Меню

Методология философии. Шпаргалка: Сущность, предмет и метод философии

Швеллеры и двутавры

Философия, как и любая паука, обладает своим набором понятий и категорий, которые позволяют ей осуществлять постижение свойств и качеств своей предметной области.

Категориями (от греч. kategona - высказывание, свидетельство, признак) называют предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные свойства, черты, а также закономерные связи и отношения элементов реальной действительности и познания

Будучи формами и устойчивыми организующими компонентами процесса мышления, категории отражают не только свойства и черты объектов реального мира, но и помогают рациональному мышлению человека в познании достаточно полно и всесторонне выявить природу и сущность этих объектов, закрепить их в знаниях. Категории позволяют человечеству организовывать и осуществлять свою деятельность, формировать у людей мировоззрение, культуру мышления и практического действия.

Есть основания полагать, что впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля "Категории", где философ обобщил попытки разных мыслителей своей эпохи выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания и достаточно всесторонне рассмотрел следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Свой вклад в осмысление категорий внес И. Кант, практически положивший начало новому этапу исследования этого феномена науки и практики. Правда, он рассматривал категории как априорные формы рассудка, которые характеризуют не мир "вещей в себе", а познающего субъекта, исследователя и структуру его мышления, т.е. И. Кант исключат такое свойство категорий, как способность отражать реально существующий мир, его составляющие элементы.

Значительный вклад в осмысление категорий внес Г. Гегель Представляя взаимосвязи и взаимопереходы категорий как порождения абсолютной идеи, он свел их к следующему:

  • - бытие - качество, количество, мера;
  • - сущность - основание, явление, действительность;
  • - действительность - субстанция, причина, взаимодействие, а также субъект, абсолютная идея, объект.

Материалистическая философия рассматривает категории как результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики. В соответствии с таким подходом мы и будем рассматривать категории философии.

Категории философии - это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее.

Философские категории находятся между собой в определенной связи и представляют собой открытую развивающуюся систему, которая строится на основе единства исторического и логического. Именно поэтому каждая философская категория может быть осмыслена лишь как элемент всей системы категорий. Например, содержание категории "материя" и естественно отражаемой ею реальности может быть раскрыто с использованием категорий "движение", "развитие", "пространство", "время", "качество", "количество" и др.

Правда, в отличие от гегелевской системы, которая раскрывала развитие всего сущего на основе исходной, названной Г. Гегелем "мировой дух", в материалистической философии пока не существует общепризнанной системы категорий.

Для философских категорий характерно раскрытие общих законов возникновения, становления и развития природы, человека и общества. Поскольку их объектная область - это мир, объективная реальность во всем многообразии ее существования, движения и развития, всем предметам реального мира эти законы развития присущи, правда, со своими особенностями. С позиций материалистической диалектики к таким законам развития относят следующие: а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон взаимоперехода количественных изменений в качественные; в) закон отрицания отрицания.

К всеобщим законам развития можно отнести также и "связь парных" категорий философии: а) "сущности и явления"; б) "причины и следствия"; в) "возможности и действительности"; г) "необходимости и случайности"; д) "формы и содержания"; е) "общее - особенное - единичное".

Философские категории, отражая объективную реальность, позволяют выделить следующие ее черты и свойства: единство сущего; структурированность окружающего мира; причины и источники развития объективной реальности; способ типологии реальности; характер и уровень отражения реальности в сознании человека.

Для категорий философии характерным является то, что они, аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, фиксируют и отражают мировоззренческие и методологические аспекты содержания философской мысли. Однако поскольку философские категории представляют собой наиболее общие или всеобщие понятия, "охватывают" весь обозримый для исследователя мир, они довольно "бедны" в содержательном смысле. Вместе с тем они позволяют выделить нечто общее, что присуще всем феноменам реального мира. В качестве таких феноменов выступают следующие: а) материальность объективной реальности; б) всеобщая связь всех предметов реального мира; в) непрерывное развитие всех предметов реального мира.

В основной перечень философских категорий можно включить следующие: "материя", "сознание", "реальность", "бытие", "возможность", "действительность", "развитие", "эволюция", "революция", "необратимость", "направленность", "субстанция", "субстрат", "универсум", "пространство", "время", "континуум", "единичное", "особенное", "общее", "познание", "причина", "следствие", "форма", "содержание", "необходимость", "закономерность", "случайность", "природа", "общество", "человек", "структура", "компонент", "элемент", "субъект", "объект", "истина", "достоверность", "практика", "конкретное", "абстрактное" и др.

Рассматривать содержание философских категорий целесообразно последовательно, в рамках выделенной нами предметной области и структуры философии. Однако поскольку проникновение в содержание философии начинается от фиксации явления и представляет собой непрерывный процесс раскрытия ее сущности и природы, рассмотрим парные категории философии, которые позволяют осмыслить и познание, и развитие, и саму суть философии как мировоззрения, так и методологии.

Сущность и явление представляют собой философские категории, которые отражают различные стороны предметов, процессов объективной реальности или действительности.

Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную качественную составляющую, которая придает предметам то, что они представляют собой. Если исключить эту составляющую из конкретного предмета, то последний перестанет быть таковым, т.о. сущность соотносится с категорией "качество", но не исчерпывает се.

Сущность мыслится и в глобальном масштабе. Здесь она трактуется как предельное основание бытия мироздания, но в границах определенного класса, вида, рода. Например, можно говорить о сущности живых организмов, о сущности человека как представителя рода человеческого, но являющегося таковым только потому, что он есть социальное существо. Сущность составляет общую основу как множества различных явлений, так и единично-уникального. Сущность всегда конкретна , нет сущности вообще. Сущность предметов скрыта, ее невозможно выявить простым созерцанием. Так, например, при простом наблюдении за Солнцем можно сделать вывод, что оно вращается вокруг планеты Земля, хотя в действительности все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

Реально сущность нерасторжима со своим проявлением. Так, противоправное деяние выступает в виде конкретного действия или бездействия субъекта, которое сопровождается нарушением установленных в стране законов или других видов социальных норм и влекущее причинение вреда другим лицам.

Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности находятся на поверхности, в среде своего бытия.

В материалистической философии категории "сущность" и "явление" рассматриваются как универсальные объективные характеристики предметного мира. Единство этих категорий означает единство мира и мышления о мире, единство онтологии и гносеологии. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных внутренних связей предмета, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. И сущность, и явление суть атрибуты любого объекта. При этом явление есть функция, зависящая от двух величин: объекта и его данности субъекту. Для того чтобы исключить субъективную составляющую, возникающую при оценке явления, отражающего сущность предмета, например в криминалистике, "...из бесконечного разнообразия явлений, отражающих сущность преступления, выделяют такие, которые причинно связаны с преступлением, лишь те, которые запечатлели следы преступлений, информацию о преступлении" .

Рассматривая явления в их совокупности посредством абстрагирующей способности ума, человек приближается к сущности предмета. Познание проникает в суть предмета от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

В деятельности юристов, в контексте выявления сущности деяний и их оценки, соотнесения этой оценки с нормативными актами значимым является рассмотрение связи таких категорий, как "причина и следствие", "необходимость и случайность", "возможность и действительность", "форма и содержание", "общее - особенное - единичное".

Причина и следствие - это две философские категории, отражающие наличествующую в мире всеобщую связь между различными объектами, между сущностью и явлением, между разными явлениями.

Причина (лат. causa) - это тин взаимодействия предметов, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой какие-то изменения в самих этих предметах, в характере связей между ними, в других объектах реального мира или явлениях, выражающих их природу и сущность.

Все изменения, происходящие в реальном мире, где проявила себя причина, являются следствием. В мире нет беспричинных явлений. Всякое явление в природе, обществе, самом человеке обусловлено определенной причиной. Оно есть следствие той или иной причины. Причина и следствие находятся во взаимодействии. Причина порождает следствие, но и следствие не пассивно, а воздействует на свою причину или становится причиной других явлений. Во всеобщем взаимодействии реального мира причина и следствие меняются местами. То, что является следствием в одной связи, может стать причиной в другой связи и т.д.

Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии является нарушением водителем правил дорожного движения. Нарушение правил дорожного движения влечет, как следствие, возникновение дорожно-транспортных происшествий. Дорожно-транспортные происшествия обусловливают причинение вреда другим людям и т.д.

Между причиной и следствием существует внутренняя закономерная связь. Так, взаимодействие между ними нельзя рассматривать в отрыве от конкретной обстановки, в которой это взаимодействие происходит. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Очевидно, что одна и та же сущность предмета в разных условиях, причинах может по-разному проявляться. В связи с этим в судебной деятельности следует отличать общее осмысление сущности и явления, причины и следствия от степени точности, которой достигла юриспруденция и юридическая практика в деле описания причинных связей, а также от того, какие факты предоставляет следствие по конкретному рассматриваемому в суде делу.

В природе и обществе существует бесчисленное множество типов и форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, структурных элементов предметов, которые обусловливают причинно-следственные зависимости, становятся причиной следствий. Однако при всем многообразии причин внутренней их природой является противоречие в самом предмете, в тех несовпадениях тенденций, сторон, свойств, которые присущи элементам этого предмета.

В философии классификация причинно-следственных связей производится по разным основаниям. Например, если обратиться к вещной стороне предметов взаимодействия, можно вести речь о следующих видах причинно-следственных связей: материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные.

По характеру проявления причинно-следственные связи можно подразделить на динамические и статические. По числу и связанности взаимодействий причины подразделяются на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. По отношению к предмету причины могут быть внутренними и внешними. По охвату предметов бытия мира выделяются причины всеобщие, особенные, единичные. По "качеству " следствия они могут быть главными и неглавными.

В практической деятельности юриста обращение к причинно-следственной связи при рассмотрении любого деяния требует осмысленного использования следующей парной категории философии: "необходимости и случайности".

Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, "божественном провидении", свободе и воле, предопределенности или стихийности человеческого бытия.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, событий, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития .

Необходимость выражает основную тенденцию развития всех компонентов природы, общества, человеческого мышления, а это значит, что все существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т.е. объективными законами развития. Например, вращение Земли и других планет, развитие одних органических видов из других, смена одних общественно-экономических формаций другими, изменения в технике и технологиях от уровня фундаментальных исследований - все это имеет необходимый характер. Однако необходимость не сводится к неизбежности. Философия не отрицает и случайность , которая имеет свою долю "права" на бытие.

Случайность - это такой тип связи явлений, событий, который обусловливается не их внутренней природой, а внешними, привходящими и потому несущественными причинами.

Другими словами, случайность - это субъективно неожиданные, но объективно привходящие в конкретный процесс компоненты бытия всего сущего, это то, что в данных конкретных условиях может быть, а может и не быть, может осуществиться в одной форме, а может в какой-то другой.

Случайность, как и необходимость, может быть внешней и внутренней : внешние - находятся за пределами определенного круга предметов; внутренние - порождаются собственной природой конкретного предмета или круга предметов.

Необходимость и случайность взаимно связаны. Есть основания считать, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития предметов как в природе, так и в обществе, и которую наука обязана вскрыть. Это относится и к юридическим наукам. Достаточно часто в судебных заседаниях при рассмотрении дел, относящихся к вопросам использования средств защиты потерпевшим, когда он наносит нападающему несовместимые с жизнью ранения, возникает проблема оценки данного деяния: было ли оно следствием случайного превышения необходимой обороны или осознанным действием.

Конечно, в некоторых случаях, например, когда мать совершает определенные действия для защиты своего ребенка, определить достоверно, были ли эти действия необходимостью или совершены неосознанно (случайно) не представляется возможным, в связи с тем, что здесь, помимо рассудка, на действия матери влияют инстинкты.

Судьям следует учитывать, что там, где внешне происходит игра случайности, последняя оказывается подчиненной внутренним, еще не открытым объективным законам. Задача науки и состоит в том, чтобы эти законы открыть. Так, в рассматриваемом случае с превышением пределов необходимой обороны с необходимостью "пробивается" действие закона организации жизнедеятельности людей при отсутствии строгих граничных условий.

Значимым для жизни человека и практической деятельности юриста является осмысление в рамках необходимости и случайности такого феномена, как свобода. Уже отмечалось, что необходимость не сводится к неизбежности и что в развитии общества не все фатально предопределено. В реальной жизни людей в качестве мотивов их практически-преобразовательной деятельности не могут не проявляться потребности, интересы, страсти, воля, идеи. Значит, в действительности присутствует отклонение от объективной закономерности относительно самостоятельного бытия человека и сообществ людей по отношению к неживой и живой природе. Г. Гегель, рассматривая данное "отклонение" жизнедеятельности людей от общей закономерности развития их истории, назвал его хитростью мирового разума. Вне случайности развитие человечества носило бы механистический характер .

Если подойти к осмыслению проявления активности отдельного человека, сообществ людей в реальной жизни с позиций диалектического материализма, то необходимость и случайность обусловливают появление и проявление их свободы. Очевидно, что свобода исторически конкретна и относительна. Она есть продукт исторического развития и самого человека в контексте его социализации, и уровня развития общей культуры сообществ людей, и способов бытия человечества по отношению к неживой и живой природе, т.е. свобода есть специфический и характерный только для социализированного человека способ его бытия , проявляющийся в процессе принятия им решений в соответствии со своими потребностями, интересами, идеями, установками, а также в их реализации в соответствии с познанными закономерностями существования общностей людей, применительно к конкретным условиям их бытия.

Если выразить приведенное философское осмысление свободы в юридическом ключе, то свобода человека есть поле возможных проявлений его активности в рамках принятых на себя обязательств по отношению к другим членам сообщества людей и осмысленных личных правомочий.

Свобода - характеристика любой целенаправленной, сознательной деятельности людей, которым неотъемлемо присуще чувство ответственности за свои действия или бездействия. Данный факт заключен в следующей мысли: свобода присутствует в необходимости или необходимость проявляется только через свободу в виде наличествующей возможности выбора целей и путей ее достижения. Эго значит, что в бытии людей необходимость не только осознается, но и создается в рамках свободы.

Однако для того чтобы выявление закономерного и случайного, свободы и необходимости было реально включено в созидательную деятельность людей, а также в практику юридической деятельности, следует осмыслить и внести в обучение, в реальную философскую подготовку студентов такую пару категорий, как "возможность и действительность". Дело в том, что необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное. Данные категории отражают одну из важнейших закономерностей процесса развития неживой и живой

природы, социоисторических организмов. В процессе своего развития то, что возникает, не сразу утверждает себя в действительности, выступая сначала лишь как возможность, т.е. как первая ступень в развитии предмета.

Возможность можно представить как объективную, но до определенного времени скрытую тенденцию возникновения и становления предмета как феномена реальности, содержащую условия его проявления и утверждения в действительности.

Категория "возможность" - это завтрашнее в сегодняшнем. Она отражает такое состояние, такую ступень в развитии предметов, явлений, человека, когда заключенные в них потенции еще не проявились. Например, сформированный у выпускника юридического вуза высокий интеллектуальный потенциал, методологическая культура мышления и практического действия, социальная зрелость и надежность, профессиональная подготовка - это его возможность проявить себя в качестве квалифицированного специалиста, способного и готового эффективно разрешить возникающие в его деятельности проблемы юридического характера.

Действительность - это уже осуществленная возможность, объективно существующий предмет, явление, процесс как результат воплощения в реальность некоторой возможности или совокупности возможностей, реальное бытие возможного.

Можно сказать и так: действительность - это прошлое в настоящем, это основа форм бытия новых возможностей. Например, воплощенный в приемлемый результат образовательно-воспитательный потенциал выпускника юридического вуза как возможность при разрешении конкретной проблемы юридического характера является действительностью, его опытом, который одновременно становится его возможностью в будущей профессиональной деятельности.

На это обращают внимание видные представители судейского корпуса нашей страны. Так, заместитель председателя ныне уже не существующего Высшего Арбитражного Суда РФ Сергей Михайлович Амосов отмечал, что "направлениями повышения качества правосудия должны стать обучение членов судейского корпуса и кандидатов в судьи умению глубоко, справедливо и законно оценивать сущность той материи, которой предстоит оперировать судье по каждому делу, воспитание самих судей в духе лучших общечеловеческих качеств" .

Очевидно, для того чтобы возможность стала действительностью, необходимо проявление как минимум двух факторов: действие определенной необходимости и наличие соответствующих условий, а может быть, и случайностей. Если в природе процесс превращения возможности в действительность происходит независимо от субъекта, например превращение воды в лед или пар, то в жизни человечества превращение возможности в действительность во многом зависит от действий и деятельности как отдельных личностей, так и общностей людей.

Например, возможность избавить планету от различного вида и типа войн и вооруженных конфликтов имеет все условия для превращения в фактическую действительность только посредством массовых антивоенных движений, способных усилить потенциал мира, разума и справедливости.

Существенной характеристикой данной возможности является мера ее реальности, перспективности. В зависимости от внутреннего содержания необходимости, лежащей в основе такой возможности, все возможности можно подразделить на несколько видов: а) перспективные (реальные); б) малоперспективные; в) бесперспективные (формальные).

Реальная , или перспективная, возможность является закономерной тенденцией развития предметов, явлений, процессов, которая устойчиво связана с объективной необходимостью. Применительно к проблемам вооруженных конфликтов и войн такого вида возможности нет. Дело в том, что пока определяющей в мире является частная собственность, которая порождает социальное неравенство и антагонизмы, войны будут сопровождать существование человечества.

Малоперспективная возможность представляет собой несущественную тенденцию развития предметов, явлений, процессов, которая лишь при случайном стечении обстоятельств способна превратиться в действительность. Эта возможность только рационально осязаема, основана на формально мыслимых условиях. Таковой она является для рассматриваемого нами примера с войной и вооруженными конфликтами.

Формальная возможность является мысленно представляемой иррациональной тенденцией, которая не основана на реальных конкретных условиях и, следовательно, не может быть реализована, превращена в действительность.

Масса формальных возможностей огромна. Например, возможность жизни по совести никогда не превращается в действительность. Однако и вполне реальная возможность может оказаться упущенной или нереализованной gо причине каких-то случайных обстоятельств. Тогда она фактически превращается в формальную. В то же время и формальная возможность может превратиться в реальную. Например, возможность полета человека на Луну не так давно была формальной, а потом превратилась в реальную.

Юристу, осмысливающему положения философии, необходимо избегать как фаталистических представлений о том, что объективные законы способны сами по себе обусловить необходимую тенденцию развития человечества, так и социального пессимизма, характеризуемого отсутствием уверенности в том, что люди смогут достичь такого уровня своего развития, когда появится возможность, которую можно будет превратить в действительность.

Смысл заключается в том, что возможность можно превращать в действительность, если люди овладеют объективным законом ее развития, сформулируют соответствующие этому закону планы своей деятельности и создадут необходимые условия ее превращения в конкретные предметы, явления и процессы.

Позволяют раскрыть процесс превращения возможности в действительность категории "единичное, особенное и общее". Они отражают связь, взаимозависимость и взаимопереходы явлений, предметов объективного мира.

Все мы наблюдаем в реальном мире огромное многообразие предметов, которые различаются между собой и единичны в своем бытии. Например,

во всем мире нельзя отыскать совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей, ведь в создании единичного участвует огромное множество неповторимых условий, случайностей. Так, неодинаковость двух человек, даже близнецов, обусловливается тем, что в их становлении и развитии всегда будут присутствовать различные социальные, психологические и биологические факторы. Природа неистощима в творчестве индивидуального. Следовательно, единичное является реальным объектом (будь то вещь, явление, процесс, образование), взятым в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.

Как некая единица реальности единичное служит объективным основанием количественного выражения действительности, будучи реальным прообразом единицы как основания счета. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный объект, но и целый класс объектов, если они берутся как одно целое. Единичным может быть и отдельный признак предметов реального мира, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Единичное - это относительно обособленные, дискретные, отграниченные друг от друга в пространстве и во времени вещь, явление, процесс, образование, с присущими им специфическими неповторимыми чертами, составляющими их уникальную качественную и количественную определенность.

Единичное существует не изолированно, а в связи друг с другом. С учетом того, что оно имеет общие источники происхождения, а также благодаря ряду одинаковых черт и внутренней взаимозависимости те или иные единичные объекты объединены в группы, имеют различную общность. Так, например, отдельные растения, животные объединены в соответствующие виды ("особенное") и роды ("общее"). Каждое единичное, каждый предмет материален, и то общее их свойство, что они материальны, объединяет их всех в единое целое. Этим единым целым, "общим" является природа.

Нельзя не согласиться с тем, что все люди, при их индивидуальности, имеют родовую сущность. Таким образом, вместе с их уникальностью, неповторимостью выделяем у них и нечто общее в таком понятии как "человек".

Иными словами, можно сказать, что общее - это единое во многом. При этом познание и общественная практика позволяют утверждать, что в общее превращаются такие единичные феномены, которые соответствуют тенденции развития.

Общее - это определенные признаки, связи, характерные для данного предмета или класса предметов, событий, образований, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных феноменов.

Как сходство признаков всех феноменов реального мира, общее доступно непосредственному восприятию, а будучи еще и выражением закономерности, оно находит выражение в понятиях, категориях и такой форме знаний, как теории. Это важно для любого специалиста в реальной жизни. Например, юрист, занятый изучением какого-либо конкретного противоправного

деяния, не может не "опираться" на общие закономерности механизма преступления, па общую методику криминалистического исследования, и это позволяет ему качественно выявить и оценить признаки изучаемого деяния, сделать заключение, обладающее неопровержимым свидетельством против субъекта преступления .

Хотя категории "единичное" и "общее" взаимосвязаны и взаимообусловлены, а общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное, единичности различимы. Это различие единичностей постулируется особенным , мыслящимся как специфика, нечто исключительное, которое возникает при "реализации", воплощении общего в конкретный предмет: вещь, процесс, событие, явление, образование, в том числе и социальное.

Особенное - это способ и мера воплощения общего в реально существующий предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего.

Можно также сказать, что особенное есть объединяющее начало единичного и общего в рамках целого. В связи с этим особенное обычно рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Например, юрист выступает как общее по отношению ко всем, кто закончил юридический вуз и как особенное для понятия специалист с высшим профессиональным образованием.

Учет взаимосвязи единичного, особенного и общего имеет огромное как познавательное, так и практическое значение. Например, для того чтобы осмыслить какой-то предмет, необходимо не только "вырвать" его из общей связи с другими предметами, но и выявить его особенные признаки, соотнести и сопоставить с общей характеристикой определенного класса предметов.

Диалектика единичного, особенного и общего непосредственно проявляется и в жизни общества. Так, очевидно, что при всем многообразии индивидуальных путей формирования в стране демократической государственной власти этот процесс подчиняется общим закономерностям, главными из которых являются:

  • - формирования органов государственной власти на основе свободного волеизъявления всех граждан, имеющих для этого соответствующие правомочия;
  • - контроль за деятельностью государственной власти со стороны граждан страны;
  • - назначение на государственные должности тех, кто обладает соответствующей компетенцией и является социально и нравственно зрелой личностью;
  • - многопартийность;
  • - свободные средства массовой информации (СМИ);
  • - законность и правопорядок;
  • - возможность проведения референдумов по значимым для страны и граждан вопросам;
  • - регулярная сменяемость руководства страны.

Таким образом, диалектика единичного, особенного и общего помогает не только раскрывать сущность предметов реального мира, но и оптимизировать практически-преобразовательную деятельность людей. Правда, данная диалектика будет давать более эффективные результаты, если она достигнет конкретизации в рамках содержания и формы.

Сегодня в философии под содержанием понимаются свойственные предмету, вещи, явлению, процессу, образованию признаки, которые присущи всем составным элементам рассматриваемых феноменов и которые, с одной стороны, организуют взаимоотношения образующих целое элементов и потому имеют непосредственное отношение к сущности конкретного объекта, а с другой - проявляются в видимо-наблюдаемом облике этого объекта.

Важно осмыслить следующее: к составным элементам, образующим содержание, можно относить только те части объекта как некоего целого, которые выступают в качестве предела его делимости в рамках конкретной его качественной определенности. Было бы неправильным относить к содержанию организма человека атомы, которые образуют молекулы, а потом - клетки, из которых состоят конкретные органы. Так мы никогда не сможем определить, что есть человек.

Другими словами, содержание представляет собой тождественность элементов целого с самим целым, внутреннее состояние объекта, совокупность изменений внутри последнего, а также связь его элементов со средой его бытия, что обусловливает существование, развитие и смену одного объекта другим.

Восприятие и осмысление любого объекта происходит через и посредством выделения его из окружающей среды бытия, через и посредством фиксации его формы. Будучи употребляемой как выражение внешнего облика объекта, форма указывает на различие данного содержания от всего иного, на связь данного объекта с другими.

Форма есть способ существования и выражения содержания, внутренняя организация последнего, то, что связывает элементы содержания воедино и без чего невозможно само содержание.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Важно, что единство содержания и формы не исключает, а предполагает противоречия между ними. Дело в том, что развитие всех предметов реального мира начинается с изменения их содержания, которое является наиболее подвижным их компонентом, и эго происходит беспрерывно. Вследствие этого между

В то же время и форма активно воздействует на содержание, содействуя его развитию или тормозя его. Особенно это важно в области организации и проведения в стране социальной политики, реформирования образования и т.д. Отрицательное влияние формы на содержание может привести к самым негативным последствиям. Так, неточное определение формы в плане социальной политики в нашей стране породило такую уродливую составляющую содержания социального управления, как бюрократизм. Последний своими формами практически изменяет содержание социальных обязанностей государства перед гражданами, которые были заключены в национальных проектах. Как видно, форма организации может дискредитировать даже гениальную идею.

Другими словами, ни одно явление действительности, ни один природный или социальный феномен не может быть изучен в одночасье, не сразу возможно раскрыть его природу и сущность. Процесс познания и научного исследования предполагает использование исследователем в первую очередь определенных методов.

Этимологически метод определяется следующим образом: "Метод (от греч. methodos , лат. method) - в широком смысле слова это способ деятельности в любой ее сфере" . Формально логически это не совсем корректно, так как в переводе с латинского method - это и есть способ.

Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что при употреблении данного понятия в науке возникают определенные разногласия. Хотя практически все ученые признают, что метод - это некое универсальное средство научного познания и преобразования действительности, они вместе с тем вводят в контекст его определения массу нюансов, которые порождают немало противоречий, а то и разночтений.

В свое время Г. Гегель справедливо заметил, что "метод есть само знание, для которого понятие дано не только как предмет, но и как орудие и средство познающей деятельности".

Великий философ указывал на связь теоретических форм познания и исследования с методами и одновременно обращал внимание на трансформацию этих форм познания и исследования в методы как орудия и средства познавательной и исследовательской деятельности.

Мысль Г. Гегеля получила свое развитие в выводах ученых, которые занимались вопросами научной методологии. В наиболее обобщенном выражении ее можно представить следующим образом: "Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может быть методом" .

Довольно широко распространено представление о методе как пути, способе, приеме теоретического и практического осуществления чего-нибудь . Этот вывод конкретизируется в утверждении о том, что метод представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .

В целом, если обобщить все основные определения термина "метод", можно выделить следующий набор понятий, через и посредством которых метод определяется. К ним относятся: путь к цели, способ познания, инструмент, совокупность приемов исследования ; прием, способ и образ действий ; теория, учение, способ достижения конкретной цели, способ построения и обоснования системы философского знания ; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности ; правило, прием, способ познания ; путь, совокупность приемов и операций ; совокупность способов познания сущности ; способ, порядок основания ; принятый путь для хода, достижения чего-либо в виде общих правил ; совокупность инструментов, приемов исследования, прием научного анализа, способ обработки данных .

Как видно, разброс определяющих понятий с позиций требований логики к явному определению понятия, достаточно широк и не совсем обоснован.

Анализ имеющихся взглядов на суть и содержание метода позволяет утверждать, что метод - это законообразная последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных операций и практических действий, которые выработали наука и общественная практика и которые позволяют субъекту достичь цели при движении к ней с определенным личностным культурным потенциалом.

Операции - это устойчивые формы интеграции действий, проявляющиеся в жизнедеятельности людей, обусловленные их уровнем культуры.

Они позволяют в изменившихся условиях обеспечить человеку один и тот же результат или его часть.

Действия - это относительно самостоятельные, элементарные, устойчивые акты человеческой активности. Они позволяют человеку решить промежуточную задачу как одну из составляющих конечного результата. Одно и то же действие может входить в содержание различных видов деятельности, обеспечивая человеку решение необходимых ему и определенным образом мотивированных задач.

Методы - конкретный инструмент познавательно-преобразовательной деятельности человека как субъекта познания и преобразования природы, общества и самого себя. Более того, методы, формирующиеся на основе достижений науки и практики, проявляют себя в интересах познания и преобразования именно конкретных наук и конкретной практики. Поскольку каждая наука и реальная практика многоконцептуальны, на основе их содержания формируется палитра методов.

Научная методология и методика исследований немыслимы без методов как средств, обеспечивающих познание и преобразование природы, общества и самого человека. Их содержательное наполнение выражается в принципах, правилах, приемах, нормах научного исследования, реализуется через навыки, умения и компетенции конкретных исследователей и обеспечивается соответствующими инструментальными средствами. Следование научным исследователем конкретному методу задает для него логику, алгоритм определенных действий и операций, обеспечивает ему регуляцию познания или преобразования, а также контроль результатов в исследовательской и преобразовательной деятельности.

В настоящее время в науке не существует общепринятой классификации методов познания и научного исследования. Каждая наука, наряду с используемыми универсальными методами научного исследования, создает и свои "специфические", которые в определенной степени обусловливаются предметной областью исследования данной конкретной науки.

Вместе с тем философские методы, не всегда явно осознаваемые учеными, задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных результатов. Наиболее значимым среди всех философских методов является диалектический материалистический метод. Рассмотрим, в чем его преимущество перед другими методами и какова его сущность.

Диалектический метод - это обусловленная диалектикой развития природы, общества и мышления законообразная последовательность действий и операций исследователя, позволяющая ему выделить главное звено в сущности предмета исследования на основе выявления в нем противоречий, которые как внутренний источник и причина по своей сути определяют и обусловливают все изменения в любых социальных образованиях.

Следование логике поиска противоречий, их описания, изучения ограждает любого специалиста от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности их рассмотрения и максимально исключает возможность упущения выявления черт и свойств объекта, которые характеризуют его природу и сущность.

При исследовании конкретной предметной области диалектический материалистический метод ориентирует исследователя на следующую логику и алгоритм исследования:

  • - рассмотрение предметной области как объективной реальности, заключенной в практике, и в контексте диалектических законов единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания :
  • - выявление в предметной области противоречий как источника и причины ее развития;

выявление и описание фактов действительности и перевод их в факты научные на основе философских категорий общего, особенного и единичного, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, необходимого и случайного, причины и следствия ;

Рассмотрение и исследование научных фактов всесторонне и комплексно", во всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений, процессов, отраженных в фактах действительности", в непрерывном изменении всех явлений, процессов, отраженных в фактах действительности", конкретно-исторически",

проверка полученных и отраженных в различных формах на практике знаний.

Таким образом, диалектический метод позволяет исследователю не только осуществить выявление сущности исследуемой предметной области, но и дать достаточно обоснованную прогностическую оценку ее возможного развития, сформулировать конкретные варианты механизма управления развитием социальных ситуаций, основываясь на "модели" развития элементов, присущих "типовой" социальной ситуации.

Типовая ситуация - это вариант социальной ситуации, выбранный из классификации возможных ситуаций. Другими словами, эго такой вариант социальных ситуаций, в которые может попасть или сам создать любой субъект общественных отношений, если он живет и действует в соответствии с требованиями рационального мышления.

Что касается других методов, которые будут нужны выпускникам вузов для осмысления юридической практики, то рассматривая их по этапам эмпирического и теоретического исследования, можно выделить три группы:

Криминалистика: курс лекций. М., 2003. С. 8. Философия / под ред. В. Н. Лавриненко. 3-е изд. испр. и доп. М.: Юнoсть, 2007. С. 10.

  • Философский энциклопедический словарь. С. 362.
  • Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

    Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д.

    Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

    Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования".

    Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

    Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, "рецептов" и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.

    Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.



    Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

    Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.

    Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода:

    1. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований:

    Исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;

    Осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

    Исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

    Выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;

    Умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

    Рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

    Подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

    2. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования:

    Вычленение предмета исследования и проведение его границ;

    Его целостное "многоаспектное" рассмотрение;

    Изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

    Осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;

    Вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

    Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

    3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований:

    "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

    Проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

    Учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

    Выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

    Рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

    4. Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования:

    Изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;

    Реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

    Предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

    5. Противоречия принцип - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:

    Выявление предметного противоречия;

    Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

    Исследование другой противоположности;

    Рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

    Определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

    Прослеживание этапов развития данного противоречия;

    Анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.

    Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых "логических" противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

    При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односторонность или субъективистское объединение случайно "вырванных" сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд других.

    2. Общенаучные методы

    Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

    Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

    Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

    На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

    Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

    Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чиТ сто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

    Вопрос № 3.

    Раздел философии

    Вопрос № 2.

    1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

    Герменевтика

    Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

    Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

    Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

    Однозначно

    Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.

    Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы

    Софистика метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод.


    При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.

    Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.

    Эмпиризм метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.

    Рационализм философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений

    К числу главных методов в данном случае относят:

    · диалектику;

    · метафизику;

    · догматизм;

    · эклектику;

    · софистику;

    · герменевтику.

    Рассмотрим эти методы философии более подробно.

    Диалектика является методом философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при таком исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.

    Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой . При нем объекты рассматриваются:

    · статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения исследования;

    · обособленно, независимо от других вещей и явлений;

    · однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется.

    Методы философии включают в себя также и догматизм . Суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм. Эти догмы являются принятыми убеждениями, отступать от которых нельзя ни на шаг. Носят они абсолютный характер. Отметим. Что данный метод был присущ в первую очередь средневековой теологической философии. Сегодня практически никогда не используется.

    Эклектика , входящая в методы философии, основана на произвольном соединении различных, разрозненных, совершенно не имеющих общих начал фактов, концепций, понятий, в результате которого можно придти к поверхностным, но относительно правдоподобным, кажущимся достоверными выводам. Данный метод нередко используется для создания частных идей, которые помогают менять массовое сознание. С реальностью эти идеи имеют мало общего. Ранее данный метод использовался в религии, сегодня же он очень популярен среди рекламщиков.

    Метод, который основан на выведении ложных, поданных под видом истинных, новых посылок, которые по логике будут истинными, но с искаженным смыслом. Мысли, запечатленные в них, не соответствуют реальности, но выгодны лицам, пользующимся данным методом. Иначе говоря, софисты изучали способы введения человека в заблуждения во время диалога. Распространена софистика была в Древней Греции. Разбирающиеся в ней были практически непобедимы в споре.

    Основные методы философии завершаются герменевтикой . Данный метод основан на правильном прочтении, а также истолковании смысла текстов. Герменевтика является наукой о понимании. Широкое распространение метод получил в западной философии.

    Существуют и дополнительные методы философии. Они так же являются ее направлениями. Речь идет о материализме, идеализме, рационализме, эмпиризме.

    3. Структура и содержание духовной жизни общества. Индивидуальное и общественное сознание. Ценности и идеалы

    Духовная жизнь общества включает в себя идеальные явления общественной жизни, а именно общественное и индивидуальное сознание, а также те общественные институты, которые обеспечивают формирование, функционирование и развитие духовной жизни (система образования, церковь, воспитание, институты культуры, СМИ).

    Социальный институт – это устойчивая форма организации какой-либо сферы жизни или вида деятельности. Социальные институты могут быть формальными либо неформальными.

    Общественное сознание необходимо рассматривать с трех сторон:

    1) Отношение с индивидуальным сознанием. Общественное сознание проявляется только через индивидуальное.

    2) С точки зрения субъекта или носителя общественного сознания. Носители общественного сознания – большие или массовые социальные группы (национально-этнические, социально-классовые)

    Структура общественного сознания:

    1) Его уровни (уровни отражают способ выражения идей)

    2) Формы общественного сознания (отражает сферу общественной жизни)

    Уровни общественного сознания:

    1) Теоретическое сознание (виды: наука и идеология). Идеология – система идей и взглядов, которая отражает социальное положение и интересы индивидов и групп и выражает их цели и устремления в политике, экономике, культуре. Идеологию создают представители интеллигенции и выдающиеся политики.

    2) Обыденное сознание. Выражается в форме массового сознания, общественного мнения, чувств, эмоций и настроений. Существенным элементом общественного сознания является менталитет.

    1) Политическое сознание (политическая психология и идеология)

    2) Правосознание (идеология и общественная психология)

    3) Мораль (психологический уровень)

    4) Религия (религиозная идеология и психология)

    5) Философия (научная форма)

    6) Экономическое сознание (психология)


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-07-22

    Логика и философия

    Различные философские методы. Основными методами философии путями средствами с помощью которых осуществляется философское исследование являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика метод философского исследования при котором вещи явления рассматриваются гибко критически последовательно с учетом их внутренних противоречий изменений развития причин и следствий единства и борьбы противоположностей.


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    755. Особенности организации муниципального и социального управления в России 287 KB
    Особенности организации муниципального управления. Отраслевое и территориальное управление социальной сферой. Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой.
    756. Анализ бюджета 103 KB
    Овладеть приемами анализа и оценки бюджетной системы Российской Федерации на примере бюджета оренбургской области за 2009 год. Основную часть доходов бюджета Оренбургской области (более 75%) составляют налоговые доходы.
    757. Протиріччя між Росією ти Туреччиною, їх боротьба на Балканах (перша половина ХІХ ст.) 305 KB
    Балкани, як геополітичний чинник зовнішньої політики Росії і Туреччини на рубежі XVIII – XIX ст. Російсько-турецька війна 1806 – 1812 років. Причини виникнення, хід і наслідки Російсько-турецької війни 1828-1829 років.
    758. Микропроцессоры. Статический анализ системы управления ДПТ 135.5 KB
    Статический анализ системы управления ДПТ. Использование микропроцессоров (МП) и микроЭВМ в составе промышленного оборудования. Динамический анализ системы управления ДПТ. Универсальность и гибкость МП, как устройств с программным обеспечением, наряду с высокой надежностью и дешевизной.
    759. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЧАО Крымская фруктовая компания, Красногвардейского района АР Крым 143.73 KB
    Организационно-экономическая характеристика и анализ ресурсного потенциала ЧАО Крымская фруктовая компания красногвардейского района ар Крым. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции на предприятии. Анализ производства продукции на ЧАО крымская фруктовая компания Красногвардейского района АР Крым.
    760. Система исполнительной власти. Пoнятиe и признaки иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции 313.5 KB
    Пoнятиe и признaки иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции. Оргaны гocудaрcтвeннoгo упрaвлeния в цeнтрe и нa мecтaх являлиcь ocнoвными cубъeктaми aдминиcтрaтивнoгo прaвa или жe нocитeлями aдминиcтрaтивнoй прaвocубъeктнocти. Мeхaнизм иcпoлнитeльнoй влacти. Cиcтeмa и cтруктурa иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции.
    761. Развитие волевых качеств личности в онтогенезе 132.5 KB
    Общее понятие воли в психологической науке. Волевые качества личности: характеристика, развитие в онтогенезе. Условия эффективного развития волевых качеств личности. Дать характеристику понятию воля, рассмотреть теории воли. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
    762. Исследование типовых комбинационных устройств дешифратор-демультиплексор 125.5 KB
    Изучение принципов функционирования классического дешифратора со входом стробирования и возможности обращения его функции для реализации мультиплексора.
    763. Разработка серверной части информационной системы для сопровождения процесса видеопроката 116 KB
    Построение концептуальной модели 0-уровня. Логическая и физическая реализация Базы данных. Список клиентов пункта видеопроката. Колличество фильмов, просмотренных клиентом Х. Жанр фильма, который имеет наименьший спрос.