Меню

Какие обои бывают, где их лучше использовать.

Обслуживание и ремонт

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

Введение

Обои - наиболее традиционный и широко известный отделочный материал.

Обои заменяют покраску стен, украшают и утепляют их. Служат фоном для мебели и поэтому являются существенным элементом интерьера. Обои можно менять чаще, чем перекрашивать стены. Оклеивать стены обоями следует после окончания всех малярных работ, кроме окраски пола. Приемы оклейки квартир обоями различны. Но цвет и рисунок обоев должен гармонировать с общим убранством комнаты, с окраской полов, дверей и пр. На качество обойных работ влияет много факторов, которые следует учитывать и соблюдать все рекомендации.

Качество обоев после их изготовления проверяется по многим показателям. По качеству используемой бумаги, например, по ее весу; по качеству применяемой краски, например, ее устойчивости к выцветанию и истиранию; по количеству нанесенных оттенков и используемых форм печати. Для производства недорогих обоев используется легкая бумага в сочетании с простыми красками, для дорогих обоев - тяжелая бумага и самые лучшие краски.

Большой популярностью пользуются обойные канты или бордюры, которые выпускаются различной ширины и расцветок.

Использование бордюров позволяет создавать оригинальные сочетания, которые оживляют даже самые скучные интерьеры. Ими обрамляют окна, двери или разделяют стены посередине, позволяя использовать разные расцветки обоев на одной стене, сочетающиеся только благодаря одинаковым тонам.

Целью данной контрольной работы является раскрытие темы обои в интерьере, рассмотреть виды обоев и увидеть как с помощью настенных покрытий, которые в нашем веке так разнообразны не только внешне, но и структурно, можно изменить пространство, в котором мы живем.

История создания обоев

В наше время существует огромный выбор видов и типов обоев на любой вкус. Но как каждый вид имеют свою историю происхождения, корнями, уходящую глубоко в древность. По мнению историков, существует несколько гипотез свидетельствующих о появлении первых обоев. Вот некоторые из них…

Если верить первой версии происхождения обоев, то родиной возникновения обоев считается Китай. История создания обоев тесно связана с историей возникновения бумаги. Такое важное для последующих поколений событие произошло во II веке до н.э.

Технологический процесс изготовления бумажных обоев передавался из поколения в поколение, от мастера к мастеру на протяжении 6 веков. Лишь в VI веке секрет был раскрыт японцами, а чуть позже им завладели и арабы, которые усовершенствовали процесс создания полотна не из рисовой бумаги а из льняного и пенькового материала. Этот метод изготовления бумаги, и как следствие обоев, распространился на Дальний Восток, в Персию а в дальнейшем попал в Северную Америку, а потом и в Европу.

Позже, пару веков спустя, Китай стал родиной обоев, произведенных из рисовой бумаги. Отличающихся изысканной росписью, которая ценится до сих пор и является ценными экспонатами во многих мировых музеях. В Японии первые обои выглядели как плотные бумажные листы с нанесенным на них рисунком. А что касается Европы, то там долгое время создавали обои, беря за основу китайские метод производства, внося в них свои изменения цвета и рисунка. Рисунок наносился ручным способом с помощью специальных трафаретов и символов, тоже заимствованных в Китае.

XVII-XVIII века Западная Европа славилась изобретением обоев из искусственного шелка. Данный способ производства заключался в нанесении на бумажное полотно шелковых нитей. В результате получалась имитация тканевого полотна пользовавшийся огромной популярностью у знатных господ. Такими же полотнами был украшен и Лувр, являвшейся резиденцией королей и их подданных.

В Россию изобретение Луи Робера было привезено лишь в 1630, что сформировало огромный спрос на бумажные обои как у знати так и у зажиточного крепостного люда. Это послужило сильным всплеском развитию бумажного и обойного производства на территории России и в частности в Москве. Музейным экспонатов в котором сохранились виды бумажных обоев того времени является дворец графа Шереметьева в усадьбе Останкино.

По данным некоторых исторических исследований считается, что первые обои появились более трех тысяч лет назад. Конечно, в то время бумаги еще не было, поэтому первые обои были тканными. До VI века Китай считался главным производителем бумажных обоев и хранил тайну производства в строжайшем секрете, но в VI веке секрет с начала узнали в Японии, потом в Европе. А сто лет спустя и в России. Таким образом, с XII и XIV, произошли вещественные изменения в производстве тканных и бумажных обоев.

Обои, как и много веков назад, не поменяли своего предназначения, и остаются средством украшения и облагораживания помещения. Обои позволяют создать уют, комфорт и неповторимый стиль подчеркивающий интерьер и вкус хозяев. На протяжении веков особой популярностью пользовались бумажные обои, эта традиция дошла и до наших дней. Современные бумажные обои отличаются буйством красок, расцветок, а так же являются экологически безопасными и обладают хорошими качествами, которые так ценит современный потребитель.

История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.

Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.

Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.

Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.

В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.

История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.

В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев - они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.

Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.

Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.

В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.

Еще в каменном веке первобытный человек, сам не подозревая того, положил начало истории обоев. Его наскальные рисунки украшали стены пещеры, в которой он жил. Наскальная живопись не только рассказывала о жизни древнего человека, но и служила эстетическим элементом украшения стен в жилище, по сути выполняя одну из функций обоев- декорирования стен в доме.

Рисунки на стены наносились при помощи органических красителей - сока растений, крови, так же использовался древесный уголь. Шли века и человек постоянно совершенствовал свои навыки в убранстве дома. На стенах появились шкуры и кожа животных- вполне, симпатичные обои.

История тканых обоев.

Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои . Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..

Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани .

В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.

Производство тканных обоев было очень дорогостоящим, поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими "декорациями". Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.

В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне . Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев . Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.

В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.

После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан . В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер , уникальных для своего времени.

Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.

История бумажных обоев.

В 105 году нашей эры в Китае во время правления императора Хоти был открыт способ производства бумаги, которую изготавливали из помола старого тряпья, коры и растертых ниток. Китайцы стали оклеивать листами бумаги и стены своих жилищ. На бумаге изображали животных,птиц,растительные орнаменты и цветы.Так началась история бумажных обоев.

В VII веке бумага появилась в Японии . Японцы использовали бумагу.в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от солнца занавесок

В 751 году битва при Самарканде закончилась поражением китайцев, которые раскрыли арабам секрет изготовления бумаги , а затем изобретение распространилось до Андалузии. Именно в Испании появились первые в Европе бумажные мельницы .

Но китайские бумажные обои попали в Европу благодаря англичанам Они первыми освоили их производство и долгие годы были лидерами в Европе.

Поначалу качество изображения на бумажных обоях уступало тканым обоям. Кроме того раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало много времени, а ручная роспись была слишком дорогой.

В XVII-XVIII вв . в Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, имитирующие ткани.

Англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев , поразительно похожих на материю.

  • Первый способна грунтованную поверхность бумаги наносились обрезки шелковых нитей , которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье.
  • Второй способ это ручная печать обоев с помощью выпуклой деревянной формы : её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Этот способ использовали китайцы еще в X веке..

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков". Правда в те времена производились только сравнительно небольшие куски обоев.

Появлению "полноценных обоев" способствовали новые изобретения:

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком .

В 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Но изобретение Робера осталось неоценённым: в Англии. Поскольку фабриканты платили налог с каждого листа обоев, выпуск обоев рулонами был не выгоден государству. А постоянно воевавшей в то время Франции вообще было не до обоев и рулонов. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века.

В 1839 году английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка . Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Бумажные обои в России.

Бумажные обои в России появились в первой половине XVII века. Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами своих же мастеровых крепостных.

В конце XVIII века в России возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, это было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

Обойное производство активизировалось, под Петербургом открылась первая отечественная фабрика , продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы.

А в 1795 году стали производиться московские фабричные обои.

Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси.


На фото Синяя гостиная, .Елагин Дворец, С-Петербург.

Еще одной знаменитой постройкой тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино в Москве..


Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.