Меню

Казни женщин в средневековье. «Колыбель Иуды» – «Бдение» средневековой инквизиции

Кровельные материалы

Пару недель назад побывал в музее Средневековых орудий пыток, который расположен в Петропавловской крепости.

КОЛЕНОДРОБИЛКА
Использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью.

"НЮРНБЕРГСКАЯ ДЕВА"
Орудие смертной казни или пытки эпохи Средневековья, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминавший по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго. Один из ранних прототипов этого орудия был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью "Девы" относится к 1515 году: наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри этого пыточного шкафа три дня.

КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ
Этот вид казни считался в прошлые времена (как впрочем и в XX веке) самым позорным. В России его подразделяли на три вида: обычное повешение за шею, повешение за проткнутое крюком ребро, и повешение за ноги. Повешение совершалось обычно на виселице, стоящей на эшафоте, но случалось, что для этой цели использовали дерево или ворота. Обычно выделяют три вида виселиц характерных для России XVII-XVIII вв.: "покоем" (П), "глаголем" (Г), и "двойным глаголем" (Т). В допетровские времена, если казнимый преступник срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 г. этот обычай был отменен:"Палач когда кого имеет повесить, а веревка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой (т.е. обязанность) до тех пор то отправлять, пока осужденный живота не лишитца". Когда во время казни декабристов летом 1826 г. двое из приговоренных сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства. Современник Петра I датчанин Ю.Юль отмечал: "Удивления достойно, с каким равнодушием относятся русские к смертной казни и как мало боятся её... Без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу (приставленную к виселице), он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном, потом три раза перекрестился, когда его сбрасывали с лестниц. Замечательно, что будучи сброшен с неё и вися (на воздухе), он ещё раз осенил себя крестом, ибо здесь приговоренным к повешению рук не связывают". В таком отношении приговоренных к казни видна одна из главных черт русского менталитета: "Умирать не страшно и не жалко", той скверной жизнью, которой живет русский человек, лучше вообще не жить. (К. Случевский).
КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ ЗА ПРОТКНУТОЕ КРЮКОМ РЕБРО.
При этой казни смерть не наступала сразу и преступник мог довольно долго жить. Современники Петра I Ф.В. Берхгольц описывает случай, когда повешенный за ребро преступник ночью "имел столько силы, что мог приподняться кверху и вытащить из себя крюк. Упав на землю, несчастный на четвереньках прополз несколько сот шагов и спрятался, но его нашли и опять повесили точно таким же образом". Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания: Никита Кириллов в 1714 г. был повешен за ребро уже после колесования.

МОЛИТВЕННЫЙ КРЕСТ
Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном положении - позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. Пытка "Молитвенным Крестом" в сырых казематах длилась иногда неделями. По некоторым данным, "Крест" был изобретен в католической Австрии в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствует редкое издание "Justiz in der alter Zeit" ("Правосудие в старые времена"), имеющееся в Музее правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Подлинная историческая модель хранится ныне в башне Замка в Зальцбурге (Австрия).

ДЫБА
В истории пытки известны четыре разновидности этого наказания:
1. "Виска", т.е. подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2. "Встряска" была методом ужесточения "виски": между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач, чтобы сильнее "потянуть ево, дабы более истязание чувствовал".
3. "Развязка в кольца" была разновидностью "виски". Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за веревки, которые протягивали через вбитые потолок и стены кольца. В итоге человек висел растянутым в воздухе почти горизонтально. В Западной Европе XVI-XVII вв. это приспособление называли "колыбелью Иуды". К этой категории дыбы можно отнести широко распространенный в Европе "горизонтальный станок".
4. "Битье кнутом на дыбе" было следующей стадией пытки. Палач, связав ремнем ноги пытаемого, привязывал его к стоящему перед дыбой столбу. Таким образом, тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем, к делу приступал "кнутместер", который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца.

ПЫТКА ВОДОЮ
Для этой пытки узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струей. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, отчего зависела сила удара. Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжелых мучений преступник терял сознание. В России так описывали эту пытку: "простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят". Из истории известно, что в 1671 г. такой пытке подвергали Степана Разина.

РУЧНАЯ ПИЛА
С её помощью осуществляли одну из самых мучительных казней, пожалуй, более страшную, нежели смерть на костре. Палачи распиливали осужденного, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно часто его применяли в отношении содомитов и ведьм. Известно, что это "средство" широко употребляли французские судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или даже от с самого Сатаны.
"КОШАЧЬЯ ЛАПА" ИЛИ "ИСПАНСКОЕ ЩЕКОТАЛО"
Этот пыточный инструмент напоминал железные грабли. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья.

"ДОЧЬ ДВОРНИКА" ИЛИ "АИСТ"
Использование термина "Аист" приписывают Римскому суду Святейшей Инквизиции. Такое же название этому орудию пытки было дано Л. А. Муратори в его книге "Итальянские летописи" (1749). Происхождение еще более странного названия - "Дочь дворника" - неясно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение "имени", это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции. Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. По прошествии времени, стиснутый "Аистом" преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучалась в этой ужасной позиции, ее пытали раскаленным железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть мученика и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.

ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА (ДУДКА КРИКУНА)
Это приспособление обездвиживало голову и руки жертвы. Оно было снабжено большим обручем, охватывающим шею, в то время как пальцы были стиснуты стальными зажимами, причинявшими осужденному нестерпимую боль. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой наказание "флейтой" назначалось за клевету, сквернословие, ересь и богохульство.
Чем-то напоминает вувузелу.

ВИЛКА ЕРЕТИКА
Этот инструмент, действительно, напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, как впрочем, и при обвинении в обычных преступлениях. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись:"Я отрекаюсь".

"РОГАТКИ"
Первое упоминание о "рогатках" в России относится к 1728 г., когда обер-фискала М. Косого обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, "вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами". "Рогатки" известны двух типов. одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на не длинными железными шипами. Современник, видевший их в Петербурге в 1819 г. в женской тюрьме так описывал это приспособление:"...спицы длиной в восемь дюймов, так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью". "Рогатки" другого типа состояли "из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов".

СКРИПКА СПЛЕТНИЦ
Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин и своей формой напоминала этот изысканный музыкальный инструмент. Это было орудие мягкой пытки, игравшее скорее психологическую и символическую роль. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так, что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно представить себе страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

БОЧКА ПОЗОРА
Это приспособление наносило в основном психологическую травму. Физическая сторона пытки состояла в том, чтобы жертва "всего лишь" удерживала вес бочки на плечах, что было, конечно, изнурительно и утомительно само по себе, но не так болезненно, если сравнивать с другими видами пыток. Пытка с помощью "бочки позора" назначалась, в основном, хроническим алкоголикам, которых выставляли на всеобщее осуждение и осмеяние. Сегодня, когда значение репутации не столь существенно, мы можем недооценивать степень унижения, связанного с этим видом пытки. Бочки могли быть двух видов - с открытым и закрытым дном. Первый вариант позволял жертве ходить с тяжкой ношей; второй - обездвиживал жертву, которую окунаи в экскременты или гнилостную жидкость.
Вообще куклы сделаны очень качественно. Даже в музеях восковых фигур искусственные лица не производили такого впечатления, как здесь. Этот персонаж особенно понравился.

КРЕСЛО ДОПРОСА
Пытка с его помощью высоко ценилась во времена Инквизиции как хорошее средство при допросах молчаливых еретиков и колдунов. Этот инструмент применяли в Центральной Европе, в частности в Нюрнберге. Здесь регулярно, вплоть до 1846 г. проводились предварительные следствия с его использованием. "Кресла" были разных размеров и форм, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, но иногда растягивалась до нескольких недель. Палачи порою усиливали муки жертвы, протыкая ее конечности, применяя раскаленные щипцы и другие орудия пыток.

ШЕЙНАЯ ЛОВУШКА
Представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Тюремная стража использовала ее, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, что его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.

ПОСАЖЕНИЕ НА КОЛ
Было одной из самых мучительных казней, пришедших в Европу с Востока. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело, под собственной тяжестью, медленно сползало вниз... При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец. На старинных рисунках и гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот. Особенно широко пользовался сажанием на кол господарь (правитель) Валахин Влад Цепеш (1431-1476), известный вы истории под именем Дракула. (Его отец командор религиозно-рыцарского ордена дракона, созданного для борьбы с усилившейся турецкой экспансии, передал прозвище Дракула - посвященный драконе - своему сыну). Борясь против неверных, он жестоко обращался с турецкими пленными и с теми, кого подозревал в связях с противником. современники дали ему и другое прозвище:"Влад - колосажатель". Известно, что когда войска турецкого султана осадили княжеский замок, Дракула велел отрубить у убитых турок головы, насадить их на пики и выставить на стенах.
В музее представлен именно этот эпизод.

РЕШЕТКА-ЖАРОВНЯ.
Во времена Средневековья палачи были вольны сами выбирать любое, с их точки зрения подходящее, средство для получения признания. нередко они использовали и жаровню. Жертву привязывали (или приковывали) к металлической решетке и затем "поджаривали", "подвяливали" до тех пор, пока не получали "искреннее признание" или "раскаяние". По преданию, от пыток на жаровне погиб в 28 г н.э. Святой Лаврентий - испанский диакон, один из первых христианских мучеников.

ГАРРОТА
Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной. Железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач постепенно закручивал железный болт, который медленно входил в череп осужденного. Другая разновидность этой казни, более распространенная в последнее время - удушение с помощью металлической проволоки. Гаррота использовалась в Испании вплоть до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с ее применением была проведена в 1975 г.: был казнен студент, как выяснилось позднее, оказавшийся невиновным. Этот инцидент стал последней каплей в череде доводов в пользу отмены смертной казни в этой стране.

СОЛОМЕННАЯ КОСА
Коса, сплетенная из соломы, была легким и не причинявшим физической боли наказанием. Ее надевали на голову женщинам, в основном молодым в наказание за провинности, относящиеся к понятиям женской чести. Исключением было прелюбодеяние, которое считалось серьезным преступлением и заслуживало более сурового наказания. Наказание "соломенной косой" налагалось за небольшие прегрешения, такие как слишком большой вырез платья, служащий объектом для сплетен, или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.

ИСПАНСКИЙ САПОГ
Был своеобразным проявлением "инженерного гения", так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический "Испанский сапог", снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей. В России использовали несколько иную, упрощенную разновидность "Испанского сапога" - металлическая конструкция замыкалась вокруг ноги и затем в скрепу забивали молотком дубовые клинья, постепенно заменяя их клиньями все большей и большей толщины. По преданию самым страшным и действенным считался восьмой клин, после чего пытка прекращалась, так как кости голени ломались.

ЖЕЛЕЗНЫЙ БАШМАК
Следует рассматривать как вариант "испанского сапога", но в этом случае палач работал не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Этот "Башмак" был снабжен системой винтов, аналогичной той же, что и в "Тисках для пальцев" (разновидность струбцины). Слишком "усердное" применение этого пыточного инструмента обычно оканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.

ОРДЕН "ЗА ПЬЯНСТВО"
В царствование Петра I таким "орденом" (весом не менее одного пуда, т.е. 16 кг) принудительно "награждали" неисправимых алкоголиков. К сожалению, этот курьезный способ борьбы с пьянством в России не принес никаких результатов.

ПРЕСС ДЛЯ ГОЛОВЫ
Это наказание имеет много общего с пыткой пришедшей в Россию с Востока под названием "клячить голову". Современники так описывали клячанье: "Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает". (Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали). По такому же принципу была изготовлена и "машина для казни" в Северной Германии, высоко ценимая местными палачами. Действовала она довольно просто: подбородок жертвы помещали на плоскую опору, а металлическая дуга опоясывала верхнюю часть головы и опускалась с помощью винтов. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти... Поскольку при повороте ворота давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. В дальнейшем этот инструмент утратил свое значение как орудие казни и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожие приспособления используются до сих пор.

ВОНЗАЮЩИЕСЯ КОЗЛЫ ("КОНЬ")
Жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. Острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.

"БДЕНИЕ" ИЛИ "КОЛЫБЕЛЬ ИУДЫ"
По словам изобретателя этого приспособления Ипполито Марсили, введение в обиход "Бдения" явилось переломным моментом в истории пыток.Отныне система получения признания не предполагала нанесение телесных повреждений. В ней нет сломанных позвоночников, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов; единственное что по настоящему страдало при новой пытке - это нервы жертвы. Смысл "Бдения" состоял в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно; это была своеобразная пытка бессонницей. Тем не менее, "Бдение", которое первоначально не рассматривалось как жестокая пытка, во времена Инквизиции нередко принимало более изощренные формы. На жертву надевали стальной пояс и с помощью системы блоков и веревок подвешивали над острием пирамиды, которая располагалась под задним проходом. Смысл пытки заключался в том, чтобы не дать несчастному расслабиться или уснуть. Платой даже за самый кратковременный отдых становилось проникновение в тело острия пирамиды. Боль была настолько сильной, что обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедуру откладывали пока жертва не приходила в себя. В Германии "пытка бдением" называлась "Колыбелью Иуды".

ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЯП
Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы "успокоить" жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри "маски" плотно засовывалась в горло преступника, а сама "маска"запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре. Особенное распространение "железный кляп" получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые группы, по приговору Святейшей Инквизиции. "Железный кляп" позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано бруно был сожжен в Риме в 1600 г с железным кляпом во рту. Тот кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил нёбо.

КЛЕЙМЕНИЕ
Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами. Это делалось для того, чтобы они "от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были". Клейменый позорным тавром человек становился изгоем. Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. В указе 1705 г. предписывалось натирать ранки порохом "многажды накрепко", чтобы преступники "тех пятен ничем не вытравливали". Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать "правильным" ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал:"пятнать их новым клеймом". Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных "умельцев", благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны. Уже в XIX просвещенные чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра III, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговоренных за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: "к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевывания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность". Однако клеймение, как и вырезание ноздрей, отменили только по указу 17 апреля 1863 г.

Орудия пыток средневековья

Дыба: одно из самых известных пыточных орудий. Количество модификаций: от вертикальных до горизонтальных, впечатлит любого садиста. Вариант попроще – вздергивание на веревке, перекинутой через перекладину. Вариант посложнее – хитроумная конструкция с вращающимися барабанами и системой цепей, способная за несколько часов перемолоть кости, разорвать сухожилия, выворотить суставы и превратить человека в тряпку в самом прямом смысле этого слова.

Горизонтальная Дыба: осужденного клали на стол, ноги и руки фиксировали веревками, накрученными на валики. Потом валики крутили в разные стороны, растягивая жертву в длину, пока мышцы не разрывались. Особо крепким особям, чьи мускулы рваться не хотели, помогал палач, надрезающий "проблемные" места

.

Вертикальная дыба - одно из самых известных пыточных орудий. Количество модификаций: от вертикальных до горизонтальных, впечатлит любого садиста. Вариант попроще – вздергивание на веревке, перекинутой через перекладину. Вариант посложнее – хитроумная конструкция с вращающимися барабанами и системой цепей, способная за несколько часов перемолоть кости, разорвать сухожилия, выворотить суставы и превратить человека в тряпку в самом прямом смысле этого слова.


Бдение, или колыбель Иуды - еще один верный способ лишить жертву сна. Постоянная мысль о том, что под тобой находится заточенное бревно, заставляет бодрствовать как можно дольше. Интересно, что первоначально «бдение» рассматривалось не как жестокая пытка, а как легкое щекотание нервишек. Но изобретательная инквизиция не остановилась на таком банальном и неразумном использовании орудия. И осужденных стали медленно насаживать на острую верхушку бревна, для верности привязывая к рукам и ногам жертвы тяжелый груз.


Груша. Цель «груши» – попасть в любое из человеческих «провинившихся» отверстий. Еретическим проповедникам грушу вставляли в рот или в ноздрю, женщинам, обвиненным в интимной связи с Дьяволом и его слугами, в вагину, гомосексуалистам – сами знаете куда. Потом крутили винт. Лепестки груши раскрывались подобно цветку, совсем неромантично разрывая при этом все внутренние органы жертвы, и причиняя ей невыносимую боль.


Железная, или нюрнберская дева. Еретика или «ведьму» заключали в деревянный или металлический шкаф в виде женской фигуры и медленно закрывали створки, усеянные изнутри длинными, острыми шипами. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Шипы располагались таким образом, что не задевали жизненно важные органы, а вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. Теснота и замкнутое пространство усугубляли страдания. Смерть была мучительной, а судьи получали возможность вести долгий и пристрастный допрос.


Рогатка - железный ошейник с длинными острыми шипами не давал осужденному лежать ни днем, ни ночью. От постоянного бодрствования нервы сдавали уже на третий-четвертый день. Жертва сходила с ума и медленно умирала от измождения. Шипы могли быть направлены и вовнутрь. Тогда к мукам недосыпания добавлялась еще боль от ран, которые довольно быстро начинали гноиться. Инструмент был очень популярен в России, где использовался вплоть до начала XIX века.


Конь - российский аналог колыбели Иуды. Конструкция и впрямь была деревянным конем с острым металлическим ребром на спине. Сидеть на нем тоже было крайне неудобно, особенно с привязанными к ногам бревнами.


Ведьмино кресло - кресло, щедро утыканное острыми шипами от сиденья до подлокотников, очень быстро делало человека словоохотливым. Пытаясь удержать тело на весу, истязуемый рано или поздно падал на шипы, боль заставляла его вновь оторваться от сиденья, и так продолжалось бесконечно, пока не прерывали пытку или допрашиваемый не терял сознания.


Пытка водой, или Худой кувшин. Латинское выражение: «Капля точит камень не силой, но частым падением» в данном случае работает буквально. Узнику выбривали темя и привязывали к столбу, под кувшином, из которого ему на голову медленно, с расстановкой, в одно и то же место, падали крупные капли ледяной воды. Сначала человек приходил в состояние беспокойства, пытаясь отчаянно вырваться из оков, затем медленно цепенел, проваливаясь в беспамятство. Каждый удар капли казался ударом молота, бьющим прямо по мозгу. Вскоре обезумевший узник был готов признаться в любом преступлении. Из истории известно, что «худым кувшином» пытали в 1671 году смутьяна и разбойника Степана Разина, прежде чем четвертовать.


Вилка еретика. Вилка плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Четыре шипа: два, впивающихся в подбородок, два – в грудь, не давали жертве совершать никаких движений головой, в том числе, и опустить голову ниже. Говорить в таком положении человек мог только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись: «Я отрекаюсь».


Аист, или молитвенный крест. По сравнению с другими это орудие пытки выглядит совершенно безобидно. Никаких острых шипов, разрывающих плоть. С помощью «Аиста» еретиков и вероотступников всего лишь сковывали в неудобной позе молитвенной покорности. Однако буквально через пару часов от пребывания в таком положении у жертвы начинался сильнейший мышечный спазм в области живота. Далее спазм охватывал все тело и конечности, отчего бедолага приходил в состояние полного безумия.


Пытка бамбуком - печально знаменитый на весь мир способ «тяжелой» казни в Китае. Бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день подрасти на целый метр ввысь. Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука. Ростки вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь брюшную полость, причиняя экстремально болезненную и долгую смерть.


Железный кляп - это устройство позволяло палачам заглушать пронзительные крики жертвы во время аутодафе. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Сгореть на костре с таким кляпом «посчастливилось» Джордано Бруно в 1600 году. Только его кляп для пущей эффективности был еще оснащен двумя шипами. Один из них, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.


Пресс для головы. Чем ниже опускался пресс, тем хуже становилось объекту казни. Вначале ломалась челюсть, а при дальнейшем сжатии раскалывались кости черепа, вследствие чего и наступала смерть.


Пытка звуком. В Московии при Иване Грозном истязаемых сажали под большой колокол и начинали в него звонить. Более современный метод – «Музыкальная шкатулка» – использовался, когда человеку нежелательно было наносить увечья. Осужденного сажали в комнату с ярким светом и без окон, в которой играла «музыка». Непрерывный набор неприятных и никак мелодически не связанных между собой звуков постепенно сводит с ума.

Медный (филаридов) бык. Быка придумал афинский медник Перилл, дабы порадовать своего правителя-тирана Филарида. Осужденного сажали в полую бронзовую скульптуру быка и разводили под ним костер. Когда человек начинал поджариваться и дико кричать, казалось, что ревет бык, а из ноздрей у него идет пар. Это выпаривалась содержащаяся в человеке вода. Видавшему виды тирану показали это устройство, тот ужаснулся и велел изобретателю на себе показать ее действие, а самого быка убрать с глаз долой. Чутье Фаларида не подвело, через некоторое время его свергли и самого кинули в быка, не забыв назвать его Фаларидовым.


Пытка щекоткой. Это, кажущееся безобидным, воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.


Пытка водой через воронку описана в романе Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». Уложив человека под углом так, чтобы голова была ниже живота, в него вливали через воронку несколько литров воды, часто горячей. Вес наполненного желудка сдавливал легкие и сердце. После этого, если обвиняемый не сознавался в преступлении, его били по животу палками или топтали живот ногами. Во время Второй мировой войны пытку использовали японцы в лагерях для военнопленных.


Пытка крысами. Голого пациента крепко привязывали к столешнице, на живот ставили клетку с голодными крысами. Днища у клетки нет. Зато сверху стоит чаша с горящими углями. Испуганным грызунам ничего не остается, кроме как в буквальном смысле проесть себе путь к выживанию сквозь органы несчастного. Одна только мысль о том, что ты будешь заживо сожран голодными тварями, быстро приводила в смирение самых непокорных еретиков.

Пытки предполагают причинение человеку мучительной боли. Наиболее страшные и отвратительные орудия для пыток были изобретены в средние века. Известно о не менее страшных восточных пытках.

Самые страшные пытки Средневековья

Известно, что особо жестокими были пытки во времена средних веков. Только увидев орудия пыток, можно понять насколько жестоким было то время. Инквизиция, как система христианского правосудия, способствовала изобретению огромного количества орудий, с помощью которых и осуществлялось это «правосудие». Вот несколько наиболее страшных из них.

Вилка Еретика

Устройство, названное «Вилкой Еретика», применялось в период «испанского расследования». Механизм внешне напоминал двустороннюю вилку, фиксирующуюся на шее. Так как во время этой пытки никакие жизненно важные органы не прокалывались, она могла длиться достаточно долго.

На вилку наносилась гравировка «Я отрекаюсь». Вилка доставляла сильнейшую боль при любом движении головой. Постепенно плоть человека поражалась, он погибал от инфекций.

Истязание грушей

Орудие пыток, названное истязанием грушей, считается одним из самых страшных. После истязаний ею не выжил ни один человек.


По виду оружие похоже на металлическую грушу. Её вводили в рот, в анальное отверстие и во влагалище. Как только орудие вводилось внутрь, оно раскрывалось, разрывая острыми наконечниками плоть. Смерть во время пыток такой грушей была ужасна. Обычно этим орудием пытали женщин, виновных в развратном образе жизни, и мужчин, судимых за гомосексуализм.

Пытка крысами

Очень страшной является пытка крысами. Обнажённому человеку на грудь ставили клетку с голодными крысами. Клетка открывалась снизу. После того, как задвижку убирали, крысы вгрызались в тело. Чтобы животные действовали быстрее, на верхнюю часть клетки клали раскалённые угли. Желая спастись от жара, крысы попросту прогрызали себе путь. Человек при этом погибал, испытывая адские муки.

Колыбель Иуды

Устройство для пытки, называемое «Колыбель Иуды», имеет вид пирамиды. На её острую часть сажали обнажённого человека. Постепенно устройство врезалось в тело жертвы, разрывая анальное отверстие и выворачивая суставы.


Известно, что после такой пытки, лишь несколько человек осталось в живых. Остальные умерли, громко крича от боли на радость палачей и зрителей.

Самые страшные орудия пыток

Изобретением орудий для пыток занимались люди, не испытывающие и капли жалости к тем, кого этими орудиями предстояло пытать. Они точно знали, как выбить нужные показания. Самое главное для них было доставить как можно больше боли и мучений человеку, сделать его смерть ужасной и медленной. Сложно поверить в то, что человеческая изобретательность была использована в столь ужасных целях.

Железная дева

Впервые орудие пытки под названием «Железная дева» было опробовано в 1515-ом году. Внешне оно похоже на саркофаг, внутри которого находится множество шипов и лезвий. Они расположены так, чтобы не задевать жизненно-важные органы человека.


Во время допроса пытаемого помещали в такой саркофаг. Допрос мог продолжаться часами и даже днями. Как только человек терял сознание, он прокалывал тело, повисая на острых шипах. Смерть наступала не сразу и могла затянуться на несколько дней.

Шири (верблюжья шапочка)

Такое орудие пытки обычно применялось к рабам. Первым делом провинившемуся рабу обривали наголо голову, после чего натягивали на неё выю (освежёванную кожу верблюда). Далее этих людей увозили на пять дней как можно дальше, обычно это были пустыри. Верблюжья кожа быстро высыхала, стягивая только что обритую кожу головы. Волосы сквозь выю не прорастали, из-за чего начинали расти внутрь. От адской боли рабы сходили с ума, а вскоре умирали.

Медный бык

Орудие пытки, получившее название «Медный бык» было изобретено Периллом – медником из Греции. Своё творение он преподнёс известному мучителю сицилийскому тирану Фаларису.


Во время пытки человека помещали в быка сквозь специальную дверцу. Под брюхом быка разжигали огонь. Человек отчаянно кричал, медленно зажариваясь. Кости казнённого таким способом считались украшениями и оберегами. Изобретатель Перилл стал первым человеком, которого пытали с помощью им же созданного орудия пытки.

Страшные восточные пытки

Восточные пытки значительно отличались от пыток, придуманных европейскими народами. Главное в любой восточной пытке – заставить жертву испытывать психологические мучения, сопровождаемые мучениями физическими. Надо сказать, что восточные пытки далеко не всегда оканчивались смертью.


Для расправы с «врагами императора» на востоке применялись пытки щекоткой и пытки капающей водой. Другой вариант пытки – тесный ящик, в котором посаженный человек не имел возможности пошевелить ни одной частью тела. Пытка «человек-свинья» применялась для того, чтобы народ ужаснулся. Человеку отрезали ноги до колен, руки до локтя, отрезали язык, оглушали и ослепляли. В таком состоянии его отправляли к свиньям в хлев, где он оставался до конца жизни.

Особенно страшными пытками известен Сиам. Человеку скармливали у него же отрезанные куски мяса и полоски кожи. К женщинам на Востоке тоже могли быть применены пытки. Тем, кто жил в гареме и был обвинён в непослушании, на теле делали несколько аккуратных надрезов, куда заливали расплавленный свинец.

Самая страшная пытка в мире

Известно множество пыток, каждую из которых можно было бы назвать самой страшной в мире. И всё же, среди пыток всех времён наиболее жестокой считается та, которую персидская царица Парисатида применила над убийцей её любимого сына Кира-младшего. Имя этого убийцы – Митридат. Его тело зажали между двух деревянных корыт, оставив снаружи только голову и ноги.


Голову убийцы намазали мёдом и молоком, чем привлекли внимание мошкары. Митридата насильно кормили, из-за этого он постоянно ходил под себя. Вскоре в нечистотах завелись черви и начали жрать мужчину заживо. Митридат умирал целых восемнадцать дней, а царица ежедневно приходила, желая насладиться его муками.

Пугающими бывают не только пытки, но и тюрьмы. На сайте сайт есть в которых держат заключенных.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

История человечества знает множество примеров жестокости, отдельную странице занимают средневековые пытки . Просматривая материалы по этой теме, то и дело задумываешься, как вообще такое можно было придумать и какой больной фантазией нужно было обладать. По сравнению с истязаниями в средневековье , любой современный маньяк-убийца нервно курит в сторонке. И сейчас мы постараемся вас в этом убедить.

Пытка крысами

Изначально эту пытку широко использовали в Древнем Китае . Но идея истязать людей крысами, пришла в голову и лидеру Нидерладской революции Дедрику Сонойю .

Что происходило:

Жертву раздевали до гола и привязывали к ровной поверхности

На его живот помещалась клетка с голодными крысами, плотно фиксировалась.

Затем на верх клетки насыпались горящие угли.

Напуганные крысы пытаются спастись, прогрызая себе путь к свободе через тело жертвы.

(Была и иная концовка: голодных крыс просто оставляли на теле человека, пока они не начинали утолять голод, поедая живую плоть, принося тем самым долгие и ужасные мучения).

«Груша»

Специальное приспособление, состоящее из заострённых и изогнутых металлических пластин, использовалось в средних веках в Европе для наказания богохульников, обманщиков, женщин, которые родили вне брака, и мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Хоть на первый взгляд «Груша» совсем не ассоциируется с ужасом, но это впечатления ошибочно…

Что происходило

Жертву полностью раздевали, «грушу» вставляли в рот, влагалище или анальное отверстие.

Мучитель медленно проворачивает винт - металлические пластины раскрываются, тем самым постепенно разрывая плоть человека. После чего тот умирает от внутренних повреждений.

Колыбель Иуды

Так же эту средневековую пытку называли «Бдение» или «Охрана колыбели»

Это одно из самых излюбленных мучений испанской инквизиции, но использовалась и в других странах.

Что происходило:

Обвиняемого усаживали на остроконечную деревянную или металлическую пирамиду таким образом, что вершина вонзается во влагалище или анус.

С помощью верёвок или подвешенным к ногам камням, грузилам жертву «опускали» вниз.

Пытка продолжалась до тех пор, пока человек не умрёт (от нескольких часов до нескольких дней).

Испанский осел («Кресло иудеев»)

Эта пытка очень напоминает предыдущую, с той только разницей, что жертву усаживали не на пирамиду, а на клиновидное приспособление, которое упиралась человеку в промежность. Часто к ногам постепенно подвешивался дополнительный груз.

Пытка бамбуком

Считается, что эту пытку часто использовали в Китае. Есть даже доказательства, что применяли ее в Японии во время Второй Мировой войны.

Что происходило.

Проростки бамбука затачивались, образовывая тем самым своеобразные «колья» (Здесь следует упомянуть, что это растение может только за один день вырасти высотой около одного метра).

Над ними подвешивали человека, сквозь которого и прорастали побеги бамбука, причиняя тем самым невыносимую продолжительную боль.

Колесование

эта средневековая пытка известна ещё со времён Древнего Рима, долгое время её использовали палачи из Германии, Франции, России и других стран.

Что происходило:

Сначала жертве с помощью молота или специального колеса ломали все крупные кости тела.

После этого его привязывали к большому колесу, которое помещали на шест и оставляли умирать. Часто страдания продолжались несколько дней.

Гридирон

Это специальная решётка для пытки огнём. Своеобразная жаровня, которая описывается как обычная решётка на ножках.

Что происходило:

Жертву привязывали к гридирону.

Под ним размещали горящие угли. Жертву «зажаривали» заживо.

Пытка насекомыми

Существуют разные вариации видов пыток и казней с помощью насекомых. Одним из самых страшных и жестоких был следующий…

Что происходило:

Жертву сажали специальную деревянную бочку так, чтобы снаружи оставалась только голова.

Его лицо измазывалось мёдом, что привлекало различных насекомых.

Ко всему этому его усиленно кормили, из-за этого через некоторое время жертва «плавала в своих испражнениях. Что ещё больше привлекало насекомых, которые откладывали личинки в тело жертвы.

Спустя несколько дней из укусов появлялись личинки и начинали поедать плоть ещё живого человека…

Ещё больше материалов про средневековье читайте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона» , по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий.

Публичные казни для толпы превращались в род спортивного состязания: аплодисментами встречали и выходки осужденного, говорящие о презрении к смерти (неприличный жест, адресованный девушкам, просьба священнику вместо креста поднести выпивку, заявления типа "для меня смерть не страшнее клизмы" и т.п.), и мастерство палача - удачный удар есть удачный удар и на стадионе, и на эшафоте. Случалось, истероидные личности намеренно совершали преступления, чтобы оказаться в центре столь лестного внимания.

В смертной казни было столько демонстративного, зрелищного, в ней было столько условностей, аллегорий, символов, и юмора, хотя и первобытного: запекать человека в полом медном быке, чтобы его крики имитировали рев животного, поджаривать на вертеле, как зайца, жарить в муке, как карася.

1. «Железная дева»
«Железная дева» — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в реку и уносилось её течением.

При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался «Апегой» , по имени жены тирана. С приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.

2. Пытка голодом
Плохо работающих в бедном доме поднимали в корзине над столом, где ели более трудолюбивые.

3. Пытка и казнь водой
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду, если утонет, то невиновна, а если нет, то её вешали.

4. Закапывание живьём
Ещё в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности.
В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

5. Четвертование
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

6. Колесование
С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

7. Заливание горла
Заливание горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Также заливали другие жидкости.

8. Посажение на кол
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России и Османской империи.

9. Подвешивание
Один из зверских методов убийства рабов. Их вешалина крюк, чтобы те умерли от жажды и голода.

10. Обезглавливание
Очень долго применялось как основной вид казни на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры.

Смерть Короля Чарльза I.

Казнь Леди Джейн Грей, 1557

Если в Англии отрубали головы простым «топорным» способом, то во Франции пошли дальше и изобрели специальное приспособление - гильотину .

Казнь Людовика XVI, 1793

11. Виселица
В средневековой Франции стационарная виселица служила знаком могущества сеньора: у герцога она была о шести столбах, у барона о четырех, у шателена о трёх, а у прочей мелюзги всего лишь о двух. В Древнем Риме рабы имели отдельного палача. Во многих странах вора вешали выше или ниже в зависимости от размеров кражи.

Повешение считалось бесчестной казнью, а отсечение головы - привилегированной, хотя в Китае, например, всёобстояло наоборот: там считается зазорным утратить какой-либо член, и, может быть, именно поэтому возникла такая хирургическая, требующая высокой квалификации казнь, как рассечение на тысячу кусков - намраморном столе, при помощи ножей разнообразной формы, каждый из которых предназначен для одной операции: для вырывания глаз, для удаления половых органов, «для рук», «для ног».

Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью - добитьсямгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии XVIII века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы.

12. Гаррота
Гаррота (исп. «garrote», «dargarrote» — закручивание, затягивание; казнить) — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умерщвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
В период завоевания Америки конкистадорами гаррота получила распространение в испанских колониях.

В 1828 году Король Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Казнь отменена только в 1974 году.

12. Сожжение на костре
Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения Жанны Д’Арк.

В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Пейзаж с человеком на костре, и солдаты вокруг него; иллюстрация, Флоренция, 1619

13. Пытки и казни при помощи животных
Один из самых древних видов казни. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек жертва» Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.

В Индии преступника раздавливали при помощи дрессированного слона. Ну а пожирание преступников дикими зверями в Древнем Риме действительно происходило в цирке и было любимым зрелищем римского народа.

Травля собаками

Пытка кошкой, Лондон, 1651

Разрывание на части лошадьми

14. Пытки и казни за веру
Одни из самых жесточайших пыток были в средневековье при разладе в различных течениях христианства.

Пример: Пытки католиков Гугенотами на юге Франции

A - пыткиголодом скованных gпарами в кандалы так, чтобы они ели друг друга.
B -голыхтянут вдоль плотно натянутой веревки, которая действует как нож, разрезая тело пополам.
C - медленное поджаривание на вертеле.

Роль палача совпадала с ролью жреца - именноэто окружало палачей почтением, обаяние которого не вернуть никаким чистым сердцем и холодными руками. Только отблеск священнодействия позволял массовые сожжения еретиков превращать в атрибуты государственных торжеств: по случаю вступления на престол или в брак, по случаю рождения наследника и т. п. Работа шла по нескольку дней, жгли сотнями и тысячами, для пущей яркости обряжая «средства иллюминации» в пропитанные серой рубахи и набивая горючие вещества «в секретные части тела».

Ролью палача не брезговали и монархи: Дарий собственноручно отрезал нос, губы и уши мидийскому царю, Иван Грозный тоже любил потешиться, Петр I самолично отрубил головы пятерым стрельцам (а Александр Меншиков похвалялся, что управился аж с двадцатью). Именно благодаря мистическому, царственному отсвету, а не палаческим добродетелям, в некоторых местностях Германии палачи обретали дворянский титул, а во Франции занимали почетное место в торжественных процессиях. Падать же их престиж начал тогда, когда казни стали придавать лишь земное, утилитарное значение. Палачи по-прежнему окружались суевериями, но уже нелестными. С ними боялись жить рядом, боялись даже принимать у них деньги, выискивая на них кровавые пятна. В России стало трудно находить помощников палачей, которых прежде просто выдергивали из толпы, а в 1768 году был издан указ, вообще запрещающий привлекать в палачи на общественных началах - из-за «неустройств и обид».