Меню

Объединение вузов в Самаре (отзывы). С чем связано объединение вузов? Слияние вузов — за и против

Монтаж крыши и кровли

Зачем нужно слияние с точки зрения государства

По мнению государства, объединение сэкономит деньги и улучшит качество образования. Эксперты подтверждают: необходимость реформирования системы высшего образования назрела, 20% вузов потребляют почти 80% ресурсов. Расходы, которые несет государство по их содержанию, совершенно не пропорциональны коэффициенту продуктивности работы.

Главный показатель неэффективности — отсутствие российских высших учебных заведений в международных рейтингах лучших вузов мира. Вот эту проблему хотят решить слиянием.
В результате появляются три вида вузов: федеральные, национальные и исследовательские.

Андрей Озеров,

депутат Государственной Думы VI созыва от партии «Справедливая Россия»

Минусы от такого рода объединений отразятся на профессорско-преподавательском составе. Не секрет, что в России в целом он достаточно консервативный и возрастной. Ротация и вообще любые изменения происходят очень медленно, а объединение предполагает оптимизацию ресурсов, в том числе и человеческих.

Как происходит слияние

Единой технологии нет. Есть разные варианты:

1.Вузы соединяют по принципу «подобное — к подобному» (например, Государственная морская академия (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский Государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК) .

2.Вузы соединяют по территориальному принципу (например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный институт электроники и математики).

3.Вузы соединяют без специального подхода, в том числе, невзирая на местонахождение в разных городах (например, Кузбасская государственная педагогическая академия и Кемеровский государственный Университет) .
Нужно также иметь в виду, что есть варианты слияния: иногда вузы сливаются в один, а иногда один вуз становится филиалом другого.

Как на Западе?

Укрупнение высшего образования — это общемировая тенденция, свойственная странам Европы и США в последние три десятилетия.
Например, в Норвегии после реформы образования 1994 года появился Университет Тронхейма. Он был основан в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского Университета технологий.

Единственное, но существенное отличие этих процессов на западе от российского тренда — заключается в том, что европейские Университеты могут отменить свое решение об объединении на любом этапе, если им не понравится получившийся результат. В России обратного хода нет.

Процесс пошел...

Практика укрупнения вузов в России существовала и в 1990-е — 2000-е годы. Так, Курганский университет возник путем объединения машиностроительного и педагогического институтов. Через объединение образовались университеты в Новгороде Великом, Оренбурге. Эти процессы шли по инициативе «снизу» — от самих вузов. Региональные власти поддержали тенденцию, потому что видели в этом «плюсы».

За последние два года процесс реорганизации приобрел целенаправленный и системный характер. Теперь все происходит в русле четко сформулированного госзаказа и политики Минобрнауки.

Осенью 2012 года Министерством образования и науки был проведен мониторинг. Он определил список вузов, признанных неэффективными. Всего оценили 541 государственный вуз и 994 филиала по следующим критериям:

Средний балл ЕГЭ,
. процент иностранных студентов,
. объем научной работы,
. общий доход и площадь помещения на одного студента и некоторые другие.
В итоге, нуждающимися в реорганизации были признаны 30 вузов и 262 филиала.

В последние годы, например, правительство пошло путем создания Федеральных университетов, что видно из таблицы.

Название вуза Какие вузы вошли в его состав Год образования
Курганский государственный университет Курганский машиностроительный университет;
Курганский педагогический институт
1995
Новгородский государственный университет Новгородский политехнический институт (НПИ);
Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ);
Новгородский сельскохозяйственный институт (НСхИ)
1993
Оренбургский государственный институт менеджмента Реорганизация экспериментального учебного комплекса «школа-вуз-институт повышения квалификации» 1999
Сибирский Федеральный Университет (СФУ) Красноярский государственный Университет (КрасГУ);
Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА);
Красноярский государственный технический университет (КГТУ);
Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ);
Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ);
Научно-исследовательский инженерный центр (НИИЦ) «Кристалл»
2006
Южный Федеральный Университет (ЮФУ) Ростовский государственный Университет;
Таганрогский государственный радиотехнический университет;
Ростовский государственный педагогический университет;
Ростовская государственная академия архитектуры и искусств.
2006
Уральский Федеральный Университет Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
2010
Дальневосточный федеральный Университет Дальневосточный Федеральный университет;
Дальневосточный Федеральный технический университет;
Тихоокеанский государственный экономический университет;
Уссурийский государственный педагогический институт.
2010
Балтийский федеральный университет им.Э.Канта Российский государственный университет им.Э.Канта 2010
Казанский (Приволжский) федеральный университет Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина;
Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан;
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ);
Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ).
2010
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельский государственный технический университет;
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I;
Северодвинский технический колледж;
Институт судостроения и морской арктической техники в г.Северодвинске;
Архангельский филиал ВЗФЭИ.
2010
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова(СВФУ) Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова;
Якутский государственный инженерно-технический институт;
Саха государственная педагогическая академия.
2010
Северо-Кавказский федеральный университет(СКФУ) Северо-Кавказский государственный технический университет;
Ставропольский государственный университет;
Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет
2012

Недовольные — есть!

Конечно, не все были согласны с такой объединительной политикой. Беспрецедентной стала отмена приказа Минобрнауки об объединении Тамбовского государственного технического Университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (ТГУ) в октябре 2012 года. Тогда студенты ТГТУ провели серию митингов и акций, отстояв право на независимость своего вуза.

Видимо, воодушевленные примером своих коллег, 18-20 декабря 2012 г. попытку мятежа предприняли студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Администрация вуза забастовку не поддержала, хотя согласилась, что мониторинг РГТЭУ был проведен некорректно. Студенты прекратили бунтовать только после того, как им пообещали, что все они смогут закончить обучение на тех же условиях, на которых они поступали. Тем не менее, решение о реорганизации вуза не было отменено.

В Новокузнецке Кемеровской области в настоящее время идет процесс присоединения Кузбасской государственной педагогической Академии к филиалу Кемеровского госунивеситета.

В Педакадемии ситуацию восприняли как унизительную. Присоединяться сотрудники и студенты не хотели, потому что Педакадемия — это:

Единственное педагогическое высшее учебное заведение юга Кузбасса,

Один из старейших в регионе вуз.

Среди студентов — тоже есть недовольные.

Михаил Бучнев,

студент КузГПА.

Я против объединения вузов, так как я целенаправленно поступал в пединститут, а в итоге получу диплом не педагогического вуза. Обучаясь на протяжении 5 лет в родном вузе, я получил очень многое, и горд, что учился там, а теперь вуз исчезнет.

А еще мне жаль, что в результате организации будут потеряны традиции, которые складывались в течение семидесяти лет.

Пострадают ли сотрудники?

Масштабных сокращений профессорского-преподавательского состава вроде бы не происходит ни в одном из реорганизованных учебных заведений. Несомненно, унифицируются некоторые отделы, дублирующие друг друга (библиотеки, бухгалтерия) , но это тот минимум, сокращением которого надеются обойтись. Тем не менее, есть люди, которым не по себе. Тянущийся не первый год демографический спад приводит к сокращению потока абитуриентов.

Установленное Минобрнауки соотношение преподаватель-студенты 1:10 в случае объединения может привести к очередным увольнениям.

Михаил Эскиндаров,

ректор Финансового университета при Правительстве РФ

Если говорить о том, кто выигрывает и кто проигрывает в ходе реорганизации, уверенно могу сказать — у нас выиграли все: преподаватели ощутили повышение зарплаты, студенты получили первоклассных наставников, например, в лице министра финансов РФ Антона Силуанова, который стал деканом одного из факультетов.

Да, не все гладко — отчислены 200 студентов, имевшие ряд длительно сохраняющихся академических задолженностей, но при общей численности в 80 тысяч студентов, это, сами понимаете, не массовые отчисления. Ушли 52 преподавателя, но ушли сами, осознав, что повышения требований они не выдержат.

Пострадают ли студенты?

В отношении студентов всех реорганизованных вузов Министерство заявило четкую позицию: те, кто начал обучение в одном вузе, а заканчивает объединенный, никаких неудобств почувствовать не должны. Все студенты всех специальностей и курсов будут доучиваться на прежних условиях и получат дипломы того вуза, в который поступали изначально.

Процесс объединения и реорганизации вузов, безусловно, очень не простой, коснулся многих и многих людей — преподавателей, студентов и их родителей, чиновников, всех тех, кто заинтересован в качественной подготовке будущих специалистов. Направленный на оздоровление ситуации, он сегодня, получает неоднозначную оценку заинтересованных лиц.

Возможно, и вас тоже напрямую коснулась эта проблема?!
«ПОнедельник» планирует продолжить тему объединения вузов. Еще раз обсудить и саму идею и тактику ее реализации, и первые результаты этой работы. Пожалуйста, присылайте свои мнения, комментарии, вопросы, суждения.

Процесс слияния вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, будет приостановлен, заявила министр образования и науки Ольга Васильева на недавнем заседании в Совфеде. сайт вспоминает, как реализовывался проект объединения университетов и какие результаты были получены.

Что произошло?

Новый министр образования и науки не сообщила, почему было принято решение о прекращении процесса объединения, однако вслед за заявлением сразу добавила, что ведомство продолжит следить за тем, чтобы бюджетные средства в вузах расходовались рационально. В целом прекращение слияния учебных заведений выглядит как отмена еще одной инициативы бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, ведь именно по его предложению была частично реализована программа объединения и реорганизации вузов. Согласно проекту, объединению подлежат непопулярные образовательные учреждения, например те, чьи дипломы в меньшей степени котируются у работодателей, или которые, согласно мониторингу, не располагают финансами, необходимыми для эффективной работы. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы. По результатам мониторинга 2012 года в реорганизации нуждались 136 вузов и 450 филиалов. На сегодняшний день, в связи с реорганизацией, фактически прекратили свою деятельность 96 вузов, шесть из которых находятся в Санкт-Петербурге и 22 - в Москве.

Объединяй и властвуй

До настоящего момента в России существовало четыре модели объединения институтов и университетов. В рамках первой модели поглощение вуза происходит на добровольной основе, что позволяет ему сохранить часть своих возможностей и приумножить финансирование. Любопытно, что, по утверждению Министерства, объединения были возможны только на добровольной основе, тогда как в большинстве случаев реорганизация сопровождалась протестами преподавательского состава и самих студентов. Вторая модель реорганизации - поглощение вуза, меньшего по размерам, головным институтом. Третья модель практически не отличается от предыдущей, за исключением того, что объединение происходило, прежде всего, при поддержке региональных властей. Это зачастую приводило к конфликтам. Четвертая модель реорганизации - слияние, когда из двух заведений фактически формируется одно новое учреждение с новым названием.

Сама идея объединения образовательных учреждений, как ни странно, пришла с Запада: Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов, к которым, в частности, относится университет в Беркли, подаривший миру 61 лауреата Нобелевской премии. Но насколько эффективным было объединение вузов в России - спорный вопрос. Одним из первых российских университетов, возникших в результате объединения, стал Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, куда вошли Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств. Аналогичная трансформация произошла в Красноярске, где на базе шести вузов действует Сибирский федеральный университет.

Один за всех, все за одного

Не все вузы, попавшие в «расстрельный» список, были довольны положением дел. Так, в 2012 году студенты и преподаватели Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина провели масштабную протестную акцию против слияния учебных заведений. Желание региональных властей оптимизировать расходы и повысить рейтинг вуза могло привести к присоединению технического университета к гуманитарному с полным лишением материально-технической базы и независимого статуса ТГТУ. Кроме этого, студентов и преподавателей просто поставили перед фактом о программе объединения. Однако власти обратили внимание на недовольство протестующих, и тамбовские университеты избежали реорганизации.

Забастовки проводили и учащиеся московских высших школ: в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против присоединения их к РЭУ имени Г.В. Плеханова, но, в отличие от Тамбова, участи реорганизации университету избежать не удалось. В 2015 году к РЭУ также присоединили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Протестными мероприятиями сопровождалось присоединение Московского государственного горного университета (МГГУ) к Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС). Студенты и преподаватели МГГУ, выступая против интеграции, назвали ее подобием «рейдерского захвата», вспомнив лексику 1990-х. Другая проблема была связана с тем, что студенты МГГУ и МИСиС учились по разным системам образования с разными сроками обучения - в МИСиС готовили бакалавров, тогда как МГГУ выпускал специалистов.

Полемикой также сопровождалось слияние Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Государственного университете управления (ГУУ). Против выступали обе стороны: «юристы» боялись потерять престиж, а «управленцы» - автономию. Учебное заведение должно было бы получить новое название, которое могли выбрать сами вузы. Студенты грустно шутили, что в результате слияния появится «Объединенный государственный правовой университет (ОГПУ) имени тов. Ливанова». Как в академии относятся к присоединению ГУУ, в МГЮА не комментируют.

Химия и жесть

В начале 2016 года в СМИ появились сообщения о возможном объединении Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ) и МИСиС. Преподаватели и студенты РХТУ начали протестовать еще до официального подтверждения в Минобре, собирая подписи в петиции против присоединения. «Мендеелевка» испугалась, что после присоединения МИСиС лишится собственной научной школы, вспомнив о ситуации с объединением Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) и «непрофильного» Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МГТУ МИРЭА). Позже Министерство опровергло сообщение об объединении вузов. Однако «осадочек остался». сайт обратился в «Менделеевку» с просьбой прокомментировать маячившую перспективу объединения с МИСиС: «Нам никто ничего не говорил. Все осталось на том уровне. Сейчас все зависит от министра, какую она политику будет проводить. Как Ливанова сменила, даже разговоров об этом не стало».

Объединение вузов в России

Росстат http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm

Минобрнауки прекращает процесс объединения вузов, сообщила в понедельник глава ведомства Ольга Васильева. Фактически это решение отменяет процесс реорганизации высших учебных заведений, запущенный прежним министром Дмитрием Ливановым. В результате реорганизации за два года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. По мнению экспертов, заявление министра подтверждает, что «прежние слияния не были добровольными, как заявлялось». Ранее объединенные вузы уже обратились к новому министру с просьбой отменить приказы о реорганизации и вернуть учреждениям автономность.


В понедельник на заседании комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Ольга Васильева частично раскрыла ближайшие планы предстоящих перемен в образовательной политике. Выяснилось, что одно из главных нововведений - приостановка реорганизации высших учебных заведений: «Пока мы прекращаем все объединения, до каждого конкретного разбирательства». Процесс реорганизации вузов путем присоединения слабых вузов к более сильным был начат при прежнем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове: «Есть вузы, которые по тем или иным причинам оказались неинтересны для абитуриентов. Фактически это означает медленную смерть: сокращение числа преподавателей, закрытие кафедр и так далее. В этом случае мы предлагаем вузам объединение»,- объяснял господин Ливанов.

Он подчеркивал, что все объединения происходят на добровольной основе при обращении в Минобрнауки ученых советов. Тем не менее вокруг слияния вузов регулярно разгорались скандалы. Так, в 2015 году Московский авиационный технологический институт (МАТИ) был признан неэффективным и присоединен к Московскому авиационному институту (МАИ).

Объединенный вуз возглавил ректор МАТИ Александр Рождественский, которого обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ. Петиция за его отставку набрала 10,5 тыс. подписей. В апреле 2016 года петицию студентов МГЮА им. О. Е. Кутафина против слияния с Госуниверситетом управления поддержали почти 2 тыс. человек, но, несмотря на это, объединение состоялось. Петиция против слияния РХТУ с МИСиС собрала 20 тыс. подписей - в итоге в Минобрнауки сообщили, что «ученые советы вузов с таким предложением в министерство не обращались», и опровергли информацию о готовящемся слиянии. В 2016 году реорганизации в числе прочих подверглись Российский государственный геологоразведочный университет им. Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) и РГУ нефти и газа им. Губкина, Московский государственный университет леса (МГУЛ) и МГТУ им. Баумана, Московский госуниверситет печати им. Федорова и Московский политехнический университет. Минобрнауки ежегодно проводит мониторинг эффективности, несоответствие его критериям грозит вузам лишением лицензии или приостановкой аккредитации. Всего с 2014 по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450.

В высказывании Ольги Васильевой содержится «очевидное противоречие» прежним заявлениям министерства, подчеркивает эксперт, знакомый с процессами объединения. «Фактически оно подтверждает, что прежние слияния не были добровольными, как заявлялось, а происходили по инициативе министерства»,- сказал собеседник “Ъ”. В Минобрнауки не смогли оперативно пояснить “Ъ” заявление министра.

Решение Минобрнауки о приостановке слияний может коснуться не всех вузов: на заседании комитета Совета федерации Ольга Васильева отметила, что «опорные университеты должны выполнять центральную роль в регионе». Таким образом, ведомство продолжит поддерживать проект по созданию сети региональных опорных вузов. Напомним, в январе 2016 года были определены 11 вузов, которые, объединившись с другими учреждениями высшего образования в своих регионах, станут опорными и получат субсидию в размере до 200 млн руб. в год.

«Сейчас, действительно, имеет смысл сделать паузу, изучить появившийся опыт, посмотреть, как работают уже состоявшиеся объединения, в том числе опорные вузы»,- сказал “Ъ” научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Структура высшего образования, сформированная на 90% в конце 1930-х годов, требует обновления»,- считает господин Фрумин, но этот процесс, по его мнению, требует времени и максимального вовлечения студентов и профессоров.

Еще до заявления Ольги Васильевой ранее реорганизованные вузы начали обращаться в ведомство с просьбой отменить решения прежнего руководства. Так, председатель комиссии по объединению МГРИ-РГГРУ (объединен с РГУ им. Губкина.- “Ъ”) Евгений Козловский 20 сентября 2016 года направил письмо на имя главы Минобрнауки, в котором просит отменить или приостановить действие приказа о реорганизации вуза «как не соответствующего поставленной цели и вызвавшего возмущение коллектива и геологических организаций». В обращении утверждается, что преобразования отрицательно сказались на подготовке кадров для геологоразведки, а вошедший в состав РГУ вуз готов продолжить работу автономно.

В понедельник госпожа Васильева заявила также о намерении усилить контроль за расходами вузов-участников госпрограммы по повышению международной конкурентоспособности: «Вот у нас сейчас проект “5–100”. Это университеты, в которые вложены большие деньги, но возникает вопрос, какова их отдача. Бюджет должен расходоваться очень экономно». В программе, созданной Минобрнауки для реализации майских указов президента по вхождению не менее пяти вузов РФ в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году, участвует 21 вуз. С 2013 по 2015 год из бюджета на проект было выделено 54 млрд руб., на 2016–2017 годы запланировано еще 14,5 млрд руб. В январе 2016 года Счетная палата поставила под сомнение реализацию указов президента, обвинив Минобрнауки в неэффективной трате средств.

После опубликования Минобрнауки РФ результатов мониторинга деятельности высших учебных заведений, не прекращаются разговоры о том, что будет со студентами и вузами, в деятельности которых нашли признаки неэффективной работы.

Были созданы рабочие группы, которые определяли окончательные решения о том, какие мероприятия нужно провести, чтобы улучшить позиции каждого вуза. Данные мероприятия помогли не всем учебным заведениям, в итоге определись вузы, которые необходимо реорганизовать или ликвидировать. Однако, сделать это нужно так, чтобы не пострадали студенты. В этой связи Министерство образования и науки РФ разработало специальный документ, в котором все нюансы учтены. Данный проект приказа размещен на официальном сайте ведомства.

Так, реорганизуемый или ликвидируемый вуз, с момента издания учредителем документа о прекращении деятельности, должен в 30-дневный срок уведомить обучающихся о начале и процедуре перевода студентов, а также назвать принимающий университет

Согласно документу, перевод обеспечивает учредитель реорганизуемого образовательного учреждения с письменного согласия студентов. В проекте приказа отмечается, что формы и условия обучения в новом университете должны быть сохранены.

В случае прекращения деятельности вуза, а также аннулирования лицензии, лишения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель самостоятельно выбирает возможные принимающие образовательные учреждения и направляет в них запросы для получения их согласия или отказа в принятии студентов, говорится документе. Руководство принимающего вуза должно в течение 10 дней письменно сообщить о своем решении. Учредитель должен до издания документа о реорганизации или ликвидации определить круг принимающих вузов и довести эту информацию до образовательного учреждения, либо отразить эту информацию в акте.

Кроме того, в министерстве отмечают, что с момента издания учредителем акта о прекращении деятельности, вуз должен в десятидневный срок разместить на своем сайте информацию о начале и процедуре перевода студентов с указанием принимающего университета и его местонахождении.

При переводе вуз передает в принимающий университет список студентов, копии учебных планов, академические справки, личные дела, письменные согласия обучающихся, договора об оказании платных образовательных услуг (при наличии). Принимающая сторона издает приказ о зачислении на основании письменного согласия и приказа реорганизуемого вуза об отчислении.

«Образовательное учреждение в случае отказа обучающегося от перевода в предлагаемое принимающее образовательное учреждение (о чем обучающийся указывает в письменном заявлении об отказе от перевода) не несет ответственности за его перевод. Руководитель вуза или уполномоченное им лицо издает приказ об отчислении обучающегося в связи с невозможностью осуществления образовательным учреждением деятельности в установленном законодательством РФ порядке. В приказе должно быть указано, что обучающийся отказался от перевода в принимающее образовательное учреждение», - говорится в документе.

Принудительное слияние вузов, проводимое Минобрнауки, вызывало недовольство у многих ректоров, протест у студентов и обеспокоенность у экспертов. Приостановив этот процесс, новый министр образования Васильева пошла им навстречу. Однако некоторым вузам объединение пошло на пользу, открыв перед ними новые перспективы. Теперь профессиональное сообщество ожидает, какие реформы готовит высшему образованию новое руководство Минобрнауки.

Будущее реформы высшей школы остается неопределенным. Заявление нового главы Минобрнауки Ольги Васильевой о прекращении процесса объединения вузов, начатого ее предшественником Дмитрием Ливановым, вызвало больше вопросов в экспертном сообществе, чем дало ответов. Несколько фраз, которые обронила министр, о прекращении слияния «до каждого конкретного разбирательства» никак не прояснили судьбу реформы. Не смогла это разъяснить и ее пресс-служба, проигнорировавшая запрос «Профиля». Очевидна лишь причина – недовольство ректоров, чьи вузы попали под оптимизацию.

О необходимости реорганизации вузов впервые заговорил президент Владимир Путин в 2012 году. А в апреле 2013‑го Ливанов направил соответствующую программу в правительство. В первом «черном списке» оказалось 30 учебных учреждений. С тех пор он ежегодно пополнялся и расширялся. В апреле этого года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что за 2015 год было закрыто более 600 вузов и филиалов.

Процесс слияния оказался болезненным для профессионального сообщества, не обошлось без скандалов. Так, студенты Российского государственного торгово‑экономического университета (РГТЭУ), который присоединили к Российскому экономическому университету (РЭУ) имени Плеханова, в 2013 году объявляли забастовку. В 2015 году со скандалами прошло слияние Московского авиационного технологического института (МАТИ) с Московским авиационным институтом (МАИ). Ректора объединенного вуза обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ, а петиция за его отставку набрала более 10 тысяч подписей. Последний крупный скандал в этом году был связан с объединением Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени Кутафина с Государственным университетом управления (ГУУ).

На протяжении реформы чиновники подчеркивали добровольный характер слияния вузов, мол, так они сами желают. Однако решение Васильевой приостановить этот процесс стало дополнительным доказательством его принудительного характера – по приказу министерства.

Профессиональное давление

Именно обида ректоров могла стать причиной решения министра. «Идея объединения вузов не слишком популярна в ректорском сообществе. Думаю, их недовольство стало во многом причиной приостановки данного процесса», – рассказала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. «Практически все регионы начали процесс объединения вузов, он везде идет по-разному: где-то он проходит ударными темпами, а где-то с большим трудом. Но везде это встречает очень серьезное сопротивление со стороны вузов», – подтвердил глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков.

Резкое сокращение численности студентов по демографическим причинам породило идею объединения вузов, говорит Клячко. Если в 2008 году в России было 7,5 млн студентов, то в 2015 году уже 4,7 млн  – столько же, сколько и в 2000 году. «То есть студенческий контингент сократился на треть. За 15 лет мы прошли пик студенческой демографии и вернулись к прежнему уровню, – сказала эксперт. – До 2008 года мы наблюдали процесс роста числа вузов и их филиалов, который в новой демографической ситуации должен был смениться процессом сжатия системы высшего образования. Потому что незачем иметь такую огромную сеть университетов при столь сильном сокращении численности студентов». А она, по прогнозу, сократится еще примерно на один миллион к 2024 году. И даже в 2030 году численность студентов вряд ли превысит 4,4 млн  – то есть будет почти такой же, как в 2000 году. «Поэтому перед правительством действительно стоит серьезная проблема оптимизации сети вузов. Вопрос в том, как эту сеть изменять», – отметила Клячко.

Очевидно, что первым стало предложение закрыть фактически пустующие филиалы. Что касается крупных вузов, то их поделили на эффективные и неэффективные. Слабые решили присоединить к более сильным, чтобы поднять качество обучения. «Но на самом деле это спорный подход. Допустим, вуз принимает сто человек, из которых 80 – сильные ребята, – рассуждает Клячко. – А после объединения с другим – более слабым вузом – должен принять 300 человек, но где гарантия, что он сможет найти, скажем, 250 сильных ребят? Может получиться так, что вуз будет вынужден «разбавлять» сильных студентов менее способными».

Прежний министр, по ее словам, хотел довести число государственных вузов к 2020 году до 500 и держать численность бюджетных студентов на законодательно установленном минимуме (не менее 800 студентов, обучаемых за счет бюджетных средств, на 10 000 населения России в возрасте 17–30 лет), чтобы на каждого из них приходилось побольше бюджетных денег. По прогнозу, к 2020 году в России должно было быть 4,3 млн студентов, из которых 1,8 млн  – на бюджете.

Комков же никакой практической пользы от программы объединения вузов не видит. «Главная проблема заключается в том, что фактически происходит ликвидация отраслевых институтов, которые готовят специалистов узкого профиля, – отметил он. – Идея создания так называемых опорных университетов предполагает создание неких региональных монстров, в которых были бы сосредоточены и денежные средства, и научно-педагогический состав. Предполагалось, что все маленькие отраслевые вузы туда вольются – и медицинские, и педагогические, и транспортные, и экономические. Возьмем, к примеру, Уральский регион, где есть острая нехватка специалистов по горнодобывающим профессиям. Если они войдут в опорный университет как небольшая специализация, это обречет их на вымирание, а регион потеряет серьезную опору в сфере высшего профессионального образования».

Как только возникла идея объединения вузов, группа экспертов, в которую вошел Комков, выступила против нее. «Достаточно несколько таких опорных университетов в центральных регионах – в Москве, Санкт-Петербурге, возможно, в Волгограде и Крыму, а в остальных регионах должны оставаться хорошо работающие региональные вузы отраслевого значения», – считает он.

По его мнению, министр сделала верный шаг, прислушавшись к мнению профессионального сообщества. «Те, кто задумывали эту реформу, брали пример с американской модели. В США действительно существуют несколько таких региональных крупных опорных университетов, – рассказал Комков. – Там никогда и не существовало отраслевых вузов. А у России другой опыт, нам не надо следовать американскому пути. С этим мнением, кстати, согласны многие наши европейские коллеги, с которыми я общался».

Финансы поют романсы

Как отметила Клячко, идея создания опорных вузов состояла в том, чтобы лучше финансировать лидеров в регионах, пусть и искусственно созданных. «То есть мы либо «размазываем» бюджетное финансирование по всем федеральным государственным вузам, либо выбираем те, которым дадим больше», – сказала Клячко. А чтобы финансирование вуза было экономически эффективным, в нем должно быть достаточно много студентов. Маленькие вузы, как правило, обходятся бюджету дороже. «Понятно, что маленький вуз требует больше затрат, чем крупный, поэтому есть стремление вузы укрупнять, чтобы обеспечить так называемую экономию на масштабе», – пояснила Клячко.

Комков же уверен, что этот процесс, наоборот, увеличивает финансирование. «Мы это посмотрели по Курской области. Университеты начали считать и прикинули, как будет выглядеть управляющий штаб опорного университета, – рассказал он. – Надо учитывать, что все бывшие ректоры должны будут войти в руководство опорного вуза, сохраняя свои прежние оклады. Плюс к этому появятся всякого рода отделы, департаменты и прочий управляющий аппарат и обслуживающий персонал. И расходы получились ничуть не меньше, а то, пожалуй, и больше».


В итоге приостановка слияния вузов вызывала у экспертов еще больше вопросов, так как остаются непонятными следующие шаги нового министра. «Предположим, что мы решили не объединять вузы и оставить систему такой, какая она есть. При этом численность студентов, как уже было сказано, все равно к 2024 году снизится еще на один миллион по демографическим причинам, – рассуждает Клячко. – Вопрос – мы будем рассчитывать, что сами по себе закроются негосударственные вузы, а государственные будем поддерживать? Вопрос – хватит ли нам ресурсов, чтобы удержать их на плаву? Или мы сделаем более крупный вуз, отберем туда более сильных студентов и повысим качество образования? Другое дело, что все равно, в каких-то вузах будут учиться несильные ребята, такие вузы будут всегда. Вопрос – как мы будем с ними работать?»

Оба эксперта подчеркнули, что приостановка слияний даст Васильевой время «все серьезно взвесить и обдумать». «Я думаю, что, как любой рациональный человек, столкнувшись с проблемой, о которой сказано выше и, кроме того, с недовольством ректорского и преподавательского состава, министр разбирается в этой ситуации и думает, что делать дальше», – заключила Клячко.

Довольные слиянием

Опрошенные «Профилем» вузы, прошедшие процедуру слияния, в настоящее время совсем не жалуются на положение дел. «С 2012 года к нам присоединили два вуза и 10 колледжей. Обычно объединение длится до одного года. Иногда бывает и полтора», – рассказал ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко, который, впрочем, недолгое время был заместителем Ливанова. Благодаря объединениям, по его словам, стало больше полных групп и меньше групп с малым числом студентов. Больше студентов получило доступ к большой вузовской библиотеке, электронным сервисам, лекциям сильных преподавателей.

Сокращение, отметил Реморенко, коснулось как преподавателей МГПУ, так и приходящих из других вузов. «В целом 40% преподавателей ушли, но более 20% пришли дополнительно», – сказал он. Недовольные были, признался ректор. Университету даже пришлось пройти через суды. Но в целом результаты были положительные. «У нас заметно вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, пришедших к нам учиться. Мы лидеры среди педагогических вузов страны», – заявил Реморенко. Кроме того, по его словам, университету удалось добиться оптимизации бюджетных средств.

Слияние Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) и Московского государственного университета печати (МГУП) имени Федорова началось совсем недавно – в марте 2016 года. Тогда вышел соответствующий приказ Минобрнауки. И к 1 сентября на их базе заработал новый Московский политехнический университет. Преподаватели и сотрудники сохранили свои рабочие места, рассказал ректор нового вуза Андрей Николаенко. Оптимизация затронула лишь некоторые административно-управленческие подразделения.

Студенты, по его словам, отнеслись к этому по-разному, но большинство было настроено положительно. «После объединения выросло количество направлений и специальностей подготовки, открылись новые возможности для творческой реализации обучающихся, занятий спортом, участия в молодежной политике и, конечно же, для получения дополнительного образования, – перечислил ректор. – Кроме того, для студентов расширилась возможность использования фонда студенческих общежитий за счет инфраструктуры студгородка бывшего Университета машиностроения».

Инфраструктура нового вуза позволит участвовать в крупных научных и образовательных проектах на самом высоком уровне, надеются в вузе. «Одним из примеров эффективного взаимодействия коллективов является проект по разработке терминологического словаря автомобилестроения в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда – это показательный формат сотрудничества на стыке отраслей», – отметил Николаенко. Давать оценку оптимизации средств он считает преждевременным: «Для ответа на этот вопрос необходимо опираться на реальные показатели по итогам образовательных и финансовых циклов».