Меню

Синтаксические нормы и ошибки употребления. Синтаксические ошибки

Расчет крыши и кровли

1. Неправильное согласование: Молодежь любят ходить в театр (любит); Собака Шарик увидел кошку и погнался за ней (увидела и погналась); Молодая инженер Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я живу в городе Тюмень (Тюмени); Мальчик рос круглой сиротой (круглым).

2. Неправильное управление: Согласно приказа ректора (приказу), заведующий кафедры (кафедрой), оплатите за проезд (оплатите проезд, заплатите за проезд); тревожусь о тебе (за тебя), преимущество над врагом (перед), указать о недостатках (на недостатки), отзыв на статью (о статье), недовольство на низкую зарплату (низкой зарплатой), пришел с университета (из), отметил об успехах (успехи), уверенность в победу (победе), сетует об этом (на это), по приезду вспомнил (по приезде).

3. Местоименное дублирование подлежащего: Якушев – он наш губернатор; Дети – они любят шалить; Солнце – оно уже пригревает; Таня – она очень умная студентка.

4. Неправильное конструирование сказуемого: Вырасту и буду футболист (футболистом); Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты); Мальчик мечтал быть моряк (моряком).

5. Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Вернувшись с работы, поужинала , а потом читаю (почитала); Студенты достали тетради и готовились к лекции (приготовились); Девушки рассмеялись и смотрят друг на друга (посмотрели); Двери закрылись , и автобус трогается с места (тронулся).

6. Пропуск членов предложения : Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобус тронулся); На костре (?) лучшие люди села (присутствуют ); На стене висят (?) писатели (портреты писателей ); Весной на реке ломается лед, (?) разливается, заливает свои берега (она / река ); В киоске продаются (?) актеры кино (портреты / фотографии актеров ).

7. Неправильный порядок слов : Жителям пострадавшего района от наводнения была своевременная помощь оказана; Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди; Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до двадцати пяти лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза Козлова М.П. на двадцать восьмой день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин оттолкнул собаку ногой, которая сразу обиделась и убежала.

8. Двойная синтаксическая связь : Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?); Он добивался отпуска без сохранения содержания и путевки (добивался путевки или отпуска без путевки); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

9. Синтаксическая двузначность : Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?); Возвращение детей (дети вернулись или их кто-то возвратил); рассказ писателя взволновал всех (рассказанное писателем или написанный им рассказ).



10. Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с (эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта , читаю книги; Наряду с психологическим потрясением, в результате пожара люди потеряли жилье.

11. Свободный (независимый) деепричастный оборот: Придя домой после школы , котенок встретит меня радостным мяуканьем; Узнав о конкурсе , у меня появилось желание участвовать в нем; Мальчик вел собаку, весело виляя хвостом ; Гуляя по коридору, нашелся карандаш; Прибежав под дерево , дождь кончился; Сняв фильм «Американская дочь» , боль отпустила Шахназарова; Будучи без сознания , его отвезли в больницу.

12. Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного: Мальчик ждал вечера и когда придет мама; Гуляя на морозе и если не беречься, можно простудиться; Я не люблю болеть и когда меня воспитывают.

13. Смещение конструкции (говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Последнее, на чем я остановлюсь, это на оформлении контрольной работы (это оформление); Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность); Первое, о чем я вас попрошу, это о дисциплине (это дисциплина); Единственное, чего здесь не хватает, это списка литературы (это список литературы); Когда Базарову не хотелось никого видеть, и это он уходил куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь).

14. Смешение прямой и косвенной речи (отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …); Базаров сказал, что мой дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал , что в наш жестокий век восславил я свободу; Брат сообщил мне по секрету, что я сегодня иду на первое свидание.

15. Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, где было принято решение (и было…); Нельзя мириться с тем, когда студенты опаздывают, нецензурно выражаются и курят у входа (с тем, что…); Я взял в библиотеке книгу, где есть все правила орфографии и пунктуации (в которой); Я опоздал, потому как везде пробки (потому что; союза потому как в литературном языке нет).

16. Дублирование союзов: В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет за ним; Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.

17. Неправильная расстановка частей составного союза: Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили; Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет не только задуматься о высоком, но и воспитывает (не только заставляет задуматься, но и…); В лесу мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку (мы не только собрали…, но и поймали …).

18. Лишнее соотносительное слово в главном предложении (указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо; Щенок раскатился на том полу, который был мокрый; Вошел тот преподаватель, который ведет физику.

19. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когда начался пожар, и люди не растерялись, а потушили его; Если пойдет дождь, а мы спрячемся под деревом; Чтобы быть здоровым, и вот я занимаюсь спортом.

20. Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения : О докладе студента можно сказать следующее: доклад не вполне соответствует теме; желательно использовать больше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: неполное соответствие теме, недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).

21. Нарушение границ предложения: Которые студенты опаздывают, мешают другим; После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).

Задание 1 #6673

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Преследуя преступника, офицер бросился наперерез машины и еле избежал повреждений.

2) По прибытии на вокзал леди Бойнтон встретила свою подругу Сару Эджертон, с которой не виделась в течение последних трёх лет.

3) Мальчик пишет письмо бабушке и в нём рассказал о своей летней поездке.

4) Детектив долго работал над делом и не только собрал множество улик, но и достаточное количество свидетельств очевидцев.

5) Необходимо выделять основы во всех предложениях, выполняя задание 21 из ЕГЭ по русскому языку.

6) Начальник на собрании сказал подчинённым, что вы меня разочаровали.

7) Молодой коллекционер собирал не только марки, но и редкие монеты.

8) На картине “Тройке” В.Г. Перов изобразил трёх измождённых детей, при виде которых зритель не может остаться равнодушным.

9) “Охотников на привале” В.Г. Перов написал в 1871 году.

А) Ошибка в использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО... , НО И. Двойные союзы должны соединять однородные. В предложении 4: “ ...не только собрал... , но и достаточное количество свидетельств... ”.

Б) Ошибка в построении предложения с косвенной речью заключается в “смешении” прямой и косвенной речи. В предложении 6 союз ЧТО подразумевает косвенную речь. Личные местоимения ВЫ, МЕНЯ - прямую.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “На картине “ТройкА”...”.

Г) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 3: “Мальчик ПИШЕТ письмо бабушке и в нём РАССКАЗАЛ”. Пишет - несовершенный вид (что делает?), настоящее время. Рассказал - совершенный вид (что сделал?), прошедшее время.

Д) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 1 читаем: “бросился НАПЕРЕРЕЗ машинЫ”. Предлог НАПЕРЕРЕЗ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). НАПЕРЕРЕЗ чему? машинЕ.

Ответ: 46831

Задание 2 #6548

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Анализируя текст рукописи, учёный сделал несколько неожиданных выводов.

2) Будучи серьёзным и ответственным человеком, его уважали все подчинённые.

3) Прочитанная им в выходные книга заставляла задуматься о многом.

4) В “Капитанской дочке” Пушкин показал пример настоящей любви и истинной преданности.

5) Газета “Коммерсантъ” отпраздновал очередной юбилей.

6) Вопреки ожиданий, все дети вели себя на прогулке очень хорошо.

7) По прибытии в санаторий пожилой джентльмен отправился на встречу со своим старым другом.

8) Я учился в университете с ребятами, серьёзно увлекавшихся театром.

9) В журнале “Русском репортёре” часто встречаются неплохие рецензии на театральные постановки.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 6 читаем: “ВОПРЕКИ ожиданий”. Предлог ВОПРЕКИ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). ВОПРЕКИ чему? ожиданиЯМ.

Б) Находим основы во всех предложениях. В предложении 5 основа: газета отпраздновал. Сказуемое (отпраздновал) стоит в мужском роде, а подлежащее (газета) стоит в женском роде. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “В журнале “РусскИЙ репортёр”...”.

Г) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: серьёзно увлекавшихся театром. Определяемое слово: с ребятАМИ. В предложении 8 слово “ребятАМИ” стоит в Т.п., причастие “увлекавшИХся” стоит в Р.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие - согласованное определение). Правильный вариант: “с ребятАМИ, серьёзно увлекавшИМИся театром”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 2 основа: уважали подчинённые. ДО: будучи серьёзным и ответственным человеком. Подлежащее “подчинённые” не может выполнять оба эти действия, т.к. “серьёзным и ответственным человеком” был кто-то, но не подчинённые.

Ответ: 65982

Задание 3 #6549

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Лежавший Андрей Болконский на Аустерлицком поле неотрывно смотрел на чистое небо.

2) Сражаясь на Бородинском поле, русские солдаты продемонстрировали свою силу и отвагу.

3) В романе-эпопее “Войне и мире” Л.Н.Толстой показал судьбу русского народа.

4) Опоздавший на экзамен ученик не смог справиться с работой за оставшееся время.

5) Вопреки просьбы Андрея Болконского, Пьер поехал к Анатолю на вечер.

6) Россия стала великой державой благодаря успеху её лидеров.

7) Когда союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского победил в Великой войне, многие тевтонские рыцари будут взяты в плен.

8) Проведя церковную реформу в 1653–1656, это привело к расколу в русской церкви.

9) В романе “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевский показывает, что нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 5 читаем: “ВОПРЕКИ просьбы”. Предлог ВОПРЕКИ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). ВОПРЕКИ чему? просьбАМ.

Б) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 7: “союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского ПОБЕДИЛ” и “многие тевтонские рыцари БУДУТ ВЗЯТЫ в плен”. Победил - совершенный вид (что сделал?), прошедшее время. Будут - несовершенный вид (что будут делать?), будущее время.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “В романе-эпопее “ВойнА и мир”...”.

Г) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: лежавший на Аустерлицком поле. Определяемое слово: Андрей Болконский. В предложении 1 слова “Андрей Болконский” стоят внутри причастного оборота. Это ошибка. Правильно: “лежавший на Аустерлицком поле АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ” или “АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ, лежавший на Аустерлицком поле”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 8 основа: это привело. ДО: проведя церковную реформу в 1653–1656. Подлежащее “это” не может выполнять оба эти действия, т.к. “церковную реформу в 1653–1656” провёл кто-то, а не “это”.

Ответ: 57318

Задание 4 #6550

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Готовясь к Куликовской битве, Дмитрий Донской просил благословения у Сергия Радонежского.

2) Вопреки тяжёлого положения в стране, Временное правительство ратовало за продолжение военных действий.

3) Произошедший на мосту Марка Поло инцидент послужил японцам поводом для войны.

4) В произведении Салтыкова-Щедрина “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” автор высмеивает пороки российского общества.

5) Вопреки заговорам Софьи Алексеевны, Пётр I стал полноправным правителем.

6) Когда началась Первая мировая война, тяжёлые события приведут к распаду четырёх империй.

8) Разочаровавшийся Лермонтов в своём поколении, написал роман “Герой нашего времени”.

9) Сражаясь против превосходящих сил Наполеона, война 1805 года была проиграна.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 2 читаем: “ВОПРЕКИ тяжёлого положения”. Предлог ВОПРЕКИ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). ВОПРЕКИ чему? тяжёлОМУ положениЮ.

Б) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 6: “НАЧАЛАСЬ Первая мировая война” и “события ПРИВЕДУТ”. Началась - совершенный вид (что сделала?), прошедшее время. Приведут - совершенный вид (что сделают?), будущее время. У глаголов могут не совпадать и вид, и время. Но иногда не совпадает что-то одно (как в данном примере). Это тоже считается ошибкой.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “В произведении... “ПовестЬ о том, как один мужик двух генералов прокормил”...”.

Г) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: разочаровавшийся в своём поколении. Определяемое слово: Лермонтов. В предложении 8 слово “Лермонтов” стоит внутри причастного оборота. Это ошибка. Правильно: “разочаровавшийся в своём поколении ЛЕРМОНТОВ” или “ЛЕРМОНТОВ, разочаровавшийся в своём поколении”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 9 основа: война была проиграна. ДО: сражаясь против превосходящих сил Наполеона. Подлежащее “война” не может выполнять оба эти действия, т.к. “против превосходящих сил Наполеона” не могла сражаться ВОЙНА.

Ответ: 26489

Задание 5 #6552

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Отправляясь в путешествие, возьмите с собой аптечку, зубную щётку и томик стихов Анны Ахматовой.

2) Удивляясь моему невежеству, соседка спросила, как давно я в последний раз читала книгу.

3) Включив лампу дневного света, в комнате стало немного уютнее.

4) По окончанию университета многие выпускники факультета журналистики идут работать учителями в школы.

5) Куратор курса спросил меня, что где ты пропадала половину семестра.

6) Сэм Ваймс, являясь опытным стражником, сразу распознал в новобранце хорошие качества и проникся уважением к нему.

7) Профессор, вероятно, разочаруется в работе своего подопечного и не хотел продолжать с ним сотрудничество.

8) По прилёте в Лондон Алексеев встретил суперинтенданта Баттла, который за чашкой кофе подробно рассказал о последнем расследованном его командой деле.

9) Лучшие бухгалтеры завода удостоились и получили денежную премию по окончании года.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 4 читаем: “ПО окончаниЮ университета”. Предлог ПО в данной ситуации требует ПРЕДЛОЖНОГО падежа (по ком? чём?). ПО окончаниИ университета. Запомните.

Б) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 7: “Профессор, вероятно, РАЗОЧАРУЕТСЯ в работе своего подопечного и НЕ ХОТЕЛ”. Разочаруется - совершенный вид (что сделает?), будущее время. Не хотел - несовершенный вид (что делал?), прошедшее время.

В) Ошибка в построении предложения с однородными. Если подобная ошибка не связана с использованием ДВОЙНЫХ союзов, то: 1. Ищем все группы однородных; 2. Смотрим на слова, которые от них зависят. В предложении 9 видим пару однородных: “удостоились и получили”. Зависимое слово: “премию”. Получается: “удостоились премию” (слова не согласуются) и “получили премию” (согласуются). Правильно было бы: “удостоились премии и получили её”. Внимательнее с этим видом ошибки: её часто допускают при написании сочинения.

Г) Ошибка в построении предложения с косвенной речью заключается в “смешении” прямой и косвенной речи. В предложении 5 союз ЧТО подразумевает косвенную речь. Личное местоимение ТЫ и вопрос ГДЕ - прямую.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 3 основа: стало немного уютнее. ДО: включив лампу дневного света. В предложении нет подлежащего. Обычно это не означает, что в предложении не может быть ДО. Однако в данной ситуации перед нами безличное предложение, в котором не просто нет субъекта, выполняющего действие, но даже не подразумевается такой субъект. Действие - “стало немного уютнее” - происходит само по себе. А “лампу дневного света” включает кто-то. Таким образом, сказуемое и ДО не согласуются.

Ответ: 47953

Задание 6 #6553

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.

2) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.

3) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.

4) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.

5) Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз.

6) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.

7) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.

8) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.

9) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 8 читаем: “БЛАГОДАРЯ использования”. Предлог БЛАГОДАРЯ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). БЛАГОДАРЯ чему? использованиЮ.

Б) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 9: “Российские педагоги ПРОВОДЯТ... , во время которых ДЕЛИЛИСЬ”. Проводят - несовершенный вид (что делают?), настоящее время. Делились - несовершенный вид (что делали?), прошедшее время. У глаголов могут не совпадать и вид, и время. Но иногда не совпадает что-то одно (как в данном примере). Это тоже считается ошибкой.

В) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: ещё до конца не распустившИМся. Определяемое слово: бутоны. В предложении 7 слово “бутоны” стоит в И.п., причастие “распустившИМся” стоит в Д.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие - согласованное определение). Правильный вариант: “бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившИЕся”.

Г) Ошибка в использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО... , НО И. Двойные союзы должны соединять однородные. В предложении 5: “ ...не только любила... , но и джаз”. Правильно: “ ... любила не только классическую музыку, но и джаз”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 1 основа: была подготовлена афиша. ДО: изменив название пьесы. Подлежащее “афиша” не может выполнять оба эти действия, т.к. “название пьесы” не могла изменить АФИША.

Ответ: 89751

Задание 7 #6554

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) ошибка в употреблении имени числительного

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) “Рассмотрите и подумайте над всеми доказательствами его вины”, - сказал суперинтендант Баттл полковнику Рейсу.

2) Благодаря стараниям Сибиллы Овнец комната Сэма Ваймса стала гораздо уютнее.

3) Командир Городской Стражи Сэм Ваймс, прогуливаясь по неблагополучным районам Анк-Морпорка, делал неутешительные выводы о работе своих подопечных.

5) “Особенные чувства возникли в моей душе, путешествуя с тобой”, - сказал Доктор своей помщнице.

6) В этом году на конференции будут выступать три профессора нашего университета.

7) Пятеро неопознанных кораблей опять были обнаружены в Чёрном море.

8) Согласно имперского реестра в поход отправляются десять легионов.

9) Дом нашего бухгалтера располагается в том переулке, о котором я не раз упоминал, рассказывая печальную историю преступлений города N.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 8 читаем: “СОГЛАСНО имперского реестра”. Предлог СОГЛАСНО требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). СОГЛАСНО чему? имперскОМУ реестрУ.

Б) Ошибка в употреблении СОБИРАТЕЛЬНОГО числительного. Собирательные числительные НЕ МОГУТ употребляться с существительными женского и среднего рода, а также с неодушевлёнными существительными мужского рода. В предложении 7 собирательное числительное “пятеро” употребляется с неодушевлённым существительным “кораблей”.

В) Ошибка в построении предложения с однородными. Если подобная ошибка не связана с использованием ДВОЙНЫХ союзов, то: 1. Ищем все группы однородных; 2. Смотрим на слова, которые от них зависят. В предложении 1 видим пару однородных: “рассмотрите и подумайте”. Зависимое слово: “над доказательствами”. Получается: “рассмотрите над доказательствами” (слова не согласуются) и “подумайте над доказательствами” (согласуются). Правильно было бы: “рассмотрите доказательства и подумайте над ними”. Внимательнее с этим видом ошибки: её часто допускают при написании сочинения.

Г) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “шоу “Дневник экстрасенса”...”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В предложении 5 основа: чувства возникли. ДО: путешествуя с тобой. Подлежащее “чувства” не может выполнять оба эти действия, т.к. ЧУВСТВА ни с кем не путешествовали.

Ответ: 87145

Умение находить в тексте синтаксические ошибки позволит учащимся старших классов успешно сдать ЕГЭ по русскому языку и рассчитывать на получение конкурентных баллов. Подобные задания включаются в аттестационное тестирование ежегодно. При этом многолетняя практика показывает, что далеко не все учащиеся справляются с такими упражнениями без затруднений. В связи с этим освежить в памяти основные правила просто необходимо.

Информация, которую нужно запомнить

Различают несколько видов синтаксических ошибок. Для удобства мы объединили их в таблицу.

Тип ошибки Пример некорректного употребления Правильный вариант
Неверное употребление падежных форм
Некорректное управление зависимыми словами. Описывать о случившемся Описывать случившееся
Неправильное употребление предлогов вопреки, согласно, благодаря. Согласно обстоятельств Согласно обстоятельствам
Некорректное употребление слов с предлогом по в значении «после чего-то, в результате чего-то». По окончанию, по приезду По окончании, по приезде
Нарушение правил употребления двойных союзов вместе с однородными членами предложения
Неверное соединение членов предложения двойными союзами. Понимание основной мысли текста является не только важным для писателя, но и для читателей. Понимание основной мысли текста является важным не только для писателя, но и для читателей.
Замена частей двойного союза. Существенные изменения наблюдались как в культурной сфере, а также в промышленных отраслях. Существенные изменения наблюдались как в культурной сфере, так и в промышленных отраслях.
Некорректное употребление однородных членов предложения
Неверное построение предложения с однородными членами. Сотрудник нашел и радуется своему решению. Сотрудник нашел решение и радуется ему.
Ошибка в употреблении однородных членов после обобщающих слов. Особенности быта русских людей описаны в произведениях многих писателей: Толстой, Гоголь, Тургенев. Особенности быта русских людей описаны в произведениях многих писателей: Толстого, Гоголя, Тургенева.
Пропуск предлога при перечислении однородных членов. Осенние листья были везде: на центральных улицах, парках. Осенние листья были везде: на центральных улицах, в парках.
Объединение родовидовых понятий при перечислении однородных членов. Он положил в сумку помидоры, картошку, овощи, термос с чаем. Он положил в сумку термос с чаем и овощи: помидоры, картошку.
Неверное употребление в предложении имен собственных
Неправильный выбор падежа имени собственного. В спектакле «Спящей красавице» великолепное музыкальное сопровождение. В спектакле «Спящая красавица» великолепное музыкальное сопровождение.
Некорректное построение предложения с причастным оборотом
Несогласованность причастия с определяемым словом. Одно из самых интересных мест в нашей стране, привлекающих любителей природы со всего мира, - озеро Байкал. Одно из самых интересных мест в нашей стране, привлекающее любителей природы со всего мира, - озеро Байкал.
Разрыв причастного оборота определяемым словом. Прибывшие представители компаний на семинар проходят регистрацию. Представители компаний, прибывшие на семинар, проходят регистрацию.
Употребление в качестве однородных членов причастного оборота и определительного придаточного. Молодой человек, стоявший посреди комнаты и который громко читал стихи, не мог остаться незамеченным. Молодой человек, стоявший посреди комнаты и громко читающий стихи, не мог остаться незамеченным.
Ошибочное построение сложноподчиненных предложений
Несогласованность подлежащего и сказуемого в частях сложноподчиненного предложения. Все, кто знаком с русской классикой, знает Тургенева. Все, кто знаком с русской классикой, знают Тургенева.
Некорректное присоединение придаточной части предложения, вызывающее искажение общего смысла. В послании сообщалось, что на завод направляется прокурор, которым управляет В. В. Иванов. В послании сообщалось, что на завод, которым управляет В. В. Иванов, направляется прокурор.
Некорректная замена прямой речи косвенной
Неправильное употребление косвенной речи в придаточной части сложного предложения. Пушкин писал, что «я памятник себе воздвиг нерукотворный». Пушкин писал, что он памятник себе воздвиг нерукотворный.
Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым
Неверное определение рода сложносокращенного слова. ООН был основан в 1945 году. ООН была основана в 1945 году.
Нарушение согласования между подлежащим, в роли которого выступает сложное существительное, и сказуемым. Кресло-качалка была неисправна. Кресло-качалка было неисправно.

Готовьтесь к экзаменационным тестам вместе со «Школково»!

Выбрав онлайн-занятия на нашем образовательном портале, учащиеся старших классов научатся оперативно определять и исправлять синтаксические ошибки. Преподаватели «Школково» разработали уникальный алгоритм подготовки к единому госэкзамену. Мы предлагаем переходить от простого к сложному и таким образом выявить трудные темы. Вначале учащимся рекомендуется повторить базовую теорию (какие бывают синтаксические ошибки, что такое и проч.). После этого, ознакомившись с примерами, выпускники могут попрактиковаться в выполнении упражнений. Мы убеждены, что благодаря такому подходу школьники смогут улучшить собственные знания и успешно справиться с экзаменационными тестами.


Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Синтаксические ошибки

Синтаксис деловой речи имеет свои существенные особенности, отличающие его от синтаксиса разговорной речи. Это определяется, прежде всего, наличием в языке документа набора готовых синтаксических конструкций для выражения стандартных действий и обстоятельств.

Синтаксис – раздел языкознания, предметом которого являются словосочетания и целостные предложения в структуре текста.

Основной синтаксической ошибкой, которую можно обнаружить в документе или деловой бумаге, является проникновение в деловую речь элементов, моделей и конструкций из разговорной речи.

Неправильное использование устойчивых словосочетаний. Многократно повторяющиеся административно-производственные ситуации находят свое отражение в ограниченном наборе речевых формул.

Например: приказ издается, должностные оклады – устанавливаются, контроль – возлагается на кого-либо или осуществляется, выговор объявляется, порицание выносится и т.д.

Стандартные обороты речи приобретают устойчивый характер, по своей роли они приближаются к фразеологизмам. Например, мы можем написать: допустить нарушение, ошибку, просчет, но нельзя написать: допустить дефект, брак, поломки, хищения. Или: можно удешевить товары и продукты, но нельзя удешевить себестоимостьсебестоимость можно снизить.

Часто встречаются ошибки в употреблении следующих словосочетаний.

Ошибок, нарушающих устойчивость словосочетаний официально-деловой речи, можно допустить в документах большое количество, поэтому составитель документа должен как можно чаще обращаться к словарю и уточнять сочетаемость тех или иных слов.

Важно запомнить

Управляющее слово – это слово, которое диктует употребление определенной предложно-падежной формы следующего за ним слова.

Неправильное употребление падежа и предлога после управляющих слов

При подготовке документа часто приходится сталкиваться с вопросом синтаксического управления – выбором надлежащей формы и нужного предлога. Составители служебных документов нередко допускают неправильное употребление падежа. Наиболее распространенной является ошибка в употреблении существительного в родительном падеже вместо других падежей. Например, слово руководство требует после себя не родительного, а творительного падежа:

Неправильное использование падежа или предлога после управляющего слова чаще всего наблюдается в документах в случае употребления близких по смыслу слов. Так, слово озабоченность должно употребляться в сочетании с формой творительного падежа существительного без предлога: озабоченность делами. Но под влиянием близких ему по значению слов, которые употребляются в сочетании с предлогами о и за (забота о родителях, тревога за детей), слово озабоченность нередко ошибочно употребляют в сочетании с теми же предлогами.

Смешение предложно-падежных конструкций – это одна из наиболее частых речевых ошибок. Составителям документов следует знать правильный падеж после определенных слов. Отличия предложно-падежных конструкций после близких по значению слов:

Неправильное согласование слов. В русском языке существуют трудности, связанные с решением вопроса о том, как согласовать члены предложения в роде, числе и падеже. Как написать:

"Большинство голосовало против"? Это грамматическое согласование? Или согласовать по смыслу: "Большинство голосовали против". Или как правильно сказать: "наша директор предприятия Куликова" или "наш директор предприятия Куликова"?

Правила согласования. 1. Если употребляется подлежащее со словами большинство, меньшинство, множество, ряд, масть, много, немало, несколько, то сказуемое ставится в форме единственного числа, если речь идет о неодушевленном существительном или если сказуемое находится рядом с ранее указанными словами. Например: "Ряд предложений проекта не подкреплен нужными расчетами" (ряд предложений – неодушевленное существительное) или "Большинство голосовало против" (сказуемое находится рядом со словом "большинство").

Если же сказуемое значительно удалено от подлежащего, но автор хочет подчеркнуть одушевленность главного существительного, то используется форма множественного числа: "Большинство участников Всероссийской конференции по экологии голосовали против" (существительное участники одушевленное и оно значительно удалено от слова большинство).

  • 2. Если определение относится к имени существительному, имеющему при себе приложение, то оно согласуется с главным словом сочетания. Главное слово в таких сочетаниях обычно стоит на первом месте. Например: новый вагон-лаборатория; уникальный музей-квартира; известная женщина-хирург.
  • 3. Если определение относится к сочетанию личного имени и приложения, определение обычно согласуется с ближайшим именем существительным. Например: ваш директор завода Иванова Н. П.; наш начальник цеха Петрова-, старший инженер Яковлева; новый лаборант Серова.

Отступление от этого правила наблюдается в тех случаях, когда определение выражается причастием. Например: выступившая на собрании заместитель декана по научной работе доцент Сидорова; принимавшая участие в разработке проекта старший научный сотрудник Алексеева.

  • 4. Если определение относится к сочетанию существительного с числительными два, три, четыре, то оно обычно ставится в форме родительного падежа, когда относится к словам мужского рода, и в форме именительного падежа, когда относится к словам женского рода. Например: два кадровых работника (родительный падеж); три молодых специалиста (родительный падеж); две новые сотрудницы (именительный падеж).
  • 5. Если речь идет о согласовании географического названия с родовыми наименованиями, то в отличие от общелитературного употребления в языке документов обычно названия городов, сел, деревень, станций и т.д. не изменяются и не согласуются с родовыми наименованиями. Например: в городе Тула; в поселке Пушкино; на реке Волга; на станции Луговая.

Неправильный порядок слов в предложении. Как известно, в русском языке существует свободный порядок слов в предложении. Это значит, что члены предложения не имеют своего постоянного места. Взаимное их расположение зависит от типа предложения и от желания говорящего или пишущего подчеркнуть смысловую значимость того или иного слова. Однако следует помнить, что свобода порядка слов в предложении относительна. Неоправданное или непродуманное изменение порядка слов воспринимается как ошибка. В официально-деловой речи из-за нарушения правильного порядка слов трудно бывает установить, кто (или что ) является субъектом действия.

В данном случае субъектом действия является завод, поэтому слово завод должно стоять в начале предложения.

Важно запомнить

В языке документа только прямой порядок слов (сначала подлежащее, затем сказуемое) обеспечивает адекватное понимание предложения.

В русской письменной речи информационная роль порядка слов возрастает к концу фразы, и всякая перестановка слов меняет смысл предложения.

Рассмотрим три примера.

  • 1. Все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки.
  • 2. В ближайшие сроки должны быть устранены все недочеты.
  • 3. В ближайшие сроки все недочеты должны быть устранены.

В первом предложении говорится о времени, в течение которого должны быть устранены недочеты; во втором констатируется, что должно быть устранено; в третьем указывается, что должно быть сделано в ближайшие сроки. Определенный порядок слов позволяет изменить смысловые акценты.

Иногда нарушенный порядок слов создает возможность двоякого толкования, что недопустимо в языке документов.

В левом предложении непонятно, к чему относятся слова в конце года. Может быть, расценки уточняются в конце года или определение фонда оплаты в конце года. Словосочетание в конце года необходимо переместить, и тогда предложение будет иметь только один смысл.

Нарушение специфики употребления деепричастных оборотов. Для деловой письменной речи характерно употребление деепричастных оборотов, которые делают эту речь более компактной. Деепричастный оборот служит средством передачи действия, происходящего одновременно или в связи с другим действием. Обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Однако составители деловых бумаг часто допускают ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

Важно запомнить

В предложении с деепричастным оборотом должен быть единый субъект действия в именительном падеже.

Ошибки при употреблении деепричастных оборотов можно исправить, заменяя предложения с деепричастными оборотами предложениями с обстоятельствами, выраженными сочетаниями слов или сложноподчиненными предложениями с обстоятельственными придаточными частями, а также употребляя глаголы-сказуемые не в страдательном, а в действительном залоге.

В левом предложении нарушено основное условие употребления деепричастного оборота: здесь действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастным оборотом, не относятся к единому субъекту.

Неправильно

Правильно

Изучая проблемы государственной службы, учеными были получены интересные результаты.

При изучении проблем государственной службы ученые получили интересные результаты

Изучая проблемы государственной службы, ученые получили интересные результаты.

Гарантируя полную и своевременную оплату заказа, нами получено разрешение треста на авансирование исследовательских работ.

Гарантируя полную и своевременную опиату заказа, мы получили разрешение треста на авансирование исследовательских работ.

Ознакомившись с положением дел на фабрике, нормы и расценки директором были изменены.

Ознакомившись с положением дел на фабрике, директор изменил нормы и расценки.

Незнание структуры сложного предложения. Нередко составители документов неоправданно усложняют текст, что затрудняет понимание основной мысли. Появляются документы, насыщенные сложноподчиненными предложениями с однотипными придаточными частями, длиннейшими перечислениями, сложно построенными вставными конструкциями, развернутыми цитатами. Мы знаем, что специфика документа требует пристального внимания к деталям изложения, но не всегда и не все детали уместны в тексте. Поэтому неоправданно усложненные синтаксические построения должны упрощаться. Это можно сделать различными способами.

Способы упрощения сложных синтаксических конструкций.

1. Разбивка сложного текста на отдельные, простые по составу и построению фразы.

2. Замена придаточного предложения синонимичными при частными и деепричастными оборотами.

Причастный оборот может следовать за определяемым словом или предшествовать ему. Наиболее распространено в деловой речи расположение причастного оборота после определяемого слова. Причем следует обратить внимание на то, что не допускается соединение причастных и деепричастных оборотов с придаточными предложениями в качестве однородных синтаксических членов.

3. Замена придаточного предложения синонимичными конструкциями с отглагольными существительными. Активное использование этих конструкций помогает упростить синтаксис делового текста.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные лексические, морфологические и синтаксические ошибки, влияющие на стиль и содержание документа.

    Неправильное согласование: Молодежь любят ходить в театр (любит); Собака Шарик увидел кошку и погнался за ней (увидела и погналась); Молодая инженер Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я живу в городе Тюмень (Тюмени); Мальчик рос круглой сиротой (круглым).

    Неправильное управление: Согласно приказа ректора (приказу), заведующий кафедры (кафедрой), оплатите за проезд (оплатите проезд, заплатите за проезд); тревожусь о тебе (за тебя), преимущество над врагом (перед), указать о недостатках (на недостатки), отзыв на статью (о статье), недовольство на низкую зарплату (низкой зарплатой), пришел с университета (из), отметил об успехах (успехи), уверенность в победу (победе), сетует об этом (на это), по приезду вспомнил (по приезде).

    Местоименное дублирование подлежащего: Якушев – он наш губернатор; Дети – они любят шалить; Солнце – оно уже пригревает; Таня – она очень умная студентка.

    Неправильное конструирование сказуемого: Вырасту и буду футболист (футболистом); Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты); Мальчик мечтал быть моряк (моряком).

    Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Вернувшись с работы, поужинала , а потом читаю (почитала); Студенты достали тетради и готовились к лекции (приготовились); Девушки рассмеялись и смотрят друг на друга (посмотрели); Двери закрылись , и автобус трогается с места (тронулся).

    Пропуск членов предложения : Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобус тронулся); На костре (?) лучшие люди села (присутствуют ); На стене висят (?) писатели (портреты писателей ); Весной на реке ломается лед, (?) разливается, заливает свои берега (она / река ); В киоске продаются (?) актеры кино (портреты / фотографии актеров ).

    Неправильный порядок слов : Жителям пострадавшего района от наводнения была своевременная помощь оказана; Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди; Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до двадцати пяти лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза Козлова М.П. на двадцать восьмой день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин оттолкнул собаку ногой, которая сразу обиделась и убежала.

    Двойная синтаксическая связь : Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?); Он добивался отпуска без сохранения содержания и путевки (добивался путевки или отпуска без путевки); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

    Синтаксическая двузначность : Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?); Возвращение детей (дети вернулись или их кто-то возвратил); рассказ писателя взволновал всех (рассказанное писателем или написанный им рассказ).

    Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с (эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта , читаю книги; Наряду с психологическим потрясением, в результате пожара люди потеряли жилье.

    Свободный (независимый) деепричастный оборот: Придя домой после школы , котенок встретит меня радостным мяуканьем; Узнав о конкурсе , у меня появилось желание участвовать в нем; Мальчик вел собаку, весело виляя хвостом ; Гуляя по коридору, нашелся карандаш; Прибежав под дерево , дождь кончился; Сняв фильм «Американская дочь» , боль отпустила Шахназарова; Будучи без сознания , его отвезли в больницу.

    Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного: Мальчик ждал вечера и когда придет мама; Гуляя на морозе и если не беречься, можно простудиться; Я не люблю болеть и когда меня воспитывают.

    Смещение конструкции (говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Последнее, на чем я остановлюсь, это на оформлении контрольной работы (это оформление); Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность); Первое, о чем я вас попрошу, это о дисциплине (это дисциплина); Единственное, чего здесь не хватает, это списка литературы (это список литературы); Когда Базарову не хотелось никого видеть, и это он уходил куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь).

    Смешение прямой и косвенной речи (отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …); Базаров сказал, что мой дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал , что в наш жестокий век восславил я свободу; Брат сообщил мне по секрету, что я сегодня иду на первое свидание.

    Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, где было принято решение (и было…); Нельзя мириться с тем, когда студенты опаздывают, нецензурно выражаются и курят у входа (с тем, что…); Я взял в библиотеке книгу, где есть все правила орфографии и пунктуации (в которой); Я опоздал, потому как везде пробки (потому что; союза потому как в литературном языке нет).

    Дублирование союзов: В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет за ним; Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.

    Неправильная расстановка частей составного союза: Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили; Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет не только задуматься о высоком, но и воспитывает (не только заставляет задуматься, но и…); В лесу мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку (мы не только собрали…, но и поймали …).

    Лишнее соотносительное слово в главном предложении (указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо; Щенок раскатился на том полу, который был мокрый; Вошел тот преподаватель, который ведет физику.

    Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когда начался пожар, и люди не растерялись, а потушили его; Если пойдет дождь, а мы спрячемся под деревом; Чтобы быть здоровым, и вот я занимаюсь спортом.

    Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения : О докладе студента можно сказать следующее: доклад не вполне соответствует теме; желательно использовать больше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: неполное соответствие теме, недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).

21. Нарушение границ предложения: Которые студенты опаздывают, мешают другим; После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).