог Роберт Зоммер впервые поведал миру о судьбе лагерных проституток в своей книге "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"), сняв табу с запретной темы.

Табу Второй Мировой войны

На прошлой неделе в берлинском ландтаге (региональном парламенте) прошла презентация книги Роберта Зоммера "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"). На 460 страницах исследования описана история появления, структура работы и социальная роль публичных домов, созданных нацистами в концентрационных лагерях. Согласно данным культуролога, вырученные от проституции средства поступали на счета Третьего Рейха. Однако историки старательно умалчивали о лагерной проституции. Бордели были расположены на территории Захсенхаузена, Дахау, Аушвица, Бухенвальда, Дора-Миттельбау, Равенсбрюка, Маутхаузена и Берген-Бельзена. Самый большой публичный дом, с 20 девушками, существовал на территории Освенцима.

"Между 1942 и 1945 годами нацисты организовали всего десять "специальных учреждений" в Бухенвальде, Дахау, Заксенхаузене и даже в Аушвице. Всего в них было принуждено к работе около 200 женщин. Как пишет автор, публичные дома для заключенных были организованы в качестве поощрения за хорошую работу по указанию тогдашнего рейхсфюрера СС Гиммлера. При содействии промышленников он ввел в концлагерях премиальную систему, которая поощряла примерную работу заключенных облегчением содержания, дополнительным пайком, денежными премиями, табаком и, конечно же, посещением борделя.

Несмотря на то, что со дня окончания Второй Мировой войны прошло 60 с лишним лет наличие в лагерях смерти борделей, в которых узниц принуждали к проституции все еще остается малоизученным аспектом нацистского террора. Но чем больше времени проходит, тем меньше остается свидетелей, а значит становится легче снимать табу с "неудобной" темы.

"Das KZ-Bordell"

В течение девяти лет 34-летний берлинский ученый исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам различных стран, беседовал с жертвами сексуальной эксплуатации и очевидцами, дожившими до наших дней. Ученый развенчал миф о том, что национал-социалисты боролись с проституцией. Скорее, режим стремился к тотальному контролю над весьма выгодным бизнесом. Целая сеть борделей, покрывавшая в те годы половину Европы, контролировалась властями нацистской Германии. Зоммер утверждает, что в сеть входили "гражданские и военные публичные дома, а также заведения для принудительных рабочих, в связи с чем эта сеть частично накладывалась на систему концентрационных лагерей".

Защитив диссертацию, которая по сути стала первым обширным научным исследованием на тему нацизма и проституции, Зоммер решил опубликовать добытые материалы в книге "Das KZ-Bordell" ("Бордель в концентрационном лагере"). Помимо этого, факты, на которые Зоммер пролил свет, легли в основу передвижной выставки "Лагерные бордели. Принудительная проституция в нацистских концлагерях". Организаторы планируют провести ее в нескольких мемориальных комплексах до конца года. "Ни одна тема в истории концлагерей так не замалчивалась либо не искажалась в общественном сознании, как эта" - сказала директор мемориала Инза Эшенбах. На стендах, оформленных художниками Берлинского университета искусств, представлены документы или их копии. Это первая выставка на запретную тему в немецком музее женского концлагеря Равенсбрюк. "Тем не менее, в исследованиях еще существует много пробелов, - отметила доцент Катя Йедерман. - Ведь хотя женщинам был нанесен физический и моральный ущерб, многие из них из-за чувства стыда не обращались за компенсацией. Усугубляло положение и то, что вступавшие с ними в половые отношения мужчины отзывались о них большей частью презрительно. Если вообще отзывались".


Бордель в Освенциме Stammlager, блок 24А, имел 21 шлюху, и был расположен сразу же за главными воротами прямо перед надписью Arbeit Macht Frei (Работа делает свободным).

Хороший работник - это удовлетворенный работник

Размышления о повышении работоспособности заключенных, вместе с тем и о прибыли от их работы привели рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера к мысли об открытии спецбараков на территории концлагерей. Гиммлер цинично полагал, что немного женской ласки повысит производительность рабского труда в каменоломнях и на оружейных заводах. Поощрить "прилежно трудящихся заключенных возможностью посетить бордель и насладиться обществом женщины" представлялось для рейхсфюрера целесообразным. 23 марта 1942 года он написал о своей идее Освальду Полю, ведавшему управлением лагерей.

Рейхсфюрер СС даже ввел своеобразную систему поощрения узников концентрационных лагерей: за "особые заслуги" узники вознаграждались облегчением условий содержания, добавками к рациону питания, а также небольшими денежными премиями. Всего же в публичных домах концлагерей работали порядка 200 "секс-рабынь". В некоторых лагерях на одну проститутку приходилось по 300 - 500 мужчин.

Согласно расистской иерархии национал-социалистов, изначально посещение публичных домов позволялось только узникам немецкого происхождения. Но позднее "услугой" могли пользоваться практически все кроме евреев, советских военнопленных и простых интернированных. Этим правом обладали так называемые заключенные-функционеры: интернированные, занимавшиеся внутренней охраной, и надзиратели из числа узников.

"Смысл учреждения борделей состоял в том, чтобы увеличить производительность насильственного труда, создав людям дополнительный стимул, - поясняет Зоммер. - Судя по собранным мной данным, план не сработал: большинство заключенных были просто физически не в состоянии пойти к проститутке".

"Черный треугольник"

Активистка австрийского движения Сопротивления и заключенная лагеря Равенсбрюк Антониа Бруа вспоминает: "Самые красивые женщины оказывались в борделях СС, менее эффектные - в военных борделях". Остальные же высылались в мужские концлагеря. Так, в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии был создан первый лагерный "дом терпимости". Здание насчитывало десять небольших комнат с зарешеченными окнами "барака №1". В публичном доме у каждой женщины было собственное "место работы" - отдельная комната. В ней обычно имелись стол, стулья, скамья, окно и даже занавеска.

Будущих проституток в возрасте от 17 до 35 лет набирали в самом большом женском концентрационном лагере на территории самой Германии Равенсбрюк или Аушвиц-Биркенау из числа "антиобщественных элементов". Многие из них ранее уже занимались проституцией, на первых порах они обучали новичков "профессиональным навыкам". Около 60-70 процентов лагерных путан были немками по происхождению. Оставшаяся часть набиралась из числа полек, украинок или белорусок, еврейки же не допускались к работе в лагерных борделях, а заключенные-евреи не имели права их посещать.

В кинохронике, которую отсняли сами фашисты, четко заметны номера узников. Однако из-за того, что архивный материал был отснят на черно-белую пленку трудно заметить другие знаки различия - разноцветные нашивки. К рукавам проституток нашивали "черные треугольники".

По прибытию в мужской лагерь надзирательницы цинично сообщали им, что они находятся в "борделе для заключенных" и что им непомерно повезло. Женщин помещали в лазарет, где их в течение десяти дней приводили в форму - им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие акриловые ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами.

Врачи СС пресекали распространение венерических болезней в лагере, поэтому женщин регулярно осматривали, а посетителям выдавались дезинфицирующие мази. Однако, в отсутствии презервативов, о предохранении путаны не заботились. Но и беременели они редко. Большинство "асоциальных" женщин стерилизовали еще до мобилизации в лагеря, а другие были неспособны к деторождению из-за стресса. При "производственных ошибках" женщин заменяли на вновь прибывших, а беременных высылали обратно в женские лагеря для прохождения надлежащей медицинской процедуры. По редким данным, можно сделать вывод, что беременность могла означать заочный смертный приговор, но никаких документальных подтверждений казней беременных нет.

Вырванная страница истории

Процедура посещения борделей, а также время их работы регламентировались СС. "Специальное учреждение" в концлагере Бухенвальд было открыто 11 июля 1943 года. Оно работало ежедневно с 19.00 до 22.00. В те вечера, когда не было света или воды, объявляли воздушную тревогу или передавали по радио речь фюрера, публичный дом закрывался. В свободное от основной работы время девушки занимались несложной работой: починкой носков или сбором трав.


Комната в борделе лагеря Бухенвальд

Двери "номеров" были оборудованы глазками. Коридоры патрулировались эсэсовцами. Посетители должны были разуваться, говорить разрешалось только о самом необходимом. "Каждый заключенный должен был вначале подать прошение на посещение борделя, а затем он мог купить за две рейхсмарки входной билет. Для сравнения, 20 сигарет в столовой стоили три марки. Евреям вход в бордель был строго воспрещен. Разводящий выкрикивал номер заключенного и номер комнаты, которую он должен был занять. Заключенному позволялось находиться в комнате не более 15 минут, при "этом" была разрешена только "поза миссионера" - описывает Зоммер в своей книге.

В дневнике заключенного Дахау Эдгара Купфер-Кобервитца записано: "Ждешь в коридоре. Фамилию и номер узника вписывают в журнал. Потом называют некий номер и фамилию какого-то узника. Тогда нужно спешить в комнатку с названным номером. Каждый раз тебе достается другая комната. У тебя есть 15 минут. Ровно 15 минут". Однако нередко до полового акта не доходило. Одни мужчины оказывались физически не в состоянии его совершить, "другие, - продолжает Зоммер, - испытывали потребность, скорее, просто поговорить с женщиной, ощутить ее близость".

Бывший узник Бухенвальда голландец Альберт Ван Дейк вспоминает ужасы, пережитые им и многими другими в отдельной главе в своих мемуарах - нерассказанное никем. Именно в ней он рассказывает о том, что посещал в лагере, где он провел два года, публичный дом для узников. "Этих женщин большинство узников презирало. Но разве они туда добровольно приехали? Нет" - пишет он. "Старшие мне говорили: как тебе не стыдно, мама скопила для тебя деньги, а ты их на женщину тратишь? А мне не было стыдно: тебя моют, бреют, дают чистую одежду, ты получаешь женщину. Так я познакомился с Фридой" - говорит Ван Дейк. Для бывшего узника концлагеря это память о первой любви.


Проституция, как средство выживания

Среди женщин из "команды особого назначения" были и добровольцы. Бруа, которой пришлось работать в медсанчасти Равенсбрюка, вспоминала, что некоторые женщины "добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение" ровно через шесть месяцев. Однако это утверждение спорно. Так, испанка Лола Касадель, участвовавшая в движении Сопротивления и в 1944 году попавшая в Равенсбрюк, рассказала как их староста в лагере объявила: "Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе".

Для многих женщин, обреченных на смерть, "повинность" в борделе стала последней надеждой на выживание. "Важнее всего, что нам удалось вырваться из ада Берген-Бельзена и Равенсбрюка, - говорила Лизелотте Б., бывшая узница лагеря Миттельбау-Дора. - Главное - как-то выжить".

"Исследование публичных домов в лагерях смерти раскрывает новую грань нацистского террора: эсэсовцы фактически пытались сделать узников своими сообщниками в преступлении против женщин", - уверен берлинский культуролог. Как выяснил Зоммер, тот, у кого хватило сил перенести ужасы борделя, имел больше шансов не умереть в лагере. Почти все вынужденные проститутки пережили времена нацистского террора. Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего концлагеря Равенсбрюк добавляет: "Женщины, разумеется, не рассказывали об этом после войны. Одно дело говорить: я работала плотником или я строила дороги, и совсем другое - меня вынудили работать проституткой".

Что стало с теми лагерными проститутками, которые дожили до освобождения, сумели ли они исцелиться от душевных травм, имеют ли они семью и детей в большинстве случаев не известно. Как правило, женщины до конца своих дней молчат о том, что с ними произошло. Сотни узниц публичных домов после войны жили в стыде. Военное сексуальное насилие ООН признала преступлением против человечности только в ХХI веке. "Ни одна из них не получила компенсацию за то, через что ей пришлось пройти, - говорит Зоммер. - Чрезвычайно важно хоть в какой-то степени восстановить сегодня доброе имя этих женщин".

Идея организации борделей для поощрения лояльных заключённых пришла Генриху Гиммлеру во время посещения концлагеря Маутхаузен. Дома терпимости должны были повысить производительность труда в каменоломнях и на оружейных заводах.

Первый, из десяти подобных, лагерный бордель появился в концлагере Маутхаузен в июне 1942 года, позже, осенью - в KZ Гузена. В 1943 - в KZ Флоссенбюрга, Бухенвальда, Аушвитце (Освенциме), Аушвитце-Моновице, в 1944 - в Нойенгамме, Дахау, Заксенхаузене, в 1945 - в Доре-Миттельбау.

Пополнявшие ряды проституток были в основном женщины-заключённые из лагеря Равенсбрюк. Также в бордель попадали немки из асоциальной среды, уличные проститутки, бомжихи. Им обещали хороший паёк и выпуск через 6 месяцев на волю.

Освенцим-Биркенау, женский лагерь, май 1944.

Одна из заключённых, Маргарет В., вспоминает день ее отбора для борделя: «В помещении мы должны были раздеться до гола. Туда вошла группа SS и врач лагеря Шидлаувски. Они нас осмотрели. Я слышала, как Шидлаувски произнёс, что неужели они хотят эти кости? Другой, это был комендант Бухенвальда Кох, ответил, что она хорошо сложена, мы её откормим…»

Тогда Маргарет В. было 25 лет. Вместе с 16 следующими отобранными арестантками она была переправлена из женского концлагеря Равенсбрюк в Бухенвальд к 20.000 мужским арестантам. Ее барак был огорожен колючей проволокой, к ее телу был предоставлен постоянный доступ.

Здание состояло из жилой комнаты, спальни, служебного кабинета SS, комнаты врачей и отдельных комнат для интима. Каждая комната имела свой порядковый номер, такой же получала женщина, принимающая в комнате. Маргарет В. получила «13».

Бордель работал с 19 до 22 часов. Входящие арестанты могли выбирать женщину, но сначала проходили медосмотр и получали разрешение на 15 минут половых сношений. Была разрешена только миссионерская поза. В каждой двери находилось отверстие для наблюдения и неотъемлемый надзиратель SS, следящий за точным процессом - разговоры и просто общение, без полового акта, запрещались.

Для посещения борделя арестант должен был сделать заявку и купить так называемую «Sprungkarte» стоимостью 2 рейхсмарки. Для сравнения - пачка 20-ти сигарет в столовой стоила 3 рейхсмарки. Евреям посещение борделя было запрещено. Ослабшие после трудового дня узники неохотно шли в предоставленные им Гиммлером дома терпимости. Одни - по моральным соображениям, другие - по материальным - бордельный талон можно было выгодно обменять на пропитание.

Карта для посещения борделя.


Талончик ценностью 1 рейхсмарка.

Надзиратели боялись распространения венерических болезней и тщательно проверяли женщин на триппер и сифилис. Нежелательные беременности их не волновали, презервативы не выдавали, и как предохранятся - женщины должны были придумывать сами. Среди узниц возникала своя иерархия: были любимые и не пользующиеся популярностью. «Любимые» девушки, дабы не быть замученными за день посещениями, платили надзирателям за перенаправление клиентов. В день девушка должна была принять до 10 клиентов. За одного клиента девушке полагалось 45 пфеннигов, но только 20 приходили на руки. Надзиратели исполняли роль сутенёров, обеспечивая особо примечательных девушек новыми клиентами, расплачиваясь с девушками одеждой и едой.




Заключенные в Освенциме. Девушкам, отобранным для борделей, делали инъекции кальция, заставляли мыться в дезинфекционных ваннах, облучали ультрафиолетовыми лампами и кормили лучше, чем других заключённых.

Невообразимо, что эти женщины должны были терпеть: унижения, наказания, изоляцию, дискриминацию и болезни. Если сексуальная привлекательность женщин была израсходована, они были больны или беременны, их как вещь обменивали на новеньких. А выработавшихся отправляли назад в концлагерь, где они, если не были расстреляны или отравлены газом, то умирали от венерических болезней. Только в самых редких случаях женщины были отпущены на свободу, как это им обещалось.

Предположительно в лагерных борделях работали 220 женщин, 17-35-ти летние, в общей массе немки, но также полячки, украинки, белоруски и цыганки.

Бордель в Бухенвальде

Внешне этот барак на территории концлагеря Бухенвальд ничем не отличался, и только занавески на окнах говорят о том, что это была не совсем обычная постройка на территории бывшего концлагеря. Внутри на столах стояли вазы с цветами, на кроватях лежали подушки, а на стенах висели картины. "Вечером, после смены караула на лагерной башне у главных ворот, около двух десятков заключенных Бухенвальда женского пола должны были приступать к своим обязанностям - они были проститутками в лагерном борделе", - пишет в своей статье, опубликованной в Sueddeutsche Zeitung, Кристиане Коль.

Бордель в Бухенвальде существовал с 1943 года и был закрыт незадолго до освобождения лагеря в 1945 году. При этом клиентами женщин были не офицеры СС, а сами заключенные. По словам берлинского культуролога Роберта Зоммера, изучившего архивы концлагеря, ежедневно бордель посещали до 100 заключенных.

"Над этой главой деяний НСДАП долго висела завеса молчания, поскольку ни сами нацистские преступники, ни их жертвы не были заинтересованы в том, чтобы подобная форма принудительных работ всплыла на поверхность", - говорится в статье.

И только исследования Зоммера пролили свет на эту темную сторону деятельности нацистского режима. Его книга "Бордель в концлагере" стала основой для выставки, которая проводится сейчас в Бухенвальде. "Лагерные бордели стали формироваться по приказу главы СС Генриха Гиммлера, который видел в них возможность повысить производительность и работоспособность заключенных", - пишет издание. Официально сексуальные услуги были частью системы поощрений, которая предусматривала и выдачу сигарет или послабления в переписке. "Однако на деле речь шла прежде всего о дополнительном унижении узников концлагеря". Если посещение борделя после письменного прошения было одобрено руководством лагеря, заключенного после унизительных медицинских процедур под конвоем сопровождали в комнату в "особом бараке". Время визита было строго ограничено, за происходящим в помещении следили охранники.

По сведениям Зоммера, женщин в бордели привлекали обещанием досрочного освобождения. Как пишет ученый, многие бывшие узницы не сознавались в своем прошлом и не требовали компенсации в том числе и потому, что боялись быть на всю жизнь заклейменными.

---------------------

В годы Великой Отечественной войны многие города и поселки Северо-Запада России были оккупированы фашистами. На передовой, на подступах к Ленинграду, шли кровопролитные бои, а в тихом тылу немцы обживались и пытались создать комфортные условия для отдыха и досуга.

«Немецкий солдат должен вовремя покушать, помыться и снять половое напряжение», - так рассуждали многие командиры вермахта. Для решения последней проблемы были созданы публичные дома в крупных оккупированных городах и комнаты свиданий при немецких столовых и ресторанчиках, а также разрешена свободная проституция.

Русские девушки отдавались за буханку хлеба

В борделях работали в основном местные русские девушки. Иногда дефицит жриц любви восполнялся из жительниц Прибалтики. Информация о том, что нацистов обслуживали только чистокровные немки, - миф. Проблемами расовой чистоты была озабочена только верхушка нацистской партии в Берлине. Но в военных условиях никто не интересовался национальностью женщины. Ошибочно также считать, что девушек в борделях заставляли работать только под угрозой расправы. Очень часто их туда приводил лютый военный голод.

Бордели в крупных городах Северо-Запада, как правило, располагались в небольших двухэтажных домах, где посменно работали от 20 до 30 девушек. В день одна обслуживала до нескольких десятков военнослужащих. Публичные дома пользовались небывалой популярностью у немцев. «В иной день у крыльца выстраивались длинные очереди», - писал один из нацистов в своем дневнике. За сексуальные услуги женщины чаще всего получали натуральную оплату. Например, немецкие клиенты банно-прачечного комбината в Марево Новгородской области частенько баловали излюбленных русских девушек в «бордель-хаусах» шоколадными конфетами, что тогда было почти гастрономическим чудом. Денег девушки обычно не брали. Буханка хлеба - плата гораздо более щедрая, чем быстро обесценивающиеся рубли.

За порядком в публичных домах следили немецкие тыловые службы, некоторые увеселительные заведения работали под крылышком немецкой контрразведки. В Сольцах и Печках нацистами были открыты крупные разведывательно-диверсионные школы. Их «выпускники» засылались в советский тыл и партизанские отряды. Немецкие разведчики здраво полагали, что «колоть» агентов легче всего «на женщине». Поэтому в Солецком борделе весь обслуживающий персонал был завербован Абвером. Девушки в приватных беседах выясняли у курсантов разведывательной школы, насколько они преданы идеям Третьего рейха, не собираются ли перейти на сторону советского Сопротивления. За такую «интимно-интеллектуальную» работу женщины получали особые гонорары.

И сыт и доволен

В некоторых столовых и ресторанах, где обедали немецкие солдаты, были так называемые комнаты свиданий. Официантки, посудомойки помимо основной работы на кухне и в зале дополнительно оказывали сексуальные услуги. Есть мнение, что в ресторанах знаменитой Грановитой палаты в Новгородском Кремле располагалась такая комната свиданий для испанцев «Голубой дивизии». Об этом говорили в народе, но официальных документов, которые подтверждали бы этот факт, нет.

Столовая и клуб в небольшой деревне Медведь получили известность среди солдат вермахта не только «культурной программой», но и тем, что там показывали стриптиз!

Свободные проститутки

В одном из документов 1942 года мы находим следующее: «Так как имевшихся во Пскове публичных домов для немцев не хватало, то они создали так называемый институт санитарно-поднадзорных женщин или, проще говоря, возродили свободных проституток. Периодически они также должны были являться на медицинский осмотр и получать соответствующие отметки в особых билетах (медицинских удостоверениях)».

После победы над фашистской Германией женщины, которые обслуживали нацистов в годы войны, подверглись общественному порицанию. Люди обзывали их «немецкими подстилками, шкурами, б...». Некоторым из них брили головы, как падшим женщинам во Франции. Однако ни одного уголовного дела по факту сожительства с врагом не было заведено. Советское правительство смотрело на эту проблему сквозь пальцы. На войне - особые законы.

Сексуальное «сотрудничество» во время войны надолго оставило память о себе. От оккупантов рождались ни в чем не повинные малыши. Трудно даже посчитать, в каком количестве появились на свет белокурые и голубоглазые ребятишки с «арийской кровью». Сегодня запросто можно встретить на Северо-Западе России человека пенсионного возраста с чертами чистокровного немца, который родился не в Баварии, а в какой-нибудь далекой деревушке Ленинградской области.

Прижитого в годы войны «немчонка» женщины далеко не всегда оставляли в живых. Известны случаи, когда мать собственноручно убивала младенца, потому что он «сын врага». В одном из партизанских воспоминаний описан случай. За три года, пока в деревне «столовались» немцы, русская женщина прижила от них троих детей. В первый же день после прихода советских войск она вынесла свое потомство на дорогу, положила рядком и с криком: «Смерть немецким оккупантам!» разбила всем головы булыжником...

76 лет назад Генрих Гиммлер издал приказ об организации борделей в концентрационных лагерях. Дьявольский план был призван принудить заключенных работать усерднее за «вознаграждение» в виде сексуальных утех. Женщин-заключенных заманивали в бордель обещанием дополнительного питания и лучших условий содержания. Они обслуживали до 20 мужчин в день под неусыпным присмотром немцев-надзирателей.




Сразу за печально знаменитыми воротами Освенцима с надписью «Работа делает свободным» находится одно из наименее известных кошмарных мест лагеря. Чтобы заключенные работали усерднее, Генрих Гиммлер, глава СС, приказал открыть для них бордели в концентрационных лагерях оккупированной Европы. План был принят в октябре 1941 года. Согласно ему, хорошо работавший заключенный мог получить в виде поощрения путевку в бордель. Первый бордель был организован в 1942 году в Маутхаузене (Австрия). За ним последовали Равенсбрюк, Бухенвальд, Дахау и Флоссенбург. Всего в концлагерях работали десять борделей. Самый крупный из них располагался в польском Аушвице (Освенциме), в блоке №24 рядом с воротами.

Освенцим был самой мощной машиной смерти в истории: здесь погибли около 1,1 миллиона человек. План по организации лагерного борделя воплощал эсэсовец Зигфрид Швела, главный лагерный врач. Он довел до медиков концлагеря правила: и мужчины, и женщины в борделе должны быть здоровы, женщины должны быть подвергнуты стерилизации, использоваться может только миссионерская позиция. Кроме того, в дверях должны были быть оборудованы глазки, через которые надзирателям следовало следить, чтобы женщина не проводила с клиентом более 15 минут. Разумеется, соблюдались и расовые нормы: немцы должны были ходить только к немецким женщинам, славяне — к славянкам. Русские и евреи в бордель не допускались.

Еще до воплощения своих планов Швела был убит бойцами Сопротивления. Однако в 1943 году план воплотил в жизнь другой эсэсовский врач, Освадьб Кадук.


Бордель Аушвица располагался в блоке №24 — в этом доме справа от ворот.


Женщин-заключенных (разумеется, не евреек) заманивали в бордель обещанием лучших условий содержания и питания. Девушки, большинству из которых было едва за 20 обслуживали, в среднем, 6-9 мужчин в «час посещений» — с 8 до 10 вечера. Воскресный день также был для них рабочим. Всего в борделе работала 21 женщина.

Мужчины, которым разрешалось посещение борделя, подвергались унизительному медосмотру. Эсэсовский врач мазал их гениталии специальным кремом. Еще раньше их на весь лагерь выкликали на посещение борделя, куда их конвоировала охрана. Многие «награжденные» были настолько больны и истощены, что физически не могли воспользоваться предоставленной возможностью.


«После прибытия нового транспорта к новеньким женщинам-заключенным приходили эсэсовцы и говорили, что ищут женщин на легкую работу, — рассказывает историк Ига Буналска. — Некоторые впоследствии отказывались, узнав, в чем заключается «легкая работа», но другие оставались. Затем врачи отбирали молодых и миловидных женщин, которых и отправляли на работу в заведение».


Бордели работали не только в Освенциме, но и в других лагерях. На снимке — заведение для заключенных в Бухенвальде.


Врач-эсэсовец Зигфрид Швела, разработавший подробный план и инструкцию по созданию лагерного борделя.


«Бордели работали каждый день по вечерам, открываясь после поверки у работниц борделя было теплое жилье, каждая имела отдельную комнату с приличной мебелью, — рассказывает Буналска. — Они получали пищу с эсэсовской кухни и красивое белье, которое поступало со складов, где хранились вещи убитых заключенных. Они получали необходимую врачебную помощь. Так было куда легче выжить в лагере. Надо сказать, контраст между этими женщинами и остальными заключенными — голодными, оборванными, измученными, избитыми, — был разителен».


«Бордели были еще одним издевательством эсэсовцев, — говорит бывший заключенный Иосиф Жайна. — Тот, кто думает, что это был подарок для заключенных, просто не представляет себе Аушвиц. Это был еще один пример цинизма немцев, еще один пример унижения».

Другой заключенный, Мечислав Заяц, говорит: «Всех собрали на плацу. Начальник с гордостью раздал первые купоны в новый бордель. Он выкликал номера и раздавал купоны на виду у всего лагеря. Одним из награжденных стал профессор Хенрик Миановски. Он работал очень хорошо — преподавал химию. Он попытался объяснить, что предпочел бы дополнительный хлеб или суп, но безуспешно».

Купоны раздавал заместитель начальника лагеря, известный садист Ганс Аумейер. В 1948 году он был повешен за военные преступления.

Выжившая заключенная Софья Батор-Степьен вспоминала, как девушку соблазнили работой в борделе, пообещав дополнительную пайку хлеба. «Когда объявили, что ищут волонтеров для очень легкой работы, она вызвалась, — вспоминает Батор-Степьен. — Во время осмотра врач спросил ее, знает ли она, о какой работе идет речь. Она ответила, что нет. Тогда он сказал, что это будет легкая работа, и у нее будет много хлеба. Он говорил: «Тебе придется общаться с мужчинами, и еще я сделаю тебе маленькую операцию, чтобы ты не забеременела». Ей говорили: «Подумай, ты еще молода, быть может, тебе захочется стать матерью…» — но она отвечала, что ее не волнует материнство, она просто хочет хлеба».


Для многих девушек работа в борделе была шансом на жизнь — или хотя бы на лучшую жизнь. «Мы видели девушку в красивом синем платье с черной тесьмой, с прической, на каблуках и в макияже, — вспоминает Батор-Степьен. — Мы были ошарашены. Макияж в Аушвице?! Потом ее уволили — она была страшно расстроена и умоляла оставить ее в борделе».


Вильгельм Брасс, фотографировавший женщин на документы, говорит: «Они приходили ко мне, смеясь, радостные. Все были очень симпатичные. Они шутили перед камерой. Восемь были польками, семь — немками. Они были полны надежды — надежды, которую дала им эта работа».

Как рассказывает историк Ига Буналска, борделями пользовались также немецкие солдаты и даже эсэсовцы, хотя законы о расовой чистоте запрещали им это.


«Насколько известно, солдаты часто пользовались борделем, — говорит Буналска. — Разумеется, они делали это нелегально, быть может, давая взятки Освальду Кадуку, который заведовал заведением.
Многие женщины после службы в борделе получили хлебные должности в лагере, некоторые из них пережили войну. Однако об их судьбах ничего неизвестно, и вряд ли они кому-то рассказывали о своем опыте. Одно несомненно: работа в борделе дала им шанс выжить. Ведь для многих из них выбор был прост: либо бордель, либо газовая камера в Биркенау».

Бордели в Аушвице были закрыты в январе 1945 года, после освобождения лагеря.

Стремление повысить работоспособность узников концентрационных лагерей навело рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера на идею создать при 10 концлагерях бордели. "Система лагерных борделей стала частью извращенной стратегии по унижению узников", - пишет в своей статье на сайте Focus Армин Фюрер.

"Они приходили вечером. 15 минут от силы, дольше они не задерживались. Одного сменял другой. Маргарет В. помнила об этих вечерах всю жизнь. Шел 1943 год, ей было 25, и она была заключенной концлагеря Бухенвальд", - повествует журналист.

Она была одной из 16 женщин на десяток тысяч мужчин, "номер 13": в лагере у нее была особая функция - оказывать мужчинам "услуги", Маргарет была вынуждена заниматься проституцией. "Ее клиентами были не надсмотрщики-эсэсовцы, а заключенные", - говорится в статье.

Идея создания борделей при лагерях пришла в голову самому Гиммлеру - "при этом речь не шла о том, чтобы сделать что-то хорошее для мужчин-узников, которых морили голодом, эксплуатировали их рабский труд, пытали и убивали. Рейхсфюрер СС хотел повысить их работоспособность", - пишет автор статьи.

Изначально, после внедрения системы лагерных борделей в 1942 году, женщин доставляли из женского концлагеря Равенсбрюк, позже их стали привозить и из других лагерей. "В большинстве случаев это были немки: еврейки не годились по расистским причинам", - повествует автор.

Сотрудники из рядов СС отбирали первоначально "профессионалок", то есть тех, кто еще до ареста занимался проституцией или подозревался в этом. Затем очередь дошла и до тех, кто был уличен в "постыдной" связи с польскими или русскими заключенными, а также евреями.

"Заявить о готовности оказывать мужчинам сексуальные услуги женщина могла "добровольно" (...), - повествует журналист. - В таком случае женщина могла надеяться на усиленный паек, регулярный медицинский осмотр, защиту от побоев и тяжелого физического труда".

Конечно, замечает автор, по-настоящему "добровольным" в условиях концлагеря это желание назвать нельзя. "Сотрудничество спасало многим жизнь: по оценке историка Роберта Зоммера, все женщины, задействованные в этой системе, выжили; некоторые, правда, позднее погибли в жерновах нацистских лагерей".

Описывая непосредственно сам "визит" заключенных мужчин к проституткам, автор рассказывает о том, что весь процесс был строго регламентирован: ему предшествовал медицинский осмотр, на акт отводилось 15 минут, за происходящим в комнате через специальное окошко наблюдал надсмотрщик.

"Многие мужчины использовали эту возможность, чтобы еще раз, возможно, последний, (...) побыть рядом с женщиной, поговорить с ней, ощутить физическую близость", - повествует автор.

"Лишь около 1% узников концлагерей посещали бордель хотя бы раз, считает Зоммер. Речь, как правило, шла о тех, кто принадлежал к "привилегированному" слою заключенных и занимал верхние позиции в лагерной иерархии. Для них визит к проститутке был премией за хорошую работу. Он стоил 2 рейхсмарки и был в принципе недоступен "простым" заключенным. О визите нужно было просить лагерное начальство в письменной форме", - говорится в статье.

"Система лагерных борделей была частью извращенной стратегии СС по намеренному унижению узников. Повысить работоспособность заключенных можно было, улучшив питание и бытовые условия. Гиммлеру это было не нужно. Когда мужчины шли в бордель, они автоматически унижались перед сотрудниками СС. Кроме того, они становились соучастниками сексуальной эксплуатации женщин. Для женщин ситуация была ужаснее всего - они становились жертвами и СС, и заключенных", - замечает Армин Фюрер.

Долгое время тема принудительной проституции в концлагерях была табуирована. Лишь в начале 1990-х годов такие женщины, как Маргарет В., стали заявлять о себе. "Их страдания никогда не были официально признаны таковыми, компенсации никто из них не получил. В 1966 году одна женщина в ФРГ подала иск с требованием компенсации - он был отклонен, суд посчитал, что у пережитого ею истек срок давности", - пишет в заключение журналист.