Меню

Употребление форм местоимений, глаголов. Местоимения в английском языке

Устройство крыши

Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях. грамматика морфология синтаксис местоимение

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк “Куршская коса”… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: “Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…”

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук “Н” добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального “Н”.

Не добавляется “Н” к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки “Н” также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное “Н” к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: ”Вы такая требовательная ”, “Вы такой требовательный”.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: “А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил…” (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей: ”Как вы милы!”

И мыслю: ”Как тебя люблю!”

Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Но содержание местоимений значительно шире их замести­тельной функции.

2) местоимения, категориально соотносительные с именами прилага­тельными: какой, чей, который, такой, какой-то, чей-нибудь, некий, тот, этот, никакой, ничей, всякий, любой, другой и т. д.;

4) местоимения, категориально соотносительные с наречиями: где, куда, откуда, как, когда, почему, отчего, зачем, насколько, там, тут, сюда, оттуда, никак, некогда, почему-то, отчего-нибудь, зачем-то, иногда, всегда и т. д.;

Вопросительные местоимения. Местоимения этого семантического разряда используются в акте коммуникации для выяснения раз­личных сторон объективной действительности и представляют собой ядро вопросительного местоименного предложения. Количество их неве­лико: кто, что, какой (каков), чей, который, сколько, где, куда, от­куда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько; но высокая аб­страктность их значения позволяет этой небольшой группе слов гибко, эффективно обслуживать самые разные явления. Хорошо подтверждают эту мысль слова известного польского педагога Януша Корчака, сказанные им в беседе с учениками: «Я вам расскажу сейчас об одном ма­люсеньком слове таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малыш­ки Кто, ты должен был спросить: «Это Казик стучит? или Манька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты бы мог так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрым, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы. А так: «Кто там?» - и в этом коро­теньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» – это место­имение» [Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1966. – С. 406–407. (Неверли И. о Януше Корчаке)].

Система местоимений складывалась таким образом, чтобы при мини­мальных затратах языковой энергии можно было охватить наибольшее количество разных ситуаций. Кто ичто закрепились в качестве во­просов о предметах (живых и неживых);какой, чей, который – о признаке предметов, в том числе и их порядковой последовательности;сколько – вопрос о количестве, числе;где – вопрос о месте;куда, откуда – о направлении;как – образе, способе, мере, качественной характеристике действия;когда – вопрос о времени;зачем – о цели; почему,отчего – о причине;насколько – о мере и степени.

В то же время нужно говорить и о недостаточности местоименных вопросительных средств. Так, в русском языке отсутствуют специаль­ные местоимения, выступающие в качестве вопроса о действии, состо­янии, уступке, следствии, условии. Компенсация недостающих местоименных средств осуществляется, главным обрезом, с помощью слово­сочетаний что делать?, что сделать?, что происходит?, чем занима­ешься?, несмотря на что?, вопреки чему?, при каком условии? и т. д., но возможно и использование уже имеющегося слова, но в другом зна­чении. Например, местоимениекогда , ранее употребляемое для вопро­са о времени, приобрело способность выступать в качестве вопроса об условии. Ср.: 1. Когда приедет Андрей? (когда? = в какое время?, какого числа, месяца?) . 2.Когда ставится тире в простом предложе­нии? (когда, при каком условии?) .

Наблюдения над путями образования местоимений в русском языке позволяют высказать некоторые замечания о возможном появлении недостающих местоимений в будущем. По нашему мнению, оформившиеся на синтаксическом уровне категории условия, уступки, следствия предпо­лагают возникновение в будущем специальных местоимен­ных средств (как вопросительных, так и ответных). [См. также: Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 219–226].

В некоторых местоимениях под одним звуковым комплексом скрывает­ся несколько омонимов (возможно – разных лексико-семантических вариантов одного слова). Наиболее спорным является местоимение что .

Вопрос что используется в значении вопроса о предмете, явлении, абстрактном понятии:Что вы читаете? О чем он грустит? В этом слу­чае вопросительное местоимениечто является категориально соотно­сительным с именами существительными, изменяется по падежам.

Реже что употребляется в значении вопроса о причине (Что ты так долго собираешься? ), о цели (Чего пожаловал? ), о мотивации без раз­граничения на причину и цель (Что ты на меня так смотришь? ), о по­ложении, состоянии (Что больная, поправляется? ), о качестве пред­мета (Ну что машинка? – Отличная ). Некоторые из этих форм имеют разговорный характер, в просторечии возможен вопросчто , синонимич­ныйсколько (Что стоит эта шуба? ). Омонимия и многозначность делают всю прономинальную систему более гибкой, семантически ёмкой.

Местоимения кто ичто изменяются по падежам.

Таблица 11

И. Р. Д. В. Т. П. кто кого кому кого кем (о) ком что чего чему что чем чем

Они не имеют морфологических категорий рода и числа, эти кате­гории проявляются у них на уровне синтаксиса: кто сочетается с формой муж. рода имени прилагательного, причастия, глагола в прошедшем времени;что – с формой ср. р. ед. ч. (Кто сказал? Что лежало? ).

У местоимений кто ичто не совпадает с именами существительными и категория одушевлённости / неодушевлённости. Так, одушевлённость существительных охватывает практически все живые существа, у кото­рых вин. п. совпадает с род. п. во мн. ч. (а у муж. рода – и в ед. ч.). Местоимениекто относится только к людям и некоторым животным, на­пример:Кто звонил? – Наташа. Кто пасется на лугу? – Корова. Что сегодня ловится на удочку? – Ставрида.

Вопросительные местоимения какой, который склоняются как прилага­тельные с твердой основой (деловой, славный ),чей – каклисий. Каков имеет только родовую и числовую парадигмы, по падежам не из­меняется.

Вопросительное местоимение сколько имеет только падежную пара­дигму, числовой и родовой парадигмы оно не имеет.

И. сколько

Р. скольких

Д. скольким

В. Сколько и скольких

Т. сколькими

П. (о) скольких

Вопросительные местоимения где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, категориально соотносительные с наречиями, не из­меняются ни по родам, ни по числом, ни по падежам.

Указательные местоимения. Семантический разряд указательных местоимений яв­ляется наиболее объёмным и разнообразным. На правах подразрядов в него входят собст­венно указательные, пред­метно-личные, возвратное и притяжательные местоимения. Они объеди­нены семантикой указания на предмет, признак предмета, количество, разные об­стоятельства, при которых протекает какой-либо процесс.

Наиболее яркой чертой всех местоимений, объединённых в семанти­ческий разряд указательных, является способность их выступать в анафорической, катафорической функции и функции прямого указания. В письменной речи анафорической называется отсылка по линии теста назад к тому, что уже было названо; катафорической (или препаративной) – отсылка по ли­нии текста вперёд к тому, что будет названо. Тот кусок текста, к которому отсылает указательное местоимение, назовем цедентом . При анафорической отсылке цедент именуется антецедентом, при катафорической – постцедентом. В ролиантецедента при анафорической функции может выступать одно слово, слово­сочетание, предложение, текст разных размеров. Приведём несколько примеров.

1. Указательные местоимения (в широком понимании этого термина) осуществляют анафорическую отсылку к антецеденту: Он постиг, что не всякий сорочий зов выведет охотника к зверю, надо уметь простую болтовню сороки отличать от её удивления (С.Сартаков).50 золотых, 27 серебряных, 22 бронзовых медали – столько наград было завоевано советскими олимпийцами в Мюнхене (Из газет).

В приведенных примерах местоимения её истолько выполняют анафо­рическую функцию, отсылая к антецеденту, выраженному словоформой (в первом предложении) и однородными членами предложения, вербализованными с помощью числительных (во втором примере).

2. Указательные местоимения выполняют катафорическую (препаративную) функцию в следующих пред­ложениях: И у Чехова болело сердце оттого , что он тратил время здесь, в Крыму , ничего не видя, когда ему нужно было, до зарезу нужно быть там, в России , на севере, чтобы следить за отблесками ночи на те­совой крыше избы или в омутах родных притихших озёр (К.П.).Каждыйлист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям (К.П.).

В первом примере местоимения здесь итам , реализуя катафорическую функцию, отсылают к постцедентамв Крыму ив России . Во втором предложении в подобной роли выступают соответственно местоимениенам и антецедент, выраженный именем существительным, –людям .

3. Существует ещё одна функция – прямого указания, но она обычно реализуется в разговорной речи и сопровождается мимикой и жестами, например: Дай мне, пожалуйста, эту книгу. Но возможна реализация этой функции и в письменной речи при наличии определённого контекс­та:Быть может, некогда случится, что, все страницы пробежав, на эту взор ваш устремится, и вы промолвите: он прав... (М.Л.).

Итак, указательность (дейктичность) проявляется в семантике этой группы слов, а также в способности реализовать одну из трёх назван­ных выше функций: анафорическую, катафорическую или функцию пря­мого указания. Так как указание осуществляется в предложении, в тексте, логично характеризовать дейксис не как чисто семантическое, а как семантико-синтаксическое явление.

На втором уровне членения с учётом специфики выражения указания данный семантический разряд можно разделить на четыре подразряда: собственно указательный, предметно-личный, возвратный и притяжа­тельный.

а) Собственно указательные местоимения . Не вызывает споров отнесение к указательным прономинативам собственно указательных ме­стоимений. Их количество невелико:тот, этот, такой (таков), столько, там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, от­сюда, тогда, потому, поэтому, затем, настолько . Они составляют яд­ро семантического разряда указательных местоимений. Перечислим их основные семантические и грамматические особенности.

Во многих собственно указательных местоимениях выражено проти­вопоставление по близости-удаленности, ср.: тот – этот, там – здесь – тут, туда – сюда, оттуда – отсюда . Логично было бы ждать подобного противопоставления и у местоимений со значением времени, но оно в русском языке не выработалось, поэтомутогда используется для ука­зания на любое время, в том числе и на отдалённое.

Местоимения тот иэтот во всех формах могут категориально соот­носиться с именами прилагательными:Толстый мыс очень похож на братского Пурсея .Те же серые камни, та же высота в сотню метров, и ширина у реки в этом месте такая же, как под Братском (В.Пес.), реже – с именами существительными:Не силен тот , кто радости про­сит, только гордые в силе живут (С.Е.).

Местоимение столько категориально соотносится с именами числи­тельными. В отличие оттот, этот, такой, которые изменяются по ро­дам, числам и падежам, местоимениестолько изменяется только по падежам:

И. столько

Р. стольких

Д. стольким

В. столько (стольких )

Т. столькими

П. (о) стольких

Местоимения там, здесь, тут, туда, сюда и т. д. категориально соотносятся с наречиями и являются неизменяемыми.

Любопытно отметить наличие противопоставленных форм у местоимений потому -поэтому , указывающих на причину. Известно, что причина – явление сложное, многоаспектное, но она не содержит в себе семы "близость" или "отдалённость". Логично предположить, что язык, отбрасывающий в процессе отбора все лишние формы, не должен был бы иметь дублирующие по семантике единицы. Оказывается, живучесть и употребительность обеих форм объясняется довольно просто: указа­тельное местоимениепоэтому закрепилось преимущественно в анафорической функции,потому – в катафорической. Примеры:Накануне прошел дождь, поэтому на улице было сыро и прохладно. На улице бы­ло сыро и прохладно потому , что накануне прошел дождь.

Такое явление можно рассматривать как внутриязыковой (интралингвистический) фактор, способствующий отбору языковых единиц.

б) Предметно-личные местоимения. Традиционно такие местоимения называются личными. К ним относятся:я, ты, Вы, он, она, оно, мы, вы, они.

В зависимости от специфики отображения ими реальной действительности эти местоимения можно разделить на две подгруппы: указыва­ющие на лица (я, ты, Вы, мы, вы ) и указывающие на лица и предметы (он, она, оно, они ). Поэтому в традиционное название этого подразряда следует внести коррективы: учёт полного объёма отображаемых объектов определил использование термина «предметно-личные место­имения».

Для местоимений, указывающих на лицо, характерна противопоставленность по субъективной ориентации, прежде всего – по участию в беседе: я – адресант речи (говорящий),ты – адресат речи (тот, к кому обращаются с речью);он, она, оно – третье лицо, по мнению одних – человек, о котором говорят; по мнению других – тот, кто не принимает участия в беседе. Таким образом, подгруппа личных место­имений имеет в современном русском языке систему противопоставле­ний по субъектной ориентации.

Некоторые местоимения могут употребляться в значении других.

Ты вместоя .Выйдешь к доске, все на тебя смотрят (цель использо­вания – усилить впечатление, побудить собеседника войти в положе­ние говорящего).

Он вместоты, Вы :Устал он , нужно отдохнуть... (ребенка гладят по головке).

Мы вместоя используется в нескольких случаях:

крестьянское мы :Мы, псковские ...;

монаршее мы :Мы, Николай II , ...

Мы вместоты также используется в нескольких случаях:

для выражения ласково-покровительственного от­ношения: Мы сегодня хорошо пообедали? (в обращении к ребенку);

для выражения участия (так называемое «докторское мы»): Как мы сегодня себя чувствуем?

Некоторые категории проявляются в предметно-личных местоимениях так нестандартно, что являются дискуссионными до настоящего време­ни. Споры ведутся прежде всего вокруг местоимений я – мы ,ты – вы : представляют ли данные пары соотносительные формы ед. и мн. ч. одного слова или это разные слова? Сторонники последней точки зре­ния исходят из того, чтомы не есть два и болеея , чтомы – этоя и другие. На этом основаниимы рассматривается как самостоятель­ное слово, выражающее мн. число. Противники этой точки зрения в ка­честве возражения выдвигают тезис о том, что в именах существитель­ных мн. ч. обозначает не повторение одного и того же предмета два и более раза, а два и более предмета одинакового типа, ср.:книга – книги, дом – дома, поле – поля. Поэтомумы можно рассматривать какя и другие, каждый их которых в определённой ситуации (выступая в качестве говорящего) может статья . Из этого следует сделать вывод:мы представляет собой форму мн. ч. отя.

Своеобразно проявляется в предметно-личных местоимениях катего­рия рода. Местоимения I и IIл. ед. ч.я иты индифферентны к категории рода на морфологическом уровне, она проявляется только на уровне синтаксиса, ср.:Я читал и я читала, ты писал иты писала .

В III л. ед. ч. в современном русском языке выделяется 3 рода: мужской (он ), женский (она ) и средний (оно ). При обозначении живых существ категория рода у место­именийIIIл. имеет номинативный характер, соотносится о полом че­ловека и животного. При обозначении предметов эта категория явля­ется неноминативной.

Падежные парадигмы предметно-личных местоимений.

Таблица 12

И. Р. Д. В. Т. П. я меня мне меня мною (обо) мне ты тебя тебе тебя тобою (о) тебе он его ему его им (о) нем она ее ей ее ею (о) ней оно его ему его им (о) нем мы нас нам нас нами (о) нас вы вас вам вас вами (о) вас они их им их ими (о) них

в) Возвратное местоимение . Третью подгруппу указательных местоимений составляет возвратное местоимениесебя. Оно ука­зывает на отношение действия к самому производи­телю действия (подлежащему), соответствуя по смыслу личным место­имениям любого лица и числа.

Возвратное местоимение себя показывает, что объектом действия является тот же субъект, который производит данное действие. Ср.:

Я покупаю книги себе . Мы покупаем книгисебе .

Ты покупаешь книги себе . Вы покупаете книгисебе .

Он (она, оно) покупает книги себе . Они покупают книгисебе .

Падежная парадигма возвратного местоимения ущербна, в ней нет именительного падежа.

Р. себя

Д. себе

В. себя

Т. собой

П. (о) себе

Тем не менее это местоимение достаточно полно обслуживает «воз­вратность», передавая с помощью системы имеющихся форм все оттенки этого явления. Примеры: Я никогда не понимал, почему человек, что­бы стать здоровым, должен доставлять себе сплошные неприятности (В.Сан.).По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович всегда работал у себя в саду (К.П.).

г)Притяжательные местоимения . К притяжательным относятся местоимениямой, твой, Ваш, наш, ваш, свой, его, её, их . Они выражают принадлежность первому лицу (мой, наш ), второму лицу (твой, ваш, Ваш ), третьему лицу (его, ее, их ). Примеры:

Я берумой портфель.

Ты берешьтвой портфель.

(Он, она, оно) беретего (её) портфель.

Мы беремнаш портфель.

Вы беретеваш портфель.

Они берутих портфель.

Местоимение свой обозначает принадлежность любому лицу и, сле­довательно, может быть синонимом остальных местоимений. Но синонимическая замена возможна лишь в тех случаях, если принадлежность относится к лицу, представленному подлежащим.

Я берусвой портфель.

Ты берешьсвой портфель.

Он (она) берет свой портфель и т. д.

В противном случае возможны ошибки, например: Ведущая попросила актера прочитать свои стихи. Из предложения неясно, чьи стихи (ведущей или актера?) попросили прочитать. Чтобы избежать двусмысленности, следует использовать местоимениеего илиеё в зависимости от ситуации, контекста:

Отрицательные местоимения. Отрицательные местоимения используются в речи при необходимости обозначить отсутствие предмета, признака предмета, количества, мес­та, времени и т. д.: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, ни­где, никуда, ниоткуда, никак, никогда, низачем, ниотчего . Они образуются от вопросительных местоимений. Кроме приставки ни- в них традиционно выделяют и приставку не-, например: некого, нечего, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, неотчего . На самом деле местоимения с приставкой не- и отрицательным значением следует отнести к контаминантам, совмещающим свойства отрицательных место­имений и безлично-предикативных слов. Примеры: Им не о чем было говорить. Идти было некуда . Нам некогда вести пустые разговоры.

Основной характеристикой отрицательных местоимений является то, что они употребляются в предложениях с отрицательным сказуемым. Примеры: Он не променяет эти туманные зори ни на какие позлащенные закаты (К.П.).Люди любят рассуждать о счастье. Но никто не знает , что самое большое счастье – в понимании (К.П.).

Местоимения никто, ничто инисколько склоняются каккто, что исколько ; они изменяются только по падежам, но не имеют морфологи­ческих категорий рода и числа (см. соответствующие категории укто, что исколько ). Местоименияникакой, ничей, никоторый изменяются по родам, числам и падежам; отрицательные местоимения, категориаль­но соотносительные с наречиями, являются неизменяемыми.

Неопределённые местоимения. Категории неопределённости и определённости являются противопоставленными. Они обе не име­ют прообраза в материальной действительности, следовательно, обе являются продуктом человеческого сознания.

Неопределённость в системе местоимений представлена несколькими способами: наибольшее количество лексем составляют аффиксальные ме­стоимения типа нечто, что-то, какой-нибудь, где-либо, кое-как и под.; первичной по происхождению, хотя и малочисленной, является группа безаффиксных местоимений (значение неопределённости в них проявляет­ся только в контексте, например:Если кто спросит обо мне, скажи, что скоро приду ). В последнее время появились фразеологизованные единицы типанеизвестно какой, невесть где, выступающие в качестве эквивалентов неопределённых местоимений.

Семантический разряд аффиксальных неопределённых местоимений об­служивает все известные категории, вербализованные в языке с помощью знаменательных слов (кроме глаголов), и насчитывает около 60 единиц. Эти местоимения образуются путем прибавления основе вопросительных местоимений пяти аффиксов: префиксов не- икое- и постфиксов-то, -либо, -нибудь . Образование неопределённых местоимений показано в данной ниже таблице; прочерки означают, что соответствующие прономинативы, несмотря на теоретическую возможность их появления в языке, практически отсутствуют в нем.

Таблица 13

Вопросительные местоимения Неопределенные местоимения
не- кое- -то -либо -нибудь
кто что какой чей который сколько где куда откуда как когда зачем отчего почему насколько некто нечто (некий) некоторый несколько – – – – некогда – – – – кое-кто кое-что кое-какой кое-чей кое-который кое-где кое-куда кое-откуда кое-как кое-когда кое-зачем кое-отчего – – кто-то что-то какой-то чей-то сколько-то где-то куда-то откуда-то как-то когда-то зачем-то отчего-то почему-то насколько-то кто-либо что-либо какой-либо чей-либо который-либо где-либо куда-либо откуда-либо как-либо когда-либо зачем-либо отчего-либо почему-либо кто-нибудь что-нибудь какой-нибудь чей-нибудь который-нибудь сколько-нибудь где-нибудь куда-ни­будь откуда-нибудь как-нибудь когда-нибудь зачем-нибудь отчего-нибудь – –

Аффиксальные неопределённые местоимения могут дифференцироваться по признаку известности / неизвестности говорящему / слушающему. Так, местоимения с префиксом кое- обозначают предметы, признаки предметов, место, время и т. д., известные в какой-то степени говорящему, но не­известные слушающему:Поучатся еще решетом воду носить, кое-чему у мужика и научатся (А.Т.). Кроме того, важным компонентом является значение целого или его части. Примеры:Кое-кому надо подумать над сказанным. В дорогу надо взять кое-что из тёплых ве­щей.

Оттенок количественного расчленения характерен не только для местоимений с приставкой кое -, но и для неопределённых местоимений с постфиксом-нибудь и-либо. Примеры:Пришлите кого-нибудь из рабочих. Все похожи на кого-нибудь . Я пожил бы летом где-либо в Крыму.

Местоимения с постфиксом -то называют реально существующие, не­известные говорящему лица, предметы, признаки предметов, место и т.д., например:Что-то насмешило ребят. На столе лежали забытые кем-то тетради и чей-то портфель. Где-то звучала музыка.

Местоимения с постфиксом -нибудь называют предметы, признаки предметов, количество, место, время и т. п., безразличные в какой-либо ситуации для говорящего. Примеры:Не проходил ли кто-нибудь мимо террасы? Пусть кто-нибудь принесет воды. Хоть бы спросил о ней у кого-нибудь .

Местоимения с постфиксом -либо употребляются обычно в книжной речи. Они обозначают безразличие в выборе предмета, признака, места, направления, времени и т. п. Пример:Сможет ли кто-либо ре­шить эту задачу?

Но подобные местоимения могут быть использованы и в разговорной речи: Попробуй что-либо втолковать этой глупой старухе! (М.А.).

Неопределённые местоимения с префиксом не- еще более ограничены сферой использования, они употребляются в книжной речи.

Местоимения некоторые, несколько имеют свободное, широкое упот­ребление.

Определительные (обобщающе-выделительные) местоимения. В самостоятельный разряд, именуемый в традиционной лингвистике определительным, выделяются местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, везде, всюду, всегда, иногда, всяко.

Авторы некоторых классификаций уходят от термина «определительные местоимения». У А.М. Пешковского эти местоимения помещены в три разряда: обобщительные, совокупные и выделительные [Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 156]. В.Н. Мигирин называет определительные местоимения отрицательно-обобщительными и утвердительно-обобщительными[Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 220].

Необходимость замены термина «определительные» вызывается несовпа­дением семантики данных местоимений с их реальным функционированием, ибо они могут быть не только определениями, но и подлежащими, допол­нениями, обстоятельствами, то есть выходят за пределы атрибутивной функции, заложенной в названии.

По нашему мнению, их можно назвать обобщающе-выделительными, ис­ходя из специфики их значения и употребления. В местоимениях любой, всякий, везде, всюду, всегда на первый план выходит семантика обоб­щения; в прономинативахиной, другой, каждый, иногда – значение вы­деления в сравнении с рядом других свойств; местоимениевесь употреб­ляется, как правило, в качестве показателя исчерпывающего охвата и обстоятельства полной меры.

В разряд обобщающе-выделительных местоимений не следует включать слово самый . В современном русском языке оно выступает в качестве контаминанта, объединяющего свойства местоимения и частицы (к самому берегу, он самый, самый добрый ).

Обобщающе-выделительные местоимения могут категориально соотноситься с именами существительными: Каждый стремился попробовать свои си­лы, и началось сдержанное препирательство (Б.П.).Кубрак был родом из Крыловки, и всякий понимал, что в нем говорят Крыловские пашни, а не интересы дела (А.Ф.); с именами прилагательными:У каждого времени свои песни . (Посл.).Всякое утро становится вечером (Посл.); с наречиями:В большой светлой комнате бросалось в глаза много телевизоров. Они стояли везде : на столе, на стульях (В.Ш.).Алёша всегда много думал, глядя на огонь (В.Ш.). Природа, кажется, иногда шутит (В.Ш.).

Местоимения, категориально соотносительные с именами существи­тельными, изменяются по числам и падежам. Они могут изменяться и по родам, но категория рода у местоимений, отсылающим к живым сущест­вам, имеет номинативный характер и зависит от пола живого существа Местоимения, отсылающие к неодушевлённым предметам, употребляются преимущественно в форме ср. р. (любое, иное, каждое ), но могут иметь и форму рода того существительного, с которым соотносятся по смыслу (Столы установили справа от двери, на каждом были свежие цветы ).

Местоимения, категориально соотносительные с именами прилагатель­ными, имеют синтаксические, отображательные, зависимые от имени су­ществительного формы рода, числа и падежа: каждый листок, каждая веточка, на каждой улице и т. д.

Обобщающе-выделительные местоимения, категориально соотноситель­ные с наречиями, являются неизменяемыми: всегда, иногда, всюду .

В последние годы в лингвистике уделяется большое внимание функ­циональному и прагматическому аспекту использования местоимений, их зависимости от контекста. Действительно, каждое местоимение имеет собственные особенности в разных контекстах, значения, иногда исклю­чающие друг друга. Покажем это на одном примере. Местоимение любой имеет значение всеобщности (Любые знания в современной науке добыва­ются трудом = все знания ...) и единичности (Выбери любую книгу. Возьми любые тетради ). При этом существуют ограничения, связанные и со значением имени, и со значением глагола. Так, местоимениелюбой со значением всеобщности не сочетается с несчётным существительным, не разделяющимся на виды (нельзя сказать:любая ненависть , так как ненависть не делится на виды, но можно сказать:любая страсть , так как страсть может быть и любовью, и ненавистью, и чем-то другим). Местоимениелюбой нельзя использовать в конструкциях со сказуемым, выраженным глаголом совершенного вида в прошедшем актуальном вре­мени (типа:Любой ученик решил задачу и вышел ), в предложениях с отрицанием и т.д.[См.: Падучева Е.В. О семантике синтаксиса: Материалы к трансформационной грамматике русского языка. – М., 1974 – и последующие работы этого автора].

Разряд обобщающе-выделительных местоимений сформировался позднее других и продолжает пополняться в настоящее время. Так, сравнитель­но недавно определились как местоимения бывшие прилагательные любой идругой .

Традиционные грамматики выделяют в качестве самостоятельного раз­ряда относительные местоимения. Они омонимичны вопросительным, но используются не для вопроса, а в качестве средства присоединения придаточной части сложного предложения (кто, что, какой, чей, кото­рый, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько ). В синтаксисе они известны как «союзные слова». Так как в них объединяются свойства двух частей речи: местоимений и союзов, они должны быть выведены за пределы местоимений и рассмотрены как самостоятельный контаминантный класс.

Кроме основных семантических разрядов, в современном русском языке выделяется промежуточный, контаминированный подразряд – указа­тельно-неопределённый. Указательно-неопределённые местоимения то-то, такой-то, столько-то, там-то и др. используются в том случае, если адресант речи указывает на предмет, признак, обстоятельство и т. п. неопределённо, то есть не соотносит его с конкретными фактами, не подключает к высказыванию контекст или ситуацию, например:Редакции можно сказать, что я напишу то-то и то-то , но никогда нельзя сказать этого себе (К.С.).Во время войны для лётчиков существовала норма: за столько-то боевых вылетов и сбитых самолетов – боевой орден, а за столько-то – звание Героя Советского Союза (П.Саж.).Че­ловек знал, что он для своего командира не только боец такой-то , но еще и Трофим Иванович Иванов (К.С.).

Таким образом, семантическая классификация местоимений включает в себя следующие основные разряды: вопросительный, указательный, от­рицательный, неопределённый и обобщающе-выделительный. В свою оче­редь, указательный разряд состоит из 4 подразрядов: собственно ука­зательного, предметно-личного, возвратного и притяжательного. Промежуточным, контаминированным является указательно-неопределённый разряд.

  • IX. Особенности режима рабочего времени работников с ненормированным рабочим днем и работников, обслуживающих служебные и специальные вагоны
  • V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  • V2: 3.2 Особенности организации финансов коммерческих и некоммерческих организаций
  • VI. Особенности организации и технического обеспечения перевозок отдельных классов опасных грузов
  • А)Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Б)Общенародная лексика, территориально и социально ограниченная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
  • А. Правила употребления причастий и причастных оборотов

  • Цели урока:

    образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания, формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,

    воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

    развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

    Оборудование урока : учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Повторение изученного.

    Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

    Я о себе такого мненья:

    Огромна роль местоименья!

    Я делу отдаюсь сполна,

    Я заменяю имена.

    Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.

    А) Пред вами лингвистическая сказка . Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.

    1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия , но не называют их.

    2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.

    3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

    4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не"кого, не"чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не"кто и не"что вовсе решили не изменяться.

    5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же, как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

    6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

    Б) Проверим орфографическое «здоровье».

    Найди третье лишнее:

    1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

    2 .(кое)кто , о чем(либо), сколько(то)

    4.встретились у _их, о _её успехах , пришёл к _ему.

    *Самооценка по ключу на экране

    III. Слово учителя.

    Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

    Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

      Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

      Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

      Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают намречевое удобство, так как экономят время и пространство.

    (В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

    IV.Определение темы, целей урока.

    Какая мысль объединяет эти высказывания?

    Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

    Постановка целей урока:

    определить……

    научиться………

    Запишите в тетрадях: число, кл. работа, тема

    V. Практическая часть.

    Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…

    1. Послушайте стих-е А.Барто «Сильное кино» (наизусть читает ученик)

    Заранее, заранее

    Все было решено:

    У школьников собрание,

    Потом у них кино.

    Домой придет

    Мой старший брат,

    Он мне расскажет

    Все подряд,

    Он объяснит мне,

    Что к чему.

    А я большая!

    Я пойму.

    И вот он начал

    Свой рассказ:

    - Они ползут,

    А он им - раз!

    А тут как раз

    Она ползла,

    А он как даст ему

    Со зла!

    Они ей - раз!

    Она им - раз!

    Но тут как раз

    Её он спас,

    Он был с ней

    Заодно...

    Ух, сильное кино!

    Нет, видно, я еще мала:

    Я ничего не поняла.

    Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

    2. Обратимся к тексту. Как ведут себя «запасные игроки на поле»? (задание по группам)

      Задание А.

    Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык. (И.Ильин) – рус. философ, писатель…

    - Докажите, что перед вами текст. Его основная мысль?

    - Как соединяются предложения в тексте?

    Какие языковые средства использованы для связи предложений?

    - Выпишите все местоимения. (нам, это, наш, в нем, все, вся, этот, сам, той, которую, его (лич.), его (лич.=прит.)

      Задание Б.

    Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Качество состоит в том, что по своему звучанию язык настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

    -Устраните повторы в тексте. Прочитайте высказывание писателя К.Г.Паустовского.

    -Какие местоимения нельзя заменить «знаменательными словами»?

    - Выпишите все местоимения. (нашего, оно, в том, своему, он, в себе, всех)

    ВЫВОД:

      местоимения служат для связи предложений в тексте;

      помогают избежать повторов;

      «создают речевое удобство».

    3.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.

    Обращаемся к учебнику § 10, стр. 45.

    Упр. 57 Прочитайте самостоятельно отрывок из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи .

    ...Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок: 1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» {капитан или медведь!). 2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» {волны или скалы!).

    Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.

    -Что случается при нарушении правила?

    -Учитывая это правило, исправьте предложения на слайде.

    В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.

    Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

    4 . Не только двусмысленность может возникнуть при неправильном употреблении местоимений. Некоторые мест. сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.

    Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употр. мест. УПР. 65

    1.Ты уже выучил твои уроки?

    2.Напишите свою собственную автобиографию.

    3.Чё с ими разговаривать?

    4.Я осуждаю ихний образ жизни.

    5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!

    6. Не знаю, чего мне сейчас делать?

    *Запишите 3 предложения (по вариантам)

    5.Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

    Сценка - миниатюра

    -Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

    -Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

    -Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

    -Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета ?

    *СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю)

    Прочитайте рубрику « Говорим правильно» на стр. 46 и исправьте Петю.

    Употребление местоимений он (она), тот (та), этот (эта) для указания на присутствующих вместо имён собственных придаёт речи презрительный, пренебрежительный тон, что не соответствует нормам речевого этикета.

    6. Правила речевого этикета касаются также употребления местоимений ты, твой – Вы, Ваш.

    Индивидуальное сообщение (из истории употребления ты-Вы)

    Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

    До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.

    В современном языке (см. таблицу)

    - по отношению к хорошо знакомому человеку;

    В неофициальной обстановке;

    При дружеских отношениях;

    По отношению к равному или младшему

    По отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

    В официальной обстановке;

    При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

    По отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

    При этом необходимо помнить следующие грамматические нормы

    Вы + глагол во мн.ч. (Вы выглядите…)

    Вы + прилагательное в ед. ч (Вы расстроенная)

    Вы + краткое прил. во мн. ч. (Вы правы)

    СМ. с большой буквы

    7. Задание. Составьте текст поздравительной открытки с 8 Марта любимой учительнице с добрыми пожеланиями. Помните, поздравительная открытка - это приятный и своеобразный знак внимания. С помощью открытки человек выражает свои чувства: уважение, любовь, благодарность. Поэтому очень важно правильно подобрать слова, чтобы они звучали оригинально, искренне и …грамотно!

    (раздать заготовленные открытки)

    Уважаем.. ______ !

    Желаем ____ _________________________ .

    Вы очень _____________________________ .

    Мы хотим, чтобы ___ _________________.

    С уважением _________________ .

    *Чтение и обсуждение поздравлений.

    8.Восстановите текст с помощью местоимений.

    Дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

    (самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

    Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает?

    По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.

    *Самопроверка по экрану.

    Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?

    VI. Итоги урока. Рефлексия.

    Чему научились на уроке?

    Что показалось сложным?

    Что особенно понравилось, запомнилось?

    Оценки за урок.

    VII. Домашнее задание

    • Морфологические нормы употребления личного местоимения «он » в непрямых падежах подразумевают прибавления буквы н-: него, ним, нём и т.д . Но в беспредложном предложении буква н- опускается: подарить ему - выйти замуж на него . Нарушение последнего правила является грубой морфологической ошибкой и говорит о низком уровне образованности говорящего: выйти за его замуж.

    Морфологические нормы употребления местоимений « её», «его», «их».

    • Это три формы местоимений , которые не склоняются по родам и падежам и остаются неизменными: их бизнес, его мать, её рука . Употребление нелитературных форм ихний, евойный, еёйная является грубой морфологической ошибкой и недопустимо даже для устной речи.

    Использование слов-заместителей.

    • Функцию замещения слов и понятий выполняют указательные местоимения (такой, тот, этот и др.) , относительное местоимение «который », местоименные наречия (тогда, туда, там и др.) и личные местоимение (оно, она, он, они). При употреблении слов-заместителей нужно помнить, что слушателю или читателю необходимо понимать, к какому именно слову относится заместительное. В целях предотвращения недопонимания лучше употреблять заместительное слово как можно скорее после замещаемого слова: Дом, который построил Джек, выстоял на камне . Если сказать: «Дом выстоял на камне, который построил Джек», станет не понятно, кто именно выстоял - дом или камень.
    • Также нарушится логическая связь, если употребить заместительное слово без замещаемого: В дверь кто-то постучал. Он решил открыть дверь и вывести пса прогуляться. Не понятно, кто решил открыть и вывести пса прогуляться - тот, кто постучал в дверь?
    • Важно соблюдать логическую цепочку и при употреблении личных местоимений «он», «она», «оно», «они ». Если в предыдущем предложении или части сложноподчиненного предложения имеется два слова мужского, женского или одно слово мужского и среднего рода(либо употребляется два существительных множественного числа), то употребление заместительного слова неуместно, так как слушателям и читателям так же не будет понятно, к какому именно слову относится слово-замещение: Мама вышла на мансарду - она была прекрасна . Кто именно был прекрасным? Мама или мансарда?

    Морфологические нормы употребления притяжательного местоимения «свой».

    • Местоимение «свой» означает принадлежность чего-либо определённому лицу. Данное местоимение может одинаково относиться к существительным любого рода, лица и числа: я/ты/он/она/они посмотрел/ла/ли на свои часы . Как и в случае со словом-замещением, нужно помнить о том, что два существительных в одном предложении с данным местоимением непременно создадут логическую путаницу: Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат . В таком случае уместней будет употребить местоимение «его».
    • Если в предложении подлежащее и дополнение выражены существительными разного пола, то употребление местоимения «свой» также будет неуместным. В этом случае также рекомендуется использовать соответствующую форму местоимения «его (её, их)»: «Ты пришёл для того, чтобы посмотреть на неё в своём горе?» - «Ты пришёл для того, чтобы увидеть её в её горе?».
    • Если в одном предложении всё же необходимо употребить два существительных и использовать притяжательное местоимение , то можно воспользоваться двумя выходами из ситуации: «Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат»(некорректно) - Преподаватель попросил студента, чтобы он прочитал свой реферат. По просьбе преподавателя, студент прочитал его реферат.

    Морфологические нормы употребления возвратного местоимения «себя».

    • Как и в случае с рассмотренным выше притяжательным местоимением, возвратное местоимение «себя» может относиться к любому лицу, роду и числу. Потому что, в отличие от предыдущего местоимения, это вовсе не имеет различий по формам в соответствии с родом, числом и лицом. Местоимение «себя» указывает на то, что действие направлено непосредственно на само действующее лицо: Они купили себе вина. Я сделала себе вкусный завтрак. Он погладил себя по волосам рукой.
    • В подобных случаях часто возникает логическая путаница, если в предложении имеется два действующих лица: Старуха попросила меня принести себе воды . В данном случае лучше использовать другое местоимение : Старуха попросила меня принести ей воды. Этот вариант подойдет, если в предложении подразумевалось, что старуха попросила воды для себя. А если нет, и вода должна была предназначаться мне? Как и в примере с преподавателем и студентом, придется немного перестроить предложения для внесения ясности: Старуха попросила меня не терпеть жажду и попить воды.
    • Нельзя использовать местоимение «себе» в предложениях, где в роли подлежащего выступает слово, означающее понятие или предмет, не способные совершить какое-то действие. Не имеет смысла предложение: Песни, имеющие относящиеся к себе воспоминания, всегда являются особыми для нас . Правильным будет перестроить предложение и придать ему следующую форму: Всегда особыми для нас являются песни, которые связаны с какими-то воспоминаниями.

    Местоимение «сама».

    Морфологические нормы употребления местоимения «сама» представляют собой отдельное правило. Дело в том, что в винительном падеже это местоимение имеет две формы: саму и самое. Форма «саму» - максимально нейтральная и часто встречаемая. В то время, как форма «самое» является литературной и придает большую эмоциональную окраску предложению: Пенять теперь ей придётся только на самое себя.

    ВЫ. Местоимение вы как вежливое обращение к одному лицу местоимения требует употребления относящегося к нему прилагательного в единственном числе и в роде, который зависит от поля обозначаемого местоимением лица. Например, Вы не знаете какой вы ! Пётр Иванович, вы замечательный , умный, всё понимающий ! Использование прилагательных во множественном числе – нарушение нормы, признак низкой речевой культуры. Например, Пётр Иванович, вы такие замечательные !

    КАКОЙ, КОТОРЫЙ. Среди вопросительных местоимений в употреблении различаются местоимения какой, который. Местоимение какой связано с определением признака предмета , а местоимение который с местом предмета в ряду других предметов. Какие огурцы – огородные или парниковые? Который день мы его ждём, а он всё не едет.

    Местоимение который употребляется только со словами, обозначающими отрезки времени.

    Местоимение какой употребляется также в значении местоимения который (т.е. определяет место предмета, явления в ряду подобных). На каком этаже вы живёте? В каком вагоне ты едешь?

    При вопросе о годе рождения из двух предложно-падежных конструкций с местоимением какой : В каком году (ты, он) родился? И

    С какого (ты, он) года? – нормативной признаётся первая (в каком …), а вторая (с какого …) распространена в просторечии, ненормативна.

    КТО, КОТОРЫЙ. Среди относительных местоимений есть синонимическая пара кто-который.

    Если придаточное предложение относится к сочетанию указательного местоимения тот (та, то, те) с существительным в главном предложении, то в качестве союзного слова употребляется чаще всего местоимение который . Это то лекарство, которое необходимо тебе. Иванов именно тот человек, который справится с поставленной задачей.

    Если придаточная часть относится к указательному местоимению без определяемого существительног о в главном предложении, то в придаточном предложении в современной речи употребляется местоимение кто в соответствующем падеже. Он тот, кому мы верим. Он остался с теми, кто решил продолжить поиски пропавших.



    МЫ. Местоимение мы может выступать синонимом местоимения я . такое употребление обусловлено желанием автора не подчёркивать своего «я». Оно называется «мы скромности» или «мы авторское», встречается в статьях, монографиях*, докладах научного характера. Например, Изучая этот вопрос, мы пришли к таким выводам… Если над «вопросом» работала группа исследователей, тогда мы употребляется в своём основном значении.

    ИХ. Как известно, притяжательные местоимения: мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их, ихний ненормативная форма , относится к просторечию.

    ОН, ОНА, ОНИ. По правилам речевого этикета в присутствии человека, о котором идёт речь, не рекомендуется говорить о нём в третьем лице, т.е. употреблять местоимения он, она, они . Так поступать невежливо по отношению к присутствующим.

    Норма не допускает использования местоимения они, когда речь идёт об одном человеке. Например, Алексей Николаевич дома? – Их нет, они будут вечером. Такое использование личного местоимения они (его называют «лакейским») является устаревшим, в современной литературной речи не употребляется, встречается лишь в просторечии.

    Личные местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных. Нередко может возникать неясность: Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Неточное употребление личных местоимений может вызвать нежелательный комический эффект.

    Личные местоимение третьего лица (он, она, оно, они ) в падежных формах могут иметь два варианта: с н в начале слова и без н. В современном русском языке указанный звук добавляется , если местоимение стоит после любого простого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после наречных предлогов, управляющих Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади ).

    ОНЫЙ. Местоимение о ный – «тот, тот самый, вышеупомянутый» - в современной речи практически не употребляется. Устойчивое сочетание во время оно (очень давно) имеет шутливо-иронический характер.

    САМА. Определительное местоимение сама в винительном падеже имеет два варианта: саму, самоё . Форма саму – норма общелитературного употребления. Вы её саму об этом спросите .

    Форма самоё – нормативная, но в современной литературной речи малоупотребительна, встречается очень редко в книжной речи. Данное явление помогает понять самоё сущность происходящих в живых организмах процессов.

    СВОЙ. Нередко возвратно-притяжательное местоимение свой оказывается лишним. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка» показал … (как будто можно что-то показать не в своём произведении!).

    СЕБЯ. Возвратное местоимение себя относится к производителю действия. Но в речевой практике возникают затруднения при употреблении местоимения себя в случаях, когда предложение содержит два или несколько слов, с каждым из которых это местоимение может соотноситься. Начальник приказал секретарю отнести книги к себе (к начальнику или к секретарю?). В подобных случаях следует перестроить предложение таким образом, чтобы местоимение себя ясно соотносилось со словом, обозначающим производителя действия. Например: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла эти папки к себе. Местоимение она указывает на то, что производитель действия – секретарше . Если бы начальник приказал, чтобы папки были у него, предложение получило бы такой вид: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла папки к нему .

    СЕБЯ. Ещё несколько слов об этом местоимении. Какая форма предпочтительнее: представлять собой или представлять из себя ? Безусловно, первая. Вторая форма представляет собой разговорный вариант.

    СЕЙ, СИЕ, СИЯ, СИИ. Эти указательные местоимения употребляются при стилизации под старинную речь (манерность речи), а также иронически. Сия теория весьма оригинальна. Эти местоимения сохраняются в живой речи благодаря таким устойчивым сочетаниям разговорного характера: до сих пор, на сей раз, по сей день, сию минуту , а также благодаря сложившимся в официально-деловом стиле сочетаниям сего года, с получением сего . Местоимение сей поддерживается, конечно, и такими широко употребительными словами, как сегодня, сегодняшний.

    Я. Местоимение я не принято использовать:

    1. При выражении благодарности, просьбы извинения и т.п.: благодарю вас; прошу понять меня правильно; думаю, что…

    2. В некоторых жанрах официально-делового стиля (в личных заявлениях, в докладных и объяснительных записках), а также в устной официальной речи: прошу предоставить мне отпуск; считаю нужным подчеркнуть; приказываю; прошу слова и т.п.

    ОСТОРОЖНО: ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!

    Имена числительные делятся на:

    количественные : один, два, пять, десять простые ; пятнадцать, шестьдесят, восемьдесят сложные ; двадцать семь, триста двадцать три, две тысячи девяносто восемь составные ;

    порядковые : первый, пятнадцатый, две тысячи триста третий ;

    дробные : две пятых, три четвёртых, ноль целых и пять десятых ;

    собирательные : двое, трое, семеро, десятеро .