Меню

Схема обобщенно личного предложения. Московский государственный университет печати

Расчет крыши и кровли

Цели : объяснить смысл и структуру данной синтаксической конструкции; научить уместно и осмысленно использовать обобщенно-личные предложения в речи.
Схематично цель урока можно изобразить так:

Задачи :

    проанализировать функцию обобщенно-личных предложений в языке;

    проанализировать строение и структурные признаки обобщенно-личных предложений;

    формировать умение находить данные конструкции, опознавать их, отличать от других конструкций;

    учить умению заменять обобщенно-личные предложения синонимичными конструкциями;

    учитывать стиль и тип речи при употреблении обобщенно-личных предложений;

    правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения.

ПЛАН УРОКА

(По аналогичной схеме построен урок «Неопределенно-личные предложения» этого же блока «Односоставные предложения»; см. публикацию в газете «Русский язык» № 33/99.)

1. Проанализировать готовые синтаксические конструкции и сделать вывод об их роли в языке (рассуждение-беседа).
2. Построить или подобрать аналогичные предложения, проанализировать их содержание и строение.
3. Заполнить информацией таблицу: колонку из общей таблицы «Односоставные предложения».
4. Найти аналогичные предложения в собственных сочинениях и изложениях и сделать вывод после поиска.
5. Обрисовать ситуацию, когда уместно использовать такие конструкции. Сделать общий вывод: в каких ситуациях, стилях и типах речи уместно использовать такие конструкции?
6. Знаки препинания, грамматический разбор и толкование данных конструкций.

ХОД УРОКА

Учитель. На доске написано начало определения – что такое обобщенно-личное предложение. После анализа предложения вы сможете закончить формулировку сами, пользуясь общей таблицей.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом

Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Ответы учеников:

– в суде человека обобрали;
– так говорят о несправедливости судей;
– это – переносное значение: в кафтане – нагишом , т.е. «с капиталом – без капитала»;
– до и после суда у человека разное материальное положение;
– это совет-предостережение;
– это же пословица, она – для красного словца.

Учитель. Вот именно. Это пословица. Что такое пословица? Это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризуется особым ритмом, интонацией и звучанием.

Учитель. Скажите: так с каждым бывает, кто пошел в суд?

Ответы учеников:

– когда как;
– раз это подмечено народом, то, видимо, часто;
– давайте спросим у адвоката: что он скажет?

Учитель. Вдумаемся в текст пословицы. Ответьте: кто здесь «пострадавший»?

Ответы учеников:

– хотя пострадавшего нет, но мне понятно, что это кто-то из бесправных людей;
– такую несправедливость терпят простые люди, и их много;
– народ говорит, как бы предупреждая, что если ты (относится к каждому человеку) пойдешь в суд в кафтане, то ты (каждый, любой) можешь выйти нагишом.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения: подчеркните члены предложения и обозначьте части речи.

Это односоставное предложение: в нем однородные глаголы – сказуемые, которые относятся ко всякому, любому лицу.

Учитель. Вот в каких случаях в речи появились обобщенно-личные предложения. Основная их функция – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость. И почему же в таком случае нет «пострадавшего»?

Ответы учеников:

– советы даются всем, каждому;
– если суждение относится к каждому, не нужно «пострадавшего» указывать конкретно;
– важнее сказать о действии, которое совершает любой человек.

Учитель. Вспомните, что в неопределенно-личных предложениях тоже нет подлежащего. Можно ли сказать, что причина отсутствия подлежащего в обобщенно-личных предложениях другая, чем в неопределенно-личных?

Запишите:

В неопределенно-личных предложениях:

1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то .

В обобщенно-личных:

1. Подлежащего не нужно, потому что понятно, что действовать может любой.
2. Вместо подлежащего мысленно можно подставить местоимение все, каждый, всякий, любой .

Чтобы убедиться в этом, давайте подставим подлежащее. Что получилось?

Он (она) пошел (пошла) в суд, а вышел (вышла)...

Ответы учеников:

– это двусоставное предложение, в котором сообщается о конкретном случае из жизни определенного лица;
– тот, кто производит действие, стал известен;
– получился другой смысл: утеряна обобщенность суждения.

Учитель. Итак, почему эти предложения называются обобщенно-личными?

Ответы учеников:

– в таких предложениях обобщается жизненный опыт людей; производитель действия мыслится обобщенно, т.е. им мог явиться любой, всякий.

Учитель. Подведем итоги: в чем же существенная разница между двусоставными и обобщенно-личными предложениями, с одной стороны, и между неопределенно-личными и обобщенно-личными – с другой стороны?
Допишите определение: какие предложения называются обобщенно-личными? В этом вам поможет таблица.

(Школьники работают три-четыре минуты, после чего дают определения.)

Учитель. Если вы хорошо поняли новый материал, то постройте обобщенно-личные предложения самостоятельно или вспомните народные пословицы, поговорки.
Укажите, в каких формах может стоять сказуемое в следующих предложениях.

Учитель. Перед вами лежат ваши прошлые сочинения, изложения. Найдите в них и прочтите хотя бы одно обобщенно-личное предложение (их нет).
В каких ситуациях вы будете их использовать? С какой целью?

Ответы учеников:

– в письменной и устной речи, в житейских ситуациях;
– в разговоре, для красного словца;
– в сочинениях, для того, чтобы сделать свою речь точной и выразительной.

Учитель. Назовите типы текста и стили, где уместны такие конструкции.

Ответы учеников:

– в описании – нет, в повествовании – да, в рассуждении – тем более (например, в ситуации: незадачливому автору возвращают рукопись со словами: Не пером пишут, а умом ).

Такие конструкции уместны во всех стилях, кроме делового и научного.
Можно сказать, что обобщенно-личное предложение является частным случаем неопределенно-личных.

Учитель. Именно так. Изобразим схематично.

Потренируемся!

Замените обобщенно-личные предложения синонимичными двусоставными и наоборот.

Двусоставные предложения

1. Когда люди в лесу рубят дрова, то щепки летят во все стороны.
2. Когда человек устраивается на работу, то он поневоле должен терпеть давление начальства.

Односоставные, обобщенно-личные предложения

1. Лес рубят – щепки летят.
2. Пошел на службу – терпи и нужду.

– Обобщенно-личные предложения – это в основном пословицы, копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.

Домашнее задание :

1. Добавьте в свои сочинения, изложения, творческие работы по 1–2 обобщенно-личных предложения, где это уместно.
2. Подберите 7 пословиц и замените их двусоставными предложениями.

Психологическая игра

Учитель. Для каждого я приготовила по одной предназначенной только для него пословице. Запишите ее себе в тетрадь. А я скажу вам, угадали ли вы мой замысел или нет. Но... не странно ли? Пословицы адресованы любому, а я выбрала только одну. Нет ли здесь противоречия?

Ответы учеников:

– раз это психологическая игра – значит, вы хотите дать нам совет, не называя каждого по имени;
– мы вряд ли угадаем, кому именно адресована пословица, она дает очень общий совет, и каждая подходит любому из нас.

Упражнение. Как вы понимаете эти пословицы? В приведенных примерах подчеркните грамматическую основу. Укажите, какой формой глагола она выражена.

1. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
2. Поел бы редьки, да зубы редки.
3. Соловья баснями не кормят.
4. Почитай старших, сам будешь стар.
5. В меду и подметку съешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Не оттого оголел, что сладко ел, а оттого, что горько пил.
8. Снявши голову, по волосам не плачут.
9. Будешь знать до конца – будешь сив, как овца.
10. Слезами горю не поможешь.

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.

В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.

Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).

По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.



Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.

По личным формам глагольного ска­зуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях восприни­мается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).

Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.

Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».

В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:

а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука­
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);

б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .

в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);

также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.

– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).

– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;

По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);

– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).

– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).

– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем не храним, потеряем плачем (посл.).

– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).

2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).

3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. При­надлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обоб­щенного характера: Нет для наших девушек за­бавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых ко­лен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листья­ми, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляет­ся как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой кон­струкции.

Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть при­даточными в составе сложного предложения, где они иногда приоб­ретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэ­ты – славные ребята ! (П.).

Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).

Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:

в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);

в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);

иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;

в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);

в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.

Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).

Обобщенно-личные предложения используются со стилистиче­ской целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения об­щих суждений, пожеланий, советов

В русском языке отдельное место занимают односоставные предложения. Обобщенно-личные также относятся к этой категории. В своей основе они имеют глагол, с помощью которого совершается действие, касаемые каждого, а не только лишь отдельного лица.

Односоставные предложения

В русском языке односоставными называются предложения, в которых присутствует лишь 1 главный член, при этом весь смысл сохраняется и передается без потерь. В отличие от неполных, эти предложения могут быть понятны и вне текста.

Односоставные предложения могут содержать в своей основе подлежащее или сказуемое. При этом выделяют:

  • определённо-, неопределённо-, обобщённо-личные и безличные предложения, если главный член предложения - сказуемое;
  • назывные, имеющие в своей основе главным подлежащее.

Сказуемое

К главным членам предложения относится сказуемое, которое обозначает действие или признак подлежащего. Чаще всего оно представлено глаголом в каком-то наклонении и может иметь форму простую и составную.

В обобщенно-личных конструкциях чаще всего применяется глагол-сказуемое второго лица единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, а также в третьем лице множественного числа. К примеру, «снявши голову, по волосам не плачут».

Также это могут быть глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного («не ищите счастья») и единственного числа («позвони и получи приз»).

Обобщенно-личные предложения

Совершенно обособленное место в русской грамматике занимает обобщенно-личное предложение. Его главная функция - передача смысла без привязки к определенному лицу. Чаще всего такой тип предложений используется в пословицах и поговорках, например, «любишь кататься, люби и саночки возить». В данном предложении не имеется в виду кто-то конкретный, но так говорят какому-либо человеку, который любит удовольствия, но не хочет за них платить.

При этом встречаются варианты, в которых обобщенно-личное предложение принимает форму определенно-личного, например, «сердцу не прикажешь». В данном примере глагол второго лица относится к определенному существительному, но при этом не указывает на конкретное лицо, которому принадлежит сердце.

Характеристика обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личным является предложение, которое может быть при этом также определенно- или неопределенно-личным, то есть обозначать действие или состояние некоторого лица. К этой категории относятся следующие.

В литературе применим прием, когда конкретное лицо говорит, обобщая смысл. Образуется так называемое обобщенно-личное предложение с действием от лица говорящего. Например, герой утверждает что-то не от первого лица, а применяет глагол во втором лице - «выходишь на улицу ночью, повсюду горят фонари».

Повелительные глаголы

Учитывая, что обобщенно-личное предложение в русской грамматике стоит обособленно, в правиле есть своя категория примеров, которые выделяются среди себе подобных. Это фразы, в которых используют глаголы в повелительном наклонении.

Повелительное наклонение - это призыв, который имеет свою направленность, но при этом не указывает на кого-то конкретного. При этом семантика предложения (примеры это подтверждают) может нести различные смысловые оттенки.


Смысловые оттенки обезличенных предложений многообразны и применимы в разных сферах жизни.

Под обобщенно-личными понимаются односоставные предложения без подлежащего, в которых показанное состояние или действие может быть соотнесено к любому лицу. Такое соотношение в глагольном действии обобщает его характер и формирует грамматическое значение предложения этого типа.

Яркими примерами в данном случае являются поговорки и пословицы:

  1. На ошибках учатся.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Не купи двора, купи соседа.
  4. Из песни слова не выкинешь.

Такой семантический компонент как обобщенность сформировался в результате полученного опыта мыслящих и анализирующих сообществ людей. В них представлялись классифицированные наблюдения, которые были связаны с обобщающей характеристикой различных предметов, явлений и жизненных ситуаций.

По мнению ученых одной из важнейших особенностей обобщенных фраз или высказываний является то, что они употребляются при выражении только тех наблюдений, которые говорящему представляются обязательными и бесспорными , поскольку вытекают из объективных особенностей рассматриваемых ситуаций или явлений естественным образом. Поэтому в выражении наблюдений возникает модальное значение неизбежности, необходимости и объективной обусловленности.

В википедии обобщенно-личные предложения имеют следующее значение: они представляют собой односоставные предложения, в которых сказуемое-глагол обозначает действие, выполняемое обобщённым кругом лиц. Сказуемое-глагол стоит в такой же форме, что и неопределённо-личные и определённо-личные предложения.

  1. Не родись красивым, а родись счастливым.
  2. Сделал дело - гуляй смело.
  3. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Такой тип предложений применяется в случае, когда необходимо назвать важность самого действия, а не лица, влияющего на его воспроизведение, при этом действие происходит вне времени и относится к любому лицу. Данные предложения широко распространяются в русской художественной литературе, поговорках, пословицах и афоризмах. Неопределённо- и определённо-личные предложения также могут выражать обобщенность.

По правилам русского языка такие предложения относятся к виду односоставных .

Односоставный вид представляет собой предложения с одним главным членом, в которых смысл передается без потерь. Отличительной особенностью является полное заключение смысла вне текста. Такое предложение может содержать в основе сказуемое или подлежащее.

Выделяют один вид односоставного предложения, когда главным членом является подлежащее - это назывное предложение и четыре вида, если главный член - сказуемое:

  1. Определённо-обобщенное,
  2. Неопределённо-обобщенное;
  3. Безличное;
  4. Обобщённо-личное.

Главный член предложения, к примеру, сказуемое, может означать признак или действие подлежащего. В таком случае оно представляется глаголом в каком-либо наклонении простой и составной формы.

Конструкции

Чаще всего такие конструкции имеют глагол-сказуемое в будущем или настоящем времени третьего лица множественного числа изъявительного наклонения и второго лица множественного или единственного числа повелительного или изъявительного наклонения.

Примеры:

  1. Потеряв голову, по своим волосам не плачут ;
  2. Играй и получи свой приз ;
  3. Разведу руками чужую беду, а к своей не приложу ума ;
  4. Век живи - век учись.

Кроме этого, такие предложения иногда выступают в роли придаточных в составе сложноподчиненных. Например: хоть убей - следов не видно. По своей сути здесь потеряно значение, а конструкция превратилась в устойчивые сочетания, которые при письме всегда выделяются тире или запятыми. Такие устройства характерны стилю разговорной речи.

Повелительное наклонение подразумевает призыв, который ни на кого не указывает, при этом семантика выражения может носить разные смысловые оттенки. Это могут быть:

  1. Пожелания, просьбы или советы, обращенные к людям (к примеру, береги честь смолоду, а платье снову. В этом случае повеление относится к первому лицу и при этом касается каждого);
  2. Указания на возможность или невозможность происходящего действия (данный тип призывов чаще применяют в рекламе - приди и возьми на товар скидку).

Фразы с использованием повелительных глаголов употребляются и в целях усиления сказанного, к примеру: не судите и не судимы будете. Данный пример ясно показывает конкретное сравнение , объяснение и оценку в действиях - чтобы избежать суждения другими, не стоит заниматься суждениями самому.

Смысловые оттенки многообразны и могут применяться в совершенно разных обстоятельствах.

Контексты

Например:

В литературе

Главное назначение данных предложений - это образное выражение суждений общего характера. Это ярко показывается не только в народных пословицах и поговорках, но и в описаниях картин типичных ситуаций, представленных авторами своих сочинений. К примеру: а то велишь запрячь дрожки и соберешься в лес на рябчиков.

В публицистике и критических статьях обобщенность помогает придать суждениям более высокую объективность:

Читая черновики литератора, мы особенно и явственно осознаем значение произведений «Кружалиха» и «Спутники» для русской послевоенной прозы.

Кроме того, что такой способ построения предложений больше распространен в художественном и разговорном стиле, все же встречаются отдельные его разновидности и в научном стиле . Например, в целях указания обычности какого-либо действия: Тензодатчики делают из проволоки, складываемой змейкой.

Также в художественных произведениях подобное обобщение может являться приемом, благодаря которому автор передает свои мысли и чувства, чтобы вызвать у читателя эмоции. Рассмотрим данный прием на примере нескольких строк из стихотворения С. А. Есенина, в котором поэт пытается вызвать сожаление: Ляжешь… горькая дума… не сходит с ума… Голову кружит от шума…

Также в литературе обобщения могут быть в форме двусоставных предложений , в которых подлежащее выражается личным местоимением:

Вы приходите в рощу, и вас охватывает прохлада, вы останавливаетесь и идете медленно.

В данном случае подлежащее - это «вы» и оно к конкретному лицу не относится, а носит обобщающий характер.