Меню

Школьная травля. Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Монтаж крыши и кровли

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРАВЛИ В ШКОЛЕ?

Знакомо, правда? Травля в школе начинается с первого класса, настигает своего пика к четырнадцати годам и уже в старших классах дети взрослеют и все стихает. А может самые агрессивные, не попадают в десятые классы? Впервые на суд общественности эта ситуация попала когда показали фильм «Чучело», а в наше время об этом говорят и создают передачи чуть ли не ежедневно. Но что изменилось? Ничего, только издевательства стали жестче, а дети ранимее, у них страдает психика, которая приводит к суициду.

Как подготовить ребенка, чтобы придя в школу, он не стал жертвой или мучителем? И что делать, если сын или дочь стали объектом травли? Одни вопросы, давайте разбираться и возможно наши полезные советы помогут вам преодолеть травлю — буллинг.

Буллинг как заразная болезнь ползет по миру, с каждым днем становятся известны все новые и новые случаи насилия над одноклассниками. Причем все издевательства дети снимают на видео и затем показывают сверстникам и размещают в интернете. Нормальный, человек видя это, скажет, что это больные дети и не ошибется.

Во всем мире насилию в школе уделяется большое значение, разработаны специальные программы, по предотвращению таких случаев. Такие программы созданы в Великобритании, Канаде, Чехии, Австралии. Они успешно действуют и приносят свои плоды. В нашей стране уровень насилия в школе превышает подобный уровень в странах Азии и Европы. Поэтому родителям приходится самим решать этот вопрос и защищать своих детей самостоятельно. Конечно, искоренить травлю в школе полностью вряд ли удастся, до тех пор, пока насилие процветает в обществе. Однако родителям не надо сидеть, сложа руки надо использовать мировой опыт и пытаться переломить ситуацию.

Дети часто боятся признаться родителям, что они стали жертвой травли в школе. И даже когда случаи приобретают криминальный характер, дети все равно молчат, но в руки следователей попадает видео, снятое извергами, и это служит основанием для принятия мер.

Родители сразу могут понять, что ребенка травят в школе. Если ребенка дразнят, выбрасывают «сменку» в окно, рвут тетради и прячут учебники, это считается шалостью. Просто дети играют. Если с ребенком никто не играет, не разговаривает и большинство детей в классе делают вид, что его нет, это тоже нормально. Большинство родителей, узнав о таких случаях, считают, что их ребенок сам виноват, не умеет общаться с одноклассниками. В самом деле, все эти поступки говорят о травле, которая травмирует душу ребенка, причем и нападающих и жертв. Нападающие находятся постоянно в ярости, жертва терпит, а ведь вокруг стоят одноклассники и наблюдают за происходящим, они пассивно участвуют в травле, боясь самим оказаться на месте жертвы. В результате психика всех участников процесса травмируется, они становятся раздражительными, обидчивыми и агрессивными. Ребенок не поддерживает разговоры о травле дома, ему ужасно вспоминать унизительное насилие.

Если же ребенок жалуется, родители идут в школу поговорить с классным руководителем, но он ничего такого не видел. Конечно, все может происходить за пределами класса или даже школы. Однако часто учителя сами провоцируют травлю и даже указывают жертву. Это происходит, когда учитель смеется над некоторыми детьми, бывает, несправедлив и унижает ученика, хлопая его тетрадкой, повышая голос или даже называя его «бестолочью». Выгоняет ребенка из класса за непослушание или грубо отбирает тетрадку с не законченным заданием. Хотя учитель наверняка знает, что у ученика слабое здоровье или он медлителен от природы и ему трудно приходится переносить . Вот такие дети и попадают в поле зрения агрессоров. Некоторые учителя не скрывают своих взглядов и открыто говорят, что все мальчики дерутся, девочки по природе интриганки и вообще все что происходит, это школа жизни. Но на самом деле они так не думают, они видят травлю, видят жертв и видят агрессоров, но лучше помолчать. Современные учителя не берутся бороться с насилием в школе, они не компетентны в этом вопросе, да и желания особого у них нет, лучше делать вид, что ничего не происходит.

Однако учитель может, особенно в младших классах, сам вести себя корректно по отношению к ученикам и не позволять себе унижать детей в присутствии всего класса. Учитель может твердо заявить в классе о нетерпимости такого отношения к данному ученику со стороны одноклассников. Чтобы сдружить детей устроить совместное мероприятие, чтобы в нем приняли участие все дети.

Для борьбы с травлей в старших классах действий одного учителя бывает недостаточно, его нравоучения могут сделать еще хуже. Здесь надо объединяться учителям, родителям и психологам.

Родители, отдавая ребенка в школу должны подумать и о его безопасности в части возможной травли. Замкнутые, застенчивые, тревожные и не уверенные в себе дети часто становятся жертвой травли. Часто причиной насилия могут стать: рыжие волосы, очки, шрамы, полнота или худоба, высокий или слишком низкий рост. Кроме того важно есть ли у ребенка заикание, слезливость, стеснительность, раздражительность. Все это может стать вначале поводом для получения кличек, а затем и применения агрессии к этим детям. Поэтому выбирая школу надо учитывать не свои амбиции, а способности ребенка к обучению. Если программа обучения будет слишком сложная, а ребенок слаб, то он попадет в изгои, не справившись с нагрузкой.

Старайтесь привить ребенку жалость к людям с физическими недостатками и не надо над этим смеяться, не надо бахвалиться материальным положением семьи, прививайте детям скромность, тогда он не будет зачинщиком травли. Никогда не поддавайтесь в игре, пусть ребенок знает, что он не всегда победитель, он может быть и побежденным. Прививайте ребенку любовь к спорту, занятия в спортивных секциях повышает уверенность в себе.

Трудно бывает, если ребенок меняет школу, родителям надо познакомиться с учителями и возможно пригласить в дом одноклассников, это позволит заполучить поддержку и одноклассников и учителей, это поможет ужиться в коллективе.

Если из рассказов ребенка вы сделаете вывод, что ребенок стал жертвой травли, не спешите, разберитесь, может это всего разовый конфликт. Если ребенок жалуется, что учитель прикрикнул на него, тоже надо понять причину, а не нестись сломя голову в школу и учинять разгон учителю. Учитель особенно в начальных классах авторитет для ребенка и если вы так поступите и противопоставите себя, ему у ребенка потеряются ориентиры.

Важно научить ребенка иметь свое мнение и отстаивать его уметь сказать «нет» даже взрослому человеку, ребенок должен учиться контролировать свои поступки. Очень распространена точка зрения, что если ребенок будет спокойно реагировать на нападки одноклассников, от него скоро отстанут, им это будет не интересно, им надо чтобы жертва плакала, просила о пощаде и психовала. С другой стороны, жизненный опыт показывает, что ребенок должен уметь постоять за себя. Спокойное поведение на деле не приносит результатов. В случае агрессии лучше всего дать отпор, и даже если дойдет до драки отступать не следует. Это — тот случай, когда даже даже поражение улучшит положение ребенка в классе и поднимет его в глазах одноклассников. В результате ребенок перестанет быть объектом школьной травли. Обычно задира выбирает жертву для травли, потихоньку «задирая» всех, и тот, кто покажет себя слабее всех, и станет объектом травли. Чаще всего зачинщиком травли становится ребенок испытывающий потребность подчинять себе других для достижения цели, легко приходящий в ярость. Также такие дети вызывающе ведут себя с учителями и родителями, не испытывающие сочувствия и сострадания к другим людям, дети сами страдающие от насилия в семье. В последнее время зачинщиками травли становятся не только мальчики, но и часто девочки.

МОСКВА, 2 фев — РИА Новости, Ирина Халецкая. Сельская школа в Свердловской области прославилась на всю Россию. Всему виной самодурство учителя. Классный руководитель вручила ученикам грамоты, но тут же отобрала благодарность у одной из школьниц. Родители девочки не сдали 300 рублей на нужды класса — так педагог обосновала свои действия, причем публично. Инцидент случился еще перед Новым годом, однако огласку получил только сейчас. Теперь делом занимаются местные власти, а девочка вынуждена посещать психолога.

Буллинг (травля. — Прим. ред.) в школах давно не редкость. Травят и учителей, и подростков. Впрочем, управа на это есть. На собственном примере это доказала москвичка Наталья Цымбаленко. Узнав, что над ее сыном издеваются сверстники, она подняла всех — от руководства школы до полиции с прокуратурой. В результате от ребенка отстали, а в классе воцарилась тишина.

Как родителям защитить детей от травли в учебном заведении — в материале РИА Новости.

"Оля, верни грамоту"

Анастасия Наговицына воспитывает двух детей. Старшая дочь Оля учится в четвертом классе. Проблем в школе у нее никогда не было. Однако в последний учебный день перед новогодними каникулами девочка пришла домой в слезах.

Выяснилось, что классный руководитель решила подарить детям символические подарки и намеренно проигнорировала девочку. "При всем классе учитель сказала, что для Оли нет ничего, потому что она не сдала на нужды класса 300 рублей", — рассказывает мама.

После этого, вспоминает Анастасия, учительница стала раздавать грамоты детям, в том числе вручила и Оле. "Но потом осеклась и говорит: "Ой, Оля, а ты же не сдавала деньги, верни-ка грамоту!" И добавила, что в школе, дескать, не хватает бумаги, а раз деньги не внесли, то и благодарности не жди. Дочка подумала, что учитель шутит, оставила грамоту на парте, но затем убрала в портфель. Педагог все же заставила ребенка отдать бумажку", — продолжает Анастасия.

Это выбило девочку из колеи. По словам родителей, дочь отказывалась ходить в школу, говорила, что ее унизили перед одноклассниками. Теперь ей приходится посещать психолога. Но все разговоры на эту тему до сих пор заканчиваются слезами. Что характерно, учительница перед семьей так не извинилась.

© Фото из личного архива Наговицыной

© Фото из личного архива Наговицыной

Когда Наговицына написала о случившемся в соцсетях, историю подхватили СМИ. Управление образования провело проверку и вынесло учителю выговор с дисциплинарным взысканием. Все могло бы на этом и закончиться, но классный руководитель, поясняет Анастасия, изводит девочку упреками.

"Она ей заявила, что никаких выговоров не боится. Оказалось, что не только моей дочке не досталось подарка. Обделили еще нескольких учениц. Кроме того, в ноябре одна мама просила у директора, чтобы он повлиял на педагога. Абсурдность ситуации в том, что учитель про деньги на нужды класса говорит не родителям, а детям", — возмущается Анастасия. Она рада была бы перевести дочь в другое учебное заведение, но в селе только одна школа и один четвертый класс.

"Другие родители молчат. Опасаются, что начнут гнобить их детей. Многие мамы писали мне, говорили, что я молодец — не побоялась", — рассказывает Наговицына.

К урегулированию конфликта подключился депутат Госдумы от Свердловской области Дмитрий Ионин. Он привез в школу несколько упаковок бумаги, которой так не хватало классному руководителю Оли. Парламентарий очень хотел пообщаться с директором, но не застал ее на рабочем месте — она в спешке уехала в Екатеринбург после того как начались звонки из СМИ.

"Я считаю, что такой учитель не имеет права работать с классом. К сожалению, это не единичный случай. Однако родители не должны молчать, надо сразу же обращаться в соответствующие органы!" — прокомментировал ситуацию Ионин РИА Новости.

Дети сами не решат

Обычно все же учеников в школе травят одноклассники. Многие психологи в статьях о буллинге обращают внимание на то, что учителя до последнего не замечают проблему: жестокие дети в присутствии взрослых ведут себя прилежно. Кроме того, некоторые родители считают, что ребенок сам виноват. Не можешь поладить с одноклассниками — твоя проблема, сам разбирайся.

Мало кто задумывается, что дело не столько в жестокости детей, сколько в нежелании педагогов повлиять на ситуацию и вовремя вмешаться.

© фото из личного архива Цымбаленко в Facebook


© фото из личного архива Цымбаленко в Facebook

Москвич Петя Цымбаленко в пятом классе перешел в другую школу и попал под град насмешек сверстников. Его мама Наталья вспоминает: как такового повода для травли никогда не было, просто в классе сформировался костяк из "крутых", которые цеплялись к "некрутым".

К Пете приставали меньше всего, куда больше страдали другие мальчишки. По словам Натальи, им портили личные вещи, подкладывали бутылки с мочой в портфели, стягивали штаны в раздевалке. Все это снимали на камеру телефона и потом выкладывали в соцсетях.

"Дети просили помощи у классного руководителя. Но педагог — неконфликтный человек, она спускала все на тормозах, говорила, что "стукачей не любят", "надо закалять характер" и "уметь находить подход к товарищам". Максимум, что она могла сделать, — провести беседы на тему "давайте жить дружно", — рассказывает мама Пети.

Наталья долго не вмешивалась, но на всякий случай наняла для сына персонального тренера по фехтованию и рукопашному бою. Отчасти это помогло — драться Петр больше не боялся, "крутые" ребята от него отстали и переключились на его лучшего друга Мишу. Мальчишку "развели на деньги". "Одноклассники уговорили его купить у них вейп, взяли деньги и не отдали", — объясняет Цымбаленко.

После этого Наталья поняла: разбираться с проблемой придется ей самой. Она решила показать чиновникам, педагогам и правоохранителям, что творится в школе. Каждый свой шаг подробно описала в соцсетях, чтобы другие родители знали, как вести себя в сложной ситуации. По сути, ее пост — это самые настоящие лайфхаки для мам и пап.

Борьба с травлей. Лайфхаки

Первым делом она встретилась с родителями учеников, которых травили в классе. Однако одни опасались что-то предпринимать, другие собирались переводить ребенка в другую школу. "В итоге остались три мамы, готовые действовать. Я убрала эмоции и села писать подробное коллективное заявление сухим бюрократическим языком. Получилось 20 с лишним страниц", — вспоминает Наталья.

По ее словам, нашлось только два факта, к которым можно было прикрепить доказательства. Первое — переписка участников истории с электронной сигаретой и аккаунт одноклассника, который торгует ими. Второе — фотожабы на Петю в соцсетях, где ему пририсовали бицепсы и пресс. Одноклассники в комментариях веселились: Петр-де "стал качаться".

Цымбаленко попросила классного руководителя о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Учитель, говорит Наталья, писала в родительском чате, что отказывается от класса, а встречу с директором так и не назначила. Утверждала, что очень занята, поэтому на собрание позовет психолога и соцработника.

"На встречу пришли три мамы, мой муж и родители "святых детей". Они переходили на личности, кричали: "Вы ничего не докажете!" Я посоветовала приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными смесями. Представители школы сделали круглые глаза и сказали: "Какой кошмар, почему же вы раньше молчали", — говорит мама Пети.

"Встретимся в суде!"

Конфликт длился два года. Дольше всего Цымбаленко и другие родители "некрутых" детей буксовали на этапе бесед с классным руководителем. Наталья сама позвонила директору школы и с удивлением выяснила, что та до сих пор не знала ни о собрании, ни о ситуации в классе в принципе. "Классная" боялась сообщить директору о проблеме, считает Цымбаленко. За это время несколько детей ушли из школы, не выдержав травли.

Наталья отправила свое заявление на электронную почту школы, а еще — председателю управляющего совета школы, отнесла в администрацию своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Написала она и маме ученика, рисовавшего фотожабы, попросив о встрече до того, как подаст на них в суд.

"Была послана куда подальше со словами: "Встретимся в суде!" Тем не менее я решила идти до конца: если уж уходить из школы, то с победой, а не с чувством жертвы. Это мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить, в том числе из-за друга Миши", — объясняет Наталья.

В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых Цымбаленко указала в коллективном заявлении. Деньги обманутому Мише вернули, принесли извинения. А ученика, торговавшего вейпами, поставили на учет.

"По поводу карикатур мамы бормотали: "Мы не знали, что за это можно попасть под суд". Никто не ожидал, что я не приму участия в "родительских боях", а пойду бюрократическим путем писем и жалоб. Зато все сразу вспомнили о культуре, теперь одергивают желающих рисовать фотожабы и больше никто не достает окружающих", — уточняет Наталья.

Пока она писала заявления и ходила по инстанциям, "крутые" подростки еще сильнее травили одноклассников. Но Петя и другие дети, несмотря на страх, исправно посещали занятия. "Обидчики хотели встретить парней после уроков, угрожали. Муж забирал Петю из школы. Если бы угрозы хоть немного приблизились к реальности, я бы наняла телохранителя", — говорит Цымбаленко.

В конце концов в классе среди учителей, школьников и родителей воцарилось согласие. "В этой ситуации во многом есть моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что "дети сами должны разобраться", — подытоживает Наталья.
Сейчас она уверена: даже если бы явных улик травли ее сына и его друга не было, она бы все равно ходила к директору школы и в инспекцию по делам несовершеннолетних, писала бы в департамент образования, не дожидаясь "увесистых" фактов.

Пост Натальи Цымбаленко тем временем собрал тысячи "лайков" и сотни комментариев. Родители активно делятся на своих страничках ее лайфхаками о том, как победить буллинг.

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет будет проводить большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь ребенка – его характер, развитие его способностей и отношение его к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но бывает так, что этот опыт становится очень и очень неудачным. Травля в школе – это не миф, а суровая реальность, сейчас приобретающая все большее распространение. Как же защитить малыша от психологических, а порой и физических травм в месте, которое должно дарить ему знания и положительные эмоции?

Мифы о травле в школе

Прежде чем вскрывать причины травли в школе и думать над тем, как исправить ситуацию, необходимо вспомнить те мифы о травле ребенка в школе, которые закладывались в нас на протяжении поколений.

Миф 1. Это всего лишь элемент взросления

На самом деле травля, как и любая жестокость, - это совсем не норма. Кстати, согласно исследованиям, именно насилие в школе накладывает на психику детей намного больший отпечаток, чем любое другое насилие. А пассивно полагая, что травля – это такая «неприятная возрастная особенность», мы сами лишаем жертв насилия возможности как-то себе помочь. Ведь «против природы не попрешь»! Но на самом деле, проблема травли в школе требует решения, и как можно более скорого.

Миф 2. Педагоги легко смогут увидеть, кто жертва, а кто – агрессор

Представьте только: у учителя обучается масса детей – и это, как правило, далеко не один класс. Как Вы думаете, учитель может физически уследить за всеми? Конечно нет. Поэтому он может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». И как там разобраться, кто прав, а кто виноват? Конечно, учитель, увидев, что один ребенок колотит другого, накажет того, кто бил. А то, как его довела «жертва» - останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Дети очень изворотливы – и они часто делают все, чтобы наказан был другой человек.

Миф 3. Есть дети - потенциальные жертвы, которых будут обижать в любом коллективе

Это в корне неверная точка зрения, которой взрослые просто прикрывают свою несостоятельность и бездействие. Травля – это результат одиночества ребенка, который не может постоять за себя, оставшись один против массы. Это результат попустительства учителей, которые смотрят на атмосферу в коллективе сквозь пальцы, это результат одновременной жестокости и неуверенности в себе детей, выступающих в роли агрессора против того, кто хоть как-то отличается от них. На самом деле, все зависит от наличия или отсутствия поддержки жертве. Есть случаи, когда дети, бывшие изгоями в детстве, становятся если не душой компании, то вполне нормальными, общительными и адекватными людьми – главное просто помочь им в нужный момент.

Миф 4. Любое объединение людей в социальную группу порождает травлю

Это верно лишь отчасти. Дело в том, что травля – это результат насильного объединения людей в группу по некому малозначимому признаку. Усугубляется положение в тех случаях, если выйти из этой группы нельзя. Когда же люди объединяются по собственной воле или на основе общих интересов – травли быть просто не может. Именно в профильных классах, кружках по интересам или школах с демократической системой самоуправления травли нет.

Миф 5. Причина травли – исключительность ребенка

Если хорошо подумать – любой, абсолютно любой человек чем-то отличается от других. Поэтому логично предположить, что жертвой травли может стать любой ребенок. Достаточно только наличия еще одного человека (или группы людей), желающего самоутвердиться за счет другого. При достаточной активности такого агрессора (или группы агрессоров) и невозможности постоять за себя жертвы травля обеспечена.

Миф 6. Травля предусматривает только 2 роли: обидчика и жертвы

На самом деле есть еще одна немаловажная роль - роль «безмолвного свидетеля». И обычно эту роль играет множество людей: одноклассники, учителя, родители, которые следуют установке «меня это не касается». Конечно же, на детскую психику такая роль накладывает неизгладимый отпечаток. Именно из таких детей могут потом вырасти бездушные взрослые, на глазах которых будут убивать человека, а они пройдут мимо.

Причины травли в школе

Итак, мы развенчали основные мифы о травле в школе. Так каковы же причины этого явления, и кто с большей вероятностью может стать жертвой травли?

Во-первых, конфликт может возникнуть на почве разных способностей и разной подготовки детей. В таком случае уместны такие рассуждения: «Я умею читать, а он нет», «Я умею подтягиваться, а он нет», «Я хорошо рисую, а он нет». Конечно, ребенок, чувствующий свое превосходство, осознанно или неосознанно спровоцирует конфликт, который может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, причиной конфликтов может быть разный возраст и пол одноклассников. Обычно дети рассуждают так: «Я мальчик, я сильнее», «Я старше, я умнее, и меня должны слушаться». Конечно же, такие противоречия, особенно в детском возрасте, полюбовно решить очень маловероятно.

И третья, наверное, наиболее важная, причина, являющаяся актуальной с первого класса и до окончания школы - это различия в материальном достатке родителей детей. Если один ребенок едет на все летние каникулы на Мальдивы и всем хвалится об этом, а другой – в деревню к бабушке – о каком взаимопонимании может идти речь? Конечно, Вы можете сказать, что дети в начальной школе еще не осознают этой разницы. На самом же деле, психологи утверждают, что понимание социального расслоения к детям приходит еще в 5 лет!

Важным элементом, определяющим различие в материальном положении семей - это школьное питание. В начальной школе некоторые дети, привыкшие к ресторанам, демонстративно воротят нос от школьных «деликатесов», а для других школьный обед – единственный шанс нормально поесть. Когда дети становятся старше – важным показателем становится возможность купить себе что-то в буфете, не надеясь на питание в школьной столовой. Поэтому именно денежный вопрос будет волновать детей на протяжении всего обучения в школе…да и не только в школе – и родителям необходимо это учесть.

А как черты характера и атмосфера в семье влияют на травлю ребенка в школе? Это может происходить следующими путями:

1. Небольшой процент детей-жертв агрессивны сами, и они провоцируют своих обидчиков на агрессию, остро реагируя на мало-мальски задевающие их фразы. В большинстве случаев, такое поведение кажется забавным для обидчиков – и они специально буду снова и снова задевать такого ребенка. Такие дети, как правило, растут в карающей обстановке, когда родители деспотичны и суровы.

2. Большинство жертв, как правило, замкнуты, спокойны и даже покорны. Они обычно не могут ответить обидчикам и просто принимают все издевательства над собой как должное. Конечно же, таким образом они вознаграждают агрессивное поведение в их сторону – и являются самыми «лакомыми» жертвами. Если такой жертвой является мальчик – то почти наверняка он растет в семье, где мама сильно, даже чрезмерно его опекает. Если же это девочка – то, согласно мнению психологов, ее мать отличается крутым нравом, неотзывчивая и чрезмерно контролирующая свою дочь.

Но жертвой травли может стать и ребенок из вполне нормальной семьи, который лишь отличается чем-то от других, а тому, кто захотел за его счет самоутвердиться, это очень не понравилось. В эти ряды может попасть ребенок в очках, полный или наоборот слишком худой, рыжий или застенчивый - да, по большому счету, кто угодно.

Как предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему

Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую появлению черт характера, о которых говорилось выше, и которые способствуют его роли «жертвы». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это в корне неправильно – потому что если до этого конфликт у Вашего ребенка был только с одним человеком – то теперь на него, как на «жалобщика», может ополчиться весь класс.

И даже если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш малыш сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию и сократите потребление им чипсов и колы. Если у всех его одноклассников есть мобильный телефон, а у него нет - и это делает его не таким, как все – купите ему уже эту «игрушку»! Есть недорогие модели телефонов, которые не сильно ударят по Вашему бюджету, а ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

Если Ваш малыш очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций – в результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие малыша в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати. И помните – самое важное для Вашего ребенка в школе – хорошее общение со сверстниками. Ведь те, у кого есть друзья и сформировавшийся круг общения, никогда не становятся изгоями!

Depositphotos.com

В Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит , но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.

Проект «Дети Mail.Ru» на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.

80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка.

Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил

Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию может практически любой ребенок.

Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.

Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.

Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».

Жертвой травли может стать почти любой ребенок

Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребенок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребенок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.

Depositphotos

Между тем, жертвой травли может стать . Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих .

«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребенка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребенок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».

Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Даже если у вас с ребенком доверительные отношения, он не всегда первым начнет разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребенку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребенку, и какие симптомы для него нетипичны.

«Ребенок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребенок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».

Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет .

Скажите ребенку: «Я тебя люблю. Мы справимся»

Если подозрения оправдываются, покажите ребенку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.

«Если ваш ребенок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое - «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе - «Ты ни в чем не виноват, - советует психолог Андрей Гончаров. - Успокойте его и обеспечьте ощущение защищенности. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».

Научите ребенка правильно реагировать на травлю

Научите ребенка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» В нятно и четко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребенок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый .

«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребенок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребенка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».

Остановить буллинг может только взрослый

Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию. «Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность . Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».

Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идет о времени, когда ребенок в этом заведении находится.

Depositphotos.com

Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.

«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но все это нужно делать только после разговора с самим ребенком».

Обсуждайте все шаги вместе

Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребенок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.

«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребенком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребенок будет чувствовать, что контролирует ситуацию .

Не бойтесь забрать ребенка из школы

Заберите ребенка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично -на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.

«Самое главное, что нужно ребенку-жертве – это чувство безопасности , – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите ее разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребенка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».

В конфликте всегда оценивайте стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?

В российских школах нет общей политики в отношении травли

В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.

Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней.

В конечном итоге не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга .

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Шаг 1: не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе. Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность. Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Шаг 2: не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия. После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Шаг 3: не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей. Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Шаг 4: не смешивать сигналы!

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой. Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.