Меню

Боязнь насекомых: причины и способы преодоления. Как избавиться от страха насекомых

Кровельные материалы

На заметку родителям:

Многие родители, воспитывая свое чадо, часто........

Скачать:


Предварительный просмотр:

На заметку родителям:

Если вы боитесь насекомых, и при виде жука кричите от испуга и мерзости, то рядом с ребенком сдержите эти эмоции. Малыш у такой бабушки или мамы тоже будет бояться насекомых. Познание мира – главная цель маленького человека, поэтому ничего страшного нет в том, если он потрогает жука. Лучше расскажите все о нем: где он живет, что ест, какого он цвета. Может, такая терапия расслабит вашу психику, и вы перестанете бояться насекомых, а по новому, детскими глазами, жаждущими познания, посмотрите на окружающий нас мир. Тоже относится и к другим страхам взрослого человека, которые легко проникают в душу ребенка.

Многие родители, воспитывая свое чадо, часто прибегают к запугиванию различными выдуманными героями сказок или придуманных историй, чтобы ограничить ребенка от тех или иных ненужных действий. Сами родители осознано развивают в ребенке страхи, от которых в дальнейшем будут его лечить.

Старайтесь избегать подобных ситуаций. Психология личности не рекомендует такие методики воспитания.

Нес однажды муравей

Две травинки для дверей,

Вдруг ему навстречу кот

Вышел грозно из ворот.

Закричал коту я: Брысь!

ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись!

И разбойничьи усы

Сразу спрятались в кусты.

В муравьиный дом теперь

Мне всегда открыта дверь.

Только жаль, что для меня

Дверь мала у муравья.

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто:

Он очень ма…, он очень ма…

Он маааленького роста.

В. Степанов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39

пгт. Ильский

Если ребенок боится насекомых

Составила: воспитатель Городынскя Н.Н.


Человеку, как правило, свойственно бояться того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. Поэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посвященные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. Ребенок знакомится с мухой, видит, как она устроена, чем питается, как живет – муха становится близкой и понятной, она теряет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаивается.
Когда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравился.
Немного фантазии и творческой увлеченности помогут взрослому избавить малыша от тревог и опасений, связанных с насекомыми.

Нужно знать!

Специалисты называют страх перед насекомыми энтомофобией.

В общем-то, для трехлетнего ребенка энтофобия – явление не свойственное. Дети лет до пяти с большим интересом относятся ко всякому живому существу, не испытывая брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает. Поэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, связанные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых. Либо кто-то из членов семьи имеет такую фобию и демонстративно в присутствии ребенка боится насекомых, либо не менее демонстративно борется с насекомыми: «Таракан! Дави его! Дави его! Муха! Бей ее!». То, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверняка очень опасно – к такому выводу может прийти малыш, начиная бояться этих мелких, но таких страшных существ. На наш человеческий взгляд, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываются довольно неприглядными и пугающими.

Поэтому лучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: «Я смогу защитить тебя».

Для детей проще всего нарисовать то, что он боится. Вместе разберите его рисунок, выделите положительные моменты, убедите ребенка в том, что здесь ничего нет страшного. Второй способ борьбы со страхами – это совместное избавление от них. Возьмите коробку и вместе с ребенком сложите в нее все то, что у него вызывает страх. После этого отнесите ее на мусорку. Пусть малыш окончательно с ними распрощается .


Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как вы узнаете, что нужный эффект достигнут? Для кого-то «не бояться насекомых» означает более или менее спокойно выносить соприсутствие с ними, не впадая в состояние паники и истерики, хотя и не испытывая в их адрес особо нежных чувств. Для других это значит смело брать в руки пауков и тараканов, играть с червяками и разводить жуков в трехлитровой банке. Что выражение «не бояться насекомых» значит для вас?

Ответить для себя на этот вопрос очень важно для того, чтобы понять собственные границы в помощи и поддержке, оказываемых ребенку. Например, задумайтесь: хочется ли вам, чтобы ваше чадо, избавившись от всех своих тревог, с радостными криками сажало вам на ладошку здоровенного паука или раскладывало на обеденном столе зеленых мохнатых гусениц, как это делали в детстве вы сами? Или вполне достаточно того, чтобы ребенок, так же как и вы, просто мог не реагировать слишком уже эмоционально на появление того или иного насекомого? Определившись с ответами на эти вопросы, можно смело приступать к активным действиям.

В работе со страхом насекомых есть несколько крайне нежелательных приемов. Первый из них связан с попыткой силового преодоления страха. В этом случае родители из самых добрых побуждений пытаются посадить на стол перед ребенком (а иногда и просто на руку) паука или муравья, с тем чтобы показать, что они совсем не страшные. К сожалению, в большинстве случаев эффект бывает обратным, и, вместо того чтобы исчезнуть, страх перед насекомыми только усиливается.

Иногда взрослые показывают ребенку, как легко раздавить пугающее его насекомое, и предлагают ему попробовать это сделать самому: раздавить ногой таракана или прихлопнуть газетой муху. Но проявление агрессии в адрес того, кто вызывает страх, еще не означает избавление от страха. Если вдуматься, таким образом родители предлагают ребенку совершить пусть маленькое, но убийство. Вряд ли это будет для ребенка позитивным воспитательным уроком! Ведь недаром еще в пятом веке до нашей эры древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство».

Так же как и при работе со страхом воды, работа со страхом насекомых строится «от простого к сложному». Приемы, которые помогут вашему ребенку избавиться от своих опасений, весьма разнообразны и допускают всевозможные модификации в соответствии с интересами и склонностями вашего малыша.

Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара - того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх.

Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно.

Для начала создадим благоприятный фон разговоров о насекомых. Близким ребенку людям необходимо всем своим видом демонстрировать ему, что они не испытывают тревог и страхов по поводу насекомых, даже если для этого придется собрать в кулак всю свою волю. Вполне возможно, что перед тем, как помочь ребенку, вам придется помочь себе, выбрав те или иные способы из описанных ниже. Иначе очень трудно будет сохранить благожелательность высказываний в адрес насекомых и удержаться от попыток предостеречь ребенка от контактов с ними.

Нужно в корне пересмотреть список примет, которые мы знаем в связи с насекомыми. Вот несколько примеров «позитивных» примет, которые вполне могут составить конкуренцию перечисленным выше приметам-страшилкам:

  • Муха попала в еду или питье - к подарку.
  • Если на твое лицо с потолка упадет паук - это добрая примета.
  • Найти паука на платье - к прибыли.
  • Муравьи в доме - к счастью.
  • Тараканы в доме - к богатству.
  • Когда нет комаров - не будет и урожая.
  • Бабочка, севшая на голову, - к интересной поездке.
  • Большая красивая бабочка, кружащаяся над головой, - к деньгам.

В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное - помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах.
Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Очень важно просмотреть эти мультики самим, перед тем как показывать их ребенку. Этим вы убьете сразу двух зайцев: и убедитесь в том, что в графике мультика нет ничего такого, что может усугубить страх, и продумаете, каким образом можно комментировать их, чтобы добиться максимально позитивного впечатления у ребенка.

Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому.

Когда ребенок освоится с разговорами о насекомых, можно перейти к следующему, довольно трудному на первых порах этапу. Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок). Важно уделить выбору этой игрушки большое внимание, чтобы она была симпатичная и совсем не страшная. Если такую игрушку будет трудно найти в продаже, то, вполне возможно, вам по силам будет сшить ее самостоятельно. Кстати, давно замечено, что игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные.

Вместе с малышом придумайте забавную историю о том, как это существо оказалось в вашем доме, таким образом, чтобы ребенку стало очевидно: оно нуждается в уходе и внимании. Теперь вы можете вместе с ребенком проявлять всевозможную заботу об этой игрушке - кормить, укладывать спать, лечить.

Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник - это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье. Возьмите ее в руки, посадите на ладошку ребенку (если он, конечно, не против). Вместе внимательно рассмотрите ее, подчеркивая ее сходства с другими насекомыми. И наконец, отпустите ее вместе с присказкой:

Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Чёрного и белого,
Только не горелого!

Божья коровка,
Полети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем ребятам раздают,
А Ванюшке не дают

Рассматривайте иллюстрации в «Энциклопедии насекомых», читайте разные интересные факты из их жизни, акцентируя внимание ребенка на том, какую пользу они могут приносить.

Когда ребенок будет согласен, покажите ему объект его страха «вживую», посадив паука или бабочку в стеклянный стакан и плотно закрыв его крышкой. Перед тем как приниматься за такое рискованное мероприятие, позвольте малышу убедиться в том, что стакан закрывается очень плотно и насекомое не имеет никакой возможности выбраться оттуда. Поначалу, может быть, ребенку будет комфортно только в том случае, когда он находится на большом расстоянии от стакана. Но через какое-то время, услышав ваши удивленные восклицания типа «Смотри, он чешет лапкой себе голову» или «По-моему, он улыбается», ребенок, движимый любопытством, обязательно подойдет поближе. Некоторые дети даже согласятся «потрогать» паучка или жучка через стекло.

По тому, как ребенок относится к насекомому в стакане, будет понятно, насколько сильным остается его страх. Если он готов рассматривать его вблизи или тем более прикасаться к стакану - значит, вы достигли своей цели
и страх отступил. Нет никаких сомнений в том, что через
некоторое время у вас обязательно получится помочь малышу справиться с подобными опасениями!

Итак, желая избавить ребенка от страха перед насекомыми, не стоит:

  • насильно заставлять ребенка брать насекомое в руки, сажать его на малыша;
  • предлагать малышу убить насекомое или делать это самостоятельно на его глазах.

Помочь ребенку справиться со страхом перед насекомыми можно следующими способами:

  • рисованием пугающего насекомого с постоянным уменьшением его в размерах;
  • организацией «нестрашных» контактов с этим насекомым (в мультиках, книжках, картинках для раскрашивания, игрушках);
  • изучением особенностей и образа жизни насекомых с помощью книг или документальных видеофрагментов;
  • общением с нестрашными для малыша насекомыми (например, божьими коровками) и со «страшными» насекомыми в безопасной ситуации (когда насекомое надежно закрыто в прозрачной емкости).

Боязнь различных насекомых энтомофобия – это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают к ним страха или брезгливости. Поэтому, если ребенок боится насекомых, речь идет о фобии, спровоцированной какой-то причиной.

Почему возникает энтомофобия?

Естественной реакцией любого человека на появление жука или таракана является крик: «Убей его!». Увидев этих «чудовищ», хочется сразу схватить тапочек и раздавить их. Проявление подобной агрессии или страха со стороны взрослых становится причиной того, почему ребенок боится насекомых. Нередко и сами мамы навязывают малышам этот страх, вздрагивая при виде каждого паучка. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как взрослые учат своих детей давить жуков, уничтожать муравейник и т.п. Нередко - ради развлечения. Если вам приходится бороться с нежелательными соседями, то делать это нужно не при ребенке. Не учите детей насилию. Родители могут пошутить и сказать, что безобидные внешне мелкие беспозвоночные больно кусаются. У малыша в подсознании это отложится, как предупреждение об опасности, он постарается избегать встреч с летающими мошками и ползающими жуками. Для крохи не будет иметь значения, кто перед ним – паук или бабочка.

Причиной возникновения данной фобии может стать запугивание: к примеру, что непослушных маленьких деток забирает к себе злая гусеница. Несколько подобных фраз приводят к тому, что ребенок панически боится насекомых. Побороть этот страх – становится основной задачей многих родителей.

Если у сына или дочери появилась энтомофобия, постарайтесь убедить их, что нет причин для страха перед беспозвоночными. Не нужно малыша и убеждать, что поблизости нет мелких животных. Букашка, появившаяся в поле зрения карапуза, приведет к истерике и слезам, а его доверие к родителям уменьшится. Лучше привлекать внимание к тому, что малыш находится под защитой любимых людей, которые позаботятся о нем и спасут от опасных беспозвоночных.

В попытках избавить малыша от энтомофобии не стоит вдаваться в крайности . Нельзя сажать возле него паука или муравья, ожидая спокойной реакции. Не рекомендуется также давить жуков и пчел при детях: так вы научите их жестокости. Постарайтесь найти творческий и приятный подход к лечению подобного страха .

Если ребенок боится насекомых до истерики, помогут следующие рекомендации:

  • Объясните ребенку , что не каждая букашка опасна. В природе есть множество прекрасных маленьких животных, которые не причиняют вреда людям – божьи коровки, бабочки, стрекозы. И даже если ребенка укусил комар или ужалила пчела, успокойте его и убедите, что в этом нет ничего страшного.
  • Покажите ребенку, какие букашки безвредные, а с какими следует избегать встречи. С этой целью можно приобрести красочную энциклопедию .
  • Если ребенок панически боится насекомых, купите ему игрушку в виде мухи или жучка.
  • Прочитайте малышу историю , стих или сказку о добрых букашках. Включите забавный мультик о путешествиях веселых червячков, муравьев или комаров.
  • Материализуйте фобию . Победить подобный страх можно при помощи рисунка. Предложите карапузу нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, вызывающих у него страх. Этот прием позволит вам превратить в глазах сына или дочери ужасных пауков в милых букашек.

Детские страхи – это та тема, которая очень сильно волнует родителей. Мы не понимаем, почему малыш боится, казалось бы, привычных вещей, но очень хотим ему помочь. Ваше 2-3-х летнее чадо стало панически бояться мух? Если для нас, взрослых, страх перед насекомыми кажется чем-то странным, то среди детишек он встречается часто. Ниже мы расскажем, почему это происходит, и дадим советы, что делать.

  • Совет первый: понять причины и набраться терпения

Каждый родитель должен понимать, что ребенок, который заставляет его закрыть окна в квартире, чтобы ни одно насекомое не залетело в комнату, или устраивает феерические истерики на улице, как только увидит муху, не хочет вам потрепать нервы – он просто боится. Для нас, взрослых, многие явления являются незначительными – мухи, громкие звуки, крики, тени, пыль и так далее, но малыш в 2-3 года только познает мир, и это все может его пугать. Запаситесь терпением, не высмеивайте фобии сына или дочки, показывайте понимание проблемы, демонстрируйте безопасность того или иного явления – и со временем все пройдет.

  • Совет второй: учитывайте особенности характера ребенка

Есть дети решительные и не очень, активные и пассивные – понятное дело, что малыш, который ко всему относится с опаской (к слову, часто на примере родителей) совершенно иначе реагирует на новое, чем активный ребятенок, которому если что-то и страшно, то обычно недолго. В первом случае вам потребуется больше терпения и чувства такта, но со временем гора упадет, ведь мухи и правда не страшные. Можно придумать сказу о доброй мушке, и ребенок поймет, что насекомого не нужно боятся.

  • Совет третий: следите за поступающей информацией

Малыш увидел по телевизору отрывок из ужастика, где огромная муха-мутант уничтожила планету Земля – как тут не бояться? Или бабушка пугает ребенка мухами, а вы и не заметили, как сами попросили ребенка уйти с травы, поскольку там мухи и муравьи, которые могут больно укусить… Следите за поступающей ребенку информацией – и в будущем лишние страхи просто не будут возникать.

  • Совет четвертый: читайте книги

В продаже есть специальные детские книжки о страхе, в которых главный герой сначала чего-то боится, но мама-папа объясняют ему, что явление совершенно безопасно, или он убеждается в этом на собственном опыте – и все, проблемы больше нет. Моментального эффекта ждать не стоит, но чужие примеры со схожими проблемами оказывают положительное воздействие на проблему ребенка.

  • Совет пятый: играйте

Вы можете играть в добрую муху, показывать малышу картинки в энциклопедии, мультфильмы, где муха играет роль положительного персонажа (например, муху-цокотуха, пчелка Майя (хоть это и не муха, но аналогию провести можно)), сходить в зоопарк – в общем, сделать все возможное, чтобы показать, что то явление, которое пугает сына или дочь сегодня, на самом деле безопасны. Мухи просто живут и просто летают, как люди – играют или ходят.

  • Совет шестой: не обманывайте и защищайте

Не стоит говорить малышу, что мух рядом нет, и опасаться нечего – рано или поздно жужжащее насекомое попадется к нему на глаза, и вы просто подорвете доверие ребенка к себе. Лучше скажите, что защитите его, и, когда вы рядом, бояться совершенно нечего. Малыш продолжает тревожиться, отказывается заходить в детскую, потому что там мухи? Возьмите его за ручку и пойдите посмотрите, действительно ли есть опасность или бояться нечего.

  • Совет седьмой: говорите о любви

Каждый раз, когда ваш ребенок устраивает истерику или просто сжимается в комок, потому что ему «угрожают» насекомые, обнимайте его, берите на руки, говорите, что любите и защитите ото всех. Подумайте сами – страх маленького человечка огромный, а сам человечек, по сути, такой крошечный.

  • Совет восьмой: не давите

Ни в коем случае нельзя давить ребенка – если он боится мух и поэтому не хочет идти в комнату, не стоит его туда затаскивать силой, потому что он «сама себе придумал глупости». Уважайте чувства сына или дочки, рано или поздно это поможет.

  • Совет девятый: мухи – они не страшные

Покупайте игрушки в виде насекомых, играйте с ними в добрые игры, приучайте малыша не бояться насекомых постепенно и на положительных примерах.

Купите ребенку книжку с яркими картинками

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Вполне естественно, что для вас страх перед мухами – это что-то глупое, но ведь вам не 2-3 года. Не оставляйте чадо наедине с его фобиями, тем более, не высмеивайте его и не навешивайте ярлыки вроде «трусишки» — впереди у ребенка целая жизнь, и проживать ее с загнанными глубоко внутрь страхами совершенно ни к чему.

Вот популярные советы на форумах:

сын тоже боялся года в два, сейчас (в три) опасается. что делали:

— Позволяли бояться (иди сюда, спрячу, папа прогонит (убьет) муху
— рассказывали сказочки и стишки про насекомых. смотрели неподробные картинки
— старший у него на глазах играл с мухами-пауками
— учились сравнивать — кто меньше/больше, он или муха, паук
— рассказывали (и рассказываем) про насекомых биологические сведения, адаптированные под ребенка — кто что кушает, кто где живет.

но, имхо, страх перед насекомыми действительно опправдан. важно, чтобы он не мешал жить. а паника — действительно проблема

*****

… рассказывали, что муха сама боится, что она маленькая, летает маму ищет и т.д…
…прогоняли муху…

…рассказываем, что муха маленькая. Рассказываю, что муха ест, где спит, как живет вообще…

Взять какого-нибудь некусающегося жука, например, в руки и показать доче, объяснить, что это не страшно, при этом улыбаться и т. д. Если моя чего-то боится, я делаю именно так и после таких знакомств доча этого уже не боится.

…Включали мультик «Пчелка Майя»…

…ооо еще сказку про муху цокотуху можно попробовать) спасибо за идеи!)…

Читаем также: |

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.