Меню

Познание. Зачем нужны листья растению

Монтаж крыши и кровли

Какое значение в жизни растений имеют листья, Вы узнаете из этой статьи.

Какое значение в жизни растений имеют листья?

Лист являет собой наружный орган растения, который выполняет много важных функций. И значение листьев в жизни растений выражается как раз через эти самые важные функции:

Большая и плоская листовая пластина прекрасно улавливает свет солнца. И в клетках основной ткани листа содержится большое количество хлоропластов, которые отвечают за процесс фотосинтеза – образования органических веществ, питающих само растение.

  • Регулированное испарение.

Листья помогают растению испарять лишнюю воду и влагу. В листья вода поступает от корней по проводящей системе. Внутри него вода перемещается по стенкам клеток к устьицам и межклетникам. Там она испаряется. Данный процесс обеспечивает прочную связь листьев и корней, способствует эффективному потоку минеральных веществ. Растение может само регулировать интенсивность испарения – открывать или закрывать устьица. Когда нужно избежать чрезмерной потери воды, то они закрываются. Такое бывает, когда сухой воздух, яркий свет, высокая температура и мало воды. Некоторые растения открывают свои устьица только ночью или вечером. Но большинство испаряют лишнюю воду днем.

  • Обеспечение газообмена

Листья обеспечивают газообмен между растением и воздухом. Углекислый газ и кислород поступают через устьица. Первый элемент нужен для синтеза органических веществ, а кислород для дыхания. Также растение выделяет кислород и углекислый газ в атмосферу.

Вы наверняка не раз наблюдали за таким явлением как листопад. Осенью, когда из листьев уходят питательные вещества, разрушается хлорофилл – они стают красными и желтыми. В их тканях начинают накапливаться ненужные вещества для растения. Листья старятся и опадают. Этот процесс очень важен для жизнедеятельности растения. Таким образом, удаляются вредные вещества, сокращаются поверхности надземных органов в период холодов. Это помогает растениям пережить зиму, чтобы весной вновь, набравшись сил, цвести и зеленеть.

Растение – это целостная биологическая система, образовавшаяся за миллиарды лет эволюции. Все его части тесно взаимосвязаны и выполняют свою определенную работу. В случае повреждения или гибели какой-либо части растительного организма, гибель грозит всему растению.

Биологи выделяют растения в отдельное царство, к которому относятся несколько отделов, таких как водоросли, мхи, папоротники, хвощи, голосеменные и покрытосеменные. Представители этих отделов отличаются своим строением, размерами, способом размножения и другими характеристиками. Однако, все они представляют из себя сложные биологические системы, с большим количеством тканей и органов.

Наиболее совершенными в эволюционном плане считаются семенные растения, к ним относятся голосеменные (ель, сосна, кедр) и покрытосеменные. Их способ размножения связан с распространением семян и более эффективен, по сравнению со споровыми (мхи, папоротники). Семенные имеют очень сложное строение, они очень широко распространены на планете от полярной тундры до тропиков.

Строение покрытосеменных

Покрытосеменные или цветковые растения состоят из нескольких вегетативных органов. В данном случае это совокупность клеток, которая имеет определенное строение, отличное от других частей и выполняющий определенную, конкретную работу. Ткани имеют высокую специализацию, они весьма отличаются друг от друга. Выделяют несколько отдельных органов покрытосеменных. Это корень, стебель, лист, а также органы, которые принимают участие в размножении организма: цветки и семена. Все эти части взаимосвязаны и для каждой существует своя функция.

Растительные органы

Значение корня в жизни растений

Корень выполняет несколько важнейших функций. Прежде всего, он отвечает за снабжение остальных тканей водой и минеральными веществами, которые он всасывает из почвы. Вода нужна для процесса фотосинтеза и для нормального функционирования растительных клеток. Еще одной важной функцией корня является закрепление растения в почве. Различают стержневую и мочковатую корневые системы. В первой отчетливо выражен главный корень, а во второй – он не отличим от остальных. В корне часто накапливаются питательные вещества (корнеплоды), а также он служит для вегетативного размножения.

Значение стебля в жизни растений

Стебель – связующее звено между всеми частями организма. По нему происходит транспортировка минеральных веществ и воды от корня вверх и питательных веществ от листьев вниз. Стебель растет в высоту за счет верхушечной почти роста, а в толщину за счет образовательной ткани. Формы и размеры стеблей очень разнообразны. Еще одной, важнейшей его функцией является опорная: на нем расположены листья. Он поднимает их вверх, ближе к свету, делая процессы фотосинтеза более эффективными. Иногда фотосинтез происходит непосредственно в стебле (спаржа). В нем часто накапливаются запасные питательные вещества. Вегетативное размножение при помощи стебля – один из самых распространенных способов.

Значение листьев в жизни растений

В листе происходит процесс фотосинтеза, то есть из воды и углекислого газа, при воздействии солнечных лучей образуются органические вещества, прежде всего глюкоза. Именно они снабжают энергией все остальные ткани и клетки. Листья разных видов имеют разное строение: отличаются формой, размером, наличием или отсутствием черенка и другими особенностями. Чаще всего они имеют пластинчатую форму, такая форма наиболее эффективно улавливает солнечный свет. Каждый лист сверху покрыт эпидермисом, под которым находятся клетки, содержащие хлорофилл. Кроме фотосинтеза он выполняет еще несколько важных функций. Через лист происходит дыхание и испарение воды. С их помощью может происходить вегетативное размножение. В них часто накапливаются питательные вещества.

Значение цветов в жизни растений

Цветок предназначенный для полового размножения покрытосеменных. С ним связаны процессы опыления, оплодотворения, развития семян и плодов. В цветке расположены мужские (тычинки) и женские (пестик) половые органы. Они могут быть расположены на одном цветке, а могут и на разных. Пыльца, содержащая мужские половые клетки попадает на рыльце пестика и прорастает в завязь, в ней происходит процесс оплодотворения. Из оплодотворенной яйцеклетки образовывается зародыш семени, из оплодотворенной клетки завязи – питательный запас семени, из оболочки завязи – кожура семени, а околоплодник - из стенок завязи.

Цветы различны по своему строению, размерам, формам и внешнему виду. Часть из них потрясающе красивы. Цветы могут быть собраны в соцветия. Некоторые цветы опыляются насекомыми (они обычно имеют яркую окраску, с приятный запах и выделяют нектар), другие опыляются ветром (злаковые). После опыления образуются семена, находящиеся внутри плодов. Плоды делают распространение семян более эффективным, подключая к этому процессу животных, птиц, ветер. Значение семян в жизни растений в том чтобы продлить жизнь вида, рода, распространиться, захватить требуемые участки.

В завершении можно отметить, что растение – целостная и сложная система, которая возникла в результате миллиардов лет естественного отбора и борьбы за существование. Каждый орган имеет уникальное строение и выполняет свою работу, обеспечивает успешное функционирование и существование других частей и тканей. Нарушение в работе корневой системы, стебля или листьев, неминуемо приведет к болезни или гибели всего организма. Как человек не может жить без легких или печени, так и дерево не может обходиться без корней.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас-крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова-ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви-доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли-ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на-секомых.

Ход урока

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото-синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото-синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про-дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не-обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис-лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле-кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку-да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло-тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо-бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это-го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве-ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен-ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш-ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От-веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла-стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи-нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни-ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб-лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки , как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле-ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо-бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен-ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе-го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва-ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли-тературой, заполнить таблицу.

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю-щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни-тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Зеленый лист выполняет важную функцию в жизни растения - здесь образуются органические вещества. Строение листа хорошо соответствует этой функции: он имеет плоскую листовую пластину, а в мякоти листа содержится огромное количество хлоропластов с зеленым хлорофиллом.

С помощью листьев растение улавливает солнечный свет

Образование органических веществ в процессе фотосинтеза – одна из основных функций листа.

Листья растений содержат много воды. Она поступает в лист по проводящей системе от корней. Внутри листа вода продвигается по стенкам клеток и по межклетникам к устьицам, через которые уходит в виде пара (испаряется).

Испарение воды

Испарение воды - еще одна важная функция листа. Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения.

В том, что лист испаряет воду, можно убедиться на опыте. Лист (или несколько листьев), не отрывая от живого растения, поместите в полиэтиленовый пакет и завяжите его. Спустя 1-2 дня внутри пакета, на его стенках, появятся капельки влаги. Это произойдет благодаря испарению воды из листа, помещенного в пакет.

Процесс испарения воды листьями у растения регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица, растение защищает себя от потери воды.

Открывание и закрывание устьиц находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в первую очередь температуры и интенсивности солнечного света.

Из внешних факторов на работу устьиц влияет сухость воздуха, условия водоснабжения, яркость света и температура. Так, во время засухи у большинства растений устьица закрыты. Многие растения открывают устьица лишь вечером и ночью, когда спадает жара. Но у большинства деревьев, теневыносливых растений, многих злаков максимальное испарение воды происходит в дневное время. Из внутренних факторов, влияющих на открывание устьиц, большое значение имеет обеспеченность водой клеток листа. При водном дефиците в тканях листа устьица закрываются.

Газообмен

Листья благодаря работе устьиц осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица в лист с атмосферным воздухом поступают кислород и углекислый газ. Кислород используется для дыхания, углекислый газ необходим растению для образования органических веществ. Через устьица в воздух выделяется кислород, который образуется в процессе фотосинтеза. Удаляется и углекислый газ, появившийся у растения в процессе дыхания. Фотосинтез осуществляется только на свету, а дыхание - на свету и в темноте, т. е. постоянно.

Листопад

В процессе жизнедеятельности листья к концу вегетационного периода стареют, питательные вещества из них оттекают, хлорофилл начинает разрушаться, листья окрашиваются в желтый или красноватый цвет, а в тканях листа скапливаются отработанные ненужные вещества. Состарившиеся листья удаляются благодаря листопаду . Это выработанное в процессе эволюции приспособление обеспечивает не только удаление ненужных растению веществ, но и сокращение поверхности надземных органов в неблагоприятный период года. Иначе говоря, вследствие листопада уменьшается испарение и предотвращается поломка кроны под тяжестью снега. Таким образом, удаление ненужных веществ в ходе листопада - еще одна важная функция листа у растений.

Фотосинтез, испарение, газообмен и удаление ненужных веществ благодаря листопаду основные функции, выполняемые зеленым листом в жизни растений.

У некоторых растений листья приобрели и другие функции. Многие растения размножаются листьями (вегетативное размножение). Некоторые растения в листьях откладывают запасные питательные вещества, например очиток, молодило, алоэ, кочанная капуста, лук.

1 - алоэ; 2 - очиток; 3 - молодило

Видоизменения листьев

У многих растений (молодило, лук) листья с запасом питательных веществ часто приобретают мясистую чешуевидную форму.

У гороха посевного и мышиного горошка наряду с обычными листьями имеются листья в виде усиков. С их помощью непрямостоячие побеги этих растений, цепляясь за опору, поднимаются выше и выносятся к свету.

У барбариса, караганы, верблюжьей колючки некоторые листья стали колючками, которые защищают побеги от животных. У кактусов листья видоизменились в острые иглы.

Побеги барбариса с листовыми колючками (слева). Переход от листа к колючке у барбариса

Почечные чешуи, покрывающие почки, – это видоизмененные листья. Они защищают зачаточные побеги от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Чешуи, колючки, усики это видоизменения листа, возникшие в результате выполнения листом различных дополнительных функций.

В природе есть немало растений, которые способны с помощью листьев улавливать насекомых и их переваривать. Обычно такие насекомоядные растения произрастают на почвах, бедных минеральными веществами, особенно с недостаточным содержанием азота, фосфора, калия и серы. Из тел насекомых эти растения получают необходимые им неорганические вещества.

Часто встречается хищное растение росянка круглолистая, обитающая на болотах. За сутки одно растение ловчими листьями способно переварить несколько десятков насекомых (комаров, мошек).

В озерах на территории России часто встречается растение пузырчатка, плавающая у поверхности воды. Среди ее нитевидных зеленых листьев некоторые имеют форму ловчих пузырьков (диаметром 2-5 мм) с крышечкой. Попавшие в них мелкие животные, например дафнии, перевариваются и всасываются растением. Так растение компенсирует дефицит минеральных веществ (особенно соединений азота), которых недостаточно в воде озера.

Веточка пузырчатки обыкновенной с ловчими листьями-пузырьками

Лист - важный орган растения. Функции листа разнообразны: фотосинтез, газообмен, испарение, удаление ненужных веществ, запасание питательных веществ и др. Внешнее и внутреннее строение листьев обеспечивает выполнение листом своих функций. Приобретая новые функции, лист видоизменяется.